ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Кружок по психологии «Завтра в школу»
учебно-методический материал (старшая группа)
Дополнительная образовательная программа (далее Программа) является нормативно - управленческим документом, определяющим специфику содержания образования и особенности организации образовательного процесса кружка «Завтра в школу» для детей 5 - 6 лет в МБДОУ «Детский сад № 154». Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (75 статья), Правилами оказания платных образовательных услуг, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 15.09.2020 г. № 1441, имеет социально-педагогическую направленность и ориентирована на развитие мотивационной, эмоционально-волевой сфер, коммуникативных навыков, формирование и развитие психических функций и познавательной сферы детей, а также сохранение здоровья дошкольников.
Программа представляет систему взаимосвязанных занятий, выстроенных в определённой логике, направленных на формирование у дошкольников необходимого уровня психологической готовности к школе, общение со сверстниками и педагогом, мотивационной готовности к школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа | 128.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 154»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«Кружок по психологии «Завтра в школу»
(возраст 5-6 лет)
срок реализации программы 8 месяцев
Руководитель: Комарова А.Л.
педагог - психолог
г. Нижний Новгород
2021 г.
Содержание
.
Раздел | Стр. |
1.Пояснительная записка | 3 |
1.1. Нормативно-правовая база | 3 |
1.2. Актуальность | 3 |
1.3. Цели и задачи программы | 4 |
1.4. Категории слушателей | 4 |
1.5. Объем образовательной программы | 5 |
1.6. Предполагаемые результаты освоения программы | 5 |
1.7. Условия реализации программы | 5 |
2. Организационно-педагогические условия 2.1. Формы аттестации | 6 |
2.2. Календарный учебный график | 6 |
3. Рабочая программа 3.1 Возрастные особенности детей 3.2. Структура занятия | 7 7 |
3.3. Перспективный план работы | 8 |
3.4. Оценочные материалы | 23 |
4. Методические материалы 4.1. Литература 4.2 Электронные образовательные ресурсы Приложени е 1 Приложение 2 | 24 24 24 |
Пояснительная записка
1.1. Нормативно-правовая база
Дополнительная образовательная программа (далее Программа) является нормативно - управленческим документом, определяющим специфику содержания образования и особенности организации образовательного процесса кружка «Завтра в школу» для детей 5 - 6 лет в МБДОУ «Детский сад № 154». Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (75 статья), Правилами оказания платных образовательных услуг, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 15.09.2020 г. № 1441, имеет социально-педагогическую направленность и ориентирована на развитие мотивационной, эмоционально-волевой сфер, коммуникативных навыков, формирование и развитие психических функций и познавательной сферы детей, а также сохранение здоровья дошкольников.
Программа представляет систему взаимосвязанных занятий, выстроенных в определённой логике, направленных на формирование у дошкольников необходимого уровня психологической готовности к школе, общение со сверстниками и педагогом, мотивационной готовности к школе.
1.2. Актуальность.
Одной из наиболее актуальных проблем в современном образовании является проблема подготовки детей к школе. Такой вывод был сделан на коллегии Министерства Образования, посвящённой проблемам и перспективам начального образования в Российской Федерации. Предлагаемые Правительством Российской Федерации меры по реформированию предшкольного образования ставят своей целью создать равные стартовые возможности, для детей, имеющих разноуровневую подготовку и призвана смягчить переход ребёнка из детского сада в школу.
Задача дошкольного воспитания состоит не в максимальном ускорении развития ребёнка, не в форсировании сроков и темпов перевода его на «рельсы» школьного возраста, а прежде всего в создании каждому дошкольнику условий для наиболее полного раскрытия и развития индивидуальных возможностей и особенностей ребёнка его неповторимости и самобытности.
Цель внедрения дополнительных образовательных услуг – развитие индивидуальных способностей, креативности, самостоятельности у детей дошкольного возраста посредством организации кружковой работы.
Подготовка детей к обучению в школе в настоящее время - одна из актуальных проблем современной педагогики. Это объясняется тем, что в последние годы в практике массовой школы наблюдается совершенно определённая тенденция - неуклонное усложнение программы первого класса, внедрение в практику общеобразовательной школы альтернативных форм обучения и новых педагогических технологий, заставляющих предъявлять будущему первокласснику более высокие требования.
Согласно концепции известного американского психолога Эриксона, в дошкольный период у ребёнка формируется такое важное личностное образование как чувство социальной и психологической компетентности или при неблагоприятных условиях - социальной и психологической неполноценности.
К концу дошкольного возраста ребёнок должен обладать высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволит ему в дальнейшем успешно учиться в школе.
Можно сказать, что раннее интеллектуальное развитие дошкольников является требованием времени. При этом надо понимать, что одностороннее «взращивание» интеллекта обедняет эмоциональную сферу ребёнка, не даёт ей полноценно развиваться. Это может создавать проблемы не только в сегодняшней жизни детей, но и в их дальнейшей взрослой жизни.
Поэтому развитие дошкольников должно быть гармоничным. Современные дети нуждаются в комплексных развивающих программах, среди которых обязательно должны быть программы, направленные на развитие эмоционально-волевой и коммуникативной сферы. Представленная нами программа имеет социально-психологическую направленность. Её предназначение — сохранение психологического здоровья детей.
Новизна данной программы заключается в том, что она предполагает использование современных технологий, позволяющих активизировать мыслительные процессы ребёнка, включить его в изменившуюся социальную среду и формировать интерес к школьной жизни. Содержание материала подчиняется общедоступности, учитывает особенности психологии и физиологии современного дошкольника.
Основной целью организации работы с дошкольниками является развитие соответствующей мотивации детей, развитие любознательности, умственной активности, живой интерес к окружающему, в стремлении узнавать новое, умение взаимодействовать в коллективе.
1.3. Цель программы:
Создание педагогических и социально - психологических условий для достижения ребёнком определённого уровня развития личности, психологической готовности к школе, включающей следующие аспекты: мотивационный; интеллектуальный; произвольно-регуляторный, позволяющих ребёнку успешно функционировать и развиваться в педагогической среде (школьной системе отношений).
Задачи реализации программы:
Обучающие задачи:
- Учить детей анализировать и обобщать результаты как чувственно воспринимаемых воздействий, так и обозначаемых словесно;
- Развивать важные для школьного обучения базовые умения, лежащие в основе сложных навыков письма и чтения, таких как звукобуквенный анализ, зрительный анализ, пространственные отношения, психомоторное развитие, анализировать и копировать образцы, подчинять свои действия заданной системе требований.
- Чётко различать пространственные отношения между объектами (во избежание появления в будущем «зеркального» письма, неправильного написания букв и цифр, некоторых орфографических ошибок, трудностей при обучении счёту);
- Способствовать развитию детского творчества, фантазии и воображения, познавательной активности, мелкой моторики, наглядно-действенного мышления, внимания, пространственного ориентирования, восприятия, комбинаторных и конструкторских способностей на материале логических блоков Дьенеша, палочек Кюизенера, кубиков Никитина, математических планшетов, пособия «Колумбово яйцо» .
- Формировать представления о математических понятиях алгоритма и кодирования информации;
- Приучать поддерживать отношения сотрудничества с окружающими людьми;
Развивающие задачи:
- Развивать произвольность воображения, внимания, памяти, поведения;
- Совершенствовать пространственное мышление, сенсомоторную координацию у детей;
- Развивать умение работать по инструкции; планировать и отслеживать результат;
-Способствовать формированию внутренней позиции будущего школьника;
- Способствовать формированию учебной мотивации;
Воспитательные задачи:
- Обеспечить комфортный эмоциональный микроклимат, в котором каждый ребёнок чувствует себя принятым, защищенным и успешным;
- Целенаправленно создавать ситуации проблемного характера, потенцирующих развитие личностных качеств ребёнка;
- Поощрять проявление инициативы, любознательности, отзывчивости, самостоятельности, настойчивости каждого ребёнка;
В целях личностного (эмоционального, нравственного, этического) развития детей в программу включены беседы, посвящённые вопросам дружбы, товарищеских отношений, любви к родителям, взаимопонимания и родственным чувствам в семье.
