Консультация для воспитателей: «Экологическая тропа как средство воспитания любви к природе»
консультация (старшая группа)

 
 
Экологическое состояние планеты Земля ухудшается с каждым годом. В связи с этим особую актуальность приобретает экологическое образование. Так как только экологически грамотный человек с соответственно сформированным мировоззрением может благополучно разрешить создавшуюся экологическую обстановку.
Следовательно, в складывающихся обстоятельствах именно система образования должна взять на себя основную ответственность за решение важнейшей задачи экологического образования нового поколения, которое необходимо начинать осуществлять в дошкольном образовательном учреждении - в первом звене системы непрерывного образования. Два последних десятилетия - это период становления экологического образовательного пространства и выработки новых понятий: «экологическое сознание», «экологическое мышление», «экологическая культура», «экологическое образование».
Теоретические основы экологического образования дошкольников представлены в различных психолого-педагогических трудах Н.Н. Кондратьева, С.Н. Николаевой, П.Г.Саморуковой, И.А. Хайдурова. Суть экологического образования, по мнению С.Н. Николаевой, заключается в формировании в период дошкольного детства в процессе целенаправленного педагогического воздействия «начал экологической культуры осознанно - правильного отношения к явлениям и объектам живой и неживой природы». Парахин А. А. определяет экологическую культуру личности как «совокупность взглядов, знаний и убеждений, отражающих систему «общество - природа» и направленных на разумное, рачительное отношение к ней, активные действия в ее защиту, а, следовательно, формирование экологического сознания».
В реализации задач экологического образования, а значит и при формировании культуры личности большое значение имеет природное окружение в детском саду. Осознанно правильное отношение вырабатывается при условии тесного контакта и различных форм взаимодействия ребенка с объектами природы. А это возможно при условии создания экологической тропы на территории ДОУ как элемента развивающей экологической среды.
В последние время многие дошкольные учреждения создают экологические тропы, однако, с точки зрения их форм, продолжительности и содержания работы, а также с учетом возраста детей правильнее называть их экологическими тропинками. В настоящее время экологические тропы созданы и используются для обучения взрослых, студентов и школьников они прокладываются, как правило, в естественных ландшафтах, характеризуется значительной продолжительностью, и несут большую содержательную нагрузку. Что касается экологических троп создающихся на территории дошкольного образовательного учреждения, то в настоящее время в силу ряда причин нет единого подхода к вопросам организации как самих троп на территории ДОУ, так и работы на них с детьми.
Цель теоретическое обоснование условий  в формирование экологической культуры детей старшего дошкольного возраста.
Объект - формирование экологической культуры детей дошкольного возраста.
Предмет - экологическая тропа, как условие формирования экологической культуры детей старшего дошкольного возраста.
  Задачи:
1.Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования экологической культуры дошкольников в процессе организации работы на экологической тропе.
             2. Раскрыть особенности организации экологической тропы в ДОУ.
3. Изучить организацию различных видов деятельности на экологической тропе, как условий формирования основ экологической культуры дошкольников.
4.Разработать образовательный проект 
В процессе работы применялись теоретические методы исследования: анализ психолого-педагогической и методической литературы, методических документов. 
Нами были исследованы следующие понятия.
Экологическое воспитание дошкольников - ознакомление дошкольников с природой, в основу которого положен экологический подход, при котором педагогический процесс опирается на основополагающие идеи и понятия экологии.
(С.Н. Николаева)
Экологические знания - это сведения о взаимосвязи растений и животных их средой обитания, и приспособленности к ней, «о человеке как части природы»; об использовании природных богатств, загрязнение окружающей среды и т.д.
(С.Н. Николаева)
Экологическая культура личности - совокупность взглядов, знаний и убеждений, отражающих систему общество-природа и направленных на разумное, рачительное отношение к ней, активные действия в ее защиту и формирования экологического сознания.
(А.А. Парахин)
Экологическое мировоззрение - продукт образования, его становления происходит постепенно в течение многих лет жизни и учения человека.
(С.Н. Николаева)
Экологическое пространство - небольшая территория или отдельное помещение, занятое объектами природы и имеющие определенное функциональное назначение.
(С.Н. Николаева)                                                                                              
Экологическое образование - это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний, ценностных ориентации, поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей социальной природной среде.
(Р.А. Петросова)
Экологическое сознание - совокупность представлений о взаимосвязях в системе человек - природа и в самой природе, существующего отношения к природе, а также соответствующих стратегий и технологий взаимодействия с ней.
(Дерябо С.Д.)
Экологическая тропа - специально образованный и тщательно изученный путь в местах, где окружающая живая природа позволяет экскурсоводам передавать знания о естественных явлениях и объектах создавать предпосылки для развития экологического мышления, экологически целесообразного поведения в природе.
(Н.Н. Кондратьева)
Среда (развивающая предметная) - это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития.
(С.А. Новоселова)
 
 
 
 
 
 
 
 
                                      
 
                                                                                         
ГЛАВА I. ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
 
1.1.Проблема формирования    экологической культуры в современных психолого-педагогических исследованиях
 
 
Экологические проблемы и необходимость их преодоления породили новое направление в образовании - экологическое. Необходимо учесть, что экологическое образование - это «не часть образования, а новый смысл современного образовательного процесса - уникального средства сохранения и развития человечества и продолжение человеческой цивилизации» [10].
Два последних десятилетия - это период становления экологического образовательного пространства. Это период выработки новых понятий: «экологическое сознание», «экологическое мышление», «экологическое образование дошкольников», «экологическое образование школьников», «непрерывное экологическое образование» и многих других. В этот период осуществляется поиск эффективных методов экологического образования, создаются технологии обучения и воспитания детей и молодежи. 
В связи с обострением экологических проблем, они стали центром внимания различных организаций и средств массовой информации. В настоящий момент идет речь о всеобщем экологическом образовании, так как его целью является формирование личности, обладающей экологическим сознанием, которое в свою очередь формируется в процессе приобретения человеком знаний о природе и определяет поведение и отношение к окружающему миру природы.
Экологическое сознание в целом может быть названо эксцентрическим, поскольку для него характерны следующие особенности: 
 
 
высшую ценность представляет гармоничное развитие человека и природы; 
отказ от иерархической картины мира; целью взаимодействия с природой является максимальное удовлетворение, как потребность человека, так и потребность всего природного сообщества; воздействия на природу сменяется взаимодействием с ней; характер взаимодействия с природой определяется своего рода «экологическим императивом»: правильно и разумно только то, что не нарушает существования в природе экологического равновесия; природа и все природное воспринимается как полноправный субъект взаимодействия с человеком; этические нормы и правила равным образом распространяются как на взаимодействие между людьми, так и на взаимодействие с миром природы; развитие природы и человека мыслится как процесс взаимовыгодного единства; деятельность по охране природы продиктована необходимостью сохранить природу ради ее самой.
Таким образом, эксцентрический тип экологического сознания - это система представлений о мире, для которой характерны: ориентировать на экологическую целесообразность, отсутствие противопоставленности человека и природы; восприятие природных объектов, как партнеров по взаимодействию с человеком; баланс прагматического и непрагматического взаимодействия с природой.
Сформированное экологическое сознание кардинальным образом меняет отношение человека к природе.
Экологическое сознание выполняет важные функции:
- просветительная функция помогает осознать природу как среду обитания человека и как эстетическое совершенство;
- развивающая функция реализуется в процессе формирования у детей умения осмыслить экологические явления, установить связи и зависимости, существующие в мире растений и животных;
- воспитательная функция проявляется в формировании у детей 
нравственного и эстетического отношения к природе;
 
