Проект «Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей раннего возраста»
проект
«Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей раннего возраста»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.odt | 52.51 КБ |
Предварительный просмотр:
- МБДОУ «Детский сад- № 43» - «детский сад № 33»
- Педагогический образовательный проект:
- «Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей раннего возраста»
- Проблема: Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста.
- Паспорт проекта.
- Вид проекта: творческий.
Продолжительность проекта: 1 год.
Участники проекта.
- Воспитатель второй младшей группы.
- Дети второй младшей группы.
- Родители и другие члены семьи.
Образовательная область: сенсомоторное и речевое развитие детей раннего возраста.
Актуальность разработки и реализации педагогического проекта.
Л.С. Выгодский отмечал, что "если ребенок до трех лет по каким-то причинам не усвоил речи и начал ей обучаться с трехлетнего возраста, то на самом деле окажется, что трехлетнему ребенку гораздо труднее обучаться речи, чем полуторагодовалому".
Все знают о важности развития мелкой моторики и координации движения пальцев рук. Известный исследователь детской речи М. Кольцов отмечал, что кисть руки надо рассматривать как орган речи. Если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы.
Этим и обусловлен выбор темы моего проекта.
Конечно, развитие мелкой моторики - не единственный фактор, способствующий развитию речи. Если у ребёнка будет прекрасна, развита моторика, но с ним не будут разговаривать, то и речь ребёнка будет не достаточно развита. То есть необходимо развивать речь ребёнка в комплексе много и активно общаться с ним в быту, вызывая его на разговор, стимулируя вопросами, просьбами. Необходимо читать ребёнку, рассказывать обо всём, что его окружает, показывать картинки, которые дети с удовольствием рассматривают. И плюс к этому, развивать мелкую моторику. Мелкая моторика рук - это разнообразные движения пальчиками и ладонями. Крупная моторика - движения всей рукой и всем телом.
Паспорт проекта
Наименование проекта | Педагогический проект «Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей раннего возроста ». |
Адресация проекта | Проект предназначен для совместной деятельности педагогов с детьми младшего дошкольного возраста и их родителями. |
Участники проекта | Дети второй младшей группы, педагоги, родители |
Цель проекта | Формирование речевой деятельности детей раннего возраста через развитие мелкой моторики . |
Задачи проекта | Задачи для детей: Развивать игровые познавательные сенсорные речевые способности учитывая индивидуальные и возрастные особенности ребенка. Задачи для родителей: Создавать в семье благоприятные условия для развития речи ребенка учитывая опыт детей приобретенный в детском саду. Задачи для педагога: Анализ и сбор информации из различных источников. Разработка перспективного и тематического планирования по проекту. Создание предметно-развивающей среды. |
Сроки реализации проекта | Долгосрочный (1 год) |
Вид проекта | Творческий. |
Ресурсы проекта | Дидактические материалы. |
Предполагаемые продукты | Продукты деятельности педагогов: методические рекомендации, консультации, конспекты НОД. Продукты деятельности детей: рисунки, поделки. |
Автор проекта | Мельник Алла Станиславна воспитатель 1-ой квалификационной категории. |
Мелкую моторику рук развивают:
Различные игры с пальчиками, где необходимо выполнять те или иные движения в определённой последовательности; Игры с мелкими предметами, которые неудобно брать в руку (только под присмотром взрослых); Игры, где требуется что-то брать или вытаскивать, сжимать-разжимать, выливать - наливать, насыпать-высыпать, проталкивать в отверстия и т.д.; Рисование карандашом (фломастером, кистью); Застёгивание и расстегивание молний, пуговиц; Одевание и раздевание игрушек; Лепка из пластилина и теста.
Игры с пальчиками не только эффективно развивают мелкую моторику и речь, но и способствуют радостному общению малыша и его близких. Ведь проведение таких игр, подразумевает теплые нежные прикосновения, поглаживание маленьких пальчиков, щекотание. Такое близкое общение обязательно доставит малышу море положительных эмоций.
Предлагаемый мной проект позволит улучшить и ускорить не только развитие мелкой моторики рук, но и речевое развитие у детей раннего дошкольного возраста; улучшить качество речи, четкость звуков и расширить словарный запас; вызовет у детей интерес к познанию нового и интересного.
Ожидаемый результат:
- Пополнение предметно-развивающей среды группы.
- Развитие мелкой моторики детей раннего возраста.
- Формирование речевых навыков у детей раннего возраста.
