Проект «Мой край родной – Югра»
проект (подготовительная группа)
Формирование у детей старшего дошкольного возраста знаний о своей малой Родине – Югре.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проект «Мой край родной – Югра» | 79.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект подготовительной группы на тему «Мой край родной – Югра»
Сроки реализации проекта: с ноября 2021г. – по декабрь 2021г.
Цель проекта: Формирование у детей старшего дошкольного возраста знаний о своей малой Родине – Югре.
Задачи проекта:
- закрепить знания детей о родном городе и крае; познакомить с жизнью и бытом коренных жителей Югры; расширить представления детей о растительном и животном мире родного края ХМАО-Югры;
- закрепить умение вести диалог, активизировать словарь названиями объектов родного края;
- развивать интерес детей к подвижным играм коренных народов Югры;
- воспитывать любовь к своей малой Родине, гордость за свой край.
Продукт проектной деятельности:
- картотека видеоматериалов и слайдовых презентаций;
- картотека игр и сказок;
- рисунки, поделки;
- выставка рисунков и поделок;
- выставка поделок, рисунков (изготовленных родителями и детьми);
- создание мини-музея «Мой край родной – Югра».
Прогнозируемые результаты реализации проекта:
- повышение познавательной активности ребенка;
- формирование представлений о родном городе и крае, о растительном и животном мире родного края;
- овладение коммуникативными умениями и навыками взаимодействия с взрослыми и детьми;
- повышение интереса к своей малой Родине - Югре.
- пополнение образовательной среды, согласно теме проекта;
- распространение педагогического опыта;
- совместная деятельность в организации жизни группы и детского сада;
- появление интереса к сотрудничеству с ДОУ.
Ресурсное обеспечение проекта: план реализации проекта «Мой край родной - Югра», тематические презентации к проекту, технические средства.
Итоговое мероприятие: Игра - викторина «Мой край родной - Югра»
Краткая аннотация проекта
В данном проекте показано сотрудничество педагога и родителя в художественно-эстетическом развитии ребенка. Взаимодействие с родителями через изучение индивидуальности семей, планирование организации совместной деятельности. Данный проект содержит перспективное планирование работы с детьми и план работы с родителями.
Актуальность
Югра – это край, который восхищает, удивляет своим величием и красотой. Чем больше мы знаем о своей малой Родине, тем больше мы сможем быть полезны ей, сможем приумножить ее богатства. Будущее нашего края в наших руках. Мы часто сталкиваемся с тем, что в социальном обществе появилась тенденция к утрате общечеловеческих ценностей. Чувство Родины начинается с любви к тому, что ребенок видит, что вызывает восхищение в его душе… Хотя многие впечатления ребенка не осознанны, они прошли через его маленькое сердечко, и оставили огромный след в становлении личности патриота своей Родины
Этапы реализации проекта:
1.Организационный (подготовительный):
1. Подготовка информационного и наглядного материала для родителей и детей.
2. Подбор художественной литературы по теме проекта;
3. Подбор подвижных игр коренных народов Севера;
4. Подбор демонстрационного материала по теме проекта;
5. Составление плана основного этапа проекта;
6. Планирование НОД в соответствии с темой проекта;
7. Разработка итогового мероприятия.
2. Основной (реализация проекта):
1. Знакомство с жизнью и бытом народов крайнего Севера;
2. Проведение цикла бесед с детьми;
3. Проведение НОД;
4. Проведение игр (подвижных, дидактических, сюжетно-ролевых);
5. Чтение художественной литературы, заучивание стихотворений.
3.Заключительный этап
1. Проведение итогового мероприятия Игра - викторина «Мой край родной -Югра»;
2. Выставка поделок.
3. Презентации и фотоотчеты «Мой край родной – Югра»;
4. Картотека видеоматериалов и слайдовых презентаций.
