Педагогический практикум «Методическое сопровождение педагогов при проведении ОД по декоративному рисованию»
материал по рисованию

Мартынова Екатерина Викторовна

                                   «Творчество является уделом всех, ...

оно является нормальным и постоянным спутником детского развития».

В.В.Давыдов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar-praktikum_.docx31.62 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический практикум «Методическое сопровождение педагогов при проведении ОД по декоративному рисованию»

Цель: расширять знания воспитателей о развитии творческих

способностей детей через знакомство с русским прикладным искусством.

План семинара- практикума:

Теоретическая часть

  •  Развитие творческих способностей детей через знакомство с русским прикладным искусством
  •  Создание условий в работе по ознакомлению детей с декоративно-

прикладным творчеством

  •  Методы и приемы работы при ознакомлении детей с декоративно-

прикладным творчеством

Практическая часть:

Путешествие в сказочную страну «Рисовандию»

                                   «Творчество является уделом всех, ...

оно является нормальным и постоянным спутником детского развития».

В.В.Давыдов

Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее  актуальных как в теоретическом, так и в практическом отношениях: ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах её становления. О роли и значении народного декоративного искусства в воспитании детей писали многие. Они отмечали, что искусство пробуждает первые яркие, образные представления о Родине, её культуре, способствует воспитанию чувства прекрасного, развивает творческие способности детей.

        Время наше сложное – это время социальных перемен. Политических бурь и потрясений. Они буквально ворвались в жизнь каждого из нас. Народные игры, забавы и игрушки заменяются на компьютерные игры, телевизионные экраны наводнила жестокость. По сути своей это чуждо природе детской, натуре растущего человека. Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, – задача особенно актуальная сегодня не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры.

Процесс познания и усвоения должен начинаться как можно раньше, как образно говорит наш народ: «С молоком матери» ребёнок должен впитывать культуру своего народа через колыбельные песни, честушки, потешки, игры-забавы, загадки, пословицы, поговорки, сказки, произведения декоративно-прикладного искусства. Только в этом случае народное искусство - этот незамутненный источник прекрасного оставит в душе ребёнка глубокий след, вызовет устойчивый интерес. Красота родной природы, особенности быта русского народа, его всесторонний талант, трудолюбие, оптимизм предстают перед детьми живо и непосредственно в произведениях народных мастеров. Культуру России невозможно себе представить без народного искусства, которое раскрывает исконные истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественные вкусы и является частью его истории. Главной задачей педагога является умение заинтересовать детей, зажечь их сердца, развивать в них творческую активность, не навязывая собственных мнений и вкусов. Педагог должен пробудить в ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что творить добро и красоту, приносит людям радость.

Работа по ознакомлению детей с декоративно-прикладным творчеством предусматривает:

  •  ознакомление дошкольников с историческим, культурным, национальным, природно-экологическим своеобразием русского народного декоративно-прикладного искусства;
  •  создание такой развивающей среды, которая способствовала бы реализации творческих замыслов, развитию творческих способностей личности ребенка на основе народного декоративно-прикладного искусства с опорой на краеведческий материал (музей народной игрушки, мини-музей русских головных уборов,

предметы декоративно-прикладного искусства и др.), позволила бы удовлетворить потребность в познании окружающего мира;

  •  привлечение в работу по обучению детей родителей;

В работе по ознакомлению детей с народным декоративно-прикладным искусством используются следующие формы организации занятий:

  •  теоретические занятия (беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы об историческом, культурном наследии, о людях, создающих красоту, о декоративно-прикладном искусстве).
  •  практические занятия (изготовление с детьми наглядных пособий, изготовление мелких поделок – салфетки, открытки, картинки-аппликации и т.п., используя различные материалы, проведение творческих выставок.).
  •  комплексные занятия.
  •  экскурсии (на природу с целью любования, привития чувства прекрасного и т.д
  •  игровые занятия (включение в учебный процесс самых различных видов игровой деятельности – дидактических, сюжетно-ролевых, подвижных и т.п.),праздники, участие в выставках, конкурсах, творческих проектах.
  •  коллективное творчество. Эти работы использовались в основном для украшения интерьера группы и детского сада.

