Проект"Солнце,воздух и вода-наши лучшие друзья!"
проект на тему
Летний оздоровительный проект "Солнце,воздух и вода-наши лучшие друзья!"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Летний оздоровительный проект"Солнце, воздух и вода-наши лучшие друзья!" | 63.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
г. Иркутска детский сад № 124
УТВЕРЖДАЮ
заведующая МБДОУ г. Иркутска
детского сада № 124
Г. В. Назаревская _________
«5» мая 2014г.
Приказ № 27/3
Проект летней оздоровительной работы в ДОУ:
"Солнце, воздух и вода-наши лучшие друзья!"
Авторы:
старший воспитатель: Н.Я. Федосова
воспитатель: Т.Н. Самсонова
инструктор по физической
культуре А.В. Семченкова
Иркутск 2014
Здоровьесбережение и здоровьеобогащение - важнейшие условия организации педагогического процесса в ДОУ.
Задачи оздоровления ребенка-дошкольника, культивирование здорового образа жизни являются приоритетными в программе модернизации российского образования. Одним из средств решения обозначенных задач становятся здоровьесберегающие технологии, без которых немыслим педагогический процесс современного детского сада.
Здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду – это, прежде всего технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья дошкольников.
Для обеспечения высокого уровня реального здоровья воспитанника детского сада и воспитание валеологической культуры как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека. Знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и охранять его, в Муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении г.Иркутска детском саду №124 реализуется проект "Солнце, воздух и вода-наши лучшие друзья!".
Паспорт проекта
Актуальность
Нет задачи сложнее, а может важнее, как вырастить здорового ребенка. Здоровье – важный фактор работоспособности и гармоничного развития детей. Здоровье не существует само по себе, оно нуждается в тщательной заботе на протяжении всей жизни человека.
Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до 7 лет человек проходит огромный путь развития, неповторимый на протяжении всей последующей жизни. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов, становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и к окружающим. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.
Проведенный опрос родителей показал, что:
- 100% родителей хотят видеть своих детей здоровыми;
- 92% всесторонне-развитыми, обладающими коммуникативными качествами.
С первых дней работы детского сада большое внимание коллектив дошкольного образовательного учреждения уделял здоровью детей. Детский сад работает по основной общеобразовательной программе МБДОУ г. Иркутска детского сада № 124, разработанной на основе программы «Радуга», авторы Т.Н. Доронова, Т.И. Гризик и др. в которой осуществляются задачи укрепления физического и психического здоровья ребенка, формирования основ двигательной и гигиенической культуры. Но, однако, в программе недостаточно подробно освещены вопросы организации оздоровительных мероприятий в режиме дня дошкольного учреждения (закаливания, примерный режим дня, гигиенические условия).
Анализируя статистику заболеваемости наших воспитанников, мы пришли к выводу, что проводимых оздоровительных мероприятий в ДОУ было недостаточно и нужна планомерная систематическая работа по формированию, сохранению и укреплению здоровья детей. Здоровье никому нельзя дать или подарить, его нужно сохранять и укреплять. Для того, чтобы собственное здоровье стало ценностью для ребенка коллектив детского сада пришел к необходимости переосмысления работы с дошкольниками в сфере физического воспитания, организации режима, общения, навыков самообслуживания и личной гигиены, в воспитании чувств бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих. Лучшим временем для проведения данной работы является летний – оздоровительный период. Для более эффективного проведения летней оздоровительной работы был разработан проект «Здравствуй лето».
Цель: Создание в дошкольном учреждении максимально эффективных условий для организации летней оздоровительной работы с детьми.
В процессе нашей деятельности мы стремимся решить следующие задачи:
- Создание условий для физкультурно-оздоровительной работы в детском саду.
- Комплексное решение физкультурно-оздоровительных мероприятий педагогическим коллективом ДОУ.
- Использование в работе с дошкольниками современных здоровьесберегающих технологий.
- Осуществление педагогического и санитарного просвещения родителей по вопросам организации летней оздоровительной работы.
Объект проекта: МБДОУ г. Иркутска детский сад № 124
Субъекты проекта: Педагоги, дошкольники, родители
Срок проведения: с 1 мая 2014 г- 1 сентября 2014 г
Принципы:
• Комплексность использования природных факторов, всех средств физического воспитания
• Систематичность и последовательность
• Индивидуально - дифференцированный подход
Условия реализации проекта:
• Реализация здоровьесберегающих технологий во время летнего оздоровительного периода.
