Доклад на тему: «Структура проведения занятий – экспериментов. Организация уголков экспериментирования»
методическая разработка
Доклад на тему: "Структура проведений занятий - экспериментов. Организация уголков экмпериментирования"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
munitsipalnoe_doshkolnoe_obrazovatelnoe_uchrezhdenie_detskiy_sad_kombinirovannogo_vida.docx | 72.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «Солнышко»
Доклад на тему:
«Структура проведения занятий – экспериментов. Организация уголков экспериментирования»
Подготовила:
Тагирова С.К
«Умейте открыть перед ребёнком в
окружающем мире что-то одно,
но открыть так, чтобы кусочек жизни
заиграл перед детьми всеми красками радуги.
Оставляйте всегда что-то недосказанное,
чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз
возвращаться к тому, что он узнал».
В.А.Сухомлинский.
Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Мы хотим видеть наших воспитанников любознательными, общительными, самостоятельными, творческими личностями, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы. Превращение ребенка в творческую личность зависит во многом от нас, педагогов, от технологии педагогического процесса, в связи с этим, одна из основных задач ДОУ поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия.
ФГОС ориентирует нас на решение многих задач. Одной из них является «создание благоприятных условий познавательного развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром…»
Согласно ФГОС, «конкретное содержание образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами Программы и может реализовываться в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности – как сквозных механизмах развития ребенка)».
Экспериментирование – это один из видов познавательной деятельности, любой опыт, попытка осуществить что-либо.
Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире.
Опыты помогают развивать речь, мышление, логику, творчество ребенка.
Исследование дает возможность ребенку самому найти ответы на вопросы, как и почему.
Основной целью опытно-экспериментальной деятельности в детском саду является развитие свободной творческой личности ребенка.
Экспериментальная деятельность направлена на реализацию следующих задач:
-формировать способность видеть многообразие мира
-развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес в процессе экспериментирования
-развивать речь
- расширять перспективу развития поисково-познавательной деятельности, поддерживать у детей инициативу, самостоятельность.
В детском саду экспериментирование может быть организовано в трех основных направлениях: специально организованное обучение, совместная деятельность педагога с детьми и самостоятельность детей
Как и любая деятельность, деятельность экспериментирования имеет свою структуру:
Цель: развитие умений ребенка взаимодействовать с исследуемыми объектами в "лабораторных" условиях как средствами познания окружающего мира
Задачи:
1) развитие мыслительных процессов;
2) развитие мыслительных операций;
3) освоение методов познания;
4) развитие причинно-следственных связей и отношений
Содержание: информация об объектах и явлениях, предметах
Мотив: познавательные потребности, познавательный интерес, в основе которых лежит ориентировочный рефлекс "Что это?", "Что такое?" В старшем дошкольном возрасте познавательный интерес имеет направленность: "Узнать - научиться - познать"
Средства: язык, речь, поисковые действия
Формы: элементарно-поисковая деятельность, опыты, эксперименты
Условия: постепенное усложнение, организация условий для самостоятельной и учебной деятельности, использование проблемных, ситуаций
Результат: опыт самостоятельной деятельности, исследовательской работы, новые знания и умения, составляющие целый спектр психических новообразований.
Последовательность детского экспериментирования.
- Проблемная ситуация.
- Целеполагание.
- Выдвижение гипотез.
- Проверка предположения.
Если предположение подтвердилось: формулирование выводов (как получилось)
Если предположение не подтвердилось: возникновение новой гипотезы, реализация ее в действии, подтверждение новой гипотезы,) формулирование выводов (как получилось).
В процессе экспериментирования ребенку необходимо ответить на следующие вопросы:
Как я это делаю?
Почему я это делаю именно так, а не иначе?
Зачем я это делаю, что хочу узнать, что получилось в результате?
Примерная структура занятия - экспериментирования
∙ Постановка исследовательской задачи в виде того или иного варианта проблемной ситуации.
∙ Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования.
∙ Уточнение плана исследования.
∙ Выбор оборудования, самостоятельное его размещение детьми в зоне исследования.
∙ Распределение детей на подгруппы, выбор ведущих, помогающих организовать сверстников, комментирующих ход и результаты совместной деятельности детей в группах.
∙ Анализ и обобщение полученных детьми результатов экспериментирования.
Одним из условий решения задач по опытно-экспериментальной деятельности в детском саду является организация развивающей среды. Предметная среда окружает и оказывает влияние на ребенка уже с первых минут его жизни. Основными требованиями, предъявляемыми к среде как развивающему средству, является обеспечение развития активной самостоятельной детской деятельности.