Основное внимание уделяется работе с семьей, поскольку приобщение к национальному декоративно-прикладному искусству должно, прежде всего, закладывается в семье.

Эта работа предусматривает следующие формы работы с родителями:

  •  родительские собрания
  • консультации для родителей
  •  анкетирование и тестирование родителей с целью выявления заинтересованности родителей по приобщению детей к данной работе, выяснения необходимости проводимой работы.
  •  презентации выставок творческих работ детей
  •  совместные с родителями мероприятия

В работе по ознакомлению с русским прикладным искусством используются следующие методы и приемы работы:

1. Игровой метод – игра естественное состояние детей познающих окружающий мир.

Игра дает удовлетворенность от деятельности, удовольствие в момент творчества, радость общения.

2. Словесные методы: метод творческой беседы, тактика ведения диалога.

3. Наглядные методы: прямые (воспитатель показывает способы действия); косвенные (побуждает к самостоятельному действию)

4. Здоровьесберегающие технологии: использование различных физкультминуток, музыкальных пауз.

5. Метод моделирования ситуации, который является инновационным. Это создание вместе с детьми сюжетов – моделей, ситуаций - моделей, этюдов в которых дети осваивают различные способы творческой деятельности.

Для обучения декоративной деятельности и формирования детского творчества берутся только подлинные предметы народного искусства и их изображения (иллюстрации, фотографии, диапозитивы). Отбираются доступные для восприятия детей определённого возраста предметы и игрушки, которые имеются в дошкольном учреждении. Узоры на них

должны быть простыми: полосы, круги, кольца, точки, овалы. Они проходят через все возрастные группы, но расширяется их содержание, выделяются новые средства выразительности, характерные особенности, традиции каждого вида.

Начинаем формировать интерес к декоративно изобразительному искусству со второй младшей группы, где учим детей замечать яркость цветовых образов в народной игрушке (дымковской, семеновской - матрешке). Рассматривание организуем так, чтобы

ребенок смог выделить форму, цвет, элементы украшения. Затем рисуем несложные элементы народного узора: кольцо, круги разного размера, листочки (способом примакивания), в конце учебного года рисуем узор «клетка» Учим рисовать ритмичный узор, располагая внизу, по углам, в центре, что соответствует композиции народного

орнамента.

В средней группе вводится декоративное рисование на основе знакомства детей с народным декоративно – прикладным искусством (дымковская, хохломская).

Рассматривая с детьми предметы народного искусства, учим видеть и выделять элементы узора: точки, кольца, круги, прямые линии. Мы показываем, что у каждого вида народного искусства свои сочетания цветов и оттенков. Например, у дымковской игрушки используются красный, синий, зеленый, желтой и др., которые ярко выделяются на белом фоне, в узоре присутствует черный цвет – маленькие точки, черточки, украшающие крупные элементы. Объясняем, что красота зависит от повторения одних и тех же элементов одного цвета.

Учим составлять симметричные узоры на бумаге разной формы: полосе, квадрате, круге.

Чтобы занятия были эффективнее, составление узора связываем с украшением вещей (юбка дымковской барышни, хвост индюка и т.д.)

Успех обучения декоративному рисованию во многом зависит от того, насколько интересно организуется восприятие детьми изделий, использование игровых приемов, сюрпризных моментов.

На основе одного из видов народного искусства могут быть проведены 2-3 занятия по рисованию. Например: расписывание коврика (полоски) для дымковской куклы, используется один из элементов узора – круги, украшенные как на дымковской игрушке.

Затем, можно предложить украсить полоску 2-3 элементами - кругами и мазками или овалами, чередуя их, и ввести в них черточки, точки.

