Обобщение педагогического опыта: "Духовно-нравственное развитие детей средствами народных праздников"
статья

Климонтова Елена Владимировна

Данный материал содержит обобщение педагогического опыта по формированию духовно-нравственный качеств личности ребенка средствами народных праздников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshchenie_pedagogicheskogo_opyta.docx14.01 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщение педагогического опыта:

"Духовно-нравственное развитие детей средствами народных праздников"

Фольклорный праздник – это всегда яркое действие, наполненное эмоциональным общением детей и взрослых.

Народные праздники знакомят детей с народными традициями и историей русского народа, своеобразием быта, обычаев, костюма, взаимоотношений между взрослыми и детьми; воспитывают уважение к нравственным ценностям: честности, добросовестности, доброте и милосердии, великодушии, справедливости и др.

В нашем дошкольном образовательном учреждении систематически проводятся мероприятия по ознакомлению дошкольников с сезонными народными праздниками, что обогащает чувственный опыт дошкольников к культурному наследию народа.

Осенью отмечаем праздник «Осенины». Осенины - это древний праздник прощания с летом и встречи осени. Этот праздник воспитывает у детей бережное и заботливое отношение к природе, уважение, интерес к обычаям. На осеннинах дети знакомятся с народными играми и хороводами, заучивают пословицы и поговорки. У воспитанников формируются такие нравственные качества, как доброта, взаимопонимание, отзывчивость, бережливость, общительность, душевность.

В зимнее время проводим праздник «Рождество». На Рождество дети разучивают рождественские колядки, играют в русские народные игры, водят хороводы, калядуют. Этот праздник воспитывает у детей доброту, скромность, любовь к ближнему, вежливость. У воспитанников формируются такие нравственные ориентиры, как доброта, отзывчивость, искренность, коллективизм, общительность, душевность.

Весной проводится народный праздник «Сороки»., на котором дети заучивают заклички о встрече весны, птицах, пословицы, народные игры: «Ручеек»«Гори, гори, ясно»«Скакалки»«Заря-зарница»«Перетягивание каната».

Главное в празднике – это выпечка булочек из пресного теста в виде жаворонков. Совместно с родителями дети пекут булочки символ – весны. Жаворонок является символом поля и луга, ведь они живут только в этих местах. Этот праздник воспитывает у детей любовь к природе, бережное отношение к птицам. К этому празднику дети изготавливают кормушки. У воспитанников формируются такие нравственные качества, как доброта, любознательность, душевность, общительность, бережливость.

Православный праздник "Пасха" знакомит детей с обрядами и обычаями проведения православного праздника, к ходе чего развивается интерес к культуре предков, воспитываются патриотические чувства, любовь и уважение к ближнему. Дети играют в пасхальные игры "Катание яиц", "Кто найдет больше яиц". Водят Хороводы "Солнышко-ведрышко", "По кругу пойди-себе друга найди.". Дети совместно с родителями делают пасхальные поделки. Стало традицией приглашать на этот праздник настоятеля храма иконы Божьей матери отца Сергия.

Летом проводится праздник «Троица». Троица - это праздник берёзки - символа чистоты, света. Воспитанники знакомятся с традициями: уборки домов, приготовления угощений, «завивания» берёзы. Этот праздник воспитывает у детей бережное и заботливое отношение к природе – источнику красоты и мудрости. У воспитанников формируются такие нравственные ориентиры, как доброта, взаимопонимание, отзывчивость, бережливость, вежливость, трудолюбие.

Использование фольклорных праздников в воспитательной системе дошкольного образовательного учреждения позволяет воспитателям формировать у детей дошкольного возраста систему общечеловеческих ценностей, правила поведения в социуме и семье.

Воспитательная направленность народных праздников для ребенка дошкольного возраста состоит в том, что они духовно обогащают ребенка, расширяют его представление об истории и традициях русского народа, позволяют овладеть элементами праздничной культуры русского народа.

Таким образом, фольклорный праздник как элемент народной культуры позволяет решать одну из главных задач, стоящих перед дошкольными образовательными учреждениями - формирование нравственной культуры, которое невозможно осуществить, не усваивая культурно - исторический опыт народа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта "Духовно - нравственное воспитание дошкольников на примере фольклора"

Очень часто в наше время звучат приятные, тёплые слова: «русская душа», «феномен русской души». И пугающие, жёсткие: «деградация общества», «падение нравственных устоев», «потерянное поколение»....

Представление инновационного педагогического опыта «Духовно - нравственное воспитание старших дошкольников культурными традициями своего народа"

Всё начинается с детства. Задумываясь об истоках нравственных чувств, мы всегда обращаемся к впечатлениям детства. Воспитание чувств ребёнка с первых лет жизни является важной педагогической зад...

Консультация для воспитателей «Физическое воспитание и развитие детей средствами народной педагогики»

Консультация для воспитателей "Физическое воспитание и развитие детей средствами народной педагогики"...

Игровой тренинг с воспитателями «Физическое развитие детей средствами народной игровой культуры»

теоретический доклад и практический тренинг с народными играми с педагогами ДОУ на тему "Физическое развитие детей средствами народной игровой культуры"....

Справка об участии в работе городской мастерской педагогического опыта «Духовно-нравственное воспитание дошкольников в современном ДОУ в рамках ФГОС ДО» от 28.04.2021

Справка об участии в работе городской мастерской педагогического опыта «Духовно-нравственное воспитание дошкольников в современном ДОУ в рамках ФГОС ДО» от 28.04.2021...

Описание педагогического опыта «Духовно-нравственное воспитание дошкольников в рамках тематических недель ДОУ средствами физической культуры»

Описание педагогического опыта Тема: «Духовно-нравственное воспитание дошкольников в рамках тематических недель ДОУ средствами физической культуры»...