Занятие по нравственно-патриотическому воспитанию «Воспитание гражданственности и патриотизма через ознакомление с историей родного города»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Чтобы расти патриотом своей Родины, нужно знать её историю. А начинается Родина с города, где человек родился – с его малой родины. Для формирования у детей и родителей основ гражданской культуры, социально - нравственного развития личности, необходимо получение детьми и родителями знаний об их родном городе. Не имея достаточного количества знаний, трудно сформировать у ребёнка уважительное отношение к малой Родине. Детские воспоминания самые яркие и волнительные. Чем больше ребёнок с детства будет знать о родных местах, родном городе, тем ближе и роднее будет становиться ему Родина, Россия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_gorod.doc | 102.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 11 "Лесная сказка"
Занятие по нравственно-патриотическому воспитанию
«Воспитание гражданственности и патриотизма
через ознакомление с историей родного города»
Старшая группа № 3
Подготовила воспитатель:
Козлова Светлана Саматовна
Волгапкина О.С.
Тел. (48438) 2-91-59
Балабаново , 2022
Проблема.
Дети и родители мало знают о своём родном городе, осуществляется приобщение дошкольников к истории и культуре родного края, местным достопримечательностям, воспитываются любовь и уважение, а так же привязанность к своей малой Родине. Благодаря этому осуществляется комплексный подход к воспитанию детей в духе патриотизма.
Актуальность.
Чтобы расти патриотом своей Родины, нужно знать её историю. А начинается Родина с города, где человек родился – с его малой родины. Для формирования у детей и родителей основ гражданской культуры, социально - нравственного развития личности, необходимо получение детьми и родителями знаний об их родном городе. Не имея достаточного количества знаний, трудно сформировать у ребёнка уважительное отношение к малой Родине. Детские воспоминания самые яркие и волнительные. Чем больше ребёнок с детства будет знать о родных местах, родном городе, тем ближе и роднее будет становиться ему Родина, Россия.
Цель: формировать знания детей о родном городе Балабаново.
Задачи:
Образовательные:
- способствовать расширению знаний у детей о родном городе.
- способствовать развитию речи, мышления, памяти, внимания.
- Обогатить словарный запас детей
- познакомить детей с историей возникновения города, с его историческим прошлым.
- учить отвечать на вопросы полными предложениями,
- закреплять умение детей интонационно, выразительно рассказывать наизусть стихотворение,
- расширять представления детей о достопримечательностях своего города, о названиях улиц и его исторических памятниках,
Развиващие:
- развивать память, мышление, сообразительность
- развивать интерес к изучению родного края;
- развивать у детей познавательный интерес к историческому прошлому своего края;
- развивать познавательную деятельность дошкольника, умение понимать неразрывную связь «прошлое – настоящее».
Воспитательные:
- воспитывать патриотические чувства и любовь к родному краю, стране и планете.
- продолжать воспитывать доброжелательные взаимоотношения между детьми.
Интеграция образовательных областей:
- Познавательное развитие: формировать у детей представление о Балабаново, Боровском районе, как о родной стране; воспитывать чувство любви, гордости за свою малую Родину; прививать любовь к малой родине; расширять знания о родном крае; узнавать знакомые места на фотографиях.
- Развитие речи: обогащать словарь (существительными, прилагательными, глаголами, наречиями); уточнять и активизировать словарный запас; развивать связную речь, логическое мышление; расширять словарный запас; формировать эмоционально- положительное отношение к стихам о Родине, родном городе.
- Социально-коммуникативное развитие: формировать доброжелательное отношение между детьми и взрослыми; продолжать работу над умением выслушивать ответы товарищей; воспитывать настойчивость в достижении общей цели, чувства коллективизма и взаимопонимания.
Словарная работа: малая Родина – Балабаново, герб, архитектор, здание администрации, мэр, экспонат, памятник, сквер, достопримечательности, библиотека, завод,спичка, герб, символ, президент, мэр, руководитель, экскурсия
Методы обучения:
- Словесные (рассказ, беседа)
- Наглядные (показ иллюстраций, мультимедийная презентация)
- Игровой
Приёмы: экскурсии по городу и в музей, музыкальное сопровождение, вопросы и ответы, беседа, демонстрация книг, рассматривание, рассказы детей, загадки
Работа с родителями:
Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком при подготовке стихов, оформление альбома «Балабаново. Памятные места»
Предварительная работа:
- Рассматривание фотографий Балабанова
- Чтение художественной и исторической литературы.
- Целевые прогулки по улицам города, в городской музей.
