КАРТОТЕКА ПРОГУЛОК В ЛЕТНИЙ ПЕРИОД
картотека (старшая группа) на тему
В данном материале прогулки для педагогов с детьми старшего дошкольного возраста в летний период.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
letnii_progulki.docx | 31 КБ |
Предварительный просмотр:
КАРТОТЕКА
ЛЕТНИХ
ПРОГУЛОК
(СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ)
Прогулка на луг (от 4-х до 5-ти лет).
На этих прогулках закрепляются и расширяются представления детей о луге, полученные в младшей группе.
Собираясь на первую прогулку, детям сообщают, что они идут гулять на луг, где много травы и цветов. Обращают внимание на красоту луга. Как и в младшей группе, на первой прогулке следует дать детям возможность вволю поиграть на траве, понаблюдать за насекомыми, почувствовать радость от близости природы.
На последующих прогулках игры чередуют с наблюдениями, ознакомлением детей с растениями и обитателями луга. В начале лета луг покрыт цветущими одуванчиками, от них он желтый, золотой. По мере зацветания других растений детей знакомят, например, с колокольчиками, гвоздикой и т.д. Приемы используются те же, что и в младшей группе, но в средней группе при рассматривании, скажем, двух растений нужно сравнивать их по окраске, величине и форме цветка и листьев, по запаху (например, сравнить колокольчик и ромашку, чем они похожи, что у них разное).
Для упражнения в узнавании и запоминании цветов хорошо использовать игровые приемы и дидактические игры с цветами. Нужно напомнить детям о том, как правильно рвать цветы, плести венки, составлять небольшие букетики для украшения группы, подбирая красивые сочетания цветов. У детей пятого года жизни необходимо продолжать формировать бережное отношение к растениям луга: не рвать цветы охапками, не бросать сорванных цветов. Проводятся наблюдения за бабочками, жуками. Во время одной из прогулок следует обратить внимание на то, как много летает бабочек на лугу, проследить, как они садятся на цветы, складывают крылышки, спросить, какого цвета крылышки у бабочек; рассказать детям, что есть разные бабочки — желтые, белые, голубые... Предложить поймать бабочку сачком и, осторожно посадив в садок или баночку, поближе рассмотреть ее, понаблюдать, как она ползает, как складывает крылышки, как полетит, когда ее выпустят. Можно назвать бабочку — лимонница, капустница, крапивница, махаон и т.д. Так же проводятся наблюдения за жуками: рассматривают божью коровку и бронзовку, сравнивают их.
Наблюдения за домашними животными
(от 4-х до 5-ти лет).
В течение лета обогатить представления детей о домашних животных и их детенышах. С этой целью повседневные наблюдения за животными по возможности проводятся на пастбище, птичнике или в других местах, где есть домашние животные. Закрепить названия: пес, собака, щенята; баран, овца, ягнята; конь, лошадь, жеребенок; кабан, свинья, поросята. Словообразование: кот — котенок — кошка; козел — коза — козлята и др.
Следует провести наблюдения за домашними птицами, рассмотреть петуха, курицу с цыплятами, понаблюдать за утками и гусями, сравнить их по внешнему виду, голосам, рассказать детям о пользе птиц и о том, как взрослые заботятся о них. Активизировать соответствующий словарь: гусь, гусак, гусыня, гусенок, гусята и др.
Во время прогулок понаблюдайте за пасущимися коровами, козами, лошадьми, а вечером — за возвращающимся домой с пастбища стадом. Обратите внимание детей на действия пастуха, на повадки животных, их голоса.
Кроме этих повседневных кратковременных наблюдений, надо провести экскурсию на ближайшее пастбище.
Программное содержание и план экскурсии:
- Различать по внешнему виду и голосам домашних животных: корову, козу, овцу и др.
- Уточнить, чем питаются животные летом (едят траву).
- Воспитывать интерес, любознательность и заботливое отношение к животным.
- Понаблюдать за стадом; спросить детей, кто пасется на лугу, много ли здесь коров; уточнить, как называются животные, пасущиеся на лугу? Кто пасет стадо? Как люди заботятся о коровах? Ласково называют их? (Буренушка, коровушка). Уместно вспомнить народную песню «Уж как я ль свою коровушку люблю».
