Проект «Солнце, воздух и вода -наши лучшие друзья или враги!»
проект
Проект «Солнце, воздух и вода -наши лучшие друзья или враги!»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
проект | 162.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект
«Солнце, воздух и вода —
наши лучшие друзья или враги!»
Паспорт проекта
Название и тип проекта | Оздоровительный и познавательно-исследовательский проект «Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья или враги!» |
Автор-разработчик | Воспитатель Кононенко Людмила Сергеевна |
Участники проекта | Воспитатели группы № 4, дети разновозрастной группы (2- 5лет). |
Сроки | Краткосрочный (10 дней) |
Основания для разработки проекта |
|
Цель проекта | Оптимально реализовать оздоровительную, развивающую и воспитательную составляющие в образовательном процессе с детьми в летний период. |
Задачи |
|
Планируемые результаты проекта | Для детей:
Для воспитателя:
|
Этапы проведения проекта | I этап. Подготовительный. Цель: Создание условий для реализации краткосрочного проекта. II этап. Практический. Цель: Оздоровление и познавательное развитие дошкольников посредством различных форм и методов взаимодействия. III этап. Заключительный. Цель: Обобщение итогов и представление продуктов проекта. |
Форма итогового мероприятия | Физкультурно-оздоровительное развлечение на улице «Солнце, воздух и вода!» |
Продукты проекта |
|
Актуальность проекта
Лето – прекрасная и удивительная пора! Летом в режиме дня Дома ребенка предусматривается максимальное пребывание детей на открытом воздухе. Очень важно, чтобы жизнь детей в этот период была содержательной и интересной.
Дети 2-5лет только начинают изучать окружающий нас мир. И поэтому немаловажно для детей этого возраста развитие элементарных сенсорных представлений, наглядно-действенного мышления. Опытно-исследовательская деятельность, дидактические игры способствуют развитию у детей познавательной активности.
А подвижные игры, развлечения, утренняя гимнастика, физкультура на свежем воздухе, игры с песком обеспечивают необходимый уровень физического и психического здоровья детей.
Актуальность данного проекта состоит в том, что в нем объединены мероприятия по физическому развитию с мероприятиями познавательного развития в единый образовательный процесс. Включены здоровьесберегающие технологии (технологии сохранения и укрепления здоровья, технологии обучения здоровому образу жизни, коррекционные технологии).
Тем самым обеспечено разностороннее и гармоничное развитие ребенка в летний период, укрепление его психического здоровья и позитивная адаптация в окружающем социальном и природном мире.
При разработке проекта учтены следующие моменты:
- социальный заказ общества на социальное воспитание детей, их интеграцию в окружающий социальный мир;
- применение принципов, соответствующих личностно-развивающему и гуманистическому характеру взаимодействия взрослых и детей.
Таким образом, на основании актуальности данного направления были определены цель и задачи проекта.
Цель: Оптимально реализовать оздоровительную, развивающую и воспитательную составляющие в образовательном процессе с детьми в летний период.
Задачи:
- Создать условия для физического и познавательного развития детей в летний период.
- Оздоровить воспитанников посредством применения здоровьесберегающих технологий и физической активности.
- Расширять представление о свойствах воды, песка, бумаги.
- Побуждать детей к разнообразным действиям с водой, песком и бумагой.
- Обогащать сенсорные формы контакта с природой, предметной и социальной средой.
- Развивать координацию и мелкую моторику рук.
Механизм реализации проекта
- Выставки детских рисунков.
- Изготовление дидактических.
- Знакомство с художественной и фольклорной литературой.
- Составление картотеки стихотворений, потешек, загадок по данной теме.
- Сюжетно-ролевые игры, игры с песком, водой, бумагой, подвижные игры, дидактические игры.
- Беседы с детьми о воде, о солнце, о воздухе.
- Чтение фольклорных и литературных произведений, загадывание загадок.
- Физкультурно-оздоровительное развлечение на улице.
