Консультация для воспитателей: «Организация гражданско-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста»
консультация (старшая группа)
Родина, Отечество… В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь существу. Чувство любви к Родине сродни чувству любви к родному дому. Объединяет эти чувства единая основа – привязанность и чувство защищенности. Значит, если мы будем воспитывать у детей чувство привязанности, как таковое, и чувство привязанности к родному дому, то при соответствующей педагогической работе со временем оно дополнится чувством любви и привязанности к своей стране.
На мой взгляд, суть гражданско-патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и возрастить в детской душе семена любви к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого мы называем соотечественниками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_vospitateley.doc | 63.5 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребенка – детский сад №31
города Яровое Алтайского края
Консультация для воспитателей:
«Организация гражданско-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста»
Воспитатель: Кононова В.И.
2018г.
Родина, Отечество… В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь существу. Чувство любви к Родине сродни чувству любви к родному дому. Объединяет эти чувства единая основа – привязанность и чувство защищенности. Значит, если мы будем воспитывать у детей чувство привязанности, как таковое, и чувство привязанности к родному дому, то при соответствующей педагогической работе со временем оно дополнится чувством любви и привязанности к своей стране.
На мой взгляд, суть гражданско-патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и возрастить в детской душе семена любви к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого мы называем соотечественниками.
Деятельность по формированию у дошкольников элементов гражданских чувств и представлений (любовь к краю, природе, уважение к защитникам Родины, уважение к труду взрослых и трудящемуся человеку), личностных качеств (ответственности, дисциплинированности, организованности, организаторских умений) отражена в трудах Лихачева Б.Т., Запорожца А.В., Нечаевой В.Г., Логиновой В.И., Рузской А.Г. и других педагогов и психологов. Работа по изучению соответствующей психолого-педагогической литературы, позволила мне сделать вывод, что наследование нравственных и эстетических ценностей родной культуры в самом нежном возрасте – это есть самый естественный, а потому и верный способ гражданско-патриотического воспитания чувства любви к Отечеству. Я думаю, что наследовать – значит делать своим то, что было создано, приобретено, накоплено предшествующими поколениями. Культурное наследие народа – огромное богатство, которым каждому ребенку нужно научиться правильно распоряжаться, владеть им, чтобы не размельчить, не разменять на пустяки, а сохранить и преумножить, воплотив его в сокровище своего внутреннего мира, своей личности, в дальнейшем творческом созидании.
Я придерживаюсь точки зрения, что гражданско-патриотическое воспитание в детском саду – это процесс освоения, наследования отечественной культуры, а в основе отечественной культуры лежит многообразие народных культур.
Безусловно, народная культура несет в себе мудрые истины, дающие образец отношения к природе, семье, роду, родине. Созидательный опыт многочисленных поколений, накопленный людьми в разных формах и видах деятельности, можно упорядочить в три стройные, наглядные, художественно полноценные системы.
Кратко рассмотрим каждую из них:
Так, народный опыт хозяйственной жизни, теснейшим образом связанный с жизнью природы, ярко представлен системой традиционного народного календаря. У каждого народа в ходе его истории ритм событий годового круга, образованный чередованием будней и праздников, всегда зависел от климата, природного ландшафта, от ведущего типа сотрудничества с природой – собирательства, охоты, земледелия, оседлого или кочевого скотоводства и т.д. В праздничный календарный обрядах всегда звучат произведения словесно поэтического, музыкального, танцевального народного творчества. Великолепно изобразительно-прикладное мастерство народа, связанное с календарными праздниками и буднями: убранство жилища, предметы быта, орудия труда, традиционный костюм. Великий урок дает каждый день традиционного народного календаря – понимание единства жизни человека и природы, урок трудолюбия и любовного и бережного, нравственно чистого отношения к земле – кормилице, матери.
- Народный опыт семейной жизни упорядочен в системе семья. Такая система – тоже целый комплекс разных форм и видов хозяйственного труда, нераздельно связанного с рукотворным и нерукотворным искусством традиционной кухни, жилища, домашней утвари и убранства, костюма, песни, пляски, сказки…
Это народная философия особой ценности каждого этапа в жизни человека – детства, материнства, отцовства, достойной старости. Велика и награда каждому, кто освоил семейную философию, выработанную народом: понимание нравственного смысла жизни как ответственности перед предками и потомками.
- Опыт осмысления народом своей истории представлен в культуре многопланово и в то же время удивительно цельно и системно. Народная память о каждом историческом этапе и оценка его с точки зрения значимости для жизни Отечества содержатся в названиях многих природно-культурных достопримечательностей. Эта память и оценка запечатлелись и в особых именах, данных народом великим деятелем истории и культуры; в героическом эпосе, в устных и летописных преданиях, сказаниях, легендах, в исторических и солдатских песнях.
