Консультация для педагогов «Проектный метод в дошкольном образовательном учреждении»
проект

Яралян Ева Врежовна

        Проектный метод - система обучения, при которой дети приобретают представления в процессе планирования и выполнения постоянно усложняющихся практических заданий - проектов. Метод проектов всегда предполагает решение воспитанниками какой-то проблемы.

         Метод проектов широко используется в сфере дошкольного образования, он позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности. А так же делает образовательную систему детского сада открытой для активного участия родителей.

         В современной жизни к ребенку поступает много разнообразной информации отовсюду! Задача педагогов — помочь ребенку научиться находить и извлекать необходимую информацию, усваивать ее в виде новых представлений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektnaya_deyatelnost_v_dou.docx32.99 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

«Проектный метод в дошкольном образовательном учреждении»

Проект – в переводе с греческого – это путь исследования, т.е. специально организованный взрослым и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ.

           Метод проектов - система обучения, при которой дети приобретают представления в процессе планирования и выполнения постоянно усложняющихся практических заданий - проектов. Метод проектов всегда предполагает решение воспитанниками какой-то проблемы.

           Метод проектов широко используется в сфере дошкольного образования, он позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности. А так же делает образовательную систему детского сада открытой для активного участия родителей.

           В современной жизни к ребенку поступает много разнообразной информации отовсюду! Задача педагогов — помочь ребенку научиться находить и извлекать необходимую информацию, усваивать ее в виде новых представлений.

Цель данной технологии — развитие свободной творческой личности ребенка.

Что же такое проект для самого ребенка?

1. раскрытие творческого потенциала;

2. умение работать в группе;

3. умение направлять деятельность на решение интересной проблемы, сформулированной самими детьми;

4. умение презентовать свою работу.

           Проектная деятельность дает возможность воспитывать «деятеля», а не «исполнителя», развивать волевые качества личности, навыки партнерского взаимодействия. При этом проектом является любая деятельность, выполненная от всего сердца, с высокой степенью самостоятельности группой детей, объединенных в данный момент общим интересом. Использование этой технологии, не только подготавливает ребенка к жизни в будущем, но и помогает организовать жизнь в настоящем.

Проектная технология предполагает:

• наличие проблемы, требующей интегрированных знаний и исследовательского поиска ее решения;

• практическую, теоретическую, познавательную значимость предполагаемых результатов;

• самостоятельную деятельность воспитанника;

• структурирование содержательной части проекта с указанием поэтапных результатов;

• использование исследовательских методов, т.е. определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования, выдвижение гипотезы их решения, обсуждение методов исследования, оформление конечных результатов, анализ полученных данных, подведение итогов, корректировка, выводы.

Преимущества проектного метода:

• является одним из методов развивающего обучения, т.к. в его основе лежит развитие познавательных навыков детей, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве;

• повышает качество образовательного процесса;

• служит развитию критического и творческого мышления.

• способствует повышению компетентности педагогов.

           Таким образом, освоение педагогами технологии проектирования позволяет повысить уровень их профессионального мастерства и создать в дошкольном образовательном учреждении условия для эффективного образовательного процесса.

Вариативность использования проектного метода.

Переход на проектный метод деятельности, как правило, осуществляется по следующим этапам:

- занятия с включением проблемных ситуаций детского экспериментирования и т.д.;

- комплексные блочно-тематические занятия;

- интеграция:

частичная интеграция (интеграция художественной литературы и изодеятельности);

полная интеграция (экологическое воспитание с художественной литературой, ИЗО, музыкальным воспитанием, физическим развитием);

- форма организации образовательного пространства;

- метод развития творческого познавательного мышления.

Виды проектной деятельности.

   При организации проекта важно учитывать доминирующий вид деятельности детей, так как они нуждаются в постоянном внимании со стороны взрослых на каждом этапе реализации. Особенностью использования метода проектов в дошкольной практике является то, что взрослым необходимо «наводить» ребёнка, помогать обнаруживать проблему или даже провоцировать её возникновение, вызвать к ней интерес и «втягивать» детей в совместный проект. Но при этом важно не переусердствовать с опекой, дать возможность детям самим изучать, отрабатывать нужные материалы.

Н. Е. Веракса выделяет три основных вида проектной деятельности: исследовательская, творческая и нормативная – каждый из которых обладает своими особенностями, структурой и характерными этапами реализации.