Методы и средства реализации проекта
Методы | Средства |
Словесные методы: Объяснение, беседа, пояснения, вопросы к детям, образный сюжетный рассказ. | - фольклор (песни, потешки, заклички, сказки, пословицы, скороговорки, загадки и др.); - поэтические и прозаические произведения (стихотворения, литературные сказки, маленькие рассказы). |
Наглядные методы: Иллюстрирование, демонстрация, показ. | Наблюдаемые объекты, предметы, явления. Применение картинок, рисунков, изображений, символов, иллюстрированных пособий: плакатов, картин, репродукций, карточек. Демонстрация опытов, мультфильмов, слайдов, диафильмов. Различные действия и движения, манипуляции с предметами и др. |
Методы проблемного обучения: Познавательное проблемное изложение. Диалогическое проблемное изложение. Элементарный анализ; сравнение по контрасту и подобию, сходству. Элементарные основы группировки и классификации, моделирования и конструирования; приучение к самостоятельному поиску ответов на вопросы. | Сочетание разнообразных средств, использование художественного слова. Объекты и явления окружающего мира. Различный дидактический материал. Материал для экспериментирования. Задачи на решение проблемных ситуаций. |
Методы, вызывающие эмоциональную активность: Воображаемая ситуация, сюрпризные моменты, поощрение детей за внимательность, доброжелательность, сотрудничество. | Сочетание разнообразных средств, использование художественного слова (коротких рассказов, познавательных сказок, стихотворений, загадок, поговорок, закличек, потешек); включение игровых и сказочных персонажей; использование игр-«секретиков» как средства, обеспечивающего «эмоциональное погружение» в тему. |
Организация развивающей предметно-пространственной среды
Для реализации задач проекта и в соответствии с требованиями ФГОС ДО необходимо создать предметно–пространственную среду в группе, которая бы обеспечила речевую, игровую и познавательную активность, а также возможность самостоятельной игровой деятельности по теме.
Важно:
1. Оформить развивающую зону по познавательно-исследовательской деятельности, в которой бы присутствовали игровые модули, сенсорные, дидактические игры и пособия.
2. Предусмотреть полифункциональные предметы, предметы-заместители и природные материалы, пригодные для использования в познавательно-исследовательской (опытнической) деятельности по данной теме.
3. Подобрать специальные книги, альбомы и демонстрационный материал.
4. Пополнить тематическую видеотеку для малышей.
Содержание проекта
Задачи проекта реализуются во всех 5 образовательных областях развития дошкольников.
Образовательная область | Задачи |
Социально-коммуникативное развитие | Прививать детям элементарные культурно-гигиенические навыки и навыки оздоровления. Способствовать развитию самостоятельности и активности. Формировать умение общаться со взрослыми и сверстниками. |
Познавательное развитие | Сформировать элементарные представления дошкольников о строении собственного тела. Сформировать представления о здоровом образе жизни и его важности. Познакомить с обобщенными способами исследования разных предметов и объектов окружающей жизни. Сформировать элементарные представления о предметах и объектах, их свойствах и применении в практической жизни. |
Речевое развитие | Обогащать словарь детей глаголами, существительными и прилагательными по темам оздоровления и опытнической деятельности. Активизировать речь в процессе проведения элементарных опытов и наблюдений. Познакомить с явлениями природы посредством чтения и обсуждения литературных и фольклорных произведений. |
Художественно-эстетическое развитие | Развивать способность отображать полученные знания в продуктивной деятельности. |
Физическое развитие | Развивать мелкую моторику рук. Обеспечить двигательную активность дошкольников посредством подвижных игр. |
Планирование
I этап. Подготовительный
Цель: Создание условий для реализации краткосрочного проекта.
День проекта | Мероприятия этапа |
Первый день | Составление картотеки игр и разработка игровых образовательных ситуаций и опытов для детей. Пополнение развивающей предметно-пространственной среды в группе по теме проекта. |
Второй день | Разработка сценария физкультурно-оздоровительного развлечения на улице «Солнце, воздух и вода!» |
II этап. Практический
Цель: Оздоровление и познавательное развитие дошкольников посредством различных форм и методов взаимодействия.
