Картотека прогулок на весенний период
материал (младшая группа)

Львова Светлана Сергеевна

Содержание картотеки включает в себя разработанные прогулки на каждый день на весь весенний период.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mart.doc99.5 КБ
Microsoft Office document icon aprel.doc80 КБ
Microsoft Office document icon may.doc95.5 КБ

Предварительный просмотр:

МАРТ

Прогулка 1
ПРИШЛА ВЕСНА
(утро)

Цель: дать представление о ранней весне, о том, какие сезонные изменения произошли с солнцем.

Ход прогулки

I. Познание (познавательно-исследовательская и речевая деятельность).

1. Наблюдение. 

Обратить внимание на особенности солнца в весенний период. Что случилось с солнышком? (Солнце стало чаще появляться.) Его лучи ярче  светят,  солнышко  улыбается,  все  кругом  сверкает.  Снег искрится разноцветными огнями, начал таять, текут ручьи. Почему текут ручьи? (Солнце стало пригревать, снег начал таять, превращаться в воду.) Обратить внимание на одежду людей. (Люди меняют теплую зимнюю одежду на легкие курточки.)

2. Стихотворения.

Солнце ласково смеется,

Светится ярче, горячей.

И с пригорка звонко льется  

Разговорчивый ручей.

                        Я. Колас

ЛУК

На огород пришла весна

И разбудила семена.

Просунул лук наружу

Зеленый пальчик свой:

Нет холода и стужи –

Весна над головой.

Поднялся лук повыше,

Глядит – соседей нет.

Он самым первым вышел

Из-под земли на свет.

                        Б. П. Копалыгин

3. Игра-опыт «Где ночует солнышко».

Цель: обратить внимание  на то, что солнышко в течение дня меняет свое положение на небе: восход солнца можно наблюдать из одного окна, а заход из другого.

II. Физическое развитие (овладение основными двигательными навыками, выполнение движений по шаблону).

1. Подвижная игра «Птички – раз! Птички – два!».

Цель: упражнять детей в выполнении движений, учить счету.

Ход игры: воспитатель говорит: «Сейчас будем играть. Сколько у птички лапок? А глазок? А крылышек?»

Птички, раз!

(Дети выдвигают вперед одну ногу.)

Птички, два!

(Выдвигают другую ногу.)

Скок-скок-скок!

(Дети скачут на обеих ногах.)

Птички, раз!

(Дети поднимают крылышко.)

Птички, два!

(Поднимают крылышко.)

Хлоп! Хлоп! Хлоп!

(Дети хлопают в ладошки.)

Птички, раз!

(Дети закрывают рукой один глаз.)

Птички, два!

(Закрывают другой глаз.)

«Птички» открывают глаза и бегают, машут «крылышками», чирикают, пищат. Воспитатель: «Все улетели!»

Игра повторяется.

2. Игра малой подвижности «По трудной дорожке».

Цель: развивать согласованность рук и ног при движении, чувство равновесия, ловкость.

Ход игры:  воспитатель кладет на пол доску шириной 25–30 см, а за ней раскладывает кубы, бруски на расстоянии 25–30 см один от другого. Педагог предлагает детям пройти по трудной дорожке: сначала по доске, стараясь не оступится, затем идти, перешагивая через кубики, бруски, не задевая за них.

III. Трудовая деятельность: сгребание снега в кучки.

Цель: закреплять умение собирать снег.

Прогулка 2
СВЕТЛА НЕБЕСНАЯ ЛАЗУРЬ...
(вечер)

Цель: закреплять представления о весне, обратить внимание на изменения, происшедшие на небе.

Ход прогулки

I. Познание (познавательно-исследовательская и речевая деятельность).

1. Наблюдение. 

Посмотреть на небо: таким ли оно было зимой? Что изменилось? Зимой небо было серое, а теперь какое? (Синие.) На нем появились белые легкие облака, которые плывут то медленно, то быстро. Облака любуются сверху на детишек. Весна идет!

Весна, весна!

Как воздух чист!

Как ясен небосклон!

                Е. Баратынский

2. Стихотворение.

Одуванчик снял с травинки                        А тюльпан в глубокой чашке

Ярко-желтую росинку.                        Поднял найденный рубин.

Поднял с камня василёк                        Собирают по росинке,

Синий-синий огонек.                        По искринке-золотинке

Заблистал алмаз у кашки,                        Снова радугу цветы,

Разноцветный, как павлин,                        Чтоб ее увидел ты.

                                                                        Б. П. Копалыгин

II. Физическое развитие (овладение основными двигательными навыками, выполнение движений по шаблону).

1. Подвижная игра «Самолет» (см. прогулку 7 в ноябре).

2. Хороводная игра «Мы – веселые ребята» (см. прогулку 4 в сентябре).

III. Трудовая деятельность: уборка мусора на участке.

Цель: развивать умение работать сообща, воспитывать чувство ответственности.

Прогулка 3
ТАЕТ, ТАЕТ СНЕЖОК, ТЕЧЕТ, ТЕЧЕТ РУЧЕЕК
(утро)

Цель: расширять представления о весне, разобрать основные свойства снега.

Ход прогулки

I. Познание (познавательно-исследовательская и речевая деятельность).

1. Наблюдение. 

Продолжать наблюдать за снегом и изменениями снегового покрова. Что происходит со снегом? Вспомнить, что зимой снег был белым-белым, а сейчас снег стал серым, грязным. Почему из-под сугробов вытекает вода? (Сугробы все больше оседают, потому что тепло.) Что появилось вокруг дерева? (Вокруг деревьев протаяли воронки.) Появляются первые проталинки, обратить внимание, где снег тает быстрее. Почему?

2. Стихотворение.

К нам весна шагает

Быстрыми шагами,

И сугробы тают

Под ее ногами.

                И. Токмакова

II. Физическое развитие (овладение основными двигательными навыками, выполнение движений по шаблону).

1. Подвижная игра «Снег кружится» (см. прогулку 1 в декабре).

2. Игра малой подвижности «Зашагали ножки».

Цель: учить ходить малышей по дорожке друг за другом.

Ход игры: воспитатель читает текст:

Зашагали ножки – топ, топ, топ!

Прямо по дорожке – топ, топ, топ!

Ну-ка веселее – топ, топ, топ!

Вот как мы умеем – топ, топ, топ!

Зашагали ножки – топ, топ, топ!

Прямо по дорожке – топ, топ, топ!

Топают сапожки – топ, топ, топ!

Это наши ножки – топ, топ, топ!

Стоп!

Дети идут каждый по своей дорожке, вместе с воспитателем произносят слова «Топ, топ, топ!».

Как у наших у ребят

(дети ходят между предметами, кубиками)

Ножки весело стучат.

Топ, топ, топ! Топ, топ, топ!

Топают, стараются,

(последние слова дети

произносят с воспитателем)

Громко получается.

Топ, топ, топ! Топ, топ, топ!

Ножки топали, устали

(воспитатель читает текст медленнее,

дети идут спокойно, слова говорят тихо)

И тихонько топать стали. Да-да-да!

Руками мы хлопаем – да, да, да!

(Дети идут врассыпную.)

Ножками мы топаем – да, да, да!

(Выполняют движения в соответствии

с текстом.)

Вот как мы умеем – топ, топ, топ!

Ручками помашем – да, да, да!        

(Дети стоят, руками машут над головой.)

Ножками попляшем – да, да, да!

(Ногами выполняют танцевальные

движения, подражая педагогу.)

Покружились, покружились

И остановились!

III. Трудовая деятельность: уборка снега с дорожки.

Цель: поручить детям расчистить дорожки.

Прогулка 4
ПТИЦЫ РАДУЮТСЯ ПРИХОДУ ВЕСНЫ
(вечер)

Цель: расширять представления о поведении птиц ранней весной.

Ход прогулки

I. Познание (познавательно-исследовательская и речевая деятельность).

1. Наблюдение. 

Предложить послушать голоса птиц.  

– Что происходит в жизни птиц? (Птицам стало тепло, но земля еще полностью не оттаяла, им нечего есть: нет ни травинок, ни червячков, ни мошек.) Что мы слышим вокруг? (Весной всюду слышны голоса птиц.) Воробьи весело чирикают, вороны громко кричат, другие птицы начинают петь свои песни. Какие птицы прилетели на участок? (Голубь, ворона, воробей, синичка.) Как передвигаются птицы? (Голубь и ворона – ходят; воробей – прыгает; синичка – летает.) Что делают птицы? (Клюют корм, пьют воду из лужицы, греются на солнышке.)

2. Стихотворение.

О чем поют воробышки

В последний день зимы?

Мы выжили! Мы дожили!

Мы живы! Живы мы!

II. Физическое развитие (овладение основными двигательными навыками).

1. Подвижная игра «Птички летают» (см. прогулку 7 в ноябре).

2. Малоподвижная игра «Мы во двор пошли гулять».

Цель: учить детей выполнять движения по тексту игры.

Раз, два, три, четыре, пять (загибают пальчики),

Мы с тобой снежок слепили (дети «лепят») –

Круглый, крепкий, очень гладкий

(показывают круг, гладят одной ладонью другую)

И совсем-совсем не сладкий (грозят пальчиком).

Раз – подбросим (подбрасывают),

Два – поймаем (ловят),

Три – уроним (роняют),

И … сломаем (топают).

III. Трудовая деятельность: кормление птиц.

Цель: побуждать к самостоятельному выполнению элементарных трудовых поручений (кормление птиц), закреплять желание заботиться о птицах.