- организующая функция состоит в стимулировании активной природоохранной деятельности;
- практическая функция заключается в развитии у детей умения предсказывания возможных последствий тех или иных действий человека в природе. [14]
Эффективная реализация функций экологического сознания ведет к формированию у человека экологической культуры. А многообразие ее аспектов, по мнению Симонова Л.Г. [25] можно представить, выделив следующие компоненты:
> экологические знания, умения;
> экологическое мышление;
> ценностные ориентации;
> экологически оправданное поведение.
Лихачев Б.Т. [16] рассматривает экологическую культуру личности в качестве системообразующего фактора, способствующего формированию в человеке подлинной интеллигентности и цивилизованности.
По мнению Ашикова В.И. культура человека вмещает в себя «духовность и нравственность, широкое сознание и кругозор, цивилизованность и образованность, духовную и душевную утонченность и творческую активность. Культура человека есть отражение его внутреннего мира. Вся деятельность человека, его образ жизни, поступков всецело зависит от этого внутреннего мира, от того, как человек мыслит, чувствует, как понимает и воспринимает мир, в чем видит смысл жизни и свое человеческое сознание, то есть от него, человека, личностной культуры и сознания».
Итогом экологического сознания, по мнению Парахина А. А., должно стать высокоразвитое экологическое сознание, составляющее экологическое мышление и экологическая культура личности, воспитание и формирование нее чувства прекрасного, чувства любви к природе, и главное, - гармонизация
взаимоотношений между человеком и природой, а также формирование «экологии души», которая по существу - особая форма бытия сущего.
Истоки экологической культуры берут свое начало в многовековом опыте народа - в традициях бережного отношения к природе, природным богатствам родной земли. Еще не зная грамоты и не имея письменности, люди могли читать книгу природы и передавать накопленные знания детям. Они хорошо знали природу, взаимосвязи живых организмов с окружающей средой.
В процессе общения с природой, постигая ее закономерности, люди постепенно устанавливали нормы и правила поведения в природе. Тысячелетиями складывались народные традиции, создавалась народная педагогика, направленные на сохранение среды обитания и всего живого на земле. Народная педагогика изначально строилась на таких фундаментальных основах, как труд, бережное отношение к природе, на высоких нравственных принципах, на уважении к человеку как носителю народной мудрости. К сожалению, народная культура отношений человека к природе во многом утрачена, а ее возрождение - важная и благородная задача педагогической науки и практики.
Глобальные проблемы современности требуют переосмысления исторически сформировавшейся в человеческом сознании установки, направленной на потребительское, разрушающее отношение человека к природе.
Скворцов А. А. описывает четыре типа отношений между человеком и природой, которые наблюдались за все время их взаимодействия [15].
1)  Первый тип - безнравственное, злое отношение. Оно встречается достаточно редко (поджог леса ради забавы и т.д.). 
2)Второй тип - утилитарное, самое распространенное в только ресурсы, необходимые для поддержания благополучия.
   3) Третий тип - теоретическое, научное, противостоящее сугубо 
 
    утилитарному. Настоящему ученому нет дела до того, какую выгоду ему принесет познание, его задача - искать объективные законы природы, незыблемые основания, на которых покоится их мировоззрение.
4) Четвертый тип - отношение эстетическое.
Однако Скворцов А.А. [15] считает, что первый и второй типы отношений недопустимы, а третий и четвертый - недостаточны. Наиболее точная формулировка достойного отношения человека к природе - «утверждение человеческого начала в космосе и космического в человеке»
Таким образом, в экологической культуре мы можем выделить следующие составляющие: экологическое сознание, которое выполняет ряд функций и формируется в процессе приобретения человеком соответствующих знаний, которые в свою очередь трансформируются в отношения - конечный результат экологического образования - на основе чего человек осуществляет свою деятельность.
 
 
1.2.Содержание экологической культуры дошкольников
 
 
Начала экологической культуры - осознанно - правильное отношение рассматриваются как совокупность знаний и отношений, т.е. активных проявлений ребенка: интереса к явлениям природы, понимания специфики живого и т.п. Где знания являются базовым и обязательным компонентом процесса формирования начал экологической культуры, а отношение - конечным результатом, его продуктом. Отношение, построенное вне понимания закономерных связей в природе, социоприродных связей человека с окружающей средой, не может быть содержанием экологической культуры, так как оно игнорирует объективно существующие процессы и 
опирается на субъективный фактор.
 
В психолого-педагогических исследованиях теоретиков и практиков дошкольного образования доказана возможность освоения детьми различных по содержанию и характеру экологических знаний и представлений, которые входят в экологическую культуру ребенка - дошкольника. Например, экспериментальными работами Хайдуровой И.А. и Плохий З.П. показано, что при специальной организации наблюдений старшие дошкольники могут прослеживать и понимать цепочки биоценологических связей: связи внутри сообщества лесных растений, связей между обитателями луга. Исследователями Игнаткиной Л.С. и Христовой Т.В., посвященными ознакомлению дошкольников с ростом и развитием животных и растений, установлено, что у детей могут быть сформированы особого типа (динамические) представления, которые отражают процесс морфофункциональных изменений растущих живых существ и взаимосвязей со средой обитания.
Исследования Федотовой А.М. установлено возможность познания старшими дошкольниками многообразия животного мира с экологических позиций, в основе которых лежит сходство не родственных объектов, проживающих в одинаковой среде. Исследованием Кондратьевой Н.А. подтверждено: старшие дошкольники способны усвоить систему знаний, центральным звеном которой является понятие «живой организм».
Итак, возможности дошкольного периода формирования экологических знаний, составляющих основу экологической культуры велики.
На основе полученных знаний у детей воспитывается желание принимать активное участие в уходе за животными и растениями, что в свою очередь является важнейшим показателем бережного и заботливого отношения к живым существам. Как мы уже говорили, важной подсистемой 
экологической культуры является отношение к природе. Психологи С. Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, В.Н. Мясищев, С. Д. Дерябо, В.А. Левин и др. рассматривают категорию отношения в аспекте личности как ее 
 
проявления. Отношение всегда имеет эмоциональную окраску, оно субъективно и выражается в поступках, в практических действиях, деятельности. Значимой характеристикой отношения является его осознанность, которая формируется на основе знаний и сопряжена с переживаниями. Психологи отмечают сложный характер связей между знаниями и эмоциями: отношение не может зародиться только на основе знания - к нему должны подключиться личностный смысл, понимание, осознание объективности происходящего.
Обстоятельное психологическое исследование В.А. Ясвина установило, что новым типом отношения к природе должно стать субъективно - этическое отношение, которое характеризуется личностной установкой на партнерское взаимодействие с живыми существами. Важнейшим компонентом такого отношения является поступок, такой подход представлен в ряде педагогических исследований посвященных непосредственно формированию у дошкольников отношения к природе (В.Г. Фокина, З.П. Плохий, В.Д. Сыч, И.А. Комарова, М.К. Ибрагимова и др.). Что касается содержания экологических отношений, так здесь выделяют два структурных элемента:
- социально - экономические отношения, которые складываются между людьми в искусственной среде их обитания и косвенно воздействует на естественную среду обитания;
- реально - практические отношения, которые включают в себя:
1) отношения человека непосредственно к среде обитания;
2) отношение в материально - производственных сферах человеческой жизнедеятельности, связанных с процессом присвоения человеком природных сил, энергии и т.п.;
3) отношение человека к естественным условиям своего существования как общественного существа [33].
Авторы разных работ отмечают, что появляющиеся у детей хорошие 
 
