проект "Пришла к нам масленица,принесла блины и маслице!"
проект (подготовительная группа)
Проект поможет музыкальным руководителям и воспитателям организовать в детском саду работу по приобзению детей к истокам русской народной культуры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
материал поможет организовать праздник проводов зимы на улице в детском саду | 472.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка - детский сад №11 «Буратино»,
г. Невеля Псковской области
Педагогический проект для старшей и подготовительных групп
детского сада
«Пришла к нам масленица,
Принесла блины и маслице!»
Подготовила и реализовала:
Музыкальный руководитель Байдалова И.Б.
Невель
2018
Проект «Масленица»
Участники проекта:
Музыкальный руководитель;
Воспитатели старшей, подготовительных групп; в роли бабы Яги – воспитатель средней группы «Теремок» Пароменкова Л.П., Снеговик – Терещенко Е.В., Матрёшка – Грибалёва С.Н., Скоморох – Соловьёва Л.В.
Дети – старшей, подготовительных групп;
Сроки реализации проекта – четыре недели, с19 января по 16 февраля.
Тип проекта:
- по числу детей – групповой, разновозрастный;
- по доминирующему методу – музыкально - игровой, творческий;
- по предметным областям – межпредметный (литература, музыка);
- по продолжительности – средней продолжительности.
Актуальность. Россия богата своими традициями, обычаями, народными праздниками. Одним из таких праздников является большое народное гуляние в конце зимы «Масленица». Здесь всегда находятся желающие силой потягаться, удаль свою показать, вкусными блинами угоститься да песни петь. Глубокое нравственное начало содержит чин покаяния в день Прощеного воскресенья. Масленица – один из самых радостных и светлых праздников на Руси. Непосредственное участие детей в празднике оставляет более полное и глубокое представление о нем, дает детям возможность понять всю глубину, широту и глубокий смысл этого праздника.
Цель: Создать условия для повышения интереса к традициям русского народа ( праздник Масленица).
Задачи:
- Возрождать интерес к обрядовым русским праздникам.
- Обогащать духовный мир детей.
- Обобщить и закрепить знания детей о празднике «Масленица».
- Вызвать эмоциональное сопереживание и участие в игре-действии, приобщить всех участников проекта к традиции проведения народного праздника Масленицы.
- Воспитывать чувство патриотизма, основанного на русских традициях.
Проблема проекта: Имея богатейшие народные традиции в проведении календарных праздников, в том числе праздник Масленицы, в котором переплелись народные и православные корни, мы отходим от этих традиций, тем самым лишаем возможность детей прикоснуться к духовно-нравственным основам, к лучшим образцам устного и музыкального народного творчества.
Материал и оборудование – музыка; «Масленица» - наряженная кукла из соломы; «Карусель» - изготовлена из колеса, шеста и ленточек.
Костюмы для взрослых: Баба Яга, Снеговик, Скоморох, Матрёшка.
Музыкальный репертуар: песни и хороводы: «А мы Масленицу дожидали», «Как на тоненький ледок», «Ой, вставала я ранёшенько», «Сею – вею снежок», «Веснянка», «Блины», игры: «Блины с припёком», «Карусель», хоровод на улице вокруг Масленицы.
Содержание практической деятельности по реализации проекта.
- Подготовительный;
- Основной;
- Заключительный.
- Подготовительный, с 19 января по 26 января.
Цель: Создать условия для ознакомления детей с традициями празднования масленицы.
Содержание:
- Составить план совместных действий с детьми, поиск и сбор информации о празднике;
- Подбор музыкального материала, пособия и литературу по теме «Масленица»;создать музыкальную папку «Масленица на улице» с музыкальным масленичным репертуаром.
- Подготовить презентацию о масленице для показа на заключительном празднике.
- Составить сценарий праздника «Масленица на улице».
- Основной – практический – с 29 января по 15 февраля.
Цель: Создать условия для изучения национальной традиции; формировать знания детей о русской национальной традиции «Проводы масленицы».
Содержание:
- Наблюдение за изменениями в природе;
- Беседа: «Как на Руси Масленицу встречали»;
- Заучивание закличек, стихов;
- Разучивание хороводов, народных танцев, музыкальных игр.
- Заключительный – исполнение продукта проектной деятельности – проведение праздника «Пришла к нам масленица, принесла блины и маслице» - 16 февраля.
Цель: Создать условия для обобщения знаний детей о масленице, для формирования устойчивого интереса к национальной культуре.
Содержание:
- Музыкально- игровой праздник на улице;
- Написание статьи в газету « А мы масленицу дожидали…».
Ожидаемые результаты проекта:
- Приобщение детей к традиции проведения народного праздника – Масленицы через сопереживание и непосредственное участие их в общем действии.
- Создание атмосферы радости приобщения к традиционному народному празднику.
