ПРОЕКТ: «НАРОДНЫЕ ИГРЫ» Автор проекта: Артемихина Татьяна Геннадьевна , воспитатель группы «Рябинка» , КОГОБУ для детей- сирот «Детский дом «Надежда» ОВЗ г.Кирова
проект
Народные игры – это естественная среда, в которой искусство переплетено с жизнью людей. Одно из эффективных, увлекательных и доступных для детей дошкольного возраста средство приобщения к национальной культуре.
Русские народные игры для детей дошкольного возраста являются естественной основой для успешного воспитания. В народных играх дети встречаются с замечательными мелодиями, исполненными подлинно –родным языком. Они приближают ребенка к прекрасному, порождают в сознании ребенка любовь к доброте, благородству, взаимовыручке. Они развивают ловкость, гибкость, силу, моторику, воображение, тренируют реакцию и координацию движений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkie_narodnye_igry_gr._ryabinka_izmena.docx | 46.32 КБ |
proekt_n.i_wecompress.com_.pptx | 921.44 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОЕКТ: «НАРОДНЫЕ ИГРЫ»
Автор проекта: Артемихина Татьяна Геннадьевна , воспитатель группы «Рябинка» , КОГОБУ для детей- сирот «Детский дом «Надежда» ОВЗ г.Кирова
Участники проекта: дети группы «Рябинка», воспитатели.
Вид проекта: оздоровительный, познавательный, коммуникативный.
Продолжительность: краткосрочный.
«Игра есть потребность растущего детского организма…» Н.К.Крупская
Актуальность темы:
Народные игры – это естественная среда, в которой искусство переплетено с жизнью людей. Одно из эффективных, увлекательных и доступных для детей дошкольного возраста средство приобщения к национальной культуре.
Русские народные игры для детей дошкольного возраста являются естественной основой для успешного воспитания. В народных играх дети встречаются с замечательными мелодиями, исполненными подлинно –родным языком. Они приближают ребенка к прекрасному, порождают в сознании ребенка любовь к доброте, благородству, взаимовыручке. Они развивают ловкость, гибкость, силу, моторику, воображение, тренируют реакцию и координацию движений.
Благодаря знакомству с русскими народными играми в дошкольном возрасте, мы сохраняем свои традиции, передаем будущему поколению, тем самым обеспечиваем духовное здоровье детей. Как жили русские люди? Как работали и как отдыхали? Какие игры были у детей? Ответить на эти и подобные вопросы - значит, восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности.
Проект способствует развитию познавательных способностей, включает в себя ознакомление дошкольников с обычаями, традициями, народным творчеством. Приобщить к русско-народным традициям, познакомить с другими играми, "непривычными" для современных детей и тем самым обогащать их познания.
Веселые подвижные игры - это наше детство. Кто не помнит неизменных пряток, салочек, ловишек? Когда они возникли? Кто придумал эти игры? На этот вопрос только один ответ: они созданы народом также, как и сказки, как и песни. Русские подвижные игры имеют многовековую историю, они сохранились и дошли и до наших дней из старины, передавались из поколения в поколение. Русские народные игры ценны для наших детей в педагогическом отношении: они оказывают большое влияние на воспитание ума, характера, воли, укрепляют ребенка. В народных играх много юмора, соревновательного задора, движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными моментами, любимыми детьми считалками и зазывалками.
Русские народные игры издавна служили средством самопознания, в играх проявляются лучшие человеческие качества: доброта, благородство, взаимовыручка, самопожертвование ради других. Народные игры разнообразны, развлекательны и эмоциональны.
Современные дети мало двигаются, меньше, чем раньше играют в подвижные игры из-за привязанности к телевизору, компьютерным играм. Чтобы поддержать интерес детей к народным подвижным играм, они должны их узнать и задача педагога помочь им в этом.
Гипотеза: незаслуженно забытые старые русские народные игры, в которые играли наши дедушки и бабушки, могут быть не менее увлекательными, чем современные компьютерные игры? !
Цель проекта: создание условий для формирования у детей интереса к истории, культуре и традициях русского народа через народные игры.
Задачи проекта:
-формирование у детей целостного отношения к национальной культуре,
традициям и играм русского народа;
формирование представлений о разнообразии народных игр.
- развитие двигательных навыков дошкольников, познавательных способностей детей через представления об обычаях русского народа.
-воспитание интереса к русским народным играм
Материально - технические ресурсы:
- подбор необходимой литературы;
- подбор русских народных игр, хороводов;
-составление картотеки русской народной игры (хороводные, подвижные, малоподвижные); считалок.
- подбор наглядного материала (фотографии);
-создание условий для проведения мероприятия (атрибутов, подбор костюмов).
