«Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей раннего возраста»
проект
«Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей раннего возраста»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.odt | 52.51 КБ |
Предварительный просмотр:
- МБДОУ «Детский сад- № 43» - «детский сад № 33»
- Педагогический образовательный проект:
- «Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей раннего возраста»
- Проблема: Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста.
- Паспорт проекта.
- Вид проекта: творческий.
Продолжительность проекта: 1 год.
Участники проекта.
- Воспитатель второй младшей группы.
- Дети второй младшей группы.
- Родители и другие члены семьи.
Образовательная область: сенсомоторное и речевое развитие детей раннего возраста.
Актуальность разработки и реализации педагогического проекта.
Л.С. Выгодский отмечал, что "если ребенок до трех лет по каким-то причинам не усвоил речи и начал ей обучаться с трехлетнего возраста, то на самом деле окажется, что трехлетнему ребенку гораздо труднее обучаться речи, чем полуторагодовалому".
Все знают о важности развития мелкой моторики и координации движения пальцев рук. Известный исследователь детской речи М. Кольцов отмечал, что кисть руки надо рассматривать как орган речи. Если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы.
Этим и обусловлен выбор темы моего проекта.
Конечно, развитие мелкой моторики - не единственный фактор, способствующий развитию речи. Если у ребёнка будет прекрасна, развита моторика, но с ним не будут разговаривать, то и речь ребёнка будет не достаточно развита. То есть необходимо развивать речь ребёнка в комплексе много и активно общаться с ним в быту, вызывая его на разговор, стимулируя вопросами, просьбами. Необходимо читать ребёнку, рассказывать обо всём, что его окружает, показывать картинки, которые дети с удовольствием рассматривают. И плюс к этому, развивать мелкую моторику. Мелкая моторика рук - это разнообразные движения пальчиками и ладонями. Крупная моторика - движения всей рукой и всем телом.
Паспорт проекта
Наименование проекта | Педагогический проект «Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей раннего возроста ». |
Адресация проекта | Проект предназначен для совместной деятельности педагогов с детьми младшего дошкольного возраста и их родителями. |
Участники проекта | Дети второй младшей группы, педагоги, родители |
Цель проекта | Формирование речевой деятельности детей раннего возраста через развитие мелкой моторики . |
Задачи проекта | Задачи для детей: Развивать игровые познавательные сенсорные речевые способности учитывая индивидуальные и возрастные особенности ребенка. Задачи для родителей: Создавать в семье благоприятные условия для развития речи ребенка учитывая опыт детей приобретенный в детском саду. Задачи для педагога: Анализ и сбор информации из различных источников. Разработка перспективного и тематического планирования по проекту. Создание предметно-развивающей среды. |
Сроки реализации проекта | Долгосрочный (1 год) |
Вид проекта | Творческий. |
Ресурсы проекта | Дидактические материалы. |
Предполагаемые продукты | Продукты деятельности педагогов: методические рекомендации, консультации, конспекты НОД. Продукты деятельности детей: рисунки, поделки. |
Автор проекта | Мельник Алла Станиславна воспитатель 1-ой квалификационной категории. |
Мелкую моторику рук развивают:
Различные игры с пальчиками, где необходимо выполнять те или иные движения в определённой последовательности; Игры с мелкими предметами, которые неудобно брать в руку (только под присмотром взрослых); Игры, где требуется что-то брать или вытаскивать, сжимать-разжимать, выливать - наливать, насыпать-высыпать, проталкивать в отверстия и т.д.; Рисование карандашом (фломастером, кистью); Застёгивание и расстегивание молний, пуговиц; Одевание и раздевание игрушек; Лепка из пластилина и теста.
Игры с пальчиками не только эффективно развивают мелкую моторику и речь, но и способствуют радостному общению малыша и его близких. Ведь проведение таких игр, подразумевает теплые нежные прикосновения, поглаживание маленьких пальчиков, щекотание. Такое близкое общение обязательно доставит малышу море положительных эмоций.
Предлагаемый мной проект позволит улучшить и ускорить не только развитие мелкой моторики рук, но и речевое развитие у детей раннего дошкольного возраста; улучшить качество речи, четкость звуков и расширить словарный запас; вызовет у детей интерес к познанию нового и интересного.
Ожидаемый результат:
- Пополнение предметно-развивающей среды группы.
- Развитие мелкой моторики детей раннего возраста.
- Формирование речевых навыков у детей раннего возраста.