отношения к природному окружению - это результат специальной организации педагогического процесса на основе различных образовательных программ, где обозначен круг знаний, уровень отношения детей на каждом этапе дошкольного детства, так, например, в программе развитие и воспитание детей в детском саду «Детство», следует отметить, что большинство ДОУ в настоящее время работает по этой программе. В отличие от данной программы в программе экологического воспитания дошкольников С.Н. Николаевой «Юный эколог» содержится объем знаний и отношений, то есть, то чем  должны обладать дети после изучения каждой темы раздела в соответствии с целью программы, которая заключается в следующем «воспитание начал экологической культуры, то есть овладение элементарными экологическими знаниями, начальными представлениями и практическими навыками в области природоиспользования, формирования осознанно – правильного отношения к объектам и явлениям природы, начальных представлений об экологии». Но автор не распределяет материал по возрастным группам, так начинать осуществлять ее по предложению автора можно с любого возраста, а изучение тем происходит по принципу от простого к сложному[21].
Итак, содержанием экологической культуры являются знания природоведческого характера, а формирование положительного отношения у дошкольников к природе - это важное направление экологического образования, оно отражает результат всей эколого-педагогической работы с детьми, является конечным ее продуктом и показателем.
         Дети всегда и везде соприкасаются с природой. Для того чтобы они правильно воспринимали явления природы, необходимо направлять процесс восприятия ее детьми. В соответствии с «Программой воспитания и обучения 
в детском саду» в процессе ознакомления детей с природой осуществляется решение образовательных и воспитательных задач, которые неразрывно связаны между собой. А именно: в умственном воспитании - образование у     
                                                             
ребят знаний о неживой природе, о растениях, животных и простейших, доступных чувственному восприятию детей, связях между ними объектами и явлениями природы; в  сенсорном развитии - совершенствование анализаторов, накопление у детей чувственного опыта, что является основой для последующих обобщений, формирование элементарных природоведческих понятий [27].
Богат, прекрасен и бесконечно разнообразен окружающий нас мир природы. Ввести ребенка в этот мир, раскрыть его красоту, неповторимость, научить любить и беречь природу - задача и долг взрослых: родителей, педагогов - пишет Л.А Каменева [4].0на так же утверждает, что ознакомление детей с природой является одним из основных направлений в воспитательно-образовательной работе детского сада.
Тенденция к ухудшению экологического состояния нашей планеты и необходимость преодоления экологических проблем породили новое направление в образовании - экологическое.
Последнее десятилетие XX века ознаменовались выраженным интересом к проблемам экологического образования подрастающего поколения, Вследствие чего новой областью дошкольной педагогики стало экологическое образование дошкольников. Интерес к этому направлению вызвал всплеск экспериментальной работы в детских образовательных учреждениях, где развернута экспериментальная работа, направленная на поиск путей обновления содержания, технологий построения новых моделей экологического образования. В итоге существуют различные программы экологического образования детей дошкольного возраста. Они решают различные цели, красной нитью которых являются формирование экологической культуры детей дошкольного возраста.    
         Так, например, в программе культурно-экологического развития детей дошкольного возраста В.И Ашиков определяет цель - обеспечить, начиная с дошкольного возраста, целостное и всестороннее развитие творческих 
 
способностей ребенка, экологической культуры и нравственности, широкого кругозора на основе комплексного использования разных видов искусств и организации детской деятельности. А одной из задач является «заложение основ культурно - экологического сознания как базиса личностной культуры».
Цель программы по экологическому образованию дошкольников «Наш дом - природа» автора. Н.А Рыжовой состоит в воспитании «с первых лет жизни гуманной, социально - активной личности, способной понимать и любить окружающий мир, природу, бережно относиться к ней». Данная программа направлена на формирование целостного взгляда на природу и место человека в ней, экологической грамотности.
Среди педагогических задач автор программы по основам экологии для дошкольников и младших школьников «Планета - наш дом» выделяет:
- усвоение новой системы экологических знаний;
- формирование у детей начальных основ системных знаний о живой и неживой природе; 
- овладение нормами и правилами поведения в окружающей среде;
- формирование не утилитарного, разумного отношения к экосистеме. Эта программа органически соединяет задачи формирования системы знаний ребенка о природе с новым взглядом на место и роль человека на Земле.
Автор программы «Паутинка» Н.Л. Васякина-Новикова, цель экологического образования детей дошкольного возраста определяет как формирование целостной системы знаний и умений, развивающих у ребенка планетарное мышление на основе формирования социально - экологического идеала, представляющего собой образ совершенства экологической среды и социально-экологических отношений, определяющий способ мышления и 
деятельности людей и представляющий собой единство соответствующих знаний, оценки и предписания. Эта цель решается посредством многих задач, среди которых можно выделить:
 
- формирование осознания экологической ценности природы в ее единстве с человеком;
- формирование знаний о жизненно необходимых проявлениях человека, животных и растений;
- идентификация себя с представителями живой природы. 
Многие дошкольные образовательные учреждения используют данную программу в педагогическом процессе, мы предлагаем рассмотреть более подробно.
В программе не дается распределение материала по возрастным группам; что позволяет, по мнению С.Н Николаевой [20], начать ее реализацию в любой возрастной группе. «Отсутствие жесткой регламентации позволяет воспитателю осуществлять индивидуальный подход к детям: «нагружать» новыми знаниями быстро развивающихся детей и не торопить с обязательным усвоением материала детей, развивающихся в медленном темпе». Реализация программы осуществляется на основе ряда принципов, материал в течение учебного года постепенно усложняется, наращивается объем знаний и впечатлений, интеллектуальных и практических умений. Каждая тема в начале года представлена просто и неоднократно повторяется в течение учебного года на новом материале, в конце года дети уже имеют некоторую систему представлений, на основе которых их можно подвести к первоначальным обобщениям. В данной программе выделены разделы, состоящие из нескольких тем, в каждой из них указаны знания и отношения, которыми дошкольники овладевают в процессе изучения темы.
«Знания - не самоцель, а необходимое условие для выработки отношения к окружающему миру, которое должно носит эмоционально-действенный характер и выражаться в форме познавательного интереса, 
эстетических переживаний, практической готовности созидать, охранять все живое, бережно относиться с вещами не только потому, что это чей-то труд, но и поэтому, что на их изготовление были затрачены материалы природного 
 
происхождения».
           В отличие от программы «Юный эколог» С.Н Николаевой программа Н.А Рыжовой [26]  содержит базовый компонент, который конкретизируется с учетом местных условий: эколого-географических, национально-культурных. Оно состоит из ряда блоков, каждый из которых, в свою очередь, включает комплекс тем. В первом блоке дети знакомятся с различными доступными их пониманию, компонентами окружающей среды, а последующие блоки дают дополнительную информацию о каждом из компонентов. Завершающий блок является обобщающим по отношению к предыдущим. В каждом блоке выделяется обучающий и воспитывающий компонент. Обучающий компонент - первоначальные сведения, воспитывающий понимание значения природы, ее эстетическая оценка, бережное отношение к ней.
Если сравнить эти блоки с выделенными в программе С.Н. Николаевой знаниями и отношениями, то можно сказать следующее: «обучающий компонент» и «знания» - выполняют одну и ту же функциональную роль, так же как и «воспитывающий компонент» и «отношение». Следовательно, авторы подразумевают следующее развитие экологической культуры дошкольника: передача экологических знаний ребенку - это начальный этап в процедуре выработки осознанно - правильное отношение к природе; истинно экологические знания формируют осознанный характер отношения и дают начало экологическому сознанию; в результате использования воспитателем личностно - ориентированных методов работы с детьми осуществляется трансформация знаний в отношения. Присутствие в содержании деятельности элементов экологической информации служит показателем его отношения к миру природы, вещей, людям и себе. 
Необходимо помнить, что отношение разных детей неоднородно: в нем может преобладать познавательный, эстетический или гуманистический компонент.
 
