Консультация для педагогов: Сказкотерапия в ДОУ
консультация (старшая группа)
Роль сказки в развитии и воспитании ребенка настолько велика, что без нее трудно представить себе взросление современного дошкольника. Именно они дают ему необходимую опору в жизни, учат отличать добро от зла, развивают фантазию и интеллект.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_pedagogov_skazkoterapiya.docx | 19 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов
Сказкотерапия в ДОУ
Подготовила: Зайцева О.М.
воспитатель ГБДОУ детский сад №114
Фрунзенского района Санкт-Петербурга
Сказка - один из любимых детьми литературных жанров. Они развивают образное и логическое мышление ребёнка, его творческие способности, речь, знакомят детей с окружающим миром и помогают в развитии.
Сказкотерапия («лечение сказкой») - это комплексные занятия, которые нацелены на работу с чувствами, стабилизацию эмоционального состояния, оздоровление и гармонизацию психики, формирование ценностных основ личности, развитие творческих способностей ребёнка.
Сказкотерапия родилась и развивалась на стыке психологии, педагогики и культурных традиций разных народов. Сказкой лечат у детей страхи, лень, гиперактивность, нежелание ходить в детский сад, нервные тики и энурез. Зная, как сказка влияет на ребёнка, можно очень многим помочь ему. Например, у ребёнка есть любимая сказка, которую он просит почитать вновь и вновь. Значит, эта сказка затрагивает очень важные для него вопросы. Сеансы сказкотерапии помогают понять, что привлекает ребёнка в сюжете этой сказки, какой из героев нравится ему больше всех, почему он выбирает именно эту сказку. Со временем пристрастие ребёнка к той или иной сказке меняется, и это означает, что малыш растёт, развивается и ставит перед собой новые жизненные вопросы.
Основой сказкотерапии являются сказки, которые позволяют не только рассказать интересный сюжет, но и сделать определённый вывод и подтолкнул бы слушателя к размышлениям о жизни. Слушая сказку, ребёнок проигрывает её в своём воображении. Он представляет себе действие и героев сказки, накапливает некоторый опыт жизненных ситуаций. В основе работы лежит процесс переноса сказочных смыслов в реальность, как один из факторов эффективного осуществления социально-личностного развития детей. Сказки для сказкотерапии подбирают разные: русские народные, авторские, художественные, дидактические, психологические, специально разработанные психокоррекционные, медитативные и др. Часто предлагают ребёнку сочинить сказку самостоятельно. Сочинение сказок ребёнком и для ребёнка - основа сказкотерапии. Через сказку можно узнать переживания детей, которые они сами толком не осознают или стесняются обсуждать их со взрослыми. В зависимости от настроения дети могут представлять себя тем или иным героем: то Снежной королевой с её неприступностью и холодностью, то Гердой с пламенным сердцем, не отступающей ни перед какими преградами, то принцессой из «Бременских музыкантов».
Практикующие специалисты сталкиваются с тем, что многие родители не читают сказки детям. А ведь это так важно! В сказках дети находят частички своей души, отголоски своей жизни. Кроме того, сказки вселяют в ребёнка надежду. Чем дольше ребёнок верит в волшебство Деда Мороза, который приносит подарки в новогоднюю ночь, тем оптимистичнее будут его взгляды на жизнь.
Дети, сталкиваясь с какими-нибудь проблемами, приходят к родителям, но чаще всего происходит, что взрослый ничем не может ему помочь. А куда же девать накопившуюся печаль, раздражение, гнев или радость, которые уже переполняют ребёнка?
Сказкотерапия в данной ситуации является одной из эффективных технологий при решении социальных проблем.
Формы работы комплексной сказкотерапии :
- анализ сказок (решение «открытых» сказочных задач);
- рассказывание сказок (групповое: придумывание «по кругу», рассказывание «по кругу» известной сказки; индивидуальное: от 3-го лица, от 1-го лица);
- постановка сказок (игры-драматизации);
- сочинение сказок (интерпретация, переписывание, дописывание, сочинение новых сказок и историй);
- медитация на сказку (погружение в какой-либо процесс - статическое, психодинамическое);
- куклотерапия (пальчиковые, марионетки, бумажные, перчаточные куклы, верховые куклы, фланелеграф, теневые, магнитные, стендовые);
- сказочная имидж-терапия (преображение с помощью костюмов);
Практикующие специалисты сталкиваются с тем, что многие родители не читают сказки детям. А ведь это так важно! В сказках дети находят частички своей души, отголоски своей жизни. Кроме того, сказки вселяют в ребёнка надежду. Чем дольше ребёнок верит в волшебство Деда Мороза, который приносит подарки в новогоднюю ночь, тем оптимистичнее будут его взгляды на жизнь.
Роль сказки в развитии и воспитании ребенка настолько велика, что без нее трудно представить себе взросление современного дошкольника. Именно они дают ему необходимую опору в жизни, учат отличать добро от зла, развивают фантазию и интеллект.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов "Сказкотерапия" в образовательной деятельности".
Больше читать - значит, будешь больше знать....
Консультация для педагогов. Сказкотерапия. Терапевтическая сказка шаг за шагом.
Консультация для воспитателей ДОУ о значении сказкотерапии для гармоничного развития дошкольника. Варианты работы со сказкой. Сочинение терапевтической сказки индивидуально для каждого случая работы с...
Консультация для педагогов "Сказкотерапия как здоровьесберегательная технология"
Консультация для педагогов...
Консультация для педагогов «Сказкотерапия как здоровьесберегающая технология»
Как медиков, так и педагогов, волнует прогрессирующее ухудшение здоровья детей. Рождение здорового ребенка в наше время стало редкостью. Причина тому – и плохая экология, и несбалансированное пи...
Консультация для педагогов «Сказкотерапия как средство развития речи у дошкольников»
Одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве является овладение родным языком, как общая основа воспитания и обучения детей. Современная стратегия обучения родному языку дошкольнико...
Консультация для педагогов: «Сказкотерапия» на занятиях по развитию речи».
Развитие речи становится всё более актуальной проблемой в нашем обществе. Предпосылки и прямую угрозу надвигающейся языковой катастрофы создают такие явления как неуклонно снижающийся уровень общ...