Культурное наследие Ставрополья
консультация
На современном этапе задача патриотического воспитания приобретает особую остроту и актуальность. Одна из важнейших характеристик патриотизма - его социальное содержание. Любовь к родине включает: заботу об интересах и исторических судьбах страны и готовность ради них к самопожертвованию; верность родине, ведущей борьбу с врагами; гордость за социальные и культурные достижения своей страны; сочувствие к страданиям народа и отрицательное отношение к социальным порокам общества; уважение к историческому прошлому родины и унаследованным от него традициям; привязанность к месту жительства (городу, деревне, области, стране в целом). Системе образования принадлежит ведущая роль в гражданском становлении подрастающего поколения, воспитании у молодёжи любви к родине, преданности своему отечеству. Учреждения дошкольного образования, являясь начальным звеном системы образования в нашей стране, призваны формировать у детей первичные представления об окружающем мире, отношение к действительности, дать возможность им почувствовать себя с самых ранних лет гражданами своего отечества. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kulturnoe_nasledie_stavropolya.docx | 29.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад на тему: «Культурное наследие Ставрополья как одно из средств приобщения детей к истории русской культуры родного края»
Выполнила:
Тоймухамедова М.А
2022г
План.
Введение.
Актуальность проблемы патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
- Культурное наследие Ставрополья- как одно из средств приобщения детей к истории культуры родного края.
- Содержание работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с региональной культурой.
Заключение
Литература
Введение.
На современном этапе задача патриотического воспитания приобретает особую остроту и актуальность. Одна из важнейших характеристик патриотизма - его социальное содержание. Любовь к родине включает: заботу об интересах и исторических судьбах страны и готовность ради них к самопожертвованию; верность родине, ведущей борьбу с врагами; гордость за социальные и культурные достижения своей страны; сочувствие к страданиям народа и отрицательное отношение к социальным порокам общества; уважение к историческому прошлому родины и унаследованным от него традициям; привязанность к месту жительства (городу, деревне, области, стране в целом). Системе образования принадлежит ведущая роль в гражданском становлении подрастающего поколения, воспитании у молодёжи любви к родине, преданности своему отечеству. Учреждения дошкольного образования, являясь начальным звеном системы образования в нашей стране, призваны формировать у детей первичные представления об окружающем мире, отношение к действительности, дать возможность им почувствовать себя с самых ранних лет гражданами своего отечества. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка. Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени. Знакомясь с историей своей Родины, ребенок начинает любить ее и сохраняет чувство привязанности к ней на всю жизнь. И чем лучше дети будут знать ее, тем лучше поймут значение того, что происходит сегодня и тем яснее представят будущее. Человек, любящий Родину, не способен на предательство, преступление. А это так важно в наше время. Белые пятна в истории, забытые добрые традиции и положительный опыт старших поколений – это все властно требует от нас по-новому взглянуть на место и роль человека в масштабе социума, региона, страны.
2.Культурное наследие Ставрополья- как одно из средств приобщения детей к истории культуры родного края.