1.4. Категория слушателей
Программа предназначена для детей 5-6 лет, посещающих МБДОУ «Детский сад № 154»
1.5. Объем образовательной программы
Программа рассчитана на восемь месяцев. Занятия проводятся два раза в неделю, с октября по май. Всего - 64 занятия в год. В них участвуют 12 детей.
Продолжительность занятия 25 минут.
1.6. Предполагаемые результаты освоения программы
Познавательная сфера.
Внимание:
- может выполнять задание, не отвлекаясь около 15-20 минут.
- способен находить 7-8 отличий между предметами.
- способен выполнять самостоятельно задания по предложенному образцу.
- копировать в точности узор или движение уметь находить одинаковые предметы.
Мышление:
- способен объединять предметы в группы по определённым признакам.
- способен выстраивать логический ряд из определённой группы фигур или предметов.
- способен выделять предмет в группах, не подходящий к общим признакам.
- способен выстраивать последовательность событий и составлять связный рассказ по картинкам.
- сравнивать предметы друг с другом, выявлять несоответствия между ними.
Память:
- умеет запоминать не менее 7-9 предложенных предметов или названных слов.
- рассказывать по памяти сказки.
- максимально приближённо рассказывать по памяти содержание сюжетной картинки.
Мелкаямоторика
- хорошо владеет карандашом.
- умеет изображать в рисунке несколько предметов, объединяя их единым содержанием.
- умеет штриховать или раскрашивать рисунки, не выходя за контуры.
- способен ориентироваться в тетради в крупную клетку.
Эмоционально-волевая сфера.
Развитие внутренней позиции школьника:
- способен подчинять свою деятельность заданной системе правил и контролировать себя.
- уровень развития коммуникативных навыков позволяет ребёнку конструктивно взаимодействовать как со взрослым, так и со сверстниками.
Формы и методы работы
- Дидактические игры и игровые упражнения.
- Занимательные задания.
- Изобразительная и творческая деятельность.
- Работа с дидактическами играми – пособиями: Кубики Никитиных, Блоки Дьениша, Палочки Кюизенера и т.п
- Работа в развивающих тетрадях.
- Психогимнастика и элементы релаксации
- Коммуникативные игры.
-наглядный метод обучения и метод практических действий.
-ориентировочно-исследовательская деятельность.
-методы проблемно-поискового характера.
-моделирование и кодирование информации.
1.7. Условия реализации Программы
1.Систематическое проведение занятий.
2.Обеспечение индивидуального и дифференцированного подхода.
3.Создание условий для самостоятельной деятельности детей.
4. Сотрудничество педагога с семьёй: рекомендации для родителей, обеспечение необходимыми развивающими заданиями (по запросу родителей), для более успешной работы с ребёнком в условиях семьи.
Работа построена на основе следующих принципов:
Принцип интеграции (интегративный характер всех аспектов развития личности ребёнка дошкольного возраста: общекультурных, социально-нравственных, интеллектуальных).
Принцип целостности приобщения ребёнка к познанию окружающего мира (ребёнок познает мир – наблюдая, размышляя, сопереживая – в творческой деятельности);
Принцип постепенности погружения в проблему (создание проблемно-ситуативных заданий);
Принцип эмоционально-насыщенной тематики игровых упражнений, игр, заданий;
Принцип взаимного сотрудничества и доброжелательности (общение с ребёнком строится на доброжелательной и доверительной основе).
Материально-техническое обеспечение Программы
Помещение: — учебный кабинет, оформленный в соответствии с профилем проводимых занятий и оборудованный в соответствии с санитарными нормами: столы и стулья для детей, магнитная маркерная доска, шкафы и стеллажи для хранения учебной литературы и наглядных пособий.
Технические средства обучения (ТСО) – персональный компьютер, интерактивная доска.
Дидактический материал:
- Кубики Никитина "Сложи узор", Корвет
Цель пособия: развитие пространственного воображения, аккуратности, внимания, графических способностей, а также умения анализировать, синтезировать, комбинировать.
Альбомы к пособию:
- Альбом с заданиями "Чудо кубики 1"
- Альбом с заданиями "Чудо кубики 2"
- Палочки Кюизенера
Цель пособия:набор способствует развитию детского творчества, развития фантазии и воображения, познавательной активности, мелкой моторики, наглядно-действенного мышления, внимания, пространственного ориентирования, восприятия, комбинаторных и конструкторских способностей.
Альбомы к пособию:
- «Страна блоков и палочек»
- « Посудная лавка»
- «Дом с колокольчиком»
- «На золотом крыльце …»
- «Кростики»
- Математический планшет (Корвет)
Цель пособия: Пособие помогает ребёнку освоить базовые концепции планиметрии: периметр, площадь фигуры. Игра объясняет малышу, что такое симметрия и как может изменяться размер и форма.
- Пособия: «Танграм», «Колумбово яйцо», «Собирай-ка».
2. Организационно-педагогические условия
2.1. Формы аттестации
Оценивание эффективности программы осуществляется по результатам вводной и итоговой диагностики, наблюдение за успехами детей в процессе занятий.
2.2. Календарный учебный график
Начало учебного года | 1 октября |
Количество учебных недель | 32 |
Объем недельной нагрузки | 2 занятия/50 минут |
Продолжительность занятия | 25 минут |
Окончание учебного года | 29 мая |
Сроки проведения итоговой аттестации | Последняя неделя мая |
3. Рабочая программа
3.1 Возрастные особенности детей 5-6 лет
Возраст пяти лет – это произвольность психических процессов: внимания, памяти, восприятия и вытекающая отсюда способность управлять своим поведением. Он является очень важным возрастом в развитии познавательной сферы ребенка, интеллектуальной и личностной. После пяти лет у ребенка начинают появляться представления не только о том, какой он есть, но и о том, каким он хотел бы быть и каким не хотел бы стать.
Восприятие детей в 5 – 6 лет
Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины, строения предметов; происходит систематизация представлений детей. Они различают и называют не только основные цвета и их оттенки по светлоте, но и промежуточные цветовые оттенки; форму прямоугольников, овалов, треугольников. Воспринимают величину объектов, легко выстраивают в ряд – по возрастанию или убыванию – до десяти различных предметов.
Внимание детей в 5 – 6 лет
Возрастает устойчивость внимания, развивается способность к его распределению и переключаемости. Наблюдается переход от непроизвольного внимания к произвольному вниманию. Объем внимания составляет в начале учебного года 5 - 6 объектов, к концу года 6 - 7.
Память детей в 5 – 6 лет
В возрасте 5 - 6 лет начинает формироваться произвольная память. Ребенок способен при помощи образно-зрительной памяти запомнить 5 - 6 объектов. Объем слуховой вербальной памяти составляет 5 - 6 слов. Развиваются различные виды памяти: зрительная, слуховая, тактильная и т.д.
Мышление детей в 5 – 6 лет
В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и в уме совершить преобразование объекта и т.д. Развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (развиваются схематизированные и комплексные представления, представления о цикличности изменений). Кроме того, совершенствуется способность к обобщению, что является основой словесно-логического мышления. В дошкольном возрасте у детей еще отсутствуют представления о классах объектов. Объекты группируются по признакам, которые могут изменяться. Однако начинают формироваться операции логического сложения и умножения классов. Так, старшие дошкольники при группировании объектов могут учитывать два признака.
Воображение детей в 5 – 6 лет
Пятилетний возраст характеризуется расцветом фантазии. Особенно ярко
воображение ребенка проявляется в игре, где он действует очень увлеченно.
Развитие воображения в старшем дошкольном возрасте обусловливает возможность сочинение детьми достаточно оригинальных, и последовательно разворачивающихся историй. Развитие воображения становится успешным, в результате специальной работы по его активизации. В противном случае этот процесс может не привести к высокому уровню.
