Доклад "Экологическое воспитание дошкольников в рамках ФГОС"
консультация на тему

Ткаченко Ольга Юрьевна

Доклад "Экологическое воспитание дошкольников в рамках ФГОС"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 333.docx23.3 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 6 г. Россоши Россошанского муниципального района Воронежской области

Доклад

«Экологическое воспитание дошкольников

 в рамках ФГОС»

Воспитатель: Ткаченко О. Ю.

2017 г.


Актуальность поднимаемой нами темы заключается в том, что экологическое воспитание и образование дошкольников -  чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором они прибывают сейчас.

Проблемы сегодняшнего времени:

  • Сложная экологическая обстановка в мире;
  • Ее тяжелые последствия;
  • Экология родного края;
  • Засоренность среды обитания;
  • Чаще загрязняются и становятся безжизненными водоемы;
  • Теряют плодородные почвы;
  • Обедняются флора и фауна.

В.А.Сухомлинский считал природу главным источником всестороннего развития ребенка.

К.Д.Ушинский называл природу великой воспитательницей: «Побудить в детях живое чувство природы – значит возбудить одно из самых благодетельных, воспитывающих душу влияний».

Великий писатель Михаил Пришвин сказал: «Все прекрасное на Земле – от Солнца, и все хорошее от человека». «Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы. А человеку нужна Родина. Охранять природу – значит охранять Родину».

Дошкольники – начальное звено системы непрерывного образования, значит, содержание их образования должно быть увязано с содержанием экологического образования следующих ступеней – школьников. Элементарные экологические знания, полученные детьми в младшем возрасте, помогут им в дальнейшем осваивать предметы экологической направленности.

Цель экологического образования: на сегодняшний день очень важно формировать человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.

Задачи экологического воспитания:

  1. Развитие у воспитанников представлений и элементарных понятий о взаимосвязях и взаимоотношениях человека и природы;
  2. Формирование эмоционально – ценностного отношения к природе;
  3. Осознание своего собственного «Я» как части природы;
  4. Обобщение опыта практической деятельности по отражению полученных знаний и впечатлений от взаимодействия с природой, окружающим миром.

Экологическое образование дошкольников в рамках ФГОС.

  • Как создать эффективную систему экологического образования в детском саду, основанную на интегрированном подходе?

  • Как сделать так, чтобы идеи экологического образования реализовались через разные виды деятельности ребенка?

Знания – не самоцель, они лишь помогают сформировать у детей определенное отношение к природе, экологически грамотное и безопасное поведение, активную жизненную позицию.

У детей дошкольного возраста очень развит познавательный интерес, в частности к природе. Именно в этом возрасте они воспринимают мир в целом, что способствует формированию экологического мировоззрения. Очень важно поддерживать этот познавательный интерес.

Содержание должно отличаться научностью. Несмотря на возраст, дети должны получать в доступной форме научные представления об окружающем мире, в частности, о природе. Формирование научного мировоззрения особенно важно в наше время, когда в обществе широко распространено мифологизированное сознание, не научный подход к объяснению природных явлений.

Содержание должно способствовать формированию у детей целостного восприятия окружающего мира, с одной стороны, и взаимосвязей частей этого целого – с другой.

Экологическое образование – часть общего образования, оно имеет межпредметный характер, способствует развитию мышления, речи, эрудиции, эмоциональной сферы, нравственному воспитанию, - то есть становлению личности в целом.

Нормы экологически грамотного безопасного поведения: дети должны научиться понимать и формировать самостоятельно на основе комплекса элементарных экологических знаний и осознания причинно – следственных связей в природе. Ребенок должен осознать себя как часть природы, экологическое воспитание способствует формированию у детей не только определенного отношения к природе (в частности, отказ от чисто потребительского подхода), но и навыков рационального природоиспользования.

Экологическое образование дошкольников можно осуществлять по всем образовательным областям. Например, содержание образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе; развитие эмоциональной отзывчивости, сопереживания, в том числе и по отношению к природным объектам; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. Содержание образовательной области «Познание» направлено на формирование первичных представлениях об объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях (форме, цвете, размере, причинах и следствиях и др.); о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов; расширение кругозора детей. Содержание образовательной области «Речевое развитие» предполагает знакомство с детской литературой, в том числе и с природоведческой. Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» предполагает становление предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания мира природы; формирование эстетического отношения к окружающему миру в целом. Образовательная область «Физическое развитие» направлена на становление ценностей здорового образа жизни у дошкольников. Конкретное содержание образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей и может реализовываться в различных видах детской экологически направленной деятельности.

Принципы отбора содержания экологического образования дошкольников:

  • Научность – формирование мотивации действий ребенка, развития познавательного интереса, формирование основ его мировоззрения.

