"Правильная самооценка у детей – залог психологического здоровья"
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Чернова Александра Юрьевна
Фундамент личностных качеств ребенка - это его отношение к самому себе. Интеллектуальное развитие ребенка, его активность, поведение, жизненные успехи - это определяется уровнем самооценки. Детская самооценка заключается в том, как ребенок видит самого себя, оценивает собственные способности и особенности. Начальный период формирования самооценки - дошкольный возраст. Сформированную самооценку очень сложно изменить. На ее уровень наибольшее влияние оказывает семья и окружение ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Правильная самооценка у детей – залог психологического здоровья

     Фундамент личностных качеств ребенка - это его отношение к самому себе. Интеллектуальное развитие ребенка, его активность, поведение, жизненные успехи - все это определяется уровнем самооценки.
     Детская самооценка заключается в том, как ребенок видит самого себя, оценивает собственные способности и особенности. Начальный период формирования самооценки - дошкольный возраст. Сформированную самооценку очень сложно изменить. На ее уровень наибольшее влияние оказывает семья и окружение ребенка.
   
Существует три вида самооценки:
     -повышенная;
     -адекватная;
     -пониженная.

Особенности самооценки у дошкольников:

     В это время происходит формирование особенностей личности малыша.    

     Дошкольный период - важнейший этап становления самооценки каждого ребенка. Детям до шестилетнего возраста характерна завышенная самооценка. Это является нормальным явлением. Дети считают себя центром,   вокруг которого все вертится.

      Старшие дошкольники (5-6 лет) способны оценивать себя и сопоставлять свои особенности с нормами и правилами, принятыми в обществе. В этот период развития дошкольника важную роль играют взрослые, которые помогают малышу в формировании его самооценки. У ребенка  складывается представление о собственном образе.

     В процессе взаимодействия ребенка с окружающими появляется самооценка и осознание своего места в обществе. На формирование самооценки ребенка влияет оценивание его взрослыми. Заниженные оценки родителей отрицательно воздействуют на развитие малыша, а завышение значительно искажает представления ребенка о собственных возможностях.

     Общение со сверстниками играет немаловажную роль в формировании самооценки малыша. Взаимодействуя с детьми такого же возраста, ребенок начинает проявлять определенное отношение к ним. Таким образом развивается умение смотреть на себя со стороны.

   Формирование самооценки в дошкольном возрасте происходит в процессе различных видов деятельности малыша:

     • игра;

     • общение и взаимодействие с окружающими;

     • труд;

     • изобразительное искусство.

     В разных видах деятельности уровень самооценки будет отличаться. В привычных повседневных условиях ребенок, как правило, оценивает себя адекватно. В незнакомых ситуациях малыши не умеют правильно оценить себя.

Особенности малыша с повышенной самооценкой:

     • Думает, что он прав во всех ситуациях;

     • Всегда хочет быть лидером;

     • Акцентирует внимание на недостатках окружающих;

     • Не замечает свои недостатки;

     • Не умеет слушать людей;

     • Относится к окружающим людям свысока;

     • Стремится привлечь к себе внимание;

     • Склонен к проявлению агрессии;

     • Способен унижать достоинства других людей;

     • Независим от чужого мнения;

     • Надменность и пренебрежение другими;

     • Уверенность в себе.

Трудности у малышей с повышенной самооценкой:

     • Зависть к успехам людей;

     •Обидчивость и нетерпимость к любой критике, неумение ее воспринимать;

     • Конфликтность и зависть.

Особенности малыша с пониженной самооценкой:

     • Тревожность;

     • Неуверенность в себе;

     • Обидчивость;

     • Недоверчивость;

     • Стремление к одиночеству;

     • Нерешительность;

     • Медленная адаптация к незнакомой обстановке;

     • Постоянный настрой на неудачное окончание любого дела;

     • Боязнь новой деятельности;

     • Переоценка достижений других малышей;

     • Недостаточный уровень оценки личных достижений;

     • Ранимость;

     • Неустойчивость настроения;

     • Острая реакция на критику и порицание.

Какие сложности ожидают малышей с пониженной самооценкой?:

     У таких малышей существует высокая вероятность возникновения таких трудностей:

       Развитие «комплекса неполноценности»;

       Задержка личностного развития;

       Зависимость от окружающих;

       Ребенок становится очень робким и замкнутым;

       Неправильное восприятие окружающих;

       Отрицательное отношение к сверстникам;

        Мстительность и враждебность.

Отличия детей с нормальной (адекватной) самооценкой:

Такие дети имеют ряд особенностей:

     • Высокая степень ответственности;

     • Способность к состраданию;

     • Уверенность в своих силах;

     • Способность просить помощи у других людей;

     • Решительность;

     • Умение признать свои промахи и ошибки;

     • Способность высоко ценить как самого себя, так и посторонних;

     • Умение принимать себя и других такими, какие они есть;

     • Активное отстаивание своих жизненных   позиций.

Нужно ли хвалить малышей?:

     Чтобы у крохи сформировалась положительная самооценка, очень важно его хвалить. Похвала со стороны взрослых оказывает такое влияние:

     • Повышает активность и деятельность малыша;

     • Формирует нравственные качества;

     • Вызывает прилив сил;

     • Повышает желание общаться с окружающими.

