Презентация "Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста"
презентация к уроку (старшая группа)
«Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать - и я пойму»
Конфуций
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_poznavatelnoy_aktivnost.ppt | 527 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать - и я пойму» Конфуций
Экспериментирование – эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на освоение окружающего мира, он хочет его познавать. Это внутреннее стремление к исследованию порождает исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития
При организации поисково-исследовательской деятельности использую "типы исследования", доступные и интересные дошкольникам, позволяющие им занять активную исследовательскую позицию (по И.М. Коротковой) Опыты (экспериментирование) (задача – освоение причинно-следственных связей и отношений). Деятельность в контексте «опыты»:
- привлечение внимания детей «интригующим материалом» или демонстрацией необычного эффекта Эксперимент с кипятком
- предоставление детям свободно поэкспериментировать самим и обсудить полученный эффект Очистка воды - самостоятельное использование оборудование в свободной деятельности (под лупой рассматривали насекомых, травинки, кору, потом дети долгое время все подряд рассматривали: снег, землю, и все, что попадало в поле их зрения)
2. Путешествие по карте (задача – освоение пространственных схем и отношений (представления о пространстве мира)) Деятельность в контексте «путешествие по карте» Поиск пиратских сокровищ
3. Путешествие по «реке времени» (задача – освоение временных отношений (представления об историческом времени – от прошлого к настоящему)). Путешествие от зернышка до булки хлеба
Структура поисковой деятельности Принятие от взрослого или самостоятельное выдвижение детьми познавательной задачи; • Анализ ее условий с помощью воспитателя или самостоятельно; • Выдвижение предположений (гипотез) о причинах явления и способах решения познавательной задачи; • Отбор способов проверки возможных путей решения познавательной задачи; • Непосредственную проверку выбранных способов решения и выдвинутых предположений, корректировку путей решения по ходу деятельности; • Анализ полученных фактов и формирование выводов; • Обсуждение новых задач и перспектив дальнейшего исследования
Алгоритм действий для осуществления исследовательской деятельности (по А.И. Савенкову) Шаг 1. Выявление проблемы, которую можно исследовать и которую хотелось бы разрешить. Шаг 2. Выбор темы исследования. Исследование – процесс бескорыстного поиска неизвестного, новых знаний. Шаг 3. Определение цели исследования (нахождение ответа на вопрос о том, зачем проводится исследование). Шаг 4. Определение задач исследования (основных шагов направления исследования). Шаг 5. Выдвижение гипотезы (предположения, догадки, недоказанной логически и не подтвержденной опытом). Шаг 6. Составление предварительного плана исследования. Для того, чтобы составить план исследования, надо ответить на вопрос: «Как мы можем узнать что-то новое о том, что исследуем?». Шаг 7. Провести эксперимент (опыт), наблюдение, проверить гипотезы, сделать выводы . Шаг 8. Указать возможные пути дальнейшего изучения проблемы. Для настоящего творца завершение одной работы – это не просто окончание исследования, это начало работы следующей.
Обучение путём исследований в современной образовательной практике рассматривается как один из эффективных способов познания окружающего мира ребёнком Метод проектов. «» «Чудо-огород» «Мир воды» Коллективные игры как средство развития исследовательского поведения Мнемотаблицы
в группе оборудована мини лаборатория. Здесь дети приобретают навыки работы с простейшими исследовательскими приборами
Работа с родителями
Дети дошкольного возраста с радостью усваивают любую информацию, главное, помочь им освоиться в окружающем мире. Ребёнок стремится к знаниям через многочисленные вопросы «зачем?», «как?», «почему?». Дети – исследователи по своей природе, и прочны те знания, которые добыты самостоятельно, в ходе творческих изысканий и наблюдений, а не те знания, которые получены в готовом виде
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста
К старшему дошкольному возрасту заметно возрастают возможности инициативной преобразующей активности ребенка. Этот возрастной период важен для развития познавательной потребности ребенка, которая нах...
Методический комплекс «Поддержка познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через познавательные занятия».
Методический комплекс...
Выпускная квалификационная работа «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в познавательно-исследовательской деятельности»
К концу дошкольного возраста у детей должен быть сформирован первичный элементарный образ мира. Дети должны понимать, что наш мир огромен, изменчив, многообразен, прекрасен....
Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в познавательно-исследовательской деятельности
Организация познавательно - исследовательской деятельности, как условие развития познавательной активности детей дошкольного возраста...
Консультация по обобщению опыта "Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста с использованием инновационных технологий, как средство успешной социализации детей в школе".
В данном материале обобщён опыт использования инновационных технологий , как средство успешной социализации детей в школе.Применение на практике гибкой системы организации непосредственно образо...
«Развитие познавательного интереса и познавательной активности детей старшего дошкольного возраста средствами экспериментально-исследовательской деятельности»
Методическое городское объединение . Развлечение "Приключения в тридесятом царстве"...
Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с миром коллекций»
Познавательное развитие дошкольников через ознакомление с коллекционированием....