День проекта | Мероприятия этапа |
Третий день |
|
Четвертый день |
|
Пятый день |
|
Шестой день |
|
Седьмой день |
|
Восьмой день |
|
III этап. Заключительный
Цель: Обобщение итогов и представление продуктов проекта.
День проекта | Мероприятия этапа |
Девятый день | Организация комплексной выставки детских работ по теме проекта. Организация фотовыставки по итогам различных мероприятий. |
Десятый день | Проведение физкультурно-оздоровительного развлечения на улице «Солнце, воздух и вода!» Методическая папка воспитателя «Познавательное развитие детей 2-5 лет посредством проведения опытов». |
Литература:
- Батова И.С. Познавательно-исследовательская деятельность детей. Опыты и эксперименты с веществами. – Волгоград, Учитель, 2016.
- Воспитание безопасного поведения дошкольников на улице /Хромцова Т.Г. – М.: Центр педагогического образования, 2007.
- Дыбина О.В., Поддьяков Н.Н. Ребенок в мире поиска. Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
- Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – М,: ТЦ Сфера, 2002.
- Ефанова З.А. Познание предметного мира. Комплексные занятия. Группа раннего возраста (от 2 до 3 лет). – Волгоград, Учитель, 2016.
- Зубкова Н.М. Воз и маленькая тележка чудес. Опыты и эксперименты для детей от 3 до 7 лет. – СПб.: Речь, 2006.
- Зыкова О.А. Экспериментирование с живой и неживой природой.-М.: «ЭЛТИ-КУДИЦ», 2012.
- Иванова А.И. Организация детской исследовательской деятельности. – М.: Сфера 2017.
- Иванова А.И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2009.
- Картушина М.Ю. «Программа оздоровления дошкольников «Зеленый огонек здоровья». – М.: Сфера, 2009.
- Новикова И.М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников - М.: Мозаика-Синтез, 2010.
- Павлова М.А., Лысогорская М.В. «Здоровьесберегающая система дошкольного образовательного учреждения» - Волгоград: Учитель, 2012.
- Пантелеева Е.В. Дыхательная гимнастика для детей.- Человек, 2012.
- Яковлева Т.С. Здоровьесберегающие технологии воспитания в детском саду. - М.: Школьная Пресса, 2006.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Опыты с водой.
Опыт №1: «Тёплая, холодная вода».
Цель: познакомить детей со свойствами воды.
Ход опыта: воспитатель предлагает детям игрушки уточки, рыбки. В один таз наливает тёплую воду – там будут плавать уточки. В другой таз наливает холодную воду – там будут плавать рыбки. Утята любят купаться в тёплой воде, а рыбки холодной. Дети выполняют действия, учатся различать холодную и тёплую воду.
Опыт №2: «Тонет, не тонет».
Цель: познакомить со свойствами материалов.
Ход опыта: Воспитатель предлагает детям мячик, кораблик, камушки. Ребята, посмотрите какой у меня мячик? Красивый? Мячик, ребята, резиновый. Давайте опустим его в воду! Что произошло с мячом? Он плавает!
- это что? Кораблик. Какой он? Красивый, большой. Давайте опустим его в воду? Что он делает? Плавает.
- это что? Камешки. Они тоже хотят плавать. Что сними произошло? Утонули.
Опыт №3: «Разноцветная водичка».
Цель: познакомить со свойствами воды.
Ход опыта: на столе у воспитателя стаканчики с чистой водой и разноцветная гуашь (синея, красная, жёлтая). Воспитатель предлагает в каждый стаканчик добавить разноцветной гуаши. Вода изменяет цвет. Стала красной, желтой, синей и т. д.
Опыт №4: «Водичка сладкая, солёная».
Цель: познакомить детей со вкусовыми качествами воды (сладкая, солёная).
Ход опыта: на столе у воспитателя стаканчики с чистой водой. Воспитатель предлагает детям насыпать в один стакан соли. Размешивает. Предлагает детям попробовать. Какая водичка получилась? Солёная. А теперь добавляет в чистый стакан с водой сахара. Размешивает. Какая водичка? Сладкая.
