Занятие по нравственно-патриотическому воспитанию «Воспитание гражданственности и патриотизма через ознакомление с историей родного города»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Козлова Светлана Саматовна

Чтобы расти патриотом своей Родины, нужно знать её историю. А начинается Родина с города, где человек родился – с его малой родины. Для формирования у детей и родителей основ гражданской культуры, социально - нравственного развития личности, необходимо получение детьми и родителями знаний об их родном городе. Не имея достаточного количества знаний, трудно сформировать у ребёнка уважительное отношение к малой Родине. Детские воспоминания самые яркие и волнительные. Чем больше ребёнок с детства будет знать о родных местах, родном городе, тем ближе и роднее будет становиться ему Родина, Россия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_gorod.doc102.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 11 "Лесная сказка"

Занятие по нравственно-патриотическому воспитанию

«Воспитание гражданственности  и патриотизма

через ознакомление с историей родного города»

Старшая группа № 3

Подготовила воспитатель:

Козлова Светлана  Саматовна

Волгапкина О.С.

Тел. (48438) 2-91-59

Балабаново , 2022

Проблема.

Дети и родители мало знают о своём родном городе, осуществляется приобщение дошкольников к истории и культуре родного края, местным достопримечательностям, воспитываются любовь и уважение, а так же привязанность к своей малой Родине. Благодаря этому осуществляется комплексный подход к воспитанию детей в духе патриотизма.

Актуальность.

Чтобы расти патриотом своей Родины, нужно знать её историю. А начинается Родина с города, где человек родился – с его малой родины. Для формирования у детей и родителей основ гражданской культуры, социально - нравственного развития личности, необходимо получение детьми и родителями знаний об их родном городе. Не имея достаточного количества знаний, трудно сформировать у ребёнка уважительное отношение к малой Родине. Детские воспоминания самые яркие и волнительные. Чем больше ребёнок с детства будет знать о родных местах, родном городе, тем ближе и роднее будет становиться ему Родина, Россия.

Цель: формировать знания детей о родном городе Балабаново.

Задачи:

Образовательные:

  • способствовать расширению знаний у детей о родном городе.
  • способствовать развитию речи, мышления, памяти, внимания.
  • Обогатить словарный запас детей
  • познакомить детей с историей возникновения города, с его историческим прошлым.
  • учить отвечать на вопросы полными предложениями,
  • закреплять умение детей интонационно, выразительно рассказывать наизусть стихотворение,
  • расширять представления детей о достопримечательностях своего города, о                названиях улиц и его исторических памятниках,

Развиващие:

  • развивать память, мышление, сообразительность
  • развивать интерес к изучению родного края;
  •  развивать у детей познавательный интерес к историческому прошлому своего края;
  • развивать познавательную деятельность дошкольника, умение понимать неразрывную связь «прошлое – настоящее».

Воспитательные:

  • воспитывать патриотические чувства и любовь к родному краю, стране и планете.
  • продолжать воспитывать доброжелательные взаимоотношения между детьми.

Интеграция образовательных областей:

  • Познавательное развитие: формировать у детей представление о Балабаново, Боровском районе, как о родной стране; воспитывать чувство любви, гордости за свою малую Родину; прививать любовь к малой родине; расширять знания о родном крае; узнавать знакомые места на фотографиях.
  • Развитие речи: обогащать словарь (существительными, прилагательными, глаголами, наречиями); уточнять и активизировать словарный запас; развивать связную речь, логическое мышление; расширять словарный запас; формировать эмоционально- положительное отношение к стихам о Родине, родном городе.
  • Социально-коммуникативное развитие: формировать доброжелательное отношение между детьми и взрослыми; продолжать работу над умением выслушивать ответы товарищей; воспитывать настойчивость в достижении общей цели, чувства коллективизма и взаимопонимания.

Словарная работа: малая Родина – Балабаново, герб, архитектор, здание администрации, мэр, экспонат, памятник, сквер, достопримечательности, библиотека, завод,спичка, герб, символ, президент, мэр, руководитель, экскурсия

Методы обучения:

  • Словесные (рассказ, беседа)
  • Наглядные (показ иллюстраций, мультимедийная презентация)
  • Игровой

Приёмы: экскурсии по городу и в музей, музыкальное сопровождение, вопросы и ответы, беседа, демонстрация книг, рассматривание, рассказы детей, загадки

Работа с родителями:

Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком при подготовке стихов, оформление альбома «Балабаново. Памятные места»

Предварительная работа:

