Проект по самообразованию. Русский народный фольклор как инструмент духовно-нравственного развития детей младшего дошкольного возраста.
проект (младшая группа)

Груздева Юлия Ивановна

Русский народный фольклор как инструмент духовно-нравственного развития детей младшего дошкольного возраста.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЦЕНТР РАЗВИТИ РЕБЁНКА - ДЕТСКИЙ САД № 38КРАСНОСЕЛЬСКОГО РАЙОНАСАНК-ПЕТЕРБУРГА

План работы

посамообразованию

Русский народный фольклор как инструмент духовно-нравственного развития детей младшего дошкольного возраста.

Автор – составитель:

Ю. И. Груздева, воспитатель

А. В. Гусак, воспитатель

Санкт-Петербург

2021 – 2022

Индивидуальный план работы

по самообразованию

Индивидуальная тема самообразования: русский народный фольклор как инструмент духовно-нравственного развития детей младшего дошкольного возраста.

«Когда ваш ребёнок станет взрослым, что он вспомнит из своего детства? Поверьте, он забудет и лакомства, и обновки, но не забудет, как родители играли с ним и читали ему сказки. И это воспоминание согреет ему душу!»

В. Сухомлинский.

Актуальность: во все времена бытие каждого народа определяло его традиции, которые создают форму сохранения этого народа в мире. На Руси всегда свято чтили обычаи и традиции предков, знали, что они передаются из поколения в поколение и играют большую роль в процессе духовно-нравственного воспитания.                                                               Изучая и осваивая их у детей формируется осознанная мотивация к сохранению культурного наследия своего народа.                                                                                                        Русский народный фольклор имеет ярко выраженную эстетическую направленность, увлекает детей яркими поэтическими образами, вызывает у них положительные эмоции, укрепляет светлое, жизнерадостное восприятие жизни, помогает определить ребёнку основные духовные ориентиры. С незапамятных времен живут в народном быту колыбельные песни, потешки, которые забавляют, учат, направляют ребенка с первых дней жизни. Познавая произведения народного искусства, дети Русский фольклор - одно из действенных и ярких средств, таящий огромные возможности. В процессе знакомства с народными произведениями обогащаются чувства и речь малышей, усваиваются мудрость народа, его духовное богатство, доброта, жизнелюбие, потребность в справедливости, необходимость добросовестного труда, уважение к человеку, бережное отношение к природе. Целенаправленное и систематическое использование произведений фольклора в детском саду позволяет заложить фундамент духовно-нравственного благополучия ребенка, определяющего успешность его общего развития в дошкольный период детства.

Цель: вызвать интерес к русскому народному творчеству, продолжать формировать духовно-нравственные основы.

Задачи:

1. Изучать психолого-педагогическую, методическую литературу по данной теме.                                2. Повышать собственный уровень знаний по выбранной теме.                                                              3. Создавать развивающую среду для приобщения детей к культуре русского народа.                         4. Развивать у детей интерес к произведениям устного народного творчества, активную речь, двигательную активность.                                                                                                             5. Воспитывать нравственно-эмоциональные чувства.

Литература по теме самообразования

Время работы с материалами

Название, автор

Источник (сайт, издательство, год издания)

Планируемый результат

Сентябрь - Ноябрь

Приобщение детей к истокам русской народной культуры.

  1. О. Л. Князева, М. Д. Маханева, СПб, «Детство-Пресс», 2012г.

Анализ психолого-педагогической литературы

по теме: «Народный фольклор в системе дошкольного образования», повышение знаний, сбор материала.

Знакомство детей с русским народным творчеством.

  1. Л. С. Куприна, Т. А. Бударина, СПб, «Детство-Пресс», 2011г

Духовно-нравственное воспитание дощкольников на культурных традициях своего народа.

Кокоуева Т. В., 2005 г.

Ноябрь - Февраль

Знакомство детей с русским народным творчеством.

  1. Л.С. Куприна, Т.А. Бударина, О.А .Маркеева  2009 г.

Разработан и реализован план работы по теме «Русский народный фольклор как инструмент духовно-нравственного развития детей младшего дошкольного возраста» в образовательной деятельности и повседневном взаимодействии с детьми в направлении «Познавательное развитие».

Использование фольклора в развитии дошкольника.

Яковлева Н. Н.                             - М. Просвещение, 1976 г.

Жаворонушки: песни, потешки, прибаутки, приговорки.

Сост. Г. Науменко. М., 1998г.

Февраль - Май

Жанр сказки в современном детском фольклоре.

