Кружок "Мир загадок"
рабочая программа
Составление и отгадывание загадок как одна из форм работы по речевому развитию дошкольников с нарушениями речи.
На современном этапе, в условиях динамичного развития общества повышаются требования к самостоятельным, инициативным, творческим людям. Однако на сегодняшний день всем воспитателям, хорошо известно, как неуклонно, в последнее время, растет количество детей с различными нарушениями речи.
Создание условий для развития способностей детей дошкольного возраста является частью глобальной проблемы развития интеллектуально-творческого потенциала личности. В современных педагогических системах существуют методики, позволяющие активизировать интеллектуально-творческий потенциал детей.
Одной из таких методик является методика отгадывания загадок.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mir_zagadok.docx | 32.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа кружка
"Мир загадок"
Выполнила
Старший воспитатель:
Монгуш А.С.
с Барлык-2021г
Содержание
1.Пояснительная записка………………………………………………..3
1.1Цели и задачи ………………………………………………………...5
1.2. Планируемые результаты освоения Программы …………………6
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Перспективно-календарное планирование кружка……………….7
2.2 . Формы, методы, приёмы реализации Программы ………………8
2.3 . Особенности взаимодействия с семьями воспитанников ……..10
2.4. Педагогический мониторинг …………………………………….11
2.5 Список детей………………………………………………………..12
III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1 Организация режима занятий ……………………………………..12
3.2 Материально-техническое обеспечение Программы ……………13
Методическая литература ……………………………………………..14
Приложение …………………………………………………………15-18
Пояснительная записка
Составление и отгадывание загадок как одна из форм работы по речевому развитию дошкольников с нарушениями речи.
На современном этапе, в условиях динамичного развития общества повышаются требования к самостоятельным, инициативным, творческим людям. Однако на сегодняшний день всем воспитателям, хорошо известно, как неуклонно, в последнее время, растет количество детей с различными нарушениями речи.
Создание условий для развития способностей детей дошкольного возраста является частью глобальной проблемы развития интеллектуально-творческого потенциала личности. В современных педагогических системах существуют методики, позволяющие активизировать интеллектуально-творческий потенциал детей.
Одной из таких методик является методика отгадывания загадок.
Загадки – одно из древнейших средств народной педагогики. Это одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений.
Развивающие возможности загадки многообразны: воспитание находчивости, сообразительности, быстроты реакции; стимуляция умственной активности; развитие мышления, речи, памяти, внимания, воображения; расширение запаса знаний и представлений об окружающем мире; развитие сенсорной сферы.
В детском саду загадки используются как дидактическое, увлекательное средство в обучении детей и организации их досуга.
Известные русские фольклористы В.И. Даль, И.А. Худяков, Д.Н. Садовников, М.А. Рыбников немало посвятили трудов русской загадке. В педагогической практике данной проблемой занимались Ю.Г. Илларионова, Н.Е. Водовозова.
Легко отгадывает загадки тот, кто хорошо представляет себе предметы и явления, о которых идет речь. И если смотреть на окружающий мир внимательными, зоркими глазами, замечая всю красоту и богатство его, то всякий мудреный вопрос, любое иносказание в загадках будет разгадано.
Все это очень актуально и в отношении детей с нарушениями речи. Отгадывание и придумывание загадок оказывает влияние на разностороннее развитие речи детей. Загадки обогащают словарь за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления об их переносном значении. Они помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее.
Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения. Умение четко выделить наиболее характерные, выразительные признаки предмета или явления, умение ярко и лаконично передавать образы предметов развивает у детей "поэтический взгляд на действительность".
Для создания в загадке метафорического образа употребление различных средств выразительности (приема олицетворения, использование многозначности слова, определений, эпитетов, сравнений, особой ритмической организации) способствуют формированию образности речи детей дошкольного возраста.
Загадки развивают в ребенке догадливость, сообразительность. Говоря другими словами, загадка указывает на особые признаки и свойства, которые присущи только загадываемому предмету. На сходстве и отрицании сходства между предметами она и основана. Это свойство загадки вводит ребенка в размышление о связях между явлениями и предметами окружающего мира, а также об особенностях каждого предмета и явления.