- Повышения познавательного интереса среди детей к родной истории.
Достигнутые результаты:
Внедрение проекта в воспитательно-образовательный процесс помогло обогатить его содержание. Обеспечило развитие у детей любознательности, стремление изучить традиции родной страны. Дети ближе познакомились с традициями родной страны. Работа по проекту помогла развить у них кругозор, эстетическую восприимчивость. Дети получили возможность почувствовать себя свободными, раскрепощенными, обрели уверенность в себе, в своих силах.
Анализируя результаты проекта, я увидела, что дети с большим интересом включаются в различные виды деятельности, проявляют чувство ответственности за себя и других. Реализуя проект, я ставила перед собой цель – сделать жизнь детей интересной и содержательной, наполнить ее яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества.
Материалы к проекту:
- Сценарий проведения праздника «Масленица».
- Презентация «Широкая масленица».
- Беседа «Как на Руси масленицу встречали»
- Иллюстрации к празднику масленицы.
- Статья в газету «Невельский вестник» «А мы масленицу дожидали…»
Тема: «Широкая Масленица».
Цель: познакомить детей с праздником – Масленицей.
Задачи:
1. Образовательные - прививать любовь к народному творчеству, способствовать формированию у детей представлений о русской культуре.
2. Развивающие – развивать интерес к русско-народным праздникам, приобщать их к традициям русской культуры.
3. Воспитательные – воспитывать любовь и уважение к народным традициям.
Ход беседы:
Как на масленой неделе,
Из печи блины летели!
С пылу, с жару, из печи,
Все румяны, горячи!
Масленица, угощай!
Всем блиночков подавай.
С пылу, с жару - разбирайте!
Похвалить не забывайте.
Ход беседы.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что это за праздник Масленица?
Ответы детей
Воспитатель: Сегодня я расскажу вам о самом веселом народном празднике — Масленице.
Россия богата своими традициями, обычаями, народными праздниками. Одним из таких праздников является большое народное гулянье в конце зимы, начале весны.
Весна полна праздниками. Из них Масленица – наиболее запоминающийся и интересный праздник, уходящий своими корнями в давние времена. На Руси любили погулять, поиграть, в гости ходить. На Масленицу пекутся обязательно блины (круглый горячий блин – символ солнца) и булочки в форме птиц – жаворонков. Этими блинами и жаворонками украшали праздничный стол и угощали от души всех гостей. Веселый и разгульный, длился он целую неделю: ярмарки, уличные игры, выступления ряженых, пляски, песни. В народе недаром его величали широкой Масленицей.
Главным обычаем Масленицы является сжигание чучела Зимы – символа ухода зимы и наступления весны.
Масленица - большая соломенная кукла по имени Масленица. Ее наряжали в платье, наголову повязывали платок, а ноги обували в лапти. Куклу усаживали на сани и везли в гору с песнями. А рядом с санями скакали вприпрыжку, бежали, дразнились, выкрикивали шутки ряженые. Иногда в большие сани впрягали друг за другом лошадей. Получался поезд. В сани садился молодой парень, на него навешивали разные погремушки, колокольчики. Перед ним ставили сундук с пирогами, рыбой, яйцами, блинами. Поезд под смех и шутки односельчан проезжал по всей деревне, а потом отправлялся в соседнее село. Веселье продолжалось до вечера, а в заключение всех затей «провожают Масленицу» - сжигают чучело, изображающее Масленицу.
Масленица, прощай!
А на тот год приезжай!
Масленица, воротись!
В новый год покажись!
Прощай, Масленица!
Прощай, красная!
Каждый день Масленицы имел свое название и свои забавы.
Понедельник — встреча. Делали куклу — Масленицу, наряжали ее, усаживали в сани и везли на горку. Встречали ее песнями. Первыми были дети. Начиная с этого дня, дети каждый день катались с гор.
Вторник — заигрыш. Дети и семьями, ходили в гости с детьми, лакомились блинами и другими масленичными яствами.взрослые ходили от дома к дому, поздравляли с Масленицей и выпрашивали блины. Все ходили друг к другу в гости, пели песни, шутили. В этот день начинались игрища и потехи, устраивались девичьи качели, поездки на лошадях.
Среда — лакомка. Начинали кататься с гор взрослые. С этого дня по деревне катались на тройке с бубенцами. Родственники навещали друг друга
Четверг — широкий, разгуляй - четверток. В этот день было больше всего развлечений. Устраивали конские бега, кулачные бои и борьбу. Строили снежный городок и брали его боем. Катались на конях по деревне. Съезжали с гор на санях, лыжах. Ряженые веселили народ. Все угощались блинами. Гуляли с утра до вечера, плясали, водили хороводы, пели частушки.