• Соблюдение рационального режима дня, обеспечивающего смену разнообразной деятельности и отдыха
• Индивидуальный подход к ребенку сообразно его уровню развития, биологическому и психологическому возрасту
• Создание условий для удовлетворения потребности детей в движении
• Реализация различных форм систематической работы с родителями
Ожидаемые результаты:
• улучшение показателей физического развития, эмоционального состояния;
• благоприятная динамика в состоянии здоровья дошкольников (снижение числа случаев заболеваний в течение года; изменение группы здоровья в благоприятную сторону);
• совершенствование навыков самостоятельности;
• формирование желания и стремления вести здоровый образ жизни
Концептуальной основой деятельности ДОУ является обеспечение непрерывного адекватного развития способностей детей на фоне физического, психического и социального комфорта и создание предпосылок для успешной подготовки детей к школе.
Актуальным является целесообразный подбор инновационных образовательных программ в соответствии с федеральными стандартами образования. Развивающая оздоровительная работа с дошкольниками окажется эффективной при плановой, поэтапной работе.
Методологической основой нашей работы послужили разработки:
- Программа «Здоровый дошкольник» Ю.Ф. Змановского.
Программа «Здоровый дошкольник» посвящена проблемам воспитательно-оздоровительной работы в дошкольных учреждениях. В ней разработан:
- Комплексный подход, включающий различные компоненты, совокупность которых объединена в понятии «здоровый образ жизни» ребенка. Реализация программы носит преимущественно индивидуально-дифференцированный характер.
- Наличие физиологического обоснования в каждом разделе программы с учетом ряда закономерностей возрастной и педагогической психологии, спортивной медицины.
- Программа может применяться в любом ДОУ благодаря простоте большинства рекомендуемых средств, методов, отсутствию необходимости в приобретении дорогостоящей аппаратуры, при отсутствии профессионалов высокого уровня, но при обязательном добросовестном выполнении рекомендаций.
В программе дано комплексное «физиологическое» определение здоровья ребенка как динамического и вместе с тем устойчивого к патологическим (болезнетворным) и экстремальным воздействиям состояния детского организма.
- Программно - методическое пособие «Развивающая педагогика оздоровления» (дошкольный возраст) В.Т. Кудрявцева и Б.Б. Егорова.
Содержание оздоровительной работы распределено по возрастным группам ( средняя, старшая, подготовительная гр.) и включает следующие пункты:
- Краткая характеристика физического и психического развития воспитанников.
- Приобщение к физической культуре.
- Упражнения и задания на развитие основных движений.
- Упражнения и задания на принятие и сохранение позы.
- Упражнения и задания на развитие мелких мышц руки.
- Упражнения на развитие мелких мышц лица и мимики.
- Упражнения для разных групп мышц.
- Музыкально – ритмические упражнения.
- Подвижные игры.
- Игры – аттракционы для праздников.
Развивающие формы оздоровительной работы (закаливание, дыхательные и звуковые упражнения, упражнения для формирования и коррекции осанки, упражнения для профилактики плоскостопия, психогимнастика).
- Материалы по оздоровительно-воспитательной работе с ослабленными детьми в ДОУ ( Змановского Ю.Ф., Егорова Б.Б., Кудрявцева В.Т., Лукоянова Ю.Е. и другие).
В данной работе представлены теоретические основы организации развивающей оздоровительной работы с детьми в детском саду. Рассматриваются принципы работы и опыт создания и реализации программы оздоровительно – воспитательной работы. В приложении представлен модифицированный вариант Программы развития двигательной активности и оздоровительной работы В.Т.Кудрявцева. (Приложение 5). Комплекс по развитию двигательной активности у дошкольников широко применяется при планировании занятий по физическому воспитанию и применяется в летней оздоровительной работе.
Перечисленные программы позволили нам разработать проект, включающий в себя комплекс мероприятий направленных на укрепление оздоровительной работы в ДОУ.
Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Их комплекс получил в настоящее время общее название здоровьесберегающие технологии».
Наше ДОУ уже несколько лет осваивает этот комплекс мер, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.
1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья (физкультурно-оздоровительные технологии).
Стретчинг
Не раньше чем через 30 мин. после приема пищи, 2 раза в неделю по 30 мин. со среднего возраста на свежем воздухе.
Рекомендуется детям с вялой осанкой и плоскостопием. Опасаться непропорциональной нагрузки на мышцы.
Руководитель физического воспитания
Ритмопластика
Не раньше чем через 30 мин. после приема пищи, 2 раза в неделю по 30 мин. со среднего возраста
Обратить внимание на художественную ценность, величину физической нагрузки и ее соразмерность возрастным показателям ребенка
Руководитель физического воспитания, музыкальный руководитель, воспитатель.
Подвижные и спортивные игры
Как часть физкультурного занятия, на прогулке. Ежедневно для всех возрастных групп. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения. В ДОУ используем лишь элементы спортивных игр.
Воспитатели, руководитель физического воспитания
Гимнастика пальчиковая
С младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время)
Воспитатели
Гимнастика для глаз
Ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время; в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста
Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога.