Речь детей в 5 – 6 лет
Продолжает совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона. Дети
могут правильно воспроизводить шипящие, свистящие и сонорные звуки.
Развиваются фонематический слух, интонационная выразительность речи при чтении стихов, в сюжетно-ролевой игре, в повседневной жизни. Совершенствуется грамматический строй речи. Дети используют практически все части речи, активно занимаются словотворчеством. Богаче становится лексика: активно используются синонимы и антонимы. Развивается связная речь.
3.2. Структура занятий
1. Вводная часть: приветствие, организационный момент;
2. Основная часть: игры, задания, упражнения, беседы развивающего характера;
3. Заключительная часть: оценка эффективности работы, рефлексия.
3.3. Перспективное планирование
Задачи программы:
- снятие эгоцентрической позиции – децентрация;
- развитие наглядно – образного, логического и творческого мышления;
- развитие восприятия и наблюдательности;
- развитие памяти, обучение приёмам мнемотехники;
- развитие сенсорных способностей и воображения;
- формирование навыков саморегуляции и самоконтроля;
- развитие навыков сотрудничества.
-формирование «схемы тела» и ориентировки в пространстве.
- развитие у детей понимания и чувствования друг друга, воспитание воли.
- Развитие мелкой моторики.
Перспективное планирование занятий
№ | Развиваемые психологические процессы, умения и навыки | Задания | Источник | Материалы |
1. | Воображение | «Дорисуй фигуру» | - М.В. Ермолаева «Психологическая карта дошкольника» Готовность к школе стр.15 - Е.В. Доценко «Психодиагностика детей в дошкольных учреждениях» стр.61 | Листы с заданиями и простые карандаши по числу детей. |
Память | «Десять слов» Лурия | |||
Мышление | «4-й лишний» (исключение предметов) | |||
Мышление | Н.Л. Белопольская, «Нелепицы» | |||
2. | Пространственн. представления | Графический диктант «Картина» | Н.И Гуткина «Психологическая готовность к школе» стр. 84 Любовь Комарова: «Как работать с палочками Кюизенера?» | Кубики «Сложи узор», «Палочки Кюизенера», изображение ладошки с обозначением правил, листы бумаги и простые карандаши по числу детей. |
Знакомим с правилами поведения на занятиях Знакомство с пособиями, играми и правилами работы с ними | « Что делать если?» «Правило 5 пальцев» - безопасность, уважение, стремление, бережливость, миролюбие. | |||
Умение работать со схемой | «Лесенка» | |||
3. | Развитие слуховой памяти. | «10 слов» | Система коррекционно - развивающих занятий по подготовке детей к школе Автор-составитель Ю. В. Останкова занятие №1 Альбом «Посудная лавка Кростики» | Листы бумаги, простые карандаши, палочки Кюизенера. |
Развитие Зрительной памяти | Игра «Какой фигуры не стало?» | |||
Дыхательное упражнение | «Шарик» | |||
Развитие координации движений и графических навыки | «Рисуем фигуры» | |||
Пальчиковая гимнастика | «Разминка». | |||
Умение работать со схемой | «Чашка» | |||
4. | Развитие зрительной памяти | «10 картинок» | Система коррекционно - развивающих занятий по подготовке детей к школе Автор-составитель Ю. В. Останкова занятие №2. Альбом «Посудная лавка Кростики» | Листы бумаги, простые карандаши, палочки Кюизенера |
Развитие слуховой памяти | «10 слов» | |||
Развитие Зрительной памяти | «Какой фигуры не стало?». | |||
Развитие координации движений и графических навыков. | «Рисуем двумя руками» | |||
Пальчиковая гимнастика | «Пальчики здороваются». | |||
Умение работать со схемой | «Заварочный чайник» | |||
5. | Развитие слуховой памяти. | «Ответь на вопросы» | Система коррекционно - развивающих занятий по подготовке детей к школе Автор-составитель Ю. В. Останкова занятие №4. Альбом «Посудная лавка Кростики» | Стихотворение Я.Тувим «Хозяйка», листы бумаги, простые карандаши, палочки Кюизенера |
Ассоциация | «Цветные слова» | |||
Зрительная память | «Стираем и сушим белье» | |||
Развитие координации движений и графических навыков. | «Рисуем двумя руками» | |||
Пальчиковая гимнастика | «Моя семья». | |||
Умение работать со схемой | «Ваза для мороженного» | |||
6. | Развитие осязательной памяти и мышления | «Сложи фигуру» «Отгадай фигуру» | Система коррекционно - развивающих занятий по подготовке детей к школе Автор-составитель Ю. В. Останкова занятие №5 | Стихотворение «Ещё раз про осень» М. Ходякова, простые карандаши, листы бумаги |
Зрительная память | «Осенние листья» | |||
Развитие слуховой памяти | Стихотворение «Ещё раз про осень» М. Ходякова | |||
Развитие сенсомоторики | «Солнышко и тучка» | |||
Пальчиковая гимнастика | «Пальчики здороваются». | |||
Графический диктант | «Столбики» | |||
7. | Развитие слуховой памяти, речи и мышления | «Запомни слова и ответь на вопросы» | Система коррекционно - развивающих занятий по подготовке детей к школе Автор-составитель Ю. В. Останкова занятие №6. Альбом «Посудная лавка Кростики» | Картинки тарелочек с разным рисунком, на которых изображены фрукты, Шаблоны пустых тарелочек с орнаментом. Палочки Кюизенера. Простые карандаши. Листы бумаги с заданием «Кораблик» |
Развитие способности к переключению | «Давай договоримся» | |||
Развитие логического мышления. | «4 лишний» | |||
Развитие зрительной памяти. | «Фрукты на тарелочках» | |||
Рзвитиесенсомоторики. | «Кораблик» | |||
Умение работать со схемой | «Сахарница» | |||
8. | Форма предметов | «Подбери по форме» | «Чувствуем, познаём, размышляем» Для детей 5-6 лет М.В. Ильина Стр 33, Альбом «Посудная лавка Кростики» | Карточки с изображением геометрических фигур, вырезанные геометрические фигуры на каждого ребёнка, палочки Кюизенера, цветная бумага, альбомные листы, клей. |
Форма предметов | «Найди предмет такой же формы» | |||
Психогимнастика | «Факиры» | |||
Умение работать со схемой | «Самовар» | |||
Аппликация | «Грибы лисички» | |||
9. | Развитие слуховой памяти, мышления и речи. | «Запомни слова и ответь на вопросы» | Система коррекционно - развивающих занятий по подготовке детей к школе Автор-составитель Ю. В. Останкова занятие №7. Альбом «Посудная лавка Кростики» | Листы с заданием, простые карандаши, фигуры, вырезанные из плотной бумаги или картона, маркерная доска, палочки Кюизенера. |
развитие зрительной памяти | «Вазы» | |||
Развитие логического мышления и речи. | «4 лишний» | |||
Развитие сенсомоторики. | «Яблоки» | |||
Развитие осязательной памяти. | «Фигуры» | |||
Умение работать со схемой. | «Ваза» | |||
10 | Развитие слуховой памяти. | «Запомни и ответь на вопросы» | Система коррекционно - развивающих занятий по подготовке детей к школе Автор-составитель Ю. В. Останкова занятие №8. Альбом «Посудная лавка Кростики» | Картинки к словам; схемы движений; лист бумаги форматом A3, в центре которой изображение домика, четыре сказочных героя - магнитики. Каждая сторона страницы и углы обозначены цветом; листы бумаги с заданием, простые карандаши; палочки Кюизенера |
Развитие логического запоминания | «Смысловые пары» | |||
Развитие активного внимания | «Веселые спортсмены» | |||
Развитие пространственной ориентировки | «Живая страница» | |||
Развитие сенсомоторики | «Волшебные восьмёрки (матрёшки)» | |||
Умение работать со схемой | «Чайник» | |||