Преобладание познавательного аспекта в отношении - это ярко выраженный интерес к явлениям и событиям в природе. Об эстетической направленности отношения можно говорить, если внимание ребенка сосредоточено на внешних (сенсорных) качествах явления, что влечет за собой оценочные суждения.
При ярко выраженной гуманистической направленности отношения имеют место сочувствие, обеспокоенность, действенная готовность к оказанию помощи.
Самостоятельная деятельность ребенка осуществляется без принуждения, сопровождается положительными эмоциями и является интерпретацией усвоенной информации. Факт наличия такой деятельности - показатель отношения ребенка к тому содержанию, которое она в себя несет.
Отношение, построенное вне понимания закономерных связей в природе, социоприродных связей человека с окружающей средой, не может быть стержнем экологической культуры, не может стать началом развивающегося экологического сознания, ибо оно игнорирует объективно существующие процессы и опирается на субъективный фактор.
Из этого следует, то, что необходимость преодоления экологических проблем обусловила выделение экологического образования в педагогике, которое необходимо начинать осуществлять с дошкольного детства. В связи, с чем различными авторами были созданы образовательные программы. Формирование экологически грамотного отношения к окружающей среде и на этой основе элементарной экологической культуры является обязательным компонентом каждой программы. Сущность экологической культуры дошкольников составляют знания и отношения. Знания условно можно разделить на 2 группы: о самом мире флоры и фауны, их 
разнообразные представления и о возможных формах взаимодействия человека и животного. 
А отношение дошкольников к природе имеет ряд аспектов: 
познавательный; эстетический; гуманистический, которые имеют три уровня:
1) обусловленное созерцательной оценкой природных объектов;
2) вызванное утилитарной оценкой;
3) обусловленное нравственно - эстетической оценкой;
Таким образом, экологическая культура рассматривается как культура единения человека с природой, гармоничного слияния социальных нужд и потребностей людей с нормальным существованиям и развитием самой природы.
Человек, овладевший экологической культурой, подчиняет все виды деятельности требованиям рационального природопользования, заботится об улучшении окружающей среды, не допускает ее разрушения и загрязнения. 
 