За что не стоит хвалить малыша?:

     • За те вещи, которые не были достигнуты его личным трудом;

     • За одежду, игрушки;

     • Нельзя выражать похвалу только из жалости;

     • Не хвалите малыша, чтобы понравиться ему или вызвать доверие к себе.

За что нужно хвалить малыша?:

     • За стремление ребенка к самовыражению, получению новых знаний, развитие;

     • За достижения в соревнованиях, конкурсах;

     • За его рисунки;

     • Хвалите ребенка за то, что с ним будет («Ты обязательно сумеешь», «Ты непременно справишься», «У тебя все получится»);

     • Похвала в утреннее время – это отличный стимул на целый день.

Наказываем без ущерба для самооценки малыша:

     Чтобы наказание приносило пользу, необходимо придерживаться таких рекомендаций:

     • Наказания не должны наносить вред здоровью малыша;

     • Если сомневаетесь в целесообразности наказаний – не наказывайте;

     • За один раз можно использовать только один вид наказания;

     • Наказывайте не за счет уменьшения любви   к ребенку;

     • Не забирайте подарки с целью наказания;

     • Отменяйте наказание, если малыш в этот день сделал хорошее дело или поступок;

     • Не используйте наказание с опозданием;

     • Если малыш был наказан за проступок, тогда старайтесь не вспоминать о нем;

     • Не унижайте малыша с целью наказания.

Когда нельзя наказывать малыша?:

     • Если ребенок болеет;

     • Во время еды или игр, перед сном и сразу после пробуждения;

     • После душевных травм;

     • Если малыш изо всех сил старается, а у него не получается;

     • Если вы не понимаете мотивов поступка;

     • Если вы огорчены личными проблемами.

Эффективные способы повышения самооценки малыша:

     1. Просите совет у своего малыша на равных;

     2. Просите помощи у ребенка на равных;

     3. Взрослым рекомендуется играть роль беспомощного, слабого, беззащитного.

Формируем адекватную самооценку:

     Чтобы помочь своему ребенку в формировании адекватной самооценки очень важно придерживаться следующих советов:

     1. Нельзя решать все проблемы вместо своего малыша;

     2. Ставьте перед крохой только посильные задачи;

     3. Нельзя перехваливать малыша;

     4. Не стоит забывать о поощрениях для своего малыша;

     5. Хвалите за любые проявления инициативы;

     6. Старайтесь быть для своего малыша ярким образцом нормальной реакции на успехи и поражения;

     7. Сравнивайте ребенка только с самим собой, а не с остальными;

     8. Ругайте и наказывайте кроху за определенные плохие поступки;

     9. Проводите совместный анализ неудач;

     10. Принимайте своего кроху таким, какой он есть;

     11. Выражайте любовь к малышу любыми способами;

     12. Акцентируйте внимание на любых, даже незначительных успехах своего ребенка;

     13. Будьте очень внимательны к малышу;

     14. Верьте в своего ребенка;

     15. Много играйте и общайтесь с малышом.

Семья и самооценка малыша:

     Позитивную самооценку формирует благоприятная психологическая атмосфера в семье, понимание со стороны взрослых, сопереживание и психологическая защищенность крохи. Повышению самооценки способствует поощрение и похвала за достижения малыша, а также сведение к минимуму заострения внимания на его неудачах.

     Взаимоотношения ребенка с родителями оказывает сильное влияние на его отношение к себе. Поэтому взрослые должны больше времени уделять крохе, адекватно оценивать его действия.

     Пониженная самооценка формируется в таких случаях:

     • Ребенку уделяют недостаточное количество внимания;

     • Отсутствует доверие к ребенку;

     • Подавляется любая инициатива;

     • Часто слышны негативные высказываются о ребенке.

     Повышенная самооценка формируется в таких случаях:

     • В семье подчеркивают реальные и мнимые достоинства ребенка;

     • Используются незаслуженные поощрения ребенка;

     • Не наказывают за плохие поступки.

Причины формирования у ребенка неадекватной самооценки

 - ошибки семейного воспитания:

     1. Гиперопека;

     2. Гипоопека;

     3. Противоречивое воспитание (родители используют разные методы и стили).

     Если взрослые создают нормальные условия для достижения ребенком успехов, его хвалят, сравнивают только с ним самим, у крохи обязательно сформируется адекватная самооценка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Благоприятная атмосфера в семье – залог психологического здоровья ребенка»

Консультация ля родителей, которая поможет правильно строить отношения с детьми для их психологического комфорта....

презентация к семинару-тренингу "Психологическое здоровье педагога-залог психологического здоровья обучающихся".

Цели и задачи данного семинара-тренинга:-ознакомить педагогов с понятиями "Психологическое здоровье", "Синдром эмоционального выгорания",-способствовать осознанию педагогами своего...

Гармония общения – залог психологического здоровья ребенка

Нетрадиционная форма работы с родителями . Рекомендации родителям по развитию речи детей (важность живого общения с ребенком)...

Закаливание детей - залог их здоровья!

План-конспект клуба молодой семьи "Родительский всеобуч" на тему "Закаливание детей - залог их здоровья!"...

Ширма "Правильное питание у детей - залог здоровья"

Ширма про правильное питание у детей, правильный рацион и полезные продукты....