Исследовательская проектная деятельность.  Ее своеобразие определяется через цель: исследование предполагает получение ответа на вопрос о том, почему существует то или иное явление, и как оно объясняется с точки зрения современного знания. При этом необходимо сохранить все вышеуказанные характеристики проектной деятельности:

  • настоящая исследовательская задача никогда не может быть решена прямым действием и предполагает анализ пространства возможного;
  • ребенок должен осознать и сформулировать для себя и других причину, по которой он включается в исследование;
  • необходимо сразу ориентировать ребенка на определение аудитории, которой будет предъявляться проект.

Исследовательские проекты чаще всего носят индивидуальный характер и способствуют вовлечению ближайшего окружения ребенка (родителей, друзей, братьев и сестер) в сферу его интересов. Причем общение становится содержательным, и ребенок открывается по-новому.

Первый этап: создание ситуации, в ходе которой ребёнок самостоятельно приходит к формулировке исследовательской задачи.

Второй этап: оформление проекта. Родители помогают дошкольнику, но организатором является ребенок, поэтому взрослые выполняют вспомогательную функцию, следуя его замыслу и наблюдая за тем, чтобы он полноценно реализовывал свои каждый этап.

В процессе работы над исследовательскими проектами обогащаются знания детей. Дошкольники начинают добывать их самостоятельно. Привлекая все доступные средства.

Творческая проектная деятельность состоит в том, что в ее ходе создается новый, творческий продукт. В то же время этой деятельности также свойственны все основные характеристики проектной деятельности – она не может быть выполнена прямым действием, предполагает анализ пространства возможного, связана с работой ребенка над собственными смыслами (мотивами участия в проектной деятельности), в ней определяется адресат, которому будет предъявлен продукт. Если исследовательская проектная деятельность, как правило, носит индивидуальный характер, то творческий проект чаще осуществляется коллективно (группой детского сада) или совместно с родителями. При этом, в случае, когда выполняется коллективный проект, возникает особая ситуация: каждый ребенок предлагает свою идею проекта, для исполнения выбирается одна.

Одним из существенных отличий творческого проекта от проекта исследовательского является его долгосрочность. Обычно только обсуждение и выбор главной идеи может занять 2–3 недели. Кроме того, замысел ребенка не предполагает готовых способов выполнения проекта. Поэтому его реализация оказывается более сложной (не только для ребенка, но и для взрослого). Творческие проекты создается новый творческий продукт.

Этапы творческого проекта:

- На первом этапе проводится подготовительная работа.

- Второй этап определяются мотивы участия детей в предстоящей деятельности.

- Третий этап дети высказывают свои идей реализации проекта

- Четвертый этап дети зарисовывают свои идеи.

- Пятый этап дети демонстрируют свои работы сверстникам и рассказывают о своих рисунках, отвечают на вопрос воспитателя и ровесников.

         - Шестой этап информирование родителей.

         - Седьмой этап педагог совместно с детьми организует работу по реализации проекта.

             - Восьмой этап педагог продумывает, как представить полученный продукт.

- Девятый этап презентация продукта творческого проекта.

Творческая проектная деятельность важна тем, что отражает интересы ребенка.

Нормативная проектная деятельность. Проект по созданию норм является чрезвычайно важным направлением в педагогической деятельности, поскольку он развивает позитивную социализацию детей. Нормативная проектная деятельность.

Такие проекты являются очень важным направлением в педагогической деятельности, поскольку они развивают позитивную социализацию детей.

Нормативные ситуации, сопровождающие жизнь ребёнка, можно разделить на три группы:

  • Запрещающие;
  • Позитивно нормирующие;
  • Поддерживающие инициативу дошкольника, приводящие к созданию новой нормы – нормотворческие.
  • Первый этап воспитатель выявляет такие ситуации, которые, достаточно часто повторяются, характеризуются нежелательными формами поведения детей.
  • Второй этап педагог инициирует обсуждение вариантов поведения в той или иной ситуации и тех нежелательных последствий, которые могут возникнуть
  • Третий этап педагог просит детей изобразить нежелательные последствия неприемлемого поведения.
  • На четвертом этапе педагог просит детей по очереди рассказать о своих рисунках и последствиях, к которым может привести обсуждаемая ситуация.
  • На пятом этапе педагог предлагает детям подумать над тем, как нужно себя вести, чтобы избежать нежелательных последствии.
  • Шестой этап педагог просит детей зарисовать это правило так, чтобы оно было понятно всем.
  • Седьмой этап дети объясняют, что они нарисовали.
  • Восьмой этап связан с выполнением «знака» правила всеми детьми и включением его в книгу правил.