Все педагоги
Гимнастика дыхательная
В различных формах физкультурно-оздоровительной работы
Педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры
Все педагоги
Гимнастика бодрящая
Ежедневно после дневного сна 5-10 мин.
Форма проведения различна: упражнения на кроватках, обширное умывание; ходьба по ребристым дощечкам; легкий бег из спальни в группу с разницей температуры в помещениях и другие в зависимости от условий ДОУ
Воспитатели
Гимнастика корригирующая
В различных формах физкультурно-оздоровительной работы.
Форма проведения зависит от поставленной задачи и контингента детей.
Воспитатели, руководитель физического воспитания.
Гимнастика ортопедическая
В различных формах физкультурно-оздоровительной работы.
Рекомендуется детям с плоскостопием и в качестве профилактики болезней опорного свода стопы.
Воспитатели, руководитель физического воспитания
2. Технологии эстетической направленности
Реализуются на занятиях художественно-эстетического цикла, при посещении музеев, театров, выставок и пр., оформлении помещений к праздникам и др. Для всех возрастных групп. Осуществляется на занятиях по программе ДОУ, а также по специально запланированному графику мероприятий. Особое значение имеет работа с семьей, привитие детям эстетического вкуса.
Все педагоги ДОУ
3. Технологии обучения здоровому образу жизни
Физкультурное занятие
Два раза в неделю Занятия проводятся в соответствии с программой, по которой работает ДОУ
Воспитатели, руководитель физического воспитания.
Проблемно-игровые (игротреннинги и игротерапия)
В свободное время, можно во второй половине дня. Время строго не фиксировано, в зависимости от задач, поставленных педагогом
Занятие может быть организовано не заметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности
Воспитатели, психолог
Коммуникативные игры
Один два раза в неделю по 30 мин. со старшего возраста
Занятия строятся по определенной схеме и состоят из нескольких частей. В них входят беседы, этюды и игры разной степени подвижности, занятия рисованием, лепкой и др.
Воспитатели, психолог
Занятия из серии «Здоровье»
Один раз в неделю по 30 мин. со ст. возраста. Могут быть включены в сетку занятий в качестве познавательного развития.
Воспитатели, руководитель физического воспитания.
Самомассаж
В зависимости от поставленных педагогом целей, сеансами либо в различных формах физкультурно-оздоровительной работы
Необходимо объяснить ребенку серьезность процедуры и дать детям элементарные знания о том, как не нанести вред своему организму
Воспитатели, ст. медсестра, руководитель физического воспитания.
4. Коррекционные технологии
Арттерапия
Сеансами по 10-12 занятий по 30-35 мин. со средней группы.
Занятия проводят по подгруппам 10-13 человек, программа имеет диагностический инструментарий и предполагает протоколы занятий.
Воспитатели, психолог.
Технологии музыкального воздействия
В различных формах физкультурно-оздоровительной работы; либо отдельные занятия 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных целей.
Используются в качестве вспомогательного средства как часть других технологий; для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя и пр.
Все педагоги
Сказкотерапия
2-4 занятия в месяц по 30 мин. со старшего возраста. Занятия используют для психологической терапевтической и развивающей работы. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание, где рассказчиком является не один человек, а группа детей.
Воспитатели, психолог
5. Технологии воздействия цветом
Как специальное занятие 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных задач.
Необходимо уделять особое внимание цветовой гамме интерьеров ДОУ. Правильно подобранные цвета снимают напряжение и повышают эмоциональный настрой ребенка.
Воспитатели, психолог
6. Технологии коррекции поведения
Сеансами по 10-12 занятий по 25-30 мин. со старшего возраста
Проводятся по специальным методикам в малых группах по 6-8 человек. Группы составляются не по одному признаку - дети с разными проблемами занимаются в одной группе. Занятия проводятся в игровой форме, имеют диагностический инструментарий и протоколы занятий
Воспитатели, психолог
Психогимнастика
1-2 раза в неделю со старшего возраста по 25-30 мин.
Занятия проводятся по специальным методикам
Воспитатели, психолог
7. Медико – профилактические технологии
• мониторинг здоровья дошкольников и разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья;
• рациональное питание;
• рациональный режим дня;
• закаливание;
• организация профилактических мероприятий в детском саду;
• контроль и помощь в обеспечении требований СанПиНов;
• здоровьесберегающая среда в ДОУ.
Анализ работы ДОУ показал, что успешное решение поставленных задач возможно при условии комплексного использования всех средств физического воспитания: рациональный режим, питание, закаливание, движение и применение новых технологий.
Рациональный режим дня представляет собой оптимальное сочетание периодов бодрствования и сна в течение суток при реализации принципа рационального чередования разнообразных видов деятельности и активного отдыха в процессе бодрствования.
