"Проект "Седой Ямал"
проект (старшая, подготовительная группа)

Абрамова Лариса Геннадьевна

Проект по патриотическому воспитаниючерез знакомство детей с культурой и традициями коренного народа Севера- ненцев.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_sedoy_yamal.docx20.42 КБ

Предварительный просмотр:

"Патриотическое воспитание дошкольников путем ознакомления с краеведческим материалом. "

Проект "Седой Ямал"

Воспитатель Абрамова  Л.Г.

  Академик Д.С.Лихачев: " Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи - задача первостепенной важности и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого- любви к своей семье, своему дому. Постепенно расширяясь эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству"

Мы живем на Ямале. Ямальская земля - это страна контрастов. Здесь есть такие места где, как и много столетий назад охотник в спокойном сосредоточении читает замысловатую вязь звериных следов. Кажется, что время сохранило свой прежний темп. Но в отдельных местах от былого уклада не осталось и следа... Там на родовых угодьях высятся буровые вышки, на местах рыболовных запоров установлены мощные дренажные системы. Многое из того, что являлось необходимостью бытия, из чего состояла культура в целом, ушло безвозвратно.

  Для меня ямальский Север - это не временное явление. Здесь прошли лучшие годы моей жизни, здесь родились и выросли мои дети. Мне хочется, чтобы люди, приехавшие сюда  со всех уголков нашей большой страны, любили этот край, любили Ямал, уважали культуру и обычаи северных народов. Сейчас, как никогда актуальна задача воспитания у детей чувства любви к Родине. Для этого необходимо воспитывать у них эмоционально-положительное отношение к тем местам, где они родились и живут, развивать умение видеть и понимать красоту окружающей природы, желание больше узнавать об особенностях края, о людях, которые его населяют.

 Вы на карту посмотрите

 И Ямал на ней найдите.

Богат седой Ямал знаменитыми людьми, природными ресурсами, животным и растительным миром. Богат Ямал своими сказаниями, преданиями, сказками, приметами, пословицами, загадками. Одним словом богат национальным фольклором. Ценность фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт.

В.А.Сухомлинский считал сказки, песни, сказания незаменимым средством пробуждения у детей познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности.

Знакомство детей с фольклором и бытом народов Севера приобретает в данный момент особенную актуальность, т.к. воспитывает у подрастающего поколения интерес и уважение к культуре, традициям и быту народов Севера. Способствует расширению кругозора, развитию художественного вкуса, любви к малой Родине, к краю в котором они живут.

Чтобы полнее реализовать цель: познакомить детей с культурой и традициями народов Севера, я поставила перед собой задачи:

- вызвать у детей интерес к культуре и традициям народов Севера;

- прививать навыки слушать, слышать, воспринимать сказки народов Севера;

- знакомить детей с бытом, праздниками, одеждой народов Севера;

- учить видеть красоту в окружающем мире.

Для того, чтобы иметь возможность работать по теме: " Патриотическое воспитание дошкольников путем ознакомления с краеведческим материалом" необходимо было:

- Создать в группе соответствующую предметно- развивающую среду;
- оформить папку с рассказами и иллюстрациями об одежде ненцев;

- Оформить папку о праздниках народов Севера;

- оформить папку о традициях и обрядах народов Севера;

- подобрать соответствующую литературу: сказки, легенды, сказания;

- собрать материалы о Ямале и нашем городе.

Работая по данной теме, я выделила для себя несколько направлений работы:

- знакомство с природой, животным и растительным миром Ямала;

- знакомство с фольклором народов Севера (загадки, сказки, приметы);

-знакомство с подвижными играми, состязаниями народов Севера;

-знакомство с жизнью, бытом народов Севера и их традициями, обычаями, ремеслами;

-знакомство с округом и нашим городом.

При ознакомлении детей с природой, стремлюсь дать им образец гуманного отношения ко всему живому. Нацеливаю детей на эмоциональную оценку окружающей природы, чтобы их высказывания становились содержательными и выразительными.

Стараюсь использовать народные приметы, отражающие острую наблюдательность народов ханты и ненцы. Например:

- в глубоком снегу никогда не замерзнешь;
- мошки в тесную одежду набивается больше;

-собака траву ест- дождь будет;

-если будет много соболя- белки исчезнут;

-гуси летят на юг- снег пойдет.

