Обучение детей сочиненю загадок с положительным или отрицательным сравнением
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа) по теме
В данном материале, созданном по технологии О.Н.Сомковой, представлены задачи работы, основные методы и приемы, результаты по обучению старших дошкольников умению сочинять загадки с положительным или отрицательным сравнением.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 213.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД № 40
КИРОВСКОГО РАЙОНА
Сочинение загадки
с «отрицательным» или положительным сравнением
по технологии Сомковой О.Н.
в логопедической группе с детьми с ОНР
(6-7 лет)
Воспитатель Гребнева Т.В.
высшая кв.категория
Санкт-Петербург
2011
Задачи работы: | Основные методы и приемы работы | Результат |
1. Учить детей видеть и понимать сравнения в загадках и в других готовых литературных формах; | Чтение и рассказывание детям литературных произведений, разучивание стихотворений (например, стихотворения Романа Сефа «На свете все на все похоже»): 1. Вопросы к детям (Какие похожие друг на друга предметы нашел поэт? Например: змея – на ремешок из кожи…) 2. Для того, чтобы вспомнить сравнения из текста и воссоздать образы, предложить набор предметных картинок, на которых изображены предметы, о которых говорится в стихотворении. Вспоминая сравнение, ребенок подтверждает картинками их сходство и находит дополнительные новые сходства (Змея длинная и ремешок длинный и тонкий; змея извивается, и ремешок как бы тоже изогнулся; у змеи есть голова, и у ремешка есть застежка (пряжка), она тоже как голова; у змеи торчит язык, а у ремешка как будто тоже язык – в застежке гвоздь, его надо в дырочку вставлять и т.д.) 3. Далее воспитатель предлагает найти различия в предметах (Например, змея живая и кусается, а ремешок – неживой; змеей брюки не застегнешь – укусит! У ремешка нет глаз, а у змеи есть и т.д.) 4. Далее воспитатель предлагает придумать свое сравнение, не такое как у поэта - на что еще похожа змея? (на веревку, которая валяется, на червяка, на шланг от душа и т.д.) 5. Предложить детям зарисовать придуманные ими или запомнившиеся сравнения к одному из предметов. Для этого предлагались карточки. На левой стороне листа надо было изобразить сам предмет, а правую сторону разделить на столько частей, сколько сравнений придумал, и в каждой части нарисовать похожий предмет. |
|
2. Учить самостоятельно создавать образные сравнения, находя сходство между предметами и объектами окружающего мира; | Дети учатся находить основания для сравнения двух предметов в процессе постепенно усложняющихся дидактических игр и упражнений: 1. Найти сходные предметы по готовому основанию для сравнения: Найдите на участке все зеленые предметы. Назовите все предметы, которыми можно копать». 2. Введение дополнительного условия, например: «Назовите те предметы, которые бывают только оранжевыми» 3. Дети сами должны найти основание для сравнения и по ним отыскать сходные предметы. Предложить подобрать к предмету-образцу ряд похожих на него «предметов-братьев» и объяснить свой выбор. 4. Зарисовать придуманные ребенком сравнения. Дети получают лист бумаги, разделенный на 9 равных частей. В центре листа они рисуют предмет-образец, а клетки вокруг заполняют изображениями его «предметов-братьев». После рисования дети объясняют свои рисунки, рассматривают и оценивают работы друг друга. Во время оценивания учитывается количество и точность придуманных сравнений, особенно поощряется самостоятельность и творчество детей. | |
3. Развивать умение сочинять загадки на основе сравнения предметов | Работа проводится в книжном уголке и в уголке художественно-речевой деятельности: 1. В книжный уголок вносится новая книга с загадками 2. Воспитатель вместе с детьми рассматривает книжку, читает загадки со сравнением. 3. Предложить детям отгадать загадку и обосновать отгадку, найти сравнение в загадке и объяснить его. (С каждой загадкой отмечается более внимательное и осмысленное отношение детей к тексту, совершенствуется умение видеть и понимать образность языка загадок). 4. Коллективное составление загадок: водящий выходит из комнаты. Дети в его отсутствие выбирают предмет, о котором будет придумана загадка, и каждый из них находит свое сравнение к предмету. Водящий возвращается, дети по очереди называют свои сравнения. По ним идет узнавание предмета. Затем дети оценивают, какое сравнение больше всех помогло отгадать предмет, какое было самым трудным и интересным. Автор наиболее точного и образного сравнения становится победителем. Например: сравнения придуманные детьми про настольную лампу: по форме – как гриб; светит как маленькое солнце; со шнуром, как утюг; включают, как телевизор. 5. Придуманные детьми сравнения записываются воспитателем. 6. Записанные сравнения читаются все вмести, и делается вывод, что получилась загадка. 7. Воспитатель подводит детей к обобщению, как получилась загадка: каждый придумал, на что похожа лампа, а вместе получилась загадка. 8. Анализ придуманных сравнений: какое сравнение больше всего помогло отгадать загадку, а какое сравнение сделало загадку трудной? 9. Для закрепления умения детей соединять сравнения в загадку используются заполненные детьми карточки-рисунки. По своим заполненным карточкам из девяти клеток детям предлагается «прочесть» загадку. Сначала это делает воспитатель по карточке ребенка, затем каждый ребенок берет свою карточку и составляет по ней загадку.
|
Зарисовки детей к загадкам:
Загадки детей:
ПТИЦЫ:
Милена Смирнова:
Умеет летать, но не самолёт;
Откладывает яйца, но не крокодил;
Знает дорогу, но не карта;
У него есть хвост, как веер;
Живет с человеком, но не домашний;
Носит письма, но не почтальон
(голубь)
Кирилл Кузин:
Откладывает яйца, но не черепаха,
Летает, но не муха;
Лечит, но не доктор,
Делает дырки, но не дрель.