11 | Развитие пространственной ориентировки | «Геометрические ковры» | Система коррекционно - развивающих занятий по подготовке детей к школе Автор-составитель Ю. В. Останкова. занятие №9 Пособие к игре «Сложи узор» | Наборы геометрических фигур и листы белой бумаги форматом А4, плоскостные блоки Дьенеша, кубики «Сложи узор» |
Развитие логического мышления | «Магазин фигур» | |||
Развитие ассоциативной памяти. | «Запомни пары слов» | |||
Развитие сенсомоторики | «Ленивые восьмёрки» | |||
Умение работать со схемой | «Горка» | |||
Пальчиковая гимнастика | «Шалун» | |||
12 | Развитие памяти, внимания и символической функции мышления | «Третий лишний» | Система коррекционно - развивающих занятий по подготовке детей к школе Автор-составитель Ю. В. Останкова. занятие №10 | Наборы кружков разного цвета с изображением животных, листы бумаги на каждого ребёнка, простые карандаши. |
Развитие механической зрительной памяти. | «Воспроизведи по памяти» | |||
Развитие ассоциативной памяти. | «Пары слов» | |||
Развитие речи, памяти | «Единственное и множественное число» | |||
Развитие сенсомоторики | «Пружинки» | |||
Графические навыки, пространственные представления | «Лесенки" | |||
13 | Психогимнастика | «Гневная гиена» | «Чувствуем, познаём, размышляем» Для детей 5-6 лет М.В. Ильина стр. 84, Альбом «На золотом крыльце сидели» | Последовательные картинки (3-4 сюжета), кукла Маша, картинки с изображением Живое - неживое», счётные палочки (1 пачка на стол), цветные круги, шкатулка (коробка), палочки Кюизенера |
Временные представления | «Раньше, позже, сначала и потом» | |||
Ознакомление с окружающим» | «Живое - неживое» | |||
Графический диктант | «Пишем предложения счётными палочками» | |||
Творческое задание | «Шкатулка со сказками» | |||
Умение работать со схемой | «Теремок» | |||
14 | Развитие смысловой памяти и логического мышления. | «Подбери слова по смыслу» | Система коррекционно - развивающих занятий по подготовке детей к школе Автор-составитель Ю. В. Останкова, занятие №11 Альбом «На золотом крыльце сидели» | Листы с заданиями, простые карандаши, палочки Кюизенера. |
Развитие знаково-символической функции памяти. | «Запомни символы» | |||
Развитие мышления | «Сравни и заполни» | |||
Развитие мышления | «Назови одним словом» | |||
Развитие сенсомоторики | «Круги» | |||
Умение работать со схемой | «Олень» | |||
15 | Развитие логического мышления | «Подбери по смыслу» | Система коррекционно - развивающих занятий по подготовке детей к школе Автор-составитель Ю. В. Останкова, занятие №12 Альбом «На золотом крыльце сидели» | Простые карандаши, карточки с заданием, палочки Кюизенера. |
Развитие зрительной памяти | «Запомни и повтори» | |||
Развитие мышления | «Сравни и заполни» | |||
Развитие речи и мышления | «Говори наоборот» | |||
Развитие сенсомоторики. | «Квадраты» | |||
Умение работать со схемой | «Утёнок» | |||
16 | Развитие зрительно-логической памяти | «Слова - пиктограммы» | Система коррекционно - развивающих занятий по подготовке детей к школе Автор-составитель Ю. В. Останкова, занятие №13 Альбом «На золотом крыльце сидели» | Пиктограммы - карточки, листы бумаги в клеточку, карточки разных цветов, палочки Кюизенера. |
Развитие логического мышления и смысловой памяти. | «Слова - признаки» | |||
Развитие зрительной ассоциативной памяти. | «7 карточек» | |||
Развитие мышления и речи | «Говори наоборот» | |||
Развитие внимательности | «Назови отличия» | |||
Умение работать со схемой | «Улитка на солнце» | |||
Графический диктант. | «Лесенки» | |||
17 | Развитие сенсомоторики. | «Треугольники» | Система коррекционно - развивающих занятий по подготовке детей к школе Автор -составитель Ю. В. Останкова, занятие № 14 Альбом «На золотом крыльце сидели» | Листы бумаги с заданием, простые карандаши, бланки с заданием на каждого ребёнка «Пары фигурок», палочки Кюизенера |
Развитие зрительно-логической памяти. | «Пары фигурок» | |||
Развитие ассоциативной памяти. | «Пиктограммы» | |||
Развитие речи и памяти | «Говори наоборот» | |||
Развитие внимания. | «Найди отличия» | |||
Умение работать со схемой | «Курочка Ряба» | |||
18
| Развитие логического мышления | «Кто кем будет?» | «Чувствуем, познаём, размышляем» Для детей 5-6 лет М.В. Ильина стр. 89, Альбом «На золотом крыльце сидели» | Листы альбомной бумаги, геометрические фигуры из цветного картона, палочки Кюизенера, картинки с изображениями предметов |
Развитие логического мышления | «Кто кем был?» | |||
Развитие логического мышления | «Учимся составлять загадки» | |||
Психогимнастика | «Разъярённая медведица» | |||
Умение работать со схемой | «Петушок» | |||
Аппликация | «Моя любимая игрушка» | |||
19 | Пространственное представление | «Что внутри, а что снаружи» | «Чувствуем, познаём, размышляем» Для детей 5-6 лет М.В. Ильина стр. 101, Альбом «На золотом крыльце сидели» | Мягкая игрушка «Зайка», картинки с изображениями предмета в находящихся внутри или снаружи коробки (корзинки, ведра и пр.), карточки с заданием «Пятый лишний», мешочки с пуговицами, палочки Кюизенера |
Умение пользоваться меркой для определения высоты | «Подбери ёлочки» | |||
Развитие мышления | «Пятый лишний» | |||
Развитие тактильных ощущений, счёт | «Считаем пальцами» | |||
Умение работать со схемой | «Кит» | |||
Психогимнастика | «Чуня просит прощения» | |||
20 | Психогимнастика | «Разное настроение» | «Чувствуем, познаём, размышляем» Для детей 5-6 лет М.В. Ильина стр. 114, Альбом «На золотом крыльце сидели» | Лист бумаги А3, с наклеенными квадратиками 5-6 цветов; по 4 картонных кружка на каждого ребёнка; палочки Кюизенера. |
Пространственное представление | «Чтение цветов» | |||
Развитие фонематического слуха | «Сколько звуков в слове» | |||
Умение работать со схемой | «Волшебный цветок» | |||
Психогимнастика | «Артисты пантомимы» | |||
21 | Развитие речи, мышления и воображения | «Зимушка - зима | Система коррекционно - развивающих занятий по подготовке детей к школе Автор -составитель Ю. В. Останкова, занятие №15 Альбом «На золотом крыльце сидели» | Лист А3 с изображением полок с продуктами/ игрушками для игры «Магазин», палочки Кюизенера |
Психогимнастика | «Снежки» | |||
Развитие внимания пространственных представлений | «Магазин» | |||
Развитие сенсомоторики | «Ёлочки» | |||
Пространственн. представления | «Башенки» | |||
Умение работать со схемой | «Рыбки» | |||
22 | Развитие зрительной опосредованной памяти. | «Пары фигурок» | Система коррекционно - развивающих занятий по подготовке детей к школе Автор -составитель Ю. В. Останкова, занятие №16 Альбом «Чудо - кубики 1» к пособию «Сложи узор» (форзац) | Карточки к играм «Запомни пару: слово - рисунок», «Пары фигурок», листы с заданиями на каждого ребёнка, кубики «Сложи узор» |
Развитие зрительно-слуховой опосредованной памяти. | «Запомни пару: слово - рисунок» | |||
Развитие мышления, речи, воображения | «Загадки» | |||
Развитие внимания и наблюдательности | «Снеговики - найди отличия» | |||
Развитие сенсомоторики | «Два снеговика» | |||
Умение работать со схемой | «Замок снежной королевы» | |||