План реализации проекта
Дата | Тема | Программноесодержание |
25.11.2021г. | НОД «Путешествие породному краю» | Цель: Расширить представления о своей малой Родине, обогащать представления о своем крае, Воспитывать любовь к родному краю. (приложение 1) |
26.11.2021г. | Презентация «Символика нашего края» | Цель: Формировать представления о символике города, значимости его в истории страны. Воспитывать гражданственность и патриотизм. |
27.11. 2021г. | Беседа «Есть город на Севере» | Цель: Расширить представление о родном городе, крае, городе, развивать любознательность, словарный запас, воспитывать любовь к родному городу. |
28.11.2021г. | Презентация «Югорское народное творчество» | Цель: Познакомить с декоративно –прикладным искусством народов Югры. Воспитывать любовь к прекрасному. |
29.11.2021г. | Рисование «Узоры ханты и манси» | Цель: Продолжать закреплять представление о Югорской национальной одежде, закреплять умения, совершенствовать развивать чувство формы и композиции. |
2.12.2021г. | Презентация «Города Югры» | Цель: Познакомить детей с городами нашего округа. Их символикой. Развивать желание узнавать новое о том, месте, где они родились и живут. Воспитывать любовь к своей малой Родине. |
3.12.2021г. | Чтение сказок народов ханты и манси | Цель: Познакомить детей с произведениями национальных писателей. |
4.12.2021г. | Лепка – коллективная работа «Северные олени» | Цель: Закреплять умение детей создавать коллективную композицию; закреплять навыки работы с пластилином, полученные в детском саду; побуждать детей к использованию разнообразных приемов и способов лепки. |
9.12.2021г. | Игра - викторина «Мой край родной - Югра» | Цель: формирования у детей первоначальных знаний о малой родине, социокультурных ценностях, традициях, праздниках коренных народов Югры. (приложение 2) |
Результаты проектной деятельности:
1.Повышение правовой и педагогической культуры родителей в вопросах формирования нравственно-патриотических чувств.
2.Развитие творческих способностей воспитанников и педагогов ДОО, их коммуникативных качеств.
3.Укрепление отношений сотрудничества между детским садом и родителями воспитанников.
4.Создание развивающей предметно-пространственной среды, способствующей формированию историко-географических представлений о ХМАО – Югре у детей старшего дошкольного возраста.
5.Повышение уровня компетенций в области социально-нравственного воспитания у всех участников проекта.
Приложение 1
Тема НОД «Путешествие по родному краю».
Задачи.
Образовательные:
• Расширить представления о родном крае, городе.
• Расширить знания детей о природном ископаемом – нефть.
• Формировать практические навыки, стремление к экспериментированию, эмоционально-положительное отношение к окружающему миру, понимание зависимости его состояния от действия человека.
Развивающие:
• Развивать у детей самостоятельность мышления, гибкость и осмысленность в практическом применении знаний.
Воспитательные:
• Воспитывать желание преумножать природные богатства родного края.
Оборудование: макет " Тайга" "Речка", следы животных, карта
" Российская Федерация", пробирка с нефтью, по два маленьких контейнера на каждого ребёнка, белые бумажные салфетки, пипетки, вода, руль, рюкзак, детское ведро, магнитный набор
" Рыбалка", слайды.
Стук в дверь – приход почтальона - принёс посылку – карту Российской Федерации. (воспитатель читает от кого посылка)
В. Открывает посылку, показывает детям, читает письмо:
«Здравствуйте дети, мы слышали, что вы много знаете о природе. Вот и решили вам отправить посылку – карту Р. Ф. и вещество в пробирке. Что это за вещество, вы узнаете, если отправитесь путешествовать по родному краю. Узнаете много интересного. С уважением нефтяники г. Покачи».
В. Ребята, как называется страна, в которой мы живём? (ответы детей)
В. Как называется наш город? (ответы детей)
Я предлагаю вам рассмотреть карту Российская Федерация. Карта разноцветная, наша страна на карте похожа на волшебный цветок с разными лепестками, каждый лепесток – это особая часть нашей Родины. Все разноцветные лепесточки – это края, области, округа, республики России.
Мы живём в ХМАО, на карте он обозначен зелёным цветом (показ на карте, где находится город Покачи. Сегодня мы с вами отправимся в путешествие породному краю. Путешествуя, мы будем говорить не только о красоте природы, её жителях, но поговорим и о бережном отношении к Земле – к дому, в котором мы живём.
А как вы думаете, на чём можно отправиться в путешествие? (ответы детей)
В: Какие вы молодцы, всё вы знаете. А я вас сегодня приглашаю отправиться в путешествие на автобусе. Вы готовы? (ответы детей)
В: но прежде, чем отправиться в путешествие, нам нужно построить автобус и собрать все необходимое для поездки. Кто будет строить автобус? (мальчики, потому что это тяжелая работа для мужчин). Кто будет собирать рюкзаки? (девочки, потому что это женская работа). Хорошо, давайте с вами разделимся на группы: мальчики будут строить автобус, а девочки собирать рюкзаки в дорогу.