Понимание народом самого главного в своем характере, ощущение им силы духа и создания одинаково убедительно отражены как в этических образах богатырей-заступников, так и в богатстве и яркости цветовой гаммы, характерной произведений художественных промыслов.
Народные исторические идеалы и духовные устремления особенно полно выражены в культовом зодчестве, в памятниках архитектуры, которые неслучайно называют деревянной или каменной «книгой», где «записана» народная философия истории. Одна из важнейших задач, которую исполняет такая «книга», - вечная память о предках, строивших и защищавших Отечество, создавших его духовное наследие, и напоминание о нравственном долге потомков любить и беречь свою Родину.
Итак, очевидно: в дошедшем до нас наследии – есть все, что необходимо для гражданско-патриотического воспитания современный дошкольников. Тем более что этим не исчерпывается содержание традиционной отечественной культуры. Оно развивается на следующей ступени нашими соотечественниками. Это воины и ученые, архитекторы и художники, писатели и композиторы, путешественники и космонавты – имена которых навечно вошли в народную память благодаря тому, что каждый из них преемственно продолжает традиции своих бесчисленных безымянных предшественников.
Таким образом, я думаю, что традиционная отечественная культура – это совокупность результатов труда наших соотечественников, с глубокой древности до современности, развивающих базовое ядро духовных ценностей, выработанных разных народами России: бережное отношение к матери-земле, трудолюбие, забота о детях, уважение к старшим, терпение, милосердие и гостеприимство, чувство долга. Память о предках, преемственность в делах хозяйственных, семейных, государственных по закону единства красоты, добра и правды.
Я считаю, что успех этой работы также зависит от методического обеспечения, данных о том, какие представления, чувства, отношения, навыки поведения должны формироваться у детей в процессе прохождения той или иной темы («Школа», «Библиотека», «Семья», «Путешествие по городам» и т.д.).
Основным видом деятельности дошкольника является игра. Ребенок, принимая («примеряя») на себя различную роль, проживает ее, пробует себя в различных жизненных ситуациях. (Например: сюжетно-ролевые игры «Дочки-матери», «Хозяюшки», «Семья», «Школа» и т.д.)
При этом дидактические игры планируются мною как дополнительная работа по освоению ведущей темы. Именно от нее зависит выбор конкретных сюжетов. Подвижные народные игры я провожу чаще, чем обычно. Так, перечень игр в программе «Детство» под редакцией В.И. Логиновой, Т.И. Бабаевой и др., определен соответственно возрастным группам детей и сезону.
Особое внимание уделяю играм-драматизациям. Можно проводить не только драматизацию по сказке, но и учить детей обыгрывать потешки, небылицы. Таким образом, хочу еще раз подчеркнуть, что гражданско-патриотическое воспитание связано с нравственным, эстетическим воспитанием и присутствует во всех видах деятельности дошкольника.
Сегодня в нашем обществе обострены многие противоречия политические, социально-экономические, национальные. В этих условиях особенно повышается роль семьи в формировании ценностных ориентаций личности ребенка.
Я использую следующие формы работы с родителями:
- Дни открытых дверей;
- Организация совместно с родителями выставок, экскурсий;
- Совместное проведение праздника;
- Художественная мастерская (обучение определенному рукоделию).
Программа «Детство» и программа «Воспитания и обучения детском саду» М.А. Васильевой, которыми я руководствовалась в своей работе с 2004 по 2011 годы, определяют следующие требования к уровню усвоения изложенных выше систем:
Младший дошкольный возраст
Знать:
- Народные песни, потешки, сказки;
- Узнавать народные мелодии;
- Название своего родного города;
- Название нашей страны, республики, ее столицы.
Уметь:
- Играть в народные игры;
- Дружить со всеми детьми, независимо от национальности.
Старший дошкольный возраст
Знать и понимать:
- Что, кроме России, есть и другие страны; запомнить и назвать некоторые из них.
- Что все эти страны и Россия находятся на Земле – нашей планете.
- Что на Земле живет много разных людей, они похожи друг на друга, но и очень отличаются друг от друга.
- Что такое страна, сходства и различия разных стран.
- Песни, сказки, пляски, игры своей страны и каких-то других стран.
- Некоторых ученых, композиторов, писателей (российских и зарубежных), известных всему миру.
Устанавливать и объяснять причинные связи и зависимости:
- Наличие людей с разным цветом кожи.
- Почему важно знать разные языки.
- Почему полезно знакомиться с обычаями и традициями других народов.
- Почему человек любит свою Родину.
Какие же методы и средствами можно руководствоваться в своей работе?
Все методы можно объединить в три группы: - методы формирования нравственного поведения (приучение, упражнение, руководство деятельностью);
-методы формирования нравственного сознания (убеждения в форме разъяснения, внушение, беседа);
- методы стимулирования чувств и отношений (пример, поощрение, наказание).
Из средств модно отметить:
► родной язык;
► общественно полезный труд;
► народные песни: колыбельные, игровые, о труде, о маме и т.д.;
► народные танцы.
