Проект по самообразованию. Русский народный фольклор как инструмент духовно-нравственного развития детей младшего дошкольного возраста.
проект (младшая группа)
Русский народный фольклор как инструмент духовно-нравственного развития детей младшего дошкольного возраста.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЦЕНТР РАЗВИТИ РЕБЁНКА - ДЕТСКИЙ САД № 38КРАСНОСЕЛЬСКОГО РАЙОНАСАНК-ПЕТЕРБУРГА
План работы
посамообразованию
Русский народный фольклор как инструмент духовно-нравственного развития детей младшего дошкольного возраста.
Автор – составитель:
Ю. И. Груздева, воспитатель
А. В. Гусак, воспитатель
Санкт-Петербург
2021 – 2022
Индивидуальный план работы
по самообразованию
Индивидуальная тема самообразования: русский народный фольклор как инструмент духовно-нравственного развития детей младшего дошкольного возраста.
«Когда ваш ребёнок станет взрослым, что он вспомнит из своего детства? Поверьте, он забудет и лакомства, и обновки, но не забудет, как родители играли с ним и читали ему сказки. И это воспоминание согреет ему душу!»
В. Сухомлинский.
Актуальность: во все времена бытие каждого народа определяло его традиции, которые создают форму сохранения этого народа в мире. На Руси всегда свято чтили обычаи и традиции предков, знали, что они передаются из поколения в поколение и играют большую роль в процессе духовно-нравственного воспитания. Изучая и осваивая их у детей формируется осознанная мотивация к сохранению культурного наследия своего народа. Русский народный фольклор имеет ярко выраженную эстетическую направленность, увлекает детей яркими поэтическими образами, вызывает у них положительные эмоции, укрепляет светлое, жизнерадостное восприятие жизни, помогает определить ребёнку основные духовные ориентиры. С незапамятных времен живут в народном быту колыбельные песни, потешки, которые забавляют, учат, направляют ребенка с первых дней жизни. Познавая произведения народного искусства, дети Русский фольклор - одно из действенных и ярких средств, таящий огромные возможности. В процессе знакомства с народными произведениями обогащаются чувства и речь малышей, усваиваются мудрость народа, его духовное богатство, доброта, жизнелюбие, потребность в справедливости, необходимость добросовестного труда, уважение к человеку, бережное отношение к природе. Целенаправленное и систематическое использование произведений фольклора в детском саду позволяет заложить фундамент духовно-нравственного благополучия ребенка, определяющего успешность его общего развития в дошкольный период детства.
Цель: вызвать интерес к русскому народному творчеству, продолжать формировать духовно-нравственные основы.
Задачи:
1. Изучать психолого-педагогическую, методическую литературу по данной теме. 2. Повышать собственный уровень знаний по выбранной теме. 3. Создавать развивающую среду для приобщения детей к культуре русского народа. 4. Развивать у детей интерес к произведениям устного народного творчества, активную речь, двигательную активность. 5. Воспитывать нравственно-эмоциональные чувства.
Литература по теме самообразования
Время работы с материалами | Название, автор | Источник (сайт, издательство, год издания) | Планируемый результат |
Сентябрь - Ноябрь | Приобщение детей к истокам русской народной культуры. |
| Анализ психолого-педагогической литературы по теме: «Народный фольклор в системе дошкольного образования», повышение знаний, сбор материала. |
Знакомство детей с русским народным творчеством. |
| ||
Духовно-нравственное воспитание дощкольников на культурных традициях своего народа. | Кокоуева Т. В., 2005 г. | ||
Ноябрь - Февраль | Знакомство детей с русским народным творчеством. |
| Разработан и реализован план работы по теме «Русский народный фольклор как инструмент духовно-нравственного развития детей младшего дошкольного возраста» в образовательной деятельности и повседневном взаимодействии с детьми в направлении «Познавательное развитие». |
Использование фольклора в развитии дошкольника. | Яковлева Н. Н. - М. Просвещение, 1976 г. | ||
Жаворонушки: песни, потешки, прибаутки, приговорки. | Сост. Г. Науменко. М., 1998г. | ||
Февраль - Май | «Университетские чтения», 14—15 января 2016 г. — Пятигорск: Пятигорский государственный университет, 2016 — С. 78—82 | Повышены уровень и качество знаний по теме самообразования. Реализованы цель и задачи проекта. | |
Белоусов А. Ф., Головин В. В., Кулешов Е. В., Лурье М. Л. Государственный республиканский центр русского фольклора, 2005. — С. 215–243. |
Перспективный план по теме самообразования
Этапы | Содержание работы | Сроки | Практическая деятельность | ||
Дети | Педагоги | Родители | |||
Диагностический (организационный) | Постановка проблемы. Подбор литературы по проблеме. Определение целей и задач работы над темой. Планирование работы по самообразованию. Изучение материала по теме и имеющегося опыта с использованием образовательных технологий согласно ФГОС. | Сентябрь 2021 года | - Наблюдение и выявление уровня представлений детей о народном фольклоре.