  • Доступность – крайне важным является принцип доступности материала для ребенка определенного возраста.

  • Гуманистичность – экологическое воспитание тесно связано с развитием эмоций ребенка, умения сочувствовать, удивляться, сопереживать, заботиться о живых организмах, воспринимать их как братьев по природе, уметь видеть красоту окружающего мира.

  • Прогностичность – формирование элементарных представлений о существующих в природе взаимосвязях и на основе этих представлений – умение прогнозировать свои действия по отношению к окружающей среде во время отдыха, труда в природе и бытовых условиях.

  • Деятельностность – экологические знания должны помочь понять ребенку, что нужно сделать для того, чтобы сохранить окружающую его самого и его близких среду.

  • Целостность – этот принцип отражает,  прежде всего,  целостное восприятие ребенком окружающего мира и его единство с миром природы.

  • Конструктивизм – педагог обязан показать ребенку положительный пример или вероятный выход из обсуждаемой ситуации. Важно привести примеры успешно решенных экологических проблем, желательно на примерах ближайшего окружения.

  • Регионализм – формирование экологических представлений ребенка происходит на основе его знакомства с помещением дошкольного учреждения и его территории, собственной квартирой, дачей, ближайшим парком. Сквером, лесом, озером.

  • Системность – формирование у ребенка системы знаний и организация системы различных видов детской деятельности. Каждое последующее формирующееся представление или понятие вытекает из предыдущего.

  • Преемственность – упорядоченность, реализация принципа системности, обработка системы усложнения знаний по нарастающей в зависимости от возраста ребенка.

  • Интеграция – необходимость экологизации (включение экологических аспектов во все образовательные предметы) всей деяткельности педагогического коллектива и экологизации различных видов деятельности ребенка.

Воспитатель детского сада – главная фигура педагогического процесса, в том числе и экологического воспитания. Являясь носителем экологической культуры, владея методикой экологического воспитания, он организует деятельность детей так, чтобы она была содержательной, эмоционально насыщенной, способствовала формированию практических навыков и необходимых представлений о природе и постепенно «переходила» в самостоятельное поведение детей. Ведущей в этом процессе должна стать совместная деятельность взрослого и ребенка.

Формы и методы работы:

1.Сюжетно – ролевые и дидактические игры.

2.Наблюдения в природе.

 3.Экологические игры.

4.Экскурсии.

 5 .Экологические занятия.

6. Интегрированные занятия.

7.Чтение детской художественной литературы.

 8 .Экологическая тропа.

9. Рассматривание репродукций картин, иллюстраций.

10.Просмотр фильмов о природе.

11.Лаборатория юного эколога (проведение опытов, рассматривание коллекций).

 12. НОД в уголке природы.

13.Прогулки на участке детского сада и за его пределами.

14. Экологические выставки.

15.Создание книг – самоделок.

16 .Экологические развлечения и праздники.

17. Экологические акции.

18. Беседы с детьми на экологические темы.

19.Обсуждение и проигрывание ситуаций, сюжета книг.

20.Сбор коллекций семян, камней, оформление гербария.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей по патриотическому воспитанию дошкольников в рамках ФГОС

Патриотическое воспитание ребенка- это основа формирования будущего гражданина. Любовь к Родине начмнается с отношения к своим близким: матери, отцу, бабушке, дедушке, к своему городу.. Дети в дошколь...

Консультация для родителей по патриотическому воспитанию дошкольников в рамках ФГОС

Патриотизм - это любовь к родному городу, стране, преданность своему Отечеству. Любовь к Родине начинается с отношения к своим близким: матери, отцу, сестре, брату, бабушке, дедушке и т.д. Вместе с ро...

Музыкальное воспитание дошкольников в рамках ФГОС ДО.

С введением ФГОС дошкольного образования музыкальный руководитель ставит перед собой задачу: сделать музыку естественной и необходимой частью жизни детей, постоянно действующей волшебной силой, помога...

Личностно-ориентированный подход в воспитании дошкольников в рамках ФГОС.

-изучение аспектов личностно-ориентированного воспитания;-внедрение технологий гуманистической педагогики в личную практику;-формирование личностной индивидуальности, создание условий для развития тво...

Использование современных педагогических технологий в процессе экологического воспитания дошкольников (в рамках ФГОС ДОУ).

Главная задача современных технологий экологического образования детей дошкольного возраста - формирование осознанно-правильного отношения к тем объектам природы, которые рядом с ними. Рассмотрим неко...

Презентация на тему: "Экологическое воспитание дошкольников в рамках ФГОС"

Презентация на тему: "Экологическое воспитание дошкольников в рамках ФГОС"...

консультация для воспитателей по патриотическому воспитанию дошкольников в рамках ФГОС

Патриотическое воспитание ребенка – это основа формирования будущего гражданина....