С целью эффективного использования благоприятного для укрепления здоровья детей времени летнего отдыха в дошкольном учреждении ежегодно разрабатывается подробный план летней оздоровительной работы. (Приложение 1 – план работы). Знакомство с планом происходит на итоговом педсовете в мае, тогда же проводится смотр-конкурс на лучшую подготовку к работе в летне-оздоровительный период.
Летний режим в ДОУ, (в соответствии с СанПиН 2.4.1.2660-10) отличается проведением утреннего приема и гимнастики на улице, увеличением количества подвижных игр, экскурсий, спортивных и театрализованных развлечений, продолжительностью прогулок, разнообразием закаливающих процедур (оздоровительный бег в течение дня, босохождение, обливание (мытье) ног перед сном, сон без маек и пр.). (Приложение 2 – режим дня). Все это приносит детям много радости, улучшает их эмоциональное состояние, способствует укреплению сил организма. Учреждение имеет экспертное заключение Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучии человека о соответствии программ, методик, режимов воспитания и обучения детей в дошкольных учреждениях санитарно – эпидемиологическим требованиям (Приложение 3).
В связи с повышенной затратой энергии у детей в летний период, калорийность их питания увеличивается на 10-15%, появляются блюда, включающие зелень, разнообразные свежие овощи и ягоды. В жаркое полуденное время детям предлагается более легкое питание в виде 2-ого завтрака, состоящего из соков и фруктов. В течение дня потребность детей в жидкости удовлетворяется за счёт свежей кипяченой воды, отваров шиповника и несладких соков.
Утро каждого из ребят начинается с проведения общей утренней гимнастики. В течение дня на физкультурной площадке собираются дети для физкультурных занятий или проведения спортивных соревнований и развлечений. Перед входом в детский сад регулярно разворачиваются ключевые сюжеты тематических праздников и проводятся некоторые музыкальные занятия.
Особенностью образовательной работы с детьми летом является организация тематических недель («Здравствуй, лето!», «День березки», «Солнце воздух и вода, наши лучшие друзья» и др.), в основу которых положен принцип культуросообразности. Такой подход обеспечивает «проживание» ребенком темы во всех видах детской деятельности, расширяет его кругозор, делает его пребывание в детском саду интересным и событийно насыщенным. (Приложение 4–тематический план).
Для успешной реализации данного проекта в дошкольном учреждении имеется физкультурный зал со спортивным и игровым оборудованием, спортивная площадка на улице, медицинский блок. В каждой группе оформлен Центр движения и здоровья с оборудованием для упражнений с предметами и самостоятельных занятий спортом: тренажеры для коррекции зрения и развития дыхания, «дорожки здоровья», игры по закрепления знаний о строении человеческого тела и ОБЖ.
Таким образом, благодаря творческому подходу к организации совместной деятельности летние будни становятся радостными для всех участников образовательного процесса в ДОУ, положительным образом отражаясь на их психическом и физическом здоровье. К концу оздоровительного сезона дети прибавляют в весе, становятся физически окрепшими, более уверенными, активными и творческими. Улучшения в физическом здоровье детей отражаются в выполнении муниципального задания и положительной динамике за последние 3 года.
Таблица 1.
Количество дней, пропущенных одним ребенком в год по болезни (Приложение 5).
Год | Количество детей | Кол-во дней пропущенных 1 ребенком за год по болезни | Кол-во случаев заболеваемости |
2011 | 246 | 11 | 0.6 |
2012 | 297 | 4,9 | 0,9 |
2013 | 322 | 5,7 | 0,6 |
Анализ данных состояния здоровья показал, что процент воспитанников с хроническими заболеваниями снизился. На протяжении 3-х лет лидирующее положение занимают:
1) Ортопедическая патология (24 – 32%).
В структуре данной патологии большой процент приходится на уплощение стоп и нарушение осанки. Достаточно высокий уровень заболеваний опорно-двигательной системы связан с:
- чрезмерной увлеченностью детей компьютерными играми и, соответственно, длительному пребыванию у экрана в однообразной, чаще неправильной, позе;
- отсутствием у большинства родителей желания, в угоду своему привычному образу жизни, прививать ребенку любовь к физической культуре;
- ношением детьми некачественной обуви;
- невыполнением рекомендаций ортопеда;
- отсутствием финансовой возможности у родителей заниматься оздоровлением ребенка.
Для профилактики ортопедической патологии на физкультурных занятиях дети выполняют комплекс корректирующих упражнений для нижних конечностей. Для укрепления мышц спины в режим дня включена обязательная утренняя пробежка, дети учатся правильно сидеть за столом.
2) Лор патология (3 – 13%)
В структуре данной патологии наиболее часто встречается хронический аденоидит. Детям с хронической патологией лор органов рекомендуется санация хронических очагов инфекции, физиолечение, витаминотерапия весь период, традиционное закаливание. Результатом проводимой работы стало видимое снижение заболеваемости.