  • Рассматривание фотографий Балабанова
  • Чтение художественной и исторической литературы.
  • Целевые прогулки по улицам города, в городской музей.
  • Заучивание стихов а городе и песни.
  • Беседа о символике города.
  • Игра «Угадай профессию по описанию»
  • Беседы о названиях улиц и домашних адресах

Материалы:

  • фотографии и видеоролики с экскурсий  достопримечательностей родного города.
  • Макет города для создания улицы будущего
  • Мешок с атрибутами профессии
  • Имитация поезда
  • Музыкальное сопровождение
  • Разрезная мозаика мс изображение герба Балабанова
  • Видеоролик  «История города в музее»

Ожидаемые результаты:

 Расширится и систематизируется объём знаний детей об истории возникновения родного города. Дети проявят  интерес к истории и культуре родного города, праздникам и традициям. 

Ход занятия.

Воспитатель        

-Ребята сегодня у нас  с вами необычное занятие. Сегодня мы с вами отправимся в виртуальное путешествие по нашему городу. Но делать мы это буне одни, нам поможет …

Поезда я  все вожу,
Пассажирам я служу.
Я не токарь, не горнист,
Я весёлый ...

Под музыку появляется машинист.

Машинист

-Здравствуйте ребята. Я проездом в вашем городе и совсем про него ничего не знаю. Поэтому прошу вам познакомить меня с ним и отправиться со мной на моем поезде в путешествию  по городу. Мы будем ездить  по разным станциям. На каждой станции вы получите конверт с заданием от меня. Если вы выполните задание, я отдам вам элемент мозаики. Вам необходимо посетить 6 станций и собрать  6 элементов мозаики, а затем сложить главную картинку про ваш город. Вы согласны. Тогда проходите в поезд и занимайте места.

Дети присаживаются на свои места. Звучит звук вокзала и сигнал поезда. На проекторе изображено видео ролик отъезжающего поезда.

Машинист

-Мы приехали на первую станцию под названием «Разминочная» .Получите конверт с заданием.

Воспитатель читает задание:

-Чтобы выполнить данное задание необходимо придерживаться следующих правил

  • Не кричать
  • Не перебивать друг друга
  • Если знаете ответ на вопрос, надо поднять руку, и когда назовут ваше имя- ответить
  • Отвечать необходимо полными предложениями

Мозговой штурм

(воспитатель задает вопросы, дети отвечают)

  • Как называется наша страна?
  • Граждане России называются…
  • Столица России?
  • Наш Президент?
  • Назовите символы нашей страны
  • Что такое малая Родина
  • Как называется город
  • В честь какой птицы наш город?
  • В каком районе находится наш город
  • А в какой области
  • Какие улицы нашего города вы знаете? 
  • Кто знает, как называется наш детский сад?
  • Как называется река, которая протекает в нашем городе

Воспитатель

-Молодцы, ребята. А теперь я прошу вас рассказать стихотворения.

Затем дети рассказывают стихотворения

Родина- для всех одна,
Но поспрашивай в народе,
И откроется она
Сразу тысячами родин.
Тех, что с буквы прописной
Высоко не величаем,
А сторонкою родной,
Отчим краем называем.

На границе Калужского Края,
Возле двух федеральных дорог
Отдохнуть в тишине приглашает
Незатейливый наш городок.

К речке тянутся улицы главные,
Этажи смотрят на облака
И сияют огни Балабаново,
Как приветливый луч маяка.

Днём и ночью со всех направлений
Гости едут и едут сюда -
Балабаново для поколений
Стал любимым, родным навсегда.

Балабаново – город зелёный,
Красоту сохранивший в веках
И поэт молодой и влюблённый
Воспевает наш город в стихах.

Вдаль стремятся большие дороги,
Увлекая друзей за собой,
Но, вернуться в наш город, для многих
Остаётся заветной мечтой.

Так живи и расти год от года
Русский город с душой молодой,
Где красоты дарует природа,
Балабаново – город родной!

Машинист

-Молодцы, ребята. Красивые стихотворения рассказали. Вот вам первый элемент мозаики.

Едем дальше.

Станция «Познавательная»

Машинист:

- В вашем  городе много достопримечательностей, значимых мест, у меня есть их фотографии. Но вот смотрю я на эти фотографии и вспоминаю: вроде бы и места знакомые, и была я там, но как называются и какие здания на них находятся, забыл. Сможете помочь? Тогда конверт с заданием я передаю вашему воспитателю

Воспитатель

- По загадкам необходимо отгадать особые места города , а также рассказать о них. На проекторе идет презентация экскурсии  по городу

1.