Использование проектного метода в дошкольном образовательном учреждении способствует:

1. Способствует формированию самостоятельности, глубоко мотивированной, целесообразной познавательной деятельности у детей дошкольного возраста.

2. У детей появляется желание находить знания на свои вопросы самостоятельно.

3. Формируются предпосылки проектно-поисковой деятельности.

4. Способствует повышению самооценки ребенка.

В образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги, вовлекаются родители. Родители становятся непосредственными участниками образовательного процесса. Они обогащают свой педагогический опыт, испытывая чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребёнка. Педагогам очень важно не руководить, а помогать родителям, увидеть их сильные стороны, быть готовым у них учиться. Не быть «всезнайкой», а искать решение проблем вместе с родителями. Стиль общения должен быть сотрудническим - это залог успеха.

Структура проекта

Деятельность педагога и детей в проекте представлена в таблице. По ходу решения поставленных задач компетентный взрослый помогает найти ребёнку необходимые для этого средства и способы, а зачастую знакомит детей с новым, ещё не изведанным ему. Опираясь на помощь взрослых, дети ищут решение проблемы через вопросы к родителям, чтение познавательной и художественной детской литературы, наблюдение, исследовательскую деятельность и др.

1 этап – Выбор темы проекта. Формируется проблема, цель, задача, вводится игровая ситуация. Удовлетворение интересов и потребностей ребёнка, запросов родителей, воспитатель - инициатор. Роль ребенка на этом этапе: вхождение в проблему, вживание в игровую ситуацию, принятие задачи.

2 этап - Планирование. Воспитатель помогает в решении задачи, используя различные методы:

  • «Модель трёх вопросов» (Что знаем? Что хотим узнать? Как узнать?);
  • Образ «Семь мы»;
  • Составление «Паутинки» (виды деятельности, направленные на реализацию проекта). Планирование проектов (конечный продукт).

Дети объединяются в рабочие группы. Распределение амплуа.

3 этап - Реализация проекта. Воспитатель организовывает деятельность детей в центрах (образовательных областях), обеспечивает оборудованием и материалами в соответствии с темой проекта, направляет и контролирует его осуществление. Дети формируют специфические знания, умения, навыки.

4 этап - Завершение проекта. Педагог проводит подготовку продукта деятельности к презентации. Представление. Дети представляют (зрителям или экспертам) продукт деятельности.

Из вышеизложенного следует, что проект можно представить как «Пять П» .

1. Проблема

2. Проектирование проекта

3. Поиск информации

4. Продукт

5. Презентация

Методы и способы разработки проектов

«Модель трёх вопросов»

Воспитатель прислушивается к детям, накапливает достаточно много информации об их интересах и насущных проблемах, затронувших их душу и мысли. После обсуждения своих наблюдений за детьми взрослые формулируют одну из версий темы проекта.

Весьма любопытно наблюдать как из отдельных, иногда очень неожиданных высказываний и предложений детей складывается картина их миропонимания. Нередко взрослые открывают заново таких, казалось бы знакомых им детей.

Что знаю?

Что хочу узнать?

Как узнать?

Содержание, то что дети уже знают.

План, тема проекта.

Источник новых знаний, т.е. проекта.

В заполнении модели принимают участие дети и их родители. Так как «Модель трех вопросов» вывешивается в раздевалке группы, то родители принимают самое непосредственное участие в работе по теме с самого начала: с одной стороны они видят, что появилась новая интересная тема; видят, как проявляю в этой теме себя дети и их собственный ребенок; с другой стороны, они могут сразу же внести свои предложения, коррективы, понять, в чем нужна их помощь.

Образ «Семь мы» (по Заир-Бек)

Мы озабочены... (формулируется факт, противоречие, то, что привлекает внимание).

Мы понимаем... (представляется осознанная проблема для решения и ориентиры-ценности).

Мы ожидаем... (дается описание предполагаемых целей - результатов).

Мы предполагаем... (представляются идеи, гипотезы).