Учим детей чередовать полосы (линии) широкие и узкие, линии и круги, линии и овалы (мазки), выбирая цвет для каждого элемента согласно с колоритом росписи.

Для росписи детям можно давать силуэты животных, фартуки матрешек, вырезанные из бумаги. И предоставлять возможность творить.

В старшей группе детей продолжают учить составлять узор по мотивам народного искусства. Учим выделять особенности каждого вида росписи.

Продолжаем воспитывать умение составлять симметричные узоры на бумаге разной формы: полосе, квадрате, круге, многоугольнике, выделяя середину, углы, кайму, украшать объемные формы – лепные изделия, работы из картона.

Побуждаем детей использовать в узоре геометрические элементы: кольца, круги, точки, прямые и волнистые линии, завиток; растительный орнамент: цветы, листья, ягоды.

Обращаем внимание детей на особенности цветового и композиционного решения: например в городецкой росписи в середине изображается большой цветок, а слева и справа – одинаковые по цвету и величине, листья. Учим видеть красоту сочетания розового и темно красного, голубого и темно синего, роль белого в оживлении рисунка,

знакомим с приемами украшения листьев. Показываем общий принцип изображения: сначала у всех цветов рисуется круг, затем маленькие круги и дугу или несколько дуг, подбирая цвет. Обращаем внимание, что такое сочетание цветов является основой городецкой композиции.

При рассматривании хохломской росписи отмечаем, что чем легче завиток, тем характернее будет узор. Важно показать детям, как волнистая линия, завиток заполняют форму: полоску, квадрат, прямоугольник, круг; как завиток завивается вокруг бокала,

бочонка и пр. Учим их рисовать линии, завитки легко, концом кисти. Узоры отбираем наиболее простые, с учетом возможностей дошкольников.

Дети сами выбирают цвет бумаги (красный, желтый, черный) и цвет краски для элементов узора так, чтобы передавать его яркость, красивое сочетание с фоном. Они рисуют легкие завитки и яркие пятна больших ягод или грозди ягод, украшая веточку маленькой травкой, которая бежит по всему завитку (волнистая линия).

Так, как ведущим видом деятельности дошкольников является игра, то на каждом занятии имеет место игровая мотивация.

В подготовительной группе продолжаем формировать детское творчество. Дети составляют симметричные узоры по мотивам народного искусства на бумаге разной формы (квадрате, круге, многоугольнике и т. д.). Дополнительно вводятся новые композиции – ассиметричная, (хохломской, жостовской росписи), когда цветки или

завитки заполняют всю поверхность формы.

На занятиях наряду с учебными задачами, предусматриваются и творческие задания.

Детям предлагается самостоятельно выбирать мотивы композиции, не нарушая  особенности росписи.

Основным приемом обучения является рассматривание узора на предметах, выделение элементов, их цвета, положения. Используем прием обведение элементов рукой, определение их места в узоре. С этой же целью можно использовать фланелеграф,  на

котором располагаем готовые формы, показывая тот или иной вариант композиции. Также широко используются и игровые приемы, которые повышают эмоциональный настрой детей. Целесообразно проводить упражнения 2-3 минуты, в процессе которых дети учатся изображать сложные элементы на небольшом листе бумаги. В группе устраиваем

выставки предметов народного искусства и работ детей.

Перед тем, как перейти к практической части нашего семинара предлагаю вашему вниманию небольшую презентацию «Ознакомление дошкольников с народным декоративно- прикладным творчеством»

Практическая часть: Предлагаю всем отправится в волшебную страну «Рисовандию» Для этого нам нужно разделиться на 2 команды.

Вам   дается 1 мин. для придумывания названия команды, которое должно быть созвучно теме семинара-практикума.

Первая остановка «Воображалкино»

Каждому члену  команды выдается лист бумаги, на котором нарисован простой завиток. Его надо продолжить так, чтобы из него

получился предмет или животное.   (У одного получилась машина, у другого – крокодил, у третьего –человечек, у четвертого собака и т.д.)

