Статьи о праздниках Ямала и о героях Ямала в ВОВ
проект (подготовительная группа)
статьи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvlechenie_po_kraevedeniyu_v_sredney_gruppe.docx | 17.67 КБ |
den_olenevoda.docx | 16.09 КБ |
mezhdunar_den_rodnogo_yazyka.docx | 14.9 КБ |
mezhdunarodnyy_korr.docx | 14.16 КБ |
yamal_v_gody_velikoy_otechest_voyny_-41-45.docx | 32.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Развлечение по краеведению в средней группе
Игровая познавательная программа для детей 4-5 лет
«Мой дом – Ямал».
Цель: воспитание патриотических чувств у воспитанников к родному краю.
Задачи: уточнять и расширять знания детей о жизни и быте коренных народов севера ненцы. Продолжать знакомить детей с играми народов севера, развивать ловкость, умение соблюдать правила игры. Воспитывать любовь к родному краю, уважение к традициям людей разных национальностей.
Ход игровой программы
Звенит колокольчик
Педагог: Колокольчик поскорей, созывай моих друзей! Все собрались? Все здоровы? Поиграть со мной готовы? Педагог и дети присаживаются на стульчики полукругом
Педагог: Ребята, отгадайте загадку о нашей гостье:
Всю ночь летает – мышей добывает.
А станет светло – спать летит в дупло.
Педагог: Верно, это полярная сова. Здравствуй, совушка - сова, рады встрече с тобой! Сова: И я рада встрече с вами, ребята. Скучно мне в зимнем лесу: кто в спячке крепко спит, кто под снегом да под кустами от злых морозов прячется. Зима еще не скоро уйдет из наших мест. А кто знает почему? (потому что на севере зима длится дольше)
Педагог: Правильно, ребята! Давайте вспомним, как называется наше село? Где он находится? Как называется наш край? (Ямал). Ребята, а вы знаете, что в переводе с языка коренных жителей, Ямал означает «край земли».
Педагог: В нашем краю много болот. Погода на севере суровая – долгая, холодная зима и короткое лето.
Сова: Ребята, кто коренные жители севера? (ненцы) Может быть, вы знаете, как называется женская верхняя одежда? А мужская? (малица, ягушка) Молодцы, я вижу, что вы уже много знаете о родном крае и любите его.
Педагог: Совушка-сова, мы с ребятами хотели бы побывать в ненецком чуме. Можешь нам помочь?
Сова: Конечно, помогу! Звоните в колокольчик!
Звенит колокольчик, он превращает ребят в северных оленят.
Звучит музыка, дети имитируют бег оленя.
Педагог: Что за постройка перед нами? (чум - жилище ненцев)
Хотите узнать, как его строят? Чум собирают женщины, длинные деревянные шесты они устанавливают в виде треугольника, которые покрывают оленьими шкурами. Землю тоже устилают шкурами. В середине чума - печка. Вверху оставляют отверстие, куда выходит дым, когда топят печь.
Игра «Поставь чум большой и маленький» - (Мядикова)
Цель: упражнять в умении разбирать и собирать чум. Развивать логическое мышление, скорость при выполнении заданя.
Ход игры: родители ставят вместе с детьми большой чум, а другие дети с воспитателем ставят маленький чум.
Сова: Ребята, кто знает, чем занимается коренное население нашей тундры? (рыболовством и оленеводством)
Педагог: Сейчас приглашаю вас поиграть в ненецкую игру «Рыбаки и рыбки».
Игра «Рыбаки и рыбки»
Ход и правила игры: На полу лежит шнур в форме круга - это сеть. В центре круга стоят трое детей - рыбаков, остальные игроки рыбки. Дети-рыбки бегают по всей площадке и забегают в круг. Дети-рыбаки ловят их. Ловить детей-рыбок можно только в кругу. Рыбки должны забегать в круг (сеть) и выбегать из него, чтобы рыбаки их не поймали. Кто поймает больше рыбок, тот лучший рыбак.
Сова: Ребята, кто еще живет в тундре, кроме северных оленей? Отгадайте о них загадки!
1. На конце холма чернеет уголёк. (Песец)
2. Зимой и летом - как ягель. (Волк)
3. Зимой, как ягель, серая, летом, как лист осины, коричневая. (Белка)
4. Днём и ночью дрожит, всего боится. (Заяц)
5. Летом - серая, зимой - белая. (Куропатка)
6. Среди плывунов стройное деревце стоит. (Лебедь)
7. Великан полгода спит. (Медведь)
8. В ночь беззвёздную до чума
Кто добраться вам поможет?
Кто разыщет путь по ветру,
Если в тундре бездорожье? (Олень)
9. Она, как снег, от солнца прячется. А мышки - от неё (Сова)
10. Лежит у порога меховое кольцо - чужого в чум не пустит. (Собака)
Педагог: И вновь я приглашаю вас поиграть. Народная ненецкая игра «Хабэвко няби ханена» - (Куропатки и охотники) проверит нашу ловкость. Готовы?
Игра «Куропатки и охотники».
Цель: упражнять в ловкости, меткости, развивать ориентацию в пространстве, воспитывать интерес к народным играм.
Ход игры: Выбираются два охотника. Остальные играющие – куропатки. Куропатки спят на корточках. По сигналу охотники и куропатки встают, начинают свободно передвигаться по площадке, размахивая руками как крыльями и имитируя крики куропаток: «кабэв, кабэв». В это время охотники маленьким мячом стараются попасть в ноги товарищей. Победителем считается охотник, поймавший много куропаток.
Педагог: Наш родной Ямал – суровый и холодный край, но северная земля щедра к людям и делится с жителями севера нефтью, газом, грибами и ягодами.
