Картотека коммуникативных игр
картотека (средняя группа)
В последнее время все чаще высказывается мысль о том, что в условиях дошкольного воспитания и обучения при реализации образовательных программ детям недостаточно общаться только со взрослым. Для полноценного познавательного и социального развития ребенку необходимы контакты со сверстниками.
В то же время, результаты последних исследований (Р.С. Буре, Е.Е. Кравцова, Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова, А.Г. Рузская, Е.О. Смирнова, Г.А. Цукерман и др.) показали, что больше всего проблем, трудностей и отклонений наблюдается в сфере общения дошкольников со сверстниками. Около четверти детей обнаруживают полную беспомощность в общении со сверстниками. Они не могут найти решение даже наиболее типичных трудностей в общении с партнёрами, что свидетельствуют о явно недостаточной социальной компетентности. Большая часть самостоятельных решений, предложенных детьми, имели явно агрессивный характер.
Учитывая значимость общения для всех направлений развития психики и личности детей, данные результаты побуждают обратить особое внимание на состояние коммуникативной сферы дошкольников, на целенаправленное развитие коммуникативных умений как основы культуры межличностного общения старших дошкольников со сверстниками. Это необходимо для того, чтобы ребенок был адаптирован к жизни и социальной среде, смог реализовать себя, всегда мог найти общий язык и со сверстниками и другими детьми.
Для формирования коммуникативных умений у дошкольников используются разнообразные методы и формы работы. Особая роль в этом принадлежит коммуникативной игре. Игра, как коммуникативная ситуация, побуждает детей к вступлению в контакты, является мотивом к коммуникативной деятельности. В игре осуществляются речевое развитие детей, происходит усвоение норм и правил культурного общения между людьми.
Разработкой коммуникативных игр занимались такие авторы как, О. Хухлаева, Е. В. Карпова, Е. К. Лютова, Н. Л. Кряжева, К. Фопель, Н. Клюева, Ю. Касаткина. Они пришли к выводу, используя коммуникативные игры, воспитатель может помочь детям овладеть культурными средствами, нормами, установками и формами общения с людьми в разнообразных жизненных ситуациях, научить эффективным способом общения и решения конфликтных ситуаций.
Однако, в своей практической деятельности многие воспитатели испытывают значительные трудности в реализации задач социально-личностного развития детей, и, в частности, в развитии у детей умения культурно общаться со сверстниками и взрослыми, а коммуникативные игры используют крайне редко. и я хочу вам продеманстрировать мою разработку картотеку "коммуникативны игр"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry.doc | 33.5 КБ |
shmaylova_kristina_sergeevnavospitatel_mbdouno146.pptx | 72.3 КБ |
Предварительный просмотр:
«Коммуникативные игры и их направленность»
Направленность коммуникативных игр | Задачи по формированию основ культуры общения | Названия игр |
Для формирования умения поддержать коммуникацию со сверстником | – Развитие позитивного отношения к другим детям и взрослым; – Развитие умения регулировать свое взаимодействие с другими детьми по средствам этических правил общения | «Мы - разные» «Изобрази пословицу» «Управляем роботом» «Магазин игрушек» «Близнецы» «Пойми меня» «На приеме у доктора Пилюлькина» Игра-соревнование «Самый лучший» «Позвони мне, позвони» «Телефонного разговора |
Игры на формирования умения поддержать коммуникацию со взрослым | – Развитие умения естественно выражать свои эмоции вербальными и невербальными средствами коммуникации – проявлять эмпатию, умение владеть своими чувствами, сопереживать партнерам по общению | «Колдун» «Кто виноват?» «Вежливые слова» «Знакомство» «На мостике» «Небоскреб» |
Игры на формирования умения проявлять инициативу в коммуникации | – Развитие динамической стороны общения: легкости вступления в контакт, инициативности, готовности к общению; | «Изобрази сказку» «Через стекло» «Радио» «Конкурс хвастунов» «Корабль» |
Игры на формирования умения учитывать состояние партнера по коммуникации | Развитие позитивного самоощущения, что связано с состоянием раскрепощенности, уверенности в себе, ощущением собственного эмоционального благополучия, своей значимости в детском коллективе, сформированной положительной самооценки; | «Царевна Несмеяна» «Астрологи» «Сказки по-другому» «Игры-ситуации» «Испорченный телефон» «Рассказ про школу» «Позвони другу» |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель: Помочь детям войти в социальный мир, развитие у детей уверенности в себе, способствовать формированию социальной уверенности у детей среднего возраста. Задачи: 1. Воспитывать положительное отношение ребёнка к себе, другим людям, окружающему миру. 2. Развивать у детей социальные навыки: освоение различных способов разрешения конфликтных ситуаций; умение договариваться; соблюдать очерёдность; устанавливать новые контакты. 3. Формировать коммуникативность ребёнка – умение распознавать эмоциональные переживания и состояния окружающих, выражение собственных переживаний.
Формы работы: консультации, тренинги семинары-практикумы индивидуальные консультации, беседы социальные сети (размещение информации, анкетирование) совместные развлечения и праздники тетради взаимодействия
Результат: 1. Игры успокаивающие 2. Игры на доверие 3. Игры, построенные на тактильных ощущениях. 4. Игры знакомства детей друг с другом, создание положительных эмоций, развитие эмпатии. 5. Игры для отреагирования агрессивности, снятия напряжения 6. Игры на развитие внимания.
Литература: 1 . Клюева Н.В, Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. - Ярославль: Академия развития, 1996. 2 . Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Академия развития, 1996. 3 . Психология социальной одаренности: пособие по выявлению и развитию коммуникативных способностей дошкольников; под ред. Я.Л.Коломинского, Е.А.Панько. - М.: Линка-Пресс, 2009. 4 . Хухлаева О.В., Хухлаев О.Е., Первушина И.М. Тропинка к своему Я. Как сохранить психологическое здоровье дошкольников. - 8-е изд., испр. - М.: Генезис, 2017. 5 . «Цветик-семицветик». Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников 3-4, 4-5, 5-6, 6-7 лет / Н.Ю.Куражева [и др.]; под ред. Н.Ю. Куражевой. - СПб.: Речь, 2014. 6 . Чернецкая Л.В. Развитие коммуникативных способностей у дошкольников: практическое руководство для педагогов и психологов дошкольных образовательных учреждений / Л.В.Чернецкая. - Ростов н/Д.: Феникс, 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека коммуникативных игр и упражнений
Развитие умения устанавливать контакт с собеседником...
Картотека коммуникативных игр для детей 5 - 7 лет
Формирование коммуникативности - важное условие нормального психологического развития ребенка. А так же одна из основных задач подготовки его к дальнейшей жизни. Детям дошкольного возраста нужно...
Картотека коммуникативных игр.
В данной картотеке собраны игры, способчтвующие развитию коммуникативных навыков: конструктивного общения, умения получать радость от общения, умение слушать и слышать другого человека, эмоциона...
Активизация речи детей в коммуникативной деятельности (картотека коммуникативных игр)
Коммуникация - это всегда обмен информацией между людьми, который может осуществляться вербально (речь) и невербально (жесты, мимика, интонация). Одной из форм активизации речи является создание игров...
Картотека коммуникативных игр для дошкольников на развитие коммуникативных умений
Картотека коммуникативных игр для дошкольников на развитие коммуникативных уменийИгры направлены на развитие навыков конструктивного общения, умения получать радость от общения, умение слушать и слыша...