(дятел)
Саша Попов:
Он хищник, но не волк,
Летает, но не вертолет,
Видит далеко, но не бинокль.
(орёл)
Витя:
Плавает как лодка
Летает как самолёт
Откладывает яйца как черепаха.
(утка)
Артём Бойков:
Лечит деревья, но не врач,
Стучит, но не молоток,
Летает, а не шарик.
(дятел)
Катя:
Умеет летать, а не бабочка,
Живет в дупле, а не белка,
Откладывает яйца, а не змея,
Ловит мышей, а не кошка.
(сова)
Витя:
Летает, а не шарик,
Откладывает яца, но не змея,
Ворует крошки, но в тюрьму его никто не сажает.
(воробей)
ЗВЕРИ:
Арина Борисова:
Живёт в дупле, а не сова,
Собирает грибочки, но не ёжик;
Прыгает, но не заяц,
С пушистым хвостом, но не лиса.
(белка)
Милена Смирнова:
Ползает как улитка,
Длинная как веревка,
Откладывает яйца как птица.
(змея)
МАСЛЕНИЦА
Кирилл Кузин:
Круглый, как солнце,
Жёлтый как луна,
Жарят на сковородке, а не картошка
(блин)
ПОСУДА:
Настя Метёлкина:
Может быть глубокой как море и мелкой, как ручей,
Круглая как солнце,
Со стенками как у дома и дном, как у реки.
(тарелка)
Милена Смирнова:
Она может кипятить воду, но не чайник.
У нее есть стенки, как у дома.
Две ручки, но это не ребенок,
Есть дно, но не море.
(кастрюля)
Артём Бойков
У нее есть донышко, но не речка,
Есть ручки, но не супница,
В ней можно варить еду.
(кастрюля)
Катя:
Металлический, но не вилка,
Может отпиливать, но не пила;
Есть ручка, но не пишет.
(нож)
Андрей Братерский:
Она круглая, как колесо,
Ее убирают в шкаф,
Ее моют, с нее едят.
(тарелка)
Кирилл Кузин:
У неё есть ручки, но не дверь,
Есть крышка, но не коробка;
Есть, но не речка,
Есть стенки, но не дом.
(кастрюля)
ИНСТРУМЕНТЫ:
Катя:
Дружит с ниткой, нос как у дятла,
Может ужалить как пчела.
Шьёт, но не машина.
(иголка)
Милена Смирнова:
Зубы как у крокодила,
Ездит вперед и назад как утюг,
Грызет деревья, а не бобер.
(пила)
Арина:
У нее один острый зуб,
Режет траву как ножницы.
(коса)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/14/picture-302911-1381765582.jpg)
Творческая мастерская по обучению детей сочинению сказок в старшей группе(5-6 лет)
Творческая мастерская по обучению детей сочинению сказок в старшей группе(5-6лет).«САЛАТ ИЗ СКАЗОК». Поповцева Ольга Валерьевна, воспитатель МБДОУ «Детский сад №69 «Остров...
![](/sites/default/files/pictures/2015/12/21/picture-725905-1450722030.jpg)
Картотека игр и игровых упражнений по обучению детей сочинению сказок
Работа с детьми по сочинению сказок должна носить сначала коллективный характер, потом подгрупповой, затем дети составляют текст вдвоем или втроем. Далее ребенок сам сочиняет сказку по определен...
![](/sites/default/files/pictures/2023/10/08/picture-607612-1696747499.jpg)
«Метод наглядного моделирования как способ обучения детей сочинению сказок»
Цель мастер - класса: обучить участников мастер - класса сочинять сказки методом наглядного моделирования. [[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"10125834","attribute...
![](/sites/default/files/pictures/2017/06/06/picture-712937-1496765856.jpg)
Консультация для родителей на тему: "Обучение детей сочинению и рассказыванию сказок"
Данный материал позволит вам познакомить родителей со спецификой значимостью и основными аспектами обучения детей составления творческих рассказов....
![](/sites/default/files/pictures/2022/12/25/picture-129470-1671983379.jpg)
Картотека игр и игровых упражнений по обучению детей сочинению сказок
Работа с детьми по сочинению сказок должна носить сначала коллективный характер, потом подгрупповой, затем дети составляют текст вдвоем или втроем. Далее ребенок сам сочиняет сказку по определенной мо...
![](/sites/default/files/pictures/2018/11/25/picture-1086119-1543158545.jpg)
«Обучение детей сочинению сказок»
В.А Сухомлинский подчёркивал, что «сказка – это активное эстетическое творчество, захватывающее все сферы духовной жизни ребёнка, его ум, чувства, воображение, волю. Оно начинается у...
![](/sites/default/files/pictures/2017/12/17/picture-961615-1513523581.jpg)
Влияние загадок на речевое развитие детей дошкольного возраста. Методика обучения детей составлению загадок.
Отгадывание и придумывание загадок оказывает влияние на разностороннее развитие речи детей. Загадки обогащают словарь за счёт многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формир...