Народные приметы помогают детям познать природу, развивают у них наблюдательность, внимание к окружающим предметам и явлениям.

Воспитывая у детей любовь к родному краю, его природе нельзя не рассказать о богатствах Севера, его животном и растительном мире. В работе использую иллюстрации, презентации, фотографии. Дети знают, что в тундре водятся олени, лисы, песцы, зайцы, глухари, куропатки... Самым распространенным обитателем тундры является северный олень. "От рогов ветвистых, стройных на снега упала тень. Кто бежит к нам с ветром споря? Это северный олень!"

Знакомя детей с культурой народов Севера, все больше понимаешь, насколько интересна и тесно переплетена с природой жизнь северян. Постепенно приходит понимание, что необходимо объединить работу воспитателей и родителей. Поэтому родители могут познакомиться с материалами патриотического уголка. Кроме этого в папке-передвижке выставляются фотографии с видами природы, представителей животного и растительного мира нашего региона, выполненные в том числе и родителями воспитанников.

 Особое внимание уделяю народным обычаям, в частности обычаям гостеприимства и уважения к старшим. Дети северных народов постоянно находились рядом с родителями, помогали им в работе: учились выделывать шкуры, изготовлять жилы для шитья меховой одежды, кроить и шить одежду и обувь, украшать их орнаментами, готовить пищу, поддерживать огонь в очаге.

Мальчики перенимали у отца умения в изготовлении снастей для ловли рыбы, простейших орудий ловли пушных зверей, изготовлении нарт, лодок и различной домашней утвари. Так дети накапливали жизненный опыт, а став взрослыми дети заботились о старших и помогали им. Я обязательно рассказываю об этом ребятам, знакомлю их с особенностями костюма, обращаю внимание на элементы орнамента.

Ненецкие узоры красивы и просты. Вглядись, дружок, и скоро поймешь их сердцем ты. Узоров тех сплетенья похожи то на рыб, то на рога оленьи, то на речной изгиб.

Дошкольники уже в 3-4 года отличаются высокой познавательной активностью. Когда общаешься с детьми, они эмоционально реагируют на услышанное, различают разнообразные интонации, узнают персонажей любимых сказок, сопереживают им.

Знакомство с культурой народов Севера я начала во второй младшей группе с рассматривания фотографий природы Севера, изображения ненцев и хантов в национальной одежде, чтения небольших сказок. Кроме того, проводила в группе подвижные и пальчиковые игры на имитацию движений животных- лисы, зайца, волка, мишки косолапого, движений птиц.

С младшего дошкольного возрастая знакомила детей с животным и растительным миром Ямала. "Тундра, тундра край родной, эта песня о тебе, о большой твоей судьбе, эта песня наша дума."

Из стихов и сказок дети узнавали растительный и животный мир тундры. Я знакомила детей со сказками "Почему медведь без хвоста", "Почему у зайца длинные уши", "Белый медведь и бурый медведь", "Как могучий орел вернул ненцам солнце". Из сказок "Голубика", "Янтарная ягода", "Два брата" дети узнали, как по мнению ненцев появились голубика, морошка, какими свойствами обладают эти ягоды.

А ну, подойди-ка, погляди-ка,

Какие сережки висят!

Везде голубика, черника
Наш северный виноград!

Из сказок дети узнали, что ненцы и ханты относятся к животным и растениям, как к сознательным существам, способным понимать человека. Ягода голубика была красавицей стойбища, девушкой, которую увез в далекую северную ледяную пустыню Ледяной холод. Да, природа  для коренных жителей дважды живая и подтверждением этому служат пословицы и поговорки, которые учат людей разумно относиться к природе.

-не плюй в воду- дух воды рассердится;

-не плюй в огонь- дух огня рассердится;

-не тычь ножом в огонь- глаз огню повредишь;

-не ломай ветки;

- не мусори в лесу;

-не лови рыбы больше, чем нужно для семьи;

не убивай птицы и зверя больше, чем нужно для семьи.

Воспитывая сознательность, вежливость, доброту, внимание пословицы и поговорки зарождают в глубине ребёнка маленькое зернышко, которое со временем вырастет в привычку поведения как в быту, так и в природе.