Предполагаемый результат:
Пробудить интерес к народной игре. Если первый шаг к ее постижению будет успешным, то обязательно появится желание более глубоко изучить игровой фольклор, историю игры, народную культуру в целом.
Этапы реализации проекта.
1.Подготовительный этап:
1 Изучение методической литературы:
1. Литвинова М.Ф. "Русские народные подвижные игры" М., Просвещение, 1988г.
2. Якуб С.К. "Вспомним забытые игры", М., Детская литература, 1988г.
3. Кенеман А.В. "Детские подвижные игры народов мира", М., Просвещение, 1989г.
4. Лямина Л.А. "Народные игры в детском саду"М., 2008г.
5. Куприянова Л.Л. "Русский фольклор", М., Мнемозина, 2002г
2.Подбор материала, игр по теме.
2. Основной этап:
-разучивание считалок, закличек, потешек
- оформление картотеки русских народных игр;
- изготовление масок и костюмов;
- ознакомление детей с русскими народными играми:
-знакомство с содержанием игры
-объяснение содержания игры
-разучивание игр
-проведение игр
3. Заключительный этап:
Организация народной игры «У медведя во бору» с привлечением детей других групп.
Играющие выбирают медведя,и определяют место его берлоги. Дети идут в лес за грибами, ягодами и напевают песенку:
"У медведя во бору
Грибы, ягоды беру!
Медведь постыл,
На печи застыл!
Медведь просыпается, выходит из берлоги, медленно идет по поляне. Неожиданно он быстро бежит за играющими и старается кого-то поймать.
Пойманный становится медведем.
Результат:
У детей возникло желание участвовать в играх, внести их в повседневную жизнь. Дети стали активно использовать в речи потешки, считалки, поговорки, прибаутки. Научились преодолевать неудачи, радоваться успеху других, сформировалось умение постоять за себя, чувство справедливости. Развилась эмоциональная сфера ребенка – дети знакомы с основными видами эмоций – радость, удивление, обида, печаль, со способами их проявлений. «Однако даже если ребёнок и не познает, а лишь «прикоснется» к миру народной игры, свое доброе дело она сделает».
Материал к проекту ПРИЛОЖЕНИЕ
Принципы народной игры:
- Добровольность
- Договорённость
- Отражает особенности развития общества в исторический момент
Структура
- Единая цель
- Игровой зачин («считалка», жеребьевка»)
- Начинается сопределения водящего или разделения играющих на две группы
Классификация народных игр
- Игры-забавы
В этих играх необходимо проявить смекалку и находчивость, быстроту и координацию.
К этим играм относятся : «Жмурки» «Третий лишний»
- Состязательные
Игры, где дети хотят стать сильнее и победить всех
Состязание может быть простым , например, в беге, прыжках, ловкости и усложнённым, например, с канатом , с скакалкой.
К этим играм относятся : «Перетягивание каната» «Вытолкни за круг» «Бой петухов»
- Игры – ловишки
Игры, которые воспитывают такие качества как ловкость,
координацию движений. К таким играм относится игра «Капкан» (двое взявшись за руки ловят третьего)
- Игры, отражающие отношения человека к природе
Русский народ всегда трепетно относился к природе, берёг её прославлял. Такие игры воспитывают доброе отношение к окружающему миру. Игра «У медведя во бору»
Игра "Ворон"
Перед началом игры выбираются птицы (например, ворона, голосу которой они смогут подражать). Выбирается ворона. Пташки летают, кричат. Из гнезда вылетает ворона и кричит: "Кар - р -р! " Пташки прячутся в домик, ворона пытается их поймать.
- Бытовые
Игры, отражающие повседневные занятия наших предков - «Быт русского народа» Игры «Защита укрепления» «Охотники и утки»
- Сезонно-обрядовые
Игры проводятся в определённое время года, соответствуют русским народным праздникам. К таким играм относится игра «Катание яиц»
( Каталочки). Для игры нужны 2 и более игроков . Первый игрок скатывает своё яйцо с горки. Задача каждого игрока - постараться скатить своё яйцо как можно дальше
- Хороводные
Игры, которые основаны на соединении песни с движением. В таких играх действие осуществляется в ритме, словах, участники драматизируют, то о чём поётся в песне.
Хоровод - игра "Ай, гугу! "
Дети встают в круг. Ведущий ведет детей за собой и произносит слова:
Ай, гугу, гугу, гугу,
Не кружится на лугу.
На лугу - то лужица,
Голова закружится.
Ой, вода! Ой, вода!
Вот беда, так беда!
Прыг - скок, прыг - скок,
Прыгал, прыгал и скакал,
Прямо в лужицу попал!