Вспомнить название всех «членов семьи»: бык, корова, телята. «Скажи ласково»: бычок, теленочек.
Прогулки в лес (от 4-х до 5-ти лет).
Прогулки на луг чередуются с прогулками в ближайший лес или парк. Пусть на первой прогулке дети поиграют, побегают, насладятся природой, почувствуют, как хорошо в лесу в жаркий летний день.
Словарный запас: образование прилагательных (клен — кленовый лист, дуб — дубовая ветка и др.). Слова-антонимы: (деревья высокие — низкие, старые — молодые; ствол гладкий — корявый и т.д.).
На следующей прогулке можно уже начать короткие наблюдения за жизнью леса, расширить представления детей о нем. Надо обратить их внимание на то, что в лесу много высоких деревьев, предложить посмотреть наверх, оценить, как высоко растут ветки, обхватить руками дерево (вот какие у деревьев толстые стволы!), показать детям одно-два знакомых дерева (березу, ель и др.) и спросить, знают ли они это дерево, как оно называется, предложить поискать еще березы, ели. «Как вы узнали, что это береза, ель?» Рассмотрев цвет ствола, листьев, дать потрогать гладкий ствол березы, понюхать листья, так же поупражнять детей в узнавании другого знакомого дерева. В дальнейшем на прогулках в лес нужно отрабатывать различение этих деревьев, иногда предложить полюбоваться красотой березок, в другой раз поискать под ней грибы, цветы и т.д. Кроме березы, ели, можно показать еще какое-нибудь дерево с яркими признаками, например, к концу лета рябину с красными ягодами. Подобрать слова: рябинушка, рябиновая ветка. Отработать предложно-падежные конструкции: спрятаться за рябину, выглядывает из-за рябины, стоим под рябиной и т.д.
Следует познакомить детей с лесными ягодами: земляникой, черникой, малиной, брусникой. На первых прогулках в июне показать цветущие кустики земляники, сказать, что потом на этих кустиках будут ягоды. Через несколько дней, когда ягоды начнут поспевать, сорвать веточку, рассмотреть цвет, форму ягоды, предложить и самим поискать такие же. Словообразование: варенье – малиновое, брусничное и т.д.
В лесу дети находят грибы. Надо показать им два-три съедобных гриба, например, лисички, сыроежки. Сначала сравните их (по форме шляпки и ножки, по окраске, по величине) и, конечно же, научите детей искать грибы под деревьями в траве, во мху, расскажите, какой гриб под каким деревом растет. Подбор глаголов: что делают с грибами? (собирают, чистят, моют, варят, солят, жарят, маринуют и др.).
Бывая в лесу, ребята знакомятся с его обитателями. Здесь много птиц. Они вьют на деревьях и кустах гнезда, кормят птенцов. В лесу много жуков, бабочек. Приучать детей прислушиваться к звукам леса: пению птиц, кукованию кукушки, жужжанию насекомых. На прогулках в лесу дети собирают для игр различный природный материал: еловые и сосновые шишки, желуди, мох, цветы и т.д. Все обговаривайте: шел, отошел, перешел и др.
Прогулка на луг (от 5-ти до 6-ти лет).
Во время первой прогулки на луг детям надо разрешить побегать, поиграть, насладиться прелестью и близостью природы, но напомнить о том, что нельзя без надобности рвать растения.
На этой же прогулке уточняют представления детей о том, что такое луг.
Воспитатель спрашивает детей, почему на лугу приятно гулять (здесь красиво, много травы, цветов), предлагает собрать и принести знакомые луговые цветы, назвать их. Обращает внимание детей на преобладающую окраску первых летних цветов (одуванчик, лютик, сурепка), дети собирают общий большой букет из лютиков, любуются его яркостью, красотой.
На других прогулках воспитатель, подчеркивая интерес к цветам, организует разные игры, учит наблюдать. Вспомнить стихотворение Е. Благининой «Одуванчик». Для закрепления знаний о первых весенних цветах предлагает придумать загадки, вспомнить стихи. Можно прочитать короткий рассказ, сказку, например сказку Н. Павловой «В живой комнатке».
