Проект "Добрым быть совсем не сложно"
проект (средняя группа)

СИДЕЛЬЦЕВА ЕЛЕНА ГЕННАДЬЕВНА

Педагогический проект «Добрым быть совсем не просто» позволил обобщить и углубить знания дошкольников о элементарных общепринятых нормах и правилах взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx39.69 КБ

Предварительный просмотр:

        Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение №20 «Снегурочка»

Тема проекта: Добрым быть совсем не сложно»

Участники проекта: дети средней группы, родители, сотрудники ДОУ

По доминирующему методу: познавательно – творческий.

По характеру содержания: ребенок и социальное окружение.

По характеру контактов: внутри одной возрастной группы (средняя группа).

По количеству участников: групповой.

По продолжительности: краткосрочный (2 месяца).

Составили воспитатели

первой  категории

Сидельцева Елена Геннадьевна

Сницарь Анна Васильевна


2020г.

Актуальность проекта:

                                                                           

Эпиграф проекта:  

  Добрым быть совсем не просто, 

 Не зависит доброта от роста. 
Не зависит доброта от цвета, 
     Доброта не пряник, не конфета. 
        Если доброта, как солнце, светит, 

                                           Радуются взрослые и дети.

                                     (Н. Тулупова)

 

Работа педагогов ДОУ, главной целью которой является формирование первоначальных представлений о нравственных чувствах и эмоциях представляется на сегодняшний момент очень актуальной.                                                                                                                          Умение уважать мнение других людей, приходить на помощь, сочувствовать и сопереживать другим  людям, доброта – вот те необходимые качества, которые необходимо заложить в раннем возрасте.                                                                                                                    

В дошкольном возрасте решается задача формирования элементарных нравственных представлений - о правилах поведения, о хороших и дурных поступках и т.д.

Нравственное воспитание детей  среднего дошкольного возраста осуществляется, прежде  всего  в игровой, образовательной, трудовой  деятельности. Дети постепенно приучаются выполнять правила поведения, упражняются в нравственных поступках, практически учатся устанавливать положительные взаимоотношения со сверстниками. Формируется ценное для нравственного развития детей стремление быть полезным окружающим взрослым, проявлять внимание и заботу о сверстниках.  Поэтому очень важно научить детей умению осознавать свои поступки и воспитывать желание помогать окружающим людям.


Обоснование  проблемы:

Недостаточная  сформированность  первоначальных представлений о правилах поведения, хороших и плохих поступках, неумение сопереживать близким, сверстникам, осознавать свои поступки, отсутствие  готовности сделать хорошее для них.

 Цель проекта:

1. Создание условий для формирования первоначальных представлений о нравственных чувствах и эмоциях.

2. Развитие познавательных способностей;

3. Развитие творческого воображения;

4. Развитие творческого мышления;

5. Развитие коммуникативных навыков.

Задачи проекта: 

 Для детей -

  • Уточнить знания детей о добрых и злых поступках и их последствиях;
  • Расширить представления детей о понятиях «добро», «зло» и  их важности в жизни людей;
  • Вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);
  • Развивать умение оценивать свои  поступки  и поступки окружающих,  поощрять стремление  совершать добрые поступки; 
  • Формировать доброжелательные дружеские взаимоотношения между детьми;

Для родителей -

1.Способствовать созданию активной позиции родителей в  формировании у детей нравственных чувств; привитии им моральных норм поведения.

      2.Обогащать детско-родительские отношения опытом совместной  творческой деятельности в условиях детского сада и семьи, вызывать положительные эмоции в процессе данной деятельности. 

Предполагаемый результат: 

Для детей:  

-Сформированы добрые дружеские взаимоотношения в детском коллективе.

-Дети различают  понятия «добро» и «зло», имеют представления  о добрых и злых поступках, умеют оценивать свои поступки и поступки сверстников, стремятся к совершению хороших поступков.

-Дети  знают, что такое «добрые и вежливые слова»,  знают поговорки о добре и понимают их смысл.

-Дети научились понимать настроение свое и  других, говорить о своих эмоциях.

-В группе созданы необходимые условия для формирования первоначальных представлений детей о нравственных чувствах и эмоциях.

