Картотека игр: "Воспитание толерантности у детей"
картотека
Предварительный просмотр:
Картотека игр на тему
«Воспитание толерантности у детей дошкольного возраста»
«Имена» Педагог по очереди спрашивает у детей: «Как можно изменить твоё имя? Как тебя ласково зовут дома? Как бы ты хотел, чтобы тебя называли?»
«Узнай, про кого расскажу» Педагог описывает внешность кого-либо из ребят, а дети, разглядывая себя в большом зеркале, угадывают, о ком идёт речь.
«Похвали себя» Дети сидят в кругу, у педагога в руках мяч. Воспитатель предлагает детям, передавая мяч по кругу, похвалить себя. Хвалить можно за красоту, хорошие поступки, хорошие черты характера (привести пример: я добрый, отзывчивый, ласковый и т. п.). После игры — обсуждение:
Легко ли было хвалить себя? -
Кого вам легче хвалить, себя или других? -
Кто вас хвалит? -
Что вы чувствуете, когда вас хвалят? -
Вы любите хвалить других?
«Моя улица» Дети стоят в кругу и, передавая друг другу мяч, называют улицу, на которой они родились. Педагог записывает или запоминает названия улиц. 2 часть. Педагог говорит: «Улица моя родная, как зовут тебя я знаю. (говорит название одной из улиц), а дети, которые родились на этой улице, встают в центр круга и обнимаются. (Если какую-либо улицу назвал только один ребёнок, то педагог называет две или три улицы, чтобы в круг встали несколько детей).
«Домино» Первый участник (желательно — ведущий) становится в центр и называет две свои характеристики — «С одной стороны, я ношу очки, с другой — люблю мороженое». Участник, который тоже носит очки или тоже любит мороженое подходит к первому участнику и берет его за руку, говоря, например «С одной стороны, я люблю мороженое, с другой стороны — у меня есть собака». Игра продолжается, пока все участники не станут частью домино. Возможны вариации в самом построении домино — можно построить круг или типичную «доминошную» структуру, участники могут браться за руки, обниматься, стоять или лежать на полу, и т. д.
Вопросы для обсуждения: -
- что нового узнали друг о друге; -
-что чувствовали, когда узнавали, что кто-то в группе похож на них; -
-что чувствовали, когда узнавали, что кто-то на них не похож; -
- хорошо или плохо, что в группе есть столько разных людей. Почему?
«Все мы разные»
Дети становятся в две шеренги так, чтобы один ребёнок стоял напротив другого. Воспитатель: «Ты на друга посмотри, в чём различия назови». Дети по очереди должны назвать одно отличие себя от ребёнка, стоящего напротив в другой шеренге. Например: «У меня синее платье, а у Саши серая футболка; у меня косички, а у Ксюши стрижка; у меня красный бант, а у Серёжи нет банта». Сначала говорят дети, стоящие в одной шеренге, потом — в другой.
«Все мы похожи»
Проводится так же, как игра «Все мы разные», но дети называют общее между собой и другом. Например: «Мне сегодня было весело и Катя сегодня смеялась; у меня короткая стрижка и у Севы тоже; у меня есть брат и у Алисы тоже»...
«Фисташки»
Цель: Поговорить о том, какие у нас различия и что у нас общего.
Ход игры:
Раздать детям по две фисташки в скорлупе и попросить пока их не есть и не снимать скорлупу. Важно, чтобы упражнение проходило в спокойной, слегка «магической» атмосфере. Попросить детей ответить на следующие вопросы :
- Какие фисташки на ощупь?- А какие люди на ощупь? -
-Как бы вы описали скорлупу?
- А как бы вы описали человеческое тело? -
- У фисташек одинаковые размер и форма?
-А у людей одинаковые размер и форма? -
-Фисташки одного цвета?
-А люди одного цвета? -
-Есть ли на фисташках трещины или он чуть-чуть расколоты?
