трудовая деятельность детей дошкольного возраста
консультация
школа молодого педагога с презентацией
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trudovaya_deyatelnost_detey_doshkolnogo_vozrasta.docx | 37.27 КБ |
Предварительный просмотр:
«Трудовая деятельность детей дошкольного возраста»
Дошкольное детство – время первоначального становления личности, формирование основ самосознания и индивидуальности ребёнка. Каждый ребёнок – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывает для себя окружающий мир. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, тем более она значима для ребёнка, тем успешнее реализуются его полноценные возможности. Детский труд занимает особое место в жизни ребёнка, именно в этом виде деятельности происходит интенсивное интеллектуальное, эмоционально – личностное развитие.
слайд
Как отмечал Василий Сухомлинский в своей книге «Сердце отдаю детям» , трудовая жизнь в годы детства — одно из важных условий формирования гармоничного человека. Необходимо, чтобы, живя с детства в труде и с трудом, маленький человек чувствовал потребность в другом человеке именно для совместной работы, для творчества.
Дошкольная педагогика выделяет следующие основные задачи трудовой деятельности детей:
слайд
1.ознакомление с трудом взрослых и воспитание уважение к нему; 2.обучение простейшим трудовым умениям и навыкам;
3. воспитание интереса к труду, трудолюбия и самостоятельности; 4.воспитание общественно - направленных мотивов труда,
5.умений трудиться в коллективе и для коллектива.
Для успешного решения этих задач, первостепенное значение имеет создание необходимых условий. Только при хорошей организации ребенок испытывает радость от труда. Включаясь в трудовые действия, ребенок коренным образом меняет все представление о себе и об окружающем мире. Меняется самооценка под влиянием успехов достигнутых ребенком в труде.
В труде дошкольника ярко обнаруживается связь с игрой. В игре осуществляются первые манипулятивные действия, по своему характеру напоминающие трудовые: в них присутствуют воображаемые трудовые операции. Но не только этим исчерпывается значение игры, в которой ребенок в ролевых действиях отражает труд взрослых.
Трудолюбие и способность к труду воспитываются с самого раннего детства.
На основе классификации Ю.К. Бабанского, В.И. Логиновой, В.Г. Нечаевой можно выделить две группы задач трудовой деятельности дошкольников:
1. Помощь ребенку в овладении трудовой деятельностью: в освоении структуры деятельности, приобретении трудовых навыков, умений.
2. Развитие личности ребенка в труде: развитие свойств, качеств личности; формирование взаимоотношений; приобретение социального опыта взаимодействия.
слайд
Трудовая деятельность дошкольников не заканчивается в детском саду. Ребенок везде сталкивается с трудом взрослых, пользуется его результатами. Последовательное ознакомление детей с трудом взрослых в ближайшем окружении, а затем и за пределами детского сада слайд позволяет формировать у них представление о сути и значении трудовых действий.
«Программа воспитания в детском саду» раскрывает объем трудовых навыков и умений, которыми должны овладеть дети каждой возрастной группы. Так, например, слайд формируя у младших дошкольников навыки и умения хозяйственно - бытового труда, воспитатель учит их протирать игрушки влажной тряпкой, полоскать белье и т.п.
слайд
В средней группе дети прополаскивают и отжимают тряпочку, которой протираются игрушки, намыливают кукольное белье, стирают его.
слайд
Старшие дошкольники моют игрушки губкой с мылом, готовят необходимое оборудование для занятий, труда, игры, приводят его затем в порядок.
Определяя содержание и последовательность обучения детей трудовым умениям, воспитатель должен учитывать особенности их возраста, детское оборудование должно соответствовать росту и возрасту детей, а орудия труда детей абсолютно безопасны.
Творческий подход позволит достичь хороших результатов в формировании у детей позитивных установок к различным видам труда и творчества в современных образовательных условиях.
Трудовое воспитание начинается с самообслуживания.