- Интеллектуальное развитие детей.
- Обогащение родительского опыта в воспитании детей.
I Подготовительный этап.
- Определение педагогом темы, целей и задач, содержания проекта, прогнозирование результата.
- Обсуждение с родителями проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта, определение содержания деятельности всех участников проекта.
II Основной этап реализации проекта.
1. Работа с детьми. 2. Взаимодействие с родителями.
- Создание клуба «Мир на кончиках пальцев».
- Один раз в квартал проводится совместное заседание клуба родители и дети.
- Создание информационного пространства (информационный стенд).
III . Заключительный этап.
Диагностика и подведение результатов работы.
Работая с детьми первой младшей группы, хочется отметить, что работа не прошла впустую. Систематически развивая мелкую моторику, как средство формирования речи детей раннего возраста я получила хорошие результаты, а именно:
- дети научились выражать свои мысли словом, стали озвучивать выполняемые действия (это плавный переход от внутренней речи к внешней);
-расширился активный словарь, что можно было наблюдать в самостоятельной речи детей; - дети знают и играют в пальчиковые игры; - у детей развиваются мыслительные операции, восприятие, память, внимание, мышление; - в речи детей появились простые предложения.
Динамика обучения показала, что развитие мелкой моторики, как средства формирования речи детей раннего возраста дает положительный результат.
Наша гипотеза подтверждена. Это можно увидеть в диаграмме. Диаграмма показывает, что показатели формирования речи у детей значительно улучшились по сравнению с началом обучения.
Диагностика среднего и высокого уровней формирования речи детей раннего возраста в процессе развития мелкой моторики на 2019-2020 учебный год (один год).
Диагностика среднего и высокого уровней формирования речи детей раннего возраста в процессе развития мелкой моторики на 2019-2020 учебный год (первый год).
Диагностика среднего и высокого уровней формирования речи детей раннего возраста в процессе развития мелкой моторики на 2019-2020 учебный год (второй год).
Вывод:
Считаю, что удалось достигнуть хороших результатов взаимодействия педагог – родители. Родители принимали активное участие в реализации проекта.
Перспектива на будущее:
Разработать проект “Мир на кончиках пальцев” для средней группы.
Опираясь на концептуальные подходы и, принимая во внимание особенности детей, мной разработан и апробирован цикл развивающих мероприятий. Практическая значимость заключается в использовании разработанного материала.
И, хотя в речевом и мыслительном развитии ребенка самое существенное происходит на этапе раннего возраста, заниматься мелкой моторикой необходимо и на следующих этапах личностного формирования малышей. Продолжая и в дальнейшем развитие мелкой моторики, воспитатели подготавливают детей к очень трудному этапу в их жизни - школьным годам.
Перспективный план клуба «Мир на кончиках пальцев».
Месяц | Тема | Содержание |
Ноябрь | «Рисуем на манке» | Родители совместно с детьми учатся использовать манную крупу с целью развития мелкой моторики и речи ребенка |
Февраль | Консультация «Развитие моторно-двигательной координации руки ребенка-дошкольника в домашних условиях» | Информирование родителей, как правильно обеспечить полноценное развитие ребенка в раннем дошкольном возрасте. Познакомить с играми для развития мелкой моторики, которые будут использоваться родителями в домашних условиях |
Май | Консультация «Пальчиками играем – стихи повторяем! | Родители, используя пальчиковые игры с сопровождением стихотворного текста, развивают у детей тонкую моторику рук и связную речь |
ПЕРСПЕКТИВНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ И МЕЛКОЙ МОТОРИКИ.