Прогулка 5
КАК ВЫГЛЯДЯТ БЕРЕЗА И ЕЛЬ РАННЕЙ ВЕСНОЙ
(утро)

Цель: расширять представления детей о деревьях, воспитывать желание оберегать природу.

Ход прогулки

I. Познание (познавательно-исследовательская и речевая деятельность).

1. Наблюдение.

 Что  это  за  дерево? (Сосна, ель.)  Что есть на ветвях у елочки (сосны)? (Зеленые иголки.) Что у елочки вместо листочков? Как называют ветки у ели? (Еловая веточка – лапа.) Ель издает аромат. Ель – дерево высокое, у него ствол прямой, покрытый шершавой коричневой корой. Много веток у ели? (Много веток.) Чем покрыты ветки у ели? (Все ветки покрыты колючими, жесткими иголками.) Она и зимой зеленая, и летом, иголки не желтеют и не опадают, как у других деревьев. Обратить внимание  детей  на  березу.  Это что за дерево? (Береза.) Почему она без листочков? Она стоит без листьев, тонкая, с наклонившимися веточками. Береза еще спит, отдыхает, так как очень холодно, мало света, вместо воды – снег.

2. Загадка о ели.

Ее всегда в лесу найдешь,                                 Стоит колючая, как еж,

Пойдешь гулять – и встретишь.                        Зимою в платье летнем.

3. Стихотворение.

Тонкая береза, ростом невеличка,

Словно у подростка, у нее косички!

Деревце на славу за год подросло!

До чего ж кудряво, до чего бело!

II. Физическое развитие (овладение основными двигательными навыками).

1. Подвижная  игра  «Беги  к  тому,  что  назову»  (см.  прогулку 4 в октябре).

2. Хороводная  игра  «Мыши  водят  хоровод»  (см. прогулку 5 в ноябре).

III. Трудовая деятельность: сгребание снега с дорожек.

Цель: формировать желание помогать старшим в уборке участка.

Прогулка 6
ЯРЧЕ, СОЛНЫШКО, СВЕТИ,
ВЕСНА-КРАСНА, ПРИХОДИ
(вечер)

Цель: продолжать знакомить с природными явлениями (солнце).

Ход прогулки

I. Познание (познавательно-исследовательская и речевая деятельность).

1. Наблюдение. 

– Как светит солнце? В начале весны ослепительно, ярко освещает огромные сугробы. Где находится солнце? (На небе, оно поднимается все выше и выше.) Солнышко поднимается выше, день удлиняется. «Теперь солнышко рано встает, будит вас еще дома, а зимой было темно, когда вы приходили в садик».

Если светит солнышко, день какой будет? (День солнечный.) Солнце светит ярче, стало теплее. Все рады весеннему солнышку.

2. Стихотворение.

Дни повеселели,

Солнышку не спится.

Птички радостно запели.

В марте к нам весна стучится.

                        Г. Ладонщиков

II. Физическое развитие (овладение основными двигательными навыками, выполнение движений по шаблону).

1. Подвижная  игра  «Солнечные  зайчики»  (см. прогулку 1 в феврале).

2. Малоподвижная игра «Веснянка».

Цель: координация речи с движением, развитие общих речевых навыков.

Солнышко, солнышко

(дети идут по кругу),

Золотое донышко

(взявшись за руки).

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло.

Побежал в саду ручей

(бегут по кругу),

Прилетели сто грачей

(летят по кругу),

А сугробы тают, тают

(медленно приседают),

А цветочки подрастают.

(Тянутся на цыпочках, руки вверх.)

III. Трудовая деятельность: сбор и укладывание игрушек для прогулок, выносного материала в корзины, коробки.

Цель: развивать умение работать сообща, воспитывать чувство ответственности.

Прогулка 7
КРЕПКО ДЕРЖИТ РУЛЬ ШОФЁР
(утро)

Цель: продолжать знакомить с работой шофера, воспитывать положительное отношение к труду взрослых.

Ход прогулки

I. Познание (познавательно-исследовательская и речевая деятельность).

1. Наблюдение. 

Обратить внимание детей на проходящие машины. Какие машины проезжают мимо? Кто управляет автомобилями? (Шофер или водитель.) Водитель на легковой машине возит кого? (Людей.) А на грузовой? (Перевозит различные грузы.) Каждый водитель должен знать хорошо свою машину, умело ее водить на улицах города, где много машин и пешеходов. Перед выездом шофер тщательно проверяет исправность своего автомобиля. Что должен хорошо знать водитель? (Правила дорожного движения водитель обязан знать очень хорошо и никогда не нарушать их.)

2. Стихотворения.

Для разучивания.

Умело он ведет машину –

Ведь за рулем не первый год!

Слегка шуршат тугие шины,

Он нас по городу везет.

Для слушания.

АВТОМОБИЛЬ

Легковая я машина,

Жу-жу-жу, жу-жу-жу.

Маму, папу, дочку, сына

Целым скопом я вожу.

А еще в меня бывает

Загружают двух собак,

Или папа разъезжает

Налегке и просто так.

                О. Чернорицкая

* * *

Легковой автомобиль

По дороге мчится.

А за ним густая пыль

Тучею клубится.

* * *

Это специальная

Машина поливальная.

И совсем не для красы

Она развесила «усы».

С оранжевым боком, с оранжевым светом

Машина поедет по улицам летом.

Она подметает, и чистит, и моет,

И снег убирает, но только зимою.

                        О. Чернорицкая

* * *

Плачет жалобно цистерна:

«До чего мне, братцы, скверно!

Полон кузов молока,

А дорога далека!»

* * *

Убеждает всех УАЗ:

«Я машина – высший класс!

Поглядели б на меня вы,

Когда дам я полный газ!»

* * *

Работяга старый ЗиЛ –

Полный кузов загрузил.

Он везет песок на стройку,

Ведь к труду приучен ЗиЛ.

* * *

Нет вместительней «Газели»!

Мы в «Газель» все вместе сели,

Груши ели, песни пели –

Так катались две недели!

                        А. Парошин

II. Физическое развитие (овладение основными двигательными навыками).

1. Подвижная игра «Ехали, ехали и приехали».

Цель: развивать умение выслушивать задание, сохранять его в памяти и действовать по заданию.

Ход игры: на игровой площадке разместить:

– гараж (положить рули);

– аэродром (поставить игрушку – самолет);

– определить место, где будет жить лошадка.

Дети приходят в «гараж», берут рули, и вот уже каждый сидит в своей «машине». Малыши заводят «машины», произносят звук «р-р-р-р!». «Мотор» у «машин» заработал, дети на месте топают ножками – это закрутились «колеса».

«Машины» сначала «едут» медленно, проезжают по дороге, по мостику, затем быстро едут.

Едем, едем мы с тобой

На машине грузовой…

Шины весело шуршат,

Ехать нам быстрей велят.

«Ехали, ехали и приехали…» – говорят дети с воспитателями. «Посмотрите, стоит самолет. Куда вы приехали?» Дети приехали на аэродром. Спросить,  на  чем  сейчас  полетим?  «Вы – летчики и сейчас полетите на самолете. Выходите из машины». Дети кладут рули и садятся в «самолеты», руки разводят в стороны и произносят звук «ж-ж-ж-ж!», самолет полетел.

Самолет летит,

Самолет гудит:

«А куда же я лечу?»

Я лечу, куда хочу!

Улетел за облака.

«До свидания! Пока!»

«Самолеты» возвращаются на «аэродром», дети садятся в «машины», берут рули и «едут» туда, где стоит «лошадка».

«Ехали, ехали и приехали», – говорят дети тому, к кому приехали. (К лошадке.) Кладут рули и выходят из «машины».

Цок-цок! Цок-цок!

(Дети как будто бы садятся верхом на лошадку.)

Я лошадка – серый бок

(руки держат перед собой и «скачут»),

Я копытцами стучу

(во время движения цокают языком),

Если хочешь, прокачу!

Пока воспитатель читает стихи, малыши «едут на машине» и «летят на  самолете»,  «скачут  на  лошадке».  На  сигнал  «Лошадки  остановились!» дети берут рули и на машинах «едут» в гараж.

Игра заканчивается.

2. Хороводная игра «Колобок».

Цель: способствовать активному запоминанию текста сказки, произношению знакомого текста с разной интонацией.

Ход игры: колобок катится по зеленой весенней траве от одного зверя к другому. Дети, взявшись за руки, передвигаются за ним, и все вместе поют песенку.

Воспитатель ведет рассказ и каждый раз, встречая нового зверя, приговаривает: «Катится, катится колобок, а навстречу ему… Кто?» В следующий раз можно обыграть сказку «Теремок» или «Снегурочка и лиса».

III. Трудовая деятельность: сбор на участке веток, листьев.

Цель: приучать к чистоте и порядку.

Прогулка 8
ПОЧЕМУ РЯБИНУ НАЗЫВАЮТ КУДРЯВОЮ?
(вечер)

Цели: расширять знания о живой природе; помочь детям словесно описывать строение и форму дерева, веток, листьев; создать условия для  получения  наслаждения,  приятных  ощущений  от  прикосновения к рябине.

Ход прогулки

I. Познание (познавательно-исследовательская и речевая деятельность).

1. Наблюдение.

