Педагогический совет «Поиск эффективных методов осуществления экологического воспитания дошкольников в рамках ФГОС ДО»
консультация на тему

Васькова Лариса Петровна

В данном разделе представлен презентационный материал педсовета

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon ekologiya_pedsovet.ppt754 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Педсовет «Поиск эффективных методов осуществления экологического воспитания дошкольников в рамках ФГОС ДО» -

Слайд 2

« Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков в бездонном летнем небе, шорох снежинок и завывание вьюги за окном, ласковый плеск волны и торжественную тишину ночи, – услышал, и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни». В. А. Сухомлинский .

Слайд 3

Актуальность поднимаемой нами темы заключается в том, что экологическое воспитание и образование дошкольников –чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором они пребывают сейчас.

Слайд 5

Проблемы сегодняшнего времени: - Сложная экологическая обстановка в мире; - ее тяжелые последствия; - экология родного края; - засоренность среды обитания; - чаще загрязняются и становятся безжизненными водоёмы; - теряют плодородие почвы; - обедняются флора и фауна

Слайд 6

В.А.Сухомлинский считал природу главным источником всестороннего развития ребенка. К.Д.Ушинский называл природу великой воспитательницей: «Побудить в детях живое чувство природы – значит возбудить одно из самых благодетельных, воспитывающих душу влияний». Великий писатель Михаил Пришвин сказал: “Все прекрасное на Земле – от Солнца, и все хорошее от человека”. “Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы. А человеку нужна Родина. Охранять природу – значит охранять Родину”

Слайд 7

Дошкольники - начальное звено системы непрерывного образования, значит, содержание их образования должно быть увязано с содержанием экологического образования следующих ступеней - школьников. Элементарные экологические знания, полученные детьми в младшем возрасте, помогут им в дальнейшем осваивать предметы экологической направленности.

Слайд 8

Цель экологического образования - на сегодняшний день очень важно формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.

Слайд 9

Задачи: Развитие у воспитанников представлений и элементарных понятий о взаимосвязях и взаимоотношениях человека и природы; Формирование эмоционально – ценностного отношения к природе; Осознание своего собственного «Я» как части природы; Обобщение опыта практической деятельности по отражению полученных знаний и впечатлений от взаимодействия с природой, окружающим миром.

Слайд 10

Экологическое образование дошкольников в рамках ФГОС. Как с o здать эфф e ктивн y ю систему экологического образования в детском саду, основанную на интегрированном подходе? Как сделать так, чтобы ид e и эк o л o гич e ск o г o o б p аз o вания реализовались через разные виды деятельности ребенка: экспериментирование; наблюдение; труд; игру; музыкальную; изобразительную; физическую деятельности

Слайд 11

Знания - не самоцель, они лишь помогают сформировать у детей определенное отношение к природе, экологически грамотное и безопасное поведение, активную жизненную позицию; У детей дошкольного возраста очень развит познавательный интерес, в частности к природе. Именно в этом возрасте они воспринимают мир в целом, что способствует формированию экологического мировоззрения. Очень важно поддерживать этот познавательный интерес.

Слайд 12

Содержание должно отличаться научностью. Несмотря на возраст, дети должны получать в доступной форме научные представления об окружающем мире, в частности, о природе. Формирование научного мировоззрения особенно важно в наше время, когда в обществе широко распространено мифологизированное сознание, не научный подход к объяснению природных явлений; Содержание должно способствовать формированию у детей целостного восприятия окружающего мира, с одной стороны, и взаимосвязей частей этого целого - с другой.

Слайд 13

Экологическое образование - часть общего образования, оно имеет межпредметный характер, способствует развитию мышления, речи, эрудиции, эмоциональной сферы, нравственному воспитанию, - то есть становлению личности в целом; Нормы экологически грамотного безопасного поведения: дети должны научится понимать и формировать самостоятельно на основе комплекса элементарных экологических знаний и осознания причинно - следственных связей в природе.

Слайд 14

Ребенок должен осознать себя как часть природы, экологическое воспитание способствует формированию у детей не только определенного отношения к природе (в частности, отказ от чисто потребительского подхода), но и навыков рационального природоиспользования.

