Картотека дидактических игр по развитию речи на тему "Зима"
картотека (подготовительная группа)

Герасимова Надежда Александровна

Картотека дидактических игр по развитию речи на тему "Зима"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_zima.docx22.45 КБ

Предварительный просмотр:

Зима. Признаки зимы. Зимняя одежда и обувь

  1. Антонимы

Цель: учить подбирать антонимы.

Взрослый начинает предложение, ребенок заканчивает, употребляя антоним.

Лексический материал: Зимой день короткий, а летом …(длинный). Теплым летом жарко, студеной зимой …(холодно). Поздней осенью грустно, ранней зимой …(радостно). Зверям зимой голодно, зверям летом …(сытно). Лето далеко, а зима …(близко). В городе дороги широкие, а в лесу тропинки …(узкие).

  1. Объясни.

Цель: учить употреблять в речи  слова с переносным значением.

Взрослый рассказывает о том, что многие слова употребляются в переносном значении, то есть иносказательно. Например, «теплая вода» - согретая. Это прямое значение слова.  «Теплый взгляд» - добрый, приветливый. Слово употреблено в переносном значении.

Ребенку предлагается определить, какие из слов употреблены в прямом, а какие в переносном значении. Объяснить переносное значение слова.

Лексический материал: Идет снег. Идет человек. Идут часы. Спит медведь. Спит природа зимой. Спят деревья. Летит птица. Летит снег. Плачет ребенок. Плачет вьюга. Плачет свеча. Молчат деревья. Молчат люди. Твердый лед. Твердый характер.

  1. Пропущенное слово.

Цель: учить  заменять одушевленные и неодушевленные имена существительные местоимениями.

Ребенок должен заменить предмет в предложении на подходящее слово «он», «она», «оно».

Лексический материал: Река покрыта льдом. Замерзла …(она). Вьюга разбудила сонный лес, проснулся …(он). Лиса тихо крадется, мягко и осторожно ступает по снегу …(она). Над нами ясное ночное небо, все в звездах …(оно). Суровые снежные метели засыпали зимние леса, заснули …(они).

  1. Как сказать иначе?

Цель:  учить употреблять в речи причастия.

Взрослый произносит предложение и просит образовать ребенка новое слово, опираясь на события, изложенные в нем.

Лексический материал: Заяц спрятался под кустом. Какой заяц? - Спрятавшийся под кустом заяц. Зима наступила. Какая зима? – наступившая зима. Поля укрыты. Какие поля? – Укрытые поля. Река покрыта льдом. Какая река? Покрытая льдом река.

С новыми словами ребенок придумывает предложения. (Мы увидели спрятавшегося под кустом зайца).

  1. Составь словосочетания.

Цель: учить образовывать имена прилагательные от  имен существительных.

Взрослый просит составить словосочетание из двух слов, заменив при этом одно существительное на прилагательное.

Лексический материал: Зима, месяц – зимний месяц.   Холод, лед – холодный лед.   Колючка, иголка – колючая иголка.  Сила, мороз – сильный мороз.   Лед, дворец – ледовый дворец.   Снег, зима – снежная зима.   Избушка, заяц – заячья избушка.  Пух, снег – пушистый снег.   Зима, вечер – зимний вечер.  Серебро, сосульки – серебряные сосульки.

  1. Мастера.

Цель: учить образовывать имена прилагательные от имен  существительных.

 - Ты сегодня будешь мастером на все руки, будешь изготавливать предметы из разного материала.

Лексический материал:Платок из пуха – пуховый платок; шуба из меха – меховая шуба; сапоги из кожи – кожаные сапоги; одеяло из ваты – ватное одеяло; свитер из шерсти – шерстяной свитер; костюм из льна – льняной костюм; платье из ситца – ситцевое платье; носки из шерсти – шерстяные носки.

  1. Подумай и договори.

Цель: обогатить словарь, уточнить значение слов.

- Я начну предложения, а ты их закончи, используй разные слова, обозначающие признак предмета.

 Лексический материал: У этого платья рукава…(узкие, широкие, длинные, короткие). На моём пальто воротник…(меховой, тёплый, пушистый, красивый, белый). У моей сестры варежки…(тёплые, вязаные, пуховые, мягкие). Мои сапожки…(кожаные, тёплые, удобные, мягкие).

  1. Синонимы.

Цель: учить подбирать синонимы к словам.

Ребёнку объясняют, что синонимы – это слова, которые близки по смыслу. Например, большой, огромный, громадный; весело – радостно; жаркий – горячий, знойный.

