гендерное воспитание дошкольников в условиях детского сада
методическая разработка

Сахабиева Регина Ильгизаровна

программа самообразования педагога по теме "Гендерное воспитание дошкольников в условиях детского сада"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_sazabieva_r.i.docx1.99 МБ
Package icon diagnosticheskie_metodiki.zip1.97 МБ

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Методы диагностики гендерной воспитанности в соответствии с «Концепцией и программой социального развития» Л.В. Коломийченко и представлены по трем блокам: «Я – мальчик, Я – девочка», «Мужчины и женщины», «Моя семья». Разнообразие используемых методов обусловлено доминирующими задачами диагностики, позволяющими установить объем, разновидность и аргументированность знаний (беседы, неоконченные рассказы), ситуативность и стабильность эмоционально-чувственных проявлений (проблемные ситуации), осознанность и адекватность поведенческих реакций (наблюдение, эксперимент).

Блок «Я – мальчик, я – девочка»  

Показатели

Содержание методики

Стимульный материал

Адекватно определяет перспективы возрастного развития

Методика Н.В. Белопольской

«Возрастная линия»

Картинки с изображением мужчин и женщин в разные возрастные периоды (младенец, дошкольник,  мл. школьник, подросток, юноша, девушка, мужчина и женщина, пожилые мужчина и женщина)

Испытывает удовлетворенность в отношении собственной половой принадлежности

– Если бы волшебник предложил тебе стать мальчиком (девочкой), ты бы согласился? Почему?

Проявляет чувство симпатии к сверстникам противоположного пола, владеет способами оказания

  • Нравится ли тебе кто-то из детей в группе?  
  • Чем он (она) тебе нравится?  
  • Как ты проявляешь свою симпатию?

внимания

 

Блок «Мужчины и женщины»  

Показатели

Содержание методики

Стимульный материал

Дифференцирует функциональные особенности мужчин и женщин (труд, обязанности, интересы, качества). Осознает относительность мужских и женских проявлений

Предъявляются и зачитываются карточка с инструкцией:

1 серия 

– Подумай, кому больше подходит эта карточка, объясни свой выбор.

2 серия (используются те же карточки)  

– Что подходит только мужчине (женщине)?

Карточки с написанными качествами, домашними обязанностями, профессиями мужчин и женщин (отдых – общаться с друзьями, ходить в кино, театр, разводить цветы, шить заниматься спортом, читать, слушать музыку т.д.)

Умеет обобщать представления о половой принадлежности мужчин и женщин (внешний вид, качества). Соотносит достижения мужчин и женщин с проявлениями маскулинных и

  • Чем внешне мужчина отличается от женщины?  
  • Какими качествами должен обладать «настоящий мужчина», «настоящая женщина»?  
  • Какие мужские (женские) профессии ты знаешь? Почему их разделяют?

 

фемининных качеств

Проявляет стремление быть похожим на известных людей в науке, культуре, искусстве, спорте

Предъявляются картинки с инструкцией:

  • Кто это, чем он (она) прославил свое имя?
  • На кого из этих людей ты бы хотел быть похож? Почему?

На картинках, фотографиях изображены известные мужчины и женщины, представители науки, искусства, культуры, спорта, включенные в содержание программы

Осознает нравственную ценность мужских и женских поступков по отношению друг к другу. Осознает необходимость и целесообразность партнерских, доброжелательных, толерантных отношений между мужчиной и женщиной.

  • Расскажи, что ты знаешь о том, как мужчины и женщины заботятся друг о друге?  
  • Как думаешь, а зачем мужчины и женщины заботятся друг о друге?  
  • Почему мужчина и женщина должны терпеливо относится к друг другу, даже если им что-то не нравится?

 

 

Блок «Моя семья»

Показатели

Содержание методики

Стимульный материал

Имеет обобщенные

Рассматривание альбома с

Альбом с фотогра-

по ряду признаков представления о членах семьи как людях разного пола и возраста, их основных функциях (социальная, коммуникативная, экономическая, репродуктивная, фелицитарная), о необходимости заботливого, бережного отношения к ним

вопросами:

  • Расскажи, кто есть в вашей семье?  

В зависимости от содержания альбома задать вопросы о родственных связях между членами семьи. Например:  

  • Кем ты приходишься своим маме и папе?  
  • Мама и папа друг для друга кто?  
  • А эта тетя чья сестра?  
  • По отношению к бабушке и дедушке ты кто?  
  • Эта бабушка чья мама?  
  • Как бабушка называет твоего папу?  
  • Кем мама приходится дедушке со стороны твоего папы? и т.д.

