Картотека игр " Воспитание толерантности у детей старшего дошкольного возраста"
картотека по коррекционной педагогике на тему

Жильцова Ирина Викторовна

Картотека игр на тему

«Воспитание толерантности у детей старшего дошкольного возраста»

 

«Имена»

Взрослый по очереди спрашивает у детей: «Как можно изменить твоё имя? Как тебя ласково зовут дома? Как бы ты хотел, чтобы тебя называли?»

 «Узнай, про кого расскажу»

Воспитатель описывает внешность кого-либо из ребят, а дети, разглядывая себя в большом зеркале, угадывают, о ком идёт речь.

«Похвали себя»

 Дети сидят в кругу, у педагога в руках мяч. Взрослый предлагает детям, передавая мяч по кругу, похвалить себя. Хвалить можно за красоту, хорошие поступки, хорошие черты характера (привести пример: я добрый, отзывчивый, ласковый и т. п.). После игры — обсуждение: -         

 Легко ли было хвалить себя? -        

  Кого вам легче хвалить, себя или других? -         

 Кто вас хвалит? -         

 Что вы чувствуете, когда вас хвалят? -         

Вы любите хвалить других?

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igry_po_tolerantnosti.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека игр на тему

«Воспитание толерантности у детей старшего дошкольного возраста»

«Имена»

Взрослый по очереди спрашивает у детей: «Как можно изменить твоё имя? Как тебя ласково зовут дома? Как бы ты хотел, чтобы тебя называли?»

 «Узнай, про кого расскажу»

Воспитатель описывает внешность кого-либо из ребят, а дети, разглядывая себя в большом зеркале, угадывают, о ком идёт речь.

«Похвали себя»

 Дети сидят в кругу, у педагога в руках мяч. Взрослый предлагает детям, передавая мяч по кругу, похвалить себя. Хвалить можно за красоту, хорошие поступки, хорошие черты характера (привести пример: я добрый, отзывчивый, ласковый и т. п.). После игры — обсуждение: -         

 Легко ли было хвалить себя? -        

  Кого вам легче хвалить, себя или других? -         

 Кто вас хвалит? -         

 Что вы чувствуете, когда вас хвалят? -         

Вы любите хвалить других?

«Моя улица»

1 часть. Дети стоят в кругу и, передавая друг другу мяч, называют улицу, на которой они родились. Взрослый записывает или запоминает названия улиц.                                                                2 часть. Взрослый говорит: «Улица моя родная, как зовут тебя я знаю. (говорит название одной из улиц), а дети, которые родились на этой улице, встают в центр круга и обнимаются. (Если какую-либо улицу назвал только один ребёнок, то взрослый называет две или три улицы, чтобы в круг встали несколько детей).

«Домино»

Первый участник (желательно — ведущий) становится в центр и называет две свои характеристики — «С одной стороны, я ношу очки, с другой — люблю мороженое». Участник, который тоже носит очки или тоже любит мороженое подходит к первому участнику и берет его за руку, говоря, например «С одной стороны, я люблю мороженое, с другой стороны — у меня есть собака». Игра продолжается, пока все участники не станут частью домино. Возможны вариации в самом построении домино — можно построить круг или типичную «доминошную» структуру, участники могут браться за руки, обниматься, стоять или лежать на полу, и т. д.

Вопросы для обсуждения:

-          что нового узнали друг о друге;

 -          что чувствовали, когда узнавали, что кто-то в группе похож на них;

 -          что чувствовали, когда узнавали, что кто-то на них не похож;

 -          хорошо или плохо, что в группе есть столько разных людей. Почему?

 «Все мы разные»

 Дети становятся в две шеренги так, чтобы один ребёнок стоял напротив другого.Взрослый: «Ты на друга посмотри, в чём различия назови». Дети по очереди должны назвать одно отличие себя от ребёнка, стоящего напротив в другой шеренге. Например: «У меня синее платье, а у Саши серая футболка; у меня косички, а у Ксюши стрижка; у меня красный бант, а у Серёжи нет банта». Сначала говорят дети, стоящие в одной шеренге, потом — в другой.

 «Все мы похожи»

 Проводится так же, как игра «Все мы разные», но дети называют общее между собой и другом. Например: «Мне сегодня было весело и Катя сегодня смеялась; у меня короткая стрижка и у Севы тоже; у меня есть брат и у Алисы тоже»...

«Фисташки»

 Цель: Поговорить о том, какие у нас различия и что у нас общего.                                                       Ход игры: Раздать детям по две фисташки в скорлупе и попросить пока их не есть и не снимать скорлупу. Важно, чтобы упражнение проходило в спокойной, слегка «магической» атмосфере.                                                                                                         Попросить детей ответить на следующие вопросы (обсуждение групповое):

 -          Какие фисташки на ощупь? А какие люди на ощупь?

