Конспект занятия по экологии - «Почва – живая земля».
план-конспект занятия
Конспект занятия по экологии - «Почва – живая земля».
Составила: Рижко С.Г.
Программные задачи.
Закрепить знания детей о природе.
Вырабатывать умение быстро находить правильный ответ.
Дать детям знания о том, что в почве есть воздух, что в результате вытаптывания ухудшаются условия жизни подземных жителей.
Формировать связную речь детей.
Воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней.
Предварительная работа.
1. Рассматривание иллюстраций лекарственных растений.
2.Наблюдение за ростом и цветением лекарственных растений на участке.
3.Беседы о целебных свойствах лекарственных растений.
4.Сбор лекарственных растений.
5.Чтение художественной литературы:
А. Плешаков «Подружись с крапивой»,
К. Паустовский «Заботливый цветок»,
А. Смирнов «Одуванчик» (из книги «Цветок солнца»),
А. Огнев «Мать-и-мачеха», «Тысячелистник», «Подорожник» и др. (из книги «Тропинка полевая»).
Материал к занятию:
1. Игрушка Ежик-Егорка,
2. Заготовки для конструирования одуванчика и мать-и-мачехи,
3. Белые халаты для лаборантов,
4. Емкости с водой на каждого ребенка,
5. Образцы почвы: рыхлая; утоптанная,
6. Физкультминутка «Цветок»,
7. Цветочный горшок,
8. Дренаж,
9. Почва для посадки растения,
10. Черенок пеларгонии,
11. Лейка с водой,
12. Совочки и лопаточки,
13. Карандаши и бумага для зарисовки схем,
14. Текст песни «Лекарственные травы»,
15. Атрибуты для украшения группы: елки, пеньки, цветы.
ХОД ЗАНЯТИЯ
-Ребята, к нам в гости пришел Ежик Егорка. Он только что проснулся от зимней спячки. И очень сильно соскучился по теплому солнышку и весенним цветам. Но солнышко за окном светит, а цветы еще не расцвели. Давайте поможем Егорке. Пусть на нашей волшебной поляне расцветут первые весенние цветы – одуванчик и мать-и-мачеха. (Дети из готовых форм собирают растения).
-Чем похожи эти растения? ( Зацветают весной, лекарственные, цветут желтыми цветами).
-А чем отличаются? (У одуванчика появляются сначала листья, а потом цветы, а у мать-и-мачехи – наоборот).
-Егорка, тебе нравится такая полянка? (Ежик весело смеётся).
-Ребята, пусть Егорка сидит на полянке и любуется цветами. А я приглашаю вас в научную лабораторию. Но чтобы стать настоящим ученым, надо пройти трудный и долгий путь. И мы постараемся его пройти.
ИГРА: «Что ни шаг, то лекарственное растение».
Дети называют лекарственное растение и делают один шаг. Затем они подходят к стульчикам, на которых висят белые халаты. Дети надевают их.
-Ребята, а теперь скажите, что нужно растениям, чтобы они выросли? ( Свет, вода, тепло, воздух). Давайте сегодня поговорим о том, где растения берут воздух, как они дышат? Давайте проведем опыт. Садитесь за стол. (Перед каждым ребенком прозрачная ёмкость с водой образец почвы). Предлагаю детям аккуратно опустить почву в воду и понаблюдать, пойдут ли пузырьки. (Пузырьки пойдут, в почве есть воздух).
-А сейчас, ребята, зарисуйте, кто что увидел.
-Ребята, а кто еще живет в земле, кроме корешков растений? (Черви, личинки, кроты, мыши)-Ребята, им всем нужен воздух. А как вы думаете, где воздуха больше: там, где грядки, где люди не топчут, или там, где тропинки, где часто ходят люди? (Предполагаемые ответы детей).
-А давайте проверим, проведем опыт. Перед детьми две емкости с водой. На одной эмблема травки, на другой – отпечаток ноги. И образцы почвы – рыхлая земля и земля утоптанная, с тропинки. Предлагаю одновременно опустить почвенные образцы в банки с водой и наблюдать, в какой из них будет больше воздушных пузырьков. Результат зарисовать.
-Ребята, где легче дышать подземным жителям: в рыхлой почве или утоптанной? А почему воздуха «под тропинкой» меньше? (Если дети затрудняются, помочь с ответом).
-Ребята, мы с вами хорошо поработали, а теперь давайте немного отдохнем.
Физкультминутка «ЦВЕТЫ»
Вырос высокий цветок Руки в вертикальном положении вверху,
На поляне, ладони повернуты друг к другу.
Утром весенним раскрыл Развести пальцы рук.
Лепестки,
Всем лепесткам красоту Ритмично сжимать и разжимать пальцы.
