"Воспитание нравственных качеств детей дошкольного возраста посредством русских народных сказок"
материал (младшая группа)
С раннего возраста идёт формирование и развитие нравственных качеств человека.Для этого я выбрала русские народные сказки, как одно из мощных средств. Сказка, её противопоставление добра и зла, выразительный язык, динамика событий, делают её незаменимым инструментом нравственно здоровой личности ребёнка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie_biushkinoy.docx | 24.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Перспективный план по самообразованию
«Воспитание нравственных качеств детей дошкольного возраста посредством русских народных сказок»
Срок реализации 2021-2022 учебный год
Теоретический этап
№ | Содержание работы | Сроки выполнения | Примечания (заполняется в процессе реализации) |
1 | Изучение методической литературы по данной проблеме | В течение года | Приобритение пособий и дидактического материала |
2 | Изучение статей в журналах: «Дошкольное воспитание» «Лучшие практики» Интернет источники | В течение года | Посещение библиотеки, подписка на печатное издание |
Практический этап | |||
3 | Составление плана работы | сентябрь | Перспективный план работы |
4 | Анкетирование «Какие сказки читаете детям» Чтение русских народных сказок «Курочка ряба», «Репка» | октябрь | Консультация для родителей: «Сказка ложь, да в ней намёк». Акция «Подари книгу детскому саду» |
5 | Чтение русских народных сказок «Колобок», «Кот петух и лиса» Дидактическая игра «Кто за кем» | ноябрь | Изготовление папки передвижки для родителей на тему: «Как воспитывать ребенка добрым?» |
6 | Чтение русской народной сказки «Бобовое зёрнышко» Дидактическая игра «Собери из частей» | декабрь | Выставка детских рисунков по теме «Моя любимая сказка» |
7 | Чтение русской народной сказки «Снегурочка» Настольная игра «Сказки на кубиках» | январь | Пополнение группы книгами с русскими народными сказками, дисками с мультфильмами по русским народным сказкам. |
8 | Чтение русской народной сказки «Теремок» Дидактическая игра «Что сначала, что потом» | Февраль | Привлечение родителей к благоустройству и оформлению группы. |
9 | Чтение русской народной сказки «Гуси лебеди» Под грибом» В.Г. Сутеева. | март | Консультация для родителей: «Почитай мне сказку мама» |
10 | Чтение русской народной сказки «Лиса и заяц» «Урок дружбы» Пляцковского М.С | апрель | Консультация для родителей: «Сказки помогают справиться с детским непослушанием» |
11 | Подведение итогов. Оформление результатов работы по теме самообразования. | май | Аналитическая справка о работе за год. |
Литература.
1. Аникин, В.П. Русская народная сказка [Текст].
2. Гриценко, З.А. Ты детям сказку расскажи... Методика
приобщения детей к чтению. – М.: Линка-Пресс 2003.
3. Дошкольный возраст: формирование доброжелательных
отношений. // Дошкольное воспитание. - 2003. - No 9. - С. 68-76.
4. Маханева, М.Д. Театрализованные занятия в детском саду. – М.;
Сфера 2003.
5. «Об утверждении Федерального государственного
образовательного стандарта дошкольного образования» Приказ
Минобрнауки России от 17 октября 2013г. No1155.
6. Петрова, В.И. Этические беседы с детьми 4-7 лет: Нравственное
воспитание в детском саду. / В.И. Петрова – М.: Изд-во Мозаика-Синтез,
2007.
7. Смирнова Е., Холмогорова В. Сухомлинский, В.А. Сердце отдаю
детям [Текст].
8. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»
9. Фесюкова, Л.Б. Воспитание сказкой: для работы с детьми
дошкольного возраста. – М.: Фолио, АСТ 2000.Шиян, О.А. Развитие
творческого мышления. Работаем по сказки. [Текст] / Мозаика-синтез: М.
2012;
10. Шорохова, О. А. Играем в сказку: сказкотерапия и занятия по
развитию связной речи дошкольников. - М.: ТЦ Сфера, 2006.
Ожидаемый результат:
развить устойчивый интерес детей к сказкам;
- приобщить детей к художественному слову сказки;
- развить эмоциональную отзывчивость на сказки;
- сформировать доброжелательное отношение детей к сверстникам;
- развить устную речь;
- дать детям первичные представления о нравственных качествах: добре, милосердии, справедливости, трудолюбии;
- воспитать любовь, заботливое и бережное отношение к семье, природе и Родине, сформировать доброжелательное отношение детей к взрослым.
Консультация для родителей
«Русские народные сказки и нравственное воспитание
дошкольников»
Дошкольный период характеризуется стремительным психическим и
физическим развитием ребенка. Именно в этом возрасте необходимо
сформировать правильные качества и свойства личности, которые
положительным образом повлияют на становление характера ребенка. В этот
небольшой промежуток времени ребенок приобретает большой опыт.
Современные мультфильмы искажают представления нравственных качеств
ребенка, не воспитывают в ребенке ни доброты, ни справедливости, ни
милосердия, подрывают традиционные семейные ценности.
Не лучшим образом на нравственном воспитании дошкольника сказываются
такие тенденции современного общества, как возвышение материальных
ценностей над духовными, замена книг экраном телевизора. Теперь идеалом для
современного ребенка становится не всегда нравственный персонаж, герой
очередного «антимультфильма». В результате мы получаем агрессивных,
эмоционально незрелых, не способных к сопереживанию маленьких личностей с
искаженными моральными нормами.
Мощным и самым доступным воспитательным средством в дошкольном
возрасте является народная сказка. Детям близок стиль повествования в сказках,
язык изложения, наглядность и яркость образов, большое количество сравнений и
повторений свойственных речи ребенка.