Пятница — тещины вечерки. На тещины вечерки зятья угощали своих тещ блинами. А девушки в полдень выносили блины в миске на голове и шли к горке. Тот парень, которому девушка понравилась, торопился отведать блинка, чтобы узнать: добрая ли хозяйка из нее выйдет.
Суббота — золовкины посиделки. В этот день молодожены приглашали к себе в гости родных и потчевали их угощением. Велись разговоры о житие-бытие, мирились, если до этого в ссоре находились. Вспоминали и умерших родственников, говорили о них хорошие и добрые слова.
Воскресенье — прощёный день. Это были проводы Масленицы. В поле раскладывали костер из соломы и сжигали куклу с песнями. Пепел разбрасывали пополю, чтобы наследующий год собрать богатый урожай. В прощенное воскресенье ходили друг к другу мириться и просили прощения, если обидели раньше. Говорили: «Прости меня, пожалуйста». «Бог тебя простит», — отвечали на это. Потом целовались и не вспоминали об обидах. Так заканчивалась Масленица.
Вопросы детям по беседе:
- Почему праздник назывался масленицей?
- Что готовили хозяйки?
- Почему пекли блины?
- Как люди праздновали этот праздник?
- Зачем на масленицу делали чучело?
- А что значит прощёный день?
- Какие заклички вы знаете?
Ответы детей.
Исконно русский праздник - Масленица. Пришел к нам он из язычества. Масленица - это озорное, разгульное и веселое прощание с холодной, надоевшей зимой и одновременно встреча долгожданной весны, солнца и тепла. Празднуется Масленица в последнюю неделю перед Великим постом и за семь недель до Пасхи. В разных городах и селах называлась она по-разному: честная, широкая, веселая, семикова племянница, объедуха. Но чаще встречалось, конечно же, название масленица или сырная неделя.
Каждому дню масленичной недели дано было своё имя:
Понедельник - Встреча;
Вторник - Заигрыши;
Среда - Лакомка;
Четверг - Разгул;
Пятница - Тёщины вечерни;
Суббота - Золовкины посиделки;
Воскресенье - Прощёный день.
Первый день Масленицы. Встреча.
Зажиточный люд начинал встречу Масленицы посещением родных. С утра свекор со свекровью отправляли невестку на день к отцу и матери, а вечером сами приходили к сватам в гости. Тут за круглой чаркой и устанавливалось, когда и где проводить время, кого звать в гости, когда кататься по улицам.
К первому дню Масленицы устраивали горы, висячие качели, балаганы для скоморохов, столы со сладостями. Не кататься с гор и на качелях, не потешаться над скоморохами значило в старину - жить в горькой беде, а на старости лет лежать на смертном одре, сидеть калекой без ноги.
Второй день Масленицы. Заигрыши.
Во вторник начинались безудержные, веселые и разудалые игры, катания, забавы. Все масленичные забавы и потехи клонились, по сути дела, к сватовству, чтобы после Великого поста играть на Красной горке свадьбу. Гостей принимали-встречали у ворот, у крыльца. После угощения отпускали покататься на горы, где братцы высматривали невест, а сестрицы поглядывали украдкой на суженых.
Третий день Масленицы. Лакомка.
На Лакомку тещи принимали зятьев к блинам, а для забавы зятьев созывали всех родных. А по вечерам пели песни про заботливую тещу, угощающую зятя блинами; разыгрывали фарсы с наряженным медведем про то, как теща для зятя блины пекла, как у тещи головушка болит, как зятек-то теще спасибо сказал.
Считалось, что в Масленицу, а особенно на Лакомку, нужно есть столько, сколько душе угодно, или, как говорили в народе, "сколько раз собака хвостом махнет ".
Четвёртый день Масленицы. Разгул.
В четверг начинался широкий разгул: катание по улицам, кулачные бои и разные обряды. Например, крепили к огромным саням столб, привязывали на него колесо, а на колесо сажали мужика - балагура и затейника с вином и калачами, а вслед за этим "поездом" с песнями тянулся народ. А еще начинали чучело Масленицы возить и колядовать: наряженные детишки ходили от дома к дому и пели: "Трынцы-Брынцы, пеките блинцы!", выпрашивая таким образом себе угощение на праздничный вечер.
Пятый день Масленицы. Тёщины вечерни.
Не успели тещи в среду накормить зятьев блинами, как уж теперь зятья приглашают их к себе в гости! Ведь в пятницу, на тещины вечерки, зятья угощали матерей своих жен блинами да сладостями. Поэтому и говорили, что "у тещи зятек - любимый сынок".
Шестой день Масленицы. Золовкины посиделки.
В субботу, на золовкины посиделки (золовка - сестра мужа) молодая невестка приглашала родных мужа к себе в гости. Новобрачная невестка должна была одарить своих золовок подарками. Интересно, что само слово "золовка", как считалось, происходит от слова "зло", так как сестры мужа относились к невестке ("пришедшей невесть откуда") недоверчиво и настороженно - вспомним, хотя бы русские народные сказки.
