Консультация для педагогов: Сказкотерапия в ДОУ
консультация (старшая группа)

Зайцева Ольга Михайловна

Роль сказки в развитии и воспитании ребенка настолько велика, что без нее трудно представить себе взросление современного дошкольника. Именно они дают ему необходимую опору в жизни, учат отличать добро от зла, развивают фантазию и интеллект.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov_skazkoterapiya.docx19 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

Сказкотерапия  в ДОУ

Подготовила: Зайцева О.М.

воспитатель ГБДОУ детский сад №114

Фрунзенского района Санкт-Петербурга

Сказка - один из  любимых детьми литературных жанров. Они развивают образное и логическое мышление ребёнка, его творческие способности, речь, знакомят детей с окружающим миром и помогают в развитии.

Сказкотерапия («лечение сказкой») - это комплексные занятия, которые нацелены на работу с чувствами, стабилизацию эмоционального состояния, оздоровление и гармонизацию психики, формирование ценностных основ личности, развитие творческих способностей ребёнка.

 Сказкотерапия родилась и развивалась на стыке психологии, педагогики и культурных традиций разных народов. Сказкой лечат у детей страхи, лень, гиперактивность, нежелание ходить в детский сад, нервные тики и энурез. Зная, как сказка влияет на ребёнка, можно очень многим помочь ему. Например, у ребёнка есть любимая сказка, которую он просит почитать вновь и вновь. Значит, эта сказка затрагивает очень важные для него вопросы. Сеансы сказкотерапии помогают понять, что привлекает ребёнка в сюжете этой сказки, какой из героев нравится ему больше всех, почему он выбирает именно эту сказку. Со временем пристрастие ребёнка к той или иной сказке меняется, и это означает, что малыш растёт, развивается и ставит перед собой новые жизненные вопросы.

Основой сказкотерапии являются сказки, которые позволяют не только рассказать интересный сюжет, но и сделать определённый вывод и подтолкнул бы слушателя к размышлениям о жизни. Слушая сказку, ребёнок проигрывает её в своём воображении. Он представляет себе действие и героев сказки,  накапливает некоторый опыт жизненных ситуаций. В основе работы лежит процесс переноса сказочных смыслов в реальность, как один из факторов эффективного осуществления социально-личностного развития детей. Сказки для сказкотерапии подбирают разные: русские народные, авторские, художественные, дидактические, психологические, специально разработанные психокоррекционные, медитативные и др. Часто предлагают ребёнку сочинить сказку самостоятельно. Сочинение сказок ребёнком и для ребёнка - основа сказкотерапии. Через сказку можно узнать переживания детей,  которые они сами толком не осознают или стесняются обсуждать их со взрослыми. В зависимости от настроения дети могут представлять себя тем или иным героем: то Снежной королевой с её неприступностью и холодностью, то Гердой с пламенным сердцем, не отступающей ни перед какими преградами, то принцессой из «Бременских музыкантов».

Практикующие специалисты сталкиваются с тем, что многие родители не читают сказки детям. А ведь это так важно! В сказках дети находят частички своей души, отголоски своей жизни. Кроме того, сказки вселяют в ребёнка надежду. Чем дольше ребёнок верит в волшебство Деда Мороза, который приносит подарки в новогоднюю ночь, тем оптимистичнее будут его взгляды на жизнь.

Дети, сталкиваясь с  какими-нибудь проблемами, приходят к родителям, но чаще всего происходит, что взрослый ничем не может ему помочь. А куда же девать накопившуюся печаль, раздражение, гнев или радость, которые уже переполняют ребёнка?

Сказкотерапия в данной ситуации   является одной из эффективных технологий при решении социальных проблем.

Формы работы комплексной сказкотерапии :

  • анализ сказок (решение «открытых» сказочных задач);
  • рассказывание сказок (групповое: придумывание «по кругу», рассказывание «по кругу» известной сказки; индивидуальное: от 3-го лица, от 1-го лица);
  • постановка сказок (игры-драматизации);
  • сочинение сказок (интерпретация, переписывание, дописывание, сочинение новых сказок и историй);
  • медитация на сказку (погружение в какой-либо процесс - статическое, психодинамическое);
  • куклотерапия (пальчиковые, марионетки, бумажные, перчаточные куклы, верховые куклы, фланелеграф, теневые, магнитные, стендовые);
  • сказочная имидж-терапия (преображение с помощью костюмов);

Практикующие специалисты сталкиваются с тем, что многие родители не читают сказки детям. А ведь это так важно! В сказках дети находят частички своей души, отголоски своей жизни. Кроме того, сказки вселяют в ребёнка надежду. Чем дольше ребёнок верит в волшебство Деда Мороза, который приносит подарки в новогоднюю ночь, тем оптимистичнее будут его взгляды на жизнь.

Роль сказки в развитии и воспитании ребенка настолько велика, что без нее трудно представить себе взросление современного дошкольника. Именно они дают ему необходимую опору в жизни, учат отличать добро от зла, развивают фантазию и интеллект.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов. Сказкотерапия. Терапевтическая сказка шаг за шагом.

Консультация для воспитателей ДОУ о значении сказкотерапии для гармоничного развития дошкольника. Варианты работы со сказкой. Сочинение терапевтической сказки индивидуально для каждого случая работы с...

Консультация для педагогов «Сказкотерапия как здоровьесберегающая технология»

Как медиков, так и педагогов, волнует прогрессирующее ухудшение здоровья детей. Рождение здорового ребенка в наше время стало редкостью. Причина тому – и плохая экология, и несбалансированное пи...

Консультация для педагогов «Сказкотерапия как средство развития речи у дошкольников»

Одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве является овладение родным языком, как общая основа воспитания и обучения детей. Современная стратегия обучения родному языку дошкольнико...

Консультация для педагогов: «Сказкотерапия» на занятиях по развитию речи».

Развитие речи становится всё более актуальной проблемой в нашем обществе. Предпосылки и прямую угрозу надвигающейся языковой катастрофы создают такие явления как неуклонно снижающийся уровень общ...