Картотека игр по толерантности
картотека

Большакова Ксения Владимировна

Толерантность не означает только признание факта существования «другого». Толерантность означает возможность «другого» чувствовать себя комфортно в любом принимающем обществе. Человеку нужно, чтобы его любили, понимали, признавали, уважали, чтобы он был кому-то нужен и близок, чтобы у него был успех, чтобы он мог реализовать себя, развивать свои способности, совершенствоваться, уважать себя. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_igr_tolerantnost.docx26.89 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека игр

по формированию толерантного отношения

к сверстникам

Картотека игр по формированию толерантного отношения к сверстникам

«Повтори за мной»

Цель: актуализация опыта и знаний из области эмоциональной сферы.

Ход: Один ребенок показывает какую-либо гримасу соседу. Тот, в свою очередь “передразнивает” его как можно точнее и передает дальше — своему соседу. “Гримаса” передается по кругу. Упражнение заканчивается, когда она возвращается к первому участнику.

Так же “ передается” еще несколько эмоций.

Обзывалки.

Цель: знакомство с игровыми приемами, способствующими разрядке гнева в приемлемой форме при помощи вербальных средств.

Ход: Дети передают по кругу мяч, при этом называют друг друга разными необидными словами. Это могут быть названия деревьев, грибов, рыб, цветов... Каждое обращение обязательно должно начинаться со слов “А ты..”. Например:

“А ты — морковка!” В заключительном круге упражнения участники обязательно говорят своему соседу что-нибудь приятное, например: “А ты — моя радость!” У детей, получивших возможность выплеснуть, с разрешения взрослого, негативные эмоции, а вслед за этим услышавших что-то приятное о себе, уменьшается желание действовать агрессивно. Упражнение желательно проводить в быстром темпе. Перед началом следует предупредить, что это только игра и обижаться друг на друга не надо.

Это я. Узнай меня.

Цель: снятие эмоционального напряжения, агрессии, развитие эмпатии, тактильного восприятия, создание положительного эмоционального климата в группе.

Ход: дети сидят на ковре. Один из них поворачивается спиной к сидящим. Дети по очереди ласково поглаживают его по спине ладошкой и говорят: “Это я. Узнай меня”. Ребенок, которого поглаживают, должен отгадать, кто до него дотронулся. Воспитатель помогает ребенку отгадать, называя по очереди имена участвующих в игре детей. Желательно, чтобы каждый ребенок побывал в роли ведущего.

Драка.

Цель: снятие эмоционального напряжения, направлено на расслабление мышц нижней части лица и кистей рук.

Ход: дети становятся в пары, а взрослый дает им инструкцию: что вы с другом поссорилась. Вот-вот начнется драка. Глубоко вдохните, крепко-прекрепко стисните зубы. Сожмите как можно сильнее кулаки, до боли вдавите пальцы в ладони. На несколько секунд затаите дыхание... А теперь задумайтесь: а может, не стоит драться? Выдохните и расслабьтесь. Ура! Неприятности позади! Встряхните кистями рук. Почувствовали облегчение?

Говори.

Цель: направлено на развитие умения контролировать импульсивные действия.

Ход: “Ребята, я буду задавать вам простые и сложные вопросы. Но отвечать на них будет только один из вас и только тогда, когда я дам команду: ”Говори!”. давайте потренируемся: ”Какое сейчас время года?” (взрослый делает паузу). “Говори!”; “Какого цвета у нас в группе потолок?”...”Говори!”; “Какой сегодня день недели?”...”Говори!”; “Сколько будет два плюс три?” и т.д.

Упражнение можно проводить как с группой детей, так и индивидуально.

Коробка переживаний

Цель: направлено на снятие эмоционального напряжения.

Ход: Я принесла сегодня небольшую коробку. Предлагаю отправить ее по кругу, чтобы собрать наши неприятные переживания и заботы. Вы можете сказать об этом шепотом, но обязательно в эту коробку. Потом я ее заклею и унесу, а вместе с ней пусть исчезнут и ваши неприятные переживания.