В современном образовании выделяются задачи, ориентированные на духовную жизнь общества: Родина, семья, достояния культуры, родная природа, история народа - то, что составляет фундамент становления личности. Сохранение культурных ценностей является важным условием процветания общества. Оторванность от национальной культуры, от исторических корней приводит к появлению у подрастающего поколения негативных тенденций: безнравственности, цинизма, социальной апатии, преклонения перед иностранными, иногда не лучшими, традициями и стилем жизни, заимствования внешних ориентиров. Утрачивается чувство защищенности, ответственности за свою деятельность, происходит деформация общественной психологии и менталитета. Приобщение к культуре - это процесс, в ходе которого люди учатся и усваивают общепринятые в их родной культуре нормы поведения и манеры. Приобщение к культуре и истории родного края играет важную роль в процессе воспитания подрастающего поколения. Специфическими средствами национального (народного) воспитания являются компоненты народной культуры, в которых проявляются дух и традиции народа, его нравы и обычаи, отношение к природе, фольклору, быту, искусству, языку. Педагогическая значимость национального (народного) воспитания определяется социокультурными функциями данного вида воспитания - духовно-нравственным, познавательно-информационным, творческо-преобразовательным освоением этнокультурного наследия. Богатые культурные традиции, зародившиеся в крае в XIX к началу XXIв. сделали Ставрополье центром культуры и образования, огромным музеем под открытым небом, где только на КМВ сосредоточено свыше 1200 памятников природы, истории, архитектуры. Ставропольский край- песенный, в котором как в капле воды отражена наша история, русская, красивая душа, любовь народа к своей земле, к святой Родине. У одних нет конкретного автора, другие сочинили ставропольские поэты и композиторы: например, В.И.Сляднева работает в тесном содружестве с известными композиторами России В.Чернявским, К.Губиным,Н.Бутенко, Г.Пономоренко, В.Пятко творческими узами был связан с композиторами Н.Зинченко и М.Свиридовым.Растет интерес к художникам, поэтам и писателям, не только родившихся на Ставрополье (П.М.Гречишкин, В.Г.Кленов), но и приезжих из других территорий, которые не смогли расстаться с красотой здешних мест. Среди них можно назвать-художника М.Ю. Лермонтова, который известен нам как поэт, но не известен как художник, Н.А.Ярошенко-оставивший ценнейшую коллекцию не только своих работ, но и вдохновил на это своих друзей- художников-передвижников, гостивших у него в Кисловодске.Детских писателей А.Екимцева и Г.Пухальскую нельзя вписывать в узкий круг творчества только детей. А.Екимцев, как участник ВОВ известен своими прекрасными рассказами и повестями о войне, Г.Пухальская большой вклад внесла в развитие ставропольского радиовещания, педагогической деятельности в учебных заведениях культуры, будучи руководителем юношеского театра «Гармония».Знания о родном Ставрополье способствует не только воспитанию патриотических чувств у детей дошкольного возраста, но и бережному отношению к окружающей природе, нуждающейся в ее сохранении.
3.Содержание работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с региональной культурой.
Важным условием эффективной реализации регионального компонента является, на наш взгляд, тесная взаимосвязь с семьями воспитанников. Мы глубоко убеждены, что семья – это источник, дающий силу для духовного развития ребенка, помогающий ему адаптироваться в обществе, найти себя в жизни. На этапе посещения ребенком дошкольного учреждения семья не должна уходить на второй план, передавая все приоритеты социальной адаптации, образования и развития детей педагогам. Для успешного вхождения ребенка в мир социальных отношений необходимо интегрировать усилия детского сада и семьи в этом направлении и значительно повысить роль семьи как проводника социализации. В нашем детском саду реализуются разнообразные формы сотрудничества с семьей: анкетирование, родительские собрания, консультации, оформление стендовой информации, совместные праздники, выпуск буклетов, листовок, выставки народно-прикладного творчества, совместные акции и т. д.
Опыт работы педагогов детского сада по данному направлению показывает, что в системе руководства патриотическим воспитанием, одним из наиболее эффективных и приемлемых является интегрированный метод, или метод проектов, так как он позволяет сочетать интересы всех его участников: педагогов, родителей, детей. Метод проектов предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей с одной стороны использование разнообразных методов обучения, а с другой стороны – интегрирование знаний, умений. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания; развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться в окружающем мире. Совместное творчество не только расширяет кругозор ребенка, но и воспитывает чувство любви к родному краю, уважение к людям другой национальности.
В соответствии с перспективно-тематическим планированием по региональному компоненту в детском саду проводим разнообразные совместные проекты, конкурсы, выставки краеведческой направленности, многие из которых стали традиционными. В разделе «Уголок России – отчий дом» с детьми и родителями была организована выставка поделок из овощей и природного материала «Осенняя фантазия» и проведена совместная акция «Накормите птиц зимой». Изучая раздел «Литературное и художественное наследие» на родительском собрании в старших группах с родителями была проведена викторина «Писатели и поэты Ставрополья». Интересно прошло изучение раздела «Люблю тебя, мой край родной». Родителями старших дошкольников были представлены семейные проекты: «Моя малая родина – Северный Кавказ», «Мое любимое село – Русское», «Край родной мой – Ставропольский». Изучая раздел «Я и мое село» родители представляли семейные проекты: « «Родная Неволька», «Мама, папа и я – дружная семья». В детском саду прошли смотры-конкурсы «Лучший огород», «Лучший участок», конкурсы рисунков «Мой любимый детский сад», «Улицы нашего села». Очень красочным и интересным был совместный праздник «Масленица» с организованной ярмаркой.