Большой, просторный, светлый дом.

Ребят хороших много в нём.

Красиво пишут и читают.

Рисуют дети и считают. (Школа)

Ребенок

1 школа нашего города - одна из главных школ нашего района

Самое главное для этой школы - неподдельная любовь к детям. Этим качеством обладают не только опытные педагоги, но и молодые учителя, которые приходят в школу ежегодно. а и не может быть иначе: они пропитываются этим духом доброты, понимания, желание дать растущему человеку все то,что нужно ему для жизни: любовь к малой родине, которая начинается со школы, уважение к семье и желание вместе со школой создать свое будущее. Вот почему ученик и учитель здесь понимают друг друга. Их объединяют любовь и доброта, и с этого начинается взрослая жизнь всех выпускников школы. И главное: есть человек, который создал мир, в котором всем хорошо. Это Людмила Романовна Князева, неизменный дирктор школы

Воспитатель

2.В небе праздничный салют,
Фейерверки там и тут.
Поздравляет вся страна
Славных ветеранов.
А цветущая весна
Дарит им тюльпаны,
Их поздравлять каждый день было бы честно

Вы узнали это место? (сквер победы)

Ребенок

В балабаново есть замечательная достопримечательность- это сквер победы. Не так давно там  установлена мемориальная стена с фамилиями балабановцев, погибших в боях в годы Великой Отечественной войны. На стеле высечены фамилии 51 погибшего воина, 14 солдат — пропавших без вести. Еще шесть имен погибших и один пропавший без вести появились на черном мраморе в майские дни 2001 года. После реконструкции, 9 мая года был зажжен Вечный огонь в память о тех, кто ценой своей жизни отстоял свободу нашей Родины. Факел, зажженный от Вечного огня в Боровске, в Балабаново доставили спортсмены города. Право зажечь Вечный огонь, было предоставлено ветеранам Великой Отечественной войны.

3. Чтоб город стал краше,
Он принял сто мер,
Отец и начальник
Города – мэр

Сидит в этом здании ладно

Решает проблемы города отрадно (Здание администрации)

Ребенок

Это здание администрации нашего города. В нём работает Мэр Балабанова со своей командой. Мэр – руководитель нашего города. Балабаново – город небольшой, но здесь много предприятий. И поэтому у мэра очень много разных забот и обязанностей, он следит за тем, как живет и развивается наш город. Чтобы все люди были заняты учебой, работой, чтобы в домах было тепло. Они следят за порядком в городе, за его чистотой и благоустройством. Администрация следит, чтобы ремонтировались школы, открывались детские сады, спортивные сооружения. Для детей строят детские площадки, возводят снежные городки с новогодней ёлкой, украшают город яркими витринами и огнями, световыми диодами на деревья.

4. Лес на берегах стоит

Около леса вода бежит

И течет вода куда то

Догадались вы , ребята

Умолчу ответ пока

У нас в лесу течет  (река Страдаловка)

Ребенок

Река Страдаловка – особое место в нашем городе. Течет медленно, спокойно, среди леса . Весной, когда тают снега, она немного разливается. Зимой со склонов дети и взрослые катаются на ватрушках и санках. Летом  в реке бьют множество мелких родников. Купаться в реке не стоит, потому что это может быть опасно. Внизу реки очень холодное течение и это может привести в онемению конечностей. А вот гулять по берегу, вдыхать свежий воздух  и наслаждаться видами- очень приятно и полезно.

5. Снаружи смотришь –
Дом, как дом,
Но нет жильцов обычных в нем.
В нем книги интересные
Стоят рядами тесными.
На длинных полках
Вдоль стены
Вместились сказки старины,
И Черномор, и царь Гвидон,
И добрый дед Мазай…
Как называют этот дом?
Попробуй угадай!
(Библиотека )

Ребенок:

О сколько в этом доме книг!
Внимательно всмотрись –
Здесь тысячи друзей твоих
На полках улеглись.
Они поговорят с тобой
И ты, мой юный друг,
Весь путь истории земной
Как бы увидишь вдруг…

Ребенок:

Детская Библиотека в нашем городе  – это удивительный город, где вместо проспектов и улиц ряды книжных стеллажей, вместо этажей – книжные полки, дома – тома книг, а у каждого дома своё название. И живут в этом чудесном городе ваши друзья – литературные герои. Каждая книга стоит на своем месте. А хорошо ориентироваться в этом удивительном городе вам поможет библиотекарь. библиотеке много книг, журналов, и Человек, любящий, умеющий читать, – счастливый человек. Он окружен множеством умных, добрых и верных друзей. Друзья – это книги

6. В нем предметы старины

До сих пор сохранены,

Любознательный народ

Поглазеть на них идет (музей)

Воспитатель

Правильно ребята, особое место в нашем городе занимает музей истории города Балабанова. Давайте вспомним, как мы в него ходили .