Интонация.

Цель: знакомство с различными эмоциональными состояниями.

Ход: Когда мы разговариваем, мы, конечно же, обращаем внимание на смысл и содержание сообщений. Но не менее, а то и более важна интонация, с которой мы произносим ту ила иную фразу. Любое предложение можно произнести с огромным количеством оттенков, и каждый раз из-за интонации предложение будет иметь новое значение. Попробуйте сказать простую фразу: “Ну, вот и все!” Но сказать ее нужно...

Эмоциональные руки.

Цель: знакомство с различными эмоциональными состояниями, анализ средств выражения, позволяющие окружающим правильно понять их.

Ход: В отличие от животных и в отличие от роботов человек — очень эмоциональное существо. Обычно все наши эмоции “написаны на лице”. Способность человеческого лица передавать разные эмоциональные состояния называют мимикой. Но эмоции можно демонстрировать не только мимикой лица, а их можно показать руками. Попробуйте, пользуясь только руками, изобразить: злость; грусть; испуг; радость; неприязнь.

"Приветствие без слов"

Приветствовать всех окружающих без слов с помощью мимики и жестов, при этом четко выполняя команды ведущего. Возможные команды: поздороваться глазами; поздороваться мизинцами; поздороваться пятками; поздороваться ушами и т.д.

"Я - хороший, ты - хороший"

Дети находятся в кругу, у ведущего в руке мяч. Ведущий подбрасывает мяч вверх и называет какое-нибудь свое положительное качество. Затем кидает мяч другому ребенку, и ребёнок называет свое положительное качество. Мяч, должен побывать у всех.

 «Похвали себя»

         Дети сидят в кругу, у педагога в руках мяч. Воспитатель предлагает детям, передавая мяч по кругу, похвалить себя. Хвалить можно за красоту, хорошие поступки, хорошие черты характера (привести пример: я добрый, отзывчивый, ласковый и т. п.).

После игры — обсуждение:

- Легко ли было хвалить себя?

- Кого вам легче хвалить, себя или других?

- Что вы чувствуете, когда вас хвалят?

«Моя улица»

 1 часть. Дети стоят в кругу и, передавая друг другу мяч, называют улицу, на которой они живут. Педагог записывает или запоминает названия улиц. 2 часть. Педагог говорит:

«Улица моя родная, как зовут тебя я знаю» (говорит название одной из улиц), а дети, которые живут на этой улице, встают в центр круга и обнимаются. (Если какую-либо улицу назвал только один ребёнок, то педагог называет две или три улицы, чтобы в круг встали несколько детей).

 «Фисташки»

Раздать детям по две фисташки в скорлупе и попросить пока их не есть и не снимать скорлупу. Попросить детей ответить на следующие вопросы (обсуждение групповое):

- Какие фисташки на ощупь? А какие люди на ощупь?

- Как бы вы описали скорлупу? А как бы вы описали человеческое тело?

- У фисташек одинаковые размер и форма? А у людей одинаковые размер и форма?

- Фисташки одного цвета? А люди одного цвета?

- Потрясите фисташки. Вы слышите звук? А какие звуки издают люди?

- Откройте фисташки. Изнутри они другие, чем снаружи? В чем различия? А люди отличаются внутри и снаружи?

«Волшебное озеро»

Для упражнения понадобится шкатулка, в которую заранее положено небольшое зеркало круглой формы.

Все участники в кругу, закрывают глаза.

Передаем дуг другу шкатулку. Каждый, кто получает эту шкатулку, открывает глаза и заглядывает внутрь. Там, в «маленьком волшебном озере», вы увидите самого уникального и неповторимого человека на свете. Улыбнитесь ему.

После того, как в шкатулку заглянет каждый:

- Кто самый уникальный и неповторимый человек на свете?

- Как ответил вам этот человек на вашу улыбку?

- Как вы понимаете значение слова «уникальный»?

«Чем мы похожи»

Дети сидят в кругу. Ведущий приглашает в круг одного из участников на основе какоголибо реального или воображаемого сходства с собой.