- Интеллектуальное развитие детей.
- Обогащение родительского опыта в воспитании детей.
I Подготовительный этап.
- Определение педагогом темы, целей и задач, содержания проекта, прогнозирование результата.
- Обсуждение с родителями проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта, определение содержания деятельности всех участников проекта.
II Основной этап реализации проекта.
1. Работа с детьми. 2. Взаимодействие с родителями.
- Создание клуба «Мир на кончиках пальцев».
- Один раз в квартал проводится совместное заседание клуба родители и дети.
- Создание информационного пространства (информационный стенд).
III . Заключительный этап.
Диагностика и подведение результатов работы.
Работая с детьми первой младшей группы, хочется отметить, что работа не прошла впустую. Систематически развивая мелкую моторику, как средство формирования речи детей раннего возраста я получила хорошие результаты, а именно:
- дети научились выражать свои мысли словом, стали озвучивать выполняемые действия (это плавный переход от внутренней речи к внешней);
-расширился активный словарь, что можно было наблюдать в самостоятельной речи детей; - дети знают и играют в пальчиковые игры; - у детей развиваются мыслительные операции, восприятие, память, внимание, мышление; - в речи детей появились простые предложения.
Динамика обучения показала, что развитие мелкой моторики, как средства формирования речи детей раннего возраста дает положительный результат.
Наша гипотеза подтверждена. Это можно увидеть в диаграмме. Диаграмма показывает, что показатели формирования речи у детей значительно улучшились по сравнению с началом обучения.
Диагностика среднего и высокого уровней формирования речи детей раннего возраста в процессе развития мелкой моторики на 2019-2020 учебный год (один год).
Диагностика среднего и высокого уровней формирования речи детей раннего возраста в процессе развития мелкой моторики на 2019-2020 учебный год (первый год).
Диагностика среднего и высокого уровней формирования речи детей раннего возраста в процессе развития мелкой моторики на 2019-2020 учебный год (второй год).
Вывод:
Считаю, что удалось достигнуть хороших результатов взаимодействия педагог – родители. Родители принимали активное участие в реализации проекта.
Перспектива на будущее:
Разработать проект “Мир на кончиках пальцев” для средней группы.
Опираясь на концептуальные подходы и, принимая во внимание особенности детей, мной разработан и апробирован цикл развивающих мероприятий. Практическая значимость заключается в использовании разработанного материала.
И, хотя в речевом и мыслительном развитии ребенка самое существенное происходит на этапе раннего возраста, заниматься мелкой моторикой необходимо и на следующих этапах личностного формирования малышей. Продолжая и в дальнейшем развитие мелкой моторики, воспитатели подготавливают детей к очень трудному этапу в их жизни - школьным годам.
Перспективный план клуба «Мир на кончиках пальцев».
Месяц | Тема | Содержание |
Ноябрь | «Рисуем на манке» | Родители совместно с детьми учатся использовать манную крупу с целью развития мелкой моторики и речи ребенка |
Февраль | Консультация «Развитие моторно-двигательной координации руки ребенка-дошкольника в домашних условиях» | Информирование родителей, как правильно обеспечить полноценное развитие ребенка в раннем дошкольном возрасте. Познакомить с играми для развития мелкой моторики, которые будут использоваться родителями в домашних условиях |
Май | Консультация «Пальчиками играем – стихи повторяем! | Родители, используя пальчиковые игры с сопровождением стихотворного текста, развивают у детей тонкую моторику рук и связную речь |
ПЕРСПЕКТИВНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ И МЕЛКОЙ МОТОРИКИ.