Расскажите, ребята, какие ягоды вы собираете осенью. Приглашаю вас угоститься северными ягодами.
Игра «Сбор ягод»
Ход и правила игры: участник, наступая на модули-кочки добегает до островка с лукошком, берет одну ягоду и возвращается назад.
Педагог: Спасибо тебе, Совушка-сова, за интересное путешествие по тундре. Нам пора домой.
Сова: И вам спасибо, ребята. Вижу, вы много знаете о родном крае. Любите и цените свою малую родину. До свидания!
Игра «Малыкова» - (Жмурки)
Цель: упражнять в ловкости, развивать мышцы рук, ритмичность движений, воспитывать интерес к народным играм.
Ход игры: на площадке проводится черта. Играющие делятся на две команды и встают по обе стороны черты, держа в руках канат. По сигналу водящего «1,2,3 – начни!», каждая команда старается перетянуть соперника на свою сторону. Чья команда сумеет это сделать, та считается победительницей.
Игровая познавательная программа закончена.
Предварительный просмотр:
День оленевода
День оленевода — традиционный праздник тундрового населения. Проводится в начале и середине календарной весны в районах Крайнего Севера.
На территории Ямало-Ненецкого автономного округа День оленевода традиционно проводится с начала марта и до середины апреля. Возникает резонный вопрос: «А почему праздник проводится так долго?» Дело в том, что территория автономного округа очень большая и праздник проводится тогда, когда оленеводы со своими стадами кослают (переезжают) с зимних оленьих пастбищ на летние. Маршруты и время кослания остаются практически неизменными веками, поэтому праздник проводится в определенном населенном пункте тогда, когда к нему приближено максимальное количество тундрового населения.
Для кого проводится праздник День оленевода? В первую очередь, конечно, для тундрового населения ведущего традиционный образ жизни. В этот день чествуются люди, которые остались верны своим предкам и продолжают жить в тундре, в своих чумах и круглый год переезжают с одного пастбища на другое вместе со своими семьями и оленьими стадами. Ведь оленеводство - это не только одна из отраслей сельского хозяйства, для тундрового населения – это смысл жизни. Олень – это смысл жизни для жителя тундры. От него он получает все: и пищу, и жилище (традиционный чум шьется из оленьих шкур), и одежду (малицы, ягушки, кисы), и средство передвижения, и деньги, которые выручают за мясо, шкуры, рога. Чем больше у оленевода оленей, тем он считается богаче.
На День оленевода традиционно приезжает большое количество тундрового населения, ведь часто они встречаются друг с другом только раз в год, именно на празднике.
День оленевода, кроме награждения и чествования лучших оленеводов, можно условно разбить на культурную и спортивную часть.
Культурная часть праздника включает в себя следующие виды:
- Конкурс женской одежды.
- Конкурс детской одежды.
- Конкурс мужских поясов.
- Конкурс на лучшую оленью упряжку.
Спортивная часть праздника включает в себя следующие виды:
- Метание тынзяна (аркана) на хорей (деревянный шест).
- Прыжки через нарты.
- Перетягивание палки.
- Национальная борьба.
- Бег на лыжах (самодельных) с палкой.
- Гонки на оленьих упряжках.
- Гонки на снегоходах.
Это очень веселый, светлый и по-настоящему весенний праздник. Впечатления от его посещения остаются на всю жизнь.
Презентация и наглядный материал прилагаются.
Предварительный просмотр:
Международный день родного языка - 21 февраля.
Международный день родного языка (International Mother Language Day), провозглашенный Генеральной конференцией ЮНЕСКО 17 ноября 1999 года, отмечается с 2000 года ежегодно 21 февраля с целью содействия языковому и культурному разнообразию и многоязычию.
Родные языки уникальны в том отношении, какой отпечаток они накладывают на каждого человека с момента рождения, наделяя его особым видением вещей, которые никогда на самом деле не исчезнут несмотря на то, что впоследствии человек овладевает многими языками.
Международный день почитания родного языка призван привлечь внимание к проблеме исчезновения языков и их сохранения. Ежегодно ЮНЕСКО проводит ряд мер, направленных на сохранение многообразия языков. Запущен проект лингвистического разнообразия в интернете, предусматривающий введение во Всемирную паутину большого количества контента на редких языках мира и создание системы перевода с них. В разных странах создаются общественные организации, цель которых — выявление малых народов и защита их языковых прав. Ведь сохранить родной язык могут только его носители, ежедневно разговаривающие на нем и помнящие первоначальное значение слов. Античные мудрецы утверждали: «Говори, и тебя увидят». Это бесспорная истина, без вербального общения невозможно существование ни одной нации в современном мире.
В Ямало-Ненецком автономном округе изучение родных языков организовано в местах компактного расселения коренных малочисленных народов Севера в 36 муниципальных общеобразовательных школах Ямальского, Тазовского, Надымского, Приуральского, Красноселькупского и Пуровского районов, а также в окружной санаторно-лесной школе.
Общеобразовательные учреждения, в которых организовано изучение родных языков, полностью укомплектованы педагогическими кадрами. Преподавание ведут 99 учителей родного языка; функционирует 32 кабинета родного языка, которые обеспечены всем необходимым оборудованием. В соответствии с главой VII Закона ЯНАО «Об образовании в Ямало-Ненецком автономном округе» педагогическим работникам, преподающим языки коренных малочисленных народов Севера, устанавливается доплата в размере 25% тарифной ставки (оклада).