«Университетские чтения», 14—15 января 2016 г. — Пятигорск: Пятигорский государственный университет, 2016 — С. 78—82

Повышены уровень и качество знаний по теме самообразования. Реализованы цель и задачи проекта.  

Детский фольклор: итоги и перспективы изучения.

Белоусов А. Ф., Головин В. В., Кулешов Е. В., Лурье М. Л. Государственный республиканский центр русского фольклора, 2005. — С. 215–243.

Перспективный план по теме самообразования

Этапы

Содержание работы

Сроки

Практическая деятельность

Дети

Педагоги

Родители

Диагностический

(организационный)

Постановка проблемы.

Подбор литературы по проблеме.

Определение целей и задач работы над темой.

Планирование работы по самообразованию.

Изучение материала по теме и имеющегося опыта с использованием образовательных технологий согласно ФГОС.

Сентябрь

2021 года

- Наблюдение и выявление уровня представлений детей о народном фольклоре.

 

Изучение опыта педагогов ДОУ.

Анкетирование «Народный фольклор в ОО»

-Подготовка материалов                           к оформлению родительского уголка по данной тематике.

–Индивидуальные консультации и беседы с родителями.

Практический

Применение знаний, умений, навыков на практике: пополнение медиатеки, организация и проведение практической работы с детьми, родителями, педагогами, участие в мероприятиях, посвященных теме самообразования.

Сентябрь Октябрь

–ноябрь                      2021 г.

Знакомство, чтение, разучивание потешек, песенок, загадок.

Изучение опыта работы коллег по духовно-нравственному развитию детей младшего возраста в ДОУ.                  

Оформление книжного уголка «Моя первая библиотека» Привлечение родителей к совместному творчеству с детьми. 

Декабрь Январь Февраль                 2021-22 гг.

Знакомство и разучивание с проигрыванием закличек, хороводных и народных игр.

- Изучение опыта работы коллег по духовно-нравственному развитию детей младшего возраста на интернет-ресурсах.                          - Подбор картотек хороводных и народных игр.                        

Заочная консультация «Роль потешки в речевом развитии детей»  

Март        Апрель                 2022 гг.

Знакомство со сказкой.

Чтение, обыгрывание отдельных сюжетов сказки. Дидактические игры                         по народным сказкам:                          «Из какой сказки герой?» «Собери сказку».

 

- Распространение собственного опыта среди коллег и педагогов в ДОУ.  

Заочная консультация «Почему дети рвут книги»                              Акция «Поможем книгам»

Обобщающий

Подведение итогов.

Оформление результатов работы.

Представление материалов.

Май 2022г.

Досуг «В гости к Бабушке-Забавушке»                               Подведение итогов.  

Систематизирован методический и дидактический материал по теме самообразования. Размещение материалов в сети интернет.

Оформление выставки «Моя любимая сказка»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкально - образовательный проект на тему: " Народный фольклор, как средство формирования духовно - нравственных основ у детей младшего дошкольного возраста".

Тема проекта определена в связи с отсутствием иситемы приобщения дошкольников 3 - 4 лет к народной культуре и использовании её в различных видах деятельности.Цель: Приобщение детей к истокам русской н...

«В гостях у сказки» Творческий проект по духовно – нравственному воспитанию для детей младшего дошкольного возраста

Данный проект направлен на формирование познавательных процессов и социальную адаптацию детей младшего дошкольного возраста, а также является средством гуманнизации воспитательного процесса поср...

ПРОЕКТ НА ТЕМУ ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ТОЛЕРАНТНОСТИ КАК КОМПОНЕНТА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СЕЛЬСКОМ СОЦИУМЕ

В проекте рассматриваются вопросы  об особенностях  формирования толерантности детей старшего дошкольного возраста в  сельской среде, а также важность духовно-нравственного воспитания....

«В гостях у сказки» Творческий проект по духовно – нравственному воспитанию для детей младшего дошкольного возраста

laquo;В гостях у сказки» Творческий проект по духовно – нравственному воспитанию для детей младшего дошкольного возраста...

Детско- родительский проект «Фольклор как средство формирования духовно-нравственных основ у детей младшего дошкольного возраста»

Одно из основных направлений отечественной педагогики сегодня обращено к духовно-нравственным ценностям российского образования и воспитания. Это направление в настоящее время наиболее перспективно, п...

Проект " Воспитание духовно – нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста через создание русской избы для исследования русской народной культуры, быта и декоративно – прикладного творчества русского народа

Проект«Воспитание духовно – нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста через создание русской избы для  исследования русской народной культуры, быта и декоративн...