Использование художественной литературы в духовно - нравственном воспитании.
статья (старшая группа) на тему
Статья может быть полезна как педагогами, так и родителями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
d_-n_vospitanie_doc.doc | 84 КБ |
Предварительный просмотр:
Н.С.Толстихина
Воспитатель, МБДОУ «Детский сад «Зоренька», г. Абакан, республика Хакасия
«Использование художественной литературы в духовно – нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста».
«Воспитывать человека - значит определять судьбу нации»
Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II
Актуальной задачей в настоящее время является духовно-нравственное воспитание детей. От того как будет воспитан дошкольник в нравственном отношении зависит не только его успешное обучение в школе, но и формирование жизненной позиции.
Давно признано огромное значение литературных произведений для воспитания и образования дошкольников. Эти произведения несут в себе большой потенциал положительных и нравственных поучений. Дети без постороннего вмешательства легко улавливают идейную направленность: добро побеждает зло. В педагогической практике можно использовать как народные или известные авторские (Г.Х.Андерсона, К.Луиса, Ш.Перро и др.), так и специально сочиненные сказки. Народные и авторские сказки, потешки, поговорки, пословицы, рассказы воспитывают ребенка в традициях народа, сообщают ему основанное на духовно – нравственных народных воззрениях видение жизни.
Как же приобщить ребенка к книге, как реализовать ее нравственный потенциал?
С целью реализации богатейших воспитательных возможностей художественной литературы стараемся использовать разные методы:
Наглядный: чтения педагогом рассказов, наблюдений, показа сказок (педагогом, детьми),
рассматривания книжных иллюстраций, репродукций, предметов, проведения дидактических игр,
экскурсий по городу, целевых прогулок.
Словесный метод представляется наиболее эффективным в процессе: чтения литературных произведений воспитателем; бесед с элементами диалога, обобщающих рассказов воспитателя;
ответов на вопросы педагога, детей; проведения разнообразных игр; сообщения дополнительного материала воспитателем; загадывания загадок; рассматривания наглядного материала; рассказов детей по схемам, иллюстрациям, моделирования сказок; разбора житейских ситуаций; проведения викторин, конкурсов, тематических вечеров.
Практический метод используется, когда необходимо: организовывать продуктивную деятельность; провести игры, оформить коллекцию семян для занятия; сшить кукол к сказкам;
организовать постановку пьес, сказок, литературных произведений, а так же конкурсы, викторины; провести экскурсии различной направленности;
организовать вечера с родителями, для родителей и сверстников; изготовить с детьми наглядные пособия для занятий.
Чтобы дети усвоили не только содержание литературного произведения, но и нормы поведения его использовали: как материал игры, инсценировки, рисования, лепки, формирования умений и навыков основных движений. Художественные произведения включали в процесс формирования культурно-гигиенических навыков у детей. Использовали и такие приемы, как подбор близких по содержанию художественных произведений, иногда вели беседу сразу по двум произведениям для формирования у детей сравнительной оценки поступков героев.
Один из приемов работы - это постановка вопросов с нравственной направленностью. Читая детям художественные произведения, стремимся показать слушателям, в чем главные жизненные ценности. Так, например, знакомя детей со сказкой «Лиса и журавль» подводили детей к размышлению, что такое жадность и хитрость, каким нужно быть, чтобы тебя любили, ждали в гости, радовались твоему приходу. Проанализировав художественную литературу, выделили произведения направленные на воспитание духовно-нравственных качеств старших дошкольников.
Проблема:
- Трусость - Э.Успенский «Академик Иванов»,С.Маршак «Чего боялся Петя», О.Григорьев «Дрожащие стихи».
- Жадность - Венгерская сказка «Два жадных медвежонка», Народная сказка «Петушок и бобовое зёрнышко», А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», Я.Аким «Жадина».
- Привычка брать без разрешения - Л.Толстой «Косточка», Н.Носов «Огурцы», С.Михалков «Находка».
- Хитрость - хакасская народная сказка «Лягушка и журавль», русская народная сказка «Лисичка-сестричка и серый волк», Н.Носов «На горке», В.Драгунский «Он живой и светится», румынская сказка «Сапожки борзой собаки».
- Трудолюбие и лень, грубость, капризы – С.Маршак «Двенадцать месяцев», В.Губарев «Королевство кривых зеркал», Б.Заходер «Серая звёздочка», В.Осеева «Волшебное слово», Г.Остер «Вредные советы», В.Драгунский «Хитрый способ», Э.Успенский «Если бы я был девчонкой», «про Сидорова Вову», Мексиканская сказка «Вежливый кролик», А.Барто «Вовка – добрая душа», В.А. Сухомлинский «Каждый человек должен», В. Осеева «Своими руками», В. Мусатов «Как хлеб на стол пришел», В. Осеева «Сыновья», П. Поляков «О трудолюбии», И. Рутенин «Три сестрицы».
