Занятие по ознакомлению дошкольников с окружающим и социальной действительностью
план-конспект занятия (старшая группа)

Титова Галина Владимировна

Семья это большая работа над собой. Здесь царит любовь и уважение к каждому члену семьи, здесь у каждого свои обязанности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moya_semya.docx20.65 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие по ознакомлению дошкольников с окружающим и социальной действительностью

Тема: «Мужчины и женщины в семье»

Цели:

Закрепить представления детей о том, что такое семья, о некоторых родственных отношениях, об обязанностях членов семьи.

Познакомить с некоторыми особенностями поведения мужчин и женщин в обществе и семье.

Воспитывать в мальчиках уважительное, внимательное отношение к женщинам и девочкам, стремление оказывать им посильную помощь.

Воспитывать у девочек заботливое отношение ко всем окружающим, стремление аккуратности и порядку.

Наглядный материал: Иллюстрации с изображением людей разных профессий – мужских и женских. Иллюстрации людей разных возрастов. Иллюстрация семьи.

Ход занятия:

Воспитатель. Сегодня, ребята, я хочу поговорить с вами о семье. Скажите, а что такое семья? (Ответы детей). Слово «семья» состоит из двух слов – «семь» и «я». Расскажите о своей семье: сколько человек в вашей семье, как их зовут, что вы любите делать вместе? (Дети высказываются по желанию)

Воспитатель. Посмотрите, пожалуйста, на эту картинку. (Выставляется картинка семьи)

Кто нарисован на картинке, чужие люди или родственники?

Каких родственников вы видите на картинке?

Как можно назвать их всех вместе, каким, одним словом?

Кто может быть членом семьи, чужие люди или только родственники?

Как живут члены одной семьи, вместе или отдельно?

Каких членов семьи не нарисовал художник?

Что делает семья на этой картинке, трудится или отдыхает?

Может жить семья, если все будут только отдыхать?

Воспитатель. Семья может быть большой и маленькой. А попробуйте разделить всех членов семьи на две группы? (Дети раскладывают картинки на две группы. Старшие и младшие; взрослые и дети; мужчины и женщины). Всех людей можно разделить на две группы – мужчин и женщин.

Физминутка «Семья »

Раз, два, три, четыре (хлопки в ладоши)

Кто живет у нас в квартире (повороты в стороны с подниманием плеч)

Раз, два, три, четыре, пять (Хлопки в ладоши)

Всех могу пересчитать;(указательным пальцем пересчитывают)

Папа, мама, брат, сестренка,

Кошка Мурка, два котенка,

Мой щегол, сверчок и я-

Вот и вся наша семья (загибают поочередно пальцы на руке) .

Воспитатель. Молодцы ребята. А чем отличаются мужчины от женщин? (Они носят разную одежду; у мужчин может быть борода или усы; Мужчины чаще всего выше ростом; мужчины физически сильнее, чем женщины.)

Воспитатель. Да, мужчины сильнее, чем женщины, и даже есть такие профессии, где могут работать только мужчины. Попробуйте их назвать. (Военный, водитель, пожарный, сапожник, строитель) .

Назовите профессии, где работают чаще всего женщины (Библиотекарь, секретарь, учитель).

Конечно, существуют такие профессии, где могут работать и мужчины и женщины (Врач, портной, парикмахер) .

Воспитатель. А в семье обязанности мужчин и женщин различаются? (Предположения детей.) Давайте поиграем в мяч. Я бросаю мяч, а вы отвечаете на мои вопросы, полным ответом. Например: вопрос - Кто ходит на работу? – ответ – На работу ходит мама.

Кто зарабатывает деньги?

Кто готовит пищу?

Кто убирает комнату?

Кто ходит в магазин за покупками?

Кто проверяет уроки?

Кто ухаживает за цветами?

Кто делает уроки?

Кто чинит утюг?

Воспитатель. Но мужчины и женщины отличаются не только внешним видом, выполнением разных работ, но и поведением.

Есть правила культуры поведения, которые должен выполнять только мужчина. Как вы думаете, когда про мужчину или мальчика говорят: «Это настоящий мужчина»? (Рассуждения детей.)

Воспитатель. Мальчики в нашей группе, конечно, еще не взрослые мужчины, но в некоторых случаях они уже могут вести себя, как настоящие взрослые мужчины. Давайте подумаем, когда же о мальчике можно сказать: «Он хоть и маленький, но поступает, как настоящий мужчина»?

- Настоящий мужчина – это защитник. Мальчики должны защищать девочек или малышей, если их кто-то обижает.

- Настоящий мужчина никогда не плачет, он терпит, даже если ему очень больно.

- Настоящий мужчина никогда не будет сидеть, если рядом стоит женщина. Наши мальчики сначала предложат сесть девочкам, а потом сядут сами. А если они будут ехать в транспорте, то всегда уступят место женщинам, девочкам и маленьким детям.

- Во время одевания настоящий мужчина обязательно поможет женщине надеть пальто. Конечно, наши мальчики еще не смогут помочь надеть пальто маме, а вот помочь надеть пальто нашим девочкам во время одевания вполне могут.

- Настоящий мужчина никогда не позволит женщине носить тяжести. Конечно, мальчики еще не смогут нести вместо мамы сумку с продуктами из магазина, но что-то понести они могут. А вот в детском саду расставлять на занятии физкультурные пособия – дело мальчиков, корзину с игрушками выносить на улицу – тоже дело мальчиков. Песок в песочнице поднимать мальчики тоже могут и не должны разрешать это делать девочкам.

