«Формирование доброжелательных отношений у детей раннего возраста с использованием «волшебного зеркала»
консультация (младшая группа)

Комаревцева Алла Петровна

      Суть метода волшебного зеркала в том, что во время адаптации,  когда ребенок скучает, воспитатель предлагает ребенку найти веер с изображением своей мамы, и поиграть в игру «Театр эмоций». Предлагает  ребенку сесть перед зеркалом и побыть актером.  В ходе адаптации или утреннего приема детей   улыбнувшись «волшебному зеркалу» мама улыбалась в ответ, посылала ребенку воздушный поцелуй, спокойствие, радость.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Формирование доброжелательных отношений у детей раннего возраста с  использованием «волшебного зеркала»

       С сентября 2019 года в Белгородской области в сфере образования стартовала   региональной проект «Доброжелательный детский сад». Главная цель этого проекта заключается в изменении принципа отношений между всеми участниками образовательного процесса, который должен стать максимально эффективным и комфортным, а также нацелен на создание условий для успешной самореализации личности каждого ребенка и формирование доброжелательной, благоприятной и психологически безопасной среды в ДОУ.

      Работая над новой  технологией «Формирование доброжелательных отношений у детей раннего возраста с  использованием «волшебного зеркала», мы опирались на комплексную совместную работу педагогов, детей и их родителей, в процессе которой у детей раннего возраста происходит активное формирование личности.

      Суть метода волшебного зеркала в том, что во время адаптации,  когда ребенок скучает, воспитатель предлагает ребенку найти веер с изображением своей мамы, и поиграть в игру «Театр эмоций». Предлагает  ребенку сесть перед зеркалом и побыть актером.  В ходе адаптации или утреннего приема детей   улыбнувшись «волшебному зеркалу» мама улыбалась в ответ, посылала ребенку воздушный поцелуй, спокойствие, радость.

    Детский сад – новый период в жизни ребенка. Для него это, прежде всего, первый опыт коллективного общения. Новую обстановку, незнакомых людей не все дети принимают сразу и без проблем. Одни легко входят в группу, но плачут вечером дома, другие – соглашаются идти в детский сад с утра, а перед входом в группу начинают капризничать и плакать. Отрыв от дома и близких людей, встреча с новыми незнакомыми взрослыми, а так же с другими детьми, могут стать для ребенка серьезной психической травмой. Малыш может воспринять это как отчуждение, лишение родительской любви, внимания и защиты. Очень важно, чтобы этот переход был плавным, мягким, без травмы. Конечно, для любого педагога период, когда в группу приходит много новичков, является большим испытанием. Особенно важно в это время для меня было заложить основы доброжелательных отношений между детьми в группе, создать предпосылки эмоционального комфорта для каждого ребёнка. Мы отчётливо понимали, что дальнейшие задачи связанные, например, с обучением, самообслуживанием и т. д. являются вторичными, так как их реализация может быть возможна позже, когда дети эмоционально успокоятся и пойдут на контакт. Работая с детьми, впервые пришедшими в детский сад, мы  столкнулась с тем, что все  дети очень разные по своим умениям, уровню физического и психологического

Считается, что для полноценного развития малыша необходимо тесное взаимодействие с одним человеком, обычно с матерью. Если эти отношения носят эмоционально положительный характер, то у ребенка формируется ранняя детская привязанность.

     Все родители, чьи дети ходят в детские сады, знают, как непрост и сложен процесс адаптации. Особое значение в формировании личности дошкольников имеют отношения, которые строятся на основе доброжелательности. Поэтому одной из целей дошкольного образования в работе с детьми является формирование доброжелательных отношений. Для поддержания и развития доброжелательной атмосферы в группе, развития навыков социального поведения и уверенности в себе, мы использовали  ритуалы: под названием «Утро радостных встреч», «Встреча с новой игрушкой», ежедневно «Утреннее приветствие», с включением психолого-коррекционных упражнений «Ладонь в ладонь», «Я самый - самый».При первом знакомстве с родителями воспитанников мы рассказывали им об особенностях периода адаптации, режиме дня, необходимости в это время быть терпеливыми и внимательными к своему ребенку.

