План работы по самообразованию
методическая разработка

Костылева Оксана Николаевна

«Использование информационно-коммуникативных   технологий в коррекционной работе учителя-логопеда»                                    

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_po_samoobrazovaniyu_ikt.docx41.18 КБ

Предварительный просмотр:

План работы по самообразованию

учителя-логопеда

 Костылевой Оксаны Николаевны

2021-2024 учебный год

Тема: «Использование информационно-коммуникативных   технологий в коррекционной работе учителя-логопеда».                                    

Цель: повысить свой профессиональный уровень через систематизацию ИКТ в работе логопеда.

Задачи: 

  1. Изучение современных подходов по использованию информационно-коммуникативных технологий в логопедической работе.
  2. Планирование работы по использованию информационно-коммуникативных технологий.  
  3. Описать формы и методы работы с детьми и родителями с использованием компьютерных технологий в коррекционно-логопедической работе с детьми.
  4. Внедрить систему работы по использованию информационных компьютерных технологий в работе с детьми с нарушениями речи, распространение положительного опыта.

Содержание: 

  1. Профессионально-педагогическая деятельность.
  2. Методическая работа. Пополнение методической копилки педагога.
  3. Изучение специальных материалов.
  4. Повышение квалификации, профессионального мастерства.
  5. Обобщение практического опыта педагогов МАДОУ.

 

Актуальность:

В настоящее время отмечается увеличение числа детей с нарушениями речи и, соответственно, возникает необходимость поиска наиболее эффективного пути обучения данной категории детей. Известно, что использование в коррекционной работе разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление детей, поддерживает у детей с различной речевой патологией познавательную активность, повышает эффективность логопедической работы в целом. Внедрение компьютерных технологий сегодня является новой ступенью в образовательном процессе. Логопеды не только не остались в стороне, но и активно включились в процесс широкого использования ИКТ в своей практике. Для реализации коррекционных задач, а самое главное, для повышения мотивации детей к занятиям необходимо использовать на индивидуальных, подгрупповых, фронтальных занятиях компьютерные программы, так как считаю, что данные программы могут служить одним из средств оптимизации процесса коррекции речи.  

           Сложная структура нарушений при общем недоразвитии речи определяет необходимость проведения планомерной системной коррекционной работы с опорой на сохранные виды восприятия.

Презентации предоставляют широкие возможности использования различных анализаторных систем в процессе выполнения и контроля над деятельностью. В частности, визуализация основных компонентов устной речи в виде доступных для ребенка образов позволяет активизировать компенсаторные механизмы на основе зрительного восприятия. Этому способствует и совместная координированная работа моторного, слухового и зрительного анализаторов при выполнении заданий.

А поскольку у дошкольников хорошо развито непроизвольное внимание, то учебный материал, предъявляемый в ярком, интересном и доступном для ребенка виде вызывает интерес и обращает на себя внимание. В этом случае применение компьютерных технологий становится особенно целесообразным, так как позволяет предоставлять информацию в привлекательной форме, что не только ускоряет запоминание содержания, но и делает его осмысленным и долговременным.   Отмечая, что новые компьютерные технологии применяются в специальном образовании, прежде всего, с целью коррекции нарушений и общего развития детей с ОВЗ.

Что такое детская электронная презентация?

Детская электронная (мультимедийная) презентация — выполненная взрослым (педагогом, родителем) красочная обучающая книжка с реалистичными картинками, озвученная, оформленная анимацией, вставками познавательных видеороликов.

Преимущества электронных презентаций по сравнению с традиционными методами.

1. Презентация несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам; формирует у малышей систему мыслеобразов.

Малышу с его наглядно-образным мышлением понятно лишь то, что можно одновременно рассмотреть, услышать, подействовать или оценить действие объекта. Потому-то так важно при обучении дошкольника обращаться к открытым каналам получения информации.

Мультимедийные презентации позволяют представить обучающий и развивающий материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить в память детей информацию не только в фактографическом, но и н ассоциативном виде.

2. Компьютер позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно увидеть в повседневной жизни.

Например, как показать ребенку процесс запуска ракеты или работу гончара?

  1.  Возможности компьютера позволяют увеличить объем предлагаемого для ознакомления материала. Многие мамы отмечают, что при этом значительно возрастает интерес детей к знаниям.
  2.  Использование новых непривычных приемов объяснения и закрепления, тем более в игровой форме, повышает непроизвольное, а также помогает развить произвольное внимание детей.
  3.  Все родители замечают, как нравится детям многократно спрашивать об одном и том же, читать «по сто раз» одну и ту же сказку. Но не надо раздражаться: у дошкольников один и тот же программный материал должен повторяться многократно!

Любимую презентацию ребенок может запускать сам столько раз, сколько ему захочется, может повторять вслед за автором слова, выучивая их наизусть; удивлять взрослых объемом знаний, полученных самостоятельно.

  1. Осваивая детские электронные энциклопедии, дошколята активны. За счет высокой динамики эффективно усваивается материал, тренируется память, активно пополняется словарный запас, развиваются воображение и творческие способности.

В использовании мультимедийных презентаций учителем- логопедом можно выделить такие преимущества, как:

  • информационная емкость;
  • доступность;
  • наглядность;
  • эмоциональная привлекательность;
  • многофункциональность.