Послушай стихотворение и найди в нём слова – синонимы.

Добротную, прочную куртку купили.

На дне рождения папе вручили.

                 

                            Был Ванюша печальным, угрюмым,

                           Невесёлую думая думу.

Где сегодня я бывал? Где перчатку потерял?

Ванюша ходит, бродит, перчатку не находит.

                          Пуховик воздушный, лёгкий,

                          Как Алёнка им довольна!

  1. Что лишнее.

Цель:  учить подбирать антонимы к словам.

Ребёнку напоминают, что такое антонимы (слова с противоположным значением). Приводятся примеры.

- А теперь давай поиграем, назови те слова, которые не являются антонимами, т. е. исключи лишнее слово.

Лексический материал: Большой – маленький – синий.   Длинный – сладкий – короткий.   Тяжёлый – горячий – лёгкий.   Тёплый – холодный – мелкий.

  1.  Определи.

Цель: учить различать прямой и переносный смысл слов.

- Многие слова употребляются в переносном значении, то есть иносказательно. Например, «осеннее настроение» - это означает грусть, печаль. Это выражение иносказательное. «Осенний плащ» - это вещь, предназначенная для ношения осенью. Это выражение употреблено в прямом смысле слова. Отгадай,  какие из слов употреблены в прямом, а какие в переносном значении, и объясните переносное значение выражений.

Лексический материал: Длинный ремень, длинный язык. Чёрная куртка, чёрные дни. Тяжёлые сапоги, тяжёлый сон. Красный шарф, красное лето.

  1.  Мой, моя, мои.

Цель: учить  согласовывать местоимения с существительными.

- Я называю слова, а ты отвечай на вопрос:  «чей, чья, чьё, чьи?»

Лексический материал:  лента, рубашка, сапог, коробка, сапоги, куртка, носки, валенки, носок, рукавицы, платье, бант, варежки, шапка, туфли, пояс, гольфы, шуба, плащ, босоножки, пальто.

  1.  Подбери слово.

Цель: учить подбирать местоимения к словам, обозначающим одушевлённые и неодушевлённые предметы.

- Ты будешь вставлять пропущенные слова «он», «она», «оно», «они» в предложения.

Лексический материал: Сапоги вычистили - …(они) блестят. Платье погладили – (оно) висит на вешалке. Валенок зашили - …(он) лежит в коробке. Шубу высушили - …(она) висит в шкафу. Бантик погладили - …(он) лежит на столе. Носки заштопали и выстирали - …(они) сушатся в ванной. Шапку купили - …(она) лежит на полке.

  1.  Как сказать иначе?

Цель: учить употреблять в речи причастия.

- Послушай моё предложение: «Вещи лежат в шкафу». С помощью вопроса можно образовать новое слово. Вещи лежат – вещи какие? – лежащие. А теперь давай придумаем предложение с этим новым словом. «В чемодан поверх лежащих вещей он положил куртку».

Аналогично работают с другими словосочетаниями.

Лексический материал: Шуба висит – висящая шуба; носки лежат – лежащие носки; валенки стоят – стоящие валенки; шапка упала – упавшая шапка.

Зимующие птицы Прибайкалья

  1. Я, мы, он, она – наша дружная семья.

Цель: учить изменять глаголы по лицам.

Взрослый произносит предложение. Затем называет местоимение, ребенок должен повторить предложение с этим местоимением, изменив глагол.

Лексический материал: Я делаю кормушку. Ты …(делаешь кормушку). Он …(делает кормушку). Она …(делает кормушку). Мы … (делаем кормушку). Вы …(делаете кормушку). Они …(делают кормушку).

Аналогично со словосочетаниями: я кормлю птиц; я вижу клеста; я вешаю на ветки сало.

  1. Верни на место.

Цель: учить правильно использовать в речи предлоги.

Педагог читает предложения с пропущенными предлогами. Ребенок вставляет предлоги и произносит предложения правильно.

Лексический материал: Дятел долбит кору (на) деревьях. Синичка слетела (с) ветки дерева. Филин охотится (за) мышами. Сорока шныряет (по) помойкам (в) поисках еды. Если птицам голодно, они прилетают (к) жилищу людей. Снегиря можно часто увидеть (под) веткой рябины. Клест лущит шишки, отыскивая (в) них ядра орехов. А другие птицы скачут (по) деревьям, (в) надежде на готовый корм.

  1. Скажи одним словом.

Цель: упражнять в образовании сложных прилагательных; употреблении их в самостоятельной речи.

Оснащение: мяч.