(Мальчики строят автобус, а девочки собирают предметы, необходимые для путешествия; аптечку, посуду, удочки и т. д.)
Воспитатель: Ну, вот мы и собрались, и наши мальчишки, молодцы, автобус готов. Теперь выберем водителя, при помощи волшебной стрелочки- воспитатель поворачивается вокруг себя и указывает на ребёнка. Ребята, а можно я буду вашим экскурсоводом (согласие детей)
В. Ребята, сейчас время года – зима, одевайтесь потеплее (дети имитируют движения, проходите в автобус, занимайте места, двери закрываются и автобус трогается. Во время путешествия, воспитатель ведёт беседу с детьми:
В. Посмотрите налево, что вы видите? (дети называют игровые зоны, например: библиотека, да ребята, мы проезжаем с вами городскую библиотеку; или магазин, и т. д., можно детям предложить попить водички в пути)
Экскурсовод –воспитатель объявляет остановку «Река Обь».
В. Ребята, что вы видите? (макет реки) (ответы детей)
В. Я предлагаю вам порыбачить, согласны? Мальчики берут удочки, девочки присаживаются рядом, посмотрите лунки готовы, видать кто-то здесь уже рыбачил. Дети берут удочки, ловят рыбу, воспитатель ведёт беседу: как вы считаете, рыбы живые? для чего зимой рыбаки делают лунки в реках (ответы детей). Для того, чтобы было много рыбы, вода в реке должна быть чистой. А мы с вами можем помочь сохранить чистую воду в реках? Как (ответы детей).
В. Никита, ты какую рыбу поймал? (щуку)
В. Игорь, какую рыбу поймал ты? (карась)
(Дети ловят рыбу и складывают в ведро)
В. Я предлагаю вам взять рыбу с собой, в детский сад, и отдать поварам.
В: Ну, что в путь. Теперь мы с вами пойдём по берегу реки и углубимся в тайгу, ребята, а в лесу снега много, как же нам пройти (надеваем лыжи и двигаемся по лыжне (воспитатель первый, дети за ней - имитируют движения, так обходят круг, затем замечают следы.
В. Дети, посмотрите, а чьи это следы? Рассматривают, определяют (беличьи, волчьи, лисьи, а медвежьи следы зимой можно встретить? (ответы детей)
В. Какие растения растут в Тайге? (ответы детей)
В. Что нужно помнить людям, которые находятся в лесу? (ответы детей)
Лес - богатство нашей родины надо беречь и охранять его. Как вы думаете, сможет человек прожить без леса? (Дети высказываются.)
В. Что дает лес людям? (Ответы детей).
В. Правильно, человек не может прожитъ без леса, ведь лес дает свежий воздух, защищает поля и луга от сухих ветров, дает древесину, дрова, дарит вкусные ягоды, грибы, орехи, много в лесу растет и лекарственных трав. Вот почему лес надо беречь
В. Ребята, посмотрите, что это там вдали? Перед детьми нефтяная Качалка (из модулей) (ответы детей)
В. Показ слайдов (нефтяная вышка, качалка, предметы, которые производят из нефти)
В. Ребята, а вы видели нефть? (ответы детей)
Сегодня мы с вами познакомимся с нефтью поближе, рассмотрим её и проведём с ней некоторые опыты. Нефтяники разрешили нам пройти в лабораторию.
В. Ребята, как вы думаете, какого цвета бывает нефть?
1. Практическая часть. Проведение опытов.
Опыт 1. Цвет нефти.
На белую салфетку пипеткой капнуть 1 каплю нефти, рассмотреть растекающуюся каплю нефти и сделать вывод.
Вывод: Нефть темно-коричневого цвета.
Опыт 2. Запах нефти.
2 колбочки: 1-я с водой, 2-я с нефтью. Предложить детям понюхать колбочку с водой и колбочку с нефтью. Выяснить, какие эмоции возникают при этом у детей. Почему?
Вывод: Нефть имеет запах.
Опыт 3. Жидкость.
2-е колбочки: 1-я с нефтью, 2-я - пустая. Перелить нефть в пустую колбочку.
Нефть льётся? Почему?