23 | Закрепление понятий живое - не живое | «Подбери название к действию» | Чувствуем, познаём, размышляем» Для детей 5-6 лет М.В. Ильина стр. 121, Альбом «Чудо - кубики 1» к пособию «Сложи узор» | Наборы картинок к игре «Подбери название к действию», кубики «Сложи узор», листы синего картона формата А5, восковые мелки белого цвета. |
Психогимнастика | «Потерялся» | |||
Развитие мышления | «Подскажи словечко» | |||
Продуктивная деятельность | «Морозные узоры» | |||
Умение работать со схемой | «Сердце» | |||
24 | Психогимнастика | «Смелый заяц» | Чувствуем, познаём, размышляем» Для детей 5-6 лет М.В. Ильина стр. 121, Альбом «Чудо - кубики 1» к пособию «Сложи узор» | Счётные палочки по упаковке на стол, геометрические фигуры для демонстрации, кубики «Сложи узор», листы бумаги и простые карандаши. |
Пространственные представления, форма. | «Построим фигуру из палочек» | |||
Принятие учебной задачи, подготовка к грамоте | «Сколько слов в предложении» | |||
Развитие воображения | На что похоже» | |||
Умение работать со схемой | «Ёлочка» | |||
25 | Развитие тактильного и зрительного восприятия. | «Чудесный мешочек» | Чувствуем, познаём, размышляем» Для детей 5-6 лет М.В. Ильина стр. 157 Альбом «Чудо - кубики 2» к пособию «Сложи узор» | Листы бумаги с контуром цветка, восковые мелки, кубики «Сложи узор» |
Психогимнастика. | «Мороз» | |||
Знакомство с цветами радуги | «Цветик - семицветик» | |||
Умение работать со схемой | «Кораблик» | |||
Кинезиологическое упражнение. | «Кулак - ребро - ладонь» | |||
26 | Развитие воображения | «Изобрази без предмета» | Чувствуем, познаём, размышляем» Для детей 5-6 лет М.В. Ильина стр. 166 ; Альбом «На золотом крыльце сидели» - пустой лист для творческой деятельности детей. | Разноцветные треугольники 3 видов, листы бумаги с контурами этих треугольников большего, меньшего и такого же размера, Палочки Кюизенера, цветная бумага, клей, альбомный лист А5 на каждого ребёнка. |
Закрепление знания о форме. | «Треугольники» | |||
Развитие воображения. | «Тюльпан» - придумываю сам | |||
Психогимнастика | «Любящий сын» | |||
Закрепления понятия - симметрия | Аппликация «Тюльпан» | |||
27 | Развитие зрительной опосредованной памяти. | «Запомни пару - картинка - слово» | Система коррекционно - развивающих занятий по подготовке детей к школе Автор -составитель Ю. В. Останкова, занятие №17 Альбом «Чудо - кубики 2» | 8 плоскостных кувшинов из картона украшенных по разному, магниты, магнитная доска, листы бумаги с изображением контура гриба и черепахи, простые карандаши. Кубики «Сложи узор» |
Развитие ассоциативной памяти. | Пиктограммы | |||
Развитие речи и вербального мышления. | Определения | |||
Развитие умения классифицировать | «Магазин» | |||
Развитие сенсомоторики. | «Грибок и черепашка» | |||
Пальчиковая гимнастика | «Черепашка». | |||
Умение работать со схемой | «Жук» | |||
28 | Развитие зрительной опосредованной памяти. | «Запомни пару - картинка - слово» | Система коррекционно - развивающих занятий по подготовке детей к школе Автор -составитель Ю. В. Останкова, занятие №18 Альбом «Чудо - кубики 2» | Рисунки - пиктограммы, кубики «Сложи узор», 12 плоскостных чашек из картона, украшенных по -разному, магниты, магнитная доска, кубики «Сложи узор». |
Развитие мышления | «Закончи фразу» | |||
Развитие ассоциативной памяти | «Пиктограммы» | |||
Развитие умения классифицировать | «Магазин» | |||
Развитие мышления и воображения. | «Изобрази предмет» | |||
Умение работать со схемой | «Ёлка» | |||
29 | Дыхательное упражнение | «Воздушные шары» | Система коррекционно - развивающих занятий по подготовке детей к школе Автор -составитель Ю. В. Останкова, Занятие №18 Альбом «Чудо - кубики 2» | Листы бумаги в клеточку, простые карандаши, пиктограммы, кубики «Сложи узор» |
Развитие сенсомоторики. | «Две мышки» | |||
Пространственные представления | Графический диктант «Грибочки» | |||
Развитие зрительной опосредованной памяти. | «Запомни пару - картинка - слово» | |||
Умение работать со схемой | «Кошка» | |||
30 | Развитие логического мышления и смысловой памяти. | «Подбери слова-признаки» | Система коррекционно - развивающих занятий по подготовке детей к школе Автор -составитель Ю. В. Останкова, Занятие №19 Альбом «Чудо - кубики 2» | 4 цветных картинки различной формы с изображенными на них значками, простые карандаши и листы бумаги по числу детей, кубики «Сложи узор» |
Развитие зрительной памяти | «Запомни знаки» | |||
Развитие сообразительност. | «Курочка Ряба» | |||
Развитие речи. | «Назови детёнышей домашних животных» | |||
Развитие сенсомоторики | «Птица» | |||
Умение работать со схемой | «Птичка» | |||
31 | Развитие зрительно-слуховой и ассоциативной памяти | «Плохой сторож» | Система коррекционно - развивающих занятий по подготовке детей к школе Автор - составитель Ю. В. Останкова, Занятие №20 Альбом «Чудо - кубики 2» | Листы бумаги, простые карандаши по числу детей, по 4 разноцветных квадрата, разрезанных разным способом, на каждого ребёнка, кубики «Сложи узор» |
Развитие внимания | «Запомни картинку» | |||
Развитие речи и мышления. | «Продолжи фразу» | |||
Развитие мышления. | «Разрезные квадраты» | |||
Развитие сенсомоторики | «Буква А» | |||
Умение работать со схемой | «Буква А» | |||
32 | Психогимнастика | «Робкий ребёнок» | Чувствуем, познаём, размышляем» Для детей 5-6 лет М.В. Ильина стр. 172, Альбом «Чудо - кубики 2» | Пьесса П.И. Чайковскокго «Песня жаворонка» (Времена года), гуашь (1 упаковка на стол),листы альбомные по кол-ву детей, плоскостные геометрические фигуры, счётные палочки (по упаковке на стол), материал к игре «Составные картинки» (по типу аппликации из геометрических фигур) кубики «Сложи узор» |
Развитие воображения | «Рисуем музыку» | |||
Развитие умения различать и воспроизводить разные геометрические формы. | «Мастерская форм» | |||
Физкультминутка | «Мы тоже можем так» | |||
Развитие умения различать разные геометрические формы. | «Составные картинки» | |||
Умение работать со схемой | «Солнце» | |||
33 | Психогимнастика | «Собака лает и хватает за пятки» | Чувствуем, познаём, размышляем» Для детей 5-6 лет М.В. Ильина стр. 191, Альбом «Чудо кубики 2» | Схемы по кол - ву детей к игре «Чудесные превращения»; изображения клоуна на каждого ребёнка с набором различных геометрических фигур маленького размера; синего, зелёного цветов.флажки с разыми оттенками красного, кубики «Сложи узор» |
Развитие воображения | « Чудесные превращения» | |||
Цветоразличение | «Подбери себе соседа» | |||
Пантомима | «Ночные звуки» | |||
Умение работать со схемой | «Зайчик» | |||
34 | Психогимнастика | «Стыдно» | Чувствуем, познаём, размышляем» Для детей 5-6 лет М.В. Ильина стр. 196, Альбом «Чудо кубики 2» Лэпбук «Органы чувств - наши помощники» (игра «Спектр»№ | Листы бумаги, цветные карандаши, образцы изображения погодных условий, парные игрушки, отличающиеся отдельными деталями, кубики «Сложи узор» |
Развитие воображения, ознакомление с окружающим | «Какая сегодня погода?» | |||
Развитие внимания и наблюдательности | «Кто больше увидит» | |||
Развитие цветовосприятия | «Спектр» | |||
Умение работать со схемой | «Бабочка» | |||