 Что это за дерево? (Рябина.) Дерево, стоит какое? (Красивое, листья опали, висят гроздья красных ягод.) Плодами рябины зимой подкармливают птиц. Их очень любят снегири. Дать детям попробовать ягоды. Какие на вкус ягоды? (Горьковатые.) Что есть у дерева? (Ствол, ветки, ягоды.) На ветках деревьев появились почки, скоро распустятся маленькие зеленые листочки.

2. Стихотворение.

Эти камушки рябиновые

И ягодки рябиновые

На холмах и на равнинах

Одевают кисти на рябинах.

II. Физическое развитие (овладение основными двигательными навыками, выполнение движений по шаблону).

1. Подвижная  игра  «Беги  к  тому,  что  назову»  (см.  прогулку 4 в октябре).

2. Малоподвижная игра «Веселый воробей».

Цель: учить выполнять движения по тексту игры.

Ход игры:

Воробей с березы на дорогу – прыг!

(Дети прыгают.)

Больше нет мороза –

Чик-чирик!

(Дети прыгают и чирикают.)

Вот журчит в канавке

Быстрый ручеек

(дети произносят: «ж-ж-ж-ж!»),

И не зябнут лапки –

Скок-скок-скок! (Дети прыгают.)

Высохнут овражки –

Прыг-прыг-прыг! (Дети прыгают.)

Вылезут букашки –

Чик-чирик! (Дети чирикают.)

Воспитатель продолжает: «Клюй, не робей! Кто это?» Дети отвечают: «Воробей!»

III. Трудовая деятельность: уборка мусора на участке.

Цель: приучать соблюдать чистоту и порядок на участке, побуждать оказывать помощь взрослым.

Прогулка 9
СЛЕДЫ НА СНЕГУ
(утро)

Цель: продолжать обучение в определении следов на снегу: детские, взрослые, следы птиц и животных.

Ход прогулки

I. Познание (познавательно-исследовательская и речевая деятельность).

1. Наблюдение. 

– Кругом лежит белый пушистый снег, идя по которому ты оставляешь следы. По следам можно узнать, кто ходил? ездил? Были здесь птички или зверьки? (Рассмотреть вместе с детьми на участке следы.) Чьи они? (Предложить детям оставить свои следы на снегу, сравнить следы взрослого и ребенка.) Где чьи следы?

2. Стихотворение.

ЗНАКОМЫЙ

Сегодня вышел я из дома,

Пушистый снег лежит кругом.

Смотрю – навстречу мой знакомый

Бежит по снегу босиком.

И вот мы радости не прячем,

Мы – неразлучные друзья.

Визжим, и прыгаем, и скачем –

То он, то я, то он, то я!

Объятья, шутки, разговоры.

– Ну как живешь? Ну как дела? –

Вдруг видим, кошка вдоль забора,

Как тень, на цыпочках прошла.

– Побудь со мной еще немного! –

Но я его не удержал.

– Гав! Гав! – сказал знакомый

                                           строго,

Махнул хвостом и убежал.

                                В. Берестов

II. Физическое развитие (овладение основными двигательными навыками, выполнение движений по шаблону).

1. Подвижная  игра  «Собачка  и  воробьи»  (см.  прогулку 2 в декабре).

2. Игра малой подвижности  «Найди свой домик» (см. прогулку 3 в декабре).

III. Трудовая  деятельность:  украшение  участка  снежными  куличиками.

Цель: учить плотно набивать снегом форму, выбивать из нее снег.

Прогулка 10
ПРОЕЗЖАЮЩИЙ ТРАНСПОРТ
(вечер)

Цели: отметить большое разнообразие машин, их назначение, воспитывать уважение к труду.

Ход прогулки

I. Познание (познавательно-исследовательская и речевая деятельность).

1. Наблюдение. 

При выходе на прогулку обратить внимание на продуктовую машину, стоящую возле кухни. Зачем приехала машина в детский сад? (Она привезла продукты.) Отметить ее основные части. Что есть у машины? (Кабина, колеса, кузов.) Назначение этой машины? (Привозить продукты в детский сад.) Затем понаблюдать за проезжающим транспортом. Какие проезжают машины? (Легковые и грузовые.) А для чего нужен автобус? А какие еще машины знаете? (Скорая, милицейская, пожарная.)

2. Стихотворение.

На улице нашей машины, машины –

Машины-малютки, машины большие.

Спешат грузовые, фырчат грузовые,

Торопятся, мчатся, как будто живые.

У каждой машины дела и работы.

Машины выходят с утра на работу.

3. Загадки о машинах.

Что ж, дружочек, отгадай,

Только это не трамвай.

Вдаль по рельсам быстро мчится

Из избушек вереница.

                        (Поезд.)

Это что за великан

Строит дом то тут, то там?

Весь он сделан из железа.

Отгадал? ... (Подъемный кран.)

Маленькие домики по улице бегут,

Мальчиков и девочек домики везут.

                        (Поезд.)

Я мчусь, держусь за провода,

Не заблужусь я никогда.

                (Троллейбус.)

Я в любое время года

И в любую непогоду

Очень быстро в час любой

Провезу вас под землей.

                        (Метро.)

К вам во двор забрался крот,

Роет землю у ворот.

Тонна в рот земли войдет,

Если крот откроет рот.

                (Экскаватор.)

Закружу, заверчу,

В небеса улечу.

                (Вертолет.)

Спозаранку за окошком

Стук, и звон, и кутерьма.

По прямым стальным дорожкам

Ходят красные дома.

                        (Трамвай.)

Чудо-дворник перед нами

Загребущими руками

За одну минуту сгреб

Преогромнейший сугроб.

        (Снегоуборочная машина.)

Совсем не нужен ей водитель.

Ключом ее вы заводите –

Колесики начнут крутиться.

Поставьте, и она помчится.

                (Заводная машина.)

II. Физическое развитие (овладение основными двигательными навыками, выполнение движений по шаблону).

1. Подвижная игра «Мы шоферы».

Цель: закреплять знания о труде шофера, учить ориентироваться на местности.

2. Малоподвижная игра «Паровозик».

По стихотворениям Т. Волгиной, Э. Маяковской.

Цель: учить двигаться в разном темпе, менять направление, передавать характерные движения животных, птиц, упражнять в произношении звуков.

Ход игры:  воспитатель рассказывает детям: «Всем надо встать друг  за  другом.  Мы будем вагончиками. В вагончиках подарки. Впереди – паровоз».

Воспитатель выполняет роль паровоза: встает впереди детей лицом к ним и, медленно передвигаясь, произносит:

                                Чух-чух! Чух-чух!

                                Мчится поезд

                                Во весь дух.

Дети передвигаются вслед за воспитателем и произносят: «Чух-чух!» Затем все вместе тянут протяжно: «У-у-у-у!» Воспитатель продолжает:

                                Я пыхчу, пыхчу, пыхчу.

                                Сто вагонов я тащу.

Все (вместе). У-у-у-у!

Воспитатель поворачивает то в одну, то в другую сторону. Продолжает: «Приехали!» «Ш-ш-ш-ш!» – повторяют дети.

Воспитатель.        Паровозик, паровоз,

                                Что в подарок нам привез?

Дети. Мячики!

Дети начинают прыгать, как мячики.

Воспитатель. У-у-у-у! Всех зовет паровоз!

Дети выстраиваются друг за другом.

                                Загудел паровоз

                                И вагончики повез:

                                   – Чух-чух! Чух-чух!

                                Далеко я укачу!

                                Уууу! Чух-чух!

Дети повторяют за воспитателем: «Чух-чух! Чух-чух!»

Игра продолжается. Паровозик привозит детям в подарок зайчат, лягушат, медвежат. Каждый раз дети выполняют имитационные движения, упражняются в звукопроизношении, характерном для того или иного «подарка».

Примечание. «Подарки» в каждой игре можно разнообразить по усмотрению воспитателя.

III. Трудовая деятельность: строительство автодороги из снега.

Цель: учить работать сообща, помогая друг другу.



Предварительный просмотр:

АПРЕЛЬ

Прогулка 1
КАК ДУЕТ ВЕТЕР, ЛИСТОЧКИ КОЛЫШЕТ
(утро)

Цель: продолжать знакомить с природными явлениями – ветром.

Ход прогулки

I. Познание (познавательно-исследовательская и речевая деятельность).

1. Наблюдение. 

Посмотреть вместе с детьми на верхушки деревьев. Что происходит с деревьями? (Они качаются.) В какую сторону? (Если дети затрудняются, поднять флажок над головой и посмотреть, в какую сторону развевается флажок.) Вместе определить направление ветра. В какую сторону наклоняются деревья? Обратить внимание, что ветер стал теплее. Какой ветер: сильный или слабый?

2. Стихотворения.

Для разучивания.

Ветер, ветерок, ветрище,

Ты чего по свету рыщешь?

Лучше улицы мети

Или мельницы крути!

Для слушания.

ПОТАСОВКА С ВЕТРОМ И ДОЖДЕМ

Я гулял                                        – Тише, Ветер,

Поутру,                                        А то

Разгоняя                                        Натворишь ты

Сон, сон.                                        Бед, бед! –

Дерзкий ветер                                Ветер дунул

Из рук                                                В пальто:

Чуть не вырвал                                «Не утихну,

Зонт, зонт.                                        Нет, нет…»

Взял я зонт,

Будто прут,

И по Ветру

Хлоп, хлоп!

Ну, а Дождь –

Тут как тут:

Мне с размаху

В лоб, в лоб.