Следующую целевую прогулку на луг нужно провести, когда достаточно ярко наметится смена растительности на лугу, т.е. вместо преобладающих желтых цветов появятся белые цветы (ромашка (поповник), белый клевер, подмаренник, тысячелистники др.).
Наблюдая с детьми общий вид (колорит) луга, собирая и рассматривая отдельные цветы, воспитатель помогает им увидеть, что одни цветы отцвели, у них уже образовались семена, а другие только зацветают.
Интересно побывать на лугу, когда он станет лиловым (на нем появятся цветы лиловых оттенков: скабиоза, луговой василек, мышиный горошек, луговая герань и другие).
Для закрепления полученных представлений о растениях луга можно составить гербарий «Цветы нашего луга в начале, середине и конце лета». Этот гербарий, а также рисунки детей воспитатель использует в обобщающей беседе. Дети вспоминают, что они узнали о луге, о его растительности, о смене на нем цветочного покрова. Хорошо на участке организовать миксбордер (клумба из лекарственных трав).
Наблюдения за насекомыми (от 5-ти до 6-ти лет).
На прогулках в процессе наблюдении закрепляются и уточняются знания детей о насекомых. Ребят подводят к пониманию связи между жизнью насекомых и растений, предлагают понаблюдать, как шмели, бабочки садятся на цветы (а не на другие части растений), подумать, почему их много на лугу только днем и в хорошую погоду, а не вечером или перед дождем. В процессе наблюдения развивается связная речь. Упражняем детей в аргументации, в использовании сложноподчиненных предложений. Обращаем внимание на гусениц. Воспитатель рассказывает о вреде, наносимом ими растениям.
Прогулки, к водоему (от 5-ти до 6-ти лет).
Если вблизи есть водоем, река, озеро, пруд, необходимо узнать, как он называется, обратить внимание ребят на берега, высоту, растительность, красоту реки (озера) в разную погоду (в яркий, солнечный день, сильный ветер и т. п.).
Следует познакомить детей с водными обитателями и растительностью водоема. С этой целью можно провести экскурсию или целевую прогулку. Накануне вместе с детьми необходимо подготовить для экскурсии водный сачок, тазик, ведерки и стеклянные банки (1—2) для пойманных обитателей водоема. Воспитатель сачком вылавливает прибрежную фауну, опускает ее в тазик с водой, рассматривает с детьми содержимое, называет наиболее интересных обитателей водоема, переносит их в ведерки и стеклянные банки для более подробного рассматривания в уголке природы.
Так дети могут увидеть жуков-водолюбов, улиток: прудовика, катушку; личинку стрекозы и т.д.
Следует продолжить наблюдение за рыбами, сравнить рыб по величине, окраске, повадкам (плотву, пескаря, окуня, карася).
Здесь же дети увидят и растения, не похожие на те, что растут на берегу. Среди них может быть элодея, роголистник и другие водоросли, которые дети видели в своем аквариуме. Закрепить их названия.
Прогулка в лес (парк) (от 5-ти до 6-ти лет).
Первую прогулку проводят для того, чтобы дети почувствовали удовольствие, радость от пребывания в лесу. Здесь легко дышится, много высоких деревьев, кустов, цветущих растений, разных птиц.
На последующих прогулках дети упражняются в узнавании деревьев (ели и сосны, рябины и других), сравнивают их по окраске коры, отмечают особенности, например сосны и ели, собирают шишки сосны и ели для изготовления игрушек-самоделок.
Внимание детей привлекают к молодым деревцам — ровесникам детей, объясняют, что эти деревца растут на смену большим, старым деревьям, их надо беречь, охранять, а для игр, построек шалашей можно использовать только сухие ветки.
Прогулка на луг (от 6-ти до 7-ти лет).
Первую прогулку на луг следует провести с целью создания у детей радостного настроения, чтобы доставить им удовольствие от близости к природе и уточнить понятие «луг». «Куда мы пришли с вами на прогулку? Почему вы называете это место лугом? Правильно. Здесь растет трава, много ярких, красивых цветов».
