Доклад по МО:" Пальчиковая гимнастика, как средство развития детей дошкольного возраста"
учебно-методический материал (младшая группа)

Хильченко Людмила Николаевна

Научить детей произносить слова потешек,стихов,скороговорок сочитая их движению пальцев.Развивать память,гибкость пальцев и кистью рук.Воспитывать усидчивость у детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД «ЗОЛОТОЙ ПЕТУШОК»                                                  КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА            

                                       Доклад    по  МО:

                     « Пальчиковая гимнастика как средство

               развития речи детей дошкольного возраста

                                                                                         Воспитатель:

                                                                                      Хильченко Л.Н.

                                               23.11.  2020г.

                      Пальчиковая гимнастика как средство

               развития речи детей дошкольного возраста.

                                            «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»,

                                           «Рука – это инструмент всех инструментов»

 .                                       «Рука – это своего рода внешний мозг», - писал Кант                                

Цель программы: создание условий для развития мелкой моторики и координации движений пальцев рук.

Задачи программы:

Обучающие:

Научить детей четко произносить слова потешек , скороговорок и стихотворений, сочетая их с движениями

Знакомить детей с названием пальчиков

Формировать навыки исполнительского мастерства.

Развивающие:

Развивать умения производить точные движения кистью и пальцами рук.

Развивать способности координированной работы рук со зрительным восприятием.

Развивать творческую активность, пространственное мышление, фантазию.

Развивать гибкость и подвижность пальцев и кистей рук

Развивать память, звуковую культуру речи.

Воспитывающие:

Воспитывать в детях усидчивость.

Воспитывать внимательность к выполнению заданий.

Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.

Формы работы:

- пальчиковые игры;

- игры-экспериментирования с предметами и материалами;

-самомассаж рук.

Принципы работы по развитию моторики

    Эффективность коррекционной работы будет высокой при условии соблюдения некоторых принципов:

1. Принцип осознания совершаемых действий. Действия ребенка в процессе занятия желательно сопровождать проговариванием взрослым этих действий. Например: «Скажи, какой пальчик сейчас работает?», «Наши пальчики сейчас сгибаются или разгибаются?» и т.п.

Данный принцип полезен для формирования меж функциональных связей мозговых структур.

2. Принцип развернутости освоения навыков. Темп и механизмы освоения навыков у разных детей неодинаков в силу их индивидуальных особенностей. Каждая часть программы может быть освоена разными детьми при разном количестве занятий. Педагогу следует отрабатывать навыки освоения движений ребенка в оптимальном именно для него режиме.

3. Принцип обратной связи. Педагог по ходу занятия комментирует, помогает, подсказывает и оценивает действия ребенка для закрепления у него правильных двигательных действий (формирование правильной двигательной памяти). Применение данного принципа также позволяет ребенку быстро скорректировать свои двигательные действия, если он допускает ошибки.

Формы .        :Беседа;

  • художественное слово;
  • дидактическая игра;
  • физические упражнения;
  • индивидуальная корректировка действий

Программа включает в себя следующие разделы:

  • пальчиковая гимнастика;
  • пальчиковые игры;
  • инсценировки;
  • игры и действия с предметами.

В наше время более актуальной становится проблемам полноценного развития детей уже с дошкольного возраста. Именно поэтому развитие руки, кисти, ручных умений или, как принято называть мелкой моторики пальцев, является одним из показателей и условий хорошего нервно-психического и физического развития ребенка.

Влияние воздействия руки на человеческий мозг было известно еще до нашей эры. – известный исследователь детской речи, пишет «Движение пальцев рук, исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связанны с речевой функцией. Развитие руки и речи происходило у детей параллельно, т. Е. одновременно. Примерно такой же и ход развития речи ребенка. Первым делом развиваются тонкие движения пальцев рук, а затем появляется артикуляция логов. Имеются все основания рассматривать кисть руки как «орган речи», поэтому уровень речевого развития находится в прямой зависимости от уровня  сформированность тонких движений пальцев рук.

Использование пальчиковых игр в разных видах деятельности, способствует личностному развитию ребенка, развитию творческих способностей, открывает возможности для его позитивной социализации, а также общему развитию в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

Пальчиковые игры оказывают влияние на пластику пальцев, руки становятся послушными, что помогает ребенку в выполнении мелких движений, необходимых в рисовании, а в будущем и при письме. Ученые рассматривают пальчиковые игры как соединение пальцевой пластики с выразительным  речевым интонирование, создание пальчикового театра, формирование образно-ассоциативного мышления. А это значит, что пальчиковая гимнастика влияет не просто на развитие речи, но и на ее выразительность, формирование творческих способностей.Учеными установлено, что умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте, а уже к 6-7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц кисть. Необходимо начинать работу в этом направлении с детьми в возрасте от 2 до 7 лет, так как это самый благоприятный период для развития детей, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. Именно на этом этапе возможно наиболее эффективное воздействие на интеллектуальную и личностную сферы ребенка. Несвоевременно развитие мелкой моторики может оказать негативное воздействие на весь образовательный процесс. Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начинаться за долго до поступления ребенка в школу.

