Творческий проект "Драгунский "Денискины рассказы"
проект (подготовительная группа)
познакомить детей с творчеством В. Драгунского
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tvorcheskiy_proekt.docx | 197.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Творческий проект
по теме: «В.Драгунский «Денискины рассказы»
в подготовительной к школе группе
№11
«Цветик-семицветик»
АННОТАЦИЯ
Мы живем в век компьютерных технологий, и чтение художественной литературы отходит на последний план. В кругу семьи все меньше внимания уделяется чтению книг. А ведь именно художественная литература воспитывает в детях самые лучшие качества характера.
Особое место в детской художественной литературе занимает юмористическая книга. Она учит замечать юмор в жизни, понимать юмор и шутить самому, переживать жизненные невзгоды, находя в них положительные моменты.
Детские рассказы В. Драгунского совмещают в себе два ценных качества – юмор и поучительность. В них автор говорит с ребёнком – читателем о сложных вещах простым языком, доступно и понятно.
Изо дня в день, читая детям, мы развиваем привычку слушать речь взрослого, что бесспорно поможет детям учиться в школе. А так же формируем устойчивый интерес к художественной литературе.
Проведя беседу с детьми нашей группы, мы пришли к выводу, что более 80% детей не знакомы с рассказами В. Драгунского. Поэтому мы решили подготовить и реализовать проект по творчеству этих писателей.
Цель: познакомить детей с творчеством В. Драгунского.
Задачи:
1. Учить детей внимательно и заинтересованно слушать художественное произведение; понимать мораль и идею произведения, оценивать поступки героев.
2.Побуждать детей высказывать своё мнение и давать моральную оценку конкретным поступкам литературных персонажей.
3.Развивать память, внимание, мышление, связную монологическую и диалогическую речь, умение последовательно высказывать свои мысли.
4.Формировать нравственные стороны характера: честность, правдивость, дружелюбие, справедливость, чуткость, уважение к другим людям.
5. Расширять кругозор детей, обогащать словарный запас.
Вид проекта: познавательно- информационный среднесрочный групповой.
Участники проекта:
- дети группы «Цветик-семицветик»
-воспитатели
-родители воспитанников
Продукт проекта
Викторина по произведениям В. Драгунского.
Прогнозируемый результат
1.У детей значительно повысился интерес к рассказу, как жанру детской литературы.
2. Дети познакомились с краткой биографией и творчеством детских писателей.
3.Дети научились отличать литературную сказку от народной и рассказ от сказки.
4.Дети стали более охотно высказываться о поступках персонажей и давать им моральную оценку.
5. Усовершенствовалось умение видеть проблему и находить пути её решения.
5.Расширился кругозор и словарный запас детей.
Вопросы для диагностики уровня знаний и представлений детей по теме проекта
1.Знаешь ли ты, кто такой детский писатель?
2. Что такое рассказ и чем он отличается от сказки?
3. О ком пишет рассказы детский писатель?
4. Какие ты знаешь рассказы В. Драгунского?