И питанье
Дружно дают под землей Ладони вниз, тыльной стороной прижаты
Корешки. К бедрам, пальцы растопырены.
-Ребята, отдохнули? А сейчас я хочу предложить вам немного поработать. Мы ходили с вами на участок и видели там растение – мать-и-мачеха. А я хочу посадить лекарственное растение – пеларгонию у нас в группе. Это очень полезное растение. Оно очищает воздух, убивает микробы и будет помогать нам в борьбе с гриппом. –Поможете мне? Что нам нужно для этого? (Цветочный горшок).
- Ребята, а что это за камушки? (Дренаж, его кладут на дно горшка).
-А для чего это делают? (Чтобы земля не забивала дырочки, чтобы корни легко дышали, чтобы не застаивалась вода)
-А вот перед вами почва для посадки. (Два образца – один пригоден для посадки, другой – нет).
-Какую почву вы выберите для вашего растения? (Рыхлую, легкую).
-Сейчас в серединке сделаем ямку, углубление, польем водой, опустим черенок и примнем ладошками землю. Еще немного польем и добавим сверху еще немного земли. Вот и посадили мы в группе лекарственное растение.
-Кто помнит, как оно называется? (Пеларгония)
-А поставим мы его на окошко, здесь и свет, и тепло. А поливать его мы будем сами. И будем наблюдать, как оно у нас будет расти.
-А сейчас, ребята, снимите белые халаты и давайте споем нашим гостям песню, чтобы они не забывали обращаться к нам за помощью, мы ведь теперь почти ученые и очень много знаем.
(Дети поют песню).
1. Пусть дожди, пусть снега,
Портится погода,
Мы не будем болеть,
Лечит нас природа!
Припев:
Милый друг, не забудь,
Коль беда случится,
К нам в аптеку загляни
Травами лечиться!
2. Здесь крапива, зверобой,
И малина с мятой,
Свой целебный настой
Дарят вам, ребята!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pochva_-_zhivaya_zemlya_starsh._gr.docx | 22.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по экологии - «Почва – живая земля».
Составила: Рижко С.Г.
Программные задачи.
Закрепить знания детей о природе.
Вырабатывать умение быстро находить правильный ответ.
Дать детям знания о том, что в почве есть воздух, что в результате вытаптывания ухудшаются условия жизни подземных жителей.
Формировать связную речь детей.
Воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней.
Предварительная работа.
1. Рассматривание иллюстраций лекарственных растений.
2.Наблюдение за ростом и цветением лекарственных растений на участке.
3.Беседы о целебных свойствах лекарственных растений.
4.Сбор лекарственных растений.
5.Чтение художественной литературы:
А. Плешаков «Подружись с крапивой»,
К. Паустовский «Заботливый цветок»,
А. Смирнов «Одуванчик» (из книги «Цветок солнца»),
А. Огнев «Мать-и-мачеха», «Тысячелистник», «Подорожник» и др. (из книги «Тропинка полевая»).
Материал к занятию:
1. Игрушка Ежик-Егорка,
2. Заготовки для конструирования одуванчика и мать-и-мачехи,
3. Белые халаты для лаборантов,
4. Емкости с водой на каждого ребенка,
5. Образцы почвы: рыхлая; утоптанная,
6. Физкультминутка «Цветок»,
7. Цветочный горшок,
8. Дренаж,
9. Почва для посадки растения,
10. Черенок пеларгонии,
11. Лейка с водой,
12. Совочки и лопаточки,
13. Карандаши и бумага для зарисовки схем,
14. Текст песни «Лекарственные травы»,
15. Атрибуты для украшения группы: елки, пеньки, цветы.
ХОД ЗАНЯТИЯ
-Ребята, к нам в гости пришел Ежик Егорка. Он только что проснулся от зимней спячки. И очень сильно соскучился по теплому солнышку и весенним цветам. Но солнышко за окном светит, а цветы еще не расцвели. Давайте поможем Егорке. Пусть на нашей волшебной поляне расцветут первые весенние цветы – одуванчик и мать-и-мачеха. (Дети из готовых форм собирают растения).
-Чем похожи эти растения? ( Зацветают весной, лекарственные, цветут желтыми цветами).
-А чем отличаются? (У одуванчика появляются сначала листья, а потом цветы, а у мать-и-мачехи – наоборот).
-Егорка, тебе нравится такая полянка? (Ежик весело смеётся).
-Ребята, пусть Егорка сидит на полянке и любуется цветами. А я приглашаю вас в научную лабораторию. Но чтобы стать настоящим ученым, надо пройти трудный и долгий путь. И мы постараемся его пройти.
ИГРА: «Что ни шаг, то лекарственное растение».