Предметность, конкретность загадки, направленность на деталь делают ее отличным приемом дидактического воздействия на детей. В своей работе вы можете предлагать детям загадки в начале занятий, наблюдений, бесед. В подобных видах работы загадка вызывает интерес и дает повод для более подробного разговора об интересующем объекте или явлении. Данные формы фольклора вносят "живую ноту" в занятия, они заставляют по-новому взглянуть на те или иные предметы, увидеть необычное, интересное в давно примелькавшихся вещах.
Я предлагаю использовать загадки не только в начале и в процессе деятельности, но и в ее завершении. Например, рассматривая предметы, сравнивая и сопоставляя их, находя сходство и различие между ними, дети приходят к выводам и выражают их словом. Загадка может служить при этом своеобразным завершением и обобщением процесса деятельности, помогая закрепить в сознании детей признаки предмета. Этот прием помогает конкретизировать представления детей о характерных свойствах предмета или явления. Таким образом, загадки помогают детям понять, как, емко и красочно, по-разному используя языковые средства, можно сказать об одном и том же.
В практике педагогов, занимающихся с детьми с различными нарушениями в развитии речи, загадка широко используется. Главная особенность загадки состоит в том, что она представляет собой словесно-логическую задачу. Отгадать загадку – значит ответить на вопрос, т.е. совершить сложную мыслительную операцию. Предмет, о котором идет речь в загадке, скрыт, зашифрован и способы его расшифровки различны.
По типу логической задачи, характеру умственной операции, необходимой для решения, загадки можно условно разделить на три группы.
К загадкам первого уровня сложности относят:
-загадки, основанные на перечислении признаков предмета, явления (величина, форма, цвет, вкус, звучание, движение, материал, назначение);
-загадки с перечислением признаков, в которых зарифмовано слово-отгадка.
Отгадывание таких загадок основано на элементарном анализе (выделении признаков) и синтезе (объединение их в одно целое). Достаточное количество признаков позволяет производить необходимые умственные операции и успешно решать логическую задачу.
Загадки второго уровня сложности включают:
- загадки, в которых характеристика предмета дается кратко, по 1-2 признакам нужно восстановить целостный образ предмета;
- загадки, основанные на отрицании или сопоставлении предметов, на сравнении предметов или явлений.
Чтобы решить подобную логическую задачу, ребенок должен быть знаком с указанным в ней признаком, должен уметь выделить его, связать по ассоциации с другими признаками, не названными в загадке. Это возможно при наличии достаточно полных представлений о предмете, явлении.
Загадками третьего уровня сложности являются метафорические загадки. Отгадывая эти загадки, дети проникают в скрытый смысл метафоры, выделяют сходство, общие черты в предметах и явлениях на первый взгляд далеких друг от друга.
При определении уровня сложности следует учитывать следующие факторы: тип логической задачи и характер умственной операции, которую следует выполнить ребенку при отгадывании загадки; доступность изобразительно-выразительных средств загадки для детей с различными уровнями речевого развития; сложность композиционно-синтаксической структуры загадки (предложение-вопрос, односоставное предложение, использование однородных членов предложения и т.д.)
Придумывание загадок сложнее, чем их отгадывание. На первых порах дети с трудом придумывают загадки по образцу данной загадки. Но чем больше эта работа проводится, тем интереснее загадки придумывают дети и с большим желанием. Изучая темы по познавательному развитию, рекомендуется, учить детей придумывать загадки на все предметы: овощи, фрукты и домашних животных, вещи, мебель и другие предметы. Детям очень нравится вид этой творческой работы. Придуманные загадки можно записывать в оформленные альбомы. Потом их использовать в работе: на занятиях, в игре.
Условиями, обеспечивающими правильное понимание и правильное отгадывание загадок, а так же желание заниматься данной деятельностью, являются:
- предварительное ознакомление детей с предметами и явлениями, о которых говорится в загадке;
- продумывание педагогом способа использования загадок, характер и манера их преподнесения;
- уровень развития речи детей;
- учет возрастных особенностей и возможностей дошкольников.