Мероприятия
Этап | Наименование мероприятия | Цель, задачи мероприятия | Ответственные, |
I этап | 1.Обсуждение темы проекта с детьми. 2. Выявление заинтересованности детей темой методом трёх вопросов. 3.Разработка конспектов и вопросов для проведения бесед, ситуативных разговоров. 4.Сбор необходимой информации, подбор дидактического и наглядного материала, видеоматериалов и литературы. | -выявить степень заинтересованности детей темой проекта, наличие знаний и представлений о детских писателях, -создать условия для реализации проекта, исходя из поставленных задач | воспитатели |
II этап | 1.Просмотр компьютерной презентации «Жизнь и творчество Виктора Драгунского» 2.Литературная гостиная. Чтение рассказов: «Друг детства», «Всё тайное становится явным», «Заколдованная буква», «Двадцать лет под кроватью». 3. Мультфильмы - радость детства! Просмотр мультипликационного фильма «Он живой, он светится!» 4. Сюжетно-ролевая игра «Школа» 5. Консультация для родителей «Книга в жизни ребёнка» 6.Подготовка к викторине по произведениям В. Драгунского. 7.Прослушивание аудиокниги «Денискины рассказы»
| -познакомить детей с краткой биографией и творчеством детского писателя; -развивать интерес к художественной литературе - воспитывать бережное отношение к книге. -познакомить детей с жанром «рассказ», его отличием от сказки - развить желание рассказывать о своем отношении к конкретному поступку литературного персонажа; -помочь детям понять скрытые мотивы героев произведения -познакомить детей с жанром «литературная сказка», её отличием от народной сказки; -создать в группе эмоционально-положительную обстановку - развить желание рассказывать о своем отношении к конкретному поступку литературного персонажа; -помочь детям понять скрытые мотивы героев произведения -продолжать учить детей пересказу близко к тексту; -развивать память; -развивать связную монологическую речь; -развивать интонационную выразительность речи; -воспитывать умение слушать и не перебивать говорящего. - развить желание рассказывать о своем отношении к конкретному поступку литературного персонажа; -помочь детям понять скрытые мотивы героев произведения -продолжать воспитать у детей интерес к отечественным мультфильмам; -продолжить развивать игровую деятельность детей; -совершенствовать умение самостоятельно выбирать тему для игры, - -просвещение родителей по вопросам воспитания, развития и обучения детей, -оказание помощи в выборе книг для чтения -подготовить задания и вопросы для проведения викторины -продолжать знакомить детей с рассказами В. Драгунского; - развить желание рассказывать о своем отношении к конкретному поступку литературного персонажа; -помочь детям понять скрытые мотивы героев произведения. | воспитатели |
III этап | 1. Викторина по произведениям В. Драгунского. | Цель: формировать общекультурную компетенцию через восприятие художественной литературы. Задачи: -воспитывать любовь к книге и интерес к литературе; -развивать индивидуальные творческие способности; -развивать речь, память, умение мыслить; -расширить представления о жанрах художественной литературы; -учить играть в команде, советоваться, принимать совместное решение; -продолжать учить высказывать своё мнение. | Воспитатели |
Рисование | «Герои Денискиных рассказов» | Воспитатели | |
Развитие речи | «Все тайное становится явным» | Воспитатели | |
Проблемы в ходе реализации проекта
1.Родители мало читают детям.
Результативность проекта
Работа в рамках проекта получилась интересной, увлекательной, познавательной. Позволила увеличить кругозор каждого ребенка по средствам приобщения к художественной литературе.
1. В ходе реализации проекта дети научились:
- задавать вопросы по смыслу прочитанного текста;
- обсуждать поступки героев и давать им моральную оценку;
-понимать юмор в литературном произведении;
-доброжелательно относиться друг к другу.
2.Дети теснее приобщились к миру детской художественной литературы.
3.Укрепились партнёрские отношения между участниками образовательного процесса.
Приложение 1
Конспект занятия по рисованию в подготовительной группе на тему: «Мой Дениска» (по мотивам цикла произведений Виктора Драгунского «Денискины рассказы»)
Цель: Совершенствовать умение передавать в рисунке образ конкретного персонажа.
Задачи:
Образовательные: Продолжать знакомить воспитанников с героем книги, учить передавать характерные особенности персонажа, его настроение, совершенствовать умения рисовать цветными карандашами, производить аккуратную штриховку в одном направлении.
Развивающие: Развивать умение рисовать фигуру человека по схеме,
совершенствовать умение создавать набросок карандашом перед раскрашиванием,
Воспитательные: Воспитывать любовь к произведениям.
Оборудование: альбомные листы А4, простые карандаши, ластики, наборы цветных карандашей. Предварительная работа: рассказ воспитателя и демонстрация «Денискиных рассказов» разных лет и разных издательств, беседа с детьми о людях, которые создают образы для литературных произведений (художники-иллюстраторы), рассматривание обложек и картинок с изображением главных героев, созданных разными художниками-иллюстраторами.