Большая часть двигательной (моторной) коры больших полушарий головного мозга участвует в мышечных движениях гортани, языка, рта, челюсти. Именно эти органы формируют речь. Упражнения, построенные на движениях языка и челюсти, стимулируют работу лобной доли мозга, контролирующей мышление, речь и поведение.

Исследования отечественных физиологов подтверждают связь развития рук с развитием мозга. Учёными Т. Н. Андриевской, Л. Вантаковой- Фоминой, Г. В. Беззубцевой, М. М. Кольцовой, Т. А. Ткаченко и другие было доказано, что систематичная целенаправленная работа по развитию мелкой моторики помогает преодолеть различные недостатки и отклонения в психофизической сфере ребёнка. Развитие движений пальцев рук тесно связаны с речевой функцией. Так на основе проведённых опытов и обследования большого количества детей была выявлена следующая 6 закономерность: если развитие мелкой моторики отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть в норме, поэтому развитие, тренировка мелкой моторики рук является стимулирующей для развития речи, психических процессов, познавательной деятельности.

Работы В. М. Бехтерова так же подтверждают влияние манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит – развивать речь ребенка. Дело в том, что в коре головного мозга двигательные и речевые области находятся рядом. Причем речевые области активно формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Чем больше малыш работает своими пальчиками, тем лучше происходит развитие мелкой моторики рук и тем раньше и лучше развивается его речь.

Специальными исследованиями сотрудников лаборатории, высшей нервной деятельности ребенка, Института физиологии детей и подростков АПН СССР под руководством Кольцовой М.М. установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности  тонких движений пальцев рук. Эти выводы были подтверждены исследованиями отечественных учёных Е. И. Есениной, Л. В. Фоминой, вот почему так важно с раннего возраста развивать мелкую моторику пальцев рук у детей.

Регулярно изучаю новую методическую литературу, использую в работе компьютерные технологии.

Новизна опыта

Новизна опыта состоит в использовании на практике современных эффективных средств и приёмов в развитии тонких движений пальцев рук, в разработке системы работы по развитию речи детей, в подборе методов, приемов и средств : пальчиковые игры и гимнастику; упражнения с крупой, зернобобовыми, игры с пуговицами; занятия со счетными палочками, спичками (выполнение заданий по схеме и без неё); работу с бумагой (аппликация, сминание и выравнивание бумажных комочков, наматывание на них ниток, работа с трафаретами); упражнения в тетрадях в клеточку (штриховка, графические диктанты); работу с мелко нарезанной нитью (аппликация); ниткография.

Практические навыки, полученные в ходе выполнения заданий по развитию мелкой моторики пальцев рук, проводимые во всех видах деятельности, и технические навыки, приобретенные на занятиях по ручной умелости, позволят детям почувствовать свою успешность. У ребят уже сегодня устойчивый интерес к продуктивной деятельности. Это меня и подтолкнуло к идее углубить работу по развитию речи детей, приобщая их с деятельности с мелкими предметами в продуктивной деятельности.

Новизна опыта заключается в том, что педагогическая деятельность выстраивается таким образом, чтобы задачи реализовались при активном участии родителей (лиц, их заменяющих) воспитанников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Утренняя гимнастика как средство оздоровления детей дошкольного возраста.

Консультация направленная на просвещение родителей (законных представителей) детей дошкольного возраста, о важности и необходимости утренней гимнастики для детей....

Доклад «Сюжетно-ролевая игра как средство приобщения детей дошкольного возраста»

В связи с внедрением ФГТ в образовательный процесс ДОУ изменились формы, методы организации воспитательно-образовательной деятельности детей дошкольного возраста. Социализация детей в обществе сверстн...

доклад для педсовета «Игротерапия как средство развития детей раннего возраста»

Ранний возраст является важнейшим периодом жизни ребенка, когда закладываются наиболее важные способности, определяющие дальнейшее развитие человека. В этот период складываются такие ключевые качества...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДОШКОЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ЗРИТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ, КАК СРЕДСТВА ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Для педагогов важно прививать дошкольникам осознание необходимости заботы о своем здоровье, о важности зрения, как составной части сохранения и укрепления здоровья детей. Зрительная гимнастика — эф...

Обобщение опыта работы Тема: Сюжетно-ролевая ритмическая гимнастика как средство развития детей дошкольного возраста

Обобщение опыта работыТема:  Сюжетно-ролевая ритмическая гимнастикакак средство развития детей дошкольного возраста...

Доклад к мастер-классу «Фитбол-гимнастика как средство здоровьесбережения детей дошкольного возраста»

Материал будет полезен для инструкторов физкультуры, воспитателей ДОУ....

Доклад на тему: «Игра, как средство адаптации детей дошкольного возраста к условиям санатория для дальнейшего успешного оздоровления».

Доклад на тему: «Игра, как средство адаптации детей дошкольного возраста к условиям санатория для дальнейшего успешного оздоровления». Содержит рекомендации по организации и пров...