Главной целью является создание условий для коррекции речевых нарушений детей и развития их познавательных и коммуникативных качеств посредством овладения умением отгадывать загадки.
Задачи:
- развитие речи детей и коррекция ее нарушений;
- развитие познавательных способностей, произвольной регуляции деятельности, эмоционально – личностной сферы;
- развитие эстетических способностей.
Сроки реализации программы кружка: один учебный год (с сентября 2021г. по май 2022г.)
Категория детей: воспитанники старшего дошкольного возраста
Форма организации детей: групповая
Режим занятий: 1 раза в неделю
Этапы реализации кружковой работы:
1. Подготовительный (сбор информации о проблеме):
∙ Подбор методической, научно-популярной и художественной литературы, иллюстративного материала по данной проблеме.
∙ Составление перспективного плана мероприятий по формированию
умения отгадывать загадки.
∙ Привлечение родителей к решению проблемы.
∙ Подбор материала для деятельности по созданию книги загадок.
2. Основной (реализация кружковой работы):
• Организация игрового взаимодействия.
• Выставка книг с загадками.
• Рассматривание иллюстраций.
. Беседы.
. Наблюдения.
• Деятельность в соответствии с тематическим планированием.
• Проведение индивидуальных и подгрупповых консультаций.
• Родительское собрание «Использование загадки в воспитании детей
старшего дошкольного возраста».
3. Итоговый:
∙ Конкурс загадок;
∙ Презентация книги-сборника загадок «Угадай-ка»;
∙ Анализ результатов.
Ожидаемые результаты:
- Повышение уровня речевого развития детей старшего дошкольного возраста;
- Овладение умением конструировать и отгадывать загадки;
- Повышение мотивации к познавательной деятельности через отгадывание загадок;
- Сформированность у детей навыков общения со сверстниками и взрослыми.
План работы на год
Раздел | Сроки | Содержание работы | Практическая работа |
Изучение методической литературы | Сентябрь - май | 1. Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки, детский фольклор. - М.: Учпедгиз, 1957. 2. Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки. – М.: Просвещение, 1985. 3. Кудрявцева Е. Использование загадок в дидактической игре. // Дошкольное воспитание.-1986 - №9. 4. Хмелюк М. Использование загадок в работе с детьми. // Дошкольное воспитание – 1993 - №7 | |
Работа с детьми | Сентябрь | Загадки об овощах и фруктах. | Дидактическая игра «Отгадай загадку и объясни отгадку».Беседы |
Октябрь | Загадки о деревьях | Вечер развлечений «Загадки лесовичка». Чтение художественной литературы и рассматривание иллюстраций о | |
Ноябрь | Загадки о животных и насекомых | Выставка рисунков «Отгадки к загадкам». | |
Декабрь | Загадки о птицах | Дидактическая игра «Отгадай загадку и объясни отгадку». Составление альбома загадок о птицах. Чтение художественной литературы о птицах. Наблюдения. | |
Январь | Загадки об игрушках, сказочных героях. | Конкурс загадок «В гостях у Угадай-ки». Чтение художественной литературы и рассматривание игрушек. | |
Февраль | Загадки о транспорте и о профессиях на стройке. | Дидактическая игра «Отгадай загадку и объясни отгадку». | |
Март | Придумывание загадок детьми. | Выставка семейных рисунков по придуманным загадкам. | |
Апрель | Чтение художественной литературы о природе и природных явлениях. | ||
Май | Непосредственно образовательная деятельность на тему: «Отгадай загадку». Программное содержание: развивать ассоциативное мышление, любознательность, наблюдательность и воображение. Обратить внимание детей на художественно-выразительные средства загадок. Учить рассматривать иллюстрации к загадкам. Развивать самостоятельность и творчество в процессе изображения различных предметов и явлений окружающего мира. | Выставка рисунков – работ воспитанников с изображением отгадок к народным загадкам. Коллективное оформление книги детских загадок «Угадай-ка». | |
Работа с семьёй | Сентябрь | Консультация для родителей «Загадка и её роль в воспитании ребёнка». | |
Октябрь | Папка - передвижка «Загадки из детства». | ||
Февраль | Отгадывание загадок. | Семейный конкурс «Вечер загадок». | |
Апрель | Придумывание загадок детьми и их родителями. | Конкурс на лучшую загадку, придуманную родителями совместно с детьми. | |
Май | Открытый просмотр родителями развлечения «Загадки Лесовичка». | Развлечение «Загадки Лесовичка». | |
Самореализация | Февраль | Публикация в СМИ «Влияние загадок на развитие и воспитание детей» | |
Май | Презентация книги-сборника загадок «Угадай-ка»; |
Мониторинг развития интереса у детей к загадкам как к одной из форм фольклора.