 
1.3.Средства и методы формирования экологической культуры
 
       
         Реальные достижения в работе с детьми обеспечиваются профессионализмом воспитателя, знанием и практическим владением методами формирования экологической культуры.
Несмотря на различие теоретических воззрений в практике воспитательно-образовательной работе ДОУ все разнообразие используемых методов определяется следующим: общей целью и конкретными задачами данного этапа педагогического процесса; содержанием и методами науки; возможностями ребенка (возрастными, степенью подготовки и др.); возможностями воспитателя: педагогическим опытом, индивидуально - личностными особенностями и способностями, уровнем теоретической и практической подготовки. [23].
Руководя познанием природы и приобретением детьми разных навыков и умений, воспитатель применяет разнообразные методы.
Предпочтение следует отдавать тем методам, которые обеспечивают непосредственное восприятие природы и активное овладение навыками. К таким методам формирования экологической культуры относятся наблюдение, элементарные опыты, моделирование, игра и т.п. Наряду с этим широко применяются методы, основанные на слове воспитателя - рассказ, беседа, чтение произведений, проводимые с демонстрацией натуральных объектов или их изображений.
Далее, при рассмотрении конкретных методов формирования экологической культуры будет показано, как они содействуют решению поставленных задач.
Наблюдение - метод чувственного познания природы. Обеспечивает непосредственный контакт с природой, с живыми объектами, с окружающей средой. Наблюдению как важному методу познания природы придавали очень большое значение все педагоги дошкольного воспитания (Е.И. Тихеева, О.Иогансон, А.А. Быстрое, П.Н. Басе, Э.И. Залкиндт, С.А. Веретенникова, П.Г. Саморукова и др.). В 1950 - 1970-е г.г. проводились исследования, которые позволили вскрыть особенности познания дошкольниками природы через наблюдение (Э. И. Залкиндт, А.И. Васильева, А.К. Матвеева, П.Г. Саморукова, Г.С. Филиппюк и др.). Авторы показали, что правильная организация чувственного восприятия объектов природы обеспечивает формирование и развитие у детей отчетливых представлений о животных и растениях, о сезонных явлениях природы. Целенаправленные, организованные наблюдения, воспитателям дают возможность сформировать не только конкретные, но и обобщенные представления, научить детей ориентироваться на наиболее значимые признаки объектов и явлений.
Существует большое разнообразие видов наблюдений, которые имеют свои особенности и достоинства. Как, например, при циклической 
организации наблюдений осуществляется распределение всего объема знаний на «порции», что обеспечивает постепенное и более надежное их 
усвоение дошкольниками. 
Каждое следующие наблюдение позволяет демонстрировать детям новые стороны и особенности уже знакомого объекта природы, одновременно уточнять и расширять сложившиеся представления. А для того, чтобы знания о  природе были осознанными, в формировании экологической культуры дошкольников используются элементарные опыты, которые способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность. В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждениям и умозаключениям, уточняются их знания о свойствах и качествах объектов природы. Опыты имеют большое значение для осознания детьми причинно - следственных связей, что в свою очередь способствует формированию знаний выполнения различных действий в уходе за живыми существами, умения предвидеть результат и зависимость состояния животного или растения от своей деятельности. При помощи элементарных опытов детям можно показать такие явления в неживой природе, как замерзание воды, превращение снега и льда в воду, образования радуги.
Следует отметить, что важное значение также имеет моделирование, так как познание дошкольниками окружающего мира, явлений природы возможно не только посредством наблюдений и элементарных опытов.
Пугливость и скрытый образ жизни многих животных, растянутая во времени изменчивость развивающихся организмов или сезонных явлений природы, переменные для восприятия связи и зависимости внутри природных сообществ рождают объективные трудности, мыслительная деятельность которых находится в становлении. Это и вызывает необходимость моделирования некоторых явлений, объектов природы.
С дошкольниками можно создавать и использовать самые различные модели, то есть здесь имеет место моделирование - как процесс создания                                                                                                                 
модели и сама деятельность с моделью, как средство экологического образования.
П.Г. Саморукова описывает последовательность в обучении моделирования, т.к. с детьми можно изготовить целый ряд моделей, которые воспроизводят отдельные явления или объекты природы и позволяют дошкольникам познать их существенные стороны. А так же возможно осуществлять моделирование закономерных процессов природы (сезонные изменения, рост развития живых существ). Таким образом, модели и моделирование позволяют демонстрировать экологические связи в природе, поэтому процесс моделирования и использования готовых моделей является методом формирования экологической культуры детей дошкольного возраста.
Идея включения игры в воспитательно-образовательный процесс принадлежит педагогам и психологам. К.Д Ушинский неоднократно подчеркивал легкость, с которой дети усваивают знания, если они сопровождаются игрой. Такого же мнения придерживались ведущие отечественные педагоги А.С Макаренко, Е.И Тихеева, Д.В Менджерицкая и др.
 «Игра - это эмоциональная деятельность», - пишет С.Н Николаева [17]. Усвоение знаний о природе при помощи игры, вызывающей эмоциональный отклик, не может не оказать влияние на формирование правильного отношения к объектам растительного и животного мира. Подтверждением является исследования Л.А. Абрамян, которая показала, что через игру легко формируется позитивное отношение к окружающему миру. 
Наряду с наблюдениями для расширения представлений детей о доступных явлениях и предметах природы широко используют 
разнообразные игры: дидактические, подвижные и творческие. В них дети накапливают чувственный опыт, творчески осваивают приобретенные знания, проявляют эмоциональное отношение к миру.
Все знания, умения приобретенные ребенком в игре он переносит в «личностный» план, ведь именно в игре проявляется поведение, истинное его существование.
Итак, игра как метод формирования экологической культуры - это игра, специально организованная воспитателем и привнесенная в процесс познания природы и взаимодействия с ней. 
Следует отметить и тот фактор, что использование перечисленных выше методов невозможно без применения словесных методов, т.к. они решают следующий ряд задач: конкретизация, пополнение, уточнение знаний об известных детям явлениях природы и фактах из жизни животных и растений, полученные в процессе, какой- либо деятельности. Словесные методы дают возможность сформировать знания, выходящие за пределы опыта детей. С помощью словесных методов систематизируют и обобщают знания детей о природе, формируют природоведческие понятия.
Применяя при формировании экологической культуры дошкольников различные методы, следует так же отметить и значимость средств экологического воспитания дошкольников. Более того, учитывая, что у дошкольников отсутствуют достаточно полные представления об объектах и явлениях окружающей действительности, значение средств неизмеримо возрастает. Они обеспечивают наглядность обучения и активизируют процесс учебного познания, несут в себе и осуществляют воспитывающую и развивающую функцию. Но, пожалуй, самое главное - эти средства обеспечивают операционную деятельность и служат основными источниками знания. 
Основанием для выявления областей эффективного применения средств обучения служит представление о том, что каждое средство является 
носителем функциональных специфических свойств, таких, как систематичность, динамичность, объемность, адекватность, структурность и т.д. Свойства эти - объективная реальность, и их необходимо учитывать,
определяя состав средств обучения для решения конкретной познавательной задачи.
Среди важнейших средств формирования экологической культуры выделяют натуральные объекты, необходимые для формирования непосредственных представлений об изучаемых предметах и явлениях. Целесообразность их использования обусловлена особенностями восприятия: изучая объект, дети разглядывают его, воспринимают форму, цвет, запах. Таким образом, в работе с натуральными объектами учебная информация поступает по нескольким каналам, что делает обучение более убедительным и достоверным. Они не имеют равноценной замены среди других средств обучения, что возможно лишь в условиях развивающей экологической среды. В процессе познания промежуточное положение между натуральными объектами и изображениями их по прочности в виде таблиц, картин и т.д. являются модели. Картины характеризуются дидактической направленностью: их содержание почти всегда обобщено, существенные признаки объекта (за счет изобразительных средств или композиции) выделены так, что могут быть легко обнаружены самими детьми. Их целесообразно использовать при ознакомлении детей с новым материалом, когда они способствуют возникновению обобщенных представлений об изучаемом объекте или явлении. 
Учебные таблицы исключительно разнообразны, их функционально-дидактическое назначение определяется тем, что они позволяют раскрыть структурные признаки, связи и отношения, существующие между объектами и явлениями реального мира, выявить сущность явлений, показать динамику процессов развития, организовывать деятельность детей.
        В настоящее время существует большое разнообразие средств обучения дошкольников экологии, такие как, например, диафильмы, диапозитивы, учебное кино.
Итак, различные виды средств формирования экологической культуры 
являются носителями специфических свойств и функций, определяющих их дидактические возможности. Такое представление о средствах обучения служит теоретическим обоснованием дифференцированного подхода к их использованию, предполагает их мотивированных отбор с учетом содержания материала и последующего включения в учебный процесс в соответствии с дидактическими возможностями. При неправильном выборе средства для решения данной познавательной задачи никакие методические ухищрения не дадут положительного результата.
Таким образом, можно сказать о том, что при формировании экологической культуры дошкольников используется большое разнообразие средств и методов экологического образования, при условии их целенаправленного выбора. Но следует отметить и тот факт, что ряд методов будут наиболее эффективны, если их использование осуществляется в неразрывной связи с развивающей экологической средой, которая в свою очередь является «базой» для их рационального использования. Следует отметить и то, что для комплексного решения поставленных задач целесообразно использовать сочетание ряда методов и средств экологического образования детей дошкольного возраста, в частности для формирования экологической культуры.
Таким образом, в экологической культуре мы можем выделить следующие составляющие: экологическое сознание, которое выполняет ряд функций и формируется в процессе приобретения человеком соответствующих знаний, которые в свою очередь трансформируются в отношения - конечный результат экологического образования - на основе чего человек осуществляет свою деятельность.
Содержанием экологической культуры являются знания природоведческого характера, а формирование положительного отношения у дошкольников к природе - это важное направление экологического образования, оно отражает результат всей эколого-педагогической работы с детьми, является конечным ее продуктом и показателем.
Человек, овладевший экологической культурой, подчиняет все виды деятельности требованиям рационального природопользования, заботится об улучшении окружающей среды, не допускает ее разрушения и загрязнения. 
          Таким образом, можно сказать о том, что при формировании экологической культуры дошкольников используется большое разнообразие средств и методов экологического образования, при условии их целенаправленного выбора. Но следует отметить и тот факт, что ряд методов будут наиболее эффективны, если их использование осуществляется в неразрывной связи с развивающей экологической средой, которая в свою очередь является «базой» для их рационального использования. Следует отметить и то, что для комплексного решения поставленных задач целесообразно использовать сочетание ряда методов и средств экологического образования детей дошкольного возраста, в частности для формирования экологической культуры.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ГЛАВА II. УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
 
 2.1.Развивающая среда, как условие   формирования экологической культуры дошкольников
         
