"Правильная самооценка у детей – залог психологического здоровья"
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pravilnaya_samootsenka_u_detey_kak_zalog_psihicheskogo_zdorovya.docx | 21.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Правильная самооценка у детей – залог психологического здоровья
Фундамент личностных качеств ребенка - это его отношение к самому себе. Интеллектуальное развитие ребенка, его активность, поведение, жизненные успехи - все это определяется уровнем самооценки.
Детская самооценка заключается в том, как ребенок видит самого себя, оценивает собственные способности и особенности. Начальный период формирования самооценки - дошкольный возраст. Сформированную самооценку очень сложно изменить. На ее уровень наибольшее влияние оказывает семья и окружение ребенка.
Существует три вида самооценки:
-повышенная;
-адекватная;
-пониженная.
Особенности самооценки у дошкольников:
В это время происходит формирование особенностей личности малыша.
Дошкольный период - важнейший этап становления самооценки каждого ребенка. Детям до шестилетнего возраста характерна завышенная самооценка. Это является нормальным явлением. Дети считают себя центром, вокруг которого все вертится.
Старшие дошкольники (5-6 лет) способны оценивать себя и сопоставлять свои особенности с нормами и правилами, принятыми в обществе. В этот период развития дошкольника важную роль играют взрослые, которые помогают малышу в формировании его самооценки. У ребенка складывается представление о собственном образе.
В процессе взаимодействия ребенка с окружающими появляется самооценка и осознание своего места в обществе. На формирование самооценки ребенка влияет оценивание его взрослыми. Заниженные оценки родителей отрицательно воздействуют на развитие малыша, а завышение значительно искажает представления ребенка о собственных возможностях.
Общение со сверстниками играет немаловажную роль в формировании самооценки малыша. Взаимодействуя с детьми такого же возраста, ребенок начинает проявлять определенное отношение к ним. Таким образом развивается умение смотреть на себя со стороны.
Формирование самооценки в дошкольном возрасте происходит в процессе различных видов деятельности малыша:
• игра;
• общение и взаимодействие с окружающими;
• труд;
• изобразительное искусство.
В разных видах деятельности уровень самооценки будет отличаться. В привычных повседневных условиях ребенок, как правило, оценивает себя адекватно. В незнакомых ситуациях малыши не умеют правильно оценить себя.
Особенности малыша с повышенной самооценкой:
• Думает, что он прав во всех ситуациях;
• Всегда хочет быть лидером;
• Акцентирует внимание на недостатках окружающих;
• Не замечает свои недостатки;
• Не умеет слушать людей;
• Относится к окружающим людям свысока;
• Стремится привлечь к себе внимание;
• Склонен к проявлению агрессии;
• Способен унижать достоинства других людей;
• Независим от чужого мнения;
• Надменность и пренебрежение другими;
• Уверенность в себе.
Трудности у малышей с повышенной самооценкой:
• Зависть к успехам людей;
•Обидчивость и нетерпимость к любой критике, неумение ее воспринимать;
• Конфликтность и зависть.
Особенности малыша с пониженной самооценкой:
• Тревожность;
• Неуверенность в себе;
• Обидчивость;
• Недоверчивость;
• Стремление к одиночеству;
• Нерешительность;
• Медленная адаптация к незнакомой обстановке;
• Постоянный настрой на неудачное окончание любого дела;
• Боязнь новой деятельности;
• Переоценка достижений других малышей;
• Недостаточный уровень оценки личных достижений;
• Ранимость;
• Неустойчивость настроения;
• Острая реакция на критику и порицание.
Какие сложности ожидают малышей с пониженной самооценкой?:
У таких малышей существует высокая вероятность возникновения таких трудностей:
Развитие «комплекса неполноценности»;
Задержка личностного развития;
Зависимость от окружающих;
Ребенок становится очень робким и замкнутым;
Неправильное восприятие окружающих;
Отрицательное отношение к сверстникам;
Мстительность и враждебность.
Отличия детей с нормальной (адекватной) самооценкой:
Такие дети имеют ряд особенностей:
• Высокая степень ответственности;
• Способность к состраданию;
• Уверенность в своих силах;
• Способность просить помощи у других людей;
• Решительность;
• Умение признать свои промахи и ошибки;
• Способность высоко ценить как самого себя, так и посторонних;
• Умение принимать себя и других такими, какие они есть;
• Активное отстаивание своих жизненных позиций.
Нужно ли хвалить малышей?:
Чтобы у крохи сформировалась положительная самооценка, очень важно его хвалить. Похвала со стороны взрослых оказывает такое влияние:
• Повышает активность и деятельность малыша;
• Формирует нравственные качества;
• Вызывает прилив сил;
• Повышает желание общаться с окружающими.
За что не стоит хвалить малыша?:
• За те вещи, которые не были достигнуты его личным трудом;
• За одежду, игрушки;
• Нельзя выражать похвалу только из жалости;
• Не хвалите малыша, чтобы понравиться ему или вызвать доверие к себе.
