Создание условий в ДОУ для организации деятельности по экологическому воспитанию дошкольников в рамках ФГОС ДО.
методическая разработка

Шутова Ольга Эриховна

В настоящее время экологическое образование стало одним из направлений дошкольной педагогики и реализуется во многих дошкольных образовательных организациях.

ФГОС дошкольного образования в образовательной области "Познавательное развитие" предусматривает формирование у детей представлений о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы.

Базовой основой экологического образования в системе дошкольной педагогики является методика «Ознакомление дошкольников с природой».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskoe_vospitanie.docx23.31 КБ

Предварительный просмотр:

Создание условий в ДОУ для организации деятельности по экологическому воспитанию дошкольников в рамках ФГОС ДО.

В настоящее время экологическое образование стало одним из направлений дошкольной педагогики и реализуется во многих дошкольных образовательных организациях.

ФГОС дошкольного образования в образовательной области "Познавательное развитие" предусматривает формирование у детей представлений о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы.

Базовой основой экологического образования в системе дошкольной педагогики является методика «Ознакомление дошкольников с природой».

Основными целями экологического образования дошкольников являются:

• Формирование начал (основ) экологической культуры - предполагает формирование базисных компонентов личности (личностных качеств, позволяющих в дальнейшем успешно присваивать практический опыт взаимодействия человека с природой.

• Создания и реализация в дошкольной образовательной организации модели, при которой достигаются очевидные проявления начал экологической культуры у детей дошкольного возраста.

Задачи экологического образования дошкольников:

- формирование у детей осознанно-правильного отношения непосредственно к самой природе во всем ее многообразии, к людям, охраняющим и создающим на основе ее богатств материальные или духовные ценности;

- формирование у детей отношение к себе, как части природы, понимание зависимости жизни и здоровья от состояния окружающей среды;

- осознание детьми своих умений взаимодействовать с природой;

- осуществление педагогами дошкольной образовательной организации взаимодействия с детьми в рамках определенной образовательной технологии;

- создание в дошкольной образовательной организации условий, обеспечивающих педагогический процесс экологического образования;

- обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах экологического образования детей дошкольного возраста.

.

Говоря об экологическом образовании дошкольников, мы должны уделять особое внимание следующим вопросам:

-пониманию ребенком ценности природы;

-осознанию ребенком себя как части природы;

-воспитанию у него уважительного отношения ко всем без исключения видам, вне зависимости от наших симпатий и антипатий;

-формированию эмоционально-положительного отношения к окружающему миру, умения видеть его красоту и неповторимость;

-пониманию того, что в природе все взаимосвязано и нарушение одной из связей ведет за собой другие изменения, происходит как бы «цепная реакция»;

-пониманию того, что нельзя уничтожать то, что не можем создать;

-формированию у детей желания сохранить окружающую среду, осознание ими взаимосвязи между собственными действиями и состоянием окружающей среды ( например: если я выброшу мусор в речку, вода загрязнится и рыбкам станет плохо жить);

-усвоению азов экологической безопасности;

-усвоению первоначальных сведений о рациональном использовании природных ресурсов на примере использования воды, энергии в быту;

-формированию навыков экологически грамотного и безопасного поведения в повседневной жизни.

Большинство современных детей редко общаются с природой. Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения с которыми ребёнок сталкивается каждый день.

В нашем саду созданы условия для реализации экологического воспитания в группе оформлены центры экспериментирования, календари природы, огород на окне, наглядные пособия. На территории детского сада есть клумбы, для наблюдений используются природные особенности территории, деревья и кустарники.

Педагоги нашего детского сада осуществляют экологическое воспитание, используя основную общеобразовательную программу детского сада, а часть формируемая участниками образовательных отношений представлена парциальной программой «Экология в детском саду», которая составлена на основе парциальной программы Николаевой «Юный эколог».

Первоначальные элементы экологической культуры у ребенка-дошкольника складываются в процессе совместной деятельности с взрослым на основе взаимодействия с предметно-природным миром, который их окружает.

Ребенок-дошкольник принимает участие в посильных экологически ориентированных видах деятельности. В процессе такой деятельности происходит становление и формирование отношения «ребенок - окружающая среда».

Крайне важно при этом подчеркнуть, что именно может сделать сам ребенок, его семья, детский сад, Практическая деятельность в природе (труд в природе, экологические акции : сохрани дерево, береги воду, накорми птиц, скворечники для птиц). Труд детей в природе

Разнообразный труд в природе доставляет детям много радости и содействует их всестороннему развитию. В процессе труда воспитываются любовь к природе, бережное и заботливое отношение к ней. У детей развивается интерес к трудовой деятельности, сознательное, ответственное отношение к ней.

Трудясь в природе, дети знакомятся со свойствами и качествами, состояниями объектов природы, усваивают способы установления этих свойств.

В процессе труда в природе у детей формируются знания о растениях, о животных.

Дети наблюдают за растениями, упражняются в трудовых навыках и умениях (полив растений, рыхление, сбор семян и урожая и т. д.). Эта работа оказывает большое влияние на воспитание трудолюбия, самостоятельности и взаимопомощи.

Осуществляя практическую работу и поисковую деятельность с детьми, проводятся различные эксперименты, исследования, экскурсии, наблюдения в различных видах детской деятельности.

Дети, прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Познакомить детей с природой, воспитать любовь к ней в первую очередь помогает уголок природы, где содержатся комнатные растения. Растения уголка природы дети видят ежедневно, систематически наблюдают, ухаживают за ними. Труд в уголке природы имеет большое воспитательное значение. У детей формируется бережное, заботливое отношение к природе, воспитывается ответственное отношение к своим обязанностям. В процессе ухода дети получают представления о многообразии растительного мира, о том, как растут и развиваются растения, какие условия для них нужно создавать.