Месяц | Раздел образовательной деятельности | Темы игр-занятий | Оборудование |
сентябрь | «Игры из ничего» | «Прищепки в корзинке» | Прищепки, корзина |
«Перекладывание двумя пальчиками» | Поднос, поролоновые шарики, макаронные изделия средней величины, две пиалы | ||
«Скрути нитку в клубок» | Поднос, клубок шерстяных ниток | ||
октябрь | «Игры из ничего» | «Игры с карандашом» | Карандаш с гранями |
«Игры со шнурками» | Разноцветные веревочки | ||
«Игры с шариком» | Шарик, игрушка | ||
ноябрь |
«Игры из ничего» | «Наждак» | Кусочки наждачной бумаги разной степени шероховатости |
«Нанизывание» | Колечки, шнурки | ||
«Игры на кухне» | «Маленький помощник» | Миска с водой, овощи | |
«Взбиваем крем» | Венчик для взбивания крема, миска с водой, немного шампуня | ||
декабрь
декабрь | «Игры с крупой» «Игры с крупой» | «Помочь Золушке» | Поднос, две миски (одна из которых с фасолью им горохом) |
«Волшебное сито» | Сито, две миски (в одной из которых рис и манка) | ||
«Пересыпаем ложкой» | Поднос, две чашки: слева — чашка с крупой, а справа — пустая (обе чашки должны быть сухими) и ложка | ||
«Рисуем дорожки» | Спички, манная крупа | ||
январь | «Игры с крупой» | «Сюрприз» | Банка или глубокая миска с крупой, одна — две маленькие игрушки |
«Шуршалки и гремелочки» | Разноцветные лоскутки, крупы (фасоль, горох, соль), сухие листья, коробочка из-под вазелина, футлярчик из-под фотопленки, бусинки и т. д. | ||
«Пальчиковые игры с бумагой» | Игрушки из комканой бумаги | Корзина для бумаги (или заменитель: шляпа, коробка), старые газеты, обои, резиновый шнур, пластиковые бутылки | |
февраль
| «Наш разноцветный мир» | «Сгибаем бумагу» | Листы бумаги |
«Рвем бумагу» | Папиросная бумага, газетная бумага, разноцветная бумага, бумага-ватман | ||
«Пальчиковые игры на бумаге» | Лист бумаги, краски, пальчики | ||
«Рисунки ладошками» | Тюбики с красками, большие листы бумаги (обои) | ||
март | «Игры в ванной комнате» | «Водяные струйки» | Пустой флакон из-под шампуня или пластиковая бутылка с несколькими дырочками |
«Шариковые бои» | Пустой флакон из-под шампуня или пластиковая бутылка с несколькими дырочками | ||
«Напои зверей» | Пустые емкости разной величины, животные и птицы (резиновые или пластмассовые) разной величины | ||
«Игры с водой» | Поднос, две миски | ||
апрель | «Игры в ванной комнате» | «Игры с водой» | Пластиковый стакан, чайная ложечка, кисточка и зубная щетка |
«Игры с водой» | Разные по размеру и цвету мыльницы с крышками | ||
«Выловим из воды» | Поднос, две миски (одна из них с водой), ситечко с ручкой. В воде плавают 3—4 шарика (разного цвета) | ||
«Выжимание губки» | Поднос, две миски (одна из них с водой), средней величины губка (рассчитанная на ручку ребенка) | ||
май | «Игры в ванной комнате» | «Капли в ячейках» | Поднос, платформа с ячейками, пузырек с чуть подкрашенной водой |
«Расти, расти, цветочек» | Игра во время купания в ванной комнате с использованием душа | ||
май | «Чудеса на песке» | «Отпечатки наших рук» | Поднос с песком, ванночка с водой |
«Что же спрятано в песке» | Мелкие игрушки, которые можно прятать в песочнице | ||
июнь | Самомассаж | «Массаж своими руками» | Массажный шарик, чайная ложка, мыльница-ежик, жесткая зубная щетка, грецкие орехи, карандаши с гранями |
«Ласковые игры для пальчиков» | Варианты игр | Мягкие игрушки, «чудесный мешочек», матрешки, пирамидки, кубики и т. п. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Детско-родительский образовательный проект:«Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей раннего возраста»
Известно, что между речевой функцией и общей двигательной системой человека существует тесная связь. Пальчиковые игры и упражнения - уникальное средство для развития мелкой моторики и ре...
Развитие мелкой моторики как основа формирования речи детей раннего возраста.
Игры с пальчиками – это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения с близкими людьми. Когда мама для пальчиковой игры берёт малыша на руки, сажает ...
Консультация для родителей Тема:"Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей младшего возраста"
Работу по развитию движений пальцев и кисти рук следует проводить систематически и ежедневно. Благоприятное воздействие на развитие движений кистей и пальцев руки оказывает самомосаж (пальчиковые...
Проект : "Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей раннего возроста"
Срок реализации проекта 1 год. Проект творческий....
Доклад : "Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей раннего возраста"
Доклад на семинар....
«Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей раннего возраста»
laquo;Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей раннего возраста»...
«Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей раннего возраста с ОВЗ в условиях семьи»
Совместная работа по развитию мелкой моторики и координации движений, родителей и детей с ОВЗ положительно влияет на формирование познавательных процессов: восприятия, пам...