Проект " Такие разные куклы"
проект (средняя группа)

Елена Игоревна Байдакова

Актуальность проекта. 

Актуальность выбранной темы, связана с тем, что в настоящее время ребёнок с рождения окружён насыщенной медиа–средой. Электронные интерактивные игрушки, игровые приставки, компьютер, который дети чаще всего используют для игр, а не как источник информации, занимают всё большее место в досуговой деятельности дошкольников, накладывая определённый отпечаток на формирование их психофизических качеств и развитие личности. Как результат – отсутствие у детей познавательно -исследовательских умений и навыков, они не умеют и не учатся работать с информацией, так как компьютер выдаёт уже готовые ответы, стоит только нажать на кнопку. Мы заметили, что наши воспитанники тоже не остались в стороне от века компьютерных технологий. Всё чаще мы слышим: «Я в выходные, играл на компьютере». В своей группе мы столкнулись с проблемой, детям стали не интересны, игрушки, все меньше они хотели играть в «Дом», «Дочки матери» и др. сюжетные игры. Все больше их кумирами становились, какие-то монстры или болгары.

Создание мини - музеев помогает приобщать детей к истокам. Знакомство с музеем позволяет развивать у дошкольников способности к эстетическому созерцанию и сопереживанию, формировать уважение к другим культурам, потребность и способность самостоятельно осваивать окружающий мир. Важная особенность мини-музеев в ДОУ - участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к общему делу. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а в мини-музеях не только можно, но и нужно. Их удобно посещать каждый день, можно самостоятельно менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок - лишь пассивный созерцатель, а здесь он - соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей - результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей. Таким образом, мини-музеи, созданные руками педагогов, воспитанников и их родителей, становятся близкими и понятными каждому ребенку. Все это позволяет воспитывать в дошкольниках чувство гордости за общее дело, свою группу, детский сад, семью и малую Родину.

Основываясь на выше перечисленных доводах, исходя из интересов детей, мы решили создать мини - музей «Такие разные» в детском саду.  Кукла незаменимый спутник ребенка со дня его рождения. Её специально создаёт взрослый в воспитательных целях, чтобы подготовить ребёнка к вхождению в общественные отношения. Кукла выступает для ребенка как предмет забавы, развлечения, радости и в то же время она важнейшее средство его всестороннего развития. Кукла – не просто средство физического развития и обучения, прежде всего – это культурный объект. С помощью кукол решаются задачи духовного воспитания, социальной адаптации в среде сверстников и взрослых, происходят включения в традиционную культуру общества с принятыми в нем ценностями, нравственными идеалами и этическими нормами.

Мы решили помочь своим воспитанникам на примере мини-музея кукол расширить знания о традициях в использовании кукол, проявлять интерес к изготовлению разнообразных кукол и использованию их в детской деятельности, воспитывать бережное отношение к культуре своего народа.

Наименование музея: «Такие разные куклы»

Профиль музея: познавательный, исследовательский.

Цель: формирование познавательных интересов дошкольников путем использования различных видов наглядности, а именно игрушки -куклы.

Задачи:

  • Формировать представления детей о музейной педагогике, о различных куклах;
  • Знакомить с историей возникновения куклы.
  • Знакомить детей с материалами, из которых могут быть изготовлены игрушки
  • Развивать познавательные способности, творческое воображение, художественный вкус;
  • Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи, учить делать выводы
  • Обогащать РППС детского сада за счет появления новых экспонатов в музее;
  • Включить родителей и детей в поисково-исследовательскую работу, сбор информации по заданной теме; развивать познавательную активность детей;

В основу решения этих задач положены следующие принципы:

  • принцип учета возрастных особенностей дошкольников;
  • принцип опоры на интересы ребенка;
  • принцип осуществления взаимодействия воспитателя с детьми при руководящей роли взрослого;
  • принцип наглядности;
  • принцип последовательности;
  • принцип сотрудничества и взаимоуважения.

 

Разделы и экспонаты: В мини-музее представлены разные виды игрушек – кукол. Народные игрушки-куклы: Неваляшка, Матрешка, Тряпичная кукла, Вязанная кукла.  Пупсы, кукла Барби

Площадь, занятая под экспозицию: мини-музей организован в 2021 г. Под экспозицию выделен отдельный уголок в группе.

Структура управления мини-музеем: Руководители мини-музея планируют, координируют, контролируют работу в мини-музее. Воспитатели: Байдакова Е.И.  Ларина М.М.