                Тим Собакин

II. Физическое развитие (овладение основными двигательными навыками, выполнение движений по шаблону).

1. Подвижная игра «Самолет» (см. прогулку 7 в ноябре).

2. Малоподвижная игра «Разноцветные листочки» (см. прогулку 5 в феврале).

III. Трудовая деятельность: сбор разлетевшихся от ветра бумаги, опавших веток, вялой листвы.

Цель:  приучать соблюдать чистоту и порядок на участке детского сада.

Прогулка 2
ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ
(вечер)

Цель: расширять представления детей о зимующих и перелетных птицах.

Ход прогулки

I. Познание (познавательно-исследовательская и речевая деятельность).

1. Наблюдение. 

– С приближением весны к кормушке не прилетают синички, остались только воробьи и голуби. (Обратить внимание на грача.) Что за птица? Грач большой, черный, блестящее оперение, большой светлый клюв. Грач уничтожает вредных насекомых. Как кричит грач? (Он кричит «гра-гра» – поэтому его зовут грач.) Послушать, как грачи перекликаются,  перелетая  с  одного  дерева  на  другое.  Откуда  вернулись  к  нам грачи? (Грачи улетали в теплые края, а теперь возвратились и будут жить  вместе  с  нами,  скоро  прилетят  и  другие  птицы,  будем  их встречать.)

2. Стихотворение.

Капли падают с крыши,

Всюду пахнет весной.

Небо кажется выше,

Звонче воздух лесной.

В поле снег синеватый

Подмывает вода.

Грач – разведчик крылатый –  

Теребит провода.

II. Физическое развитие (овладение основными двигательными навыками, выполнение движений по шаблону).

1. Подвижная игра «Птички – раз! Птички – два!» (см. прогулку 1 в марте).

2. Малоподвижная игра «Прыгни – повернись».

Цель: учить выполнять действия по сигналу воспитателя.

III. Трудовая деятельность: уборка мусора на участке.

Цели: учить пользоваться граблями, закреплять умение трудиться в коллективе.

Прогулка 3
КАПЕЛЬ, КАПЕЛЬ – ПРИШЕЛ АПРЕЛЬ!
(утро)

Цели: расширять  представление  детей  о  весне,  обогатить  их речь новыми словами, расширить и активировать словарный запас по теме «Весна».

Ход прогулки

I. Познание (познавательно-исследовательская и речевая деятельность).

1. Наблюдение. 

Предложить детям послушать капель. Почему сосульки падают вниз и разбиваются? (Оттаяв, сосульки падают вниз и разбиваются на мелкие осколки.) Предложить детям взять сосульки, подержать их в руках, что с сосульками произошло? Сказать, что сосулька – это льдинка, замерзшая вода, от теплой ручки она тает. Почему сосульки тают и капают? (Солнышко пригрело, светит ярко, становится тепло.)

2. Стихотворение.

Под самым карнизом,

Над самым оконцем

Забралось в сосульки

Весеннее солнце.

Сверкая, бегут по сосулькам слезинки,

И тают сосульки – веселые льдинки.

                        И. Демьянов

II. Физическое развитие (овладение основными двигательными навыками, выполнение движений по шаблону).

1. Подвижная игра «Птички летают» (см. прогулку 8 в ноябре).

2. Малоподвижная игра «Кап-кап-кап».

Цель: учить быть внимательными к слову воспитателя.

Каждый слог ребенок отстукивает.

Кап-кап-кап – звенит капель,

Приближается апрель.

                Н. Нищева

III. Трудовая деятельность: кормление птиц; развешивание скворечников.

Цель: вызывать желание заботиться о птицах.

Прогулка 4
КРУГОМ ВОДА!..
(вечер)

Цель: показать разнообразные действия с растаявшим снегом.

Ход прогулки

I. Познание (познавательно-исследовательская и речевая деятельность).

1. Наблюдение. 

– Почему текут ручейки? (Днем становится теплее, по двору текут ручьи.) Понаблюдать, как вода течет с возвышенных мест вниз. Как из-под снега текут струйки воды? И с каждым днем воды становится больше, почему? Образуются лужи, которые утром покрыты льдом из-за того, что холодно. Какая вода в лужах? Почему по лужам нельзя ходить?

2. Стихотворения.

Апрель, апрель!                                 Утром было солнечно

На дворе звенит капель.                         И совсем тепло.

По полям бегут ручьи,                         Озеро широкое

На дорогах лужи.                                По двору текло.

        С. Маршак                                        А. Барто

3. Игра-опыт.

Днем лужи тают, увеличиваются, несутся по двору с журчанием ручьи. Предложить детям бросить в ручеек палки, щепки, камешки и посмотреть, что происходит. Щепки и палочки плывут, а камешки нет. Что с ними случилось? Где они? (Камни тяжелые, они утонули, а щепочки плавают, они легкие.)

Цель: ознакомить со свойствами некоторых материалов (камень и щепочка, палочка).

II. Физическое развитие (овладение основными двигательными навыками, выполнение движений по шаблону).

Подвижная игра «Ручейки у озера».

Цель: научить бегать друг за другом, становиться в круг.

Ход игры: по сигналу «ручейки»-дети бегут друг за другом. По сигналу «озеро» – становятся в круг.

III. Трудовая деятельность: уборка игрушек, складывание бумажных корабликов в коробку. 

Прогулка 5
ДЕРЕВЬЯ ВЕСНОЙ
(утро)

Цель: повторить  названия  деревьев,  обсудить  строение  деревьев (ствол, ветки, почки, листья).

Ход прогулки

I. Познание (познавательно-исследовательская и речевая деятельность).

1. Наблюдение. 

– Что происходит с деревьями? (После зимнего сна оживает каждое дерево.) Почему деревья оживают после зимнего сна? (Стало тепло, и вода с питательными веществами почвы поднимается по стволу к веточкам, затем к почкам.) Они оживут, и распустятся листочки. Что произошло с почками у вербы? (У вербы колпачки с почек сброшены, пушистые серебристые почки-шарики прикрывают цветки вербы от дождя и холода своими волосками.) Что произошло с березкой? (У березки появились сережки – длинные, тоненькие – и маленькие листочки.) Какого цвета листочки? (Зеленые.) Какие еще деревья знакомы? (Черемуха, дуб.)

2. Стихотворение.

Шумливые теплые ветры

Весну на поля принесли.

Сережки пушатся на вербе,

Мохнатые, точно шмели!

                        Я. Аким

II. Физическое развитие (овладение основными двигательными навыками, выполнение движений по шаблону).

1. Подвижная игра «Поедем в лес» (см. прогулку 6 в ноябре).

2. Малоподвижная игра «Озорной мячик».

Цель: развивать у детей чувство ритма, соотносить движения мяча со словами текста.

Ход игры: воспитатель играет большим красивым мячом. Дети и воспитатель в противоположных сторонах площадки.

Воспитатель.        Разноцветный быстрый мяч

                                (отбивая мяч, воспитатель идет к детям)

                                По дорожке скачет, скачет.

                                (Дети прыгают на месте.)

                                Мяч веселый и большой,

                                Мы попрыгаем с тобой!

                                Прыгай, прыгай веселей

                                (воспитатель отбивает мяч,

                                стоя на месте около детей),

                                Своих ножек не жалей!      

                                Стоп!

                                (Дети останавливаются,

                                воспитатель держит мяч в руках.)

                                А сейчас – раз, два, три!

                                (Дети бегут на противоположную

                                сторону площадки.)

                                Мы бежим! Ты – догони!

                                (Встают в линейку, их «догоняет» мяч.)

                                Бегите скорее от мяча!

Игру проводить живо, эмоционально, чтобы в поведении детей ощущалась только радость: и когда они прыгают на месте, подражая движению мяча, и когда убегают от мяча.

III. Трудовая деятельность: сбор поломанных веток на участке.

Цель: воспитывать трудолюбие, желание помогать взрослым.

Прогулка 6
ТРАВЯНИСТЫЕ РАСТЕНИЯ
(вечер)

Цель: формировать  желание  любоваться  появившейся  зеленой травой.

Ход прогулки

I. Познание (познавательно-исследовательская и речевая деятельность).

1. Наблюдение. 

Наблюдать за появлением проталин, отметить появление зеленой травы. Какие стебельки травы? (Стебельки травы очень тонкие, легко гнутся и ломаются.) Росточки – очень нежные, светло-зеленые. Какая травка? Предложить провести ладошкой по травке – она мягкая. Почему трава растет на пригорке, у забора? (Трава начинает расти у заборов, домов, на пригорке, где больше пригревает солнце.)

2. Потешка.

Травка-муравка

Со сна поднялась,

Птица-синица за зерно взялась,

Зайки – за капустку,

Мышки – за корку,

Ребятки – за молоко.

3. Стихотворение.

Травушка-муравушка,

Травка шелковая.

II. Физическое развитие (овладение основными движениями, выполнение движений по шаблону).

1. Подвижная игра «Кто, кто в домике живет?».

Цель: развивать зрительно-двигательную координацию и пространственную ориентацию.

Ход игры: В гости к детям решили зайти веселый Петрушка и колючий ежик. Они спрятались под корзинами – это их «домик». Малыши подходят к одному из «домиков», топают ножками и спрашивают: «Кто, кто в домике живет?». Им никто не отвечает. Дети заглядывают под корзину и видят: в «домике» сидит веселый Петрушка, он принес им погремушки.

Малыши играют погремушками (кладут их на пол, бегают между ними, из погремушек выкладывают круг).