Для родителей:

- Активная позиция в формировании у детей нравственных чувств, привитии им  моральных норм поведения.

- Интерес к деятельности ДОУ в целом и группы в частности, возможность участвовать в образовательном процессе, проявлять свое творчество.  

- Сближение с детьми при совместной деятельности, установление близких, доверительных отношений.

Для педагогов

- Приобретение знаний и практических умений.

- Установление партнерского взаимодействия с родителями воспитанников.

Схема проекта:

 1 этап – подготовительный.

 2 этап – основной.

 3 этап – заключительный.

Интеграция образовательных областей: 

- Социально-коммуникативное развитие.

- Физическое развитие.

- Художественно-эстетическое развитие.

- Речевое развитие.

-Познавательное развитие.

Формы и методы реализации проекта:                                                                                          

- Чтение художественной литературы, пословиц по теме.

- Просмотр презентаций, м/ф.

- Рассматривание сюжетных картин, иллюстраций, альбомов, фотографий.

- Решение проблемных ситуаций.

- Сюжетные, пальчиковые, дидактические игры.

- Беседы.

- Выставка рисунков, поделок, фотовыставки.

- Разучивание стихов, пословиц,  песен, отгадывание загадок.

- Рисование, аппликация, лепка. 

- Развлечения, досуги. 

Ресурсное обеспечение

-Художественная литература по теме.

-Наглядный материал (презентации, картинки, плакаты, -фотографии, книги, сказки, м/ф по теме).

-мультимедийное оборудование.

-Аудио проигрыватель

-Материалы для детского творчества (цветная бумага, гуашь, карандаши, пластилин,  ножницы, цветной картон).

Предварительная работа:

- Познакомить детей и родителей с темой проекта, обозначить значимость выбранной темы.

- В ходе работы над проектом подвести детей к пониманию того, что добро приносит радость, что добрый человек – хороший друг.

- Доброта украшает наш мир, и чем ее больше, тем красивее и светлей мир вокруг нас.

Работа с родителями:

- Консультация для родителей «Нравственное воспитание детей»..

- Консультация для родителей «Вежливость воспитывается вежливостью»

Формы организации проекта:

1. Образовательная деятельность:

ознакомление с окружающим, развитие речи, рисование, лепка, аппликация, конструирование, музыка, ознакомление с художественной литературой, физическая культура.

2. Совместная деятельность:

дидактические игры, беседы, игровые ситуации, драматизация, подвижные игры, разучивание мирилок, физкультминутки, пальчиковые игры.

3. Самостоятельная деятельность:

трудовая деятельность, художественная деятельность, игровая деятельность.

Этапы осуществления проекта

Раздел «Нравственное воспитание». Основа гуманного отношения к людям - способность к сопереживанию, к сочувствию  проявляется в самых разных жизненных ситуациях. Поэтому у детей нужно формировать не только представления о должном поведении или коммуникативные навыки, а прежде всего нравственные чувства.

Первый этап. Организационный

1. Выбор темы, изучение  литературы по теме.

2. Составление тематического планирования мероприятий.

3. Создание комфортной предметно-развивающей среды.

4. Подбор  оборудования, наглядного материала, литературы,

5. Подбор музыкального репертуара. 

6. Ознакомление и привлечение родителей к реализации проекта.

7. Довести до участников важность данной темы.

8. Подборка материалов для консультаций «Вежливость воспитывается вежливостью»

 9. Изготовление папки-передвижки «Как воспитать ребенка вежливым»..

Второй этап.  Практический

Февраль

1 неделя

  1. Беседа «Добрые слова улучшают настроение».
  2. Д/и «Путешествие по сказкам».
  3. Беседа «Как отличить хороший поступок от плохого».
  4. Ситуативный разговор «Чем порадовать друга».
  5. Чтение М. Пляцковский «Урок дружбы»
  6. Рассматривание книги «Правила поведения дошкольников».
  7. Просмотр мультфильма «Крошка Енот».
  8. Прослушивание песни из мультфильма «Крошка Енот»

 2 неделя

  1. Словесная игра «Что доброго делают люди этой профессии». (больница, парикмахерская, магазин, дворник, шофер)
  2. Д/и «Скажи наоборот».
  3. Чтение сказки А. Пушкин « Сказка о рыбаке и рыбке»».
  4. Беседа «Как помочь птицам зимой?»
  5. Просмотр мультфильма «Кот Леопольд».
  6. Прослушивание песни из мультфильма «Кот Леопольд».
  7. Беседа «Что такое доброта».
  8. Игровая ситуация «Ищем добрые слова».