Слайд
В подготовительной группе сформированные навыки и умения совершенствуются, а так же приобретаются новые навыки самообслуживания: уход за волосами, обувью. Нужно стараться на конкретных примерах формировать у детей привычки к опрятности и чистоте, навыков поведения в окружении сверстников, разъяснять, как надо поступать, учитывая нужды других:
слайд
- посторониться в раздевальной комнате, чтобы дать пройти тому, кто уже разделся;
слайд
- при умывании пропустить вперед дежурных (им важнее умыться поскорее, чтобы приступить к своим обязанностям,
- не задерживаться у крана, чтобы все умылись вовремя,
- попросить разрешения пройти, чтобы не причинить неудобства кому-либо.
Известно, что игра является ведущей деятельностью детей, поэтому можно использовать различные игры: «Путешествие в страну чистоты», «Порядок в шкафу», дидактические игры:
Слайд
(«Завяжи шнурки», «Одень куклу на прогулку», игровое упражнение «Всё делаем по порядку», беседы «Чистота тела», «Культура поведения во время приёма пищи» и др.).
Раньше мы детей учили заправлять кровати после сна, а теперь это делает только помощник воспитателя (по требованиям новых СанПиН 2.4.1.3049-13, превращая детей в созерцателей трудовой деятельности взрослых. Для решения этой проблемы можно проводить игры – соревнования «Лучшее рабочее место» (учить самостоятельно, готовить рабочие место и убирать материалы после занятия, «Кто лучше заправит кукольную кровать» (обучение заправлять правильно кровать). Приобщая детей к труду на окнах можно устраивать огород на окне, где ребенок может самостоятельно ухаживать за растениями, поливать, рыхлить, пропалывать.
слайд
В ходе обучения трудовым навыкам воспитатель формирует у детей желание выполнять самостоятельно все то, что им посильно, приходя на помощь всякий раз, когда они нуждаются в ней. Не следует допускать, чтобы дошкольники испытывали огорчения от неудачных попыток самостоятельно справиться с предложенным делом, так как в этих случаях рождается неуверенность в своих силах и нежелание трудиться. Необходимо помнить о том, что труд должен приносить детям радость: от достигнутых результатов, от своей полезности другим.
«Трудовое воспитание – это образно говоря, гармония трех понятий: надо, трудно и прекрасно… Нет и быть не может воспитания вне труда и без труда, потому что без труда во всей его сложности и многогранности человека нельзя воспитать».
В.Сухомлинский
Подводя итог, хочу сказать, что трудовое воспитание является необходимым, важнейшим условием успешной подготовки детей к обучению в школе. Дети, воспитанные с ранних лет в труде, отличаются в школе самостоятельностью, организованностью, активностью, творческим мышление, а так же опрятностью, умением себя обслужить.
слайд
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Анализ программных задач по направлению трудового воспитания детей дошкольного возраста
Материал представлен в виде таблице на весь дошкольный возраст....
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ""Организация трудовой деятельности детей с учетом их индивидуальных способностей" (трудовое воспитание детей дошкольного возраста)
Если условия трудового воспитания в дошкольном учреждении и семье благоприятные, дети имеют постоянные трудовые обязанности, то к подготовительной к школе группе они успешно овладевают предусмотренным...
Дополнительная образовательная программа «Трудовое воспитание детей старшего дошкольного возраста» в соответствии с ФГОС дошкольного образования
Труд - важнейшее средство воспитания, начиная с дошкольного возраста; в процессе его формируется личность ребенка, складываются коллективные взаимоотношения.Весь процесс воспитания детей в детском сад...
Статья по трудовому воспитанию детей в средней группе. Тема: «Формирование трудовых умений и навыков у детей среднего дошкольного возраста средствами экологии»
Формирование трудовых умений и навыков у детей дошкольного возраста является одной из важнейш их задач нашего общества. Его истоки лежат в раннем детстве, когда ребенок впервые начинает испытывать пот...
Формирование трудовых навыков у детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации
О важности трудового воспитания написано много философских, психологических и педагогических работ. В истории воспитания и образования общества созданы уникальные системы, в основе которых лежит трудо...
СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К МОДЕЛИ ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ.
Современные подходы к модели трудового воспитания детей дошкольного возраста в условиях доу...
консультация для педагогов "Методы и приемы мотивации и стимулирования трудовой деятельности детей дошкольного возраста" (старший дошкольный возраст)
Эффективные методы и приемы мотивации и стимулирование трудовой деятельности детей дошкольного возоаста (старший дошкольный возраст)....