     Интерес малыша к зеркалу проявляется еще в раннем возрасте. Зеркало помогает в адаптации,  не думайте, что это праздное любопытство. Именно обычное зеркало является не просто игрушкой, а играет огромную роль в развитии ребенка. Примерно к 3-4 месяцам ребенок начинает проявлять первый интерес к зеркалу. Он с интересом вглядывается в отражение, разглядывая свои глазки, носик, ротик. В возрасте одного года кроха по-прежнему воспринимает зеркало, как хорошего друга. С ним он лепечет, улыбается ему. Может рисовать по нему красками. В возрасте с 2 до 3 лет   ребенок уже многое умеет делать самостоятельно. Зеркало – хороший способ научить ребенка элементарным правилам гигиены - причесываться, умываться. Ведь кроха может видеть себя самым разным - расстроенным, с капающими слезками, улыбающимся, измазанным вареньем.

      Смастерить «волшебное зеркало» очень легко. Возьмите обычный веер с буквами или с цифрами две штуки и соедините их между собой. На первую деталь веера приклейте зеркало, а на другую деталь  фотографию мамы. Сделать рамку могут и сами малыши, украсив ее любыми декоративными предметами. Знакомство детей с технологией «волшебного зеркала» началась с применения  простых игр «Кто это», «Маме улыбаемся», «Улыбнись поклонись». ходе адаптации или утреннего приема детей   улыбнувшись «волшебному зеркалу» мама улыбалась в ответ, посылала ребенку

        В процессе обучения детей  игре с волшебным зеркалом выяснилось, что эта техника понравилась всем детям без исключения. Смотрясь в зеркало,   у детей поднималось настроении и процесс адаптации проходил намного легче. Нетрадиционные техники позволяют осуществлять индивидуальный подход к детям, учитывать  индивидуальные особенности каждого ребенка в группе.               Нет ничего лучше, чем совместные мероприятия. Для ознакомления родителей с данной технологией был проведен мастер-класс «Загадочный мир зеркал». Во время мастер-класса родители познакомились с новой технологией игры с зеркалом, самостоятельно придумывали игры. Родителей технология заинтересовала, так как она очень проста в использовании и доступна для любого возраста. Для развития родительской компетентности в области формирование доброжелательных отношений у детей раннего возраста с  использованием волшебного зеркала, были даны консультации, оформлены памятки и буклеты: «Дети - зеркало семьи!», «Ранний возраст - самый прекрасный возраст», «Малыш и зеркало». Целый день ребята находятся в стенах дошкольного учреждения. Иногда бывает грустно, а иногда скучно, иногда так хочется побыстрей отправиться к маме и папе.

          Таким образом, систематическая, последовательная работа, направленная на формирование доброжелательных отношений у детей раннего возраста с  использованием «волшебного зеркала» в значительной мере способствует эффективной адаптации малышей к новым условиям.

            В период адаптации малышей, предложив им «волшебное зеркало», «период слез» заметно сокращался. По результатам наблюдений у 15 детей период адаптации протекал от 2 до 5 дней. У 5 ребят он длился около 2 недель.

Подводя итог можно с уверенностью сказать, что новые современные технологии, направленные на быструю положительную адаптацию будут все чаще находить свое применение во всех дошкольных организациях. 

       Наш «Доброжелательный детский сад» – это место, куда дети идут с удовольствием, где каждый ребенок получает все для развития самостоятельности, познавательной активности, где он чувствует себя в безопасности и получает необходимое внимание и поддержку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей на тему "Формирование доброжелательного отношения у детей дошкольного возраста в игровой деятельности"

Консультация для воспитателей на тему "Формирование доброжелательного отношения у детей дошкольного возраста в игровой деятельности"...

Формирование доброжелательных отношений у детей дошкольного возраста

Формирование доброжелательных отношений у детей дошкольного возраста...

опыт работы на тему: "ФОРМИРОВАНИЕ ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

опыт работы на тему: "ФОРМИРОВАНИЕ ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»...

Формирование доброжелательных отношений у детей.

Дети приходят в группу, в которой уже существуют некоторые традиции, правила пришедшие из жизни многих детей. Например, девиз группы, который мы учим наизусть и объясняем значение каждого слова.Лучист...

Формирование доброжелательных отношений у детей младшего дошкольного возраста

Аннотация: в статье определена сущность понятия «доброжелательность», дана характеристика формирования доброжелательных отношений у детей младшего дошкольного возраста....

Формирование доброжелательных отношений у детей младшего дошкольного возраста

В статье определена сущность понятия «доброжелательность», дана характеристика формирования доброжелательных отношений у детей младшего дошкольного возраста....