«Дети, вы все – веселые зайчики!» – читает текст воспитатель.

Скачут зайки по лужайке (прыгают

на месте и с продвижением вперед),

Скок, скок, скок.

Зайка, зайка, попляши,

Твои лапки хороши!

На сигнал «Зайка, возьми погремушку!» малыши берут погремушки.

Педагог спрашивает: «А кто живет в другом домике?» Погремушки отдают Петрушке, благодарят его.

Подходят к другому «домику», топают ножками и спрашивают: «Кто, кто в домике живет?». А живет там колючий ежик, около него лежат мячики – ежики.

Малыши играют мячиками: идут и прокатывают их в ладошках, перекладывают из одной руки в другую. После игры дети отдают мячики «ежику» и благодарят его.

2. Малоподвижная игра «Цыплята».

Цель: учить выполнять имитационные движения, подражать голосовым реакциям птиц.

Ход игры: взрослый произносит текст, дети выполняют движения. Дети идут гурьбой за воспитателем.

Воспитатель.        Вышла курочка гулять,

                                Свежей травки пощипать.

                                А за ней цыплята –

                                Желтые ребята.

                                   – Ко-ко-ко! Ко-ко-ко!

                                Не ходите далеко.

                                Лапками гребите,

                                Зернышки ищите!

Дети выполняют эмоциональные движения.

Воспитатель. Нашли зернышки? Клюйте! А теперь попейте водички – клювики вверх! Молодцы!

«Цыплята» бегают, пищат. Игра продолжается.

III. Трудовая деятельность: уборка мусора на участке.

Цель: учить пользоваться граблями, воспитывать бережное отношение к природе.

Прогулка 7
«СОЛНЫШКО НА ТРАВЕ»
(утро)

Цель: познакомить детей с первыми весенними цветами, их строением и особенностями.

Ход прогулки

I. Познание (познавательно-исследовательская и речевая деятельность).

1. Наблюдение. 

Уточнить представление детей о весенних цветах и их особенностях. Как на свежей зеленой травке ярко желтеют одуванчики. Что за желтые цветочки растут? Первые весенние цветы – одуванчики. Одуванчик – травянистое растение. Что есть у одуванчика? (У одуванчика есть стебель, лист и цветок.)  Стебель  хрупкий,  легко  ломается.  Какого цвета цветок? (Цветок у одуванчика желтого цвета.)

2. Стихотворения.

Уронило солнце лучик золотой,

Вырос одуванчик, первый, молодой.

У него чудесный золотистый цвет,

Он большого солнца золотой портрет.

                        О. Высотская

Одуванчики везде

По весенней травке:

Замелькали во дворе,

Разбежались по горе,

Спрятались в канавке.

                М. Полянская

3. Загадки про одуванчик.

Есть один такой цветок,

Не вплетешь его в венок.

На него подуй слегка:

Был цветок – и нет цветка.

                (Одуванчик.)

Золотой и молодой за неделю стал седой,

А денечка через два облысела голова,

Спрячу-ка в карманчик бывший ... (одуванчик).

II. Физическое развитие (овладение основными двигательными навыками, выполнение движений по шаблону).

1. Подвижная  игра  «Заинька,  выйди  в  сад»  (см. прогулку 9 в январе).

2. Хороводная игра «Вейся, венок» (см. прогулку 4 в сентябре).

III. Трудовая деятельность: сбор выносного материала.

Цель: продолжать учить собирать игрушки после прогулки.

Прогулка 8
ЧТО ДЕЛАЕТ ДВОРНИК ВЕСНОЙ
(вечер)

Цель: продолжать наблюдения за работой дворника, научить уважать труд взрослых.

Ход прогулки

I. Познание (познавательно-исследовательская и речевая деятельность).

1. Наблюдение. 

Обратить внимание на то, как чисто на участке. Почему так чисто на участке? Поговорить с детьми о работе дворника в весеннее время года, о необходимости этой работы для людей. Для чего дворник это делает? Какие орудия труда есть у дворника? Вызвать у детей желание соблюдать чистоту.

2. Стихотворение.

Встанет дворник на заре,

Все очистит во дворе

И кусты обрежет сам.

Красота на радость нам!

II. Физическое развитие (овладение основными двигательными навыками, выполнение движений по шаблону).

1. Подвижная  игра  «Солнечные  зайчики»  (см. прогулку 1 в феврале).

2. Малоподвижная игра «Кто как кричит».

Цель: уточнять знания о том, кто из животных как подает голос.

Ход игры.

Воспитатель. «Я сейчас буду рассказывать, а вы угадайте, кто и как подает голос».

Петушок.                Ку-ка-ре-ку!

(Дети. Ку-ка-ре-ку!)

                                Кур стерегу.

                                Курочка кричит:

                                – Кудах-тах-тах!

(Дети. Ко-ко-ко!)

                                Снеслась в кустах!

                                Кошка песенку поет:

                                – Мурр-мурр!

(Дети. Мур-Мур-Мур!)

                                Пугаю кур!

                                Ворона кричит:

                                – Кра-кра-кра!

(Дети. Кар-кар!)

                                Завтра дождь с утра.

                                Корова мычит:

                                – Му-у, му-у!

(Дети. Му-му!)

                                Молока кому?

Воспитатель и дети имитируют движения: взрослый наливает молоко, дети выпивают.

III. Трудовая деятельность: сбор поломанных веток на участке.

Цели: воспитывать трудолюбие, желание помогать взрослым, формировать навыки коллективного труда.

Прогулка 9
НАСЕКОМЫЕ НА УЧАСТКЕ
(утро)

Цели: закреплять желание наблюдать за насекомыми, продолжать учить различать насекомых.

Ход прогулки

I. Познание (познавательно-исследовательская и речевая деятельность).

1. Наблюдение.

Обратить внимание детей на насекомых, уточнить, что бабочки и божьи коровки летают, муравьи ползают по земле. Показать, как красивы бабочки на солнце, как ярки и блестящи их крылья! Последить за муравьями, куда ползут муравьи? Что несут? Положить им на дороге хлеб, сахар, варенье. Что они будут есть? Быстро ли съедят? Божья коровка маленькая, красная, а точечки у нее черные, ползает медленно. Как ползает божья коровка?

2. Стихотворение.

На вид, конечно, мелковаты,

Но все, что можно, тащат в дом.

Ребята наши – муравьята.

Вся жизнь их связана с трудом.  

3. Потешка.

Божья коровка, улети на небо,

Там твои детки кушают конфетки,

Всем по одной, а тебе ни одной.  

Предложить детям посадить божью коровку на веточку и посмотреть, что она будет делать дальше – она расправляет крылышки и улетает искать себе пищу.

II. Физическое развитие (овладение основными двигательными навыками, выполнение движений по шаблону).

1. Подвижная  игра  «Беги  к  тому,  что  назову»  (см.  прогулку 4 в октябре).

2. Малоподвижная игра «Надуй шарик».

Цель: учить детей вдыхать через нос, а выдыхать плавно и как можно медленнее.

Ход игры: дети встают близко друг к другу, берутся за руки и вместе с воспитателем образуют небольшой круг.

«Нужно надуть шарик», – говорит педагог. Все вместе дуют и одновременно медленно отходят назад, произнося «фу-у-у-у», имитируя надувание шара. После слов «Лопнул шарик!» малыши произносят звук «ш-ш-ш-ш!» и медленно идут к центру круга.

Игра продолжается, дети вновь «надувают шарик».

III. Трудовая деятельность:  коллективный  труд  по  уборке  территории.

Цель: учить работать в коллективе, добиваться выполнения общими усилиями поставленной цели.

Прогулка 10
ПОВЕДЕНИЕ ПТИЦ ВЕСНОЙ
(вечер)

Цели: расширять  представления  о  поведении  птиц  весной;  формировать желание наблюдать за птицами, прилетающими на участок детского сада.

Ход прогулки

I. Познание (познавательно-исследовательская и речевая деятельность).

1. Наблюдение. 

– Что случилось с птицами? Предложить детям послушать голоса птиц. Весной всюду слышны голоса птиц. Воробьи чирикают, вороны громко кричат, другие птицы начинают петь свои песни. Почему стали возвращаться домой птицы? (Стало тепло, появляются насекомые, травка зеленая.) Птицы греются на солнце, воробьи собираются стайками, чирикают, купаются в лужах. Птицы важно и не спеша ходят и прыгают по земле, никого не боятся и клюют червячков. Что строят птицы на деревьях? (Птицы вьют гнезда, вороны высоко на дереве вьют гнезда, в домики-скворечники возвращаются скворцы.)  

2. Стихотворение.

Возвращаются скворцы –

Наши старые жильцы,

Воробьи у лужицы

Шумной стайкой кружатся.

Носят, носят в домики

Птицы по соломинке.

                Г. Ладонщиков

3. Загадки про скворца.

Эту птицу всякий знает:

На шесте её дворец,        

Червяков птенцам таскает

Да трещит весь день … (скворец).

На дереве построен дом –

И вроде не дворец.

А в доме том, прислушайся!

Певец живёт … (скворец).

На шесте дворец,

Во дворце певец,

А зовут его … (скворец).

II. Физическое развитие (овладение основными двигательными навыками, выполнение движений по шаблону).

1. Подвижная  игра  «Воробушки-пташки»  (см.  прогулку  7  в  де-кабре).