Вывод: Нефть - жидкое вещество, поэтому нефть качают насосами из глубин земли.
Опыт 4. Смешиваемость и растворяемость нефти и воды.
2 колбочки:1-я с водой, 2-я с нефтью. Выслушать предположения детей о том, что будет с нефтью, если её налить в воду. Проверить и сделать вывод, что нефть легче воды, по воде расплываются пятна, потому что она не смешивается и не растворяется.
Вывод: Нефть не смешивается, не растворяется.
В. Ребята, но нефть приносит не только пользу, но и вред. Показ слайдов. Если нефть попадет на землю, на ней ничего не будет расти. А на воде нефть расплывается огромным пятном. Если в это место прилетят птицы, то они погибнут. Перья от нефти слипаются и теряют способность отталкивать воздух, значит птица не может взлететь и становится лёгкой добычей хищников или просто может погибнуть от переохлаждения. Грязные, слипшиеся перья не согревают тело птицы. Такую обстановку называют экологической катастрофой. Но разве только катастрофы вредят природе? По разному вредят природе дым заводов, разлитая в море нефть, брошенный в лесу или на пляже мусор. Так вот, дети, запомните, что нужно не только самому бережно относиться к природе и ее богатствам, но и останавливать других, тех, кто относится к природе потребительски, не бережет ее. Чтобы остались на ней леса и степи, реки и озера, чтобы жили на ней рядом с нами рыбы и стрекозы, бабочки и киты, чтобы не потонули в мусоре и отбросах наши города.
А теперь нам пора возвращаться в детский сад, по лыжне дети с экскурсоводом возвращаются к автобусу, снимают лыжи, садятся, поехали. Во время пути идёт беседа:
В. Ребята, вам понравилось наше путешествие? А что больше всего понравилось?
В. Остановка «Детский сад Солнышко»
Приложение 2
Игра - викторина «Мой край родной - Югра».
Цель: воспитание патриотических чувств.
Задачи:
- расширить и закрепить знания детей о родном крае,
- развивать связную речь, память, мышление,
- воспитывать чувство привязанности к своему родному краю;
- восхищения его богатствами и красотой;
- вызвать чувство гордости за достижения югорчан;
- вызвать желание порадовать жителей Югры своими добрыми делами;
- вызвать стремление сделать свою Родину богаче и краше.
Предварительная работа: наблюдения на прогулке, рассматривание иллюстраций на тему: «Северный край», чтение хантыйских и мансийских сказок, рассказов, составление рассказов на темы: «Где мы живем?», «Наш город», дидактические игры.
Ход викторины.
Воспитатель:
Вступительное слово. У каждого человека есть Родина. Наша Родина – Россия, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, город Покачи. 10 декабря у нашего округа праздник - день его рождения. Мы, жители Югры, любим свой край, гордимся им и много о нём знаем. И я предлагаю приготовить подарок к празднику и рассказать всем о том, какой это удивительный, красивый и богатый край, где живут и трудятся на благо Родины замечательные люди. Предлагаю вам рассказать всем, как мы любим свой край и гордимся им. Согласны?
Разделитесь на две команды. Каждая команда будет отвечать на мои вопросы и выполнять задания. За каждое выполненное задание будет получать фрагмент карты нашего округа. Мы много знаем о нашем округе и, я уверена, сумеем собрать карту целиком.
В нашей викторине участвуют две команды. Команда «Югорчата» и команда «Буровички».
Задание №1. Собрать герб и флаг Югры. Детям раздаются разрезные картинки.
Дети выполняют задание.
Командирам вручаются фрагменты карты.
Воспитатель: Задание №2. Вам предстоит правильно ответить на мои вопросы.
Вопросы команде «Буровички»:
1.Назовите столицу нашего округа. (Ханты-Мансийск)
2. Назовите большие реки нашего округа. (Обь, Иртыш)
3.Назовите города нашего округа (Покачи, Радужный, Мегион, Лангепас, Нижневартовск, Сургут, Нефтеюганск, Пыть-Ях)
Вопросы команде «Югорчата»:
4. Назовите богатства нашего края? (нефть, газ, рыба, ягоды, орехи, грибы)
5.Назовите коренных жителей нашего округа (ханты и манси)
6.Назовите, чем занимаются ханты и манси? (оленеводство, рыболовство, сбор ягод, орехов и грибов)
Командирам вручаются фрагменты карты.