35 | Психогимнастика | «Прогулка» | Чувствуем, познаём, размышляем» Для детей 5-6 лет М.В. Ильина стр. 201, 115 Альбом «Чудо кубики 2» | Тряпичный мешочек с 15-ю маленькими предметами или игрушками, Лист бумаги А3, с наклеенными квадратиками 5-6 цветов, Кубики «Сложи узор» |
Развитие воображения | «Придумай зарядку» | |||
Развитие тактильных ощущений | «Найди на ощупь» | |||
Пантомима | «Змей Горыныч» | |||
Пространственное представление | «Чтение цветов» | |||
Умение работать со схемой | «Девочка» | |||
36 | Развитие пространственно-конструктивного мышления | «Сложи узор» | Чувствуем, познаём, размышляем» Для детей 5-6 лет М.В. Ильина стр. 206, Альбом «Чудо кубики 2» | Плоскостные блоки Дьенеша, Листы бумаги с незавершёнными изображениями предметов, круги и овалы (треугольники) из цветной бумаги соответствующего размера, на каждого ребёнка, Кубики «Сложи узор» |
Развитие глазомера, умение понимать учебную задачу и точно её выполнять | «Незаконченные картинки» | |||
Умение работать со схемой | «Ножницы» | |||
Физкултминука | «Паровоз» | |||
37 | Развитие зрительно-слуховой и ассоциативной памяти | «Лиса и рак» | Система коррекционно - развивающих занятий по подготовке детей к школе Автор - составитель Ю. В. Останкова, Занятие № 21 Альбом «Чудо - кубики 2» | Пиктограммы к сказке «Лиса и рак», кубики «Сложи узор», Листы бумаги в клетку и простые карандаши по количеству детей. |
Развитие внимания и зрительной памяти | «6 картинок» | |||
Развитие речи и вербального мышления. | Игра «Определения» | |||
Развитие мышления. | «Нахождение слов» | |||
Развитие сенсомоторики. | «Буква Б» | |||
Умение работать со схемой | Буква Б | |||
38 | Пространственные представления | Графический диктант «Плюсики» | Система коррекционно - развивающих занятий по подготовке детей к школе Автор - составитель Ю. В. Останкова, Занятие № 21 | В. Черняева Стихотворение «Про лягушку», листы в клетку и простые карандаши по количеству детей, пособие Колумбово яйцо. |
Пальчиковая гимнастика | «Лягушка» | |||
Развитие зрительно-слуховой и ассоциативной памяти | В. Черняева Стихотворен. «Про лягушку», | |||
Умение работать со схемой | «Колумбово яйцо» | |||
Кинезиологическое упражнение | «Кулак - ребро - кулак» | |||
39 | Развитие зрительно-слуховой и ассоциативной памяти на материале сказок. | «Ворона и рак» | Система коррекционно - развивающих занятий по подготовке детей к школе Автор - составитель Ю. В. Останкова, Занятие № 22 Альбом «Дом с колокольчиком» | Пиктограамы, листы с заданиями, палочки Кюизенера |
Развитие скорости мышления | «Окончание слов» | |||
Развитие внимания. | Игра «Внимание» | |||
Развитие воображения. | Игра «На что это похоже?» | |||
Умение работать со схемой | «Театр Карабаса Барабаса» | |||
40 | Развитие зрительно-слуховой и ассоциативной памяти на материале стихов | «Под голубыми небесами» | Система коррекционно - развивающих занятий по подготовке детей к школе Автор - составитель Ю. В. Останкова, Занятие № 23 Альбом «Дом с колокольчиком» | Пиктограммы, листы с заданиями, палочки Кюизенера. |
Развитие мышления и памяти. | «Разрезные предложения» | |||
Развитие речи и вербального мышления. | Игра «Определения» | |||
Развитие внимания | «Слушай хлопки» | |||
Развитие воображения | «Дорисуй фигуру» | |||
Умение работать со схемой | «Черепаха» | |||
41 | Развитие внимания | «6 картинок» | Система коррекционно - развивающих занятий по подготовке детей к школе Автор - составитель Ю. В. Останкова, Занятие № 24. | Кубики для конструирования -1 упаковка на стол, листы с заданиями, простые карандаши по числу детей. |
Развитие ассоциативного запоминания | «Запомни предложения с помощью картинок» | |||
Развитие речи и вербального мышления. | «Определения» | |||
Учимся объяснять образное сравнение | «Как что, кто…» | |||
Развитие сенсомоторики | «Буква Д» | |||
Умение работать со схемой | «Конструируем замок» | |||
42 | Развитие внимания, пространственного воображения. | «Запомни и воспроизведи» | Система коррекционно - развивающих занятий по подготовке детей к школе Автор - составитель Ю. В. Останкова, Занятие № 25 | Листы бумаги, простые и цветные карандаши по числу детей. |
Развитие воображения | «Что это?». | |||
Развитие сенсомоторики | «Буква Е» | |||
Разучивание стихотворения по пиктограмме. | «Осень» | |||
Творческое развитие | «Королева Осень» | |||
43 | Развитие внимания, пространственного воображения.. | «Запомни и воспроизведи» | Система коррекционно - развивающих занятий по подготовке детей к школе Автор - составитель Ю. В. Останкова, Занятие № 25. Альбом для пособия «Сложи узор» | Листы бумаги и простые карандаши на каждого ребёнка, кубики «Сложи узор» |
Развитие зрительно-ассоциативной памяти. | Упражнение «Пиктограммы» | |||
Развитие слуховой и зрительно-ассоциативной памяти | «Галка и голубь» | |||
Развитие мышления, речи и воображения. | Игра «Двадцать вопросов» | |||
Дыхательное упражнение | «Шарики» | |||
Умение работать со схемой | «Сапожок» | |||
44 | Развитие памяти и внимания. | «Запомни и воспроизведи» | Система коррекционно - развивающих занятий по подготовке детей к школе Автор - составитель Ю. В. Останкова, Занятие № 27 | Кубики «Сложи узор», листы с заданиями, простые карандаши, листы в клеточку по числу детей |
Развитие мышления. | Упражнение «Сравнение предметов». | |||
Обучение приемам образного запоминания слов. | «Шмель» | |||
Развитие сенсомоторики. | Буква «К» | |||
Графический диктант | «Узор» | |||
Умение работать со схемой | «Шахматная доска» | |||
45 | Развитие памяти и внимания. | Запомни и воспроизведи | Система коррекционно - развивающих занятий по подготовке детей к школе Автор - составитель Ю. В. Останкова, Занятие № 28. | Листы бумаги в клетку и простые карандаши по количеству детей, листы с заданием «Запомни и воспроизведи» |
Развитие приёмов последовательного запоминания слов. | «Учимся запоминать слова при помощи историй» | |||
Слова - понятия. | «Придумай какой» | |||
Развитие мышления. | «Что пропущено?» | |||
Развитие внимания и быстроты реакции. | Упражнение «Ухо - нос» | |||
Развитие сенсомоторики. | «Буква М» | |||
Пространственные представления. | Графический диктант «Узор» | |||
46 | Развитие памяти и внимания | Запомни и воспроизведи | Система коррекционно - развивающих занятий по подготовке детей к школе Автор - составитель Ю. В. Останкова, Занятие № 29, №30 Альбом «Чудо кубики 2» | Лисы бумаги и простые карандаши по числу детей, кубики «Сложи узор».листы с заданием «Запомни и воспроизведи» |
Развитие опосредованного запоминания на материале стихов. | «Медведь» | |||
Развитие речи и запаса знаний об окружающем мире. | «Ответь на вопросы» | |||
Развитие внимания | «Будь внимателен» | |||
Пальчиковая гимнастика | «Дождик». | |||
Умение работать со схемой | «Ромбы» | |||
47 | Развитие памяти и внимания | «Запомни и воспроизведи» | Система коррекционно - развивающих занятий по подготовке детей к школе Автор - составитель Ю. В. Останкова, Занятие № 29 | Листы бумаги в клетку и простые карандаши по числу детей, кубики «Сложи узор», листы с заданием «Запомни и воспроизведи» |