Игры с песком
Игра №1 «Лепка пирожков из песка»:
Воспитатель: Ребятки, давайте напечём пирожков. Из какого песка мы будем лепить пирожки?
Дети: Из мокрого.
Воспитатель раздаёт формочки. Давайте слепим пирожки из сухого песка.
Дети лепят пирожки, те рассыпаются.
Воспитатель: Попробуем слепить пирожки из мокрого песка. Накладывайте много песка и прихлопывайте его совочком. Воспитатель: помогает детям наполнить формочки песком, аккуратно перевернуть на большой поднос.
Воспитатель: Посмотрите, какие красивые пирожки получились! Так из какого песка лепят пирожки?
Дети: Из мокрого песка.
Игра №2 «Песочные человечки» Рисуем ручками на песке.
Ход игры: Воспитатель рисует на песке человечков. Затем пальчиком ребенка. После этого дети рисуют человечка самостоятельно. Впоследствии, собираясь идти играть в песочницу, можно сказать ребенку:
“Мы идем в гости к песочным человечкам” или ”Мы идем играть с
песочными человечками”.
Смешные человечки
- песочнице живут И без горячей печки Куличики пекут.
“Мы пришли в гости к песочным человечкам и будем вместе с ними играть. Давай нарисуем на песке самих песочных человечков. Вот они какие!”
Стихи, потешки, загадки.
***
Водичка, водичка, Умой моё личико, Чтобы глазоньки блестели, Чтобы щёчки краснели, Чтоб смеялся роток, Чтоб кусался зубок.
***
Зайка начал умываться, Видно в гости собирался, Вымыл ротик, Вымыл носик, Вымыл ухо, Вот и сухо!
***
Бегу я как по лесенке, По камушкам звеня,
Издалека по песенке Узнаете меня.
(Ручеек)
Катится по голубому блюдечку
Золотое яблочко
(солнце и небо)
Ты весь мир обогреваешь
Ты усталости не знаешь,
Улыбаешься в оконце,
- зовут тебя все.
(солнце)
Бежал по тропке луговой -
Кивали маки головой.
Бежал по речке голубой -
Речка сделалась рябой.
(Ветер)
По городу дождик осенний гулял, Зеркальце дождик свое потерял. Зеркальце то на асфальте лежит, Ветер подует - оно задрожит.
(Лужа)
Закаляют нас всегда
Солнце, воздух и.
(Вода)
Пушистая вата
Плывет куда-то.
Чем вата ниже,
Тем дождик ближе
(Облака)
***
Чтобы завтра сильным встать,
Нужно солнышку поспать.
Рано утром пробудиться
И на небо возвратиться.
***
Тучка прячется за лес,
Смотрит солнышко с небес.
- такое чистое, Доброе, лучистое. Если б мы его достали, Мы б его расцеловали!
***
Кран, откройся!
Нос, умойся!
Глаз, купайся!
Грязь, смывайся!
Подвижные игры для детей 2-5 лет
1. ПОКАЖИ ЦВЕТОК
Цель: развивать быстроту, ловкость, внимание.
Ход игры: Играющие делятся на две группы и выстраиваются в шеренгу друг против друга, держа руки за спиной. В центре между шеренгами стоит один игрок. В каждой команде выбирают ведущего, которому дают цветок. Ведущий позади своей команды незаметно вкладывает цветок в руку одному из детей. После этого игрок в центре дает команду: «Покажи цветок!» Дети с цветками должны выбежать и отдать свой цветок ведущему. Побеждает тот, кто быстрее отдаст цветок.
2. ЦВЕТЫ
Цель: развивать быстроту, ловкость, внимание.
Ход игры: Каждый играющий выбирает себе название какого-нибудь цветка. Одно и то же название не может быть у нескольких детей. По жребию выбранный цветок, Например «Роза», начинает игру: вызывает какой-нибудь цветок, например мак. «Мак»бежит, а «Роза» его догоняет. Когда ему грозит опасность быть пойманным, он произносит название какого-нибудь другого цветка, убегает следующий цветок. Пойманный меняет свое название и снова включается в игру. Нельзя повторно придумывать одно и то же название цветка.