Воспитатель: Ребята, мой сын Саша вчера вечером рассказал мне интересную историю про одного мальчика и показал целую книгу с рассказами про него. А я ему говорю: «Саша, так мои ребята в группе хорошо знакомы с этим мальчиком, и частенько просят почитать про него». Угадайте, про кого идет речь? Он любит громко петь военные песни, очень любит кататься на велосипеде, хотел бы держать дома собаку и слона, один раз он переодевался в Кота в сапогах, а его дядюшка – самый настоящий капитан дальнего плавания. (Ответы ребят)
Конечно же, это Денис Кораблев. А напомните, кто написал рассказы про него? (Ответы детей).
Правильно, Виктор Юзефович Драгунский. Так вот я попросила у Саши книгу с «Денискиными рассказами», чтобы вам показать. Это издание мы с вами еще не рассматривали. Книга красивая, очень красочно оформленная. Скажите, если вы уведите такую книгу на полке магазина, привлечет ли она ваше внимание и чем? (Ответы детей)
Ребята, а кто постарался так оформить книгу? (Ответы детей
Воспитатель: Правильно художник. Он рисует иллюстрации к книгам. Ребята, а каких художников, которые рисовали иллюстрации к книгам, вы знаете? (Ответы детей)
Мы с вами уже знакомы с образом Дениса в исполнении … Как вы думаете, легко ли рисовать иллюстрации к книгам? (Ответы детей)
Воспитатель: Вы правы, это нелегкий труд, ведь иллюстрации в книге должны понравиться многим читателям, от того каким мы увидим героя или сказочный мир может зависеть наше впечатление и настроение с каким мы будем читать книгу.
Воспитатель: Давайте повнимательней рассмотрим Сашину книгу. В ней 22 рассказа про Дениску.
Скажите ребята, что общего может быть у этих рассказов, кто встречается в каждом из них? (Ответы детей)
Воспитатель: Правильно мальчик Дениска. И сегодня нам предстоит создать свой образ Дениски.
Скажите ребята, в какой последовательности мы будем выполнять рисунок? (Ответы детей).
Правильно: нарисуем голову, шею и туловище, ноги в брюках и обуви, руки, лицо, прорисовываем декоративные элементы одежды и окружающую обстановку.
Но перед работой давайте отдохнем.
Физ. Минутка:
Ножками потопаем,
Ручками похлопаем,
Вправо, влево повернемся,
И друг другу улыбнемся! Выполняем с детьми пошаговую работу. Воспитатель. Ребята, сегодня на занятии мы с вами нарисовали Дениску. Все вы справились с заданием, работы получились яркие, красочные, необычные, разные. По работам видно, что вы старались. Что бы вы хотели дополнить в своих рисунках, а что исправить? (Ответы детей.)
Воспитатель. После занятия мы с вами организуем выставку работ, где вы, рассмотрите работы других ребят, сравните их между собой. А книгу, которую передал для вас Саша, мы прочитаем, чтобы еще раз вспомнить полюбившиеся нам рассказы и рассмотрим иллюстрации к ним.
Приложение 2
Конспект занятия с детьми подготовительной группы по рассказу Виктора Драгунского «Все тайное становится явным»
Ребята, посмотрите, у меня в руках уже знакомая вам книга. Кто из вас помнит автора? Правильно, эту книгу написал Виктор Драгунский. Скажите, а что пишет этот автор? (сказки, рассказы или стихи) Да, молодцы, Виктор Драгунский пишет интересные рассказы для детей и взрослых.
Перед тем как я вам прочитаю еще незнакомый для вас рассказ, я хочу немного вам рассказать об этом замечательном писателе. Виктор Драгунский родился в Нью-Иорке, а когда ему было 12 лет, семья переехала в Москву. Он рано начал работать. В 16 лет он уже работал токарем, даже был лодочником, катал на лодке людей по Москве-реке. Но больше всего на свете Виктор любил театр и цирк. Ему больше всего хотелось быть клоуном. Он написал серию произведений «Денискины рассказы». Виктору Драгунскому было почти пятьдесят лет, когда стали выходить его книжки для детей. Главным героем всех историй является мальчуган по имени Дениска. Сына Драгунского тоже зовут Дениской.