На наш взгляд, такое сотрудничество не только помогает вырабатывать единые подходы к воспитанию, развитию и обучению дошкольников, но и способствует всестороннему и гармоничному развитию личности, обогащению социального опыта, позволяет развивать творческие способности у педагогов, детей и их родителей.
Таким образом, знакомясь с родным городом, поселком, селом, страной, его достопримечательностями, дети учатся осознавать себя живущими в определённый временной период, в определённых этнокультурных условиях и в то же время приобщаться к богатствам национальной и мировой культуры.
Заключение
Важной психолого-педагогической проблемой сегодняшнего дня является патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Уже с детства человек должен любить свою Родину, гордиться своей национальной принадлежностью, знать родной язык, любить родной край, увлекаться его культурой и историей. Ведь если все лучшее заложить в дошкольном возрасте, который является наиболее сензитивным периодом для воспитания высоких социально-нравственных чувств и качеств детей, для которых характерны податливость, известная внушаемость, доверчивость, склонность к подражанию и огромный авторитет взрослого, это останется с ними на всю жизнь. Особенности воспитания патриотизма у старших дошкольников - это воспитание положительного отношения детей к истории и современности родного края, к людям, его населяющим, его культуре и традициям, к своей Родине.
Дж. Байрон писал: "Племя, не способное воспитать в потомстве стремление сохранить и защитить сложившуюся культуру, традиции, обречено на вымирание. Государство, не ставящее целью воспитать своих граждан в духе патриотизма, не имеет будущего".
Литература:
Основная
1.Литвинова Р.М. Региональная культура: художники, писатели, композиторы. С:СКИПКРО.2010г. сборник 1-380с.
2.Литвинова Р.М., Пащенко А.Т. Региональная культура: художники, писатели, композиторы. С:СКИПКРО.2010г. сборник 2-248с.
Дополнительная
1. Адаменко С. Воспитываем патриотов России . Народное образование –2005. - № 4. -23с.
2. Гасанов З. Т. Патриотическое воспитание граждан . Народное образование. - 2005. -№ 6. -59с.
3..Сайт «Молодой ученый»
4.http://www.allbest.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План мероприятий, посвященный Году историко – культурного наследия РТ
План мероприятий, посвященный Году историко-культурного наследия Республики Татарстан...
Народное и культурное наследие народов мира. Развлечение "Откуда мы родом?"
Цель: формирование предпосылок основ патриотизма (воспитание качеств человека, которые составляют основу его коммуникативной и социальной активности)....
Мероприятие приуроченное к Году российской истории в России и историко-культурного наследия в Республике Татарстан на базе МБУ «Альметьевский краеведческий музей»
Цели мероприятия:- знакомство с историей родного края; родного города; ...
"Луховицкий историко-краеведческий музей - неотъемлемая часть культурного наследия луховичан".
Музеи - неотъемлемая часть культурного наследия, они охватывают практически все сферы жизни человека. Это искусство, наука, история, география, природа. Приобщать к посещению музеев необходимо детей н...
Приемы работы с дошкольниками по ознакомлению с культурным наследием Санкт-Петербурга
В данной работе предлагаю методические разработки по ознакомлению дошкольников с культурным наследием города Санкт-Петербурга...
Обобщение моего опыта работы "Освоение историко-культурного наследия Дона через музыкальное развитие дошкольников на основе патриотических ценностей и культурно-исторических традиций Донского края" 2013 год
quot;Освоение историко-культурного наследия Дона через музыкальное развитие дошкольников на основе патриотических ценностей и культурно-исторических традиций Донского края"...
Конспект занятия Тема: Нижний Новгород культурная столица. Прогулка по культурному наследию.
Цель: Ознакомление с культурным наследием Нижнего Новгорода. Задачи: Образовательные:- Знакомить детей с местами культурного отдыха нижегородцев.Развивающие:-развивать познавательный и...