Игровые приемы развитие современных дошкольников
методическая разработка

Никитина Ирина Александровна

Статья про игровые приемы, проходящие через игру.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx20.83 КБ

Предварительный просмотр:

Статья

Значение игры в жизни детей дошкольного возраста.

Дошкольное детство — короткий, но важный период становления личности. Основной вид деятельности дошкольного возраста — игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка; его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость. Кроме того, игра — это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта.

Игра — самостоятельная деятельность, в которой дети впервые вступают в общение со сверстниками. Их объединяет едина цель, совместные усилия к ее достижению, общие интересы и переживания. Дети сами выбирают игру, сами организуют ее. Но в то же время ни в какой другой деятельности нет таких строгих правил, такой обусловленности поведения, как здесь. Поэтому игра приучает детей подчинить свои действии и мысли определенной цели, помогает воспитывать целенаправленность. В игре ребенок начинает чувствовать себя членом коллектива, справедливо оценивать действия и поступки своих товарищей и свои собственные.

 Задача воспитателя стоит в том, чтобы сосредоточить внимание играющих на таких целях, которые вызывали бы общность чувств и действий, способность установлению между детьми отношений, основанные на дружбе, справедливости, взаимной ответственности.

Игра является формой активного, творческого отражения ребёнком окружающей жизни людей, поэтому она не сводится к простому копированию действительности. При этом она создаёт предпосылки для проявления творчества детей в придумывании замысла игры, в комбинировании ряда событий, протекающих в игре, в содержании выполняемой роли и ролевых действий, в игровом употреблении предметов, в усложнении правил игры. В игре дошкольник активно, творчески воспроизводит труд и быт, социальную жизнь, события, отношения, традиции взрослого мира.

Впервые в игре появляется важнейшая способность – действовать в плане представлений. Именно в игре ребёнок действует с одним предметом, представляя на его месте другой. Он «видит» себя в разных ролях, строит в воображении сюжет игры. В игре развиваются мышление и воображение: создавая общий замысел игры, ребёнок планирует его выполнение, творчески импровизирует по ходу игры.

 Но в игре ребёнок не просто останется один на один со своими фантазиями и выдумками: игра предполагает наличие партеров. Поэтому игра предъявляет высокие требования к развитию речи ребёнка: ведь он должен объяснить, во что и как он хотел бы играть, договориться с другими детьми, кто какую роль может сыграть, суметь произнести свой текст так, чтобы его поняли остальные. Групповой характер сюжетно-ролевой игры развивает и способность координировать свои действия с другими. Ребёнок должен обязательно соотносить свои желания с желаниями других детей, иначе он просто не будет принят в игру. Ему необходимо уметь общаться, устанавливать со сверстниками определённые отношения.

В игре ребёнок учится управлять собой, своим поведением в целом и отдельными действиями. Принимая ту или иную роль, ребёнок усваивает и необходимые для этой роли нормы поведения. Ребёнок должен кормить и одевать своего «малыша» в роли родителей, получать деньги, отпускать товар и рассказывать о том, что есть в «магазине» в роли продавца и т.п. Так в игре развивается способность ориентироваться в сфере норм и правил человеческих отношений. В игре ребёнок становится полностью субъектом своей деятельности. Он сам заинтересован собственной игрой, ее процессом. Он может создать замысел игры и реализовать его. Он сам выполняет необходимые ему действия, сам переживает свои неудачи и поражения.

 Игра, которую ещё принято называть «спутником жизни», тесно переплетается с трудом и учением. В игру вовлекаются все стороны личности: ребёнок двигается, говорит, воспринимает, думает; в игре активно работают все его психические процессы: мышление, воображение, память, усиливаются эмоциональные и волевые проявления.

Игра выступает как важное средство воспитания. Игра имеет очень широкий диапазон применения:  форма организации жизни и деятельности детей;  средство гармонического, всестороннего развития личности;  метод или приме обучения;  способ изменения положения ребёнка в детском обществе;  средство саморазвития, самовоспитания, самообучения, само регуляции. Знание различных видов игры, ее специфики, технологии проведения позволяют педагогу использовать все ее функции: воспитательную, развивающую, обучающую, организаторскую, реабилитационную, саморазвития.

Существует несколько групп игр, развивающих интеллект, познавательную активность ребенка.

I группа – предметные игры, как манипуляции с игрушками и предметами. Через игрушки – предметы – дети познают форму, цвет, объем, материал, мир животных, мир людей и т.п.

II группа – игры творческие, сюжетно-ролевые, в которых сюжет – форма интеллектуальной деятельности.

В программе воспитания и обучения в детском саду дается следующая классификация игр дошкольников:

- сюжетно-ролевые:

- театрализованные;

- подвижные;

- дидактические.

Главным компонентом сюжетно-ролевой игры является сюжет, без него нет самой сюжетно-ролевой игры. Сюжет игры – эта та сфера действительности, которая воспроизводится детьми. В зависимости от этого сюжетно-ролевые игры подразделяются на:

Игры на бытовые сюжеты: в «дом», «семью», «праздник», «дни рождения» (большое место уделяется кукле)

Игры на производственные и общественные темы, в которых отражается труд людей (школа, магазин, библиотека, почта, транспорт: поезд, самолет, корабль).