Слайд 15

Принципы отбора содержания экологического образования дошкольников

Слайд 16

Научность формирование мотивации действий ребенка, развития познавательного интереса, формирование основ его мировоззрения Гуманистичность Экологическое воспитание тесно связано с развитием эмоций ребенка, умения сочувствовать, удивляться, сопереживать, заботиться о живых организмах, воспринимать их как братьев по природе, уметь видеть красоту окружающего мира Прогностичность формирование элементарных представлений о существующих в природе взаимосвязях и на основе этих представлений — умение прогнозировать свои действия по отношению к окружающей среде во время отдыха, труда в природе и бытовых условиях

Слайд 17

Регионализм Формирование экологических представлений ребенка происходит на основе его знакомства с помещением дошкольного учреждения и его территорией, собственной квартирой, домом, ближайшим парком, сквером, лесом, озером

Слайд 18

Преемственность Упорядоченность, реализация принципа системности, отработка системы усложнения знаний по нарастающей в зависимости от возраста ребенка Интеграция необходимость экологизации всей деятельности педагогического коллектива и экологизации различных видов деятельности ребенка

Слайд 19

Воспитатель детского сада — одна из главных фигур педагогического процесса, в том числе и экологического воспитания. Являясь носителем экологической культуры, владея методикой экологического воспитания, он организует деятельность детей так, чтобы она была содержательной, эмоционально насыщенной, способствовала формированию практических навыков и необходимых представлений о природе и постепенно «переходила» в самостоятельное поведение детей. Ведущей в этом процессе должна стать совместная деятельность взрослого и ребенка. Идея эта не нова, она так или иначе представлена в трудах многих педагогов, отечественных и зарубежных. Она отчетливо просматривается в педагогических воззрениях К. Д. Ушинского, Л. Н. Толстого, П. Ф. Каптерева, советских педагогов В. А. Сухомлинского, А. С. Макаренко, Ш. А. Амонашвили и др.

Слайд 20

Сотрудничество, благодаря которому развиваются взаимопонимание, сочувствие и согласие, так необходимые при формировании экологической культуры, эффективней всего может проявляться в повторяющейся совместной деятельности воспитателя и воспитанников, объединенных достижением общей цели.

Слайд 21

Характерными особенностями совместной деятельности являются: контакт между ее участниками, обеспечивающий обмен действиями и информацией; понимание всеми участниками смысла деятельности, ее конечного результата; наличие руководителя, который организует совместную деятельность, распределяет обязанности в соответствии с возможностями ее участников; возникновение и проявление в процессе деятельности межличностных отношений, характер и окраска которых, влияют на достижение конечного результата. Какие же виды совместной деятельности могут оказать решающее воздействие на становление начал экологической культуры в дошкольном детстве?

Слайд 22

Сюжетно ролевые и д/игры. Просмотр фильмов о природе. Целевые прогулки в природу. Наблюдение в природе Создание книг – самоделок. Чтение детской художественной литература Труд в мине – центре природы Опытная, экспериментальная, поисковая деятельность Беседы с детьми на экологические темы. Сбор коллекций семян, камней, оформление гербария. Работа с календарями природы, дневниками наблюдений Изобразительная деятельность по экологической тематике. Рассматривание дидактических картинок, иллюстраций о природе . Экологические досуги, праздники. Макет совместная деятельность воспитателя и воспитанников.

Слайд 23

Нетрадиционные виды совместной деятельности . ypo ки д o б po ты; . ypo ки мышл e ния; . эк o л o гич e ски e кружки; . эк o л o гически e конкурсы; . эк o логич e ски e ауцкионы, викторины, марафоны; . эк o л o гич e ски e сказки; . кл y б иссл e д o в a т e л e й п p и po ды; . лаб opa т op ия юн o г o эк o л o г a ; . с o ст a вл e ни e экологических карт; . эк o л o гич e ски e выст a вки и эксп o зиции; . эк o л o гич e ские м y з e и; . дни эк o л o гич e ск o г o творчества; . эк o л o гические п pa здники и ф ec тив a ли

Слайд 24

Взаимодействие ДОУ и семьи Одним из условий успешного воспитания основ экологической культуры является не только работа с детьми, но и с их семьями. Экологическое образование (просвещение) родителей – одно из крайне важных и в то же время одно из наиболее сложных направлений работы дошкольного учреждения. Сотрудничество с семьями детей по экологическому направлению, совместно организованные мероприятия не только помогают обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но и вносят в этот процесс необходимую ребенку особую положительную эмоциональную окраску.