2. Малоподвижная  игра  «Веселый  воробей»  (см.  прогулку  8  в марте).

III. Трудовая деятельность: расчистка дорожек от мусора.

Цели: учить работать веником, воспитывать любовь к труду.



Предварительный просмотр:

МАЙ

Прогулка 1
ВЕСНА – САМОЕ БЕРЕЗОВОЕ ВРЕМЯ
(утро)

Цели: показать изменения, происходящие с деревьями в весенний период, учить отличать березу от других деревьев.

Ход прогулки

I. Познание (познавательно-исследовательская и речевая деятельность).

1. Наблюдение. 

– Выросла на нашем участке березонька белая. (Обратить внимание детей на березу.) Какой ствол у березы? (Белый.) Предложить самостоятельно погладить шелковую поверхность белоствольной березы. Что у березы появилось? (Сережки.) Цветущие сережки очень украшают березу. Одни сережки зеленые, а другие более крупные, буроватые. Под деревом видна пыльца с сережек. Сорвать сережку и показать, где у нее находится пыльца. Какие листочки у березки? (Маленькие, сморщенные, клейкие, зеленые.) 

2. Стихотворения.

Выбрались из почек

Первые листочки,

Радуются солнцу,

Не поймут со сна:

– Неужели это …

Неужели лето?

– Нет, еще не лето,

Но уже – весна!

Береза моя, березонька,

Береза моя славная,

Всем людям милая.

Стоишь ты, береза, на горочке,

Освещаемая красным солнышком.

На тебе, березонька, листья зеленые,

А вокруг тебя ромашки белые.

Как мы чтим тебя, восхищаемся.

О тебе поем песни славные,

Что нет на Руси краше дерева.

                                А. Сергеев

II. Физическое развитие (овладение основными двигательными навыками, выполнение движений по шаблону).

1. Подвижная игра «Поедем в лес» (см. прогулку 6 в ноябре).

Цель: уточнить названия деревьев, развивать ориентировку в пространстве.

2. Хороводная игра «Вышли дети в садик».

Цель: уточнять знания о голосах; учить действовать согласно тексту стихотворения.

Ход игры.

Воспитатель.        Вышли дети в сад зеленый

                                Танцевать, танцевать.

                                Ля-ля! Ля-ля!

Дети двигаются произвольно, танцуют.

                                Стали гуси удивленно

                                Гоготать, гоготать.

Дети кричат: «Га-га-га!»

                                Серый конь заржал в конюшне:

                                «Иго-го! Иго-го!»

Дети повторяют:  «Иго-го! Иго-го!»

                                Для чего кружиться нужно,

                                Для чего, для чего?

Все дети кружатся.

                                И корова удивилась:

                                «Му-му-му! Му-му-му!»

Дети повторяют: «Му-му-му! Му-му-му!»

                                Что вы так развеселились?

                                Не пойму, не пойму!

Воспитатель  делает  вид,  что  забодает  всех.  Дети  разбегаются  в стороны.

Игра повторяется 2–3 раза.

III. Трудовая деятельность: уборка сухих листьев клубники, земляники.

Цель: учить работать подгруппой, добиваться выполнения общими усилиями поставленной цели.

Прогулка 2
СПИТ ЛИ СОЛНЫШКО?
(вечер)

Цель: формировать представление о том, что, когда светит солнце, на улице светло, а при наступлении вечера солнышко скрывается, приходит сумрак.

Ход прогулки

I. Познание (познавательно-исследовательская и речевая деятельность).

1. Наблюдение. 

Обратить  внимание  детей  на  теплую  погоду.  Почему  на  улице тепло? (Светит солнышко, и оно греет.)

Солнце ласково смеется,

Светит ярче, горячей…

Какое солнышко? (Огромное, яркое, теплое.) Предложить детям протянуть руки к солнышку. Лучи солнца греют ваши ладошки? Почему? Солнце греет все сильнее, от солнечных лучей нагреваются и ваши ладошки. А что еще греется от солнечных лучей? (Скамейка, песочница, ствол дерева и др.)

Вынести на прогулку маленькое зеркальце и сказать, что солнце послало свой лучик детям, чтобы они поиграли с ним.

2. Стихотворения.

ПАСМУРНЫЙ ДЕНЬ

Сидит на окошке

Притихшая кошка

И что-то чуть слышно

Урчит и урчит,

И смотрит на то,

Как пустая дорожка,

Внизу под окошком

Все утро грустит.

И ёжится зябко,

И ждет не дождется,

Когда ж надоедливый

Дождик пройдет,

И выбежит кто-нибудь к ней,

И пройдется

С ней вместе по саду

До самых ворот!

                        И. Мазнин

II. Физическое развитие (овладение основными двигательными навыками).

1. Подвижная  игра  «Солнечные  зайчики»  (см. прогулку 1 в феврале).

2. Хороводная игра «Мы – веселые ребята» (см. прогулку 4 в сентябре).

III. Трудовая деятельность: посев семян цветов (бархотки).

Цель: формировать навыки посадки (разложить семена в бороздки, присыпать землей, полить), воспитывать интерес к труду.

Прогулка 3
ЗЕЛЕНЫЙ КОВЕР
(утро)

Цель: формировать  желание  любоваться  появившейся  зеленой травкой.

Ход прогулки

I. Познание (познавательно-исследовательская и речевая деятельность).

1. Наблюдение. 

– На участке появилась зеленая травка. Чем покрыта земля? (Травою.) Какая она? Пусть ребенок проведет рукою: ощущения помогут понять, что значит травушка-муравушка шелковая, ласковая, нежная, мягкая, сочная. Что можно на травке делать? (Посидеть, полежать, поиграть на ней; приятно побегать босиком.)

2. Стихотворение.

Я по травке на лугу

В белых тапочках бегу.

А трава хорошая!

Ну-ка, тапки сброшу я.

Ой, трава щекочется –

Мне смеяться хочется!

                        О. Бедарев

II. Физическое развитие (овладение основными двигательными навыками, выполнение движений по шаблону).

1. Подвижная игра «По ровненькой дорожке».

Цель: дети должны двигаться ритмично, согласуя движения с ритмом и содержанием стихотворения.

2. Хороводная игра «Мы – веселые ребята» (см. прогулку 4 в сентябре).

III. Трудовая деятельность: наведение порядка на участке.

Цель: учить работать в коллективе, добиваться выполнения поставленной цели.

Прогулка 4
ЦВЕТНИКИ И ЦВЕТОЧНЫЕ КЛУМБЫ
(вечер)

Цели: уточнить названия цветов, их строение, особенности размера, окраски, формы листа, обратить внимание на запах (аромат) весенних цветов, воспитывать желание ухаживать за цветами в клумбе, цветнике.

Ход прогулки

I. Познание (познавательно-исследовательская и речевая деятельность).

1. Наблюдение. 

– Какие цветы растут на клумбе? (Астра, ноготки, бархатцы…) (Цветы  красные,  желтые,  белые.)  Показать  на  тюльпан.  Что  это за цветок? (Тюльпан.) Что есть у него? (Цветок – разного цвета, стебель (длинный – короткий), листья (широкие – длинные).) Найти еще такой же цветок. (Уточнить, что это тюльпан, но по окраске цветы разные.) Ознакомить с нарциссом. Полюбоваться прекрасным цветком, предложить ребенку вдохнуть его аромат. Наклонять цветок осторожно, объясняя: он хрупкий, можно сломать. Обратить внимание на бутоны – «домики» цветов, листья – узкие, длинные. Предложить малышу найти самый высокий и самый низкий цветок. Показать и назвать цветок, который больше нравится. Объяснить, что цветы живые. Они радуются солнцу, теплу, пьют воду и благодарны тем, кто за ними ухаживает.

2. Стихотворения.

Я цветок сорвать хотела,

Поднесла к нему ладонь,

А пчела с цветка слетела

И жужжит, жужжит: «Не тронь!»

II. Физическое развитие (овладение основными двигательными навыками, выполнение движений по шаблону).

1. Подвижная  игра  «Беги  к  тому,  что  назову»  (см.  прогулку 4 в октябре).

2. Малоподвижная игра «Цветок».

Вырос высокий цветок на поляне

(показывают руками цветок),

Утром весенним раскрыл лепестки

(разводят пальцы рук),

Всем лепесткам красоту и питание

(движение пальцами вместе-врозь)

Дружно дают под землей корешки

(ладони вниз, тыльной стороной

прижимают друг к другу,

пальцы разводят).

III. Трудовая деятельность: полив цветов в клумбе.

Цель: учить детей правильно пользоваться лейкой.

Прогулка 5
БОЖЬЯ КОРОВКА
(утро)

Цели: закреплять умение наблюдать за насекомыми, расширять представления о насекомых.

Ход прогулки

I. Познание (познавательно-исследовательская и речевая деятельность).

1. Наблюдение. 

Рассмотреть божью коровку  вместе с детьми через лупу. Кто ползет по ладошке? Что у нее есть? (Крохотные ножки-паутинки, трещинка на спинке, крапинки.) Какого цвета божья коровка? Какого цвета крапинки? Сколько их? (Считают вместе с детьми – 7.) Чуть прикоснуться к ней травинкой. Что произошло? (Надолго замерла крошка, испугалась, у нее нет ни ногтей, ни зубов, а врагов много.) Какую пользу  приносит эта маленькая красавица? Не знаете? (Она поедает тлю, этим спасает растение от гибели.)

2. Совместное исполнение песни.