А теперь давайте я вам прочитаю, а вы послушайте рассказ Виктора Драгунского, который называется «Тайное всегда становится явным»! Ребята вам понравился рассказ? А кто помнит как он называется? А как вы думаете, о чем этот рассказ с таким интересным названием?
Давайте разберём некоторые слова, которые встретились в этом рассказе.
Первое слово, которое думаю вам не знакомо это — Кремль.
Кремль — это крепость в центре Москвы, резиденция президента Российской Федерации. А что такое крепость знаете? Это оборонительное сооружение, участок земли, обнесенный стеной с башнями, а внутри могут быть разные поселения.
Вот именно там очень хотел побывать Дениска.
- Как вы думаете, какого человека называют интеллигентным.
Это образованный, культурный человек, который много знает, потому что много читает книжек, он честный, вежливый, доброжелательный.
- Следующее слово клевета – что оно обозначает?
-Порочащая информация или распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию.
Другими словами клевета это - Ложь, враньё, выдумка, наговор.
-И последнее слово язвительный – что это значит? (Злобно-насмешливый, стремящийся досадить, неприятно задевающий других людей)
-Подберём синонимы: злой, обидный, резкий, ядовитый, колкий.
Физминутка
Быстро встаньте, улыбнитесь,
Выше, выше потянитесь,
Ну-ка, плечи распрямите,
Поднимите, опустите,
Влево, вправо повернулись,
Рук коленями коснулись,
Сели, встали, сели, встали
И на месте побежали.
Ребята, скажите мне, все ли из вас любят завтракать? А как вы думаете Дениска любил завтракать? Смотрите, что написал автор … «сначала я….
«Белок раскромсал», как понимаете это выражение?
Получается, что Дениска не любил завтракать!
Что говорит нам предложение,в котором автор пишет: «А я остался с кашей наедине».
- С кем обычно можно остаться наедине? (с человеком).
-Почему же Дениска так говорит о каше? (Она – враг, никто не может ему помочь, ее нужно одолеть, победить, уничтожить. Вот он и пытается.)
Как же получилось, что он выбросил кашу в окно?
-Задумал ли он это с самого начала?
- Что испытывал Дениска, когда выплеснул кашу на улицу? Как говорит об этом автор? (И я, наверное, потерял сознание).
От чего у Дениски возникло такое состояние? (от жуткого вкуса каши).
-хрен– это такое растение и оно очень острое, его нужно очень мало добавлять, а Дениска сколько добавил?
-«Глаза на лоб полезли, и остановилось дыхание».
- Почему Дениска так поступил с кашей? О чём он думал в этот момент? (как быстрее от неё избавится).
-Он хорошо подумал прежде, чем это сделать? Почему? (ему плохо, когда такое состояние, мы не контролируем свои поступки).
-Это важно? Почему это важно? (если бы подумал, не поступил бы так).
Что испытала мама, увидев, пустую тарелку?
Почему Дениска не рассказал маме правду? Он – лжец? (он не успел опомниться, всё произошло очень быстро).
О чём подумал Дениска, увидев пострадавшего?
Прочитайте рассказ пострадавшего. Почему вам смешно? Почему он заикается?
Ребята, а как вы думаете мама рассердилась? Какие слова это доказывают? …глаза у нее стали зеленые, как крыжовник, а уж это верная примета, что мама ужасно рассердилась)
Почему мама не ругала сына?
Что Дениска сказал маме? Прочитайте.
Почему она так долго на него смотрела?
Какие чувства она испытывала?
Понял ли он мамины слова? Почему вы так считаете?
Так почему рассказ называется именно так?
Заключение: Поэт Яков Аким, близкий друг Драгунского,однажды сказал:
«Юному человеку нужны все витамины, в том числе все нравственные витамины. Витамины доброты, благородства, честности, порядочности, мужества. Все эти витамины дарил нашим ребятам щедро и талантливо В. Драгунский».
- Читайте рассказы Драгунского и получайте нравственные витамины.