 Роль среды как фактора формирования развивающейся личности подчеркивалось рядом выдающихся педагогов прошлого. Так, например, А.С Макаренко придавал большое значение введению в интерьер декоративных растений: «Поэтому я даже тогда когда коллектив наш был очень беден, первым долгом всегда строил оранжерею ... Не только в спальнях, столовых, классах, кабинетах стояли цветы, но даже на лестницах... Это очень важно» [2].
Действительно, ситуация, когда процесс экологического образования происходит в интерьерах, лишенных растительных композиций, аквариумов, птичьих вольеров и т.п. выглядит ненормально. Интерьер, в котором ограничено, включается мир природы, сам по себе оказывает на личность сильное психолого-педагогическое воздействие. Ведь только та педагогическая среда, насыщенная соответствующими стимулами, создает уникальное настроение, благодаря которому каждое слово педагога становится более «весомым», значительным, убедительным.
Известный швейцарский педагог XIX в. Иоанн Генрих Песталоцци подчеркивал значение среды в педагогическом процессе, давал рекомендации по ее организации, которые не потеряли своей актуальности и в наше время:
«Установи близко от себя, от твоих органов чувств, все предметы, положительные в твоем восприятии... Предметы, которые в природе находятся в разнообразном виде и на больших расстояниях, стягивай в более узкий круг, подводя ближе к пяти органам чувств, что облегчает запоминание.
Главное, при этом повышается чувствительность самих органов чувств и путем упражнения помогает получать правильные и прочные представления об окружающих предметах».
В настоящее время одним из важных условий реализации системы экологического образования в дошкольном образовательном учреждении является правильная организация и экологизация развивающей предметной среды. О необходимости ее организации Е.И Тихеева говорила, что «каждый детский сад должен иметь в своем распоряжении садик или хотя бы двор, чтобы можно было организовать совместно с детьми выращивание цветов и овощей».
Создание развивающей среды в ДОУ является важнейшим направлением реформы дошкольного образования в России. 80е-90е г.г. - это период, когда во многих детских садах России начался процесс обновления предметно-развивающейся среды, согласно разработанными коллективом ученых (Кларина С.М., Петровский В.А, Стрелкова Л.П. и др.) принципов личностно-ориентированной модели построения развивающей среды в ДОУ, а в документе Временные (примерные) требования к среде развития ребенка в ДОУ указаны условия для развития экологической культуры детей.
С.Д Дерябо [8] отмечает, что насыщение педагогической среды соответствующими стимулами не сводится к реализации широкого известного в педагогике принципа наглядности, который предписывает демонстрацию объекта в целях формирования более полного и точного понятия о нем». Экологизация педагогической среды подразумевает включение в эту среду природных объектов и их комплексов, обуславливает постоянное воздействие на дошкольников всей совокупности психологических факторов; создает возможности для вступления в контакт с
природными объектами и, следовательно, возможности получения «ответов» 
от них ...      
                Таким образом, экологизированная педагогическая среда является условием и средством формирования экологической личности».
Развивающая среда создает благоприятные условия для обучения ребенка в процессе его самостоятельной деятельности: он осваивает свойства и признаки объектов природы, овладевает определенными умениями и навыками. Иными словами, «среда развития ребенка, обеспечивающая разные виды его активности, становится основой для самостоятельной деятельности, условием для своеобразной формы самообразования маленького ребенка», - пишет С.А Смирнова [31]. При этом развиваются любознательность, умственные способности, коммуникативные навыки.
Непосредственное общение с природой в условиях экологической развивающей среды дает ребенку более яркие представления, чем книжки, и рассказы взрослых. Хорошо оборудованная среда, где удачно расположены объекты природы не только украсит групповую комнату, доставит удовольствие детям от непосредственного общения с растениями и животными, дает возможность проводить интересные наблюдения, ухаживать за животными и растениями в течении всего года. Здесь дети сосредотачивают свое внимание на небольшом количестве объектов природы, что обеспечивает более глубокое их познание. Дошкольники имеют возможность длительно рассматривать обитателей уголка природы, наблюдать за ними; постепенно формируются прочные осознанные знания о животных, трудовые навыки и умения, развивается наблюдательность. На основе этих знаний и навыков, которые приобретают дети, формируется интерес к природе, бережное отношение ко всему живому, чувство ответственности.
Следовательно, создание развивающей экологической среды в ДОУ имеет большое значение для экологического образования дошкольников, а 
именно для формирования представлений, знаний и умений, и развития 
 
психологических процессов, привычек и поступков, так как создает условия для рационального использования различных методов при организации процесса взаимодействия ребенка с окружающей его природой. Дает возможность для получения информации об объекте природы всеми органами чувств, что накладывает положительный отпечаток на сознание ребенка о наблюдаемом и изучаемом объекте.
 
2.2. Организация экологической тропы и работы на ней, как средство воспитания любви к природе
 
Роль экологической тропы в формировании экологической культуры подчеркивалось рядом выдающихся педагогов прошлого Захлебный А.Н., Зверев И.Д., Игнаткина Л.С., Саморукова П.К., Хачатуров Т.Е., Чижов Б.Ч. и т.д. Хочатубов Т.Е. говорил: «... Несмотря на возраст, дети должны получать в доступной форме научные представления о явлениях природы, что возможно при условии тесного контакта человека и природы». Следовательно, переоценить значение экологической тропы в образовании невозможно.
Ее создание способствует повышению научного уровня дошкольного образования. Знания, которые дети получают на тропе, тесно связаны с программным материалом; они помогают расширять и углублять знания, полученные на занятиях. Главное же состоит в том, что дети овладевают умениями применять на практике разные знания в комплексе, постигая неразрывное единство природой среды и человека.
На экологической тропе обучение и воспитание сливаются в единый процесс. Дошкольники усваивают здесь не только научные знания о природной среде, но и этические и правовые нормы, связанные с природопользованием. Именно здесь постоянно создаются условия
 
сочетания мысли, чувства и действия. А такой сплав - важнейшее условие воспитания убеждений личности, ее мировоззрения.
Работа на тропе помогает реализовать связь обучения с жизнью, с трудом людей, воспитывает у детей трудолюбие и уважение к труду. Дошкольники не только расширяют свои естественнонаучные знания, но и постигают отношения человека к окружающей среде в процессе труда и отдыха. Они учатся комплексно оценивать результаты труда, прогнозировать 
экологические последствия деятельности человека, в том числе своей и своих товарищей. Высшим проявлением связи обучения с жизнью становится их участие в улучшении общего состояния природы в зоне экологической тропы.
Создание экологических троп помогает гуманизировать образование. Все знания, навыки, умения, чувства, убеждения, которые формируются в ходе занятий на тропе, направлены на решение одной из самых гуманных задач нашего времени -формирование экологической культуры человека. Этому подчинены содержание, методы и формы организации учебно-воспитательного процесса на тропе.
В настоящее время Рыжова Н.А. выделяет следующие функции экологической тропы: познавательная, оздоровительная, развивающая, ознакомительная.
Она говорит о том, что в ходе эколого-педагогической работы с дошкольниками на экологической тропе наряду совсем происходит развитие эмоциональной и сенсорной среды ребенка, а также формирования знаний и представлений «о правильном общении с природой».
Следовательно, экологическая тропа - это перспективная учебная теория, где дошкольники выступают в роли педагогов, пропагандистов, тружеников, где формируются их гражданские качества, активная жизненная позиция.  История экологических троп или как их раньше называли «познавательные маршруты в природе насчитывают уже больше полувека. Вначале такие маршруты возникли на заповедных территориях - в национальных парках. В разных странах они назывались по — разному: тропа природы, научная трасса, естествоведнеческая тропа. Как правило, такие маршруты прокладывались по наиболее интересным, даже уникальным уголкам природы. Протяженность познавательных троп рассчитывалась на
 