3)Офтальмологическое обследование дает нам представление о количестве детей с различными видами нарушения зрения. В основном это дети с близорукостью. В нашем саду процент детей с данной патологией за отчетный период снижается с 16 до 12%.
В целях профилактики патологии зрения у детей в д/саду проводится:
- сочетание в режиме дня детей общей двигательной и пространственно – зрительной активности;
- соблюдение освещенности (не < 300 люкс);
- учитывается затененность (занавески, шторы, деревья);
- правильная посадка детей за столом;
- гимнастика для глаз.
На основании проведенного анализа дети распределены по группам здоровья.
Таблица 2.
Распределение детей по группам здоровья
2012г. | 2013г. | 2014г. | ||||
Кол-во детей | 256 | 304 | 321 | |||
1 | абс.ч | % | абс.ч. | % | абс.ч. | % |
36 | 14.6 | 42 | 19,0 | 40 | 19.3 | |
2 | 177 | 72 | 222 | 63.3 | 116 | 56.5 |
3 | 33 | 13.4 | 39 | 17.7 | 50 | 24.2 |
4 | 1 | 0.03% | 2 | 0,06% | 2 | 0,06% |
Количество детей с 1 – ой группой здоровья за период с 2012 - 2014г. – увеличилось на 4.7%. Количество детей с 3 – ей группой здоровья уменьшилось на 10,8%. Добавились дети с 4 группой здоровья.
Таким образом, 80% - 82% детей имеют среднее физическое развитие. Ежегодно встречаются дети с развитием ниже среднего (3% - 5%). В ДОУ есть 3 ребенка инвалида, для которых разрабатываются индивидуальные маршруты оздоровления. Основными факторами, влияющими на снижение физического развития, считаем:
- алиментарный фактор;
- наследственный фактор;
- техногенное загрязнение окружающей среды;
- рост соматической патологии;
- снижение материального состояния населения;
- рост неблагополучных, а/социальных и малообеспеченных семей.
Дети со средним физическим развитием составляют (13% - 14%)
Основные факторы: наследственность, акселерация.
Показатели здоровья воспитанников остаются стабильными, в ряде случаев наблюдаем снижение заболеваемости. Происходит это за счёт системы проводимых мероприятий: витаминизации третьих блюд, иммунизации (87% привитые против гриппа), использование лекарственных растений для профилактики болезней и оздоровления детского организма (витаминные, общеукрепляющие фитосборы).
Партнерство ДОУ с социумом помогает в решении задач по сохранению здоровья детей. В рамках заключенного договора с экскурсионным агентством «Нерпенок» дети нашего детского сада периодически выезжают на экскурсии в: «Ботанический сад», этнографический музей «Тальцы», «Ипподром» и т.д. Коллективные выезды на природу и в музеи способствует обеспечению психоэмоционального благополучия у дошкольников. (Приложение 10)
В связи со своевременными профилактическими мероприятиями, использованием в работе современных методик, технологий в дошкольном учреждении количество дней пропущенных одним ребенком за год по болезни в сравнении с 2011 годом, существенно уменьшилось, что позволяет нам говорить об эффективности реализуемого проекта. Положительная динамика возможна при комплексном подходе к реализации летней – оздоровительной работы, только совместные усилия педагогов и родителей могут дать хороший результат. Эти условия четко отражены в плане мероприятий по реализации проекта.
Таблица 3
План мероприятий по реализации проекта
№п/п | Мероприятия | Сроки | Ответственные |
Нормативно-правовое и инструктивно-методическое обеспечение Издание приказов: | |||
1.1 | «О подготовке МБДОУ к работе в летний период». | май | Заведующий |
1.2 | «Об организации работы детского сада в летний период» | май | заведующий |
1.3 | «Об охране жизни и здоровья воспитанников в летний период». | май | заведующий |
1.4 | «О проверке состояния готовности детского сада к работе в летний период». | июнь | заведующий |
1.6 | Об усилении бдительности за сохранность жизни и безопасность детей». | июнь | заведующий |
Инструктаж педагогов: | |||
2.1 | По охране жизни и здоровья детей в детском саду и на детских площадках в летний период | При поступлении педагога на работу | заведующий, зам. зав по АХЧ |
2.2 | По оказанию первой медицинской помощи при отравлениях, тепловом, солнечном ударе, травмах | июнь | ст. медицинская сестра |
2.3 | Об организации воспитательной работы с детьми на прогулке | май | заведующий |
2.4 | По пожарной безопасности | ||
Воспитательно-образовательная работа с детьми | |||
№п/п | Мероприятия | Сроки | Ответственные |
1 | Переход на работу с детьми по летнему режиму: обеспечение максимального пребывания детей на свежем воздухе (утренний приём, гимнастика, прогулки, физкультурные досуги, развлечения) | с 1 июня | ст. воспитатель, ст. медсестра |
2 | Календарное планирование согласно методическим рекомендациям «Особенности планирования воспитательно-образовательной работы в летний период» | в течение лета | воспитатели |