 -          Как бы вы описали скорлупу? А как бы вы описали человеческое тело?

 -          У фисташек одинаковые размер и форма? А у людей одинаковые размер и форма? -          Фисташки одного цвета? А люди одного цвета?

 -          Есть ли на фисташках трещины или он чуть-чуть расколоты? А люди могут ломаться и трескаться?

 -          Потрясите фисташки. Вы слышите звук? А какие звуки издают люди?

 -          Откройте фисташки. Изнутри они другие, чем снаружи? В чем различия? А люди отличаются внутри и снаружи?

 -          Съешьте фисташки. Какие они на вкус? Можно ли сказать, что у человека есть вкус?

 -          Плохо ли делить фисташки на плохие и хорошие? А можно ли поступать так с людьми?

«Я тоже»

Цели:  научиться осознавать собственную уникальность и гордиться ею; осознать уникальность других;  создать атмосферу открытости и доверия.

Ход игры:                                                                                                                                                 Попросите детей подумать о чем-то, что отличает их от всех остальных в группе. Ребёнок говорит, например: «У меня пять братьев и сестер». Если никто в группе не может сказать «Я тоже» или «У меня тоже», участник получает 1 балл, если же кто-то из группы может сказать «Я тоже», то ход переходит к этому участнику. В конце игры подсчитываются баллы (можно давать детям фишки). Хорошо, если взрослый также участвует в упражнении, и своими репликами переводит разговор с внешних характеристик на более внутренние, а также на другие различия.

Обсуждение:

 -          хорошо ли быть особенным?

-          каждый ли человек особенный. Почему?

-          что делает нас особенными?

«Большие и маленькие»

 Возраст — любой. Для более старших детей использовать более сложные критерии (вместо «высокий» — «веселый», и т. д.)

Цели: - развить навыки невербальной коммуникации; помочь детям осознать, что любое описание человека является относительным; создать веселую атмосферу;

 Ход игры:                                                                                                                                               Во время выполнения заданий запрещается разговаривать

-   Проведите воображаемую черту посреди комнаты или воспользуйтесь каким-либо предметом, например, верёвкой. Встаньте на этой черте. Теперь скажите: «Пусть все высокие встанут справа, а низкие — слева».

 - Игнорируйте сомнения тех детей, которые не знают, куда им встать.

-  Повторите ту же процедуру, разделив, например, тех, кто рисует хорошо и тех, кто рисует плохо.

 - Придумайте еще несколько критериев. После этого попросите детей выстроиться по росту без слов. Обсуждение должно концентрироваться на мысли, что обычно бывает невозможно разделить людей на две группы по какому-то признаку. Нет «высоких» и «низких». Все зависит от ситуации или от того человека, который делает выводы. Наклеивание «ярлыков» часто мешает дружбе.

«А я считаю»...

 Цели: осознать возможность сосуществования различных мнений; осознать ценность собственного мнения, отличного от других;

 Ход игры:                                                                                                                                       Проведите посреди помещения воображаемую черту. С одной стороны повесьте нарисованный на бумаге плюс («согласен»), с другой — минус («не согласен»). Сама черта означает отсутствие мнения. Объясните участникам, что вы будете зачитывать им утверждения. Те, кто согласен встанет на сторону «плюса», а те, кто не согласен — на сторону «минуса». Участники, которые не могут определиться, становятся посередине, но при этом они лишаются права высказаться.

 Вот примеры утверждений (основная идея в том, что утверждения не должны быть ложными или истинными, они предполагают возможность различных мнений.

 Мы рекомендуем вам придумать утверждения специально для вашей группы):

 -          Лучше играть в футбол, чем в кататься на коньках.

 -          Играть «в компьютер» веселее, чем смотреть телевизор.

 -          Весна лучше осени.

-          Самый классный мультик — «Маша и медведь».

-          Самое прекрасное домашнее животное — кошка.

Обсуждение: Кто был прав в каждом случае? Был ли кто-нибудь прав вообще? Можно ли сказать, что у людей могут быть различные мнения? Были ли случаи, когда кто-то из участников оказывался в меньшинстве? Что они чувствовали? Им это нравилось? Не хотелось ли им поменять мнение? Как вы относитесь к человеку, с мнением которого вы не согласны? Хорошо или плохо иметь собственное мнение?

 «Надо договориться»

 Цели:  развлечь группу;  сконцентрировать внимание участников;  осознать ценность сотрудничества;  показать, что для достижения сотрудничества необходимо прикладывать усилия;  сплотить группу.