Месяц | Раздел образовательной деятельности | Темы игр-занятий | Оборудование |
сентябрь | «Игры из ничего» | «Прищепки в корзинке» | Прищепки, корзина |
«Перекладывание двумя пальчиками» | Поднос, поролоновые шарики, макаронные изделия средней величины, две пиалы | ||
«Скрути нитку в клубок» | Поднос, клубок шерстяных ниток | ||
октябрь | «Игры из ничего» | «Игры с карандашом» | Карандаш с гранями |
«Игры со шнурками» | Разноцветные веревочки | ||
«Игры с шариком» | Шарик, игрушка | ||
ноябрь |
«Игры из ничего» | «Наждак» | Кусочки наждачной бумаги разной степени шероховатости |
«Нанизывание» | Колечки, шнурки | ||
«Игры на кухне» | «Маленький помощник» | Миска с водой, овощи | |
«Взбиваем крем» | Венчик для взбивания крема, миска с водой, немного шампуня | ||
декабрь
декабрь | «Игры с крупой» «Игры с крупой» | «Помочь Золушке» | Поднос, две миски (одна из которых с фасолью им горохом) |
«Волшебное сито» | Сито, две миски (в одной из которых рис и манка) | ||
«Пересыпаем ложкой» | Поднос, две чашки: слева — чашка с крупой, а справа — пустая (обе чашки должны быть сухими) и ложка | ||
«Рисуем дорожки» | Спички, манная крупа | ||
январь | «Игры с крупой» | «Сюрприз» | Банка или глубокая миска с крупой, одна — две маленькие игрушки |
«Шуршалки и гремелочки» | Разноцветные лоскутки, крупы (фасоль, горох, соль), сухие листья, коробочка из-под вазелина, футлярчик из-под фотопленки, бусинки и т. д. | ||
«Пальчиковые игры с бумагой» | Игрушки из комканой бумаги | Корзина для бумаги (или заменитель: шляпа, коробка), старые газеты, обои, резиновый шнур, пластиковые бутылки | |
февраль
| «Наш разноцветный мир» | «Сгибаем бумагу» | Листы бумаги |
«Рвем бумагу» | Папиросная бумага, газетная бумага, разноцветная бумага, бумага-ватман | ||
«Пальчиковые игры на бумаге» | Лист бумаги, краски, пальчики | ||
«Рисунки ладошками» | Тюбики с красками, большие листы бумаги (обои) | ||
март | «Игры в ванной комнате» | «Водяные струйки» | Пустой флакон из-под шампуня или пластиковая бутылка с несколькими дырочками |
«Шариковые бои» | Пустой флакон из-под шампуня или пластиковая бутылка с несколькими дырочками | ||
«Напои зверей» | Пустые емкости разной величины, животные и птицы (резиновые или пластмассовые) разной величины | ||
«Игры с водой» | Поднос, две миски | ||
апрель | «Игры в ванной комнате» | «Игры с водой» | Пластиковый стакан, чайная ложечка, кисточка и зубная щетка |
«Игры с водой» | Разные по размеру и цвету мыльницы с крышками | ||
«Выловим из воды» | Поднос, две миски (одна из них с водой), ситечко с ручкой. В воде плавают 3—4 шарика (разного цвета) | ||
«Выжимание губки» | Поднос, две миски (одна из них с водой), средней величины губка (рассчитанная на ручку ребенка) | ||
май | «Игры в ванной комнате» | «Капли в ячейках» | Поднос, платформа с ячейками, пузырек с чуть подкрашенной водой |
«Расти, расти, цветочек» | Игра во время купания в ванной комнате с использованием душа | ||
май | «Чудеса на песке» | «Отпечатки наших рук» | Поднос с песком, ванночка с водой |
«Что же спрятано в песке» | Мелкие игрушки, которые можно прятать в песочнице | ||
июнь | Самомассаж | «Массаж своими руками» | Массажный шарик, чайная ложка, мыльница-ежик, жесткая зубная щетка, грецкие орехи, карандаши с гранями |
«Ласковые игры для пальчиков» | Варианты игр | Мягкие игрушки, «чудесный мешочек», матрешки, пирамидки, кубики и т. п. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Детско-родительский образовательный проект:«Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей раннего возраста»
Известно, что между речевой функцией и общей двигательной системой человека существует тесная связь. Пальчиковые игры и упражнения - уникальное средство для развития мелкой моторики и ре...
Консультация для родителей Тема:"Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей младшего возраста"
Работу по развитию движений пальцев и кисти рук следует проводить систематически и ежедневно. Благоприятное воздействие на развитие движений кистей и пальцев руки оказывает самомосаж (пальчиковые...
Проект : "Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей раннего возроста"
Срок реализации проекта 1 год. Проект творческий....
Доклад : "Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей раннего возраста"
Доклад на семинар....
Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики как средство формирование речи детей дошкольного возраста».
Доказано, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи. Тесную связь пальцевой моторики с работой речевых зон подтверждает и тот факт, что переучивание...
Проект «Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей раннего возраста»
laquo;Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей раннего возраста»...
«Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей раннего возраста с ОВЗ в условиях семьи»
Совместная работа по развитию мелкой моторики и координации движений, родителей и детей с ОВЗ положительно влияет на формирование познавательных процессов: восприятия, пам...