Ребенок

История музея началась в мае 2000 года. Тогда по просьбе ветеранов города и открыли музей. Он находится в микрорайоне «Балабаново-Сити».
 музейной коллекции — очень много уникальных экспонатов, представленных в 6  залах. В музее  проводятся выставки, народные посиделки, беседы, тематические вечера, мастер-классы, экскурсии, круглые столы, конференции и встречи для изучения истории Балабанова и Боровского района.. В первом зале с названием «Жили-были в Болабоново» собраны предметы внутреннего убранства традиционной русской избы. В следующем зале расположились экспонаты довоенной и послевоенной истории города. Все они были переданы музею безвозмездно коренными жителями города. Третий зал называется «Годы военные» рассказывает о боевых действиях в посёлке Балабаново. Зал «Честь и гордость города» знакомит гостей с людьми, которые внесли значительный вклад в становление и развитие посёлка и города Балабаново – почётными гражданами города. В выставке «Город труда и науки» собраны экспонаты, посвящённые многопрофильному промышленному предприятию «Плитспичпром».

Игра малой подвижности «Можно- нельзя»

Воспитатель

Молодцы, ребята. А сейчас давайте поиграем в игру «Можно - нельзя».

Дети, давайте поговорим о том, что можно делать дома, на улицах города и чего делать нельзя. Я буду задавать вопрос, а вы будете отвечать молча, используя знак: хлопок - можно, топот - нельзя.

Переходить улицу, сидя на велосипеде.
Рвать цветы на клумбе.
Любоваться цветущей клумбой.
Сажать деревья и цветы.
Мусорить на сквере города

Переходить дорогу на зеленый свет светофора.
Кричать, шуметь в общественных местах.
Разговаривать в спокойном вежливом тоне.

 Играть на дороге в футбол.

 Садиться к незнакомым людям в машину

.Переходить дорогу на красный свет светофора, если нет машин

Рвать книги в библиотеке

Без разрешения брать различные предметы в музее

Кидать камни в фонтан на сквере победы

Убегать от родителей в лесу

Машинист: Молодцы, ребята, справились и с этим заданием! Теперь я все все помнил и много чего нового узнал. И вот следующая  часть картинки.А теперь присаживайтесь в поезд , поедем дальше

Машинист

Мы приехали на станцию «Историческая».

Воспитатель

Ребята , помните мы с вами ходили на экскурсию в наш музей. Давайте посмотрим на экран и покажем нашему другу часть нашей экскурсии

На проекторе идет видеоролик с посещением музей с познавательным рассказом об истории нашего города

Машинист

Очень интересная экскурсия у вас была. Напомните мне какой у вашего города герб

Ребенок

Сокол, держащий в лапах горящую стрелу

Воспитатель

А теперь я предлагаю вам отдохнуть. (физминутка).

Проводит ребёнок

В нашем городе здания -высокие (руки вверх) 

Есть проспекты, аллеи широкие (руки в стороны) 

Есть мосты над реками -радугой (руки описывают дуги вправо-влево). 

И фонтаны бъют в небо-  радостно (руки вверх, сжимать-разжимать ладони). 

В нашем городе реки-глубокие (наклонились, руки вниз) 

Фонари красотою- строгие (руки вверх) 

В скверах- парках деревья -зеленые (руки вверх; движения вправо -влево) 

Мы в свой город с детства -влюбленные! (похлопали в ладоши)

Машинист

Молодцы, ребята. Получите элемент мозаики и поехали дальше. Мы приехали на станцию «Строительная». Ребята, я думаю, что вы очень любите свой город. Хотите, чтобы появлялись в нём новые улицы с высокоэтажными домами, магазинами, школами, детскими садами, кинотеатром, чтобы он стал уютнее и краше?

Машинист

Тогда передаю конверт со следующим заданием вашему воспитателю

Воспитатель

Ребята на некоторое время архитекторами. Скажите, а кто такой архитектор?

Ребенок

 Архитектор – это человек, который создает здания на бумаге,. Что бы построить дом, надо сначала его нарисовать, а потом начертить его план. Этим и занимается человек с профессией архитектор

Воспитатель

Правильно, ребята. Сейчас мы вами будем строить  новую улицу в нашем городе - «Улицу будущего» нашего города, дома для наших родных, друзей и просто хороших людей.