Педагог произносит словосочетание и дает образец образования прилагательного. Затем просит детей изменять словосочетания по предложенному образцу.

Лексический материал: У сороки белые бока, поэтому ее называют … (белобокая). У синицы желтая грудь, поэтому ее называют … (желтогрудая). У снегиря красная грудь, поэтому его называют … (красногрудый). У дятла красная голова, поэтому его называют … (красноголовый). У ворона черные крылья, поэтому его называют … (чернокрылый). У дятла острый клюв, поэтому его называют … (остроклювый). У совы большая голова, поэтому ее называют … (большеголовая). У свиристели звонкий голос, поэтому ее называют … (звонкоголосая). У дятла длинный клюв, поэтому его называют длинноклювый.  У сороки длинный хвост, поэтому ее называют … (длиннохвостая). У совы большие крылья, поэтому ее называют … (большекрылая).

- Придумайте предложения про зимующих птиц, используйте в них новые слова.

  1. Кто как голос подает?

Цель: учить образовывать глаголы от звукоподражаний.

Оснащение: предметные картинки по теме «Зимующие птицы».

- Посмотри на картинки и вспомни, кто из птиц, как «разговаривает». Затем назови действие.

Лексический материал: Воробей: «Чик – чирик». Воробей чирикает. Ворона: «Кар – кар». Ворона каркает. Сорока: «Трррр». Сорока стрекочет. Голубь: «Врр – Врр». Голубь воркует. Синица: «Тинь – тинь». Синица тинькает.

  1. Веселый счет.

Цель: учить согласовывать имена существительные с именами прилагательными и именами числительными в роде и падеже.

Оснащение: предметные картинки по теме «Зимующие птицы».

Ребенок должен сосчитать птиц, сидящих на кормушке, правильно изменяя слова.

Лексический материал: Один красногрудый снегирь, два красногрудых снегиря, три красногрудых снегиря…. Десять красногрудых снегирей.

Аналогично со словами: шустрый воробей, черная ворона.

  1. Закончи предложение.

Цель: учить подбирать антонимы.

Оснащение: предметные картинки по теме «Зимующие птицы».

- Я начну, а ты закончи предложение.

 Лексический материал: У синицы хвост короткий, а у сороки …(длинный). Ворона важная, спокойная, а воробей …(шустрый, юркий). У дятла клюв длинный, а у воробья…(короткий). У синицы  грудка яркая, а у  дятла …(блёклая). У дятла клюв сильный, а у синички…(слабый).

Любимый праздник – Новый год. Зимние забавы

  1. Какой, какая?

Цель: способствовать развитию слуховой памяти и слухового внимания; обогащать словарный запас; учить выделять из текста слова-признаки.

Взрослый читает стихотворение и предлагает ребенку найти в нем слова, отвечающие на вопрос (какая?), объяснить выражение «высь лазурная».

Светло-пушистая снежинка белая.

Какая чистая, какая смелая!

Дорогой бурною легко проносится.

Не в высь лазурную –

На землю просится (И. Бальмонт)

  1. Синонимы.

Цель: учить подбирать синонимы; точнее выражать свои мысли.

Взрослый объясняет, что такое синонимы. Синонимы – это слова, которые близки по смыслу, но отличаются смысловыми оттенками. Например, грустный – печальный, угрюмый.

Ребенку предлагается подобрать как можно больше синонимов к словосочетаниям, а затем с ними составить предложения.

Лексический материал: холодный день – морозный, студеный. Холодно – морозно, зябко. Белый снег – чистый, светлый. Снег блестит – сверкает, переливается.

Зимой выпал белый чистый снег. На улице зимой морозно.

  1. Волшебник.

Цель: учить образовывать слова при помощи приставок.

Оснащение: указка, мяч, сюжетная картинка «Зимняя улица».

Ребенку предлагается стать волшебником и превращать предметы в большие и маленькие, изменяя слова. Можно дотрагиваться до предмета указкой или бросать мяч в ответ на слово взрослого.

Лексический материал: На улице – дом (домик), забор (заборчик), дорога (дорожка), дерево (деревце), скамейка (скамеечка), снег (снежок), холод (холодок), мороз (морозец), ветер (ветерок). Льдина - льдинка, лес - лесок, шишки - шишечки, елка - елочка, свеча - свечка.

Большие предметы: дом – домище; снег – снежище; куст – кустище; волк – волчище; человек – человечище; холод – холодище, мороз – морозище.

  1. У меня много, а у тебя?

Цель: учить употреблять имена существительные в родительном падеже множественного числа в сочетании с наречием «много».