- Заучивание стихов а городе и песни.
- Беседа о символике города.
- Игра «Угадай профессию по описанию»
- Беседы о названиях улиц и домашних адресах
Материалы:
- фотографии и видеоролики с экскурсий достопримечательностей родного города.
- Макет города для создания улицы будущего
- Мешок с атрибутами профессии
- Имитация поезда
- Музыкальное сопровождение
- Разрезная мозаика мс изображение герба Балабанова
- Видеоролик «История города в музее»
Ожидаемые результаты:
Расширится и систематизируется объём знаний детей об истории возникновения родного города. Дети проявят интерес к истории и культуре родного города, праздникам и традициям.
Ход занятия.
Воспитатель
-Ребята сегодня у нас с вами необычное занятие. Сегодня мы с вами отправимся в виртуальное путешествие по нашему городу. Но делать мы это буне одни, нам поможет …
Поезда я все вожу,
Пассажирам я служу.
Я не токарь, не горнист,
Я весёлый ...
Под музыку появляется машинист.
Машинист
-Здравствуйте ребята. Я проездом в вашем городе и совсем про него ничего не знаю. Поэтому прошу вам познакомить меня с ним и отправиться со мной на моем поезде в путешествию по городу. Мы будем ездить по разным станциям. На каждой станции вы получите конверт с заданием от меня. Если вы выполните задание, я отдам вам элемент мозаики. Вам необходимо посетить 6 станций и собрать 6 элементов мозаики, а затем сложить главную картинку про ваш город. Вы согласны. Тогда проходите в поезд и занимайте места.
Дети присаживаются на свои места. Звучит звук вокзала и сигнал поезда. На проекторе изображено видео ролик отъезжающего поезда.
Машинист
-Мы приехали на первую станцию под названием «Разминочная» .Получите конверт с заданием.
Воспитатель читает задание:
-Чтобы выполнить данное задание необходимо придерживаться следующих правил
- Не кричать
- Не перебивать друг друга
- Если знаете ответ на вопрос, надо поднять руку, и когда назовут ваше имя- ответить
- Отвечать необходимо полными предложениями
Мозговой штурм
(воспитатель задает вопросы, дети отвечают)
- Как называется наша страна?
- Граждане России называются…
- Столица России?
- Наш Президент?
- Назовите символы нашей страны
- Что такое малая Родина
- Как называется город
- В честь какой птицы наш город?
- В каком районе находится наш город
- А в какой области
- Какие улицы нашего города вы знаете?
- Кто знает, как называется наш детский сад?
- Как называется река, которая протекает в нашем городе
Воспитатель
-Молодцы, ребята. А теперь я прошу вас рассказать стихотворения.
Затем дети рассказывают стихотворения
Родина- для всех одна,
Но поспрашивай в народе,
И откроется она
Сразу тысячами родин.
Тех, что с буквы прописной
Высоко не величаем,
А сторонкою родной,
Отчим краем называем.
На границе Калужского Края,
Возле двух федеральных дорог
Отдохнуть в тишине приглашает
Незатейливый наш городок.
К речке тянутся улицы главные,
Этажи смотрят на облака
И сияют огни Балабаново,
Как приветливый луч маяка.
Днём и ночью со всех направлений
Гости едут и едут сюда -
Балабаново для поколений
Стал любимым, родным навсегда.
Балабаново – город зелёный,
Красоту сохранивший в веках
И поэт молодой и влюблённый
Воспевает наш город в стихах.
Вдаль стремятся большие дороги,
Увлекая друзей за собой,
Но, вернуться в наш город, для многих
Остаётся заветной мечтой.
Так живи и расти год от года
Русский город с душой молодой,
Где красоты дарует природа,
Балабаново – город родной!
Машинист
-Молодцы, ребята. Красивые стихотворения рассказали. Вот вам первый элемент мозаики.
Едем дальше.
Станция «Познавательная»
Машинист:
- В вашем городе много достопримечательностей, значимых мест, у меня есть их фотографии. Но вот смотрю я на эти фотографии и вспоминаю: вроде бы и места знакомые, и была я там, но как называются и какие здания на них находятся, забыл. Сможете помочь? Тогда конверт с заданием я передаю вашему воспитателю
Воспитатель
- По загадкам необходимо отгадать особые места города , а также рассказать о них. На проекторе идет презентация экскурсии по городу
1.
Большой, просторный, светлый дом.
Ребят хороших много в нём.
Красиво пишут и читают.