Цель мониторинга: определить результативность работы по развитию интереса к загадкам как к одной из форм фольклора.
Объект мониторинга: дети.
Периодичность мониторинга: два раза в год (в начале и в конце года).
Формы работы: наблюдения за детьми в разных видах деятельности, беседы, чтение художественной литературы.
Ф.И.ребенка | Умение детей узнавать загадку среди произведений других жанров | Умение детей определить признаки и свойства предметов и явлений | Умение детей отгадывать загадку | Уровень проявления интереса к загадкам | ||||||||
в | с | н | в | с | н | в | с | н | в | с | н | |
1. | ||||||||||||
2. | ||||||||||||
3. | ||||||||||||
4. | ||||||||||||
5. | ||||||||||||
6. | ||||||||||||
7. | ||||||||||||
8. | ||||||||||||
9. | ||||||||||||
10. | ||||||||||||
11. | ||||||||||||
12. | ||||||||||||
Итого |
Условные обозначения: «в» - высокий уровень, «с» - средний уровень, «н» - низкий уровень.
Литература
- Богоявленская Д. Н. Интеллектуальная активность как проблема творчества. – Ростов-на-Дону: РГУ. – 1983
- Выготский Л.С. Мышление и речь. // Собр. соч. Т.2. М., 1983.
- Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки. -М.: Просвещение, 1976.
- Нестеренко А.А. Страна загадок. -Ростов-на-Дону, из-во РГУ, 1995.
- Поддъяков Н.Н., Сохин Ф.А. Умственное воспитание детей дошкольного возраста. - М., 1998.
- Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания / Под ред. Венгера Л. А. – Москва, 1989
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обучение детей сочиненю загадок с положительным или отрицательным сравнением
В данном материале, созданном по технологии О.Н.Сомковой, представлены задачи работы, основные методы и приемы, результаты по обучению старших дошкольников умению сочинять загадки с положительным или ...
«Составление описательных загадок о животных»
Задачи. Связная речь: учить детей составлять описательный рассказ-загадку о животном.Словарь: активизировать в речи детей прилагательные.Грамматика: совершенствовать структуру и грамматическую правиль...
Тематическая подборка загадок о транспорте
Наиболее полная подборка загадок о различных видах транспорта....
Значение загадок в развитии детей дошкольного возраста и виды загадок
Значение загадок в развитии детей дошкольного возраста и виды загадок...
Многогранность загадок в развитии детей дошкольного возраста и виды загадок
Загадки — необходимый атрибут дошкольного детства, c помощью загадок у детей можно формировать не только любовь к народному творчеству, к родному языку, образному и точному слову, но и развивать мышле...
Методическая разработка Роль загадок в развитии детей дошкольного возраста и виды загадок
Загадки — необходимый атрибут дошкольного детства, однако не всегда взаимоотношения с загадками складываются просто. Иногда прямое и подробное описание знакомого детям предмета не ассоциируется ...
Влияние загадок на речевое развитие детей дошкольного возраста. Методика обучения детей составлению загадок.
Отгадывание и придумывание загадок оказывает влияние на разностороннее развитие речи детей. Загадки обогащают словарь за счёт многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формир...