Дети называют лекарственное растение и делают один шаг. Затем они подходят к стульчикам, на которых висят белые халаты. Дети надевают их.
-Ребята, а теперь скажите, что нужно растениям, чтобы они выросли? ( Свет, вода, тепло, воздух). Давайте сегодня поговорим о том, где растения берут воздух, как они дышат? Давайте проведем опыт. Садитесь за стол. (Перед каждым ребенком прозрачная ёмкость с водой образец почвы). Предлагаю детям аккуратно опустить почву в воду и понаблюдать, пойдут ли пузырьки. (Пузырьки пойдут, в почве есть воздух).
-А сейчас, ребята, зарисуйте, кто что увидел.
-Ребята, а кто еще живет в земле, кроме корешков растений? (Черви, личинки, кроты, мыши)-Ребята, им всем нужен воздух. А как вы думаете, где воздуха больше: там, где грядки, где люди не топчут, или там, где тропинки, где часто ходят люди? (Предполагаемые ответы детей).
-А давайте проверим, проведем опыт. Перед детьми две емкости с водой. На одной эмблема травки, на другой – отпечаток ноги. И образцы почвы – рыхлая земля и земля утоптанная, с тропинки. Предлагаю одновременно опустить почвенные образцы в банки с водой и наблюдать, в какой из них будет больше воздушных пузырьков. Результат зарисовать.
-Ребята, где легче дышать подземным жителям: в рыхлой почве или утоптанной? А почему воздуха «под тропинкой» меньше? (Если дети затрудняются, помочь с ответом).
-Ребята, мы с вами хорошо поработали, а теперь давайте немного отдохнем.
Физкультминутка «ЦВЕТЫ»
Вырос высокий цветок Руки в вертикальном положении вверху,
На поляне, ладони повернуты друг к другу.
Утром весенним раскрыл Развести пальцы рук.
Лепестки,
Всем лепесткам красоту Ритмично сжимать и разжимать пальцы.
И питанье
Дружно дают под землей Ладони вниз, тыльной стороной прижаты
Корешки. К бедрам, пальцы растопырены.
-Ребята, отдохнули? А сейчас я хочу предложить вам немного поработать. Мы ходили с вами на участок и видели там растение – мать-и-мачеха. А я хочу посадить лекарственное растение – пеларгонию у нас в группе. Это очень полезное растение. Оно очищает воздух, убивает микробы и будет помогать нам в борьбе с гриппом. –Поможете мне? Что нам нужно для этого? (Цветочный горшок).
- Ребята, а что это за камушки? (Дренаж, его кладут на дно горшка).
-А для чего это делают? (Чтобы земля не забивала дырочки, чтобы корни легко дышали, чтобы не застаивалась вода)
-А вот перед вами почва для посадки. (Два образца – один пригоден для посадки, другой – нет).
-Какую почву вы выберите для вашего растения? (Рыхлую, легкую).
-Сейчас в серединке сделаем ямку, углубление, польем водой, опустим черенок и примнем ладошками землю. Еще немного польем и добавим сверху еще немного земли. Вот и посадили мы в группе лекарственное растение.
-Кто помнит, как оно называется? (Пеларгония)
-А поставим мы его на окошко, здесь и свет, и тепло. А поливать его мы будем сами. И будем наблюдать, как оно у нас будет расти.
-А сейчас, ребята, снимите белые халаты и давайте споем нашим гостям песню, чтобы они не забывали обращаться к нам за помощью, мы ведь теперь почти ученые и очень много знаем.
(Дети поют песню).
1. Пусть дожди, пусть снега,
Портится погода,
Мы не будем болеть,
Лечит нас природа!
Припев:
Милый друг, не забудь,
Коль беда случится,
К нам в аптеку загляни
Травами лечиться!
2. Здесь крапива, зверобой,
И малина с мятой,
Свой целебный настой
Дарят вам, ребята!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по экологии "Почва - живая Земля!"
открытое занятия в подготовительной группе....
Конспект занятия по экологии "День рождения Земли"
Программное содержание: Расширять знания детей об экосистеме «Земля». Учить видеть противоречимость окружающего мира. Уточнить представления детей о разном назначении земли в жизни человека: оздоровит...
Конспект занятия по экологии «Почва — живая Земля» для детей подготовительной группы.
Конспект занятия по экологии для подгоовительной группы...
Конспект занятия по экологии с живым объектом "В гостях у кошки Мурки" младшая группа
Открытое занятие с живым объектом- кошкой...
Конспект занятия по познавательному развитию "Живая земля"
Конспект занятияпо познавательному развитию(экспериментально – опытническая деятельность)в старшей группе Название: «Живая земля»...
Конспект занятия по окружающему миру Живая земля""
Конспект занятия по окружающему миру "Живая земля"...