- Агрессивность - Э.Мошковская «Человек бесчеловечный», Е.Пермяк «Самое страшное», Е.Серова «Нехорошая история».
- Жестокость - Х.К.Андерсен «Гадкий утёнок», Р.Погодин «Жаба», Н.Гарин – Михайловский «Тёма и Жучка», русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Хаврошечка», В.Солоухин «Бишка», Ф.М. Достоевский «Дорогая копеечка», З. Тонелиус «Три ржаных колоска», Е. Кошевая «Мой сын», И. Рутенин «Премудрый царь», «Два дара» (народная сказка).
- Эгоизм - Е.Пермяк «Сила не право», Д.Лукич «Четыре девочки», Л.Толстой «Птичка», Уолтер «Мальчик - звезда», В.Осеева «Печенье».
- Непослушание - К.Ушинский «Умей обождать», М.Горький «Воробьишко».
- Правда и ложь - Н.Носов «Карасик», «Фантазёры», В.Осеева «Почему», В.А. Сухомлинский «Даже цветы покраснели от стыда», «Как мальчики съели мед», «Почему Сереже стало стыдно», «Я больше не буду».
Художественные произведения помогали нам установить с детьми тесный эмоциональный контакт, доверительные, доброжелательные отношения через ласковые обращения, которые в них содержаться. Благодаря целенаправленному использованию художественной литературы в духовно-нравственном воспитании детей, мы с каждым годом убеждаемся, что наши дети становятся добрее, более участливы друг к другу, контролируют свои поступки, приобретают нравственные качества. Научившись сопереживать с героями художественных произведений, дети начинают замечать настроение близких и окружающих его людей. В них начинают пробуждаться гуманные чувства - способность проявить участие, доброта, протест против несправедливости. Это основа, на которой воспитывается принципиальность, честность, настоящая гражданственность.
Список литературы
- Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т.И.Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, З.А. Михайлова и др. - СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.
- Комарова Т.С. «Художественная культура с детьми 5-7 лет»
- Ушакова О.С. «Знакомим дошкольников с литературой»
- Гурович Л.М., Береговая Л.Б., Логинова В.И., Пирадова В.И. Ребёнок и книга: Пособие для воспитателя детского сада \ СПб.: Изд-во «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 1999.
- Гербова В.В., Ильчук Н.П. Хрестоматия для дошкольников 4-5лет. Пособие для воспитателей детского сада и родителей \ М.,АСТ,1998.
- Гербова В.В. Книга для чтения в детском саду и дома: 4-5лет: Пособие для воспитателей детского сада и родителей \ сост. В.В. Гербова и др. – М.: Издательство ОНИКС, 2007.
- Жуковская Р.И., Пеньевская. О.А. Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста. М., 1981
Проблема | Литература |
Трусость | Э.Успенский «Академик Иванов» С.Маршак «Чего боялся Петя» О.Григорьев «Дрожащие стихи» |
Жадность | Венгерская сказка «Два жадных медвежонка» Народная сказка «Петушок и бобовое зёрнышко» А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» Я.Аким «Жадина» |
Привычка брать без разрешения | Л.Толстой «Косточка» Н.Носов «Огурцы» С.Михалков «Находка» |
Хитрость | Хакасская народная сказка «Лягушка и журавль» Русская народная сказка «Лисичка-сестричка и серый волк» Н.Носов «На горке» В.Драгунский «Он живой и светится» Румынская сказка «Сапожки борзой собаки» |
Лень, грубость, капризы | «Двенадцать месяцев» В.Губарев «Королевство кривых зеркал» Б.Заходер «Серая звёздочка» В.Осеева «Волшебное слово» Г.Остер «Вредные советы» В.Драгунский «Хитрый способ» Э.Успенский «Если бы я был девчонкой», «про Сидорова Вову» Мексиканская сказка «Вежливый кролик» А.Барто «Вовка – добрая душа» В.Железников «Рыцарь» |
Агрессивность | Э.Мошковская «Человек бесчеловечный» Е.Пермяк «Самое страшное» Е.Серова «Нехорошая история» |
Жестокость | Х.К.Андерсен «Гадкий утёнок» Р.Погодин «Жаба» Н.Гарин – Михайловский «Тёма и Жучка» Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Хаврошечка» В.Солоухин «Бишка» |
Эгоизм | Е.Пермяк «Сила не право» Д.Лукич «Четыре девочки» Л.Толстой «Птичка» Уолтер «Мальчик - звезда» В.Осеева «печенье» |
Непослушание | К.Ушинский «Умей обождать» М.Горький «Воробьишко» |
Лживость | Н.Носов «Карасик», «Фантазёры» В.Осеева «Почему» |
Художественные произведения помогали нам установить с детьми тесный эмоциональный контакт, доверительные, доброжелательные отношения через ласковые обращения, которые в них содержаться.