Русские народные считалки
В любой русской народной игре есть обязательно водящий или ведущий. На эту роль обычно бывает много желающих, а выбрать нужно одного, а иногда двоих, для чего и служат считалки и скороговорки. Дети очень любят шутливые, веселые стихи - считалки, быстро их запоминают. Все участники встают в круг, в ряд и один их них четко выговаривает слова, произносит считалку, например:
1.Белки зайцев угощали
И морковку подавали.
Все орешки сами съели
А тебе водить велели!
2. Тили-тели,
На лавочке сидели -
Царь, царевич,
Король, королевич,
Сапожник,
Портной;
А ты кто такой?
3. Мы собрались поиграть.
Ну кому же начинать?
Раз, два, три -
Начинаешь водить ты!
4. Гномик золото искал
И колпак свой потерял!
Сел, заплакал: "Как же быть?"
Выходи, тебе водить!
5. Раз, два, три, четыре,
Пять, шесть,семь,
Восемь, девять, десять
Выплывает
Белый месяц!
Кто до месяца дойдет
Тот и прятаться пойдет.
7
Тот, кто произносит считалку, при каждом слове, а иногда и слоге прикасается поочередно рукой к играющему, не исключая и себя. На кого выпадает последнее слово, тот становится водящим. Если участников много, то считаем по - другому: дети произносят считалку, и на кого падает последнее слово, - выходит из круга, а считалку повторяют до тех пор, пока не останется один играющий.
Часто в играх все участники делятся на две команды, и нужно решить, какая их них начнет игру. В таком случае два игрока, по одному из каждой команды, меряются по палке ("конаются"). Для этого нужно взять палку длиной 40-50 см, один из играющих берет ее за конец, другой плотно прижимая свою руку к руке сверстника, захватывая ее выше, затем первый переносит свою руку выше руки второго и т.д. Какой игрок захватит конец палки, тот и выигрывает в своей команде право начать игру. Есть и более простой способ выбора очередности - угадывание в какой руке лежит предмет. Кто отгадает, той команде и начинать игру.
Заклички
— ещё один компонент народной игры, они относятся к группе фольклора, которая утратила своё значение в мире взрослых и перешла к детям. Это обращения к явлениям неживой природы (к солнцу, дождю, радуге), которые в языческой Руси использовались для определённых земледельческих обрядов. Позднее эти обрядовые действия стали исполняться в детских народных играх, выполняя уже не религиозную, а ритуальную функцию. Чаще всего дети исполняют заклички хором, нередко они становятся игровыми припевками («дождик, дождик пуще, дам тебе я гущи…», «радуга-дуга, наклони свои рога…»). Именно заклички могут «украсить» любую народную игру, сделать её драматичнее, театральнее. Хор детских голосов, дружно выкрикивающий закличку, создаёт в группе хорошее настроение, побуждает к активному действию, заставляет детей подчиняться определённому игровому ритму.
Картотека русских народныех игр.
1. Каравай
Играющие становятся в круг. В середину становится водящий. Все начинают водить вокруг него хоровод и петь песенку:
Как на « имя водящего» именины
Испекли мы каравай
Вот такой вышины! (поднять руки, подняться на цыпочки, показать)
Вот такой нижины! (опустить руки, присесть и показать)
Вот такой ширины! (развести руки, увеличить хоровод, показать)
Вот такой ужины! (свести руки и хоровод к центру, показать)
Каравай-каравай
Кого любишь — выбирай!
После этого водящий выбирает из круга другого игрока:
Я люблю конечно всех,
Только « имя » больше всех.
И танцует в кругу с ним. Потом игра продолжается с новым водящим.
2. Жмурки
Считалкой выбирают ведущего и завязывают ему глаза платком. Он – жмурка. После этого, жмурку отводят в центр комнаты или игровой площадки. Перед тем как начать игру, жмурку поворачивают вокруг себя несколько раз и ведут с ним диалог. Например, такой:
—Где стоишь?
—Где на мосту!
—Что пьешь?
—Квас!
—Лови мышей, а не нас!
После этих слов все игроки разбегаются по площадке, а жмурка должен их ловить. Игроки стараются ходить неслышно, уворачиваются от жмурки, приседают, могут проходить мимо водящего на четвереньках и т.д. Самые ловкие и смелые, могут подойти к водящему совсем близко, легонько похлопать его по плечу или сказать что-нибудь. Например «Я тут!» или «М-я-я-у». Что-то выкрикивать, находясь на большом расстоянии от жмурки, не разрешается. Водящему мало поймать игрока. Он еще должен, не снимая повязки, его узнать. Тот, кто пойман и угадан, становиться новым жмуркой.
