Описание педагогического опыта воспитателя
материал (подготовительная группа)
Описание педагогического опыта
воспитателя
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opisanie_pedagogicheskogo_opyta_pahalenko_o.yu_.docx | 21.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Описание педагогического опыта
воспитателя МБДОУ № 27 Пахаленко Ольги Юрьевны
Тема: «Карты Проппа, как средство развития речевого творчества детей дошкольного возраста при моделировании собственных сказок»
Цель:
Обучение творческому рассказыванию детей старшего дошкольного возраста с помощью карт Проппа.
Задачи:
- Развитие образного мышления, умение делать выводы, обосновывать свое суждение.
- Способствовать развитию творческого воображения и памяти.
- Обеспечить развитие монологической и связной речи, речевого творчества.
- Способствовать повышению поисковой активности.
Актуальность:
Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных преобразований ребёнка в дошкольном возрасте и рассматривается в современном дошкольном образовании как общая основа воспитания и обучения детей. В соответствии с принятием Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования раздел «Речевое развитие» выделен в отдельную образовательную область, которая включает в себя развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества.
Практическая значимость:
1. Наглядность позволяет ребенку удерживать в памяти гораздо большее количество информации.
2. Представленные в картах функции являются обобщенными действиями, что
позволяет ребенку абстрагироваться от конкретного поступка героя, а,
следовательно, у ребенка развивается абстрактное, логическое мышление.
3. Карты стимулируют развитие внимания, восприятия, фантазии, творческого
воображения, волевых качеств; обогащают эмоциональную сферу, активизируют связную речь, обогащают словарь; способствуют повышению поисковой активности.
Новизна:
Речевое творчество – высшая форма речемыслительной деятельности. Оно определяет уровень речевого и умственного развития ребенка.
Деятельность по реализации педагогического опыта:
Свою работу с картами Проппа я построила следующим образом:
На первом этапе – подготовительном:
- я познакомила детей с жанром литературного произведения –сказкой, где мы выявили ее отличие от других жанров и определили структуру сказки - ее композицию:
• Присказка. Зачин(приглашение в сказку) настраивает детей на особый лад, переносит в сказочный мир. Ее цель - подготовить детей к слушанию сказки, заинтересовать.(За далекими полями, за глубокими морями; В некотором царстве, в небесном государстве жили-были…)
• Повествование –насыщена событиями и так называемыми сказочными формулами: речевыми клише, ритмическими присловьями, которые характеризуют разные действия и описания персонажей (Сделался такой молодец - ни вздумать, ни взгадать, ни пером описать; Избушка, избушка встань к лесу задом, а ко мне - передом и т.д)
• Концовка как и присказка ограничивает сказку от реальной жизни и возвращает к реальной действительности. (Устроили пир на весь мир, я там был мед-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало; Вот вам сказка, а мне бубликов связка …).
Затем я проводила «подготовительные игры»:
• «Чудеса в решете» -выявление различных чудес: как и с помощью чего осуществляется превращение, волшебство.
• «Волшебные слова» или сказочные приговоры, несущие основную смысловую нагрузку.
• «Что в дороге пригодится» -основные волшебные средства сказки(скатерть-самобранка, аленький цветочек)
• «Узнай героя» - выявление позитивных и негативных черт характера героев.
• «Что общего»-сравнительный анализ сказок с точки зрения сходства и различий между ними.
• «Кто на свете злее всех?» - выявление злых и коварных героев (добрых), описание их облика, характера, образа жизни, привычек, жилища. Затем анализируют, может ли существовать сказка без таких героев, какова их роль в развитии сюжете. Для кого эти персонажи являются добрыми, для кого злыми и почему (наверное, для Кощея Баба-Яга очень даже добрая женщина и верный друг).
• «Чепуха» - дети придумывают не связанные друг с другом предложения, содержащие прямо противоположные функции. Основная цель игры - осмысление той или иной функции («запрет» –«нарушение запрета»).
• «Четвертый лишний» -определение лишнего предмета.
• «Решение сказочных задач»
• «Бюро находок» - найден золотой инкубатор для золотых яиц; утеряна трехворотниковая кольчуга и т.д.
• «Сказочный словарь» - придумайте новое небывалое слово и по возможности объясните его или нарисуйте: сапоги-скороходы, ковер-самолет, шапка-невидимка.
2 этап – практико - ориентированный:
1. Изготовление карт:
Знакомство детей с картами проходило постепенно, в определенной логической, смысловой последовательности и подчинялось ряду требований.
Карты, используемые в начале работы с ними, выполнены в сюжетной манере и красочно. В дальнейшем пользовались карты со схематичным изображением функции.
2. Непосредственное ознакомление с функциями волшебной сказки.