Благодаря целенаправленному использованию художественной литературы в духовно-нравственном воспитании детей, мы с каждым годом убеждаемся, что наши дети становятся добрее, более участливы друг к другу, контролируют свои поступки, приобретают нравственные качества.
Научившись сопереживать с героями художественных произведений, дети начинают замечать настроение близких и окружающих его людей. В них начинают пробуждаться гуманные чувства - способность проявить участие, доброта, протест против несправедливости. Это основа, на которой воспитывается принципиальность, честность, настоящая гражданственность.
Наглядный метод используется во время:
чтения педагогом рассказов;
наблюдений;
показа сказок (педагогом, детьми);
рассматривания книжных иллюстраций, репродукций, предметов;
проведения дидактических игр;
экскурсий по городу, целевых прогулок;
Словесный метод представляется наиболее эффективным в процессе:
чтения литературных произведений воспитателем;
бесед с элементами диалога, обобщающих рассказов воспитателя;
ответов на вопросы педагога, детей;
проведения разнообразных игр (малоподвижные, сюжетно-ролевые, дидактические, игры-драматизации и др.);
сообщения дополнительного материала воспитателем;
загадывания загадок;
рассматривания наглядного материала;
рассказов детей по схемам, иллюстрациям, моделирования сказок;
разбора житейских ситуаций;
проведения викторин, конкурсов, тематических вечеров;
чтения литературных произведений родителями.
Практический метод используется, когда необходимо:
организовывать продуктивную деятельность;
провести игры (строительные, дидактические, подвижные, малоподвижные, инсценировки и др.);
оформить коллекцию семян для занятия;
сшить кукол к сказкам;
организовать постановку пьес, сказок, литературных произведений, а так же конкурсы, викторины;
провести экскурсии различной направленности;
организовать вечера с родителями, для родителей и сверстников;
изготовить с детьми наглядные пособия для занятий.
С помощью стихов, потешек в бытовые процессы вводили персонажи, создавали воображаемую ситуацию, чтобы побуждать детей к активной деятельности, к хорошим поступкам: быть добрыми, любить близких.
Один из приемов работы по художественным произведениям, которые используем в своей работе, это постановка вопросов с нравственной направленностью. Читая детям художественные произведения, стремились показать маленьким слушателям, в чем главные жизненные ценности. Так, например, знакомя детей со сказкой «Лиса и журавль» подводили детей к размышлению, что такое жадность и хитрость, каким нужно быть, чтобы тебя любили, ждали в гости, радовались твоему приходу. Детям очень нравится дидактическая игра «Книжный базар», варианты которой импровизировались в зависимости от поставленной цели. Так, например, на книжном базаре предлагается детям выбрать книги, в которых прославляется дружба или честность, а потом еще и рассказать о поступках героев. Таким образом, привлекая к анализу поступков героев книги, мы постепенно переносим нравственные позиции художественного произведения на поступки и поведения самих детей.
Художественные произведения помогали нам установить с детьми тесный эмоциональный контакт, доверительные, доброжелательные отношения через ласковые обращения, которые в них содержаться.
Благодаря целенаправленному использованию художественной литературы в духовно-нравственном воспитании детей, мы с каждым годом убеждаемся, что наши дети становятся добрее, более участливы друг к другу, контролируют свои поступки, приобретают нравственные качества.
Знакомство ребенка с художественной литературой начинается с миниатюр народного творчества - потешек, песен, затем он слушает народные сказки. Глубокая человечность, предельно точная моральная направленность, живой юмор, образность языка - особенности этих фольклорных произведений-миниатюр. Наконец, малышу читают авторские сказки, стихи, рассказы, доступные ему. В воспитании дошкольников успешно применяется фольклорная проза, слагаемое духовной культуры народа, это пословицы, поговорки, сказки.
^ Основные задачи работы педагогов по духовно–нравственному воспитанию детей:
1. Воспитывать уважение к нравственным нормам морали. Учить различать добро и зло, быть в состоянии творить добро. Пресекать (в разных формах) безнравственные проявления в стремлениях и действиях ребенка.
2. Создать условия для воспитания целостной картины мира.
3. Формировать чувство любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций.
4. Развивать способность воспринимать и анализировать литературные произведения, учить выражать чувства, обогащать словарный запас.
5. Развивать музыкальную культуру, приобщать к классической, духовной и народной музыке.
6. Осуществлять целенаправленную работу по физическому воспитанию, укреплению воли и выносливости.
7. Прививать трудовые навыки, учить выполнять простые бытовые поручения, обучать основам ручного труда, продуктивной деятельности.