3 | Создание условий для успешной адаптации детей к детскому саду. В адаптационный период проведение игр. | август | педагог - психолог |
4 | Введение на всех вновь принятых детей листов адаптации. | август - сентябрь | педагог - психолог |
5 | Для профилактики кишечных заболеваний обращение особого внимания на развитие культурно-гигиенических навыков (мытьё рук перед каждым приёмом пищи, тщательное мытьё игрушек 1 раз в день в дошкольных группах и 2 раза в день в ясельной группе) | май - сентябрь | ст. мед. сестра, воспитатели, помощники воспитателя |
Физкультурно – оздоровительная работа | |||
6.1 | Создание условий для повышения двигательной активности детей на свежем воздухе путём расширения ассортимента выносного оборудования. | июнь - август | воспитатели |
6.2 | Ежедневная витаминизация третьих блюд (фрукты, напитки из ягод, сиропа шиповника) | июнь - август | Ст. медицинская сестра, диет. сестра |
6.3 | Проведение гимнастики после дневного сна в форме разминки в постели и самомассажа или в форме игровых упражнений с использованием дыхательной гимнастики, упражнений направленных на профилактику плоскостопия и профилактику нарушения осанки. Приложение № 9 | июнь - август | воспитатели |
6.4 | Ежедневная зарядка на улице (при условии плохой погоды проводится в зале) Приложение № 6 | июнь - август | воспитатели |
6.5 | Регулярное проведение валеологических бесед с детьми в группах старшего возраста и в подготовительной группе, посвящённых здоровому образу жизни, правильному питанию. | июнь - август | воспитатели |
6.6 | Организация игр с водой. Приложение № 7 | июнь - август | воспитатели |
6.7 | Обучение детей элементам спортивных игр для старшей и подготовительной группах. Приложение № 5 | июнь - август | воспитатели |
6.8 | Организация самостоятельной двигательной деятельности детей на воздухе: игры с мячом, скакалки, кегли, обручи. Приложение № 8 | июнь - август | воспитатели |
6.9 | Организация игр с песком. Приложение | июнь - август | воспитатели |
Экологическая работа | |||
7.1 | Проведение экскурсий и целевых прогулок за территорией детского сада на основе маршрутов, разработанных воспитателями и старшим воспитателем. | июль | воспитатели |
7.2 | Сдать один подробный конспект экологической экскурсии с указанием месяца, места посещения, методов и приёмов работы к педсовету №1. | август | Ст. воспитатель, воспитатели |
7.3 | Проведение экологических бесед, прогулок, наблюдений, экспериментов с живой и неживой природой, труда на участке и в цветнике | июнь - август | Воспитатели |
7.4 | Просмотр познавательных фильмов экологического содержания. | июнь - август | воспитатели |
7.5 | Знакомство с летними народными праздниками | июнь - август | воспитатели |
7.6 | Наблюдения за растениями на клумбе, огороде, выучивание названий цветов, огородных культур. | июнь - август | воспитатели |
7.7 | Проведение зарисовок с натуры, на природе, оформление альбома (подготовительная, старшая группы). | июнь - август | воспитатели |
7.8 | Чтение литературы о природе. | июнь - август | воспитатели |
7.9 | Заучивание с детьми стихов о лете, цветах, травах, насекомых, грибах, народных пословиц и поговорок | июнь - август | воспитатели |
Работа с детьми по изо и ручному труду | |||
8.1 | Изготовление поделок из природного и бросового материалов, оригами. | июнь - август | воспитатели |
8.2 | Организация рисования цветными мелками на асфальте. | июнь - август | воспитатели |
8.3 | Рисование нетрадиционным способом. | июнь - август | воспитатели |
Работа с детьми по предупреждению бытового и дорожно-транспортного травматизма | |||
9.1 | Чтение рассказов, стихов по безопасности дома, на улице, природе | июнь - август | воспитатели |
9.2 | Проведение бесед по безопасности жизнедеятельности | июнь - август | воспитатели |
9.3 | Использование обучающей мультипликационной программы «Уроки осторожности». | июнь - август | воспитатели |
Работа с детьми по культуре поведения | |||
10.1 | Использование в работе обучающей мультипликационной программы «Уроки хорошего поведения». | июнь - август | воспитатели |
10.2 | Проведение бесед о хорошем и плохом поведении. | июнь - август | воспитатели |
10.3 | Работа экрана добрых дел в группах | июнь - август | воспитатели |
Консультации для педагогов | |||
11.1 | Организация и проведение целевых прогулок и экскурсий | июнь | воспитатели |
11.2 | Обеспечение психоэмоционального благополучия у дошкольников в разновозрастной группе | июль | Педагог - психолог |
11.3 | Организация детской познавательной деятельности в условиях лета | август | воспитатели |
12. Контроль | |||
12.1 12.2 | Работы воспитателей в адаптационный период.