Задание №3. Педагог включает компьютерную игру.
Воспитатель: На многие километры в нашем крае простирается тайга. А в тайге растут деревья и кустарники, грибы и ягоды. В лесу можно встретить разных животных, птиц. Выберите картинки с теми животными и птицами, которые, вы считаете, встречаются в нашем округе. Выполняет задание команда «Югорчата». Дети выполняют задания.
Воспитатель: теперь задание выполняет команда «Буровички». Выберите картинки с теми растениями, которые, вы считаете, встречаются в нашем округе.
Дети выполняют задание.
Командирам вручаются фрагменты карты.
Воспитатель: наш край очень суровый, но удивительно красивый. Поэтому люди сочиняют о нем стихи, пишут песни. Звучит мелодия ханты-мансийской песни.
Демонстрируются на экране пейзажи.
Воспитатель читает стихотворение:
В тайге поскрипывают ели, смола стекает словно мед.
Вдруг шишка, сорванная ветром, как птенчик на ладонь порхнет.
Дождь прибежит с далеких сопок, и зажелтеет зверобой.
А сколько тут звериных тропок – побродим по тайге с тобой!
И поглядим, кто в дуплах, норах, кто гнезда на вершинах вьет,
Кто в синих прячется озерах и в речках медленных живет.
Воспитатель: Задание №4. Участники викторины, прочитайте стихи об округе.
Дети читают стихи. Командирам вручаются фрагменты карты.
Задание №5. Чтобы получить последний фрагмент карты нашего округа, вы, ребята, должны объединиться в одну команду и все вместе отгадать тот предмет, который находится в этом сундучке. Задайте мне вопросы о свойствах и качествах этого предмета. Если вы будите внимательны, то ответы на вопросы помогут вам отгадать предмет.
Воспитатель выставляет на доску мнемотаблицу.
Дети задают вопросы:
Этот предмет белого цвета? (Нет) черного? (да)
Этот предмет твердый? (нет) жидкий? (да)
Этот предмет имеет запах? (да)
Этот предмет природный или рукотворный?( природный)
Этот предмет находят на земле или под землей? (под землей)
Как используют этот предмет? (из него делают топливо для транспортных средств, пластмасс, даже игрушки)
Дети отгадывают, что этот предмет –нефть. Воспитатель достает емкость с нефтью. Дети рассматривают жидкость.
Воспитатель: чтобы добыть для страны нефть и газ, и днем и ночью в нашем округе трудятся нефтяники.
Дети получают девятый фрагмент карты. Дети собирают карту на доске.
Заключительная часть.
Ребята, вы уже много знаете о нашем родном крае, поэтому смогли ответить на вопросы викторины и собрать карту нашего округа. Мы молодцы. Давайте скажем добрые красивые слова о нашем крае.
Воспитатель:
Скажите мне, пожалуйста,
За что вы любите свой край?
-здесь красиво
-здесь чистый воздух
-здесь богатые леса, можно собирать грибы и ягоды
-здесь живут мои друзья, мои родные
Что вы пожелаете своему краю в День его рождения?
- Процветать
- Становиться красивее, чище.
Чтобы жители были счастливыми и здоровыми.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Мой край родной - Югра"
Расширять представление детей о природе родного края, его животном мире.Воспитывать любовь и интерес к своей Родине – месту, где дети живут и растут....
"Мой край родной - Югра"
Расширять представление детей о природе родного края, его животном мире.Воспитывать любовь и интерес к своей Родине – месту, где дети живут и растут....
КВН-“Мой край родной - Югра”
Закрепление знания детей о родном крае - ХМАО-Югра....
Проект "Наш край Родной-ЮГРА"
Проект...
Конспект занятия "Мой край родной-Югра"
В дошкольном возрасте у детей необходимо формировать представления о мире, которое начинается с самого родного и близкого, того, что окружает ребёнка - с семьи, детского сада, улицы на которой он живё...
Конспект ООД для детей старшей группы "Люблю тебя - мой край родной - Югра"
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад№7 «Незабудка» корпус №3.г. Мегион Конспект ООД для детей ст...
Проект «Наш край родной - Югра».
Данный проект рассчитан для детей среднего дошкольного возраста. Он способствует формированию нравственно – патриотических чувств, взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, бережному отношени...