Приложение 3
Консультация для родителей.
Любимая книга о школе: Денискины рассказы
"Денискины рассказы"- любимая книга советских школьников. С момента их написания прошло более полувека, сменилась целая эпоха, а трогательные и забавные истории Виктора Драгунского по-прежнему в центре читательского внимания. Над ними до слёз смеются современные ученики и их родители.
Простой сюжет
В центре рассказов — симпатичный школьник Дениска Кораблёв, любознательный и неугомонный выдумщик, который не сидит на месте, а постоянно ищет приключения на свою голову. Ещё бы! Он вместе со своим закадычным другом Мишкой познаёт мир, и в силу своей неопытности и открытости попадает в смешные и неловкие ситуации: то покрасит краской соседское бельё, то запустит змея в космос вместо того, чтобы делать уроки, то согласится выступать на концерте в качестве сатирика, даже не зная даже, что надо делать.
Правда, в финале неугомонные герои Драгунского всеми правдами и неправдами выпутываются из ситуаций, таким образом они учатся на своих ошибках и набираются жизненного опыта.
Почему рассказы Драгунского "цепляют" современных школьников?
- Истории короткие. Нет долгих описаний, которые не любят дети и в книжках просто пропускают.
- В каждом рассказе сюжет развивается динамично. Автор "сразу берёт быка за рога". С первых строчек ясно, о чём пойдёт речь.
- В основе - реальные жизненные ситуации, которые часто возникают в каждой семье.
- Рассказ ведётся от лица школьника, а дети доверяют словам своего ровесника, мол, так всё и было.
- Мастерски переданы особенности детской речи. Читая, верится, что именно так разговаривают младшие школьники.
- Герои попадают в комические ситуации, которые веселят маленьких читателей. Особенно школьникам нравится анекдоты, о своей "нелёгкой" учебной доле.
Смешные фразы книги, которые стали цитатами
- "Утром я ничего не мог есть. Только выпил две чашки чаю с хлебом и маслом, с картошкой и сосиской".
- "И я сел на подоконник и принялся ничего не делать."
- "Два часа поиграли! Каких-нибудь пять минут поиграли, а уже два часа!"
- "Федька к нам приехал по делу - чай попить"
- "Меня даже досада взяла. Вот в кои-то веки захотел быть рыцарем, так денег нет!"
- "И я теперь дал клятву, что буду учить уроки всегда. До глубокой старости".
Чему учат школьников Дениска и компания
- "Лень тебе или не лень", а уроки надо делать, иначе запросто можно схлопотать двойку и "сесть в лужу" пере всем классом. Например, назвать главную реку Америки Миси-писи, а знаменитый стих Некрасова озаглавить как "Мужичонка с ноготком."
- Врать не только плохо, но невыгодно: тайное всегда становится явным. Эта мысль "красной нитью" проходит в одноимённом рассказе. Например, не хочется есть полезную еду - лучше сразу договориться с родителями о замене, а не выбрасывать манную кашу из окна.
- Первым делом - учёба, ну а игры - в свободное время. Иначе можно так заиграться, что прогулять школу. Как Мишка с Дениской в рассказе "Пожар во флигеле, или подвиг во льдах". Кстати, если набедокурил, лучше не врать, а честно во всём признаться.
- Дружба - совместное веселье, а также взаимопомощь и поддержка. Для друга не жаль даже честно заработанного приза, как поступил Дениска в истории "Кот в сапогах." И ещё. Товарищей не предают. Никогда. Об этом рассказ "Друг детства."
- Нельзя разговаривать с незнакомцами на улице, как сделал Ванька Дыхов в истории "На Садовой большое движение". Как результат - мальчишка сам отдал жулику предмет своей гордости - отремонтированный велосипед.
Лирические моменты
Рассказы Драгунского не только ненавязчиво учат жизни детскую половину человечества, но затрагивают тайные уголки взрослеющей души. Иногда в неё не хочется пускать никого, даже родителей. Зато можно почитать про Дениску и узнать, как в новых, неизвестных ранее ситуациях, поступают твои смышлёные ровесники.