Закаливание. | июнь-август июнь | Заведующий, ст.воспитатель Ст. медсестра |
12.3 | Организация работы с детьми на огороде. | июнь август | воспитатели |
12.4 | Планирование работы с детьми в летний период. | июль | Ст. воспитатель |
12.5 | Оформление родительских уголков согласно летнему плану. | июнь - август | Ст. воспитатель |
12.6 | Организация двигательной активности детей (наблюдение утреннего приёма). | июнь | Ст. воспитатель, ст. мед. сестра |
12.7 | Организация познавательных экскурсий в летний период. | август | Ст. воспитатель |
12.8 | Выполнение инструкции по охране жизни и здоровья детей в группах и на площадках. | июнь - август | Ст. медсестра |
12.9 | Организация питьевого режима | июнь – август | Ст. медсестра |
13. Работа с родителями | |||
13.1 | Оформление «Уголка для родителей» в группах | июнь | Воспитатели |
13.2 | Консультация для родителей вновь поступивших детей «Адаптация детей к условиям детского сада» | август | Ст. медсестра, воспитатели |
13.3 | Консультация для родителей «Как организовать летний отдых ребёнка» | июнь | Воспитатели |
13.4 | Участие родителей в озеленении участка. | май - июнь | воспитатели |
13.5 | Участие родителей в проведении экскурсий, досугов, развлечений. в течение лета | июнь - август | воспитатели |
14. Взаимодействие с социумом | |||
14.1 | Договор на экскурсионное обслуживание детей дошкольного возраста (Приложение 10) | 2012-2013 год | Ст. воспитатель |
Приложение 2
Режим дня пребывания детей в ДОУ
летний оздоровительный период.
Режим работы группы 12 часов.
Режимные моменты | возраст | возраст |
Прием, осмотр, опрос родителей о состоянии здоровья ребенка. Самостоятельные и совместные с воспитателем игры, общение, наблюдения. (Прием детей на улице с учетом погодных условий) | 7.00 – 8.00 | |
Оздоровительные игры. Утренняя гимнастика. | 8.05 – 8.15 | |
Подготовка к завтраку, завтрак. Воспитание культурно-гигиенических навыков, формирование представлений о ЗОЖ | 8.15 – 8.30 | |
Самостоятельные игры, чтение художественной литературы | 8.30 – 8.45 | |
Упражнения, этюды на сохранение психического здоровья детей, слушание музыки | 8.45 - 9.00 | |
ИЗО/аппликация, музыка, физическая культура по расписанию во время прогулки на улице (при плохих погодных условия в помещении) | 9.00 – 11.50 | |
Второй завтрак | 9.50 – 10.00 | |
Возвращение с прогулки, подготовка к обеду. | 11.50 – 12.10 | |
Обед. | 12.10 – 12.30 | |
Подготовка ко сну. Дневной сон. | 12.30 – 15.00 | |
Постепенный подъем, гимнастика после сна, закаливающие процедуры, подготовка к полднику. | 15.00 – 15.20 | |
Полдник. | 15.20 – 15.30 | |
Прогулка: наблюдения, игры, физические упражнения. | 15.30 – 17.40 | |
Подготовка к ужину. Ужин. | 17.40 – 18.00 | |
Подготовка к прогулке, прогулка. Уход домой. | 18.00 – 19.00 |
Приложение 4
Тематическое планирование на летний оздоровительный период
№ п/п | Мероприятия | Дата | ответственные |
Блок «День защиты детей» | «Счастливое детство моё» День Защиты детей - спортивное развлечение; - консультации для родителей «Конвенция о правах ребенка»; - оформление детского сада; - оформление групп; - чтение художественной литературы; - разучивание стихов; - конкурс детского рисунка на асфальте «Дети, какие они?» - высадка клумб, посадка огорода | 3-5 июня | воспитатели |
Пушкинские дни - просмотр видео презентации «А.С. Пушкин»; - чтение литературы; - разучивание стихов; - лепка персонажей сказок; - «Конкурс чтецов» с участие родителей; -прослушивание музыкальных произведений по мотивам сказок А.С. Пушкина; - спортивный праздник «Экологическая тропа» | 6-7 июня | воспитатели | |
Блок «С чего начинается Родина» | «С чего начинается Родина?» 12 июня – День независимости России -спортивно – развлекательное мероприятие «Мы будущее России»; - чтение литературы; - беседа «Мой дом – моя страна»; -рассматривание иллюстраций; - чтение книг; - разучивание стихотворений о России; - коллективная работа (коллаж) «Россия – наш общий дом». | 10-14 июня | воспитатели |
Блок «Здравствуй, лето красное!» | - «День памяти и скорби» 22 июня - беседы о лете; - чтение художественной литературы; - разучивание стихов о лете; - сбор дидактического материала приметы лета (пословицы, поговорки, загадки) - продуктивная деятельность: коллективные работы «Лето в детском саду» - проведение «дня скорби» 22 июня - экспериментирование с водой, воздухом - уход за растениями в огороде - наблюдение за изменениями происходящими с растениями на огороде | 17-21 июня | воспитатели |
