гендерное воспитание дошкольников в условиях детского сада
методическая разработка
программа самообразования педагога по теме "Гендерное воспитание дошкольников в условиях детского сада"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie_sazabieva_r.i.docx | 1.99 МБ |
diagnosticheskie_metodiki.zip | 1.97 МБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Методы диагностики гендерной воспитанности в соответствии с «Концепцией и программой социального развития» Л.В. Коломийченко и представлены по трем блокам: «Я – мальчик, Я – девочка», «Мужчины и женщины», «Моя семья». Разнообразие используемых методов обусловлено доминирующими задачами диагностики, позволяющими установить объем, разновидность и аргументированность знаний (беседы, неоконченные рассказы), ситуативность и стабильность эмоционально-чувственных проявлений (проблемные ситуации), осознанность и адекватность поведенческих реакций (наблюдение, эксперимент).
Блок «Я – мальчик, я – девочка»
Показатели | Содержание методики | Стимульный материал |
Адекватно определяет перспективы возрастного развития | Методика Н.В. Белопольской «Возрастная линия» | Картинки с изображением мужчин и женщин в разные возрастные периоды (младенец, дошкольник, мл. школьник, подросток, юноша, девушка, мужчина и женщина, пожилые мужчина и женщина) |
Испытывает удовлетворенность в отношении собственной половой принадлежности | – Если бы волшебник предложил тебе стать мальчиком (девочкой), ты бы согласился? Почему? | |
Проявляет чувство симпатии к сверстникам противоположного пола, владеет способами оказания |
| |
внимания |
Блок «Мужчины и женщины»
Показатели | Содержание методики | Стимульный материал |
Дифференцирует функциональные особенности мужчин и женщин (труд, обязанности, интересы, качества). Осознает относительность мужских и женских проявлений | Предъявляются и зачитываются карточка с инструкцией: 1 серия – Подумай, кому больше подходит эта карточка, объясни свой выбор. 2 серия (используются те же карточки) – Что подходит только мужчине (женщине)? | Карточки с написанными качествами, домашними обязанностями, профессиями мужчин и женщин (отдых – общаться с друзьями, ходить в кино, театр, разводить цветы, шить заниматься спортом, читать, слушать музыку т.д.) |
Умеет обобщать представления о половой принадлежности мужчин и женщин (внешний вид, качества). Соотносит достижения мужчин и женщин с проявлениями маскулинных и |
|
|
фемининных качеств | ||
Проявляет стремление быть похожим на известных людей в науке, культуре, искусстве, спорте | Предъявляются картинки с инструкцией:
| На картинках, фотографиях изображены известные мужчины и женщины, представители науки, искусства, культуры, спорта, включенные в содержание программы |
Осознает нравственную ценность мужских и женских поступков по отношению друг к другу. Осознает необходимость и целесообразность партнерских, доброжелательных, толерантных отношений между мужчиной и женщиной. |
|
|
Блок «Моя семья»
Показатели | Содержание методики | Стимульный материал |
Имеет обобщенные | Рассматривание альбома с | Альбом с фотогра- |
по ряду признаков представления о членах семьи как людях разного пола и возраста, их основных функциях (социальная, коммуникативная, экономическая, репродуктивная, фелицитарная), о необходимости заботливого, бережного отношения к ним | вопросами:
В зависимости от содержания альбома задать вопросы о родственных связях между членами семьи. Например:
| фиями членов семьи (для каждого ребенка) |
Владеет общими сведениями об иерархии семейных отношений, принятых в русской психосексуальной культуре | – Ты знаешь кто в древние времена на Руси считался главой семьи? Почему? |
|
Умеет определить | – Скажи, а когда ты вырастешь у |
|
перспективу развития собственной социальной функции в системе родственных связей | тебя будет своя семья и появятся дети, ты для них кем будешь? – А когда вырастут твои дети и у них появятся свои дети ты кем будешь для них? |
Показатели эмоционально-чувственного и поведенческого компонентов гендерной воспитанности фиксировались в ходе наблюдений и проблемных ситуаций. Констатация имеющихся показателей осуществлялась в ноябре2015 года. Полученные данные заносились в диагностическую карту.