Презентационные материалы могут применяться для автоматизации поставленных звуков, дифференциации акустически близких звуков и графически сходных букв, развития фонематического восприятия, элементарных и сложных форм фонематического анализа и синтеза, навыков словообразования и словоизменения, развития связной речи и познавательных способностей, усвоения лексических тем и т.д. Благодаря последовательному появлению изображений на экране дети имеют возможность выполнять упражнения более внимательно и в полном объеме. Использование анимации и сюрпризных моментов делает коррекционный процесс интересным и выразительным. Дети получают одобрение не только от логопеда, но и со стороны компьютера в виде картинок-призов, сопровождающихся звуковым оформлением.

  1. Профессионально-педагогическая деятельность:

 

Название мероприятий

Сроки  выполнения

1.

Разработать и утвердить годовой план работы учителя-логопеда на учебный год.

Сентябрь 2021г.

2.

Изучить и проанализировать:

  • «Закон об образовании»  
  • ФГОС дошкольного образования.
  • САН ПИН дошкольного  образования

Программу коррекционной логопедической работы Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. для детей с ТНР.

 Сентябрь 2021г.

3.

Разработать перспективное планирование в группах для детей с ТНР с учётом использования информационно-коммуникативных технологий.

Сентябрь  

2021г.  

4.

Систематизировать практический материал, интернет ресурсы по внедрению информационно-

коммуникативных технологий  

В течении  2021-2024гг.

5.

Использовать формы и методы ИКТ в  работе с детьми, родителями, педагогами, в самообразовании.  

В течении 2021-2022гг.

6.

Обобщить опыт работы на педсовете.

2022г.

 

  1. Методическая работа. Пополнение  методической копилки педагога.

 

Название мероприятий

Сроки  выполнения

1.

 

 

Приобрести и использовать электронную методику логопедического обследования для детей с ТНР.

В течении 2021г.

 

 

2.

Изготовить демонстрационные пособия для артикуляционной гимнастики в формате презентации. Систематизировать имеющиеся.

   2021-2022гг.

3.

Изготовление презентаций для ОД по лексическим темам и для индивидуальных занятий.

В течении всего периода  

4.  

Систематизировать картинный материал в электронном виде по лексическим темам.

2021-2022гг.

5.

 Изучение и приобретение  электронных игр на сайте «Мерсибо»

 2021-2022гг.

6.

Сделать заявку на приобретение электронных игр в ДОУ.

В течение 2022 года

7.

Применять         ИКТ         средства         в         работе         с

родителями ( сайт, чат, электронную почту)

2021-2022гг.

8.

Создать банк видеоуроков для родителей по  

  • Артикуляционной гимнастике
  • Закреплению автоматизации звуков

В течении 2022-23гг.

19.

Создание презентации по теме самообразования для публичного выступления

 2022 г.

10.

Постоянно пополнять коллекцию игр, видиороликов, презентаций, обучающих фильмов.

постоянно

 

 

  1. Изучение специальных материалов.

 

Название мероприятий

Сроки  выполнения

1.  

Изучение материалов на сайтах:

Детский         портал "Солнышко"

http://www.solnet.ee/ 

Журнал"Логопед"

http://www.logoped-sfera.ru/ 

Логопед.ру

 http://www.logoped.ru/index.htm/ 

АНМЦ         Развитие         и         коррекция        http://razvitkor.ru 

            Мерсибо

 https://mersibo.ru и др

   Логопедический портал    http://logoportal.ru/ 

Педразвитие.ру  

                     http://pedrazvitie.ru 

В         течение

периода

всего

2.

Изучение вебинаров на сайте Мерсибо 

 https://mersibo.ru  

АНМЦ Развитие и коррекция  http://razvitkor.ru 

 

В         течении

периода

всего

 

  1. Повышение квалификации, профессионального мастерства.

 

№№

Название мероприятий

Сроки  выполнения

1.

«Инновационные коррекционно-развивающие технологии в работе с детьми с ОВЗ в условиях реализации ФГОС дошкольного образования»  

 

2020 г.

2.

«Инновационные технологии работы с детьми дошкольного возраста с интелектуальной недостаточностью»

2022 г.

 

  1. Обобщение практического опыта для педагогов города.

 

№№

Название мероприятий

Сроки  выполнения

1.

Систематизация материала по теме самообразования  

В течении всего периода

2.  

Выступление         на         педагогическом

 совете с обобщенным материалом

2023 г.

3.  

Публикация на сайте nsportal.ru

2023-2024 гг.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Агрессивность у детей дошкольного возраста»

Повышенная агрессивность детей яв­ляется одной из наиболее острых про­блем не только для педагогов и психо­логов, но и для общества в целом. Увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам повед...

План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Нравственное и этическое развитие воспитанников детского дома дошкольного возраста»

Цель: способствовать формированию у детей этических и нравственных  норм поведения Задачи:1.      воспитание нравственных чувств, привычек, норм;2....

План работы по самообразованию воспитателя по теме: «Использование в работе блоков Дьениша с детьми подготовительной к школе группы»

материал будет полезен для воспитателей  подготовительной к школе группы коррекционных груп воспитания и обучения...

План работы По самообразованию На 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»

План работыПо самообразованиюНа 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»...

План по самообразованию План работы по самообразованию Тема: « Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»

План по самообразованию План работы по самообразованиюТема: « Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»...