Слово «эйдос» в переводе с греческого языка означает «образ». Эйдетика представляет собой методику развития образного мышления. Она основана на способности памяти удерживать и воспроизводить в мелких деталях образ определённого предмета или явления.
Приемы Эйдетики в учебной деятельности дошкольников.
статья (старшая группа)
Что это такое?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
priemy_eydetiki_v_uchebnoy_deyatelnosti_doshkolnikov.docx | 16.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Приемы Эйдетики в учебной деятельности дошкольников.
Дети воспринимают и запоминают информацию через мир образов. В первом случае основой для запоминания стал яркий образ, а во втором — навязанная взрослым информация. Первые 5-7 лет правое полушарие, ответственное за воображение, развивается у человека быстрее чем левое, ответственное за логическое и аналитическое мышление. Вот почему яркие образы такие важные в жизни детей.
Как помочь ребенку запоминать необходимую информацию и вовремя вспоминать ее? Как пробуждать интерес, побуждать дошкольников к речевой активности, дарить ощущение успеха?
На эти вопросы отвечает эйдетика. Что же это значит?
Эйдетика – это не только развитие внимания, воображения, памяти, различных видов мышления, но и способ подачи учебного материала. Она привлекает все анализаторы ребенка: позволяет не только увидеть, но и потрогать, услышать, попробовать, понюхать; подает новое через хорошо знакомые детям образы.
В эйдетике утверждается, что не бывает плохой памяти, а мы просто часто не умеем ею пользоваться. А причина этого – недостаточно развитое ассоциативное мышление.
Сегодня я предлагаю поговорить о самых эффективных инструментах методики "Эйдетика".
Первый метод – зрительная прорисовка. Допустим, вы готовитесь к школе и учите цифры. Ребенку это дается довольно тяжело, попробуйте их превращать в какой-либо предмет. Например: шесть – замок, восемь – очки и так далее. То же самое проделайте с буквами.
Второй метод – мысленная прорисовка. Это подходит для запоминания стихотворений. Допустим, вы учите отрывок из поэмы «Руслан и Людмила». Перед тем как заучивать его, постарайтесь погрузить ребенка в эту атмосферу. Пусть он почувствует запах моря, представит крики чаек, а на берегу - большой многолетний дуб.
Третий метод – запоминание точной информации. Эта техника включает в себя: мнемонику (запоминание сложной информации путем смены образа, пример: "каждый охотник желает знать, где сидит фазан");
цепной метод (выстраивание ассоциативного ряда, так информация будет воспроизводиться точно и последовательно);
акровербальную технику (преобразование информации в стихотворную или песенную форму).
Такие упражнения эйдетики помогут ребенку запомнить большой объем информации без скучной зубрежки, а в ходе увлекательной игры.
Комплекс развивающих игр:
Игра «Нарисуй что я скажу»
Цель игры: развитие слухового внимания.
Детям предлагаются карточки с изображением какой-либо фигуры. После 10 секунд того как ребенок посмотрел ему предлагается нарисовать то, что он запомнил.
Игра «Четыре стихии»
Цель игры: развитие внимания, связанного с координацией слухового и двигательного анализаторов
Играющие сидят по кругу. Ведущий договаривается с ними, что, если он скажет слово «земля», все должны опустить руки вниз, если слово «вода» - вытянуть руки вперед, слово «воздух» - поднять руки вверх, слово «огонь» - произвести вращение руками в лучезапястных и локтевых суставах. Кто ошибается, считается проигравшим.
Игра «Кто лучше слышит»
Цель игры:развитие слухового внимания
Взрослый стоит в одном углу комнаты, дети - в другом. Он шепотом произносит слова или небольшие поручения, например: «Маша, возьми шарик!» Каждый из детей повторяет то, что он слышал или выполняет поручение
Игра «Будь внимателен»
Цель игры: стимулировать внимание, учить быстро и точно реагировать на сигнал
Дети шагают друг за другом. Затем на слова «Зайчики», произнесенное ведущим, дети должны начать прыгать, а на слово «Лошадки» - как бы ударять копытом об пол, «Раки» - пятиться, «Птицы» - бегать, раскинув руки в стороны, «Аист» - стоять на одной ноге, «Медведь» - показывать движения косолапого медведя.
Вариантом этой игры есть игра "Гав-мяу". Детям показываются картинки разных групп животных. Каждой группе животных соответствует свой жест и свои слова. Дети должны очень быстро показать жест и сказать нужное слово. Кто первый, забирает карточку. У кого наберется больше карточек.
Игра «Что там»
Цель игры: развитие умения быстро сосредотачиваться.
Детям предлагается послушать и запомнить то, что происходит за дверью. Затем ведущий просит рассказать, что дети слышали. По сигналу ведущего внимание детей обращается с двери на окно, с окна на дверь.
После этого каждый ребенок должен рассказать, что где происходило.
Игра «Слушай и выполняй»
Цель игры: способность быстро переключать внимание.
Детям предлагается под музыку выполнить различные танцевальные движения. На первую остановку музыки - действуют соответственно первой команде, на вторую остановку - второй и т. д. Команда 1 - повернуть голову направо, прямо, опустить голову вниз, поднять вверх. Команда 2 - поднять правую руку вверх, поднять левую руку вверх, опустить обе руки. Команда 3 - поднять правую ногу, опустить, поднять левую - опустить, три раза подпрыгнуть на обеих ногах. Примечание: команды выполняются при выключенной музыке.
Вот так в несложных играх можно тренировать эйдетические способности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование разнообразных методов и приемов в развитии познавательной деятельности дошкольников (ознакомление со свойствами воды)
На примере ознакомления детей со свойствами воды раскроем разнообразные методы и приемы, которые можно использовать в различных видах детской деятельности (во время режимных моментов, организованной, ...
Консультация Тема: «Использование игровых методов и приемов при организации продуктивной деятельности дошкольников в соответствии с ФГОС»
Игра является основным видом деятельности детей, а так же формой организации детской деятельности....
"Методы и приемы по развитию театрализованной деятельности дошкольников”
Очень хороший материал из интернета который пригодится педагогу в работе с дошкольниками...
Приемы эйдетики в учебной деятельности дошкольников
Приемы эйдетики в учебной деятельности дошкольников...
Приемы эйдетики в учебной деятельности старших дошкольников
Дети воспринимают и запоминают информацию через мир образов. В первом случае основой для запоминания стал яркий образ, а во втором - навязанная взрослым информация. Первые 5-7 лет правое полушарие, от...
Статья «Использование разнообразных компонентов и приемов для развития учебной деятельности детей дошкольного возраста»
В современной педагогике существуют разнообразные классификации методов обучения.Выбор обучения зависит от цели и содержания предстоящего занятия .Для обучения используем главные методы:практические,н...
Консультация с презентацией опыта работы для педагогов на тему: "Использование приемов эйдетики в работе с дошкольниками".
Консультация с презентацией опыта работы для педагогов на тему: "Использование приемов эйдетики в работе с дошкольниками"....