 3 неделя

  1. Беседа «Какими могут быть добрые дела?»
  2. Этюд «Скажи доброе слово другу».
  3. Конструирование из бумаги «Тюльпаны».
  4. Чтение Э. Шим « Брат и младшая сестра»
  5. Д/и «Оцени поступок».
  6. Д/и «Не сердись, улыбнись».
  7. Просмотр серий из мультфильма про Лунтика.
  8. Рисование «Мой папа самый лучший».

 4 неделя

  1. Беседа «К чему ведут ссоры».
  2. Консультация для родителей «Нравственное воспитание детей».
  3. Чтение В. Осеевой «Добрые слова».
  4. Рассматривание иллюстраций с изображением добрых и злых героев.
  5. Разучивание стихотворения «Добрым быть совсем не просто».
  6. Прослушивание песни группы «Барбарики». «Доброта».
  7. Игровая ситуация «Помогаем другу в беде».
  8. Рисование «Подарок папе» (поздравительная открытка к 23 февраля)

Март

1 неделя

  1. Беседа «Почему нужно уметь уступать».
  2. Словесная игра «Как помочь другому человеку».
  3. Аппликация «Цветы для мамы».
  4. Д/и «Хорошо - плохо».
  5. Чтение В. Катаев «Цветик-семицветик».
  6. Рисование «Цветик-семицветик».
  7. Просмотр серий из мультфильма про Лунтика.
  8. Слушание звуков природы.

 2 неделя

  1. Беседа «Добрый человек не оставит в беде».
  2. Труд в Уголке природы
  3. Д/и «Если кто то заболел».
  4. Чтение Е. Благининой «Подарок».
  5. Рисование «Какого цвета доброта».
  6. Просмотр мультфильма «Крошка Енот».
  7. Речевая ситуация «Помощь котенку» 

3 неделя

  1. Беседа «Добрые дела, я люблю трудиться».
  2. Составление рассказа «Я помогаю дома».
  3. Конструирование из бумаги «Цветок добра».
  4. Чтение сказки «Снежная королева».
  5. Просмотр познавательного мультфильма тётушки Совы «Уроки доброты».
  6. Чтение В. Маяковского «Что такое хорошо и, что такое плохо».
  7. Разучивание песенки из мультфильма «Крошка Енот».
  8. Игра малой подвижности «Ручеёк».

 4 неделя

1.Беседа-обсуждение «Как помочь товарищу в трудную минуту или если он поступает неправильно».

2. Труд «Уход за комнатными растениями».

3. Чтение сказки «Два жадных медвежонка!»

4. Д/и «Скажи наоборот».

5. Составление рассказа «Почему добро побеждает зло».

6. Чтение стихов о добре

 4.Продукт проектной деятельности (обучающая деятельность):
Чтение различной художественной литературы по теме «Доброта», обсуждение поступков героев, решение проблемных ситуаций: «Как поступить», заучивание стихотворений о доброте , рассказывание стихотворений родным и близким; заучивание пословиц о доброте.
Дидактические и словесные игры «Что такое хорошо, что такое плохо», «Как помочь другому человеку», «Комплименты», «Назови ласково».
Беседы: Что такое доброта?, Почему нужно уметь уступать? , К чему ведут ссоры?, Добрые дела, Я люблю трудиться! 
Этюды: «Улыбнемся друг другу», «Скажи доброе слово другу», «Добрый или злой» (задача: оценить героя из мультфильма, сказки, литературного произведения);
Оформление: «Цветок добра» с высказываниями детей о доброте.
Драматизация сказки «Репка» в младшей группе.

В гости в старшую группу - «Поговорим о добре» - чтение стихов, д/игра,

песня «Настоящий друг», подарок, сделанный своими руками (тюльпаны)
5. Продукт проектной деятельности (продуктивная деятельность):
Конструирование из бумаги «Цветок добра» .
Аппликация «Цветы для мамы»(к 8 Марта).
«Как мы няне помогали» (помощь в сервировке столов к обеду).