Ф.И. | Когнитивная сфера | Эмоциональночувственная сфера | Поведенческая сфера | ||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Таблица № 1.
Диагностическая карта уровня гендерной воспитанности детей 6-7 лет
Ключ к обработке результатов
Оценка когнитивного компонента:
2 балла – по всей программе имеются обобщенные, аргументированные представления;
1 балл – по большей части программы имеются дифференцированные, аргументированные представления;
0 баллов – по части программы имеются недифференцированные представления.
Оценка эмоционально-чувственного компонента:
2 балла – интерес и потребность в общении с другими людьми (близкими,
сверстниками) и эмпатия по отношению к ним ярко выражены по широкому спектру взаимодействия, общение бесконфликтное, инициированное;
1 балл – интерес и потребность в общении с другими людьми (близкими,
сверстниками) и эмпатия по отношению к ним ситуативны, ограничены, направлены на отдельных людей, допускаются конфликты в общении;
0 баллов – интерес и потребность в общении с другими людьми (близкими,
сверстниками) и эмпатия по отношению к ним отсутствуют, общение конфликтное, социальные эмоции негативны, толерантное отношение отсутствует.
Оценка поведенческого компонента:
2 балла – способы взаимодействия с другими людьми (взрослыми, сверстниками) соответствуют содержанию программы и реализуются самостоятельно, знания по программе отражаются в различных видах специально организованной, самостоятельной и творческой деятельности;
1 балл – способы взаимодействия с другими людьми (взрослыми, сверстниками) соответствуют содержанию программы, реализуются при напоминании взрослого, знания по программе отражаются в различных видах самостоятельной и организуемой взрослыми деятельности;
0 баллов – способы взаимодействия с другими людьми (взрослыми,
сверстниками) частично соответствуют содержанию программы, не всегда адекватны, отдельные правила поведения выполняются по настоянию взрослого, знания по программе отражаются в отдельных видах деятельности, организуемых взрослыми.
Определение уровня полоролевой социализации осуществлялось в соответствии с суммой баллов, полученных по результатам диагностики когнитивной, эмоционально-чувственной и поведенческой сферы: 0-4 балла – низкий уровень, 5-9 баллов – средний уровень, 10-14 баллов – высокий уровень.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«ГЕНДЕРНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО САДА ПО СРЕДСТВАМ НАРОДНОГО ФОЛЬКЛОРА»
Воспитание мальчиков и девочек имеет разную структуру....
Планирование работы по гендерному воспитанию дошкольников в условиях детского сада
Направление: Социально-личностное.Образовательная область: Социализация.Цель:Повысить свой профессиональный уровень по теме,Систематизировать работу гендерного подхода в воспитании де...
Обобщение опыта работы «Гендерное воспитание дошкольников в условиях детского сада»
Гендерное воспитание детей необходимо для ровномепрнрого развития, самореализация и обучения детей разного пола....
План работы по самообразованию "Гендерное воспитание дошкольников в условиях детского сада"
Повышение профессионального уровня по теме, систематизация работы по использованию гендерного подхода в воспитании детей в ДОУ....
Гендерное воспитание дошкольников в условиях детского сада
Мальчики и девочки - два разных мира.... Как организовать педагогу (родителям) работу с детьми с учетом гендерной принадлежности? В статье Вы найдете рекомендации и ответ на этот вопрос....
Гендерное воспитание дошкольников в условиях детского сада
Гендерное воспитание – это формирование у детей представлений о настоящих мужчинах и женщинах, а это необходимо для нормальной и эффективной социализации личности. Под влиянием воспитателей и родителе...
Обобщение опыта работы «Гендерное воспитание дошкольников в условиях детского сада»
Гендерное воспитание- это организация педагогического процесса с учётом половой идентичности, особенностей развития детей в ходе полоролевой социализации....