При всей простоте у подвижной игры «Жмурки» есть довольно точные правила. Границы территории, на которой проходит игра, четко и заранее оговариваются. Выбегать игрокам за них нельзя. Если за эти границы выходит водящий-жмурка, то игроки кричат ему «Огонь! Горишь!». Точно так же предупреждают жмурку, если он подошел слишком близко к какому-нибудь предмету и рискует удариться. Но словом «Огонь!» нельзя обманывать жмурку, отвлекая от игрока, попавшего в трудное положение.
3. Колечко
Ведущий берет в руки кольцо. Все остальные участники садятся на лавку, складывают ладошки лодочкой и кладут на колени. Ведущий обходит детей и каждому вкладывает в ладошки свои ладони, одному из игроков ведущий незаметно кладет в руки кольцо. Потом отходит на несколько шагов от лавки и произносит нараспев слова:
Колечко, колечко,
Выйди на крылечко!
Кто с крылечка сойдет,
Тот колечко найдет!
Задача игрока, у которого в руках колечко – вскочить с лавки и убежать, а дети, сидящие рядом, должны догадаться, у кого оно спрятано, и постараться придерживая руками, не пустить этого игрока. Если игроку с кольцом не удается убежать, он возвращает кольцо ведущему. А если сумеет убежать, то становится новым ведущим и продолжает игру
4. Ручеек
Выбирается водящий, остальные делятся на пары, желательно разнополые, и сцепляют руки. Пары встают друг за другом, образуя коридор и поднимая руки вверх. Водящий входит в образованный коридор с одного конца и двигается в другой конец коридора, по дороге выбирая себе пару. Он берет понравившегося ему человека за руку, расцепляя стоящую пару. Новая пара вместе идет в конец «ручейка» и встает там, подняв руки вверх. Освободившийся игрок становится водящим, идет в начало «ручейка»и заходит в коридор, выбирая себе человека для пары и так далее….
Если играет очень много народу, водящих может быть несколько.
Игру желательно проводить в быстром темпе, так веселее (только представьте, что только вас выбрали и вы встали, сцепив руки в новой паре, как вас опять выбирают еще раз и снова тянут в ручеек).
Очень хорошо проводить эту игру в большом коллективе, хороший шанс познакомиться и выявить скрытые симпатии мальчишек и девчонок.
5. Карусели
К обручу привязаны ленты. Дети берутся за ленты одной рукой и идут сначала в одну сторону, а затем, поменяв руку, в другую. Обруч держит водящий. «Кататься» на карусели можно под традиционный текст:
Еле, еле, еле, еле, закружились карусели,
А потом, потом, потом, все бегом, бегом, бегом.
Тише, тише, не спешите, карусель остановите.
Раз-два, раз-два, вот и кончилась игра
6.Гуси - лебеди
Участники игры выбирают волка и хозяина, остальные – гуси-лебеди. На одной стороне площадки чертят дом, где живут хозяин и гуси, на другой – живет волк под горой. Хозяин выпускает гусей в поле погулять, гуси уходят от дома довольно далеко. Через некоторое время хозяин зовет гусей, идет между ними перекличка:
- Гуси – гуси!
- Га – га – га.
- Есть хотите?
- Да, да, да.
- Гуси – лебеди! Домой!
- Серый волк под горой.
- Что он там делает?
- Гусей щиплет.
- Ну, бегите же домой!
Гуси бегут в дом, волк пытается их поймать. Пойманные выходят из игры.
Игра кончается, когда почти все гуси пойманы. Последний оставшийся гусь, самый ловкий и быстрый становится волком.
Правила игры. Гуси должны «летать» по всей площадке. Волк может ловить их только после слов «Ну, бегите же домой!».
7. Краски
Участники игры выбирают хозяина и двух покупателей. Остальные игроки – краски. Каждая краска придумывает себе цвет и тихо называет хозяину. После этого хозяин приглашает одного из покупателей. Покупатель стучит:
- Тук, тук!
- Кто там?
- Покупатель.
- Зачем пришел?
- За краской.
- За какой?
- За голубой.
Если голубой краски нет, хозяин говорит: «Иди по голубой дорожке, найди голубые сапожки, поноси да назад принеси!». Если же покупатель угадал цвет краски, то краску забирает себе.
Идет второй покупатель, разговор с хозяином повторяется. И так они подходят по очереди и разбирают краски. Выигрывает покупатель, который набрал больше красок. Если покупатель не отгадал цвет краски, хозяин может дать более сложное задание, например: «Скачи на одной ножке по голубой дорожке».
Правила игры. Хозяином становиться покупатель, который набрал больше красок. Игру можно усложнить, чтобы забрать угадавшую краску, покупатель должен ее догнать.