Оснащение: ёлочные игрушки.

 Рассмотреть вместе с ребёнком новогоднюю ёлку. На столе разложить ёлочные игрушки.

 - Подбери игрушки круглой формы. Педагог берёт себе игрушку овальной формы.

 - Сколько у тебя игрушек круглой формы? (Много игрушек).

  - А у меня одна игрушка овальной формы.

  - Подбери все игрушки красного цвета. Себе педагог берёт игрушку синего цвета.

   Работа проводится аналогично.

  1. Хвастун.

Цель: учить употреблять сравнительную степень имён прилагательных в различных падежах.

  В детском саду после новогоднего праздника один мальчик решил похвастаться. Он сказал: «Мне Дед Мороз подарил не просто вкусную конфету, а …(вкуснейшую). У меня дома стоит не просто высокая ёлка, а … (самая высоченная). У меня подарок не просто красивый, а …самый (прекрасный)».

  1. В лесу.

Цель: учить способам словообразования, использованию глагольных приставок.

- Послушай внимательно моё предложение и дополни его словом, однокоренным к слову «рубить».

Лексический материал:   Дед Мороз …(срубил) ёлку в лесу. Браконьеры …(вырубили) все ёлки на поляне. Папа …(отрубил) у ёлки сломанные ветки. Лесник делал …(зарубки) на ёлках, которые он выбрал для праздника.

  1. Скажи правильно.

Цель: учить образовывать имена прилагательные от имён существительных.

 - Внимательно послушай мои предложения и исправь в них ошибки. Правильность ответа можешь проверить, задав вопросы какой? Какая? Какое? Скажи всю фразу правильно.

  Например: У нас дома стоит (красота) ёлка. Какая ёлка стоит дома? Красивая. У нас дома стоит красивая ёлка.

  Лексический материал: К нам приходил  (добро) Дед Мороз. Снеговик принёс (холод) сосульку. Снегурочка принесла (красота) звезду. На ёлке висит (зелень) шар.

  1. Подумай и скажи.

Цель: учить понимать переносное значение слов.

Оснащение: сюжетные картинки.

- Послушай слова, которые я скажу, и определи, какие из них употреблены в прямом значении, а какие в переносном.

 Лексический материал: Колючая иголка; колючий взгляд; колючий ёжик. Тяжёлый день; тяжёлый подарок; тяжёлый мешок. Золотые ёлочные шары; золотая звезда; золотые руки; золотое сердце.

  1.  Угадай без чего?

Цель: учить употреблять имена существительные в родительном падеже.

Оснащение: сюжетные и предметные картинки.

- Баба Яга похулиганила, она утащила у каждого героя что-то из вещей и положила их в свою корзинку.

 - Рассмотри героев и скажи, без чего остался каждый герой?

  Лексический материал:  Дед Мороз без одного сапога. Снегурочка без одной рукавицы. Ёлка без верхушки. Снеговик без носа.

 - Давай поможем Деду Морозу и Снегурочке, Снеговику и ёлочке вернуть их вещи. Соедини карандашами потерянные вещи и их владельцев.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ (РАЗВИТИЕ ПРАВИЛЬНОГО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ)

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ(РАЗВИТИЕ   ПРАВИЛЬНОГО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ)...

Картотека дидактических игр по развитию речи подготовительная группа (Связная речь)

Ведущая педагогическая идея заключается в создании педагогических условий для активного применения дидактических игр во всех видах деятельности по речевому развитию. В своей работе я стремлюсь создать...

Картотека дидактических игр по развитию речи (звуковая культура речи)

совершенствовать умение различать на слух звуки...

«Мы играем - речь развиваем» КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ

Цель. Развивать речевой слух и речевую активность детей, побуждать произносить звуки по подражанию. Развитие у детей умения правильно произносить звуки по подражанию. Развитие речевого слуха.Развивать...

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ (младший дошкольный возраст) «Мы играем - речь развиваем»

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ(младший дошкольный возраст)«Мы играем - речь развиваем»...

Мы играем - речь развиваем КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ (РАЗВИТИЕ ПРАВИЛЬНОГО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ)

Мы играем - речь развиваемКАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ(РАЗВИТИЕ   ПРАВИЛЬНОГО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ)  «ПОСПЕШИЛИ-НАСМЕШИЛИ».Цель. Развивать речевой слух и р...

Картотека дидактических игр по развитию речи детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи

Материал будет полезен педагогам, работающим в группах для детей с тяжелыми нарушениями речи. Представлена подборка дидактических игр и пособий, которые помогут молодому педагогу грамотно начать работ...