За что нужно хвалить малыша?:
• За стремление ребенка к самовыражению, получению новых знаний, развитие;
• За достижения в соревнованиях, конкурсах;
• За его рисунки;
• Хвалите ребенка за то, что с ним будет («Ты обязательно сумеешь», «Ты непременно справишься», «У тебя все получится»);
• Похвала в утреннее время – это отличный стимул на целый день.
Наказываем без ущерба для самооценки малыша:
Чтобы наказание приносило пользу, необходимо придерживаться таких рекомендаций:
• Наказания не должны наносить вред здоровью малыша;
• Если сомневаетесь в целесообразности наказаний – не наказывайте;
• За один раз можно использовать только один вид наказания;
• Наказывайте не за счет уменьшения любви к ребенку;
• Не забирайте подарки с целью наказания;
• Отменяйте наказание, если малыш в этот день сделал хорошее дело или поступок;
• Не используйте наказание с опозданием;
• Если малыш был наказан за проступок, тогда старайтесь не вспоминать о нем;
• Не унижайте малыша с целью наказания.
Когда нельзя наказывать малыша?:
• Если ребенок болеет;
• Во время еды или игр, перед сном и сразу после пробуждения;
• После душевных травм;
• Если малыш изо всех сил старается, а у него не получается;
• Если вы не понимаете мотивов поступка;
• Если вы огорчены личными проблемами.
Эффективные способы повышения самооценки малыша:
1. Просите совет у своего малыша на равных;
2. Просите помощи у ребенка на равных;
3. Взрослым рекомендуется играть роль беспомощного, слабого, беззащитного.
Формируем адекватную самооценку:
Чтобы помочь своему ребенку в формировании адекватной самооценки очень важно придерживаться следующих советов:
1. Нельзя решать все проблемы вместо своего малыша;
2. Ставьте перед крохой только посильные задачи;
3. Нельзя перехваливать малыша;
4. Не стоит забывать о поощрениях для своего малыша;
5. Хвалите за любые проявления инициативы;
6. Старайтесь быть для своего малыша ярким образцом нормальной реакции на успехи и поражения;
7. Сравнивайте ребенка только с самим собой, а не с остальными;
8. Ругайте и наказывайте кроху за определенные плохие поступки;
9. Проводите совместный анализ неудач;
10. Принимайте своего кроху таким, какой он есть;
11. Выражайте любовь к малышу любыми способами;
12. Акцентируйте внимание на любых, даже незначительных успехах своего ребенка;
13. Будьте очень внимательны к малышу;
14. Верьте в своего ребенка;
15. Много играйте и общайтесь с малышом.
Семья и самооценка малыша:
Позитивную самооценку формирует благоприятная психологическая атмосфера в семье, понимание со стороны взрослых, сопереживание и психологическая защищенность крохи. Повышению самооценки способствует поощрение и похвала за достижения малыша, а также сведение к минимуму заострения внимания на его неудачах.
Взаимоотношения ребенка с родителями оказывает сильное влияние на его отношение к себе. Поэтому взрослые должны больше времени уделять крохе, адекватно оценивать его действия.
Пониженная самооценка формируется в таких случаях:
• Ребенку уделяют недостаточное количество внимания;
• Отсутствует доверие к ребенку;
• Подавляется любая инициатива;
• Часто слышны негативные высказываются о ребенке.
Повышенная самооценка формируется в таких случаях:
• В семье подчеркивают реальные и мнимые достоинства ребенка;
• Используются незаслуженные поощрения ребенка;
• Не наказывают за плохие поступки.
Причины формирования у ребенка неадекватной самооценки
- ошибки семейного воспитания:
1. Гиперопека;
2. Гипоопека;
3. Противоречивое воспитание (родители используют разные методы и стили).
Если взрослые создают нормальные условия для достижения ребенком успехов, его хвалят, сравнивают только с ним самим, у крохи обязательно сформируется адекватная самооценка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Благоприятная атмосфера в семье – залог психологического здоровья ребенка»
Консультация ля родителей, которая поможет правильно строить отношения с детьми для их психологического комфорта....
презентация к семинару-тренингу "Психологическое здоровье педагога-залог психологического здоровья обучающихся".
Цели и задачи данного семинара-тренинга:-ознакомить педагогов с понятиями "Психологическое здоровье", "Синдром эмоционального выгорания",-способствовать осознанию педагогами своего...
Гармония общения – залог психологического здоровья ребенка
Нетрадиционная форма работы с родителями . Рекомендации родителям по развитию речи детей (важность живого общения с ребенком)...
Закаливание детей - залог их здоровья!
План-конспект клуба молодой семьи "Родительский всеобуч" на тему "Закаливание детей - залог их здоровья!"...
Консультация для родителей «Благоприятная атмосфера в семье – залог психологического здоровья ребёнка»
Консультация для родителей...
Ширма "Правильное питание у детей - залог здоровья"
Ширма про правильное питание у детей, правильный рацион и полезные продукты....