фиями членов семьи (для каждого ребенка)

Владеет общими сведениями об иерархии семейных отношений, принятых в русской психосексуальной культуре

– Ты знаешь кто в древние времена на Руси считался главой семьи? Почему?

 

Умеет определить

– Скажи, а когда ты вырастешь у

 

перспективу развития собственной социальной функции в системе родственных связей

тебя будет своя семья и появятся дети, ты для них кем будешь?  

– А когда вырастут твои дети и у них появятся свои дети ты кем будешь для них?

 

Показатели эмоционально-чувственного и поведенческого компонентов гендерной воспитанности фиксировались в ходе наблюдений и проблемных ситуаций. Констатация имеющихся показателей осуществлялась в ноябре2015 года. Полученные данные заносились в диагностическую карту.

Ф.И.

Когнитивная сфера

Эмоциональночувственная сфера

Поведенческая сфера

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица № 1.  

Диагностическая карта уровня гендерной воспитанности детей 6-7 лет

 

Ключ к обработке результатов  

Оценка когнитивного компонента:  

2 балла – по всей программе имеются обобщенные, аргументированные представления; 

1 балл – по большей части программы имеются дифференцированные, аргументированные представления;

0         баллов         –         по         части         программы         имеются         недифференцированные представления.  

 

Оценка эмоционально-чувственного компонента:

2 балла – интерес и потребность в общении с другими людьми (близкими,

сверстниками) и эмпатия по отношению к ним ярко выражены по широкому спектру взаимодействия, общение бесконфликтное, инициированное;

1 балл – интерес и потребность в общении с другими людьми (близкими,

сверстниками) и эмпатия по отношению к ним ситуативны, ограничены, направлены на отдельных людей, допускаются конфликты в общении;

0 баллов – интерес и потребность в общении с другими людьми (близкими,

сверстниками) и эмпатия по отношению к ним отсутствуют, общение конфликтное, социальные эмоции негативны, толерантное отношение отсутствует.  

 

Оценка поведенческого компонента:

2 балла –         способы         взаимодействия         с         другими         людьми         (взрослыми, сверстниками)         соответствуют         содержанию         программы         и реализуются самостоятельно, знания по программе отражаются в различных видах специально организованной, самостоятельной и творческой деятельности;  

1 балл –         способы         взаимодействия         с         другими         людьми         (взрослыми, сверстниками)         соответствуют         содержанию         программы, реализуются при напоминании взрослого, знания по программе отражаются в различных видах самостоятельной и организуемой взрослыми деятельности;  

0 баллов – способы взаимодействия с другими людьми (взрослыми,

сверстниками) частично соответствуют содержанию программы, не всегда адекватны, отдельные правила поведения выполняются по настоянию взрослого, знания по программе отражаются в отдельных видах деятельности, организуемых взрослыми.

 

Определение уровня полоролевой социализации осуществлялось в соответствии с суммой баллов, полученных по результатам диагностики когнитивной, эмоционально-чувственной и поведенческой сферы: 0-4 балла – низкий уровень, 5-9 баллов – средний уровень, 10-14 баллов – высокий уровень.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планирование работы по гендерному воспитанию дошкольников в условиях детского сада

Направление: Социально-личностное.Образовательная область: Социализация.Цель:Повысить свой профессиональный уровень по теме,Систематизировать  работу гендерного подхода в воспитании де...

Обобщение опыта работы «Гендерное воспитание дошкольников в условиях детского сада»

Гендерное воспитание детей необходимо для ровномепрнрого развития, самореализация и обучения детей разного пола....

План работы по самообразованию "Гендерное воспитание дошкольников в условиях детского сада"

Повышение профессионального уровня по теме, систематизация работы по использованию гендерного подхода в воспитании детей в ДОУ....

Гендерное воспитание дошкольников в условиях детского сада

Мальчики и девочки - два разных мира.... Как организовать педагогу  (родителям) работу с детьми с учетом гендерной принадлежности?  В статье Вы найдете рекомендации и ответ на этот вопрос....

Гендерное воспитание дошкольников в условиях детского сада

Гендерное воспитание – это формирование у детей представлений о настоящих мужчинах и женщинах, а это необходимо для нормальной и эффективной социализации личности. Под влиянием воспитателей и родителе...

Обобщение опыта работы «Гендерное воспитание дошкольников в условиях детского сада»

Гендерное воспитание- это организация педагогического процесса с учётом половой идентичности, особенностей развития детей в ходе полоролевой социализации....