Цель создания уголка экспериментирования в детском саду — создание благоприятных условий для практических исследований воспитанников и заинтересованности детей в самостоятельном поиске информации.
Задачи уголка экспериментирования
- развитие первичных естественнонаучных представлений,
- наблюдательности,
- любознательности,
- активности,
- мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация, наблюдение);
- формирование умений комплексно обследовать предмет
Требования при оборудовании уголка экспериментирования в группе
- достаточность;
- доступность расположения;
- безопасность для жизни и здоровья детей;
- Оптимальное расположение в помещении группы. В уголке должно быть достаточное естественное освещение. Подвижные и шумные занятия в других центрах активности могут отвлекать от выполнения опытов, поэтому уголок находится в тихом месте группы.
- Доступность для воспитанников. Материалы и приборы размещаются в шкафах таким образом, чтобы воспитанники легко их доставали. Рекомендуется разделить компоненты материальной базы на три сектора — дидактический, инструментальный, стимулирующий.
- Безопасность. В уголке опытно-экспериментальной деятельности размещаются правила безопасности по нахождению в мини-лаборатории и проведению исследований (настенный плакат), воспитатель изучает их с детьми и проговаривает во время знакомства с уголком. Не рекомендуется обустраивать уголок навесными полками и шкафами со стеклянными дверцами.
В уголке экспериментальной деятельности (мини-лаборатория, центр науки) должны быть выделены:
1) место для постоянной выставки, где размещают музей, различные коллекции. Экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья и т.п.)
2) место для приборов
Место для хранения материалов (природного, "бросового")
3) место для проведения опытов
4) место для неструктурированных материалов (песок, вода, стружка, пенопласт и др.)
Материалы данной зоны распределяются по следующим направлениям: «Песок и вода», «Звук», «Магниты», «Бумага», «Свет», «Стекло и пластмасса», «Резина».
Уголок экспериментирования делится на следующие компоненты
- Компонент дидактический
- Компонент оборудования
- Компонент стимулирующий
- Дидактический компонент
- Познавательные книги
- Атласы
- Тематические альбомы
- Серии картин с изображением природных сообществ
- Схемы, таблицы, модели с алгоритмами выполнения опытов
Для организации самостоятельной детской деятельности могут быть разработаны:
- Алгоритмы выполнения опытов
- карточки-схемы проведения экспериментов, опытов. Совместно с детьми разрабатываются условные обозначения, разрешающие и запрещающие знаки.
- Правила поведения в уголке экспериментирования
- Компонент оборудования приборы-помощники:
- микроскоп, лупы, увеличительные стекла
- весы
- песочные, механические часы,
- компас,
- магниты;
- портновский метр, линейки, треугольник т.д.
- Компонент стимулирующий
- разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл, керамика) разной конфигурации и объема;
- сита, воронки разного размера и материала;
- природный материал: камешки, глина, песок, ракушки,
- шишки, перья, мох, листья и др.;
- утилизированный материал: проволока, кусочки кожи,
- меха, ткани, пластмассы, пробки и др.;
- технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвоздики и др.;
- разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и др.;
- красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски );
- медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы (без игл), мерные ложки мензурки, резиновые груши и др.;
- прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, и др.
В качестве лабораторной посуды используются стаканчики из-под йогуртов, из-под мороженого, пластиковые бутылочки. Наглядно показывают детям возможность вторичного использования материалов, которые в избытке выбрасываются и загрязняют окружающую среду. Это очень важный воспитательный момент. Важно, чтобы все было подписано или нарисованы схемы – обозначения. Можно использовать различные баночки с крышками и киндер – сюрпризы.
Материал для проведения опытов в уголке экспериментирования меняется в соответствии с планом работы
Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребенка, позволяют наглядно показать связь между живым и не живым в природе. Исследования представляют возможности ребенку самому найти ответы на вопросы “Как?” “Почему?”.
Китайская пословица гласит “Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать - и я пойму”.
Грамотное сочетание материалов и оборудования в уголке экспериментирования способствуют овладению детьми средствами познавательной деятельности, способам действий, обследованию объектов, расширению познавательного опыта.
В уголке экспериментальной деятельности в младшей группе должны быть
- книги познавательного характера для младшего возраста;
- тематические альбомы;
- коллекции "Ткани»,» Бумага", "Пуговицы"
- мини-музей (тематика различна, например, "камни", чудеса из стекла" и др.)
- песок, глина;
- набор игрушек резиновых и пластмассовых для игр в воде;
- материалы для игр с мыльной пеной,
- красители - пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.).