В целях создания условий для изучения, сохранения, защиты и продвижения языков коренных малочисленных народов Севера в г. Салехарде ежегодно проводится региональная олимпиада по краеведению и родным языкам. Победители олимпиады становятся кандидатами на получение премии Президента Российской Федерации и Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа для поддержки талантливой молодежи в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование».
Все шаги по способствованию распространения родных языков служат не только содействию языковому разнообразию, знакомству с языковыми и культурными традициями разных народов, но и крепят солидарность, основанную на взаимопонимании и терпимости.
Предварительный просмотр:
Международный день коренных народов мира
Международный день коренных народов мира установлен 23 декабря 1994 года Генеральной Ассамблеей ООН. В этот день в 1992 году состоялось первое заседание Рабочей группы по коренным народам Подкомиссии по поощрению и защите прав человека, в котором говорилось, что: «В этот Международный день коренных народов мира мы отдаем должное богатству культур коренных народов и особому вкладу, который они вносят в семью народов мира.
Мы также помним об огромных трудностях, с которыми сталкиваются многие коренные народы — от недопустимых масштабов бедности и заболеваемости до лишения имущества, дискриминации и отказа в основополагающих правах человека.
Первое Международное десятилетие коренных народов мира, начатое в 1994 году, помогло более отчетливо услышать голос коренных народов во всем мире и повысить внимание к проблемам коренных народов.
Уже второе десятилетие подряд по инициативе Генеральной Ассамблеи ООН 9 августа отмечается Международный день коренных малочисленных народов мира.
В настоящее время общая численность коренных народов на планете составляет более 370 миллионов человек, которые живут более чем в 70 странах и представляют множество языков и культур. В России более чем в 30 регионах проживает 47 этносов, где выделяются 40 коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока России. В Ямало-Ненецком автономном округе численность коренного населения составляет более 48 тысяч человек.
Традиционно в арктическом регионе состоятся праздничные мероприятия, приуроченные к Международному Дню коренных народов мира.
По информации окружного департамента по делам коренных и малочисленных народов Севера, в течение недели в муниципальных образованиях состоятся праздничные концерты, в которых примут участие ямальские фольклорные коллективы, мастера декоративно-прикладного искусства, хореографические группы и ансамбли, состоятся выставки работ мастеров народных художественных промыслов, конкурсы по разделыванию рыбы, приготовление блюд национальной кухни, спортивные соревнования по национальным видам спорта, таким как прыжки через нарты, перетягивание палки, тройной национальный прыжок.
Предварительный просмотр:
Ямал в годы Великой Отечественной войны
В 1930-е годы Салехард стал столицей округа, его промышленным и культурным центром. В 1941 г. Педагогическое училище выпускало четвертое поколение северного учительства. Жизнь шла своим чередом. И вдруг – весть о войне.
В ночь с 21 на 22 июня 1941 года в Салехардской школе №1 в самом разгаре был выпускной бал. Играл духовой оркестр, юноши и девушки готовились к вступлению во взрослую жизнь. Ведь впереди их ждет так много интересного! Но уже произошло то ужасное, что уничтожит все их надежды. Всем классом они подадут заявление о добровольном вступлении в ряды Красной Армии и отправке на фронт.
Война нарушила течение мирной жизни.
23 июня на общегородской митинг на площади около Дома Ненца собралось свыше 4 тысяч человек. С гневом и возмущением говорили выходящие на трибуну о разбойничьем нападении гитлеровцев на нашу страну. Каждый из выступающих и присутствующих был готов немедленно идти защищать Родину с оружием в руках.
В военкомат потоком шли письма, телеграммы, заявления от жителей города и округа, и в них только одна просьба – отправить на фронт. Вот, например, что писал работник Салехардского совхоза А.И. Плеханов: «Прошу дать мне возможность одним из первых отправиться на фронт. В 1919 г., находясь в рядах доблестной Красной Армии, громил колчаковцев. Сейчас мне 43 года, но я полон сил и с честью использую доверенное мне оружие. Очень прошу не отказать мне в просьбе».
Первые проводы мобилизованных состоялись вечером 13 июля. Был митинг на площади около Дома ненца, оркестр играл «Интернационал». Мобилизованные на пароходе тронулись в путь. Уже в конце ноября 1941 года в город пришла первая похоронка в дом Дмитрия Дмитриевича Булыгина. До войны работал учителем Салехардской начальной школы, в своей карьере дошел до должности инспектора школ при ОКРОНО. 16 июля 1941 года ушел добровольцем на фронт, погиб 22 ноября 1941 г. на Украине. Весть о похоронке быстро распространилась по всему городу. Жители потянулись на ул. Мирюгина, где жили Булыгины.
Сотни ненцев, ханты уходили на фронт с оружием в руках защищать свою родину. С верой в Победу над врагом уходили на фронт бойцы Заполярья. В борьбе с оккупантами наши воины показали себя замечательными стрелками и следопытами. Умение ориентироваться в любой обстановке сделали их отличными разведчиками, снайперами.
Газета «Нарьяна Нгэрм» от 3 апреля 1943 года рассказывала о нашем земляке Михаиле Тэсида. «Тэсида! Эта фамилия часто с большим уважением произносится бойцами и командирами нашей части. Кто он такой? Это ненец из далекой Гыды, воспитанник Омской комсомольской организации. Тэсида – бесстрашный пулеметчик. Недавно на нем сменили третью шинель, потому что она была изрешечена пулями немцев. Каска его тоже испещрена царапинами от пуль. Теперь он стал членом партии и командиром пулеметного взвода. В 400 метрах от них – немецкая сторона. На боевом счету у него количество убитых гитлеровцев перевалило за вторую сотню».