Развитие сенсомоторики. | «Буква н» | |||
Графический диктант | «Сапожок» | |||
Профилактика нарушений зрения | «Рисуем глазками» | |||
Развитие воображения | «Придумай свой узор из кубиков» | |||
Творческое, диагностическое задание. | «Как я представляю школу» | |||
48 | Развитие внимания. | Запомни и воспроизведи | Система коррекционно - развивающих занятий по подготовке детей к школе Автор - составитель Ю. В. Останкова, Занятие № 30 | Листы бумаги в клетку и простые карандаши по числу детей. |
Развитие мышления и воображения. | «Разрезные открытки» | |||
Развитие опосредованной памяти на материале стихов. | «Приставалочка» | |||
Слуховая память. | «Запомни фразы». | |||
Пространственные представления | Графический диктант «Сапожок» | |||
49 | Развитие речи. | «Назови слова наоборот» | Система коррекционно - развивающих занятий по подготовке детей к школе Автор - составитель Ю. В. Останкова, Занятие № 30 | Кубики «Сложи узор», разрезные открытки, листы бумаги, простые карандаши. |
Развитие сенсомоторики | «Буква п» | |||
Развитие мышления и воображения. | «Разрезные открытки» | |||
Умение работать со схемой | «Платье для мамы» | |||
50 | Развитие мыслительных операций | «Отгадай» | И.В Каралькова «Развитие ребёнка в кружке «Подготовка к школе» стр 8, альбом к пособию «Сложи узор» | Листы с заданиями, простые карандаши, кубики «Сложи узор» |
Развитие логического мышления | «В чём ошибся художник» | |||
Учимся строить умозаключения | «Подумай и ответь» | |||
Развитие логического мышления | «Нарисуй следующую картинку» | |||
Умение работать со схемой | «Сапожок» | |||
51 | Учимся сравнивать, анализировать | «Найди пять отличий» | И.В Каралькова «Развитие ребёнка в кружке «Подготовка к школе» стр. 9, альбом к пособию «Сложи узор» | Листы с заданиями, простые карандаши, кубики «Сложи узор», нить для нанизывания «бус», набор бусин на каждого ребёнка. |
Устанавливаем причинно - следственные связи | «Занимательные вопросы» | |||
Развитие мышления, мелкой моторики | «Продолжи ряд» | |||
Развитие мелкой моторики | «Бусы» | |||
Умение работать со схемой | Автомобиль | |||
52 | Развитие н/о мышления | «Собери картинку» | И.В Каралькова «Развитие ребёнка в кружке «Подготовка к школе» стр. 10 | Разрезные картинки на каждого ребёнка. Парные смысловые картинки 10-12 пар (н, птица-крылья, рыбка - аквариум и т.п.) Спички со срезанной головкой, пластилин на каждого ребёнка. |
Учимся устанавливать причинно-следственные связи | «Подбери пару» | |||
Развитие конструктивных навыков | «Домик из спичек» | |||
Развитие внимания | «Слушай хлопки» | |||
53 | Развитие логического мышления и умения обосновывать свой выбор | «Что лишнее?» | И.В Каралькова «Развитие ребёнка в кружке «Подготовка к школе» стр. 11 | Спички со срезанной головкой, пластилин на каждого ребёнка, листы с заданиями и простые карандаши на каждого ребёнка. |
Развитие речи, ознакомление с окружающим | «Ответь на вопросы» | |||
Развитие наблюдательности | «Рыбка» | |||
Развитие мелкой моторики и мышления | «Продолжи ряд» | |||
Развитие конструктивных навыков | «Человечек из спичек» | |||
54 | Умение устанавливать причинно - следственные связи | «Занимательные вопросы» | И.В Каралькова «Развитие ребёнка в кружке «Подготовка к школе» стр. 13 | Картинки с ответами к игре « Выбери отгадку», спички со срезанной головкой, пластилин на каждого ребёнка. |
Развитие н/д мышления, умение обосновывать свой ответ | «Весёлые котята» (лисята, медвежата и т.п) | |||
Развитие н/о мышления | «Выбери отгадку» | |||
Развитие конструктивных навыков | «Звезда из спичек» | |||
55 | Развитие пространственных представлений и н/о мышления | «Собери картинку» | И.В Каралькова «Развитие ребёнка в кружке «Подготовка к школе» стр. 14 | Спички со срезанной головкой, пластилин на каждого ребёнка, разрезные картинки из 10-15 элементов. Картинки с изображение последовательных событий: Н, дети делают снеговика, строительство дома и т.п. на каждый стол, |
Учимся устанавливать последовательность событий | «Что сначала, что потом» | |||
Развитие сообразительности, умения обосновывать свой ответ | «Реши задачу» | |||
Развитие конструктивных навыков | «Снежинка из спичек» | |||
Развитие слухового внимания | «Слушай хлопки» | |||
56 | Развитие внимания | «Найди отличия» | И.В Каралькова «Развитие ребёнка в кружке «Подготовка к школе» стр. 15, альбом к пособию «Сложи узор» | Картинки «Найди отличия» на каждого ребёнка, листы с заданием и простые карандаши на каждого ребёнка, кубики «Сложи узор» |
Развитие логического мышления и умения обосновывать свой ответ | «Реши логические задачки» | |||
Развитие мышления, мелкой моторики | «Лишняя фигура» | |||
Развитие мышления. | «Нарисуй отгадку» | |||
Умение работать со схемой | «Змея» | |||
57 | Развитие зрительной памяти | «Запомни всё, что нарисовано на картинке» | И.В Каралькова «Развитие ребёнка в кружке «Подготовка к школе» стр. 13 | Картинка формата А3 с изображением нескольких предметов, явлений; 5-8 игрушек или мелких предметов, тканевый мешочек, листы бумаги и простые карандаши на каждого ребёнка. |
Развитие внимания | «Чего не стало» | |||
Развитие тактильной памяти | «Что это» | |||
Развитие зрительной памяти, мелкой моторики | «Посмотри, запомни, нарисуй» | |||
Развитие пространственного представления, воображения | «Придумай рисунок из геометрических фигур» | |||
58 | Развитие зрительной памяти | «Чего не стало» | И.В Каралькова «Развитие ребёнка в кружке «Подготовка к школе» стр. 20 | 10 игрушек для игры «Чего не стало», игра «Танграм», листы бумаги и простые карандаши. |
Развитие кинетической памяти | «Сделай как я» | |||
Развитие зрительной памяти, внимания | «Что изменилось» | |||
Развитие пространственной ориентации, умение работать со схемой | «Зайчик» | |||
Развитие зрительной памяти | «Посмотри, запомни, нарисуй» | |||
59 | Развитие зрительной памяти | «Чего не стало» | И.В Каралькова «Развитие ребёнка в кружке «Подготовка к школе» стр. 21 | Счётные палочки по числу детей, фломастеры и листы бумаги по числу детей, «Танграм». |
Развитие зрительной памяти и мелкой моторики | «Запомни и сложи» | |||
Развитие логической памяти | «Квадраты с картинками» | |||
Развитие воображения. Диагностическое задание. | «Придумай предмет» | |||
Развитие пространственной ориентации, умение работать со схемой | «Квадрат» | |||
60 | Развитие памяти и внимания | «Ловкие пальчики» | И.В Каралькова «Развитие ребёнка в кружке «Подготовка к школе» стр. 24 | Игра «Танграм», мнемотаблица. Спички со срезанной головкой, пластилин на каждого ребёнка. |
Развитие зрительно-слуховой и ассоциативной памяти на материале стихов | «Булочная песенка» Заучивание при помощи мнемотаблиц. | |||
Развитие пространственной ориентации, умение работать со схемой | «Лисичка» | |||
Развитие конструктивных навыков | «Ракета из спичек» | |||
61 | Развитие произвольного внимания | «Внимание флажок» | И.В Каралькова «Развитие ребёнка в кружке «Подготовка к школе» стр. 29 | Листы с заданиями, цветные карандаши. Спички со срезанной головкой, пластилин на каждого ребёнка. |