8.Горелки
Играющие встают парами друг за другом. Впереди всех на расстоянии двух шагов стоит водящий – горелка. Играющие нараспев говорят слова:
Гори, гори ясно, чтобы не погасло.
Стой подоле, гляди на поле,
Едут там трубачи, да едят калачи.
Погляди на небо, звезды горят,
Журавли кричат: «Гу, гу, убегу.
Раз, два, не воронь, а беги, как огонь!»
После последних слов дети, стоящие в последней паре, бегут с двух сторон вдоль колонны. Горелка старается запятнать одного из них. Если бегущие игроки успели взять друг друга за руки, прежде чем горелка запятнает одного из них, то они встают впереди первой пары, а горелка вновь горит. Игра повторяется.
Если горелке удается запятнать одного из бегущих в паре, то он встает с ним впереди всей колоны, а тот, кто остался без пары горит.
Правила игры. Горелка не должен оглядываться. Он догоняет убегающих игроков сразу же, как только они пробегут мимо него.
8.Заря
Дети встают в круг, руки держат за спиной, а один из играющих – заря – ходит сзади с лентой и говорит:
Заря – зарница, красная девица,
По полю ходила, ключи обронила.
Ключи золотые, ленты голубые,
Кольца обвитые – за водой пошла!
С последними словами водящий осторожно кладет ленту на плечо одному из играющих, который, заметив это, быстро берет ленту, и они оба бегут в разные стороны по кругу. Тот, кто останется без места, становиться зарей. Игра повторяется.
Правила игры. Бегущие не должны пересекать круг. Играющие не поворачиваются, пока водящий выбирает, кому положить на плечо ленту.
9. Лапта
Для игры нужны небольшой резиновый мяч и лапта – круглая палка (длиной 60 см, ручка толщиной 3 см, ширина основания 5 – 10 см).
На площадке проводят две линии на расстоянии 20 м. С одной стороны площадки находится город, с другой – кон.
Участники игры делятся на две равные команды. По жребию игроки одной команды идут в город, а другая команда водит. Команда города начинает игру. Метальщик лаптой забивает мяч, бежит через площадку за линию кона и снова возвращается в город. Водящие ловят отбитый мяч и стараются запятнать бегущего. Они могут перебрасывать мяч друг другу, чтобы попасть в бегущего на более близком расстоянии. Если игрокам поля удается запятнать бегущего, они переходят в город. В ином случае игроки остаются на местах. Игра продолжается, мяч забивает второй игрок. По очереди все играющие бьющей команды выступают в роли метальщиков. Но не всегда игрокам удается сразу вернуться в город. В этом случае они ждут, что их выручат. Выручить может только тот, кто далеко отобьет мяч.
Нередко случается и так, что тот, кто ударил по мячу, не смог сразу перебежать за линию кона. Он ждет, когда мяч забьют следующий игрок, - тогда за линию кона бегут два игрока. Может создаться более трудное положение, когда все игроки бьющей команды, кроме одного, находятся за линией кона, тогда игроку, который еще не бил, разрешают ударить трижды. Если он промахнется, то игроки города уступают свое место водящим.
Правила игры. Подавальщики не должны переступать черту города. Тому, кто не может забить мяч лаптой, разрешается его бросить в поле рукой. Команда города переходит в поле, если все игроки пробили мяч, но никто не перебежал за линию кона.
10. Птицелов
Играющие выбирают себе названия птиц, крику которых они могут подражать. Встают в круг, в центре которого – птицелов с завязанными глазами. Птицы ходят, кружатся вокруг птицелова и произносят нараспев:
В лесу, во лесочке, на зеленом дубочке.
Птицы весело поют. Ай! Птицелов идет!
Он в неволю нас возьмет. Птицы, улетайте!
Птицелов хлопает в ладоши, играющие останавливаются на месте, и водящий начинает искать птиц. Тот, кого он нашел, подражает крику птицы, которую он выбрал. Птицелов угадывает название птицы и имя игрока. Играющий становиться птицеловом.
Правила игры. Играющие не должны прятаться за предметы, встречающиеся на пути. Игроки должны останавливаться на месте точно по сигналу.
11. Молчанка
Перед началом игры все игроки произносят певалку:
Первенчики, червенчики, летали голубенчики
По свежей росе, по чужой полосе.
Там чашки, орешки, медок, сахарок –
Молчок!
Как скажут последнее слово, все должны замолчать. Ведущий старается рассмешить играющих движениями, смешными словами, потешками, шутками. Если кто-то засмеется, он отдает ведущему фант. В конце игры дети свои фанты выкупают: по желанию играющих поют песни, читают стихи, танцуют, выполняют интересные движения.
Правила игры. Ведущему не разрешается дотрагиваться руками до игроков. Фанты у всех играющих должны быть разные.