Божья коровка, черная головка,

Улети на небо, принеси нам хлеба!

Черного и белого, только не горелого.

– Послушалась! Расправила свои прозрачные крылышки и улетела.

II. Физическое развитие (овладение основными двигательными навыками, выполнение движений по шаблону).

1. Подвижная игра «Слышим – делаем».

Цель:  проверить  понимание  смысла  знакомых  стихотворных
текстов.

Ход игры: воспитатель говорит детям: «Ребята, я буду рассказывать стихи, а вы делайте то, что слышите».

Воспитатель.        Мишка косолапый

                                По лесу идет,

                                Шишки собирает,

                                Песенку поет.

                                (Дети идут вперевалочку и поют:

                                «Ля-ля-ля!»)

                                По узенькой дорожке

                                Шагают наши ножки

                                (дети шагают).

                                По камешкам,

                                По камешкам

                                (дети прыгают).

                                И в ямку – бух!

                                (Дети приседают.)

                                Мыли гуси лапки

                                В луже у канавки

                                (дети моют лапки).

                                Один серый,

                                Другой белый

                                Спрятались в канавке

                                (дети приседают).

                                Полетели птички,

                                Птички-невелички.

                                Все летели,

                                Все летели,

                                Крыльями махали

                                (дети выполняют движения).

Можно читать другие стихотворные тексты.

2. Малоподвижная игра «Улей».

Вот маленький улей (дети сжимают пальчики в кулак).

Спрятались, никто их не увидит.

Вот они показались из улья (отсчитывают по одному пальчику).

Раз, два, три, четыре, пять.

З-з-з-з!

III. Трудовая деятельность: уборка участка.

Цель: учить работать в коллективе, добиваться выполнения поставленной цели.

Прогулка 6
ДОЖДЬ ПОКАПАЛ И ПРОШЕЛ...
(вечер)

Цель: показать, что весенний дождь может быть разным.

Ход прогулки

I. Познание (познавательно-исследовательская и речевая деятельность).

1. Наблюдение. 

Посмотреть с детьми на небо. Есть ли на небе облака или нет? Вот появились облака, они закрывают солнце, подул ветер. Почему потемнело? Тучи  закрывают  небо.  Что  гремит?  Сверкает?  (Гром, молния.) (В это время дети должны быть в укрытии.) Что закапало? (Пошел дождь.) Для чего нужен дождь? (Дождь поливает все растения, землю.) Что сделал дождь? Показать детям, как посвежели деревья после дождя. Листья стали мокрые, капли дождя блестят на солнце. Небо голубое, солнце светит ярко. Как красиво! Какой чистый и влажный воздух! Растения все поднялись,  посвежели.  Птички, спрятавшиеся во время дождя, весело щебечут.

2. Потешки.

Дождик, дождик,

Полно лить,

Наших детушек мочить!

Дождик, дождик, пуще,

Дам тебе я гущи.

Дам тебе я ложку,

Хлебай понемножку.

3. Загадки про дождь.

Не ходок, а всё идёт.

Мокнут люди у ворот.

Дворник ловит его в кадку.

Как вам, трудная загадка?

                        (Дождь.)

Я из дома не пойду,

Пока он на улице.

Капли сыплет на траву,

Тучка с неба хмурится.

Что это за озорник

Брызгает водою?

Сыплет прям за воротник

Воду ледяную.

                        (Дождь.)

Мочит поле, лес и луг,

Город, дом и все вокруг!

Облаков и туч он вождь,

Ты же знаешь, это… (дождь).

4. Приметы про дождь.

Рыбы над водою ловят мошек – к дождю.

Чем меньше капли дождя, тем дольше он будет идти. Бобры перед дождем работают всю ночь, а лягушки выползают на берег. В ноябре с утра может и дождём дождить, а к вечеру сугробами снег лежать.

5. Стихотворения.

ОЗОРНИКИ

По-над лесом

И рекой

Прыгал дождик

Озорной,

А ему навстречу

Хмурил брови

Вечер.

Тучи черные собрались,

Перессорились,

Подрались.

Стукнулись

Боками,

Срезались

Клинками,

Молнии

Из стали

В небе

Засверкали!

Рассердился

Дядя Гром:

Трах по небу кулаком!

Испугался

Солнца луч,

Затерялся

Между туч.

Солнечные зайчики

Прикусили пальчики.

Солнечные мушки

Прыгнули в кадушки.

Солнечные ножки

Спрятались в сапожки…

Только

Ветер

Скок да скок

По дождю

И без сапог!

                Т. Прокушева

ДОЖДИК

Грохнул гром над головой,

А потом я слышу:

Летний дождик проливной

Барабанит в крышу.

Дождик, дождик, веселей

Лейся с небосвода!

Свежей влаги не жалей

Ты для огорода!

Будет больше огурец

И морковка слаще!

Ах, какой ты молодец,

Приходи почаще!

Дождик в гости к нам пришел,

Дождик, дождик озорной,

Лей, как ливень проливной!

Лей там, где ждут,

А не там, где зерно жнут,

И не там, где траву косят,

Лейся там, где тебя просят.

                О. Г. Четвернина

Дождь покапал и прошел,

Солнце в целом свете –

Дождю «спасибо» говорят

И взрослые, и дети.

Лето, лето-босоножка,

Покажи домой дорожку.

Переходят к гигиеническим процедурам.

Рада радуга-дуга,

С неба смотрит на луга.

Дождиком умоется,

Красотой раскроется!

После радуги-дуги

Воздух свеж, как у реки.

II. Физическое развитие (овладение основными двигательными навыками, выполнение движений по шаблону).

1. Подвижная игра «Птички в гнездышках».

Цель: учить детей ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга, реагировать на сигнал, возвращаясь на место.

Ход игры: дети сидят на стульчиках – это «гнездышки». По сигналу воспитателя все «птички» «вылетают» на середину комнаты, перемещаются в разные стороны, приседают, «разыскивая корм», снова «летают», размахивая руками-«крылышками». По сигналу воспитателя «Птички, в гнездышки!» дети возвращаются на свои места.

Воспитатель приучает детей быть внимательными во время бега, выпрыгивать из «гнездышек» (обруча), уступать место бегущим навстречу.

2. Малоподвижная игра «Солнышко и дождик».

Цель: дать эмоциональный заряд, вызвать двигательную активность.

Солнышко на небе

Весело сияет, весело сияет,

Деток согревает. (Дети поднимают руки

и машут раскрытыми ладошками
из стороны в сторону.)

Дождик понемножку

Намочил дорожки.

Кап-кап, кап-кап,

Намочил дорожки.

(Легко потряхивают кистями рук.)

Дождик, ты не пугай (грозят пальчиком).

Ты нас, дождик, догоняй!

(Бегут врассыпную.)

III. Трудовая деятельность: полив цветов в группе.

Цель: воспитывать трудолюбие, желание ухаживать за растениями.

Прогулка 7
ЧТО МОЖНО ДЕЛАТЬ С ПЕСКОМ
(утро)

Цель: расширить знания детей о свойствах песка.

Ход прогулки

I. Познание (познавательно-исследовательская и речевая деятельность).

 Наблюдение. 

– Сегодня с вами будем играть с песком. Посмотрите, какие у меня красивые сита, воронки, пластмассовые бутылочки. Насыпать в бутылочки песок. Его нужно сыпать аккуратно, через воронку. Пользоваться надо совочками, не набирать много песка. Насыпать песок следует через воронку. Песок сухой, сыплется тонкой струйкой. А кто хочет насыпать песок в сито? Что не получается? Почему? Просыпается песок! Через сито можно только просеивать песок. Песок сухой, сыпучий! В песок налить немножко воды и помешать его совочком. Песок стал влажным. Он стал по цвету другим. Сразу видно, где сухой, а где влажный песок. Попробовать насыпать его в бутылочку. Почему он не сыплется? Он не сыпучий, не сухой. Он влажный. Как можно узнать, влажный или сухой песок? (Из влажного песка можно делать постройки.)

II. Физическое развитие (овладение основными двигательными навыками, выполнение движений по шаблону).

1. Подвижная игра «Встань на мешочек».

Цель: установить связь слова с действием и предметами.

Ход игры: дети берут два мешочка, образовывают круг, кладут мешочки на пол и становятся на них двумя ногами.

Малыши идут быстро по кругу, воспитатель сопровождает движение детей словами:

По дорожке, по дорожке

(это сигнал к началу игры, дети идут по кругу)

Зашагали наши ножки.

А сейчас я побегу

(дети переходят на бег),

Я бегу-у-у, бегу-у-у, бегу-у-у,

Остановиться не могу-у-у.

Ножки устали,

На мешочек встали!

(Дети встают на мешочек.)

Игра  повторяется,  но  дети  бегут  по  кругу  в  противоположную сторону.

2. Малоподвижная игра «Нарисуй пальчиком».

Цель: нарисовать на сыром песке любой рисунок.

Мы сегодня рисовали

(дети поднимают перед собой руки),

Наши пальчики устали.

Наши пальчики встряхнем

(встряхивают кистями),

Рисовать опять начнем.

III. Трудовая деятельность: рыхление почвы, полив и вскапывание песка.

Цель: продолжать учить работать лопатой, использовать ведерки для полива песка.

Прогулка 8
РАБОТА ДВОРНИКА
(вечер)

Цели: продолжать наблюдения за работой дворника, научить уважать труд взрослых.

Ход прогулки

I. Познание (познавательно-исследовательская и речевая деятельность).

1. Наблюдение. 