Многие жители Севера никогда не выезжавшие за пределы своего района прошли с боями Европу. Они защищали Ленинград, Москву, Сталинград, освобождали Украину и Белоруссию, Румынию и Венгрию, участвовали в битвах на Дунае, во взятии Праги и Берлина.
Некоторые бойцы Ямальского округа воевали на фронте с оленьими упряжками. Незаменимые на некоторых участках фронта ездовые качества северных оленей особенно проявились в Великой Отечественной войне. Перевозка снаряжения и продовольствия на Кольском полуострове велась в основном оленьим транспортом. Оленеводы помогали вывозить раненых, разыскивать летчиков и самолеты при вынужденных посадках, доставляли на фронт боеприпасы.
В округе была проведена огромная работа по мобилизации в армию военнообязанных и отправке их на фронт. Окружной военный комиссар т. Коршунов подписал 25 ноября 1941 г. письмо, адресованное председателю государственного комитета обороны т. Сталину с просьбой разрешить сформировать в г. Салехарде отряд добровольце из бойцов и командиров для скорейшей отправки их на фронт. Для выполнения этой задачи предлагалось отправить отряд на лыжах кратчайшим путем к ближайшей железно - дорожной станции Лек – Воркута (170 км.)
17 сентября 1941 г. было опубликовано Постановление Совнаркома СССР о всеобщем обязательном обучении военному делу граждан СССР. «Каждый гражданин Союза ССР, способный носить оружие, должен обучаться военному делу, чтобы быть подготовленным с оружием в руках защищать свою землю, свою Родину», — говорилось в постановлении.
Сибирь также превратилась в гигантскую школу по подготовке резервов для Красной Армии. Мобилизованные, прибывшие в регулярные части, уже не были новичками, т.к. проходили обучение в тыловых батальонах всевобуча. Вот пример одного заявления с просьбой о зачислении в эту дружину.
«Заявление директора Салехардской научно-исследовательской ветеринарной станции А.Г. Ревнивых в Салехардский горисполком о зачислении в дружину тылового ополчения. Я хорошо понимаю, что в борьбе с фашизмом дело наше правое, что победа над фашизмом славным советским народом будет одержана при непосредственном участии в этом деле всех граждан Союза, что это непосредственное участие должно быть как на фронте, так и в тылу. Находясь в научно-исследовательской работе, я в любую минуту готов сменить микроскоп на винтовку и принять участие в уничтожении кровожадных выродков рода человеческого – фашистов. Прошу городской совет народных депутатов трудящихся зачислить меня в дружину тылового ополчения. Ревнывых. 11 июля 1941 г.»
Под символом знамени батальона всеобуча в здании Салехардской патриотической организации ОСОАВИАХИМа жители округа готовились к защите Родины от немецко-фашистских захватчиков, изучая военное дело, приобретая необходимые боевые навыки. Первый батальон всевобуча отбыл на фронт в июне 1942 года, а уже в сентябре вступил в боевые действия на Северо-Кавказском фронте вполне подготовленными. Салехардцы показали себя в действующей боевой обстановке достойными воинами Салехардского батальона всевобуча в составе 6-й гвардейской бригады.
Из отчётного доклада Ямало-Ненецкого ОК ВКП(б) от 6 февраля 1945 года.
«ОСОВИАХИМ за годы войны принял более пяти тысяч членов и совместно с военным комиссариатом обучил военному делу в системе всеобуча по 110-часовой программе более семи тысяч человек. Подготовлено: «Ворошиловских стрелков» около четырёх тысяч человек, обучено населения к ПВХО около 15 тысяч человек. Подготовлено для Красной Армии автоматчиков – 53, пулемётчиков – 405, миномётчиков – 185, истребителей танков и бронебойщиков – 43, шофёров – 19, связистов – 75. Организациями Красного Креста в годы войны принято новых членов – 1460 человек и подготовлено для Красной армии 110 медсестёр, 107 санинструкторов, 180 сандружинниц и 5650 человек значкистов ГСО».
Бойцы, призванные в армию из нашего округа, сражались мужественно. Так более ста воспитанников и преподавателей Салехардского педучилища защищали с оружием в руках независимость нашей Родины, большинство из них награждены орденами и медалями. 27 человек погибли смертью храбрых, среди них выпускник училища 1942 года Анатолий Михайлович Зверев, которому посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.
С сентября месяца 1941 г. стал участником Великой Отечественной Деомид Кузьмич Артеев. Он проводил большую воспитательную работу среди личного состава своего подразделения, был агитатором батальона, имел три ранения, награжден медалью «За победу над Германией». После войны работал на партийной работе в Салехарде. Умер в 1971 году.
Леонид Филимонович Киселев в 1938 году закончил Салехардское педучилище. Работал учителем и директором школы в Гыде. После окончания военного училища сразу в бой. В дальнейшем стал командиром взвода, затем командиром минометной батареи. Погиб 18 марта 1943 года вместе со связным, выполняя боевую задачу.
Храбро сражался с врагом наш земляк Михаил Иванович Рускаламов (родился в Лабытнангах). В 1937 году он приехал в Салехард, закончил отлично двухгодичную политпросветшколу. С 1939 года в рядах Красной Армии. На фронт попал в сентябре 1941 года. Участник боев за Ленинград, воевал под Смоленском. В 1943 г. был награжден орденом Красного знамени. В 1944 г. получил звание старшего сержанта и был награжден орденом Славы 3-ей степени. Погиб.
Айза Хабибулин, призванный в армию в 1941 году, воевал под Москвой. Погиб на Волховском фронте в 1942 г.