Большую роль сказке отводил великий русский педагог К.Д. Ушинский. Он
утверждал, что педагогическое значение народного творчество невозможно
заменить никакими рассказами. Сказка близка и понятна детской психологии.
Именно сказка впервые открывает перед ребенком мир идеалов и ценностей
традиционной культуры. Через сказку ребенок познает окружающий мир, мир
человеческих взаимоотношений. Многогранные образы сказочных героев дают
возможность развиваться детскому воображению. Сказка привлекает детей тем,
что в ней много фантастического: разные превращения, животные разговаривают,
герои наделены волшебными умениями (умение летать, различные превращения)
и т.д.
В содержании сказки всегда заложен урок. Сказка не дает прямых указаний.
Всегда есть добро и зло, положительные и отрицательные герои. Сказки
развивают положительные качества: доброту, милосердие, сопереживание,
честность, трудолюбие. В то же время осуждают: жадность, злость, лень, трусость
и др. С помощью сказок ребенок учится отличать добро от зла, хорошее от
плохого. Народный фольклор отражает моральные устои и традиционные
ценности общества.
Проецируя на себя чувства и поступки положительных героев, ребенок
формирует свое поведение. Поступки героев сказки становятся его поступками.
Ребенок не сможет ответить на добро злом, обидеть слабых.
Язык сказок очень певуч и поэтичен. Песенки-вставки, присказки и
концовки вызывают у ребенка интерес к слушанию. Традиционные эпитеты
русских народных сказок: добрый молодец, Василиса Прекрасная, Иван-дурак и
др. В сказках медведь всегда косолапый, могучий, но добрый, волк - серый,
свирепый, но глупый, лиса - хитрая, всегда выигрывает в любой ситуации.
Темные силы русских сказок: Леший, Баба Яга, Кощей Бессмертный, Водяной.
Наиболее эффективным методом знакомства со сказкой является метод
рассказывания. Рассказывая сказку, родитель видит как меняется мимика, жесты
ребенка, какие моменты сказки взволновали ребенка. Дети заслушиваются
выразительным рассказыванием. Повторное прочтение сказки усиливает
произведенное впечатление и раскрывает подробности сюжета, поэтому не стоит
им пренебрегать. С каждым новым прочтением ребенок акцентирует внимание на
разных деталях.
Можно наблюдать, что у детей появляются любимые сказочные герои, на
которых они хотели бы быть похожими.
Подготовьте, пожалуйста, рисунок совместно с ребенком для организации
выставки в группе по теме «Моя любимый сказочный герой.
АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ
В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по
отношению друг другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных
мультфильмов у детей искажены представления о нравственных качествах: доброте, милосердии,
справедливости.
По наблюдениям за деятельностью воспитанников группы, заметили, что не все дети умеют
общаться друг с другом, некоторые проявляют склонность к враждебности, нежелание делиться
игрушками, помочь товарищу в трудной ситуации. У детей слабо развиты навыки сочувствия,
сопереживания. А именно с раннего возраста идет формирование и развитие нравственных качеств
человека. Для решения данной проблемы мы выбрали русские народные сказки, которые прочно
вошли в детский быт малыша, близка его мышлению и представлениям.
В нравственном воспитании дошкольников очень помогает использование одного из мощных
средств – сказки. Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на
протяжении всего дошкольного возраста и может оставаться с ним на всю жизнь.
Сказка, ее композиции яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по
своей сути образы, выразительный язык, динамика событий особые причинно-следственные связи и
явления – все это делает сказку особенной интересной и волнующей для детей, незаменимым
инструментом нравственно здоровой личности ребенка.
Дошкольное детство – небольшой отрезок в жизни человека. Но за это время ребенок приобретает
значительно больше, чем за всю последующую жизнь, поэтому не нужно забывать, что в
нравственном воспитании главное та атмосфера, в которой живет ребенок. Известно, что дети
взрослеют незаметно, поэтому так важна сказка рассказанная малышу. Сказка не дает прямых
наставлений детям – “Слушайся родителей, уважай старших”, “Не уходи из дома без разрешения”, но
в ее содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают, многократно
возвращаясь к тексту сказки. В простой детской сказки содержится все самое нужное, самое главное в
жизни, живое как сама жизнь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презинтация "Воспитание нравственных качеств детей дошкольного возраста посредствам русских народных сказок".
В презинтации по теме "Воспитание нравственных качеств детей дошкольного возраста посредствам русских народных сказок" освещена проблемма актуальности, а так же цели, задачи и методы работ...
Отчет по теме самообразования. «Воспитание нравственных качеств детей дошкольного возраста, посредством русских народных сказок.»
АктуальностьВ настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, заключается не в развале экономики, не в...
Отчет по самообразованию «Воспитание нравственных качеств детей дошкольного возраста посредством русских народных сказок
отчет по самообразованию...
Воспитание нравственных качеств детей дошкольного возраста посредством русских народных сказок и сказок русских поэтов
Сказка является мощным средством, помогающим формировать моральные качества ребёнка....
«Воспитание нравственных качеств детей дошкольного возраста посредством русских народных сказок».
Сказка – это могучее, действенное средство в нравственном воспитании детей....
Самообразование педагога «Воспитание нравственных качеств детей дошкольного возраста посредством русских народных сказок»
Актуальность данного исследования видится в том, что современный мир требует от воспитателя формирования личности дошкольника, которая должна быть всесторонне развитой, мобильной. Основная ч...
Воспитание нравственных качеств детей дошкольного возраста посредством русских народных сказок
Воспитание нравственных качеств детей дошкольного возраста посредством русских народных сказок...