На ватмане изображены фотографии нашего города (дом культуры, здание администрации, школа , Страдаловка, дорога). На свободном место детям необходимо построить улицу будущего при помощи подготовленных отдельных элементов с липучками (многоэтажки, деревья, кусты, фонари, площадки и прочее)

Воспитатель

Итак задание. Поочереди подходите к столу, выбираете элемент улицы  и располагаете его на мольберте.

Дети формируют улицу будущего и

Машинист

Получайте новый элемент мозаики и поехали дальше. Дети садятся в поезд

Машинист

Мы приехали с вами на станцию «Профессиональная». Держите  задание в конверте.

Воспитатель читает задание

- Все профессии прекрасны.

Все профессии важны.

Знаем мы, что наши руки

Будут городу нужны!

- Ребята, мы с вами поиграем в игру «Чудесный мешочек».

Д/и «Чудесный мешочек»

Встанем все в круг.  Посмотите, машинист передал мне с конвертом мешок с различными предметами. Это не просты предметы -это предметы –атрибуты работы людей с различными профессия ми в нашем городе. Будем передать мешок по кругу, вытаскивать предмет, называть его и профессию человека , который использует этот предмет в своей профессии. Начну я.

Воспитатель достает  предмет и называет профессию. Далее все дети.

Машинист

Молодца ребята. Держите  элемент мозаики. Ребята проходят в поезд

Машинист

Приехали на станцию «Музыкальная». Ну что, ребята. Это наша с вами заключительная станция. Предлагаю Вам спеть песню про наш город

Дети исполняют песню «Маленький город твой» и получают последний элемент

Воспитатель

- Ребята, мы собрали все элементы мозаики и сейчас на нужно сложить картинку

(Дети складывают мозаику на столе.)

Воспитатель

И так, что у вас получилось?

(Ответы детей.)

- Правильно – это герб нашей «малой Родины», города Балабанова  Давайте еще раз расскажем, что же изображено на нашем гербе

Ребенок

В лазоревом поле серебряный сокол, обращенный прямо и обернувшийся вправо с распростертыми крыльями и лапами, держащими золотую стрелу с пламенем

Сокол, держащий в лапах горящую стрелу, она связывает историческое прошлое города с настоящим. Стрела также означает наличие в Балабаново спичечной фабрики.  Стрела - символ стремительного движения вперед, в будущее, куда устремлен город.
Голубой цвет в геральдике - символ чести, славы, преданности, истины, красоты, добродетели и чистого неба.
Серебро в геральдике - символ простоты, совершенства, мудрости, благородства, мира, взаимосотрудничества.
Красный цвет символ труда, жизнеутверждающей силы, мужества, праздника и красоты. Золото - символ прочности, величия, интеллекта, великодушия.

Машинист

Молодцы , ребята. Вы справились со всеми заданиями, я много узнал и понял про ваш город.

А сейчас садитесь в поезд, мы возвращаемся в детский сад.

Воспитатель

Ребята, вам понравилось наше путешествие?

А что вам больше всего понравилось?

А что вы запомнили ?

Как называется наша малая родина?

Вывод: Нравственно-патриотическое воспитание является мощным фактором развития детей. Изучение азов патриотизма способствует развитию памяти, связной речи, воображения, творческих способностей, формирует гражданскую принадлежность обществу, нравственно-патриотические качества, любовь и уважение к Родине, обогащает словарный запас детей. Интеграция  образовательных областей потребовала от воспитателей тщательной подготовки к занятию, профессионального мастерства, личного общения с детьми, а также детей с родителями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка "Нравственно - патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с историей родного города

Данная разработка  представляет собой методические рекомендации по введению элементов нравственно – патриотического воспитания  в дошкольном образовательном учреждении. Содержание разработки...

Консультация «Развитие нравственно-патриотических качеств у детей дошкольного возраста через знакомство с историей родного города»

Консультация "Развитие нравственно - патриотических качеств у детей дошкольного возраста через знакомство с историей родного города"...

Конспект открытого занятия в младшей группе на тему: «Воспитание нравственно-патриотических качеств дошкольника через ознакомление с историей родного города».

laquo;Родной город» Воспитание любви к родному городу — одна из задач патриотического воспитания детей. Детям младшей группы трудно еще представить себе, что такое город, но их необх...

Самообразование по теме: «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста». (Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с историей родного посёлка)

(Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с историей родного посёлка) « С любовью к родному краю, родной культуре, роднойречи начинается ...