Седьмой день Масленицы. Прощёное воскресенье.
В последний день Масленицы все друг у друга просили прощения, новобрачные ездили по своим родным, одаривали тестя и тещу, сватов и дружек за свадебные подарки. Ездили также одаривать кума с кумой: считалось, что самый почетный подарок для кума - полотенце, для кумы - кусок мыла.
В воскресенье сжигали чучело, как символ зимы, которая закончилась. А пепел развевали над полями - "на богатый урожай". Вечером между родными и близкими происходило Прощение: дети кланялись в ноги своим родителям и просили прощения, после них приходили все близкие и родные. Все просят друг у друга прощения, освобождаясь от грехов перед Великим постом. Кланяются в ноги. А в ответ слышат знакомое: "Бог простит". Уходит Масленица, а вместе с ней и зима. Уходит под звук капели. Весна вступает в свои права Таким образом люди освобождались от старых обид, накопленных за год, и встречали новый год с чистым сердцем и легкой душой.
заучивание
Как на масленой неделе
Из трубы блины летели!
С пылу, с жару, из печи,
Все румяны, горячи!
Масленица, угощай!
Всем блиночков подавай.
С пылу, с жару — разбирайте!
Похвалить не забывайте.
Конкурс «Продолжи пословицу»
1. Один пирог два раза не … съешь.
2. С кем хлеб-соль водишь на того и … походишь.
3. Не вкусив горького, не узнаешь и … сладкого.
4. Сам заварил кашу, сам и … расхлебывай.
5. Кашу маслом не … испортишь.
6. Хочешь есть калачи, не лежи на … печи.
7. Кто хочет рыбку съесть, тот должен в воду лезть.
8. Заварил кашу, так не жалей … масла.
9. Не разбивши яйца, не сделаешь … яичницу.
10. Не сули бычка, а дай стакан … молочка.
11. Блины и то … надоедают.
12. Остатки … сладки.
13. От черной курочки да белое … яичко.
14. От черной коровы да белое … молочко.
Отчёт о реализации проекта
«Пришла к нам масленица, принесла блины и маслице»
- Разучили следующий музыкальный репертуар: песни и хороводы: «А мы Масленицу дожидали», «Как на тоненький ледок», «Ой, вставала я ранёшенько», «Сею – вею снежок», «Веснянка», «Блины», игры: «Блины с припёком», «Карусель», хоровод на улице вокруг Масленицы.
- Составлен план совместных действий с детьми, собрана информации о празднике;
- Подобран музыкальный материал по теме «Масленица»;создана музыкальная папка «Масленица на улице» с музыкальным масленичным репертуаром.
- Подготовлена презентация о масленице и показана на заключительном празднике.
- Составлен сценарий праздника «Масленица на улице».
- Праздник «Масленица на улице провели очень ярко, весело, интересно 16 февраля.
- Написана статья в газету «Невельский вестник» о подготовке и проведении праздника масленицы в нашем детском саду.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экскурсия в продуктовый магазин «Что мы купим в магазине, для приготовления блинов?» кафе «Блинная» «Где в Светлогорске готовят самые вкусные блины?» для детей среднего и старшего дошкольного возраста
Экскурсия.Интеграция образовательных областей: «Здоровье», «Безопасность», «Познание», «Художественная литература», «Коммуникация», «Социализация», «Труд», «Музыка».Развитие интегративных качест...
«Пришла к нам Масленица, Принесла блинов и маслица...»
Фольклорный праздник для детей старшего дошкольного возраста...
«Пришла к нам Масленица, Принесла блинов и маслица...»
Фольклорный праздник для детей старшего дошкольного возраста...
Консультация для родителей «Ой, блины мои, блины, ой, блиночки мои.»
Шумный, веселый, яркий праздник Масленица любим и взрослыми, и детьми. Гуляют его целую неделю с большим размахом.Мы давно блинов не ели,Мы блиночков захотели,Ой, блины мои, блины,Ой, блиночки мои.Моя...
Программа проведения фольклорного праздника и открытого занятия "Масленица к нам пришла, блинов и маслица принесла"
Цель: знакомство с обычаями и традициями русского народного праздника «Масленица – проводы зимы».Задачи: 1.Привитие интереса...
Широкая Масленица к нам пришла, блинов и маслица принесла!
Цель: приобщать дошкольников к русским народным празднествам и традициям...
Музыкально - спортивный праздник «Масленица к нам пришла, блинов и маслица принесла» (для детей среднего, старшего и подготовительного дошкольного возраста)
Звучит веселая русская народная музыка, дети заходят в музыкальный зал..Хоровод «Масленица»Хозяюшка: Ой, вы гости, господа!Проходите все сюда!Сегодня все мы собрались, чтобы петь, пля...