Все они развивают у детей дух народного творчества и помогают формировать настоящего патриота своей страны.
Рассмотрим два основных варианта организации педагогического процесса. В первом случае действует обычное штатное расписание. В рамках его воспитатель берет на себя основные функции воспитания и обучения дошкольника. Во втором случае схема организации педагогического процесса предполагает, что в работе дошкольного учреждения участвуют специалисты дополнительного образования эстетического цикла, иностранного языка, ИЗО и других дисциплин.
При этом должны соблюдаться условия:
▪ непосредственное участие в названном процессе и взрослых, и детей (пример: мы не просто смотрим на концертное исполнение календарных и семейных обрядов – мы стремимся реализовать те из них, что могут естественно войти в нашу жизнь: мы все вместе участвуем в игровом исполнении старинных обрядов, о которых хотим помнить как о прошлом опыте наших предков);
▪ использование народного опыта непосредственно в жизни детей (лекарственные травы, работы на садово-огородном участке);
▪ усвоение традиционных культурных эталонов не только детьми, но и их родными, близкими, сотрудниками детского сада.
Данный вариант организации педагогического процесса признан в нашем детском саду.
В режимные моменты я активизирую работу по привитию навыков традиционной культуры поведения. Перед обедом это может быть цикл бесед о традиционной нравственности. Перед сном – колыбельные, мерно рассказанная мудрая сказка или притча. Перед прогулками – помощь малышам.
Не забываю я и о наглядности, в изготовлении которой с большим энтузиазмом принимают участие и дети. Точно также после знакомства с фотографиями, рассказами, альбомами с интересом дети участвуют в изготовлении «Макета сражения Великой отечественной войны». Или изготовление визитки группы в виде «Пчелки». Пчелы, которая трудится целый день. Пчелы – это дети, воспитатели и родители, которые трудятся, чтобы дети были счастливыми и здоровыми. Этим я еще раз подчеркиваю, что родители во многом определяют будущее своих детей, они ответственны перед детьми, их дети – это их будущее.
Перечисленные формы работы с детьми не являются единственными. Они известны каждому педагогу, и каждый, разумеется, может дополнить эти предложения новыми. Но самое главное, нам взрослым, нужно помнить, что ответственный подход к делу, материнское отношение к ребенку, благожелательное принятие его самостоятельности, а не установление мелочной опеки над ним – все это и есть народная педагогика (тоже составляющая патриотического воспитания), и она даже в обычных условиях поможет реализовать программу, содержание которой предварительно надо еще осваивать нам самим.
Список используемой литературы.
- Алябьева Е.А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками. – М.:ТЦ Сфера, 2004.
- Соловьева Е.В., Царенко Л.И. Наследие. И быль, и сказка…Пособие по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного и младшего школьного возраста на основе традициооной отечественной культуры. – М.:Обруч, 2011.
- Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду/В.И. Логиновой, Т.И. Бабаевой и др. – СПб.:Детство-Пресс, 2002.
- Программа воспитания и обучения в детском саду /М.А. Васильева, В.В. Гербова – М.:Мозаика-Синтез, 2005.
- Дошкольная педагогика: Учебник для студ. Сред. Проф. Учеб. Заведениий/ С.А. Козлова, Т.А. Куликова. – 6-е изд., испр. – М.:Издательский центр «Академия», 2006.
- Журнал «Ребенок в детском саду» №4, 2001, №5, 2001.
- Журнал «Дошкольное воспитание» №3, 1993; №4, 1993.
- Кабалевский Д.Бю Прекрасное пробуждает доброе. – М.,1973.
- Новицкая М.Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду, Линка – Пресс, М., 2003.
- Нравственно-этическое воспитание ребенка в детском саду /Н.А Ветлугина, Т.Г Казакова и др. – М.:Просвещение, 1989.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Формирование гражданско-патриотической позиции у детей старшего дошкольного возраста совместно с родителями"
В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Сейчас, в перио...
Выступление на городском фестивале "Педагогическая находка" на тему "Формирование гражданско-патриотической позиции у детей старшего дошкольного возраста совместно с родителями".
«Только тот, кто любит,ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом»....
Консультация для воспитателей "Организация краеведческих экскурсий для детей старшего дошкольного возраста"
Материал для воспитателей...
Выступление на городском фестивале "Педагогическая находка" на тему "Формирование гражданско-патриотической позиции у детей старшего дошкольного возраста совместно с родителями".
laquo;Только тот, кто любит,ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом»....
Опыт работы по формированию гражданско – патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста на примере проекта «Подвиг города родного не забудем никогда»
Основные тезисы к презентации по теме "Формирование гражданско-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста"...
Формирование гражданско-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста средствами ДОО
Миссия педагога –не только обучение и развитие интеллектуальных способностей ученика,но и воспитание его патриотом страны,разделяющим наши традиционные ценности и готовым их защищать.Мировоззрен...