- А люди могут ломаться и трескаться?
- Откройте фисташки. Изнутри они другие, чем снаружи? В чем различия?
-А люди отличаются внутри и снаружи? -
-Съешьте фисташки. Какие они на вкус?
-Можно ли сказать, что у человека есть вкус? -
-Плохо ли делить фисташки на плохие и хорошие?
-А можно ли поступать так с людьми?
«Я тоже»
Цель: научиться осознавать собственную уникальность и гордиться ею; -
-осознать уникальность других; -
- создать атмосферу открытости и доверия.
Ход игры: Попросите детей подумать о чем-то, что отличает их от всех остальных в группе. Ребёнок говорит, например: «У меня пять братьев и сестер». Если никто в группе не может сказать «Я тоже» или «У меня тоже», участник получает 1 балл, если же кто-то из группы может сказать «Я тоже», то ход переходит к этому участнику.
В конце игры подсчитываются баллы (можно давать детям фишки). Хорошо, если педагог также участвует в упражнении, и своими репликами переводит разговор с внешних характеристик на более внутренние, а также на другие различия.
Обсуждение: Хорошо ли быть особенным? Каждый ли человек особенный. Почему?
«Большие и маленькие»
Возраст — любой. Для более старших детей использовать более сложные критерии (вместо «высокий» — «веселый», и т. д.)
Цель: Развить навыки невербальной коммуникации; -
помочь детям осознать, что любое описание человека является относительным; - создать веселую атмосферу;
Ход игры: Во время выполнения заданий запрещается разговаривать -
Проведите воображаемую черту посреди комнаты или воспользуйтесь каким-либо предметом, например, верёвкой. Встаньте на этой черте.
Теперь скажите: «Пусть все высокие встанут справа, а низкие — слева». -
Повторите ту же процедуру, разделив, например, тех, кто рисует хорошо и тех, кто рисует плохо. -
Придумайте еще несколько критериев.
После этого попросите детей выстроиться по росту без слов.
Обсуждение должно концентрироваться на мысли, что обычно бывает невозможно разделить людей на две группы по какому-то признаку. Нет «высоких» и «низких». Все зависит от ситуации или от того человека, который делает выводы. Наклеивание «ярлыков» часто мешает дружбе.
«А я считаю»...
Цель: Осознать возможность сосуществования различных мнений;
- осознать ценность собственного мнения, отличного от других;
Ход игры: Проведите посреди помещения воображаемую черту.
С одной стороны повесьте нарисованный на бумаге плюс («согласен»), с другой — минус («не согласен»). Сама черта означает отсутствие мнения.
Объясните участникам, что вы будете зачитывать им утверждения. Те, кто согласен встанет на сторону «плюса», а те, кто не согласен — на сторону «минуса». Участники, которые не могут определиться, становятся посередине, но при этом они лишаются права высказаться. Вот примеры: Лучше играть в футбол, чем в кататься на коньках. –
- Играть «в компьютер» веселее, чем смотреть телевизор.
- Весна лучше осени.
-Самый классный мультик — «Маша и медведь». -
Самое прекрасное домашнее животное — кошка.
Обсуждение: Кто был прав в каждом случае? Был ли кто-нибудь прав вообще? Можно ли сказать, что у людей могут быть различные мнения? Были ли случаи, когда кто-то из участников оказывался в меньшинстве? Что они чувствовали? Им это нравилось? Не хотелось ли им поменять мнение? Как вы относитесь к человеку, с мнением которого вы не согласны? Хорошо или плохо иметь собственное мнение?
«Надо договориться»
Цели:
-сконцентрировать внимание участников;
- осознать ценность сотрудничества;
- показать, что для достижения сотрудничества необходимо прикладывать усилия
- сплотить группу.