12. Городки
На земле чертят два города и на некотором расстоянии, которое определяется по договоренности, отмечают чертой место, с которого играющие будут метать биту. В каждом городе ставят городки.
Играющие делятся на две команды, равные по силе и ловкости. В каждой команде есть свой ведущий. Начинает игру та команда, которая это право получила по жребию. Игроки одной из команд выбивают городки из города противника. Пока город не разожжен, т. е. не выбито из него ни одной рюхи, бьют с кона; когда же разожгут город, то получают право бить с полукона, т. е. ближе к расположению фигур.
По условию бьют по очереди: сначала игроки одной команды, а затем другой. Цель игры – выбить из города противника все рюхи.
Игра кончается, когда из города выбиты все рюхи. Проигрывает та команда, которая не успела выбить все городки.
Правила игры. Каждый играющий бьет только один раз. Если первый игрок выбил рюху, то все остальные бьют с полукона. Если бита при отбивании рюх не выкатилась из города, то остается там, пока не будет выбита другим игроком этой же команды вместе с рюхами. По окончании игры команды меняются городами. Рюха считается выбитой, если она лежит за чертой города. Каждая команда имеет по две биты. Рюхи ставят у передней черты города или на ней на равном расстоянии от боковых сторон.
13.Бычок серенький
Играющие становятся в круг, с помощью считалки выбирают «бычка». «Бычок» встает в центре, остальные идут по кругу под песенку:
Бычок пестренький,
Долгохвостенький,
Рожки востренькие,
Мы тебя поили,
Мы тебя кормили,
На лужок водили.
Ты нас не бодай,
С нами поиграй,
Скорей догоняй!
«Бычок» им отвечает: «Му-у-у! Догоню!» - бежит за детьми, пытаясь поймать кого-нибудь.
Правила игры. Когда «бычок» осадит игрока, тот должен остановиться. «Бычком» станет тот, кого поймают последним.
14. Тише едешь – дальше будешь
Играющие становятся на одну черту, а водящий шагов на 10 впереди.
Он поворачивается к всем спиной и говорит: «Тише едешь – дальше будешь!», после чего разворачивается лицом. Остальные игроки в это время должны незаметно сделать один шаг вперед. Тот, движение которого водящий заметил, возвращается на один шаг назад.
Так играют, пока кто-нибудь не окажется на одной черте с водящим. Игра повторяется.
Правила игры. Игроки не могут сделать шаг, пока водящий не произнес свои слова.
15. Прятки
Участвуют обычно непроизвольное число игроков. Выбирается водящий и какой-нибудь предмет – «кон» (дверь, стена и др.). водящий считает до 20 (возможны различные варианты слов, которые он произносит), остальные в это время прячутся. Водящий находит кого-либо, после чего они наперегонки должны добежать до «кона» и дотронуться до него.
Правила игры. Тот, кого находят первым, становится водящим.
16.Яша
Эта игра – хороводный вариант «Жмурок».
Из числа играющих по считалки выбирают водящего – «Яшу». Играющие становятся в круг, в центре сажают Яшу, завязывают ему глаза, после чего образуют вокруг водящего замкнутую цепь, взявшись за руки, приговаривая:
Сиди, сиди, Яша,
Ты забава наша.
Ты грызешь орешки
Для своей потешки.
Яша делает вид, будто грызет орехи. При последнем слове играющие останавливаются, хлопают в ладоши, а Яша, встав, с закрытыми глазами кружится. Играющие поют:
Свои руки положи,
Имя правильно скажи.
Яша с закрытыми глазами подходит к кому-нибудь, дотрагивается до него и отгадывает, кто это.
Правила игры. Играющие не должны подсказывать водящему.
17.Вышибала
Выбирают двух водящих по считалке. На земле чертят большой прямоугольник или круг.
Водящие (вышибалы) встают друг напротив друга, один из них держит в руках мяч. Остальные игроки стоят между ними, но как можно дальше от того, у кого в руках мяч. Задача водящих – осалить мячом всех, находящихся в прямоугольнике, те же стараются увернуться, перебегают от одной стороны к другой. Играющие могут ловить мяч, набирая тем самым себе «свечи». Каждая «свеча» дает возможность играющему оставаться в игре до тех пор, пока его не выбьют. Осаленный игрок выходит из игры.
Игра заканчивается тогда, когда выбит последний игрок. Побеждает тот, кто остается последним. Ну а те, которые были выбиты первыми, становятся водящими.
Правила игры. Играющие не могут выходить за линию круга (прямоугольника).
18. У дедушки Трифона
Все играющие становятся в круг и берутся за руки. Водящий выходит в круг и говорит: «Ну, сынки мои, я – дедушка Трифон. Что я буду делать, то и вы делайте». Скажет это водящий и запоет. Весь хоровод идет по кругу, и все поют:
У дедушки Трифона,
Семеро детей.