Мы намереваемся... (контекст действий, планируемых поэтапно).

Мы готовы... (дается описание имеющихся ресурсов различного характера).

Мы обращаемся за поддержкой... (представляется обоснование необходимой внешней поддержки реализации проекта).

Начиная работу по методу проектов очень важно не только определить тему проекта, учитывая интерес детей. Но и выстроить системную паутинку с учетом требований учебной программы дошкольного образования. Чётко должны прослеживаться не только направления деятельности, но и интеграция областей.

Системная паутинка по проекту

           Из общего обсуждения темы, из «модели трех вопросов» рождается основа плана - как содержательная, так и по видам деятельности с учетом программных требований.

           Дальнейшее развитие содержания и формы его реализации получатся в ходе составления плана «Паутинка». Название плана произошло от его образного подобия паутине – от центра темы расходятся лучики содержания, форм, конкретных действий, которые заполняются и реализуются постепенно. При разработке «паутинки» четко должны прослеживаться не только направления деятельности, но и интеграция областей. А также те формы работы, в которых могут принять участие родители.

           Дидактический смысл проектной деятельности заключается в том, что он помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, работать в коллективе. Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе. Но самые главные участники проектной деятельности – это наши воспитанники, на развитие которых направлены все наши усилия. Кем станут наши дети, когда вырастут, - покажет время. Для нас главное – обеспечить каждому ребенку максимальные условия для развития его способностей, самостоятельности и творчества.

           Какое же значение имеет использование проектного метода в дошкольном образовательном учреждении:

Метод проектов как один из методов интегрированного обучения дошкольников, основывается на интересах детей. Метод предполагает самостоятельную активность воспитанников детского сада. Только действуя самостоятельно, дети учатся разными способами находить информацию об интересующем их предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов деятельности. Такое понимание сущности метода проектов способствует формированию самостоятельности, глубоко мотивированной, целесообразной познавательной деятельности у детей дошкольного возраста.

Использование метода проектов в работе с дошкольниками способствует повышению самооценки ребенка. Участвуя в проекте, ребенок ощущает себя значимым в группе сверстников, видит свой вклад в общее дело, радуется своим успехам. Метод проекта способствует развитию благоприятных межличностных отношений в группе детей.

Происходит смена стиля общения взрослого с ребенком (от личностно-ориентированного к компетентностному подходу).

Родители становятся активными участниками образовательного процесса. Взаимодействие с семьей позволит добиться наибольших результатов в работе с дошкольниками.

           Итак, использование метода проекта в образовательном процессе УДО помогает научиться работать в единой команде педагогам и воспитанникам, вырабатывается собственный алгоритм действий для достижения поставленной цели, педагоги свободны в выборе способов и видов деятельности.

Даже неудачно выполненный проект способствует развитию профессионализма. Анализ проектной деятельности и понимание ошибок создают мотивацию к повторной деятельности, побуждают к самообразованию педагога.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья на тему: "РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОГО МЕТОДА В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ"

В данной статье представлен опыт работы дошкольного учреждения по внедрению в образовательный процесс технологии проектирования, как одна из форм планирования и организации воспитательно-образовательн...

Методические рекомендации для воспитателей доу на тему: «Особенности использования педагогом проектного метода в дошкольном образовательном учреждении»

В статье показа роль проектного метода в воспитании и развитии современного дошкольника, определены особенности использования данного метода в работе воспитателя ДОУ, раскрыта сущность понятия проект....

Консультация для педагогов:"Моделирование ППРС в дошкольном образовательном учреждении в условиях реализации ФГОС ДО"

Вопрос организации развивающей предметно-пространственной  среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного станд...

Консультация для педагогов "Культурные практики в дошкольном образовательном учреждении"

quot;Культурные практики в дошкольном образовательном учреждении"...

Консультация для педагогов «Физическая культура в дошкольном образовательном учреждении»

Консультация для педагогов«Физическая культура в дошкольном образовательном учреждении»...

Консультация для педагогов «Инновационные технологии в дошкольном образовательном учреждении»

Уточнять представления педагогов о современных инновационных педагогических технологиях, применяемых в образовательном процессе, формировать мотивацию к использованию данных технологий в педагогическо...

Консультация для педагогов "Проектный метод в деятельности образовательной организации"

Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников, и одной из наиболее эффективных в наши дни стал метод проектов. Технология проекти...