Содержание и формы работы следующие:
1. Занятия по познавательному развитию на тему духовно–нравственного воспитания детей.
2. Экскурсии, целевые прогулки по городу.
3. Тематические вечера досуга эстетической направленности (живопись, музыка, поэзия).
4. Беседы с детьми о правилах поведения.
5. Слушание духовной музыки, колокольных звонов, колыбельных песен, знакомство с творчеством и биографией русских композиторов.
6. Этические беседы.
7. Встречи с семьями (рассказы о семейных традициях, реликвиях, оформление наглядно–иллюстративного материала «Моя семья». Совместные творческие работы детей и родителей).
8. Чтение художественной литературы по духовно–нравственной тематике.
9. Посещение музея, библиотеки с целью знакомства с духовными ценностями и историей Отечества.
10. Выставки фотоматериалов, семейных стенгазет, совместных творческих работ детей и родителей.
11. Проведение совместных с родителями праздников.
Работая по направлению духовно–нравственного воспитания дошкольников, мы помогаем детям найти гармонию во взаимоотношениях с другими людьми, формируем умение понять другого человека, принять его таким, какой он есть, учим жить в согласии с собой и совестью, развиваем чувство собственного достоинства.
Вопрос духовно – нравственного воспитания детей дошкольного возраста является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом. Дети чутки и восприимчивы ко всему, что их окружает, а достичь им нужно очень многое. Чтобы стать добрыми к людям, надо научиться понимать других, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, удивляться окружающей природе, бережно относиться к ней.
Давно признано огромное значение литературных произведений для воспитания и образования дошкольников. Эти произведения несут в себе большой потенциал положительных и нравственных поучений. Дети без постороннего вмешательства легко улавливают идейную направленность: добро побеждает зло. В педагогической практике можно использовать как народные или известные авторские (Г.Х.Андерсона, К.Луиса, Ш.Перро и др.), так и специально сочиненные сказки. Народные и авторские сказки, потешки, поговорки, пословицы, рассказы воспитывают ребенка в традициях народа, сообщают ему основанное на духовно – нравственных народных воззрениях видение жизни.
Что читать детям и о чем с ними беседовать
Судьба – это характер
Посеешь привычку - характер пожнешь.
Что станешь искать, то и найдешь.
Добро
Добро – гуманное благодеяние,
Оно великодушно, бескорыстно, благородно,
его мы чувствуем в заботе и вниманье,
явление это благотворно.
Зло
Зло – это беды, ужасы, страдания,
И часто в них повинен человек,
Причина – в недопонимании,
Что он прожить достойно должен век.
О труде
Как в сказке, кое – кто порой
Надеется на рыбку золотую,
Она им счастье принесет, покой
И радость светлую, земную…
Наша обязанность святая:
Затратить нервы, пот и кровь,
Земные блага создавая,
Вот в этом истина – не новь.
Любовь
Любовь объединяет и сближает,
Друг к другу нас зовет, влечет,
Чувства симпатии и дружбы выражает,
И счастье каждому несет.
Но счастлив тот, кто ею дорожит.
Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение
«Детский сад «Зоренька»
Творческая группа «Школа молодого воспитателя»
«Художественная литература как средство формирования нравственных представлений у детей дошкольного возраста».
Подготовила: Толстихина Н.С.,
воспитатель, 1кв.кт.
Абакан - 2014
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
проект "Педагогические основы использования художественной литературы в социально-нравственном воспитании дошкольников".
Представляю Вам свой прект по теме: "Педагогические основы использования художественной литературы в социально-нравственном воспитании среднего дошкольного возраста"...
Роль художественной литературы в духовно-нравственном воспитании дошкольников
Роль художественной литературы в духовно-нравственном воспитании дошкольниковАвтор: Синельникова Павлина Алексеевна В современном мире мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости...
Консультация для родителей «Использование художественной литературы в духовно – нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста».
laquo;Воспитывать человека - значит определять судьбу нации»...
Мастер-класс " Использования художественной литературы в духовно- нравственном воспитании".
В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у...
Консультация для родителей и педагогов "Роль художественной литературы в духовно - нравственном воспитании"
Книга – добрый и мудрый советчик, друг и учитель. Для нас, педагогов, эти слова звучат как непреложная истина. А наши воспитанники только открывают для себя удивительный мир чтения, книжных чуде...
«Использование художественной литературы в духовно – нравственном воспитании детей дошкольного возраста».
Главной задачей в наше время является духовно-нравственное воспитание детей. От того как мы воспитаем дошкольников в нравственном отношении зависит не только его успешное...
Использование художественной литературы в духовно – нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста
laquo;Воспитывать человека - значит определять судьбу нации» ...