Ход игры: Детям предлагается сыграть в очень простую игру. Необходимо сосчитать до десяти, но сделать это должна вся группа. Первый участник говорит «один», второй — «два», и т. д. Есть только одна проблема — если участники произнесут число одновременно — группа начинает сначала. В течение всей игры запрещены любые разговоры.
Обсуждение: - как началась игра?
- чего хотелось каждому сначала?
- почему сначала ничего не получалось -
- как удалось досчитать до десяти? -
- чему нас учит эта игра?
«Кого я боюсь?»
Цели: выявить и проработать страхи участников, связанные с предрассудками; - придать детям уверенность в общении с людьми, которые казались им страшными;
- вербальная разрядка страха
Материал: кусочки бумаги, ручки, шляпа или кепка.
Ход игры: Напомните детям, что все мы кого-то боимся. Кроме знакомых людей, которые могут, например, сделать нам замечание, мы боимся и людей, которых мы совсем не знаем. Это совсем не стыдно. Приведите пример такого страха, который вы испытывали в детстве. - Попросите участников подумать, кого они боятся. Важно, чтобы это был не знакомый человек, а кто-то, кого они не знают. Пусть они напишут свой страх на кусочке бумаги (помочь детям, которые не умеют писать). Соберите их и сложите в шляпу или кепку и тщательно перемешайте.
Покажите группе «шляпу страхов».
Пусть участники по очереди вытаскивают страхи из шляпы
Каждый участник должен рассказать, что он думает о попавшемся ему страхе.
- Испытывает ли он тоже этот страх? ·
- Почему у человека может появиться такой страх? ·
-Надо ли этого бояться? Если нет, то почему?
-Что можно посоветовать человеку с таким страхом? Как можно бороться с этим страхом?
Обсуждение:
-Почему мы боимся некоторых людей, которых даже не знаем? -
- Может быть, кто-нибудь боится нас? Всегда ли эти страхи оправданы?
Дома спросить у родителей, чего или кого они боялись в детстве и почему они уже не боятся?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Анализ подходов к проблеме воспитания толерантности у детей и взрослых"
Опыт работы по проблеме формирования личности ребенка, совмесно с родителями....
Методическая разработка «Воспитание толерантности у детей дошкольного возраста посредством использования музейной коллекции «Куклы народов мира» – как часть поликультурного воспитания».
В данной работе обобщен опыт педагогической деятельности над проблемой поликультурного воспитания дошкольников, представлены методические материалы и рекомендации педагогам по ознакомлению детей...
Картотека игр во воспитанию толерантности у детей старшего дошкольного возраста
Толерантность нужно воспитывать.Когда мы говорим о толерантности применительно к семье, то выделяем два аспекта:- воспитание толерантности у ребенка по отношению к окружающим;- проявление в семье толе...
Родительское собрание «Воспитание толерантности у детей старшего дошкольного возраста» (с использованием информационно-коммуникационной технологии: презентации «Воспитание толерантности»)
Толерантность, как образ жизни в обществе, зависит от позиции каждого человека, его терпимости к чужим мнениям, верованиям, поведению, от принятия различий и особенностей людей. Оттого, на сколько...
Картотека игр " Воспитание толерантности у детей старшего дошкольного возраста"
Картотека игр на тему«Воспитание толерантности у детей старшего дошкольного возраста» «Имена» Взрослый по очереди спрашивает у детей: «Как можно изменить т...
"Воспитание толерантности у детей". Приложение №1 к проекту "Приложение к проекту "Дети разных народов, мы мечтою о мире живем"
quot;Воспитание толерантности у детей". Приложение №1 к проекту "Приложение к проекту "Дети разных народов, мы мечтою о мире живем"...
"Система работы по воспитанию толерантности у детей дошкольного возраста". Приложение № 2 к проекту "Дети разных народов, мы мечтою о мире живем"
quot;Система работы по воспитанию толерантности у детей дошкольного возраста". Приложение № 2 к проекту "Дети разных народов, мы мечтою о мире живем"...