Например: «Света, выйди, пожалуйста, ко мне, потому что у нас с тобой одинаковый цвет волос (или мы похожи тем, что мы жители Земли, или мы одинакового роста и т.д.)» света выходит в круг и приглашает выйти кого-нибудь из участников таким же образом. Игра продолжается до тех пор. Пока все дети не окажутся в кругу. Необходимо обратить внимание детей на то, что мы все чем-то да похожи, у нас всегда есть общее с другими.

«Лабиринт»

Дети разбиваются на пары, один играет роль ведущего, другой – ведомого, у него завязаны глаза. Ведущий должен провести ведомого, заботясь о нем по маршруту, построенному из мягкого конструктора, тоннеля, сухого бассейна, горки и т.п. Затем дети меняются ролями.

 «Комплименты»

Дети, встав в круг, бросают друг другу мяч и по очереди говорят что-нибудь приятное одному из участников игры. Имя соседа произносится в ласковой форме и говорят то, что в нем нравится. ( Например, «У Леночки красивые длинные волосы», «Надюша - прекрасно рисует», «Димочка – хороший друг», «Аленушка - очень добрая»)

«Здравствуй!»

Дети стоят в кругу. Педагог передает игрушку рядом стоящему, со словами: «Здравствуй, Оленька!», а дети все вместе повторяют ласковое имя: «Здравствуй, Оленька!» и так далее. Игра заканчивается, когда игрушка вновь окажется у педагога.

«Добрые слова»

Назвать как можно больше добрых, ласковых, нежных слов в адрес ребёнка с ограниченными возможностями.

«Я начну, а ты закончи»

- Необходимо закончить предложения: «Я могу простить другого человека, если…»,

«Мне было одиноко, когда…», «Я раздражаюсь, если…», «Я страдаю, когда».

Картотека игр по формированию толерантного отношения к сверстникам

«Художники»

Ход игры: Используя любой стиль изображения и любые художественные средства, создайте образ горя, утраты, любви, счастья и другие. Попробуйте определить авторскую аргументацию цвета, формы, композиции в изображении того или иного чувства. Какие признаки свидетельствуют о том, что создан образ радости или, напротив, печали? Какой эпизод вспоминается, если вам предложено нарисовать чувство счастья (горя, ненависти)?

«Изготовление человечков»

Создать с помощью глины или пластилина образ страдающего человечка. Что он мог рассказать вам? Что надо сделать, чтобы изменить ситуацию к лучшему?

 «Сурдопереводчики»

Игрокам предлагают вообразить, что они выступают на телевидении для слабовидящих людей. Поэтому артисты должны не только произносить слова, но и сопровождать каждое слово соответствующим жестом.

 «Поможем другу»

Прочитайте детям пословицу: «Добра желаешь, добро и делай».

Попросите детей подумать и рассказать чем они могут помочь детям с ограниченными возможностями. После беседы постарайтесь выполнить все названные дела. Предложите детям сделать подарок для детей – инвалидов и в кругу доброты подарить эти подарки.

«Дерево доброты»

Нарисуйте на листе ватмана дерево доброты и попросите детей рассказать обо всех добрых делах для детей с ограниченными возможностями. Каждое доброе дело дарит дереву новый плод. В результате на дереве появится столько плодов, сколько добрых дел дети вспомнят. Рисунок с деревом можно повесить на стену и время от времени добавлять к нему новые плоды.

«Домино»

Первый участник (желательно — ведущий) становится в центр и называет две свои характеристики — «С одной стороны, я ношу очки, с другой — люблю мороженое». Участник, который тоже носит очки или тоже любит мороженое подходит к первому участнику и берет его за руку, говоря, например «С одной стороны, я люблю мороженое, с другой стороны — у меня есть собака». Игра продолжается, пока все участники не станут частью домино. Возможны вариации в самом построении домино — можно построить круг или типичную «доминошную» структуру, участники могут браться за руки, обниматься, стоять или лежать на полу, и т. д.