Семеро детей,
Семь сыновей.
Дедушка Трифон показывает, какие огромные глаза у его сыновей, и поет: «С такими глазами». Все остальные останавливаются и показывают, какие у них огромные глаза, повторяют: «С такими глазами». И снова идут по кругу.
Они не пили, не ели,
Все на дедушку глядели
И все делали вот так!
И все делали вот так!
Остальные подхватывают. А дедушка Трифон выдумывает разные движения и показывает. Играющие должны проворно и быстро повторить все движения и разом остановиться. При каждом новом движении говорят:
И все делали вот так!
И все делали вот так!
Правила игры. Игрок, не успевающий или ошибающийся, становится рядом с дедушкой и повторяет его действия и всех остальных.
19. Пирог
Выбирают водящего по считалке, становятся в две шеренги, друг против друга. Водящий приседает в центре – он «пирог». Все поют и двигаются:
Экий он высоконький, Руки поднимаются вверх.
Экий он широконький, Руки разводятся в стороны.
Экий он мягонький. Руками гладят живот.
Первый из каждой шеренги бежит и дотрагивается до «пирога». Кто первый задел – уводит «пирог» к себе в шеренгу. Кто опоздал – становится «пирогом». Игра продолжается пока интересно играть.
Литература:
- Возвращение к истокам: Народное искусство и детское творчество: Учебно-методическое пособие/Под ред. Т.Я. Шпикаловой, Г.А. Поровской. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000.
- Лунина Г.В. Воспитание детей на традициях русской культуры. – М.: ЦГЛ, 2005.
- Лялина Л.А. Народные игры в детском саду: Методические рекомендации. – М.: ТЦ Сфера, 2008.
- Сборник подвижных игр. Для работы с детьми 2 – 7 лет / Авт.-сост. Э.Я. Степаненкова. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011.
- Шмаков С.А. Учимся, играя: Методическое пособие. – М.: ЦГЛ, 2004.
КОГОБУ для детей- сирот «Детский дом «Надежда» ОВЗ г.Киров
ПРОЕКТ: «НАРОДНЫЕ ИГРЫ»
Автор проекта:
Артемихина Татьяна Геннадьевна , воспитатель группы «Рябинка»
Киров 2020
ОГЛАВЛЕНИЕ
I. ПРОЕКТ
1.Актуальность темы
2.Гипотеза
3.Цель проекта
4.Задачи проекта
5.Материально-технические ресурсы
6.Предполагаемый результат
II. ПРИЛОЖЕНИЕ
1.Принципы народной игры
2. Структура народной игры
3. Классификация народных игр
4.Русские народные считалки
5.Заклички
6. Картотека русских народных игр
7.Литература
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Вид проекта: оздоровительный, познавательный Продолжительность: краткосрочный « Игра есть потребность растущего детского организма…» Н.К.Крупская
Актуальность темы: Русские народные игры для детей дошкольного возраста являются естественной основой для успешного воспитания. Благодаря им мы сохраняем свои традиции, обеспечиваем духовное развитие. Народные игры ценны для наших детей в педагогическом отношении: они оказывают большое влияние на воспитание ума, характера , воли, укрепляют ребенка. Всё новое - это хорошо забытое старое. Русские народные подвижные игры не должны быть забыты. Они дадут положительные результаты тогда, когда исполнят своё главное назначение – доставят детям удовольствие и радость, а не будут учебным занятием.
ГИПОТЕЗА: Незаслуженно забытые старые русские народные игры, в которые играли наши дедушки и бабушки, могут быть не менее увлекательными, чем современные компьютерные игры ? !
Цель проекта: C оздание условий для формирования у детей интереса к истории, культуре и традициях русского народа через народные игры.
Задачи проекта: -формирование у детей целостного отношения к национальной культуре, -традициям и играм русского народа; -формирование представлений о разнообразии народных игр. - развитие двигательных навыков дошкольников, познавательных способностей детей через представления об обычаях русского народа. -воспитание интереса к русским народным играм
Материально - технические ресурсы - подбор необходимой литературы; - подбор русских народных игр, хороводов; -составление картотеки русской народной игры (хороводные, подвижные, малоподвижные); считалок. - подбор наглядного материала (фотографии); -создание условий для проведения мероприятия
Предполагаемый результат Пробудить интерес к народной игре. Если первый шаг к ее постижению будет успешным, то обязательно появится желание более глубоко изучить игровой фольклор, историю игры, народную культуру в целом.
