Особенности общения ребенка дошкольного возраста со сверстниками
методическая разработка (средняя группа)
Особенности общения ребенка дошкольного возраста со сверстниками
- Наблюдение за общением одного ребенка в группе.
- Протокол наблюдения.
- Выводы об особенностях общения данного ребенка.
- Рекомендации по развитию общения данного ребенка
Протокол наблюдения за ребенком (Методика Смирновой Е. О., Холмогоровой В. М.)
Цель наблюдения - определить особенности общения ребенка, характер его взаимоотношений к сверстникам.
Имя ребенка: Артем
Возраст: 4 года
Дата наблюдения: 9–10 сентября 2021 года
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 47 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности общения ребенка дошкольного возраста со сверстниками
- Наблюдение за общением одного ребенка в группе.
- Протокол наблюдения.
- Выводы об особенностях общения данного ребенка.
- Рекомендации по развитию общения данного ребенка
Протокол наблюдения за ребенком (Методика Смирновой Е. О., Холмогоровой В. М.)
Цель наблюдения - определить особенности общения ребенка, характер его взаимоотношений к сверстникам.
Имя ребенка: Артем
Возраст: 4 года
Дата наблюдения: 9–10 сентября 2021 года
Шкалы оценки параметров и показателей
Критерии оценки параметров | Выраженность в баллах |
Инициативность: |
|
Артем активно привлекает окружающих детей к своим действиям и предлагает различные варианты взаимодействия. | 3 |
Чувствительность к воздействиям сверстника | |
Артем не всегда отвечает на предложения сверстников; | 2 |
Преобладающий эмоциональный фон: |
|
Нейтрально-деловой | |
Высокий уровень инициативности Артема говорит о нормальном уровне развития потребности в общении. Ребёнок активно привлекает окружающих детей к своим действиям и предлагает различные варианты взаимодействия. Артем решил построить гараж для машин из конструктора и позвал других мальчишек помочь ему «Смотри, как нужно строить, давай сделаем еще два таких гаража!». Во время игры в машинки предлагал различные роли сверстникам для совместной игры «Полицейская машина будет догонять нарушителя, а он будет быстро уезжать в тоннель. Ты будешь нарушителем, а я полицейским!»
Средняя чувствительность к воздействиям сверстника, говорит о небольшой способности видеть и слышать другого. Не всегда отвечает на предложения сверстников.
Важной качественной характеристикой общения является преобладающий эмоциональный фон. У Артема преобладает нейтрально-деловой фон, это свидетельствует о нормальном эмоциональном настрое по отношению к сверстнику. Негативные и позитивные эмоции по отношения к сверстнику сбалансированы.
Рекомендации по развитию общения Артема:
Несмотря на среднюю чувствительность, не всегда идет на встречу другим ребятам, Артем не хотел передать роль доктора другому ребенку, расстроился. Быстро успокоился и продолжил игру в роли пациента.
Важно развивать коммуникативные навыки. Это необходимо для того, чтобы малыш был адаптирован к жизни в социуме, имел активную и ответственную социальную позицию, смог реализовать себя, всегда мог найти общий язык с любым человеком и завести друзей. Для развития коммуникативных навыков необходимо использовать такой важный и необходимый инструмент для детей дошкольного возраста, как игру, так как это коллективная деятельность, предполагающая взаимодействия как со сверстниками, так и со взрослыми.
Способствовать проявлению эмоциональной отзывчивости.
Создавать условия для перехода детей от соучастия к сотрудничеству в разных видах деятельности.
Нейтрально-деловой фон из-за баланса негативных и позитивных эмоций все же требует внимания. Может возникать трудность в принятии решений. Способствовать осознанию своего эмоционального состояния; умение чувствовать настроение и сопереживать окружающим. Способствовать развитию социальных эмоций, обучению проявления сочувствия, сопереживания по отношению к сверстникам.
Артему следует развивать: интерес к партнеру по общению, умение входить в контакт, взаимодействия с детьми в группе. Благодарить взрослого, сверстника за оказанную помощь, внимание. Выражать просьбу словами, излагать ее понятно. Обращаясь к сверстнику, называть его по имени, разговаривать друг с другом в приветливой форме.
Взрослые (родители и воспитатели) должны стремиться к установлению тесных эмоциональных контактов с ребенком, так как взаимоотношения с другими людьми, их поступки – важнейший источник формирования чувств дошкольника.
Список литературы:
- Куницына В. Н., Казаринова Н. В., Погольша В. Межличностное общение. Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2001. – 544 с.
- Куницына В. Н., Панферов В. Н. Проблема отношений личности в трудах В. Н. Мясищева: Психол. Журнал, - 2011, № 3.
- Леонтьев А. А. Психология общения: - Москва, 1997.
- Мясищев В. Н. Основные проблемы и современное состояние психологии отношений человека: - Москва., 2010.
- Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии: Пособие для студентов педагогических институтов, учащихся педагогических училищ и колледжей, воспитателей детского сада. — М.: Просвещение: Владос, 1995. — 291 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/25/picture-506782-1414240677.jpg)
«Проблема общения детей дошкольного возраста со сверстниками».
Статья для сборника в рамках V Международной заочной научно-практической конференции "Духовно-нравственное воспитание молодёжи в условиях образовательных учреждений: опыт, проблемы, перспективы"...
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/25/picture-674085-1443208135.jpg)
общение детей дошкольного возраста со сверстниками.
В любом возрасте человек не может быть без взаимодействия с другими людьми: человек – социальное существо. Дошкольный возраст – особо ответственный период в воспитании, так как является возрастом перв...
![](/sites/default/files/pictures/2022/12/11/picture-577499-1670760695.jpg)
Статья "Особенности общения детей дошкольного возраста со сверстниками"
Раскрывается понятие общения, его психологические основы, рассматриваются особенности общения детей дошкольного возраста....
Становление общения ребенка раннего возраста со сверстниками и взрослыми
Становление общения ребенка раннего возраста со сверстниками и взрослыми...
![](/sites/default/files/pictures/2019/11/08/picture-1185628-1573203209.jpg)
"Общение ребенка раннего возраста со сверстниками"
Данный материал будет полезен педагогам при планированию работы по взаимодействию с родителями для оформления стендовой информации....
![](/sites/default/files/pictures/2023/10/09/picture-1488670-1696832837.jpg)
ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СО СВЕРСТНИКАМИ
В статье анализируются возрастные закономерности общения в дошкольном возрасте, указываются основные направления развития общения в дошкольном детстве, приводятся результаты эмпирического исследования...