Вопросы для обсуждения:

- что нового узнали друг о друге;

- что чувствовали, когда узнавали, что кто-то в группе похож на них;

- что чувствовали, когда узнавали, что кто-то на них не похож;

- хорошо или плохо, что в группе есть столько разных людей. Почему?

«Угадай, кого мы загадали»

Цели:

- формировать представление детей о внешних и внутренних особенностях друг друга;

- способствовать становлению у детей толерантности по отношению к другому, независимо от внешних качеств;

- учить уважительно и деликатно вести себя со сверстниками.

Ход игры:

Один ребёнок, водящий, выходит из комнаты, а дети загадывают кого-нибудь из присутствующих, описывая его внешность, характер, привычки. Водящий, возвращаясь, угадывает, кого дети загадали.

«Большие и маленькие»

Возраст — любой. Для более старших детей использовать более сложные критерии (вместо «высокий» — «веселый», и т. д.)

Цели:

- развить навыки невербальной коммуникации;

- помочь детям осознать, что любое описание человека является относительным;

- создать веселую атмосферу;

Ход игры:

Во время выполнения заданий запрещается разговаривать

- Проведите воображаемую черту посреди комнаты или воспользуйтесь каким-либо предметом, например, верёвкой. Встаньте на этой черте. Теперь скажите: «Пусть все высокие встанут справа, а низкие — слева».

- Игнорируйте сомнения тех детей, которые не знают, куда им встать.

- Повторите ту же процедуру, разделив, например, тех, кто рисует хорошо и тех, кто рисует плохо.

- Придумайте еще несколько критериев. После этого попросите детей выстроиться по росту без слов.

Обсуждение должно концентрироваться на мысли, что обычно бывает невозможно разделить людей на две группы по какому-то признаку. Нет «высоких» и «низких». Все зависит от ситуации или от того человека, который делает выводы. Наклеивание «ярлыков» часто мешает дружбе.

«Надо договориться»

Цели:

- развлечь группу;

- сконцентрировать внимание участников;

- осознать ценность сотрудничества;

- показать, что для достижения сотрудничества необходимо прикладывать усилия;

- сплотить группу.

Ход игры: Детям предлагается сыграть в очень простую игру. Необходимо сосчитать до десяти, но сделать это должна вся группа. Первый участник говорит «один», второй — «два», и т. д. Есть только одна проблема — если участники произнесут число одновременно — группа начинает сначала. В течение всей игры запрещены любые разговоры. Обсуждение:

- как началась игра?

- чего хотелось каждому сначала?

- почему сначала ничего не получалось?

- как удалось досчитать до десяти?

- чему нас учит эта игра?

«Почему мне нравится мой характер»

Цели:

- формировать представление о своём характере, его чертах;

- принимать и любить себя, быть толерантным к себе;

- поддерживать положительную самооценку;

- воспитывать чувство уверенности в себе.

Ход игры:

Дети садятся в круг и, передавая друг другу мяч, называют одну из черт своего характера.

Воспитатель помогает детям, поддерживает, называя, если ребёнок затрудняется, положительные черты его характера.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека игр по воспитанию толерантности

представлена картотека разных игр по развитию толерантности у детей старшего дошкольного возраста...

Картотека игр во воспитанию толерантности у детей старшего дошкольного возраста

Толерантность нужно воспитывать.Когда мы говорим о толерантности применительно к семье, то выделяем два аспекта:- воспитание толерантности у ребенка по отношению к окружающим;- проявление в семье толе...

Картотека игр " Воспитание толерантности у детей старшего дошкольного возраста"

Картотека игр на тему«Воспитание толерантности у детей старшего дошкольного возраста» «Имена» Взрослый по очереди спрашивает у детей: «Как можно изменить т...

Картотека игр на развитие толерантных взаимоотношений у детей дошкольного возраста

Картотека игр на развитие толерантных взаимоотношений  у детей дошкольного возраста...

Картотека игр по формированию толерантности

Картотека игр по формированию толерантности у детей старшего дошкольного возраста....