Рисуют дети и считают. (Школа)
Ребенок
1 школа нашего города - одна из главных школ нашего района
Самое главное для этой школы - неподдельная любовь к детям. Этим качеством обладают не только опытные педагоги, но и молодые учителя, которые приходят в школу ежегодно. а и не может быть иначе: они пропитываются этим духом доброты, понимания, желание дать растущему человеку все то,что нужно ему для жизни: любовь к малой родине, которая начинается со школы, уважение к семье и желание вместе со школой создать свое будущее. Вот почему ученик и учитель здесь понимают друг друга. Их объединяют любовь и доброта, и с этого начинается взрослая жизнь всех выпускников школы. И главное: есть человек, который создал мир, в котором всем хорошо. Это Людмила Романовна Князева, неизменный дирктор школы
Воспитатель
2.В небе праздничный салют,
Фейерверки там и тут.
Поздравляет вся страна
Славных ветеранов.
А цветущая весна
Дарит им тюльпаны,
Их поздравлять каждый день было бы честно
Вы узнали это место? (сквер победы)
Ребенок
В балабаново есть замечательная достопримечательность- это сквер победы. Не так давно там установлена мемориальная стена с фамилиями балабановцев, погибших в боях в годы Великой Отечественной войны. На стеле высечены фамилии 51 погибшего воина, 14 солдат — пропавших без вести. Еще шесть имен погибших и один пропавший без вести появились на черном мраморе в майские дни 2001 года. После реконструкции, 9 мая года был зажжен Вечный огонь в память о тех, кто ценой своей жизни отстоял свободу нашей Родины. Факел, зажженный от Вечного огня в Боровске, в Балабаново доставили спортсмены города. Право зажечь Вечный огонь, было предоставлено ветеранам Великой Отечественной войны.
3. Чтоб город стал краше,
Он принял сто мер,
Отец и начальник
Города – мэр
Сидит в этом здании ладно
Решает проблемы города отрадно (Здание администрации)
Ребенок
Это здание администрации нашего города. В нём работает Мэр Балабанова со своей командой. Мэр – руководитель нашего города. Балабаново – город небольшой, но здесь много предприятий. И поэтому у мэра очень много разных забот и обязанностей, он следит за тем, как живет и развивается наш город. Чтобы все люди были заняты учебой, работой, чтобы в домах было тепло. Они следят за порядком в городе, за его чистотой и благоустройством. Администрация следит, чтобы ремонтировались школы, открывались детские сады, спортивные сооружения. Для детей строят детские площадки, возводят снежные городки с новогодней ёлкой, украшают город яркими витринами и огнями, световыми диодами на деревья.
4. Лес на берегах стоит
Около леса вода бежит
И течет вода куда то
Догадались вы , ребята
Умолчу ответ пока
У нас в лесу течет (река Страдаловка)
Ребенок
Река Страдаловка – особое место в нашем городе. Течет медленно, спокойно, среди леса . Весной, когда тают снега, она немного разливается. Зимой со склонов дети и взрослые катаются на ватрушках и санках. Летом в реке бьют множество мелких родников. Купаться в реке не стоит, потому что это может быть опасно. Внизу реки очень холодное течение и это может привести в онемению конечностей. А вот гулять по берегу, вдыхать свежий воздух и наслаждаться видами- очень приятно и полезно.
5. Снаружи смотришь –
Дом, как дом,
Но нет жильцов обычных в нем.
В нем книги интересные
Стоят рядами тесными.
На длинных полках
Вдоль стены
Вместились сказки старины,
И Черномор, и царь Гвидон,
И добрый дед Мазай…
Как называют этот дом?
Попробуй угадай! (Библиотека )
Ребенок:
О сколько в этом доме книг!
Внимательно всмотрись –
Здесь тысячи друзей твоих
На полках улеглись.
Они поговорят с тобой
И ты, мой юный друг,
Весь путь истории земной
Как бы увидишь вдруг…
Ребенок:
Детская Библиотека в нашем городе – это удивительный город, где вместо проспектов и улиц ряды книжных стеллажей, вместо этажей – книжные полки, дома – тома книг, а у каждого дома своё название. И живут в этом чудесном городе ваши друзья – литературные герои. Каждая книга стоит на своем месте. А хорошо ориентироваться в этом удивительном городе вам поможет библиотекарь. библиотеке много книг, журналов, и Человек, любящий, умеющий читать, – счастливый человек. Он окружен множеством умных, добрых и верных друзей. Друзья – это книги
6. В нем предметы старины
До сих пор сохранены,
Любознательный народ
Поглазеть на них идет (музей)
Воспитатель
Правильно ребята, особое место в нашем городе занимает музей истории города Балабанова. Давайте вспомним, как мы в него ходили .