Обратить внимание детей на работу дворника, который подметает дорожки от мусора. Чем работает дворник? (Дворник работает большой метлой.) Дворник берет лейку и начинает поливать цветы на клумбе. Чем дворник поливает цветы? Зачем он поливает? (Чтобы цветы росли.)

Дети вместе с дворником двигаются вокруг клумбы. Как льется вода из лейки? (Медленно.) Какие цветы поливает дворник? Цветы умываются, пьют воду, поднимают головки к солнышку, улыбаются всем.

2. Слушание стихотворения.

– Посмотрите: кто это там под кустиком уютно устроился и отдыхает?.. В гости к нам пришла кошечка. Что мы знаем о кошечке? (Ответы детей.) Послушайте, что о кошечке говорится в стихотворении.

МУРКА-КОШУРКА

Чья это фигурка,

Дымчатая шкурка,

Ждет то снаружи, то внутри.

Это наша Мурка,

Кошечка-кошурка,

Жмется к двери, просит: «Отвори!»

Видишь, в уголочке

Две блестящих точки

Светятся всю ночку напролет?

Мурочке не спится,

Бродит, как тигрица,

От мышей квартиру стережет.

Утро засияло, –

Скок на одеяло!

И мурчит, мурлычет:

«Мур-мур-мур!»

Целый день играет,

То клубки катает,

То грызет у телефона шнур.

В марте в лунном свете,

Как грудные дети,

Плачут, надрываются коты.

Мурка – прыг на кресло,

В форточку пролезла.

И исчезла! Мурка, где же ты?

Где ж ты, Мурка, бродишь?

Что ж ты не приходишь?

Иль наш дом тебе уже не мил?

Я ль с тобой не ладил?

Я ль тебя не гладил?

Я ль тебя сметаной не кормил?

Чья это фигурка, дымчатая шкурка?

Чьи глаза из подпола блестят?

Там сидела Мурка,

Кошечка-кошурка.

Рядом с ней сидело семь котят.

                        В. Берестов

II. Физическое развитие (овладение основными двигательными навыками, выполнение движений по шаблону).

1. Подвижная  игра  «По  узенькой  дорожке»  (см. прогулку 1 в ноябре).

2. Хороводная  игра  «Мыши  водят  хоровод»  (см. прогулку 5 в ноябре).

Прогулка 9
НЕ ОБИЖАЙТЕ МУРАВЬЯ
(утро)

Цели: закреплять желание наблюдать за насекомыми, расширять представления о муравьях.

Ход прогулки

I. Познание (познавательно-исследовательская и речевая деятельность).

1. Наблюдение. 

– Посмотрите внимательно за поведением муравьев. Чем они заняты? Молодцы, муравьи, все время трудятся. Что они делают? (Одни отыскивают корм для своих братьев, другие тащат соломинки, веточки, чтобы для всех построить дом.) Как называется их дом? (Дом их называется муравейник.) Из чего он состоит? Веточки, кора, комочки почвы – все это притащили маленькие труженики – муравьи. Что это за маленькие дырочки? (Маленькие  отверстия – это ходы.) Муравьи беспрестанно снуют, и каждый что-то несет. Муравьи – дружные ребята. Они никогда не ссорятся, заботятся друг о друге. Муравьи никогда другую живность не обижают. За это их все уважают – и в лесу, и в поле. Никто их не трогает. И мы их тоже не обижаем. И не трогаем. Не надо мешать – пусть трудятся.

2. Загадки про муравьев.

Шли плотнички без топоров,

Срубили избу без углов.

                        (Муравьи.)

Я работаю в артели

У корней лохматой ели.

По буграм тащу бревно –

Больше плотника оно.

                        (Муравей.)

3. Пословицы и поговорки про муравьев.

Муравью роса – ливень.

Самую злую змею может одолеть куча муравьев.

На муравейнике долго не усидишь.

Лучший подарок муравью – ножка кузнечика.

4. Стихотворение (песенка).

Не обижайте муравья,

Его обидеть просто.

Он очень мал, он очень мал,

Он маленького роста.

II. Физическое развитие (овладение основными двигательными навыками, выполнение движений по шаблону).

1. Подвижная игра «Жуки».

Цель: научить бегать врассыпную, по сигналу менять направление.

Ход игры: по сигналу «Жуки полетели!» дети бегут врассыпную. По сигналу «Жуки сели на землю!» дети приседают и шевелят пальцами, жужжат.

2. Хороводная игра «Музыкальные ребята».

Цель: учить выполнять движения, не мешая друг другу.

Ход игры: воспитатель раскладывает на земле два шнура («Это – речка, здесь лягушата будут плавать») и читает стихотворение П. Золотова «Лягушата». Дети выходят на середину площадки. «Ну, лягушата, музыкальные ребята! – обращается воспитатель к детям. – Покажите, как вы громко и дружно поете!» (Дети хором произносят: «Ква! Ква!»)

Ква! Ква! Ква!

(Все дети прыгают: «Ква! Ква!».)

В речку прыгать нам пора.

Ква! Ква! Ква!

(Все дети «плавают»: «Ква! Ква!».)

Лапками греби!

Ква! Ква! На берег пора!

(Дети «выпрыгивают из речки».)

Ква! Ква!

(Дети подскакивают.)

Поймайте комара!

(Дети «ловят комара».)

Игра повторяется.

III. Трудовая деятельность: полив цветов и деревьев.

Цель: учить технике полива растений.

Прогулка 10
ЛЕГКОВОЙ АВТОМОБИЛЬ
(вечер)

Цель: уточнить представление детей о легковом автомобиле, его основных частях.

Ход прогулки

I. Познание (познавательно-исследовательская и речевая деятельность).

1. Наблюдение.

Вместе  с  детьми  остановиться  у  автомобиля, обойти вокруг него. Какого он цвета? Сколько колес? Показать фары, уточнить, что это. Фары – глаза! Они ночью освещают дорогу, чтобы машина видела, куда едет! Фары помогают шоферу правильно вести машину. Вместе с детьми пересчитать двери, вспомнить, что при входе в дом одна дверь, а здесь несколько. Почему? Предложить посмотреть салон. В салоне сидят шофер и пассажиры, которые едут в машине. Где сидит шофер? Как он управляет машиной? (Дети отвечают на вопросы.) И шофер, и пассажиры обязательно должны пристегиваться ремнями безопасности – это твердое правило. Если все будут выполнять его – не попадут в беду.

2. Стихотворения.

Отойдите! Я – машина!

И внутри меня – пружина!

И с утра всегда она

На весь день заведена.

                Э. Мошковская

Машина выла под окном,

Всю ночь она пpосилась в дом:

– Зачем оставили однy-y,

И не подходите к окнy-y?

                А. Усачёв

3. Загадки про транспорт.

Это что за зверь такой

Пробежал по мостовой,

На ногах его резина,

А питается бензином?

Он рычит, клубится пыль.

Что за зверь? ... (Автомобиль.)

Встаем мы очень рано,                                 Четыре колеса,

Проста у нас забота –                                 Резиновые шины,

Любого пассажира                                 Мотор и тормоза...

Доставить на работу.                                И что это? ... (Машина.)

                (Водители.)

На четыре мы ноги

Надевали сапоги.

Перед тем как надевать,

Стали обувь надувать.

                        (Шины.)

II. Физическое развитие (овладение основными двигательными навыками, выполнение движений по шаблону).

1. Малоподвижная игра «На шоссе».

Цель: развивать координацию слов с движениями, развивать воображение, добиваться автоматизации шипящих звуков в речи.

По шоссе спешат машины

(дети бегут по кругу).

– Ш-ш-ш! – шуршат спокойно шины

(держат в руках воображаемый руль).

И шипят со злом уже

(поворачиваются в обратную сторону):

– Не спеш-ш-ши на вираже.

Еж с мешком и посошком

(наклоняются, одну руку кладут на спину,

а другой держат посошок)

По шоссе идет пешком

(идут медленно по кругу).

Над ежом кружится стриж

(встают на цыпочки, машут руками, как крыльями):

– Ты куда же, еж, спешишь?

(Бегут по кругу.)

– Прямо в город, по шоссе

(опять идут, изображая ежика)

Тороплюсь я, как и все.

– Будь, дружок, настороже

(опять бегут в противоположную сторону,

изображая стрижа),

Не спеши на вираже!

2. Подвижная игра «Автобус» (см. прогулку 3 в сентябре).

III. Трудовая деятельность: полив кустарников и цветов.

Цель: учить технике полива растений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека прогулок на зимний период

Картотека прогулок представлеят собой полностья разработанный мною материал на зимний период старшего дошкольного возраста....

Картотека прогулок на летний период времени

Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию картотеку прогулок на летний период времени....

Картотека прогулок на летний период

картотека прогулок на летний период...

КАРТОТЕКА ПРОГУЛОК В ЛЕТНИЙ ПЕРИОД

В данном материале прогулки для педагогов с детьми старшего дошкольного возраста в летний период....

Методическая разработка (вторая младшая группа) на тему "Планирование прогулок в весенний период (март, апрель)"

Во время прогулки дети получают много новых впечатлений и знаний об окружающем: о труде взрослых, о транспорте, о правилах уличного движения и т. д. Из наблюдений они узнают об особенностях сезо...

Картотека прогулок на весенний период во 2 младшей группе.

Картотека прогулок на весенний период во 2 младшей группе....