Федор Константинович Того родился в семье ненца в поселке Халась-Пугор Приуральского района в 1925 году. Свою трудовую деятельность начал в 15 лет рыбаком, охотником, затем мотористом на Пуйковском рыбзаводе. Ушел на фронт в 1943 году и до 1948 не расставался с военной формой. Здесь же на фронте вступил в ряды Коммунистической партии и до конца своей жизни служил ее делу. Награжден боевыми наградами Советского Союза.
Есть в Салехарде памятник Тихону Даниловичу Сенькину, имеется и улица, носящая его имя. Всем, кто интересуется историей нашего края, известна биография этого деятеля революционных времён. Он погиб в 1921 году во время так называемого кулацко-эсеровского мятежа. Марфа Ефимовна Сенькина, жена Тихона Даниловича, осталась одна с четырьмя детьми. Как писала В. Старцева в газете «Красный Север» 21 января 1967 года, старший сын Владимир закончил торговую школу и стал заготовителем. Яков свой трудовой путь рабочим экспедиции, Петр работал в госбанке, Тихон в совхозе. В Салехарде жила и сестра Марфы Ефимовны – Варвара Ефимовна Чупрова, муж которой, Иван Яковлевич был председателем рабочего союза. У Варвары Ефимовны рос сын Вадим. Обе женщины много сил отдавали общественной деятельности, участвовали в ликвидации неграмотности на Севере.
Июнь 1941 года нарушил трудовой уклад жизни семьи Сенькиных. Идет на фронт Владимир. В первые же дни войны пришел в военкомат Яков и попросил направить его в действующую армию. Тихон еще в 1939 году ушел в Красную Армию, учился в полковой школе. Полученные знания пригодились для борьбы с фашистами.
В июле Марфа Ефимовна провожает на фронт последнего сына – Петра. «Иду на помощь братьям», — пишет он 13 июля в газету «Красный Север». «Будь, дорогой сын, достойным своего отца», — напутствует его Марфа Ефимовна. В августе ушел на фронт добровольцем Вадим Чупров.
Память о своих геройски погибших отцах и материнские напутствия определили фронтовой путь четырех братьев Сенькиных и Вадима Чупрова. В тяжелые для Родины дни они крепко держали в руках и были беспощадны к врагу, который покушался на то святое, за что отдали жизнь их отцы. А на далекий Север летели письма к матери, полные сыновней заботы и уверенности в победе.
В 1942 году под Ленинградом смертью храбрых пал танкист Владимир Тихонович Сенькин, старший сын Марфы Ефимовны. Горечь утраты, тревога за остальных детей не оставляла ее все эти годы.
На Ленинградском фронте, где погиб Владимир, сражался Яков Тихонович Сенькин. Он отомстил за брата. За мужество и отвагу был награжден орденом Славы. Праздник Победы Яков встречал уже с тремя боевыми наградами. До конца войны воевал и рядовой Петр Тихонович Сенькин. Он тоже был награжден орденом Славы.
Тихона Сенькина война застала в Риге, где он служил после окончания полковой школы. Отступление, героическая оборона Москвы и через четыре года – снова Рига, которую теперь с боями Тихон и его боевые товарищи освобождали от врагов. В Тукуме, местечке под Ригой, в 2 часа ночи они узнали о капитуляции гитлеровской Германии. Но за один час до получения этой радостной вести Тихон Тихонович Сенькин был ранен. Госпиталь, выздоровление, и 1 января 1946 года он вернулся в Салехард. На груди его сияли медали «За отвагу» и «За боевые заслуги».
Так закончились фронтовые пути братьев Владимира, Якова, Петра и Тихона Сенькиных. Их двоюродный брат Вадим Иванович Чупров с первых дней войны сражался на Калининградском фронте. Он погиб в августе 1944 года в деревне Глухаревка Калининской области, там и похоронен возле школы.
Тысячи женщин хотели принять личное участие в борьбе Красной Армии с фашистами. Они усиленно овладевали медицинскими знаниями, чтобы спасать жизнь раненых бойцов. Были открыты курсы медсестер при окружном отделе здравоохранения. Из Ямало-Ненецкого округа ушли на фронт Великой Отечественной войны почти 500 женщин. Многие из них отдали свою жизнь за Родину.
Галина Губина после окончания медицинских курсов ушла на фронт. Была санинструктором. Погибла в 1943 г.
Татьяна Дьячкова – медсестра Салехардского народного ополчения. В 1942 году закончила курсы медсестер и добровольцем ушла на фронт. Коммунистка Татьяна Дьячкова усердно работала на поле боя, под вражеским огнем оказывала помощь раненым. Дорогами войны дошла до Берлина.
За проявленную отвагу была награждена несколькими правительственными наградами.
Марина Петровна Хатанзеева была призвана на фронт из пос. Яр-Сале Ямальского района весной 1942 года и направлена на Сталинградский фронт. Затем на 2-й Белорусский фронт в должности радиотелеграфиста. Прослужила в армии до октября 1945 года. После демобилизации приехала в свое родное Заполярье. Последнее время живет в Салехарде.
Анна Васильевна Филиппова после окончания медицинских курсов ушла на фронт медсестрой. Погибла в 1943 году.
В 1943 году ушла на фронт 16-летней девушкой и Агафья Степановна Хатанзеева.
Елизавета Ивановна Хабарова была призвана в Красную Армию в 1943 году из пос. Ныда. Прослужила до июня 1945 года телефонистом-связистом. Была участницей боев за Курск, Воронеж, Киев. После демобилизации вернулась в родной поселок.