- семена бобов, фасоли, гороха
- некоторые пищевые продукты (сахар, соль, крахмал, мука)
Средний дошкольный возраст
- книги познавательного характера для среднего возраста
- тематические альбомы
- коллекции: семена разных растений, шишки, камешки, коллекции "Подарки": (зимы, весны, осени), "Ткани", "Бумага", "Пуговицы"
- мини-музей (тематика различна, например, "камни", чудеса из стекла" и др.)
- песок, глина
- набор игрушек резиновых и пластмассовых для игр в воде
- материалы для игр с мыльной пеной
- красители - пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.).
- семена бобов, фасоли, гороха
- некоторые пищевые продукты (сахар, соль, крахмал, мука)
Простейшие приборы и приспособления:
- лупы, сосуды для воды, "ящик ощущений" (чудесный мешочек), зеркальце для игр с "солнечным зайчиком",
- "бросовый материал": веревки, шнурки, тесьма, катушки деревянные, прищепки, пробки
- на видном месте вывешиваются правила работы с материалами, доступные детям младшего возраста.
- персонажи, наделанные определенными чертами ("почемучка") от имени которого моделируется проблемная ситуация.
- карточки-схемы проведения экспериментов (заполняется воспитателем): ставится дата, опыт зарисовывается.
Старший дошкольный возраст
- схемы, таблицы, модели с алгоритмами выполнения опытов;
- серии картин с изображением природных сообществ;
- книги познавательного характера, атласы;
- тематические альбомы;
- коллекции
- мини-музей (тематика различна, например, "Часы бывают разные:», «Изделия из камня"
- материалы распределены по разделам: "Песок, глина, вода", "Звук", "Магниты", "Бумага", "Свет»,» Стекло", "Резина"
- природный материал: камни, ракушки, листья деревьев, мох, семена, почва разных видов и др.
- утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки и т.д.
- разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и т.д.
- красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.)
- медицинские материалы: пипетки с закругленными концами, колбы, деревянные палочки, мерные ложки, резиновые груши, шприцы без игл
- прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, свечи и др.
- сито, воронки
- проборы-помощники: увеличительное стекло, песочные часы, микроскопы, лупы
- клеенчатые фартуки, нарукавники, резиновые перчатки, тряпки
Ведение фиксации детского экспериментирования
- Дневник
- Картотека опытов
- Схема
- Карточки подсказки (разрешающие - запрещающие знаки) "Что можно, что нельзя"
- Персонажи, наделанные определенными чертами ("Незнайка") от имени которого моделируется проблемная ситуация.
Грамотное сочетание материалов и оборудования в уголке экспериментирования способствуют овладению детьми средствами познавательной деятельности, способам действий, обследованию объектов, расширению познавательного опыта.
Процесс познания, освоение новых знаний очень важны для детей, поэтому в детском саду не должно быть четкой границы между обыденной жизнью и экспериментированием, ведь экспериментирование не самоцель, а только способ ознакомления детей с миром, в котором им предстоит жить!
«Люди, научившиеся…наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел».
К. Е. Тимирязев
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на тему «Особенности проведения экологических экспериментов в детском саду»
Выступление в методическом обьединении «Формирование эколо-гического сознания детей дошкольного возраста»...
Доклад на тему «Особенности проведения экологических экспериментов в детском саду»
Выступление в методическом обьединении «Формирование эколо-гического сознания детей дошкольного возраста»...
Исследовательско-творческий проект "Путешествие в молочную страну". Материалы для проведения занятия-эксперимента о свойствах молока.
Дети часто задают много разных вопросов, и,порой, мы сами, взрослые, не можем сразу дать маленьким почемучкам ответы на их вопросы. "Почему молоко белое?" и "Откуда на молоке пенка?" - ...
Доклад на тему : Структура ФГОС обучающихся с умственной отсталостью.
ФГОС для обучающихся с ОВЗФедеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья представляет собой совокупность обязател...
Доклад на тему: «Особенности проведения занятий по рисованию с детьми 2-3-х лет»
Методический материал по изобразительной деятельности с детьми 2-3 лет....
Бережливые технологии в группе раннего возраста №2 "Организация уголка экспериментирования"
Сокращение времени процесса поиска нужных материалов....
Презентация: "Организация и проведение экспериментальной деятельности. Содержание уголков экспериментирования"
Уголок экспериментирования поможет детям окунуться в мир самостоятельного исследования и поиска ответов на интересующие их вопросы. В специально отведенном месте ребята смогут понюхать, потрогать. На ...