 Ход игры:                                                                                                                                                                 Детям предлагается сыграть в очень простую игру. Необходимо сосчитать до десяти, но сделать это должна вся группа. Первый участник говорит «один», второй — «два», и т. д. Есть только одна проблема — если участники произнесут число одновременно — группа начинает сначала. В течение всей игры запрещены любые разговоры.

Обсуждение:

 -          как началась игра?

 -          чего хотелось каждому сначала?

-          почему сначала ничего не получалось?

 -          как удалось досчитать до десяти?

-          чему нас учит эта игра?

 «Кого я боюсь?»

Цели:  выявить и проработать страхи участников, связанные с предрассудками;         придать детям уверенность в общении с людьми, которые казались им страшными;           вербальная разрядка страха

 Материал: кусочки бумаги, ручки, шляпа или кепка.

 Ход игры:                                                                                                                                    Напомните детям, что все мы кого-то боимся. Кроме знакомых людей, которые могут, например, сделать нам замечание, мы боимся и людей, которых мы совсем не знаем. Это совсем не стыдно. Приведите пример такого страха, который вы испытывали в детстве. Попросите участников подумать, кого они боятся. Важно, чтобы это был не знакомый человек, а кто-то, кого они не знают.                                                                                                Пусть они напишут свой страх на кусочке бумаги (помочь детям, которые не умеют писать). Соберите их и сложите в шляпу или кепку и тщательно перемешайте.

-          Покажите группе «шляпу страхов».

 -          Пусть участники по очереди вытаскивают страхи из шляпы

. -          Каждый участник должен рассказать, что он думает о попавшемся ему страхе. ·         испытывает ли он тоже этот страх?

·         почему у человека может появиться такой страх?

·         надо ли этого бояться?

 ·         если нет, то почему?

 ·         что можно посоветовать человеку с таким страхом? Как можно бороться с этим страхом?

 Обсуждение.

 -          почему мы боимся некоторых людей, которых даже не знаем?

 -          может быть, кто-нибудь боится нас?

 -          всегда ли эти страхи оправданы?

 -          могут ли различия быть пугающими?

-          как научиться не бояться различий? Дома спросить у родителей, чего или кого они боялись в детстве и почему они уже не боятся.

«Почему мне нравится мой характер»

 Цели: формировать представление о своём характере, его чертах;  принимать и любить себя, быть толерантным к себе;  поддерживать положительную самооценку; -          воспитывать чувство уверенности в себе.

 Ход игры:                                                                                                                                                Дети садятся в круг и, передавая друг другу мяч, называют одну из черт своего характера. Взрослый помогает детям, поддерживает, называя, если ребёнок затрудняется, положительные черты его характера.

 «Угадай, кого мы загадали»

 Цели: формировать представление детей о внешних и внутренних особенностях друг друга; способствовать становлению у детей толерантности по отношению к другому, независимо от внешних качеств;  учить уважительно и деликатно вести себя со сверстниками.

 Ход игры:                                                                                                                                                           Один ребёнок, водящий, выходит из комнаты, а дети загадывают кого-нибудь из присутствующих, описывая его внешность, характер, привычки. Водящий, возвращаясь, угадывает, кого дети загадали


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно-практическая статья «Формирование толерантности у детей старшего дошкольного возраста средствами социально-культурной деятельности»

Формирование толерантности детей в настоящее время актуально. В справочных изданиях термин толерантность определяется как  «терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению». Такая терпимость из...

Обобщение педагогического опыта «Условия формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста».

Актуальность формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста приобретает особую важность ещё и потому, что опыт восприятия окружающего мира у них ещё невелик, отсутствуют стереотипы с...

Содержание, пути, средства формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста

В настоящее нелегкое время потребность в проявлении толерантности по отношению к другим людям приобретает всё большую актуальность...

«Содержание, пути, средства формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста»презентация .

видеоматериал к тексту  выступления  «Содержание, пути, средства формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста»  ....

Картотека игр во воспитанию толерантности у детей старшего дошкольного возраста

Толерантность нужно воспитывать.Когда мы говорим о толерантности применительно к семье, то выделяем два аспекта:- воспитание толерантности у ребенка по отношению к окружающим;- проявление в семье толе...

Родительское собрание «Воспитание толерантности у детей старшего дошкольного возраста» (с использованием информационно-коммуникационной технологии: презентации «Воспитание толерантности»)

Толерантность, как образ жизни в обществе, зависит от позиции каждого человека, его терпимости к чужим мнениям, верованиям, поведению, от принятия различий и особенностей людей. Оттого, на сколько...