Анна Антоновна Мартемьянова в мае 1943 года пришла в военкомат с просьбой отправить на фронт (в то время Анна училась в педагогическом училище). Была направлена в Омское интендантское училище на курсы поваров. После окончания училища направлена на фронт и зачислена в 86-й гвардейский полк. Победу застала в Берлине.
Лозунг «Все для фронта, все для победы!» во время войны стал девизом для всех, кто оставался в тылу. Ему подчинялось все: работа, учеба, сама жизнь. Оставшиеся в тылу проявляли исключительную заботу о фронтовиках. Беспрерывным потоком шли из округа подарки бойцам. Всего за время войны коллективами отправлено бойцам 3340 посылок, кроме того, сдано в фонд обороны более ста тысяч шкур, мехов, валенок, полушубков, шапок, шерстяных носков, меховых одежд, одеял и других вещей. В фонд обороны жители округа внесли деньгами и облигациями 29 млн. рублей.
Известно, что для ненцев самое дорогое – олень, и только в крайнем случае он расстается с ним. Во время войны ненцы передали в фонд обороны много собственных оленей (около 600 оленей).
Помощь населения округа фронту проявлялась не только в заботе о своих воинах. «Все для фронта, все для победы!» – было девизом всех жителей, женщин, стариков, детей. Все они с предельным напряжением сил работали в тылу.
В 1942 году Совет Народных Комиссаров СССР принял постановление «О развитии рыбных промыслов в бассейнах рек Сибири и на Дальнем Востоке». Перед округом была поставлена задача – резко увеличить добычу рыбы, а здоровая часть рыбаков ушла в армию, материально-техническое снабжение сократилось, условия работы предприятий рыбной промышленности изменилась к худшему. Трудящиеся округа преодолели огромные трудности, но задание ЦК партии и правительства выполнили.
В 1943 году было выловлено 225 тысяч центнеров; добыча рыбы за годы войны (1941-45 гг.) составила 810 тыс. центнеров (на 70% больше чем за пятилетие с 1936-40 гг.). Трудовые коллективы работали самоотверженно, об этом свидетельствуют решения окрисполкома о поощрении передовиков. Например, рыбоартель им. Ворошилова Шурышкарского района за досрочное выполнение плана рыбодобычи 1942 года (на 10 августа – 848 ц.) была занесена на Окружную доску почета.
Старые рыбаки г. Салехарда обратились ко всем старикам округа с просьбой выйти на добычу рабы, строить орудия лова, обучать молодежь, быть инструкторами на добыче рыбы. «Наши дети и внуки сражаются на фронте и грудью защищают нашу спокойную и обеспеченную старость… не время сидеть дома нам, старикам».
Стойкость, мужество и исключительную энергию проявили женщины. Многие из них заняли мужей на производстве. На консервном комбинате, в ДОКе, в Горпромкомбинате работали почти исключительно женщины. Сотни женщин, закончив рабочий день на производстве, шли на причалы, на их долю приходилось выгружать муку, сахар, картофель и другие тяжеловесы, а сотни ребятишек носили легкие грузы. Механизмов на причалах не было. Женщины ненки и ханты организовывали пошивочные мастерские, где бесплатно шили одежду и обувь для фронта. Вэнго Мария Александровна из Тазовского района была инициатором создания женских рыболовецких бригад. Ее примеру последовали женщины других районов. Война заставила их отказаться от запрета прикасаться к предметам мужских занятий.
К судьбе Родины в эти тяжелые дни и годы небезразлично относились и подростки. Они рыбачили, заготавливали сено, работали на полях. Например, при подготовке к путине 1943 года комсомольцы и школьники выручили рыбаков, они изготавливали десятки тысяч метров хребтины из мочала, таловой коры и осоки. Салехардцы — 57 тысяч метров, лабытнагские школьники – 5 тысяч метров. Учащиеся Пельвожской школы – 1500 метров. Все школы ловили рыбу и сдавали её на приёмные пункты. Ребята постарше работали в неводных бригадах, многие промышляли сетями, а ученики начальных классов удочками.
По инициативе комсомольских организаций Аксарковской и Салехардской школ развернулось движение ученических производственных бригад. Учащиеся Салехардской СШ №1 Ю. Прибыльский, Г. Мингалёв, С. Грандин работали на промысле по 12-14 часов в день, перевыполняя нормы вылова рыбы в 1,5-2 раза. Средства, заработанные на промысле и воскресниках в сумме 202 тысячи рублей, салехардские школьники передали на строительство авиа эскадрильи «Ямальский комсомолец». Коллектив школы был занесён на окружную Доску Почёта.
На путине 1943 года трудилось 75 комсомольско-молодёжных бригад. Бюро Ямало-Ненецкого окружкома ВЛКСМ постановило присвоить звание фронтовой и вручить переходящее Красное Знамя лучшей комсомольско-молодёжной бригаде Салехардского зооветтехникума (Бригадир – преподаватель Н.Н. Сарф), выловившей и сдавшей в Фонд Главного Командования 37 центнеров рыбы. Среди лучших рыбаков – комсомольцев были Григорий Парысев, Николай Марьик, Николай Ламдо, Георгий Костин, Анна Сумарокова, Енри Окотэтто, Ени Того.
Все военные годы округ перевыполнял планы производства консервов, всего за военное время было выпущено более 19 456 тысяч условных банок, что в 2 раза больше продукции предвоенных лет. На салехардском комбинате выполняли нормы на 200 и более процентов. Среди них работницы консервного цеха А.Е. Чикирдина, Н. Колесникова, К.А. Бизина и др.