Предложите рассмотреть их, помогите ребятам вспомнить названия, особенности луговых растений, путем сравнения подчеркнуть общие черты (у большинства есть стебель, листья, цветы) и различия (стебли, листья, цветы различны по размерам, форме, окраске). Воспитывать бережное отношение к природе, не следует бесцельно рвать цветы, мять и вытаптывать траву.
На дальнейших прогулках расширять представления детей о луговых цветах, обращать внимание на разнообразие цветов и закономерную смену лугового покрова — одни цветы отцветают, образуют семена, а на смену им появляются другие.
Знакомя детей с новыми луговыми цветами, например с луговым васильком, подмаренником, тысячелистником и другими распространенными растениями, необходимо использовать методику сравнения растений. Особенно интересно и полезно сравнивать цветы одного названия (например, клевер красный и белый, лютик едкий и ползучий), что способствует развитию наблюдательности, умения выделять характерные признаки растений, связной речи, доказательности рассуждений.
Кроме растений с яркими цветами, обращаем внимание на некоторые злаковые травы (трясунка, ежа сборная, мятлик и др.). Эти растения дополняют составленные букеты, которые можно собрать для украшения комнаты зимой. Можно провести прогулки для сбора целебных трав, известных в народной медицине (подорожник, пастушья сумка, ромашка, мята, листья мать-и-мачехи, шалфея, зверобоя и т.п.).
Для закрепления знаний о луговых растениях на прогулках при помощи дидактических игр и игр-поручений поупражнять детей в узнавании и описании знакомых растений. Для этого используйте стихи, загадки, небольшие рассказы. С этой же целью хорошо составлять гербарии растений луга (садовых цветов, растений поля и т. д., располагая их в фенологическом порядке). У детей эта работа вызывает большой интерес, стремление засушивать растения самостоятельно. Поощрять желание помогать в сборе и оформлении маленьких гербариев для подарка школе или родителям.
Организуя наблюдения за бабочками, привлекаем внимание к красоте и разнообразию их движений и окраски, учим не мучить бабочек азартной ловлей, собиранием их в коробки и т.п. Для закрепления знаний о бабочках воспитатель предлагает понаблюдать, как они порхают, садятся на цветы, подумать, зачем они это делают.
Прогулки в лес (парк) (от 6-ти до 7-ти лет).
Первая прогулка проводится с целью создания у детей радостного настроения, удовольствия от пребывания в лесу. Уточнить понятие «лес», помогая своими вопросами установить, что в лесу растут деревья, кусты, а под ними — трава, мох. Предоставить возможность побродить по лесу, поиграть. Во время прогулки стоит познакомить детей с тем, что в лесу есть опушка.
На следующей прогулке следует уточнить знания детей и закрепить умение узнавать самые распространенные породы деревьев. Научить определять и называть лес по составу деревьев: сосновый, еловый, хвойный, смешанный, лиственный. Подмечать характерные особенности каждого леса: например, в сосновом лесу светлее, чем в еловом; в лиственном лесу под деревьями растет трава, а в еловом много мхов. Интересно рассмотреть деревья, растущие на сухой почве и около болота (например, березу и сосну), рассказать, а если можно, то и показать, что в нашей стране ведутся большие работы по осушке почвы в лесах.
Заострить внимание детей на том что, костры в лесу разводить нельзя, рассказать, почему пожары особенно опасны в лесу, и как надо беречь лес.
Обратите внимание детей на приятный запах. Подойдя с детьми к цветущей липе, спросите, что это за дерево, или назовите его. Закрепить навыки словообразования: лист липовый, цветы липовые и др. Расскажите, что липа зацвела, цветет она поздно летом, рассмотрите ствол, кору, крону, листья и цветы. Предложите послушать жужжание пчел. Объясните, что в цветах липы много сладкого сока, из которого получается самый лучший липовый мед.
Прогулки в лес используются также для закрепления и расширения знаний о лесных ягодах, распространенных в данной местности (морошка, земляника, черника, голубика, малина, брусника и другие). Детей следует научить различать не только ягоды, но и листья, цветы; расширять и закреплять знания о грибах. Используйте художественную литературу, иллюстрации, игры с природным материалом, словесные игры. Это не только расширит кругозор детей, но и обогатит их речь.