Слайд 25

Познавательный • Окружающая среда и здоровье ребенка • Состояние окружающей среды в собственном микрорайоне, городе • Пути решения этих проблем • Развитие ребенка через знакомство с окружающим миром • Методики ознакомления ребенка с окружающим миром Деятельностный Участие в природоохранных акциях совместно с детьми • Участие в экологических праздниках, экскурсиях, походах •Выращивание растений • Чтение совместно с детьми литературы Ценностный • Природа как универсальная ценность для человека • Значение природы в жизни человека • Здоровье ребенка и природа •Человек – часть природы •Формирование разумных потребностей Нормативный • Знание правил поведения вовремя отдыха на природе. • Выбор экологически безопасных участков для прогулок с детьми. • Экологическая безопасность жилища, экологически чистая продукция • Знание психологических особенностей ребенка, соответствующих его возрасту, потребностей, в том числе в общении с природой. Модель «Экологическое просвещение родителей»

Слайд 26

Деятельность педагогов по приобщению семей к экологическому воспитанию детей, позволит формировать у дошкольников ответственное отношение к окружающей среде, достигнуть более высокого уровня их воспитанности.

Слайд 27

РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ Педагоги: • ответственно подходят к организации природной среды в группах, внедряют в практику новые технологии, знают методику экологического воспитания, ведут экспериментальную работу с детьми, разрабатывают интегрированные занятия, занимаются экологическим просвещением родителей. Дошкольники: • радуются встрече с природой •по собственной инициативе наблюдают за живыми объектами •видят разнообразие природного мира •признают ценность жизни •имеют представления о правилах поведения в природе •сформировано начало экологической культуры Родители: • участвуют в совместных акциях и приобщении детей к миру природы.

Слайд 28

Вывод: Всё хорошее в детях из детства! Как истоки добра пробудить? Прикоснуться к природе всем сердцем: Удивиться, узнать, полюбить! Мы хотим, чтоб земля расцветала. Росли как цветы, малыши Чтоб для них экология стала Не наукой, а частью души!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование современных педагогических технологий в процессе экологического воспитания дошкольников (в рамках ФГОС ДОУ).

Главная задача современных технологий экологического образования детей дошкольного возраста - формирование осознанно-правильного отношения к тем объектам природы, которые рядом с ними. Рассмотрим неко...

Презентация на тему: "Экологическое воспитание дошкольников в рамках ФГОС"

Презентация на тему: "Экологическое воспитание дошкольников в рамках ФГОС"...

Презентация на тему: "Экологическое воспитание дошкольников в рамках ФГОС в ДОУ"

Презентация на тему: "Экологическое воспитание дошкольников в рамках ФГОС В ДОУ" может оказаться полезным как старшему воспитателю при проведении педагогического совета, так и воспитателям Д...

«Поиск эффективных методов осуществления экологического воспитания дошкольников в рамках ФГОС ДО»

laquo;Организация экологической - развивающей среды в дошкольных учреждениях». Создание экологической  – развивающей среды в ДОУ является одним из условий экологического воспита...

Конспект педсовета «Поиск эффективных методов осуществления экологического воспитания дошкольников в рамках ФГОС ДО»

Создание условий в ДОУ для формирования у детей основ экологического  сознания, экологической культуры, реализации новых представлений об универсальности и самоценности природы. Совершенствовать ...

Родительское собрание «Эффективные методы экологического воспитания дошкольников в рамках ФГОС ДО»

Наша планета Земля – маленькая крошка в Солнечной системе и песчинка в Мировом космическом пространстве. Но она уникальна в своей звездной системе, уникальна и неповторима своим живым миром &nda...