Ребенок
История музея началась в мае 2000 года. Тогда по просьбе ветеранов города и открыли музей. Он находится в микрорайоне «Балабаново-Сити».
музейной коллекции — очень много уникальных экспонатов, представленных в 6 залах. В музее проводятся выставки, народные посиделки, беседы, тематические вечера, мастер-классы, экскурсии, круглые столы, конференции и встречи для изучения истории Балабанова и Боровского района.. В первом зале с названием «Жили-были в Болабоново» собраны предметы внутреннего убранства традиционной русской избы. В следующем зале расположились экспонаты довоенной и послевоенной истории города. Все они были переданы музею безвозмездно коренными жителями города. Третий зал называется «Годы военные» рассказывает о боевых действиях в посёлке Балабаново. Зал «Честь и гордость города» знакомит гостей с людьми, которые внесли значительный вклад в становление и развитие посёлка и города Балабаново – почётными гражданами города. В выставке «Город труда и науки» собраны экспонаты, посвящённые многопрофильному промышленному предприятию «Плитспичпром».
Игра малой подвижности «Можно- нельзя»
Воспитатель
Молодцы, ребята. А сейчас давайте поиграем в игру «Можно - нельзя».
Дети, давайте поговорим о том, что можно делать дома, на улицах города и чего делать нельзя. Я буду задавать вопрос, а вы будете отвечать молча, используя знак: хлопок - можно, топот - нельзя.
Переходить улицу, сидя на велосипеде.
Рвать цветы на клумбе.
Любоваться цветущей клумбой.
Сажать деревья и цветы.
Мусорить на сквере города
Переходить дорогу на зеленый свет светофора.
Кричать, шуметь в общественных местах.
Разговаривать в спокойном вежливом тоне.
Играть на дороге в футбол.
Садиться к незнакомым людям в машину
.Переходить дорогу на красный свет светофора, если нет машин
Рвать книги в библиотеке
Без разрешения брать различные предметы в музее
Кидать камни в фонтан на сквере победы
Убегать от родителей в лесу
Машинист: Молодцы, ребята, справились и с этим заданием! Теперь я все все помнил и много чего нового узнал. И вот следующая часть картинки.А теперь присаживайтесь в поезд , поедем дальше
Машинист
Мы приехали на станцию «Историческая».
Воспитатель
Ребята , помните мы с вами ходили на экскурсию в наш музей. Давайте посмотрим на экран и покажем нашему другу часть нашей экскурсии
На проекторе идет видеоролик с посещением музей с познавательным рассказом об истории нашего города
Машинист
Очень интересная экскурсия у вас была. Напомните мне какой у вашего города герб
Ребенок
Сокол, держащий в лапах горящую стрелу
Воспитатель
А теперь я предлагаю вам отдохнуть. (физминутка).
Проводит ребёнок
В нашем городе здания -высокие (руки вверх)
Есть проспекты, аллеи широкие (руки в стороны)
Есть мосты над реками -радугой (руки описывают дуги вправо-влево).
И фонтаны бъют в небо- радостно (руки вверх, сжимать-разжимать ладони).
В нашем городе реки-глубокие (наклонились, руки вниз)
Фонари красотою- строгие (руки вверх)
В скверах- парках деревья -зеленые (руки вверх; движения вправо -влево)
Мы в свой город с детства -влюбленные! (похлопали в ладоши)
Машинист
Молодцы, ребята. Получите элемент мозаики и поехали дальше. Мы приехали на станцию «Строительная». Ребята, я думаю, что вы очень любите свой город. Хотите, чтобы появлялись в нём новые улицы с высокоэтажными домами, магазинами, школами, детскими садами, кинотеатром, чтобы он стал уютнее и краше?
Машинист
Тогда передаю конверт со следующим заданием вашему воспитателю
Воспитатель
Ребята на некоторое время архитекторами. Скажите, а кто такой архитектор?
Ребенок
Архитектор – это человек, который создает здания на бумаге,. Что бы построить дом, надо сначала его нарисовать, а потом начертить его план. Этим и занимается человек с профессией архитектор
Воспитатель
Правильно, ребята. Сейчас мы вами будем строить новую улицу в нашем городе - «Улицу будущего» нашего города, дома для наших родных, друзей и просто хороших людей.