 прохождение их в течение одного или нескольких дней.
Для создания такого типа познавательных и экологических троп Я.Х. Эйлар и В.П. Чижова впервые разработали ряд важных исходных положений. Благодаря чему экологическая тропа стала эффективной формой организованного распространения природоведческих знаний непосредственно в условиях природного окружения.
Результаты опытно-экспериментальной работы, проводимой в течение десяти лет в лаборатории экологического образования НИИ СиМО АПН СССР показали: для детей важно, чтобы усвоение научных знаний об окружающей природной среде сочеталось с личным участием в разнообразных практических делах по защите и улучшению природы, а также в пропаганде знаний об ее охране. Только такое сочетание познания, и практической, деятельности формирует экологическую культуру и воспитывают любовь к природе.
Поэтому для решения данной задачи возникла необходимость в создании типа экологических троп, доступных для массового посещения детьми и позволяющих проводить в зоне маршрута педагогически организованную учебную - воспитательную деятельность, по своему содержанию связанную с изучением не только «дикой» природы, но и разнообразных видов природопользования, с оценкой его результатов, прогнозированием возможных последствий. Все это выступает основой формирования опыта принятия решений для ответственных действий в окружающей среде. На такого типа тропах деятельность человека далеко выходит за рамки традиционного натуралистического познания, а больше 
 
ориентирована на изучение результатов деятельности в природе.
Экологическая тропа — наиболее «молодая» разновидность педагогически организованного маршрута на местности для проведения учебной и пропагандистской природоохранительной работы. Назначение такой тропы — создать условия для целенаправленного воспитания экологической культуры учащихся. В роли воспитателей и одновременно воспитуемых здесь выступает молодежь разного возраста, в первую очередь 
дошкольного.
Экологическая тропа имеет ряд отличий от познавательных троп природы. Они касаются организации тропы, ее протяженности, набора расположенных на ней объектов, а также методов пропагандистской работы.
Таким образом, изначально создавались познавательные маршруты в природу, инициатором которых выступали молодежные и студенческие организации, Эйлар Я.Х. и Чижова В.П. разработали ряд положений. Такого типа тропы были рассчитаны на одно или многодневное прохождение. Однако при решении задач формирования экологической культуры возникла необходимость в создании экологических троп для посещения детьми дошкольного возраста и организации эколого-педагогической работы с дошкольниками.
В настоящее время экологическая тропа в основном, создается на территории ДОУ. Существует общий подход в создании экологических троп, которое происходит поэтапно [9].
Первый этап - подготовительный. Работа начинается с подготовки небольшой группы ребят -организаторов и помощников воспитателя. Это могут быть объединенные общими интересами члены кружка, или дети одной возрастной группы. На этом этапе большую роль играет постановка общественно значимой цели перед небольшим коллективом определенных задач и объема работы, раскрытие перспектив и определение места каждого человека в предстоящем деле. Многое зависит от эмоционального настроя
группы. Организаторы становятся авангардом, вовлекающим в работу все большее число людей. Они выявляют желающих принять участие в общем деле. С их помощью, исходя из интересов и возможностей, дети делятся на подгруппы - «бригады». Командирами бригад становится члены группы организаторов.
После того как выявлен перечень объектов, которые нужно изготовить и установить на тропе, организуется конкурс команд детей и родителей на 
лучший проект каждого сооружения. В нем участвуют дети старшего возраста. Специально создается жюри для оценки проектов, куда входят педагоги, родители, шефы. В торжественной обстановке, объявляются лучшие проекты, а их авторы поощряются. Впоследствии по этим проектам на занятиях изготовляют и соответствующие изделия. К созданию отдельных крупных объектов привлекаются шефы, родители.
Последовательность действий по созданию экологической тропинки может быть следующей.
Детальное обследование территории и выделение наиболее интересных объектов.
Составление карты-схемы тропинки с нанесением маршрута и всех ее объектов в виде кружочков с цифрами или рисунков-символов. Могут быть составлены карты-схемы разного назначения: в помощь воспитателям и для детей разного возраста. Карты-схемы для детей должны содержать небольшое количество информации в виде понятных им изображений объектов и стрелок, указывающих маршрут. Для малышей можно сделать крупные рисунки наиболее привлекательных для них объектов, например, нарисовать в кружках бабочку, цветок, дерево и соединить все эти рисунки линией — дорожкой, но которой они идут от одного объекта к другому.
Выбор вместе с детьми «хозяина тропинки» — сказочного персонажа, который будет давать задания, и приглашать в гости.
Фотографирование объектов и описание всех точек по схеме, 
оформленное в виде альбома (паспорта).
• Изготовление табличек с рисунками, подписями для точек маршрута.
• Составление рекомендаций по использованию объектов тропинки для работы с детьми.
В целом можно обозначить основные виды работ по созданию экологической тропы.
Следующий этап - открытие тропы. Это торжественный и волнующий 
акт, который ежегодно происходит весной и становится праздником не только для тех, кто ее создавал, но и для всего ДОУ. На торжество приходят родители, представители охраны природы, шефы.
В дальнейшем на экологической тропе происходит следующее:
1. Встречи с интересными людьми; членами организаций общества охраны природы и станции юннатов; руководителям и членам кружка Дворца творчества детей и молодежи «Юный эколог»; представители метеослужбы.
     2. Экскурсии, наблюдения за отдельными объектами тропы, занятия.
3. Посещение старших дошкольников в экскурсоводы.
Таким образом, создание и организация экологической тропы происходит поэтапно. В итоге оформляется обязательный документ - паспорт, где указывается местонахождение экологической тропы, основные задачи, дается краткое описание маршрута; а также рекомендации по работе на данной тропе.
При выборе хозяина экологической тропинки можно устроить конкурс среди детей и родителей: Кто предложит на роль «хозяина тропинки» наиболее интересного сказочного героя, его можно изобразить на всех табличках видовых точек или хотя бы в начале и конце маршрута, т.е. там, где он встречает детей и прощается с ними.
Периодически этот персонаж посылает детям письма задания.
Вначале тропы помещают план тропинки, выполненный на листе фанеры или пластика. К выбору объектов и оформления тропинки следует
привлекать детей: или хотя бы воспользоваться некоторыми из их предложений. Это дает возможность почувствовать ребенку причастность к созданию экологической тропы, а, следовательно, они будут по - особенному относиться к ней считать своей и проявлять большой интерес к занятиям. Возле каждого объекта экологической тропинки должна быть табличка с названием видовой точки, на тропинке можно также разместить различные природоохранные знаки, которые необходимо соблюдать во время экскурсии
с детьми по тропе существует несколько видов экологических тропинок [22]:
1. Экологическая тропинка на территории детского сада.
2. Экологическая тропинка в естественных условиях.
Создавая экологическую тропинку на территории детского сада нужно помнить о том, что в состав ее видовых точек можно включить те объекты, которые уже имеются на территории, а в дальнейшем, когда появится возможность, можно дополнить тропинку новыми точками, посадить группы деревьев, создать водоем и т.п.
Эффективнее всего организовать экологическую тропинку используя результаты исследования, выполненных при составлении экологического паспорта ДОУ. 
В качестве видовых точек выбрать деревья и кустарники разных пород, разного возраста и разной формы. Это создает условия для проведения различных наблюдений. Если участок, прилегающий к зданию ДОУ достаточно большой можно воссоздать фрагменты разных естественных растительных сообществ характерных, прежде всего для данной местности (лес, луг), это поможет познакомить детей с представителями местной флоры и фауны и системами, луговыми экосистемы. Чем больше разнообразие растений на тропинке, тем больше и разнообразие животных (в основном беспозвоночных) так как многие животные связаны с определенными растениями, условиями питания и проживания. При размещение растений на территории ДОУ необходимо учитывать затененные и открытые, влажные и 
 