| Изучение опыта педагогов ДОУ. | Анкетирование «Народный фольклор в ОО» -Подготовка материалов к оформлению родительского уголка по данной тематике. –Индивидуальные консультации и беседы с родителями. |
Практический | Применение знаний, умений, навыков на практике: пополнение медиатеки, организация и проведение практической работы с детьми, родителями, педагогами, участие в мероприятиях, посвященных теме самообразования. | Сентябрь Октябрь –ноябрь 2021 г. | Знакомство, чтение, разучивание потешек, песенок, загадок. | Изучение опыта работы коллег по духовно-нравственному развитию детей младшего возраста в ДОУ. | Оформление книжного уголка «Моя первая библиотека» Привлечение родителей к совместному творчеству с детьми. |
Декабрь Январь Февраль 2021-22 гг. | Знакомство и разучивание с проигрыванием закличек, хороводных и народных игр. | - Изучение опыта работы коллег по духовно-нравственному развитию детей младшего возраста на интернет-ресурсах. - Подбор картотек хороводных и народных игр. | Заочная консультация «Роль потешки в речевом развитии детей» | ||
Март Апрель 2022 гг. | Знакомство со сказкой. Чтение, обыгрывание отдельных сюжетов сказки. Дидактические игры по народным сказкам: «Из какой сказки герой?» «Собери сказку».
| - Распространение собственного опыта среди коллег и педагогов в ДОУ. | Заочная консультация «Почему дети рвут книги» Акция «Поможем книгам» | ||
Обобщающий | Подведение итогов. Оформление результатов работы. Представление материалов. | Май 2022г. | Досуг «В гости к Бабушке-Забавушке» Подведение итогов. | Систематизирован методический и дидактический материал по теме самообразования. Размещение материалов в сети интернет. | Оформление выставки «Моя любимая сказка» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Музыкально - образовательный проект на тему: " Народный фольклор, как средство формирования духовно - нравственных основ у детей младшего дошкольного возраста".
Тема проекта определена в связи с отсутствием иситемы приобщения дошкольников 3 - 4 лет к народной культуре и использовании её в различных видах деятельности.Цель: Приобщение детей к истокам русской н...
«В гостях у сказки» Творческий проект по духовно – нравственному воспитанию для детей младшего дошкольного возраста
Данный проект направлен на формирование познавательных процессов и социальную адаптацию детей младшего дошкольного возраста, а также является средством гуманнизации воспитательного процесса поср...
ПРОЕКТ НА ТЕМУ ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ТОЛЕРАНТНОСТИ КАК КОМПОНЕНТА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СЕЛЬСКОМ СОЦИУМЕ
В проекте рассматриваются вопросы об особенностях формирования толерантности детей старшего дошкольного возраста в сельской среде, а также важность духовно-нравственного воспитания....
«В гостях у сказки» Творческий проект по духовно – нравственному воспитанию для детей младшего дошкольного возраста
laquo;В гостях у сказки» Творческий проект по духовно – нравственному воспитанию для детей младшего дошкольного возраста...
Детско- родительский проект «Фольклор как средство формирования духовно-нравственных основ у детей младшего дошкольного возраста»
Одно из основных направлений отечественной педагогики сегодня обращено к духовно-нравственным ценностям российского образования и воспитания. Это направление в настоящее время наиболее перспективно, п...
Проект " Воспитание духовно – нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста через создание русской избы для исследования русской народной культуры, быта и декоративно – прикладного творчества русского народа
Проект«Воспитание духовно – нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста через создание русской избы для исследования русской народной культуры, быта и декоративн...