Игры на героико-патриотические темы, отражающие героические подвиги нашего народа (герои войны, космические полеты и т.д.)

Игры на темы литературных произведений, кино-, теле- и радиопередач: в «моряков» и «летчиков», в Зайца и Волка, Чебурашку и крокодила Гену (по содержанию мультфильмов, кинофильмов) и т.д.

Содержание игры

предметная отношения

деятельность поведение между людьми

Содержание

игровые действия, с помощью которых дети реализуют роли;

игровое использование предметов, реальные заменяются игровыми.

отношения между детьми, выражаются в репликах, замечаниях, регулируется ход игры.

Ролевая игра детей дошкольного возраста в развитом виде представляет деятельность, в которой дети берут на себя роли (функции) взрослых и в общественной форме в специально создаваемых игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними. Для этих условий характерно использование разнообразных игровых предметов, замещающих действительные предметы деятельности взрослых.

Самодеятельный характер игровой деятельности детей заключается в том, что они воспроизводят те или иные явления, действия, отношения активно и своеобразно. Своеобразие обусловлено особенностями восприятия детей, понимания и осмысления ими тех или иных фактов, явлений, связей, наличием или отсутствием опыта и непосредственностью чувств.

Творческий характер игровой деятельности проявляется в том, что ребёнок как бы перевоплощается в того, кого он изображает, и в том, что веря в правду игры, создаёт особую игровую жизнь и искренне радуется и огорчается по ходу игры. Активный интерес к явлениям жизни, к людям, животным, потребность в общественно значимой деятельности ребёнок удовлетворяет через игровые действия.

Игра, как и сказка, учит ребёнка проникаться мыслями и чувствами изображаемых людей, выходя за круг обыденных впечатлений в более широкий мир человеческих стремлений и героических поступков.

В развитии и обогащении самодеятельности детей, творческого воспроизведения и отражения фактов и явлений окружающей жизни огромная роль принадлежит воображению. Именно силою воображения создаются ситуации игры, образы, воспроизводимые в ней, возможность сочетать реальное, обычное с вымышленным, что и придаёт детской игре привлекательность, которая присуща только ей.

В сюжетно-ролевых играх отчётливо выступает оптимистический, жизнеутверждающий характер, самые трудные дела в них всегда заканчиваются успешно и благополучно: капитаны проводят корабли сквозь штормы и бури, пограничники задерживают нарушителей, доктор излечивает больных.

В творческой сюжетно-ролевой игре ребёнок активно воссоздаёт, моделирует явления реальной жизни, переживает их и это наполняет его жизнь богатым содержанием, оставляя след на долгие годы.

Итак, детская игра является такой формой жизнедеятельности, где ребенок реализует существенные способности, которые оказываются и важнейшими его потребностями. Ролевая игра, которая входить повседневный репертуар ребенка становится для детей главной моделью партнёрски отношений. По отношению к игровому действию как целому каждый ребенок, включается в него в определенной роли, становится частью процесса-ее участником с моей точки зрения

Таким образом, играя в различные игры происходит всестороннее развитие каждого ребенка, создается благоприятная атмосфера


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровые приемы развития фонематического восприятия у дошкольников

Игровые приемы развития фонематического восприятия у дошкольников.Различие звуков речи,то есть фонематического слуха-основа для понимания смысла сказанного. При несформированности речевого звукоразлич...

Игровые приемы развития фонематического восприятия у дошкольников.

Консультация для родителей о развитии фонематического восприятия у детей....

Игровые приемы развития фонематических процессов у младших дошкольников.

Данная статья посвящена развитию фонематического анализа,  синтеза.Целью статьи является обучению детей звуковому анализу, синтезу, грамотеВ статье речь идет о том, как в игровой форме обучать де...

Игровые приемы развития фонематического восприятия у дошкольников

Различие звуков речи, т.е. фонематического слуха — ос­нова для понимания смысла сказанного. При несформированности речевого звукоразличения ребенок воспринимает (запоминает, повторяет, пи&sh...

Программа формирование логико-мыслительной деятельности с использованием игровых приемов у старших дошкольников с задержкой психического развития на коррекционных занятиях

Программа формирование логико-мыслительной деятельности с использованием игровых приемов у старших дошкольников с задержкой психического развития на коррекционных занятиях...

Игровые приемы развития фонематического восприятия у дошкольников

Различие звуков речи, т.е. фонематического слуха — ос­нова для понимания смысла сказанного. При несформированности речевого звукоразли- чения ребенок воспринимает (запоминает, повторяет, пи...

Консультация для воспитателей: "Игровые приемы развития фонематического восприятия у дошкольников старшего возраста».

Консультация учителя-логопеда для воспитателей Тема: «Игровые приемы развития фонематического восприятия у дошкольников старшего возраста»....