Во время прогулок обратить внимание на насекомых. Рассмотреть их, сравнить с насекомыми, живущими на лугу. Наблюдая за обитателями леса, учить рассматривать насекомых в среде их обитания, «Покажи, где, на чем ты нашел эту гусеницу или жука». Это подводит детей к выводу о вредных или полезных насекомых. Например, некоторые долгоносики, майские жуки, бронзовики — это жуки - листогрызы.
Можно подвести детей к старому пню и, оторвав от него кусочек коры, показать, что там обитает много насекомых: муравьев, жуков-короедов и их личинок. Рассматривая поврежденную кору и древесину, надо предложить детям вспомнить, как человек использует деревья, и помочь им понять, что эти насекомые портят деревья.
На одной из прогулок следует провести наблюдение за муравейником, рассмотреть его, понаблюдать за поведением муравьев, за тем, как спешат они по своим делам, возвращаясь с нужным материалом. После наблюдения хорошо рассказать или почитать об этих интересных насекомых (В. Бианки «Как муравьишка домой спешил»).
В итоге наблюдений дети смогут сделать вывод: в лесу живет много насекомых, некоторые из них очень полезны, а некоторые вредны.
В одну из прогулок в лес воспитатель предлагает ребятам послушать пение птиц, напоминает, что в лесу много птиц, которые хорошо поют. Педагог помогает детям уяснить, почему птицы охотно селятся в лесу (удобно строить гнезда, много корма).
Интересно привлечь внимание детей к стуку дятла, осторожно подойти и посмотреть, кто это стучит в лесу. Наблюдая за дятлом, рассмотрите его внешний вид, расскажите, как он разыскивает корм. Дети сами могут сделать вывод о полезности этой птицы. Воспитатель помогает им в этом: «Вспомните, дети, где в лесу живит насекомые. Кого мы видели под корой старого пня? Что делает дятел, когда долбит кору деревьев?»
Для расширения знаний об этой птице можно использовать картинки, рассказы и стихотворения.
В итоговой беседе о лесе надо обобщить знания детей о лесе: что растет и кто живет в лесу, кто (из мира животных) является лучшими друзьями леса. Спросите детей, почему говорят, что лес нас кормит, одевает, согревает, дает нам жилище и т.п. Побеседуйте с детьми о том, как люди должны беречь лес.
Экскурсия на водоем (от 6-ти до 7-ти лет).
Хорошо, если дети будут знать название ближайшего водоема (реки, озера), его характерные особенности: величину, характер берегов, их растительность; глубину, быстроту, направление течения, если это река, и т.д. Интересно понаблюдать, как люди используют водоем летом (берут воду, купаются, ловят рыбу, катаются на лодках, катерах).
Нужно обратить внимание детей на то, что в озерах, реках, прудах тоже растут растения. Лучше всего это сделать, когда расцветут кувшинки и кубышки. Приведя ребенка к тихой заводи, покажите на плавающие листья и цветы, правильно назовите их (не лилии, а кувшинки).
Хорошо привести детей к водоему, поверхность которого затянута ряской; показать, как изменился пруд, весь покрытый зеленым ковром. Можно выловить ряску и в тазике или в баночке рассмотреть это интересное растение.
Во время прогулок на водоем продолжите наблюдения за рыбками, моллюсками (катушкой, прудовиком), пауком-водянкой, жуком-водомером, личинками стрекозы, ручейника. Поощряйте развитие творческих игр детей с песком и водой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека прогулок на летний период времени
Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию картотеку прогулок на летний период времени....
Картотека прогулок на летний период
картотека прогулок на летний период...
Картотека прогулок в летний период
В данной картотеке описан материал проведения прогулок с детьми среднего возраста, в летний период....
Картотека прогулок на летний период.
Картотека прогулок на июль-август для старшей группы детского сада....
картотека прогулок на летний период
Здесь дана картотека прогулок на весь летний период...
Картотека прогулок на летний период в средней группе
Картотека прогулок в средней группе на летний период...
Картотека прогулок в летний период 2 младшая группа
Картотека прогулок во второй младшей группе в летний период времени...