Работа в уголке природы
«Как друг другу помогаем».
Рисование «Мой папа самый лучший» (к 23 февраля)
Оформление «Цветок добра»

Педагогический проект «Добрым быть совсем не просто» позволил обобщить и углубить знания дошкольников о элементарных общепринятых нормах и правилах взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми.

Родители, в процессе реализации проекта, поучаствовали в совместной деятельности с детьми.( снежные постройки, изготовление поделок на выставки)

Нужно отметить, что удалось достичь ожидаемых результатов:

Для детей:

- Бережное отношение детей к живому миру природы;

- Способность детей договариваться, оказывать друг другу поддержку.

Для родителей:

- Получили возможность проявить свои творческие способности и фантазию;

- Приобщились к жизни детей в рамках дошкольного учреждения;

Для педагога:

- Подготовлена система работы по ознакомлению детей с произведениями о добре;

Заключительный этап

Подвели итоги, определили направления и содержание дальнейшей работы.

В ходе реализации данного проекта можно выделить следующие результаты:

1 Дети хорошо понимают что такое «зло»«добро»«дружба»«хороший поступок»«плохой поступок»«добрый человек»«злой человек».

2. Дети знают что такое «добрые и вежливые слова».

3. Дети знают поговорки о добре и понимают их смысл.

4. Дети научились понимать настроение других, выражать свое настроение при помощи красок (рисование)

5. Повысилась активность участия родителей в жизнедеятельности группы.

6. В группе созданы необходимые условия для формирования первоначальных представлений детей о нравственных чувствах и эмоциях.

Обеспечение проекта:
- Методическое:  методическая и детская художественная литература; дидактические пособия – картины, иллюстрации, репродукции;
- Материально – техническое: игры,  игрушки,  картины, иллюстративный материал, канцелярские принадлежности, принадлежности для художественного творчества, фото и видеооборудование - мультимедийная установка, компьютер, фонотека.
Используемые формы, методы, технологии.
• НОД с включением проблемных ситуаций на нравственные темы, НОД - этические беседы;
• Чтение этических сказок, рассказов о добрых поступках (в том числе из личного опыта);
• Игровой метод, где проигрываются проблемные ситуации социально – нравственной направленности (игровая ситуация «Подруги делят игрушки»);
• Практическая деятельность – добрые поступки для детей и взрослых;
• Беседы, чтение, рассказывание, пересказывание;
• Просмотр мультфильмов по теме проекта;

Список литературы: 

  1. Петрова В.И., Стульник Т.Д. «Нравственное воспитание в детском саду».: Мозаика-синтез, 2008
  2.  Семенака С.И. « Уроки добра» - М.,2004г.
  3. Фесюкова Л.Б. Беседы по картинкам (Чувства. Эмоции) демонстрационный материал, Издательствово ТЦ. «Сфера», 2006г.
  4.  Шорыгина Т.А. Вежливые сказки «Этикет для малышей», Книголюб, Москва,2004г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Добрым быть совсем не сложно"

Работа педагогов ДОУ, главной целью которой является формирование первоначальных представлений о нравственных чувствах и эмоциях представляется на сегодняшний момент очень актуальной.  ...

МО Рецензия на мастер - класс по изготовлению кормушек своими руками из экологически чистых материалов. (в рамках проекта "Добрым быть совсем не сложно")

МО тема мастер - класса является актуальной для детей. воспитателей, т.к. в процессе изготовления продолжается экологическое воспитание детей...

Описание проекта " Добрым быть совсем не сложно"

Проект о добрых делах и поступках....

Проект "Добрым быть совсем не сложно"

Проект- как добрые дела приносят пользу....

Проект "Добрый быть совсем не сложно!"

Паспорт проекта для средней группы...

Инсценировка сценки "Папой быть совсем не сложно..."

Трудно сказать, что для ребенка важнее — ласка и забота матери или влияние и воспитание отца. Лишь твердая и надежная отцовская рука поможет дочери быть увереннее, а сыну мужественнее.В октябре ...