- Вот видите, как много выражает одна только линия. И как по-разному видит мир каждый из вас.

Вторая остановка Загадки.

Третья  остановка «Умелец»

На лист бумаги приклеена половина открытки или картинки. Вам дается 5 мин., чтобы завершить шедевр.

Подведем итог:

Не каждый ребенок приходит в мир, чтобы стать художником, но верно и то, что определенным потенциалом художественного развития обладает каждый вступающий в мир ребенок, и этот потенциал надо раскрыть.

Главной задачей педагога является умение заинтересовать детей, зажечь из сердца, развивать в них творческую активность, не навязывая собственных мнений и вкусов. Педагог должен пробудить в ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что творить добро и красоту, приносит людям радость.

                                                ЗАГАДКИ.

  • Веселая белая глина,

Кружочки, полоски на ней.

Козлы и барашки смешные,

Табун разноцветных коней,

Кормилицы и водоноски,

И всадники, и ребятня,

Собачки, гусары и рыбки.

А ну назовите меня.

(Дымка)

  • Есть ещё для вас игрушка,

Не лошадка, не Петрушка-

Красавица девица,

У неё сестрицы.

Каждая сестрица-

Для маленькой темница.

(Матрешка)

  • Ах! Эти барышни

Всех на свете краше,

А весельчаки – гуляки

Кавалеры наши.

(Коргопольская игрушка)

  • Чашки, чайники и вазы

Отличите эти сразу.

Белый фон снегов белей,

Синий – небушка синей.

Кружевное это чудо

Привезли купцы откуда?

(Из Гжели)

  • Листочки, ягодки, цветочки,

Стебелечек, завиток,

Здесь хозяева три цвета:

Черный, красный, золотой.

Кто привез товар такой?

(Хохлома)

  • Коль на досточке девица

Иль удалый молодец,

Чудо – конь и чудо – птица-

Это значит…

(Городец)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект. Разработка этапов методического сопровождения педагогов в процессе взаимодействия с семьями воспитанников, способствующих повышению эффективности взаимодействия педагогов с семьями воспитанников.

Разработка  проекта этапов методического сопровождения педагогов, способствующего эффективному взаимодействию ДОУ с семьями воспитанников: 1. Создание пакета диагностик, направленного на выя...

Методическое сопровождение педагогов как способ организации методической деятельности

Решению задач по повышению уровня профессиональной компетенции, поддержке педагога в его профессиональной деятельности в современных условиях способствует комплексное методическое сопровождение педаго...

Программа методического сопровождения педагогов в условиях реализации ФГОС дошкольного образования «Школа педагогического мастерства»

Данная Программа способствует повышению не только профессионального мастерства, но и личностного  роста каждого педагога, раскрытию его творческих возможностей, включает в себя следующие инноваци...

Концепция сопровождения. «Методическое сопровождение педагогов в процессе воспитания основ гражданственности детей старшего дошкольного возраста»

В концепции разработан оригинальный механизм методического сопровождения педагогов в процессе внедрения технологии воспитания основ гражданственности детей старшего дошкольного возраста «Страна ...

Методическое сопровождение педагогов в диссеминации педагогического опыта

Методическое сопровождение педагогов в диссеминации педагогического опыта...

Методическая разработка - Применение функциональной модели организационно-педагогических условий методического сопровождения в процессе подготовки педагогов к прохождению аттестации в соответствии с изменяющимися требованиями и необходимостью применения и

Необходимость информатизации процесса образования, затрагивает и процесс аттестации педагогов, становится необходимым составление электронного портфолио, представление результатов своей деятельности в...

Педагогический проект "Методическое сопровождение профессионального развития педагогов ДОО в условиях реализации ФГОС и ФОП ДО"

Впервые в государстве провозглашается теория политического детоцентризма, когда принятие любых государственных решений связывается с детством, что нашло отражение в федеральных государственных образов...