3. ВОРОБЫШКИ И КОТ
Цель: развивать двигательные умения, быстроту, умение слушать команду.
Ход игры: Границы площадки очерчиваются или отмечаются флажками. На одном конце площадки размещаются на скамейках «воробышки». На другом конце место для «автомобиля» - «гараж». Воробышки вылетают из гнезда, - говорит воспитатель. Дети спрыгивают со скамеек (высота 10-15 см, начинают бегать, прыгать на двух ногах. По сигналу появляется «автомобиль» - воспитатель. Воробышки улетают в «гнезда» (при этом каждый занимает свое место – гнездо). «Автомобиль» возвращается в «Гараж». Игра продолжается.
4. ГУСИ-ЛЕБЕДИ
Цель: развивать быстроту, ловкость, умение слушать команду.
Ход игры: Выбирается волк и хозяин, остальные – гуси-лебеди. На одной стороне площадки чертят дом, где живут хозяин и гуси, на другой – живет волк под горой. Хозяин выпускает гусей в поле погулять. Гуси уходят от дома подальше. Через некоторое время хозяин зовет гусей. Идет перекличка между хозяином и гусями:
-Гуси-гуси!
-Га-га-га.
-Есть хотите?
-Да-да-да.
-Гуси-лебеди! Домой!
-Серый волк под горой!
-Что он там делает?
-Рябчиков щиплет.
-Ну бегите же домой!
Гуси бегут в дом, волк пытается их поймать. Пойманные выходят из игры. Игра кончается, когда почти все гуси пойманы. Последний оставшийся гусь, самый ловкий и быстрый, становится волком.
5. ПЧЕЛЫ
Цель: развивать быстроту, ловкость, внимание, память.
Ход игры: Выбирается ребенок – «цветок». Дети делятся на две группы: «Сторожа» и «Пчелы». «Сторожа», взявшись за руки, ходят вокруг «Цветка» и говорят:
Пчелки яровые, Крылья золотые, Что вы сидите, В поле не летите?
Аль вас дождичком сечет,
Аль вас солнышком печет?
Летите за горы высокие,
За леса зеленые-
На кругленький лужок,
На лазоревый цветок.
«Пчелы» стараются забежать в круг, а «сторожа», то поднимая, то опуская руки, мешают им. Как только одной из «пчел» удастся проникнуть в круг и коснуться «цветка», «сторожа», не сумевшие уберечь «Цветок», разбегаются. «Пчелы» бегут за ними, стараясь «ужалить» - коснуться рукой.
6. БАБОЧКА И ЦВЕТОЧКИ
Цель: развивать быстроту, ловкость, двигательные умения, внимание, аккуратность.
Ход игры: Среди детей выбираются «бабочка» и водящий. Остальные становятся в круг – они «цветы». По сигналу «бабочка» улетает от водящего, который ее ловит, и прячется то у одного цветка, то у другого. «Цветочек» должен успеть обхватить «бабочку» руками – «лепестками», пока ее не коснулся водящий. Если водящий поймал «бабочку», то становится «бабочкой», а «бабочка» - водящим. При следующих повторах игры водящий и «бабочка» выбираются жребием.
7. МЕДВЕДИ И ПЧЕЛА
Цель: развивать быстроту, внимание, двигательные умения.
Ход игры: Дети делятся на две неравные группы. Примерно одна треть детей – «медведи», остальные – «пчелы». В одной стороне площадки «лес», а в противоположной – «луг». «Пчелы» должны быть в «лесу». По сигналу воспитателя «пчелы» летят на «луг» и жужжат. Как только все «пчелы» улетят, «медведи» идут в «лес» за медом. По сигналу воспитателя «Медведи!» «пчелы» летят и жалят «медведей», не успевших убежать. Игра повторяется 2-3 раза.