В докладной записке директора комбината т. Семенова Наркому рыбной промышленности о хозяйственности рыбоконсервного комбината за 1941-1944 гг. говорилось: «…Выработка консервов в 1943 г. по сравнению с прошлыми годами была значительно увеличена, в результате чего годовой план был выполнен на три месяца раньше, за 9 месяцев выработано 4501 туб высококачественных консервов… Горя желанием помощи фронту коллектив рабочих, ИТР и служащих, к 4-му ноября выпустил сверх плана еще 464 туб консервов».
Рыбаки округа нуждались в малом рыболовном флоте. Салехардская судоремонтная база успешно выполняла эту задачу. Это отражено в решении окрисполкома «О строительстве мелкого промыслового флота для колхозов и рыбозаводов» и в приказах Судорембазы, в которых неоднократно отмечался самоотверженный труд коллектива, и в частности труд женщин, по выполнению основной задачи – дать рыбной промышленности как можно больше малых промысловых судов.
Пушной промысел также являлся важной отраслью хозяйства округа. Решением Ямало-Ненецкого окрисполкома было отмечено 450 человек, перевыполнивших план по пушнозаготовкам в 1 кв. 1945г.
За труд в годы войны 225 человек были награждены знаком «Охотник – ударник», и свыше 350 охотников – знаком «Отличник охотпромысла»
Обстановка военного времени требовала развития местной промышленности. Например, Салехардский горпромкомбинат организовал кожевенный завод, кустарным способом вырабатывал гвозди, ковал топоры, выпускал пуговицы и даже канцелярские скрепки из отходов белой жести.
Местная промышленность выполняла специальные заказы военного ведомства, например, артель «За освоение Севера» изготавливала ватные костюмы.
В связи с сокращением завоза продовольствия и нормированием снабжения перед колхозами и совхозами была поставлена задача – увеличить производство овощей на месте.
Они справились с этой задачей: посевные площади с 218 га в 1941 году доведены до 354 в 1945 году. Производство картофеля соответственно с 80,2 до 264,5 га. Колхозы и совхозы в 1940 году произвели 204 тонны овощей, а в 1943 году – 672 тонны.
За военные годы в округе возросло поголовье крупного рогатого скота на одну тысячу голов. Успехи округа по производству сельскохозяйственных продуктов были отмечены присуждением в 1943 году знамени ВЦСПС и Наркомата Совхозов и премии 45 тысяч рублей Салехардскому овощемолочному совхозу.
Важной отраслью народного хозяйства Севера в годы войны была лесная промышленность. 80% заготавливаемой древесины шло на нужды фронта и оборонной промышленности. Осенью 1941 г. по указанию правительства началось строительство лесоперевалочной базы Лабытнанги. Лес отсюда отправлялся на шахты Воркуты. Лесная промышленность оказала большую помощь рыбной промышленности (Салехардский горпромкомбинат поставлял грузила для сетей и неводов).
Дополнительной рабочей силой были тысячи спецпереселенцев. Весной и летом 1942 года наш округ принял жителей Поволжья, Прибалтики, Украины, Молдавии. Они осваивали новые рыбоугодья, трудились на рыбозаводах Ямалгосрыбтреста и в других организациях.
Изменение методов лова, увеличение площадей дали ощутимый результат: в 1941-43 гг. добыча рыбы увеличивается. Но это увеличение шло за счет истощения рыбных запасов. Хозяйственные организации в нарушение правил рыболовства применяли зауженные сети, вылавливали молодняк, не применяли меры по воспроизводству рыбы. После 1943 г. произошел резкий спад вылова рыбы. Наибольший ущерб был нанесен запасам ценных сиговых рыб.
В военное время перед школами стали новые задачи – они должны были взять на себя часть обязанностей, которые раньше выполняла семья. У большинства детей отцы были на фронте, матери заняты на работе. К тому же учителям приходилось заботиться не только об успеваемости и поведении учеников, но об одежде и обуви многих из них. Например, Салехардская средняя школа в 1942-1943 году тридцати двум учащимся отпускала бесплатное завтраки, 200 ученикам бесплатно выдали пальто.
Были организованы тимуровские команды, они пилили дрова семьям воинов, для малышей носили молоко с молочной кухни.
При недостатке кадров учителя имели большую преподавательскую нагрузку, они же с учениками заготавливали топливо, ремонтировали школы, помогали семьям воинов, а, кроме того, участвовали в рыбодобыче, на многих общественных субботниках, проводили массово-политическую работу среди населения.
Война не остановила работу по повышению культурного уровня населения. Количество культурно-просветительных учреждений увеличилось. В военные годы в Салехарде был создан театр, основу труппы которого составили артисты Николаевского театра. Он носил название «Драматический театр Крайнего Севера» и существовал более трёх лет. Постановки шли почти ежедневно.
Культурно-просветительные учреждения округа проводили большую работу, они информировали население о положении на фронте, убеждали в неизбежности поражения фашизма, организовывали трудящихся на помощь фронту, развёртывали социалистическое соревнование.
Существовали большие трудности в организации учебного процесса, не хватало учебников, сложнейшей проблемой оказались тетради, их школы получали совсем мало. Многие учителя покрывали газеты мелом и делали из них тетради. А заведующий Салехардской начальной школы Александр Александрович Пономарёв заменил тетради оконным стеклом. На точиле он снимал полировку со стекла, делал его матовым, и на нём можно было легко стирать написанное карандашом, как когда-то писали на грифельных досках. Это было важное изобретение, и окружной отдел народного образования обязал Пономарёва подробно описать технологию превращения стекла в заменитель тетрадей из бумаги. Такая статья была опубликована. Широкого применения это изобретение не нашло, не было стекла.