Читаем сказку и «выкладываем» ее по функциям или сопровождаем картами Проппа (схематическими изображениями). По мере накопления опыта у детей я предлагала им задания и игры:
- выставить карты по ходу сюжета
-найти «знакомые» карты в только что прочитанной сказке
-найти ошибку в расположении карт по сюжету сказки
-определить отсутствие знакомой карты
-отделить лишнюю карту
3 этап – заключительный:
1. На этом этапе я предлагала пересказать детям сказку, опираясь на карты Проппа. Для этого мы выделяли узловые моменты сказки, выстраивали с детьми схемы по сюжету сказки, и пробовали рассказать по картам Проппа.
2. И вот происходит сочинение собственных сказок - предлагала набор из 5-6 карт, заранее с детьми оговаривала кто будет главным героем, кто или что будет мешать герою, какие волшебные средства будут у героя, какой будет зачин и концовка, какие сказочные слова будут в сказке и.т.д. Использовала также такие игры, как: «Салат из сказок», «Опорные слова», «Добавление», « Сказочный треугольник (разделение на три группы, где у каждой свое задание), «Сказочная путаница». Затем я вводила новые характеристики антигероев и рассматривала их совместно с детьми с другой стороны (Баба Яга как даритель) и.т.д.
Для того, чтобы получить максимальный эффект от составления сказки рекомендуется соблюдать ряд простых правил:
1. Желательно чтобы у главного героя и у ребенка были какие-то общие черты. Может они оба любят варенье или смотрят один и тот же мультфильм.
2. Необходимо при построении сказки для главного героя создать безопасное волшебное пространство. Поэтому используются формулы вроде: «Давным-давно, в некотором царстве-государстве»…
3. Хорошо, когда в пространстве сказки у главного героя оказывается друг- помощник. Друг в сказке помогает ослабить психическое напряжение и разрядить эмоции.
4. В ходе сказки необходимо решить какую-то задачу. Главный герой решает задачку, приобретает определенный навык и преображается.
5. В сказку вводится антигерой – персонаж, которого надо победить (или может быть изменить его).
6 .Финал сказки должен быть позитивный. Проблема решена, после чего герой возвращается домой, получает полкоролевства и красавицу жену.
В итоге дети приходят к сочинению своей неповторимой волшебной сказки.
Таким образом, можно прийти к тому, что ребенок полюбит язык, поймёт глубинный смысл звуков, слов и фраз, научится играть со словами, станет сочинять.
После этого деятельность детей приобретает полную самостоятельность.
В дальнейшем варианты работы с картами Проппа могут быть самыми различными – именно здесь и открывается творческий потенциал каждого ребенка
Результаты внедрения опыта:
– сформирован у детей познавательный интерес;
– научились запоминать последовательность событий, выделять основное содержание сказки, выстраивать схему содержания, опираясь на карты Проппа;
– развита связная монологическая, диалогическая речи;
– овладели умением моделировать сказки, опираясь на карты Проппа;
– используются детьми сказочные ситуации в свободной игровой деятельности;
– развито творческое воображение, мышление.
Формы и места предъявления результатов:
1. Выступление на педагогическом совете: «Использование инновационных технологий в образовательной деятельности по речевому развитию детей дошкольного возраста в контексте ФГОС ДО , 2021г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Описание педагогического опыта воспитателя МБДОУ №2 «Дюймовочка» Дёминой Надежды Юрьевны По теме « Организация познавательно - исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста»
Любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, искать новые сведения об окружающем мире - важнейшие черты детского поведения. Ребенок рождается исследователем - это его естественно...
Описание педагогического опыта воспитателя МБДОУ №2 «Дюймовочка» Дёминой Надежды Юрьевны По теме « Организация познавательно - исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста»
Любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, искать новые сведения об окружающем мире - важнейшие черты детского поведения. Ребенок рождается исследователем - это его естественно...
Описание педагогического опыта воспитателя Подгорновой Людмилы Сергеевны
Мной представлен педагогический опыт работы на тему " Игровая деятельность как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста"...
Описание педагогического опыта воспитателя Ли О.М.
laquo;Игровая деятельность как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста»...
Описание педагогического опыта воспитателя на тему: Игра
laquo;Игровая деятельность как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста»...
Описание педагогического опыта воспитателя Ермолаевой Е.В. «Игровая деятельность как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста»
В условиях реализации ФГОС ДО к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, существенным отличием является — исключение из образовательного процесса учебной деятель...
Описание педагогического опыта воспитателя
laquo;Развитие интеллектуальных и конструктивных способностей детей дошкольного возраста посредствомвключения в образовательную деятельность LEGO-технологии»...