8. ЕЖИК И ГРИБЫ
Цель: развивать мышцы ног, рук, спины, быстроту и ловкость движений.
Ход игры: Из числа играющих выбирается ежик. Детям дают названия грибов. Ведущий спрашивает у ежика:
-За чем пришел?
-За грибком.
-За каким?
Еж называет гриб. Гриб выбегает, еж его ловит. Если названного ежом гриба нет, то ведущий прогоняет ежа. Игра продолжается до тех пор, пока не соберет все грибы.
9. ЯГОДА
Цель: развивать мышцы рук, ног, спины с помощью упражнений.
Ход игры: Взявшись за руки, дети образуют круг. Водящий встает в центр круга и говорит:
Ягода, червивая ягода, Ветер дует, она падает.
Пока водящий произносит эти слова, игроки бегут по кругу. С окончанием фразы все должны быстро присесть на корточки. Тот, кто не сумеет это выполнить, то есть сделает хотя бы один шаг или упадет, выбывает из игры. Игра продолжается до тех пор, пока в кругу не останется трое игроков. Они объявляются победителями. Бегущим по кругу игрокам не разрешается разъединять руки. Из двух игроков, нарушивших правило, выходит из игры один – то, у кого окажется свободной правая рука.
10. СОБИРАЕМ ЯГОДЫ
Цель: развивать быстроту движений, мышцы рук, ног.
Ход игры: Дети делятся на две команды, строятся друг за другом за линией старта. По сигналу первые игроки обеих команд бегут до линии финиша, берут карточки с ягодами и бегут назад к команде. Встают за последним игроком. Как только первые игроки пересекли линию старта на обратном пути, начинают бег вторые игроки.
11. КОШКА И МЫШКИ
Цель: учить детей имитировать звуки, бегать тихо, как мышки.
Ход игры: Воспитатель объясняет, что по одну сторону шнура будет домик мышек – норка. По другую сторону от шнура (на расстоянии 2-2, 5м) на скамеечке сидит кошка. Раздает всем детям эмблемки и приглашает «мышек» в норку. Воспитатель медленно произносит:
На скамейке у дорожки
Улеглась и дремлет кошка. («Мышки» бегают, пищат.)
Кошка глазки открывает
И мышат всех догоняет:
Мяу! Мяу! («Мышки» прячутся в норку.)
Воспитатель берет игрушку – кошку и догоняет детей. Игра повторяется 2-3 раза.
12. ПЕРЕПРЫГНЕМ ЧЕРЕЗ РУЧЕЕК
Цель: учить детей прыжкам, развивать мышцы ног, ловкость движений.
Ход игры: На площадке рисуется ручеек, с одного конца узкий, а дальше все шире и шире (от 10 до 40 см) .
Группке детей предлагается перепрыгивать через ручеек вначале там, где он узкий, а затем там, где он пошире, и, наконец, где самый широкий. Воспитатель отмечает тех, кто сумел перепрыгнуть ручеек в самом широком месте.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект"Солнце,воздух и вода-наши лучшие друзья!"
Летний оздоровительный проект "Солнце,воздух и вода-наши лучшие друзья!"...
Проект"Солнце, воздух и вода- наши лучшие друзья!"
Проект является актуальным для нашего детского сада. Для того, чтобы летний оздоровительный период прошел интересно, увлекательно, важно правильно его организовать. Необходимо создать условия для проя...
Долгосрочный проект "Солнце воздух и вода наши лучшие друзья".
Как обуздать кипучую энергию и неуемную любознательность малыша? Как максимально использовать пытливость детского ума и подтолкнуть ребенка к познанию мира? Каким образом должна быть организована рабо...
Проект «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья!»
Проект «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья!»...
Проект «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья».
Планирование работы с детьми средней группы в летний период...
Проект "Солнце, воздух и вода- наши лучшие друзья".
Краткоскрочный проект "Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья"....
Музыкальный проект "Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья!"
Развлечение для детей средней - старшей группы.Цель мероприятия:помочь осознать детям важные компонентыздорового образа жизни; привить детям навыки личной гигиены....