Воспитатель. Вот видите, ребята, довольно часто наши мальчики могут поступать, как настоящие взрослые мужчины. Я думаю, что они с сегодняшнего дня так и будут вести себя. И мы сможем о них сказать: «Они хоть и мальчики, но поступают, как настоящие мужчины».

Воспитатель. Девочки – будущие женщины. А можно ли уже сейчас сказать о девочке: «Она, как мама, она настоящая хозяйка? »

- Женщина всегда должна быть красивой. А когда она красивая? (Предположения детей). На девочке может быть очень красивое платье, но волосы будут не причесаны и о ней не скажут, что она красивая. Поэтому настоящая женщина всегда очень опрятная, аккуратная и поэтому выглядит красиво.

- Настоящая женщина – хозяйка в доме, у нее везде порядок, она умеет его наводить. Конечно, все по дому девочки не смогут сделать, но очень во многом могут помочь бабушке и маме. А в детском саду – девочки хозяйки в группе. Мальчики поставили машины после игры, а девочки поправили их, подравняли, и сразу стало красиво.

- После сна все дети заправили постели, девочки помогли мальчикам, и в спальне стало красиво.

- Настоящая женщина никогда не будет драться, громко кричать. Она всегда вежливая, женственная. Вы согласны, что, когда девочка дерется и кричит, о ней не скажешь, что она красивая?

Провидится пальчиковая игра с целью укрепления мышц кистей рук:

«Ладушки, ладушки,

Где были?

У бабушки!

(Хлопают в ладоши)

А у бабушки ладони

Все в морщинах собраны.

(Показывают руки ладонями вверх)

А у бабушки ладони

Добрые-предобрые.

(Поглаживают ладони друг о друга)

Все работали ладони

Долгими годами.

(Постукивает кулаками о ладони)

Пахнут добрые ладони

Щами с пирогами.

(Подносят ладони к лицу, словно принюхиваются)

По кудрям тебя погладят

Добрые ладони.

(Имитируют поглаживания)

И с любой печалью сладят

Теплые ладони.

(Складывают ладони, подносят к лицу, дуют на них)

Ладушки, ладушки,

Где были?

У бабушки!

(Хлопают в ладоши)

Воспитатель. Ребята, мы с вами сегодня поговорили о том, что в поведении мужчин и женщин в некоторых случаях есть разница. Вы теперь знаете, как ведут себя настоящие мужчины и настоящие женщины. И постарайтесь вести себя так, как мы об этом говорили.

Если дети не устали, то можно прочитать рассказ В. Донниковой «Канавка»

КАНАВКА

Дождь перестал. Мальчики выбежали на поляну, играют в мяч. В поселке после дождя земля долго не просыхает. Трава вся в брызгах, края канавки влажные, и вода в ней блестит. Кто проходит через канавку, тот непременно поскользнется, за ветки орешника схватится и канавку бранит.

Витя подбрасывает мяч, но все видит. Вот пожилая женщина прошла с бидоном – чуть не упала.

- А чтоб тебя! – рассердилась она на канавку: - Вот сколько молока пролила!

А вот девочка не удержалась, упала в глину руками. Вытерла руки – платье запачкала.

- Противная канавища! – топнула девочка ногой и убежала.

Слышит Витя, как бранят его любимую канавку. «А чем она противная? – думает он. – Из нее птицы воду пьют. Возле нее незабудки цветут. Сколько корабликов плавало в ней! »

Когда все ушли, Витя пошел в рощу, набрал сухих веток… сделал переход.

Теперь можно было переходить спокойно. Люди переходили. Никто не падал. Никому не было скользко.

И никто не знал, кто сделал такой удобный переход. Да это и неважно.

После чтения предлагаю детям ответить на вопрос: «Можно ли про Витю сказать, что он поступил, как настоящий мужчина, и почему? »


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Город – деревня». ( Занятие по ознакомлению дошкольников с окружающим и социальной действительностью, из раздела «Родной город»). Дети 4-5 лет.

Тема: «Город – деревня». Цель: -познакомить детей с понятиями город и село (деревня); - рассмотреть иллюстрации с изображением города, деревни и найти внешние отличия; - показать красоту родного ...

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению дошкольников с окружающим и социальной действительностью

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению дошкольников с окружающим и социальной действительностью...

Интегрированное занятие по ознакомлению дошкольников с окружающим и социальной действительностью «Мемориал в Александровском саду»

Познакомить детей с памятником защитникам Отечества в родном городе Москва – «Мемориал в Александровском саду». Закрепить знания детей о том, что 9 мая – День Победы. Закрепить умения и навыки вырезыв...

Занятие по ознакомлению дошкольников с окружающей и социальной действительностью

Занятие по ознакомлению дошкольников с окружающей и социальной действительностью...

Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью . Младшая группа.

В книге представлена система работы по ознакомлению сокружающим и социальной действительностью детей младшей группы дошкольного образовательного учреждения. Пособие выстроено по следующим темам ознако...

Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью, старшая группа, Алешина Н.В.

Содержание данного пособия составляют темы: семья, детский сад, родной город, родная страна, труд взрослых, предметный мир....