Писать учились не в тетрадях, а на книгах между строк. Из воспоминаний: «…Когда из продажи исчезли чернила, писали соком голубики, в который добавляли несколько крупинок сахара! И здесь возникали проблемы. Если сахара наложить мало, металлическое перо не удерживает «чернила», чуть переборщим – чернила не сохнут и при применении промокашки размазываются по «тетради». Слёз и обид из-за этих «чернил» было много. В школе иногда давали крошечную («школьную») булочку и стакан чая. Для некоторых ребят это было большим подспорьем, так как на уроках иногда случались голодные обмороки. В магазине, где отоваривались талоны, ежедневно часами приходилось выстаивать за хлебом. Продавец очень тщательно отрезал малюсенький талон, не менее тщательно наклеивал его на лист бумаги и затем с особой скрупулезностью отвешивал хлеб, меняя «довески». Тот из нас, кому выпадало стоять в магазине за хлебом, имел право по дороге этот довесок съесть. Поэтому чаще всего посылали младшего…»
Фронтовые солдатские письма… Написанные, порой, второпях, карандашом, свернутые треугольником, потертые на сгибах. Им уже более 60 лет. Время безжалостно уничтожило большинство этих живых свидетельств времени. Вот одно из сохранившихся писем:
Добрый день, моя дорогая мамочка и Нюра. Пишу письмо в вагоне, потому так плохо. Я получил ваших 2 письма 1 и 5 января, за которые сердечно благодарю. Получил перевод 50 руб. жив, здоров, того и вам желаю. Сейчас едем на запад, на фронт, защищать свою Родину. Письмо спущу в Омске или близко от Омска. Едем в теплушках, тесно. Письма мне не пишите, так как не знаю, где остановимся. Мама, не плачь, не расстраивайся, живы будем, не умрем, так встретимся. Нюра, маму не обижай. Живите, не скучайте, обо мне изредка вспоминайте. О, я знаю, мама уже плачет. Зря! Я должен защитить Родину от немецких фашистов. Ну, будьте здоровы. Еще бы подписал, да очень не удобно. Напишу с места. Привет всем знакомым. Ваш Семен Давыдов. 13 января 1942 . Целую вас всех. Это единственное письмо, которое получили родные от Семена Давыдова. Он, также как многие салехардцы, не вернулся домой с полей сражений.
В годы войны в Салехарде тоже жили не сладко. Хлеб, мыло, соль, табак давали по карточкам. Жительница Салехарда – Людмила Михайловна Шалупа вспоминает:
«…Помню, мама купила булку замороженного хлеба, мы его положили на тряпочку и пилили пилой по кусочкам, а крошки собрали и съели. Может кто-то и жил хорошо, в достатке, но я этого не знаю. Мне казалось, что все жили в трудности. Хотя и была война, но молодость брала своё, мы, молодые девушки, бежали к речке Шайтанке, она тогда была широкая. И нас с к/комбината на неводнике – это большая лодка, перевозили в город. Мы бежали в Дом Ненца, это недалеко от церкви. Мы любили там бывать, иногда показывали концерты, маленькие сценки. И такие довольные возвращались домой обратно на неводнике. Мама иногда шила или кому-нибудь перешивала, у нас была швейная машина «Зингер». Она и сейчас есть. Нам приносили за это то немного картошки, то кусочек хлеба. А 9-го мая, когда утром Левитан объявил Победу, мы ликовали, обнимались, кто в чём, бежали в клуб. А клуб был старый, деревянный с проваленным полом. Там был митинг. Боже, как все плакали. Это никогда не забудется. ЭТО НЕ ВОСПОМИНАНИЯ. ЭТО ПАМЯТЬ СЕРДЦА…»
Годы войны это трудное, суровое время. Тяжело было на фронте, но и в тылу было нелегко. Но ведь выстояли, всё смогли преодолеть – и голод, и холод, и, порой, непосильный труд. Правительство оценило труд работников тыла, наградив более 3 тысяч ямальцев медалью «За доблестный труд в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.».
Низкий поклон всем труженикам тыла! Это их труд помог воинам Красной Армии одолеть врага. В самые страшные годы войны они сумели сохранить силу духа и веру в Победу. Вечная память боевому и трудовому подвигу советского народа! Вечная Слава всем воинам и труженикам Ямальского тыла!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий праздника "Ямал - мой край родной!"
Сегодня наш вечер посвящен родному краю, Ямало- Ненецкому округу. Сегодня о Ямале знает весь мир. На бескрайних просторах округа сегодня кипит работа. На нашем Ямале добывают нефть, газ. Рыбаки ловят ...
Статья "Твои таланты, Ямал!"
Статья "Твои таланты, Ямал!"...
Сценарий праздника " Ямал мой край родной!
Сценарий праздника " Ямал мой край родной...
Сценарий праздника 23 февраля с героями «Иду я в армию служить!» (Подгот.группа).
Сценарий праздника 23 февраля с героями«Иду я в армию служить!» (Подгот.группа). Цель: Создание условий для возрождения традиций военно – патриотического воспитания дошколь...
Конкурсно-интелектуально мероприятие "Тайны Ямала " Посвящено 90-летию Ямала.
Данное мероприятие направлено на празднование посвященное 90-летию ЯМАЛА,формирование представления у учащихся о жизни коренных малочисленных народов Севера, населяющих ЯНАО, развитие познавательного ...
Статья "Все мы разные" в газете "Время Ямала"
Статья "Все мы разные" в газете "Время Ямала"...
Название статьи: «Исследуем мир вместе со сказочными героями
В статье раскрывается организация детской исследовательской деятельности, источником которой является собственная активность и инициативность ребенка к изучению окружающего мира через сказку. Исс...