Развитие умения устанавливать причинно - следственные связи | «Что перепутал художник» | |||
Развитие речи | «Назовите как можно больше слов на л, м, н…» | |||
Развитие мелкой моторики | «Раскрась яблоки» | |||
Развитие конструктивных навыков | «Рыбка из спичек» | |||
62 | Развитие памяти | Шифровщики | И.В Каралькова «Развитие ребёнка в кружке «Подготовка к школе» стр. 32, 33 | Таблицы - шифровки, квадраты разных цветов - по набору на каждого ребёнка, спички со срезанной головкой, пластилин на каждого ребёнка |
Развитие устойчивости внимания | «Три движения» | |||
Развитие зрительного восприятия. | «Хамелеон» | |||
Развитие конструктивных навыков | «Цветок из спичек» | |||
63 | Развитие произвольности внимания и мелкой моторики руки | «Украшение рамки» | И.В Каралькова «Развитие ребёнка в кружке «Подготовка к школе» стр. 35 | Танграм, листы в клеточку и простые карандаши по числу детей. |
Пространственные представления, графические навыки | «Рисование по клеточкам «Уточка» | |||
Ознакомление с окружающим | Игра с мячом «Назови три предмета…» | |||
Развитие пространственной ориентации, умение работать со схемой | «Домик» | |||
64 | Пространственные представления | Графический диктант | - М.В. Ермолаева «Психологическая карта дошкольника» Готовность к школе стр.15 - Е.В. Доценко «Психодиагностика детей в дошкольных учреждениях» стр.61 | Листы с заданиями и простые карандаши по числу детей. |
Воображение | «Дорисуй фигуру» | |||
Память | «Десять слов» Лурия | |||
Мышление | «4-й лишний» (исключение предметов) | |||
Мышление | Н.Л. Белопольская, «Нелепицы» |
3.4. Оценочные материалы.
Диагностируемые качества | Методики | Сроки диагностики |
Воображение | «Дорисуй фигуру» | октябрь, май |
Память | «Десять слов» Лурия | октябрь, май |
Мышление | «4-й лишний» (исключение предметов) Н.Л. Белопольская, «Нелепицы» | октябрь, май |
Пространственные представления | Графический диктант | октябрь, май |
4. Методическое обеспечение программы
4.1. Литература
- Н.И Гуткина «Психологическая готовность к школе». Издательство: Питер, 2009 г.Серия: Детскому психологу
- Е.В. Доценко «Психодиагностика детей в дошкольных учреждениях» Волгоград : Учитель, 2008.
- М.В. Ермолаева «Психологическая карта дошкольника» Готовность к школе
- М.В. Ильина Чувствуем, познаём, размышляем» Для детей 5-6 лет Москва «Аркти» 2004
- И.В Каралькова Развитие ребёнка в кружке «Подготовка к школе» ИД «Белый ветер» - Мозырь, 2005
- Система коррекционно-развивающих занятий по подготовке детей к школе / авт.-сост. Ю. В. Останкова. - Волгоград: Учитель, 2007.
4.2. Электронные образовательные ресурсы электронный адрес
Электронные образовательные ресурсы электронный адрес | наименование |
http://www.niro.nnov.ru/ | Сайт ГБОУ ДПО НИРО |
http://www.ict.edu.ru/ | Федеральный портал «Информационно-коммуникационые технологии в образовании» |
http://www.detskiysad.ru/ | Детский сад.Ру |
http://nsportal.ru/ | Социальная сеть работников образования nsportal |
http://dohcolonoc.ru/ | Дошколенок.ру |
http://900igr.net/ | 900 детских презентаций |
http://viki.rdf.ru/list-all-presentations | Детские электронные презентации и клипы |
Приложение 1
Учебный план дополнительной общеобразовательной программы «Кружок по психологии «Завтра в школу»
№ | технология | Количество часов | ||
всего | занятия | промежуточная аттестация | ||
1 | Блоки Дьенеша | 12 | 12 | 1 |
2 | Кубики Никитина | 12 | 11 | 1 |
3 | Палочки Кюизенера | 10 | 9 | 1 |
4 | Танграм | 10 | 9 | 1 |
5 | Колумбово яйцо | 10 | 9 | 1 |
6 | Собирай-ка | 8 | 7 | 1 |
Итоговая аттестация | 1 | 1 | ||
ИТОГО | 64 ак.ч. | 57 | 7 | |
В неделю | 2 ак.ч. | 50 минут | ||
В месяц | 8 ак.ч. | 200 минут | ||
В год | 64 ак.ч. | 1600 минут |
Приложение 2
Календарный учебный график дополнительной общеобразовательной программы «Кружок психологии «Завтра в школу»
октябрь | ноябрь | декабрь | январь | февраль | март | апрель | май | итого | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
Кубики Никитина | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 12 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
Промежуточная аттестация | 1 | 1 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Блоки Деньеша | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 11 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
Промежуточная аттестация | 1 | 1 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Палочки Кьюзенера | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 9 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Промежуточная аттестация | 1 | 1 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Танграм | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 9 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Промежуточная аттестация | 1 | 1 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Колумбово яйцо | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 9 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Промежуточная аттестация | 1 | 1 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Собирай-ка | 1 | 2 | 2 | 2 | 7 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Промежуточная аттестация | 1 | 1 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Итоговая аттестация | 1 | 1 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Итого | 64 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа Кружок «Цветные ладошки» (первая младшая группа)
Данная программа определяет содержание и организацию образовательного процесса в рамках художественно-эстетического воспитания детей и направлена на реализацию самостоятельной творческой деятельности ...
Дополнительная образовательная программа Кружок «Цветные ладошки» (вторая младшая группа)
Зачем и почему рисуют дети? Это один из путей совершенствования организма. В начале жизни рисование развивает зрение и умение видеть. Ребенок усваивает понятия «вертикаль» и «г...
Дополнительная образовательная программа Кружок «Цветные ладошки» (старшая группа)
Как известно, основной целью современной системы дополнительного образования выступает воспитание и развитие личности ребенка. Достижение этой цели невозможно без реализации задач, стоящих перед образ...
Дополнительная образовательная программа Кружок «Веселый язычок» (средняя группа)
Программа кружка «Веселый язычок» направлена на предупреждение на раннем этапе трудностей, которые могут возникнуть впоследствии, на этапе школьного обучения, а также на профилактику...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА КРУЖОК "КРЕПЫШ"
Программа предусматривает развитие следующих направлений:-приобщение детей к физической культуре и спорту;-развитие способностей детей в области физической культуры....
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА КРУЖОК «Весёлые лучики»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММАКРУЖОК «Весёлые лучики»2018-2019 учебный годДля детей 6-7лет...
Дополнительная образовательная программа, кружок 2023-2024г.
Кружок "Учим игре в шашки", срок реализации 2 года (дети 5-7 лет)Правила игры для начинающих детей и советы по обучению взрослым.Кружок "Мир фантазий", 5-6 лет (2023-2024г.)...