Аспекты музейной деятельности.

Всем родителям хочется, чтобы дети выросли отзывчивыми на духовную красоту. Какая радость духовного общения заключена в гармоничном соединении взрослыми своего свободного времени со свободным временем своих детей, своего досуга с их досугом! Но, в отличие от «идеальной», реальная семья в праве рассчитывать сегодня на помощь специалистов в том, чтобы научиться наилучшим образом, объединять свои духовные интересы с интересами детей. Наш опыт показывает, что таким объединяющим средством становится музей.

Творчески мыслящий педагог всегда сможет найти такие формы работы с детьми-дошкольниками, которые позволяют заложить хорошую основу гармоничного развития личности ребёнка, расширить его кругозор, сформировать эстетический вкус. При этом расширение кругозора – одна из сложных задач, стоящих перед педагогом. Широкий кругозор не только облегчает процесс познания, но и активизирует мыслительные процессы, воображение, фантазию, а также развивает творческое отношение к миру. Ни кругозор, ни эстетический вкус не являются врождёнными качествами человека, они складываются и развиваются в процессе воспитания, под влиянием той среды, в которой растёт ребёнок, а также целенаправленной работы педагогов и родителей.

Эти задачи можно успешно решать в рамках музейной педагогики. Термин «музейная педагогика» появился несколько лет назад. Но такое название нового воспитательного направления нам очень нравится. Это такая педагогика, которая позволяет использовать дополнительные помещения, пространства, ресурсы, новые методы для всестороннего развития дошкольников, для расширения кругозора об окружающем мире.

В условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому музеи в детском саду называют «мини-музеями». Часть слова «мини-» в нашем случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики.

Важная особенность мини-музеев — участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею. Они могут: участвовать в обсуждении его тематики, приносить из дома экспонаты, ребята из старших групп проводить экскурсии для младших, пополнять их своими рисунками.

В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей. Содержание, оформление и назначение мини-музея обязательно должны отражать специфику возраста детей данной группы. Мини-музеи постоянно пополняются новыми экспонатами. Здесь же размещаются детские работы, выполненные совместно со взрослыми.

  • музейная педагогика в условиях детского сада позволяет реализовывать комплексные и дополнительные образовательные программы;
  • является действительным модулем развивающей предметной среды, средством индивидуализации образовательного процесса.

Мини-музей предназначен для формирования первичных представлений о музеях, для познавательного развития детей, развития художественных, изобразительных, игровых навыков.

Формы деятельности:

  • способствует воспитанию у дошкольников основ музейной культуры, расширяет их кругозор, открывает возможности для самостоятельной исследовательской деятельности;
  • помогает наладить сотрудничество педагогического коллектива дошкольного учреждения с родителями и представителями социума за пределами детского сада;
  • поисковая;
  • научная;
  • экспозиционная;
  • познавательная.

В процессе создания мини-музеев всю работу разделили на этапы:

Подготовительный. В начале работы (дети, родители, воспитатели)

Определяли название мини-музея, разрабатывали его содержание, выбирали место для размещения. Назначение, оформление и содержание каждого мини-музея обязательно должно отражать специфику возраста детей данной группы.

Решая проблему свободных помещений для расположения мини-музеев можно использовать различные части групповых комнат, «раздевалок», спальных комнат, стены у входа в группу, а можно сделать и мобильные, переносные мини-музеи и т.п.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по теме "Такие разные куклы"

Конспект НОД интегрированного занятия по познанию (ФЭМП и сенсорное развитие) на тему «Такие разные куклы» в первой младшей группе...

Консультация для родителей "Такие разные куклы"

Подборка статей для родителей об истории кукол, народных куклах. Несколько рекомендаций при выборе игрушек ребенку....

Консультация для родителей "Такие разные куклы"

Подборка статей о истории создания куклы, видах кукол, особенностях кукольного хозяйства, "хитростях" при выборе....

Проект: "Такие разные куклы".

1.Цель проекта.2.Задачи.3.Объект.4.Происхождение куклы....

Проект мини музея "Такие разные куклы"

В данном проекте представлен опыт работы в мини музее кукол....

Проект "Такие разные куклы"

Формировать познавательный интерес к куклам; представления о разнообразии и назначении куклы. Познакомить детей с историей возникновения кукол, коллекциями разных кукол....

проект "Такие разные куклы"

познакомить детей с разными видами кукол...