На ватмане изображены фотографии нашего города (дом культуры, здание администрации, школа , Страдаловка, дорога). На свободном место детям необходимо построить улицу будущего при помощи подготовленных отдельных элементов с липучками (многоэтажки, деревья, кусты, фонари, площадки и прочее)
Воспитатель
Итак задание. Поочереди подходите к столу, выбираете элемент улицы и располагаете его на мольберте.
Дети формируют улицу будущего и
Машинист
Получайте новый элемент мозаики и поехали дальше. Дети садятся в поезд
Машинист
Мы приехали с вами на станцию «Профессиональная». Держите задание в конверте.
Воспитатель читает задание
- Все профессии прекрасны.
Все профессии важны.
Знаем мы, что наши руки
Будут городу нужны!
- Ребята, мы с вами поиграем в игру «Чудесный мешочек».
Д/и «Чудесный мешочек»
Встанем все в круг. Посмотите, машинист передал мне с конвертом мешок с различными предметами. Это не просты предметы -это предметы –атрибуты работы людей с различными профессия ми в нашем городе. Будем передать мешок по кругу, вытаскивать предмет, называть его и профессию человека , который использует этот предмет в своей профессии. Начну я.
Воспитатель достает предмет и называет профессию. Далее все дети.
Машинист
Молодца ребята. Держите элемент мозаики. Ребята проходят в поезд
Машинист
Приехали на станцию «Музыкальная». Ну что, ребята. Это наша с вами заключительная станция. Предлагаю Вам спеть песню про наш город
Дети исполняют песню «Маленький город твой» и получают последний элемент
Воспитатель
- Ребята, мы собрали все элементы мозаики и сейчас на нужно сложить картинку
(Дети складывают мозаику на столе.)
Воспитатель
И так, что у вас получилось?
(Ответы детей.)
- Правильно – это герб нашей «малой Родины», города Балабанова Давайте еще раз расскажем, что же изображено на нашем гербе
Ребенок
В лазоревом поле серебряный сокол, обращенный прямо и обернувшийся вправо с распростертыми крыльями и лапами, держащими золотую стрелу с пламенем
Сокол, держащий в лапах горящую стрелу, она связывает историческое прошлое города с настоящим. Стрела также означает наличие в Балабаново спичечной фабрики. Стрела - символ стремительного движения вперед, в будущее, куда устремлен город.
Голубой цвет в геральдике - символ чести, славы, преданности, истины, красоты, добродетели и чистого неба.
Серебро в геральдике - символ простоты, совершенства, мудрости, благородства, мира, взаимосотрудничества.
Красный цвет символ труда, жизнеутверждающей силы, мужества, праздника и красоты. Золото - символ прочности, величия, интеллекта, великодушия.
Машинист
Молодцы , ребята. Вы справились со всеми заданиями, я много узнал и понял про ваш город.
А сейчас садитесь в поезд, мы возвращаемся в детский сад.
Воспитатель
Ребята, вам понравилось наше путешествие?
А что вам больше всего понравилось?
А что вы запомнили ?
Как называется наша малая родина?
Вывод: Нравственно-патриотическое воспитание является мощным фактором развития детей. Изучение азов патриотизма способствует развитию памяти, связной речи, воображения, творческих способностей, формирует гражданскую принадлежность обществу, нравственно-патриотические качества, любовь и уважение к Родине, обогащает словарный запас детей. Интеграция образовательных областей потребовала от воспитателей тщательной подготовки к занятию, профессионального мастерства, личного общения с детьми, а также детей с родителями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация к методической разработке "Нравственно - патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с историей родного города
Содержит фотоматериал из истории города Юрга и факты из современной жизни города....
методическая разработка "Нравственно - патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с историей родного города
Данная разработка представляет собой методические рекомендации по введению элементов нравственно – патриотического воспитания в дошкольном образовательном учреждении. Содержание разработки...
Перспективный план воспитания нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного города при взаимодействии с родителями
Воспитания нравственно - патриотического чувства у детей - это будующие России....
Консультация «Развитие нравственно-патриотических качеств у детей дошкольного возраста через знакомство с историей родного города»
Консультация "Развитие нравственно - патриотических качеств у детей дошкольного возраста через знакомство с историей родного города"...
Конспект открытого занятия в младшей группе на тему: «Воспитание нравственно-патриотических качеств дошкольника через ознакомление с историей родного города».
laquo;Родной город» Воспитание любви к родному городу — одна из задач патриотического воспитания детей. Детям младшей группы трудно еще представить себе, что такое город, но их необх...
Самообразование по теме: «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста». (Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с историей родного посёлка)
(Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с историей родного посёлка) « С любовью к родному краю, родной культуре, роднойречи начинается ...