Блок «Дни дружбы» | - проведение спортивно – развлекательного праздника «Дружба – это важно»; - разучивание и исполнение песен о дружбе; - просмотр мультфильмов о дружбе; - чтение художественной литературы; - продуктивная деятельность: рисование сюжетов из просмотренных мультфильмов «День березки» - ознакомление с православным праздником «Троица», объяснение понятия «завивать березку»; - спортивно - развлекательное мероприятие «Русская березка»; - лепка березки и составление «Березового леса» | 24 – 28 июня | воспитатели |
Блок «Правила дорожные знать каждому положено» | 3 июля – День ГАИ (День ГИБДД) - беседы «Правила дорожные – правила надёжные»; - познавательные игры по правилам дорожной безопасности «Красный. Жёлтый. Зелёный»; - работа с напольным макетом «Перекрёсток»; - «Умелые ручки» (изготовление видов транспорта из бросового материала). - проведение заезда на велосипедах с соблюдением ПДД «Велосипедист и дорога» - Как вести себя во дворе. Цикл бесед о правилах поведения. | 1 -5 июля | воспитатели |
Блок «Моя семья» | - рассматривание альбомов «Семейные фотографии»; - беседы с детьми о семье; - чтение художественной литературы; - сюжетно – ролевая игра; - создание генеалогического дерева; - создание альбома «Семья» из детских рисунков | 8 – 12 июля | воспитатели |
Блок «День почты» | - беседы с детьми; - чтение художественной литературы; - сюжетно – ролевая игра «Почтальон»; - экскурсия с детьми старшего возраста на почту; - конкурс рисунков «Веселый конверт» | 15 – 19 июля | воспитатели |
Блок «Лесные богатства нашего края» | - беседы о лесе; - чтение художественной литературы; - экскурсии в лес; - экологическая тропа; - экспериментирование с растениями | 22 – 31 июля | воспитатели |
Блок «День физкультурника» | - беседы с детьми; - проведение спортивного праздника «Олимпиада»; - чтение художественной литературы; - просмотр видеофильмов о спорте; - развлечение для детей «В здоровом теле – здоровый дух» - рисование на асфальте мелом- экспериментирование | 1- 9 августа | воспитатели |
Блок «День строителя» | - беседы с детьми; - создание макетов «Мой детский сад», «Мой двор»; - просмотр фильмов; - сюжетно ролевая игра «Строим дом»; - строительство из песка - экспериментирование с песком | 12 – 16 августа | воспитатели |
Блок «Лекарственные растения» | - беседы с детьми; - просмотр книг, альбомов энциклопедий; - мини - альбомы «Лекарства в нашем доме», «Ядовитые растения», «Полезные растения»; - дидактические игры; - социально – ролевая игра «Аптека» - загадки, стихи и рассказы собственного сочинения; | 19 – 23 августа | воспитатели |
Блок «День хлеба» | - беседа «Откуда пришла булочка?»; - русский народный фольклор о хлебе; - рассматривание альбома «Путешествие колоска»; - оформление альбома «Поэты о хлебе» (совместно с родителями); - драматизация сказки «Колобок»; - рисование «Хлеб – хозяин дома»; - лепка из соленого теста | 26 – 30 августа | воспитатели |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект"Солнце, воздух и вода- наши лучшие друзья!"
Проект является актуальным для нашего детского сада. Для того, чтобы летний оздоровительный период прошел интересно, увлекательно, важно правильно его организовать. Необходимо создать условия для проя...
Долгосрочный проект "Солнце воздух и вода наши лучшие друзья".
Как обуздать кипучую энергию и неуемную любознательность малыша? Как максимально использовать пытливость детского ума и подтолкнуть ребенка к познанию мира? Каким образом должна быть организована рабо...
Проект «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья!»
Проект «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья!»...
Проект «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья».
Планирование работы с детьми средней группы в летний период...
Проект "Солнце, воздух и вода- наши лучшие друзья".
Краткоскрочный проект "Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья"....
Музыкальный проект "Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья!"
Развлечение для детей средней - старшей группы.Цель мероприятия:помочь осознать детям важные компонентыздорового образа жизни; привить детям навыки личной гигиены....
Проект "Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья!"
Проект в 1 младшей группе «Солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья!»Проект подготовила: Кузнецова О.Ю. Тип проекта: исследовательский. Участники проекта: воспитатели мла...