- "Девочка на шаре"- история о том, что все мальчишки когда-то влюбляются, и это первое чувство иногда приносит не только радость, но и разочарование. "Танечки Воронцовы" могут исчезнуть с горизонта, но жизнь-то продолжается.
- "Он живой и светится"- бывают моменты, когда духовные ценности оказываются важнее материальных. Ты готов поменять крутой самосвал на светящегося живого светлячка, глядя на которого почему-то "стучит сердце и колет в носу".
- "Старый мореход" - оказывается, словам не всех взрослых можно верить. Если тебя надули: забыли отвезти на речку и не передали обещанный подарок, ты перестаёшь доверять таким обманщикам. Как Дениска "ужасной" Марье Петровне.
Почему мы завидуем Денискиным родителям
С родительской точки зрения главный герой Драгунского - "золотой" ребёнок. Да, он озорничает с приятелями, но безобидно, опаздывает в школу, но случайно и очень в этом раскаивается. А ещё Дениска отзывчивый, добрый паренёк, старается учиться, поёт в хоре, играет в спектаклях и мечтает заниматься спелеологией. Он уважает взрослых, не дерзит им и прислушивается к советам.
Если откровенно, то мы, современные родители, даже белой завистью завидуем Денискиной семье, тому взаимопониманию, которые установилось между главными героями.
Конечно,надо сделать поправку: школьники советских времён жили без айпадов и мобильников, им не забивали голову потоками ненужной информации, они не общались в соцсетях и на день рождение мечтали не о крутом айфоне, а о велосипеде с переключателем скоростей. Да, Денискины ровесники жили другими интересами.
Нам, современным взрослым, намного сложнее заниматься воспитанием, вкладывать в маленькие любимые головы полезные истины. Но что толку сетовать на время! Жизнь, она меняется, "сеять" доброе, вечное можно всегда, если вооружиться терпением и быть "на одной волне" с собственными детьми. Для этого существует множество способов, один из них - чтение всей семьёй неравнодушной и трогающей душу литературы.
Книга для всех поколений
Получается, что сегодня "Денискины рассказы" необходимы всем: школьникам как увлекательный учебник жизни, а родителям, как ценное пособие по педагогике, которое лучше любых тренингов и лекций объясняет особенности детского поведения и помогает понять, что происходит в душе наших любимых взрослеющих людей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию речи Тема: «Творческое составление рассказа» (старшая группа)
Занятие по ФГТ по развитию речи с элементами детской театральной деятельности. «Творческое составление рассказа» Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, продуктивна...
Конспект НОД образовательная область коммуникация (связная речь) для детей подготовительной группы с ОНР. Тема: Составление творческого рассказа с опорой на «Теремок сказок» (авторская игровая методика развития творческого мышления Козыревой Н. А.)
Обучение творческому рассказыванию играет важную роль в развитии словесно-логического мышления, предоставляя большие возможности для самостоятельного выражения ребенком своих мыслей, осознанного отраж...
Творческий пересказ рассказа « Мой город»
Данный материал предназначен для проведения совместной деятельности с детьми...
творческое составление рассказа по картине
доклад - этапы создания творческого рассказа по сюжетной картине с использованием ТРИЗ - технологии...
Своеобразие творческих рассказов,условия проведения творческого рассказывания
Возможность развития творческой речевой деятельности возникает в старшем дошкольном возрасте,когда у детей появляется достаточно большой запас знаний об окружающем мире,который может стать содержанием...
НОД по развитию речи по теме «Творческий пересказ рассказа К.Д.Ушинского «Проказы старухи зимы»».
Обучение связному последовательному пересказыванию текста с наглядной опорой на сюжетные картинки-фрагменты зимних забав, отображающих последовательность рассказа....
Игровая деятельность на тему: «Творческое составление рассказа по серии сюжетных картинок».
- Образовательная область: Речевое развитие.- Цель: Формирование навыка составление небольшого рассказа творческого характера по серии сюжетных картинок предложенных воспитателем.-Задачи :-Продолжать ...
- Мне нравится (1)