Этапы реализации проекта 1.Подготовительный этап: 1 Изучение методической литературы: - Литвинова М.Ф. "Русские народные подвижные игры" М., Просвещение, 1988г. - Якуб С.К. "Вспомним забытые игры", М., Детская литература, 1988г. - Кенеман А.В. "Детские подвижные игры народов мира", М., Просвещение, 1989г. - Лямина Л.А. "Народные игры в детском саду"М., 2008г. - Куприянова Л.Л. "Русский фольклор", М., Мнемозина, 2002г 2.Подбор материала, игр по теме.
2. Основной этап: -разучивание считалок, закличек , потешек - оформление картотеки русских народных игр; - изготовление масок и костюмов; - ознакомление детей с русскими народными играми: -знакомство с содержанием игры -объяснение содержания игры -разучивание игр -проведение игр
Разучивание считалки: Раз, два, три, четыре, пять, Мы собрались поиграть. К нам сорока прилетела И тебе водить велела.
Никого не вижу, никого не слышу, И играть я тоже не хочу
Разучивание игры «Ручеёк» В ворота ручей бежит и тихонько так журчит. Ты, дружок, остановись И друг другу поклонись
Хорошо мы поиграли, Всех друзей своих созвали.
Разучивание игры « У медведя во бору» У медведя во бору грибы-ягоды беру. А медведь не спит всё на нас рычит
Мы медведя приласкали, Мы его пощекотали. Зарычал медведь- беда! Разбегайтесь , кто куда!
Злой медведь! Не бери больших! Бери маленьких, косолапеньких !
3. Заключительный этап: О рганизация народной игры «У медведя во бору» с привлечением детей других групп. Играющие выбирают медведя,и определяют место его берлоги. Дети идут в лес за грибами, ягодами и напевают песенку: "У медведя во бору Грибы, ягоды беру! Медведь постыл, На печи застыл! Медведь просыпается, выходит из берлоги, медленно идет по поляне. Неожиданно он быстро бежит за играющими и старается кого-то поймать. Пойманный становится медведем.
Мишка не спит, всё на нас рычит.
Мишка выспался в берлоге, уноси скорее ноги.
Мишка встал и зарычал, кто не успел , тот опоздал.
Добрый Мишка рядом с нами Мы останемся друзьями.
Результат: У детей возникло желание участвовать в играх, внести их в повседневную жизнь. Дети стали активно использовать в речи потешки , считалки, поговорки, прибаутки. Научились преодолевать неудачи, радоваться успеху других, сформировалось умение постоять за себя, чувство справедливости. Развилась эмоциональная сфера ребенка – дети знакомы с основными видами эмоций – радость, удивление, обида, печаль, со способами их проявлений. «Однако даже если ребёнок и не познает, а лишь «прикоснется» к миру народной игры, свое доброе дело она сделает».
Принципы народной игры: Добровольность Договорённость Отражает особенности развития общества в исторический момент
Структура народной игры Единая цель Игровой зачин («считалка», жеребьевка») Начинается с определения водящего или разделения играющих на две группы
Классификация народных игр: Игры-забавы Состязательные Игры – ловишки Игры, отражающие отношения человека к природе Бытовые Сезонно-обрядовые Хороводные
Спасибо за внимание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОЕКТпо Социально – личностному направлению, как элементу работы воспитателя«Развитие игровой деятельности у детей, через знакомство с русскими народными сказками»
ПРОЕКТпо Социально – личностному направлению, как элементу работы воспитателя«Развитие игровой деятельности у детей, через знакомство с русскими народными сказками»...
Консультация для воспитателей. "Речь воспитателя - основной источник речевого развития детей в детском саду. Требования к культуре речи воспитателя"
Главную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет воспитатель и его речь, поскольку большее время в этот период своей жизни дошкольник проводит именно с ним....
Консультация для воспитателей: «Речь воспитателя - основной источник речевого развития детей в детском саду»
Требования к культуре речи воспитателя.Овладение родным языком как средством и способом общения и познания является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное д...
Консультация для воспитателей. "Речь воспитателя - основной источник речевого развития детей в детском саду. Требования к культуре речи воспитателя"
Главную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет воспитатель и его речь, поскольку большее время в этот период своей жизни дошкольник проводит именно с ним. Для ребенка непрем...
Проект: «Безопасность на прогулке в зимний период» воспитанников старшей группы «Рябинка»
Проект по ОБЖ в зимний период для детей старшего дошкольного возраста...
Консультация для воспитателей. Речь воспитателя - основной источник речевого развития детей в детском саду. Требования к культуре речи воспитателя.
Овладение родным языком как средством и способом общения и познания является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особе...
Консультация для воспитателей. Речь воспитателя - основной источник речевого развития детей в детском саду. Требования к культуре речи воспитателя.
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"26304283","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...