Так же в группе имеются уголки природы, где находится природный материал, наглядные пособия, дидактические игры, картотеки загадок о животных и растениях, наблюдений в природе, физкультминуток, пальчиковых игр, календарь природы (дети регулярно фиксируют погоду и состояние живой природы, вставляя картинки с явлениями природы, которые наблюдали на улице, «огород на окне».

Чтобы помочь детям в занимательной форме выявить особенности природных явлений, сезонных изменений в природе, определить качества предмета, повадки животных, используем загадки, стихи, пословицы, поговорки, потешки. В потешках оживают все явления и силы природы: солнце, радуга, гром, дождь, ветер, времена года живут как одушевленные существа. Дети как будто сами вступают с ними в контакт.

Чтение сказок должна быть одной из обязательных составляющих экологического воспитания детей, так считает доктор педагогических наук Н. А. Рыжова. Чтение сказок о животных очень нравится детям, они внимательно слушают, запоминают, но сами рассказать затрудняются. Но с этой проблемой помогает справиться театральная деятельность, которой мы занимаемся с детьми. Детям нравиться показывать сказки, быть артистами, уходит смущение, даже самый застенчивый ребенок выступает с удовольствием. В этом виде деятельности формируется правильная речь детей, пополняется и активизируется словарь и конечно развивается память, внимание.

Важным источником знаний о природе является наблюдение за живыми и неживыми объектами природы. В процессе наблюдения дети учатся всматриваться, любоваться, радоваться и восхищаться красотой природы, у них возникает наблюдательность и любознательность, доброе, бережное отношение к объектам природы. Наблюдение даёт возможность познакомить детей с природными явлениями, взаимосвязью живой и неживой природы. Наблюдения с детьми на занятиях и экскурсиях, на прогулках, в уголке природы и т. д.

Ознакомление детей с природой в повседневной жизни

Наблюдения на занятиях и экскурсиях проводятся в тесной связи с работой в повседневной жизни.

Педагоги широко используют для экологического воспитания детей прогулки. Они дают возможность накопить у детей представления о таких явлениях природы, которые протекают длительное время. Педагоги знакомят воспитанников с повседневными изменениями природы по сезонам на участке детского сада, организуют разнообразные игры с природным материалом – песком, глиной, водой, льдом и т. д. У детей накапливается чувственный опыт, воспитывается любознательность, наблюдательность.

В работе по экологическому воспитанию используем различные традиционные и нетрадиционные формы, методы и приемы, учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей. Чтобы более широко раскрыть представления детей о природе, углубить знания детей, использую ИКТ. Они, в силу своей наглядности, красочности и простоты, позволяют более эффективно строить процесс изучения новых для детей понятий обобщения и систематизаций знаний. (разработаны презентации).

Для успешной реализации поставленных задач, поддерживаем тесное сотрудничество с библиотеками и школой.

Одним из эффективных и наиболее интересных для детей средств экологического воспитания являются игры. В. А. Сухомлинский говорил об игре так: «Без игры, нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости».

Очень эффективны игры с различными природными материалами (овощи, фрукты, цветы, камни, семена, сухие плоды, которые максимально приближают детей к природе, и всегда вызывают у детей живой интерес и активное желание играть.

Особую радость и интерес вызывают у детей подвижные игры природоведческого характера, которые связаны с подражанием повадкам животных, их образу жизни«Лягушата и цапля»«Мыши и кот», в некоторых играх отражаются явления неживой природы: «Капельки»«Солнышко и дождик». Получаемая в игре радость способствует углублению у детей интереса к природе и развитию физических качеств

Словесные игры«Узнайте по описанию»«Хорошо – плохо»«Что лишнее?»«Узнай по голосу»«Кто как кричит?»«Это кто к нам пришел?» развивают у детей внимание, воображение, повышают знания об окружающем мире.

Наиболее эффективный способ реализации задач экологического образования - это организация проектной деятельности.  Разработаны экологические проекты :

«Зима»

«Птицы наши друзья».

« Мы кормушку смастерили и столовую открыли»

Сотрудничество с семьями детей в вопросах экологического воспитания, совместно организованные мероприятия, не только помогают обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но вносят в сам этот процесс необходимую ребёнку особую положительную эмоциональную окраску.

ВЫВОД: Основные задачи педагога - вырастить и воспитать здорового человека, знающего и защищающего природу, научить по-хозяйски распоряжаться ее богатствами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование современных педагогических технологий в процессе экологического воспитания дошкольников (в рамках ФГОС ДОУ).

Главная задача современных технологий экологического образования детей дошкольного возраста - формирование осознанно-правильного отношения к тем объектам природы, которые рядом с ними. Рассмотрим неко...

Презентация на тему: "Экологическое воспитание дошкольников в рамках ФГОС"

Презентация на тему: "Экологическое воспитание дошкольников в рамках ФГОС"...

Презентация на тему: "Экологическое воспитание дошкольников в рамках ФГОС в ДОУ"

Презентация на тему: "Экологическое воспитание дошкольников в рамках ФГОС В ДОУ" может оказаться полезным как старшему воспитателю при проведении педагогического совета, так и воспитателям Д...

Доклад "Экологическое воспитание дошкольников в рамках ФГОС"

Доклад "Экологическое воспитание дошкольников в рамках ФГОС"...

«Современный подход к экологическому воспитанию дошкольников в рамках ФГОС ДО» Образовательная деятельность с детьми средней группы «Воздухоискатели»

laquo;Современный подход к экологическому воспитаниюдошкольников в рамках ФГОС ДО»Образовательная деятельность с детьми средней группы «Воздухоискатели»...