На прогулке я обращаю внимание детей на красоту нашей природы, учу детей видеть и понимать её, ведь это начало патриотического чувства, чувства любви к Родине. Моя задача- дать больше сведений о животном и растительном мире. Стараюсь, чтобы дети полюбили каждое деревце, каждый кустик, каждую травинку и бережно к ним относились. Например, рассказываю, что ханты назвали березу деревом бога за её белый цвет, красоту и чистоту. Читаем с детьми стихи ямальских поэтов о березе: "Береза", "Березовая роща", "Утром у березки". Рассказываю о других священных деревьях, например. о лиственнице.

Видишь, лиственница встала

На скале береговой.

Небо синее достала

Непокорной головой.

Есть легенда, что когда-то

Обессилевший старик

К ней добрался в час заката,

Прислонился к ней на миг.

И услышал:"Сын мой милый,

Я хочу тебе сказать:

От меня займи ты силы
Благо мне не занимать!"
Отдохнул старик душою,

И наутро помогло
Совладать ему с волною
Лиственничное весло.

Стал надежней на охоте

Крепкий лиственничный лук.

Вот и славится в народе

это дерево, как друг.

Я считаю, что в проделанной работе есть положительные результаты. Прежде всего это понимание детьми того, что рядом с ними живет народ с самобытной культурой, многовековыми традициями, огромной любовью к своему суровому краю. И осознание этого, я убеждена, поможет моим воспитанникам вырасти полноценными людьми, с уважением относящимся к другим народам.

Сегодня будущее планетарной цивилизации все больше связывается с внутренним преобразованием самого человека, его духовностью. Человечество осознает, что гуманистические ориентиры должны стать исходными при разрешении глобальных проблем.

Исследования в области дошкольной педагогики и психологии свидетельствуют о том, что именно в дошкольном возрасте закладываются базисные основы личности, начинается процесс становления и формирования социокультурного опыта, "складывается" человек. Воспитание патриотических чувств на современном этапе развития общества обязывает ДОУ развивать познавательный интерес, любовь к Родине, её историко-культурному наследию. Старинная мудрость напоминает нам: "Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего." Без знания своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам. Становление человека как гражданина должно начинаться с его малой  родины- родного города. Невозможно вырастить настоящего патриота без знания истории. Любовь к большому надо прививать с малого: любовь к родному городу, краю, наконец, к большой Родине. Таким образом, заложив фундамент с детства, мы можем надеяться, что воспитали настоящего патриота, любящего свою Родину.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Мой край родной - Ямал"

Интегрированное занятие для детей 6-7 лет с учетом регионального компонента.Проводится в I полугодии учебного года....

зимний спортивный праздник "Мы дети ЯМАЛА"

формирование навыков игры на улице в зиний период времени года...

Игра- путешествие для старшего дошкольного возраста посвященное Дню рождения Ямала: "Ямал... Мой край родной"

Развлечение в форме игры для детей старшего дошкольного возраста, приуроченное к Дню рождения Ямала. В мероприятии принимают участия несколько групп детского сада...

Педагогический проект «На карте Ямала не точка малая…» образование ямала электронный журнал №5 2014 год http://yamal-obr.ru/articles/na-karte-yamala/

Цель: Воспитание у детей любви к родному краю.        Задачи развития:Формирование познавательного интереса к окружающей среде, воспитание эмоционального Долгос...

развлечение ко дню Ямала "Наш Ямал!" на примере игры "Счастливый случай"

воспитание у детей чувства патриотизма, развитие знаний о своём крае...

Проект «Мой край родной Ямал» ( Профессии Ямала)

Тип проекта: Познавательно -творческийдолгосрочныйУчастники проекта: дети, родители воспитанников, педагоги.Продолжительность проекта: долгосрочный (сентябрь-май)Интеграция образовательных област...

Конкурсно-интелектуально мероприятие "Тайны Ямала " Посвящено 90-летию Ямала.

Данное мероприятие направлено на празднование посвященное 90-летию ЯМАЛА,формирование представления у учащихся о жизни коренных малочисленных народов Севера, населяющих ЯНАО, развитие познавательного ...