сухие участки. По возможности, можно создать небольшой водоем с растениями и животными - это даст положительный эффект и с познавательной, и с эстетической точек зрения. Также целесообразно сделать небольшие возвышения, что разнообразит условие произрастания растений, позволит организовать различные наблюдения. Однако лежащие камни не только украсит тропинки, но и послужат убежищем для различных, насекомых, улиток, мокриц и т.д.
Традиционно в ДОУ выделяют участки для лекарственных растений, необходимо создать условие и для выращивания растений подлежащих охране. Тем самым вы оформите своеобразную «живую красную книгу». В состав растений тропинки могут также войти растения часы и растения барометры им соответствуют аналогичные по названию клумбы. На территории, возможно, создать сад или клумбу «непрерывного цветения». Интересной для наблюдения может стать. Точка «муравейник», а также метеоплощадка с размещенным на ней соответствующим оборудованием
Главный принцип организации экологической тропинки в естественных условиях такой же, как и для тропинки на территории ДОУ. Как можно больше разнообразия.
В естественных условиях разнообразие растений и животных обусловлено перепадами рельефа. Поэтому в состав таких тропинок необходимо включать точки на повышенных и пониженных участках, водоемы, небольшие склоны.
Экологическая тропинка позволяет более продуктивно использовать обычные прогулки с детьми для экологических занятий и одновременно для ознакомления детей на свежем воздухе в зависимости от возраста детей. В разное время можно посещать различные точки. Даже одну точку за прогулку одни и те же объекты желательно посещать в разные сезоны года.
В каждой возрастной группе работа на экологической тропе предусматривает определенное содержание и методические приемы.
В младшей группе проводятся занятия с целью ознакомления с окружающей природой, трудом взрослых и старших дошкольников в природе. Это могут быть наблюдения, экскурсии, дидактические игры, рассматривание репродукций картин и рисунков о природе старших детей, чтение художественной литературы, заучивание стихов. Кроме того, дети приобретают практические навыки по выращиванию некоторых растений: лука, гороха, бобов, настурции.
В средней группе содержание работы по экологическому воспитанию становится более целенаправленным.
Ставятся задачи — показать взаимосвязь явлений в природе, учить оказывать посильную помощь растениям и животным, упражнять в правилах поведения в природе. Все полученные знания закрепляются на занятиях в группе.
С детьми этого возраста можно составлять загадки о деревьях, растениях, животных и временах года заучивать пословицы и народные приметы знакомить с лекарственными растениями, привлекать к их сбору. На занятиях по труду дети учатся делать сувениры из природного материала.
В старшей группе экологическое воспитание включается в систему всех занятий, проводимых в детском саду. Экскурсии по экологической тропе становятся более продолжительными, летом можно использовать время, отведенное для прогулки. Предусматри­вается организация познавательной, природоохранной, трудовой и художественной деятельности дошкольников.
Дети подготовительной группы становятся настоящими хозяевами экологической тропы. Они уже могут, выступать в роли экскурсоводов. Воспитанию ответственного отношения к природе способствует организация поста «Зеленый патруль». Дети ведут и большую пропагандистскую работу: рисуют плакаты о правилах поведения в природе, готовят литературно-музыкальные композиции и выступают с ними перед родителями и гостями 
детского сада. В этом возрасте дети уже умеют лечить деревья.
         Таким образом, на тропинке в зависимости от возраста детей можно   проводить   наблюдения,   игры,   различного  вида  занятия   и экскурсии необходимо помнить при этом об интегрированном подходе. На тропинке с детьми занимается педагог эколог или воспитатель, но свои впечатления об увиденном они затем выражают в разных видах деятельности.
Для организации работы на необходимо разработать специальный 
паспорт экологической тропинки, который содержит карту-схему с указанием изучаемых объектов, одна более сложная схема - для педагогов; вторая проще для детей. Здесь же дается описание точек тропы по заданным схемам.
На основе выше изложенного можно сказать следующее:
-  в экологической культуре мы можем выделить сведущие составляющие: экологическое сознания, которое выполняет ряд функций и формируется в процессе приобретения человеком соответствующих знаний, которое в свою очередь трансформируются в отношение - конечный результат экологического образования - на основе чего человек осуществляет свою деятельность;
-  содержанием экологической культуры детей дошкольного возраста являются знания природоведческого характера, а формирование положительного отношения у дошкольников к природе - это важное направление экологического образования, оно отражает результат всей эколого-педагогической работы с детьми, является конечным ее продуктом и показателем;
-  экологическая культура рассматривается как культура единения человека с природой гармоничного слияния социальных нужд и потребностей людей с нормальным существованием и развитием самой природы. Человек, овладевший экологической культурой, получает все виды деятельности требованиям рационального природоиспользования заботиться 
об улучшении окружающей среды, не допускает ее разрушения и загрязнения;
- при формировании экологической культуры дошкольников используются большое разнообразие средств и методов экологического образования при условии их целенаправленного выбора. Но следует отметить и тот факт, что ряд методов будут наиболее эффективны, если их использование осуществится в неразрывной связи с развивающей экологической средой, которая в свою очередь является базой для их рационального использования; 
- создание развивающей экологической среды в ДОУ имеет большое значение для экологического образования дошкольников, а именно для формирования представлений знаний и умений, и развития психологических процессов, привычек и поступков, так как создает условие для рационального использования различных методов при организации процесса - взаимодействия ребенка с окружающей его природой. Дает возможность для получения информации об объекте природы всеми органами чувств, что накладывает положительный отпечаток на сознание ребенка о наблюдаемом и изучаемом объекте.
Любая деятельность дошкольника, соприкасающаяся с природой, может быть условно названа природоохранной, так как в процессе ее дети узнают новые знания, осваивают различные умения и навыки осознают значимость того или иного действия, его место и роль в природе.  
На экологической тропе в зависимости от возраста можно проводить наблюдения игры, различного вида занятия и экскурсии. Для организации работы на экологической тропинке необходимо разработать специальный паспорт экологической тропинки, который содержит карту-схему с указанием изучаемых объектов.

Скачать:


Предварительный просмотр:



Предварительный просмотр:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация для воспитателей «НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО, КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ЛЮБВИ К РОДНОМУ КРАЮ»

в консультации представлен опыт работы по использованию народного творчества в приобщении детей к истокам кубанской казачьей культуры...

Консультация для воспитателей "Экологическая тропа как средство экологического воспитания дошкольников"

В консультации представлена методика оформления экологической тропы в ДОУ...

Отчет воспитателя по углубленной работе по теме: "«Использование художественной литературы как средство воспитания любви к природе у детей дошкольного возраста»

Материал поможет рассмотреть формы и методы работы с детьми по экологическому воспитанию, приносящие положительные результаты в освоении материала....

Организация экологической тропинки как средства формирования знаний о природе у детей дошкольного возраста.

Окружающая природа-неизменный источник знаний для детей дошкольного возраста. Наблюдения в природе знакомят ребенка с жизнью птиц, насекомых и растений. На прогулках дети узнают тех, кто живет совсем ...

презентация «Экологическая тропа как средство воспитания экологической культуры дошкольников»

презентация к статье "Экологическая тропа как средство воспитания экологической культуры дошкольников" ....